Балаба^шада тэрбиешi - бала бойына бiлiм нэрш ce6eTiH басты т^лга. Ягни, балаларды тэрбиелеуде тиiмдi жагдайлар жасау квбiне тэрбиешiге тшелей байланысты. Сондыщтан жацашыл тэрбиешiнi даярлауга ^ойылатын талаптар студенттердi - ертецп тэрбиешiлердi о^ытудыц жаца тYрлерiмен ^аруландыра отырып, rçазiрri уа^ыттзгы балаба^ша талабына сай кэсiптiк дагдыларды игеруге багытталган о^ытудыц жаца жолдарын енгiзудi кездейдь Дорыта келгенде, болаша^ тэрбиешiлердi кэшби эрекетке даярлау аса кекейкестi, кезек кугпрмейтш вткiр мэселе екендiгiн айгакгайды.
Ка^рп уа^ытта мектепке дейiнгi тэрбие 6ykm ^огамды^, жалпы халыщтыщ ю болып отыр, себебi ^огам вмiрiндегi взгерiстер жан-жакгы дамыган, бiлiмдi, парасатты жаца адам тэрбиелеп, всiрудi талап етедi.
Осы тэрбие д^рыс жолга ^ойылган жагдайда гана мектептердегi о^у iсiнiц сэттi болатыны ай^ын. Бала тэрбиесшщ жвргектен басталатыныц ескертсек, баланыц а^ыл ойын, тiлiн, вмiрге ^штарлыгын дамыту, оларды о^у процесiне дайындау, адамгершiлiк нышандарын, ецбекке икемдiлiгiнiц бастамасын ^алау осы мектепке дейiнгi жYЙелi тэрбиенiц нэтижесiнде жYзеге асырылады.
Элемдш бiлiм кецiстiгiнде мектепке дейiнгi педагогиканыц мэселелерiн шешуде тэрбиелеу мен бшм берудiц жацаша жетiлдiрiлген эдiс-тэсiлдерiн iздестiру, Yнемi жацалывда жол ашу багыттары ^арастырылуда. Fасырдан астам тарихы бар жэне элемдш ^огамдасты^та балаларга мектепке дешнп тэрбие мен бiлiм берудщ негiзгi нысаны ретiнде сыннан вткен балаба^ша бYгiн де Yздiксiз бшм берудiц алгаш^ы баспалдагыныц Yлгiсi болып ^алып отыр.
БYгiнгi тацда, мектептер мен балаба^шалардагы о^у тэрбие ж^мысыныц бiрнеше аспектiлерiн ^арауымыз тиiс, соныц бiрi бiлiм мен тэрбиенi ^йымдастырудыц жYЙесi.
ЭДЕБИЕТТЕР Т1З1М1
1. Елбасы Н.Э Назарбаевтыц Казахстан хал^ына жолдауы. Астана 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 ж.
2. «Бшм жэне жеке т^лга» багдарламасы. -А., 2003 ж.
3. Республикальщ Fылыми-эдiстемелiк журнал. « Мектепке дешнп бшм». №2. 2005.
4. Назарбаев Н.Э «Инновациялар мен о^у бiлiмдi жетiлдiру ар^ылы бiлiм экономиясы» Алматы, 2006
5. Каза^сатан Республикасыныц мемлекеттiк жалпыFа мiндеттi бiлiм беру стандарты. Астана, 2004.
6. Елбасы Н.Э Назарбаевтыц Казахстан хал^ына жолдауы. «Дамыта о^ыту» Алматы,1999 ж
7. «БалабаrçшадаFы о^ыту» Алматы, «Мектеп» 1987 ж.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
докторант Оралбекова А. К. к. п. н., доцент Арзымбетова Ш. Ж.
к. п. н., Абишева Л. П.
Республика Казахстан, г Алматы, КазНПУ им. Абая, Республика Казахстан, г. Шымкент, ЮКГПИ
Abstract. This article discusses the features of the formation of information and communication competence of the future teachers of primary school in the conditions of inclusive education. Due to insufficient information and communication competence of primary school teachers, the problem of mastering by younger schoolboys of ICT remains essentially unresolved: as almost not used in the educational information and communication pattern during learning activities with the use of modern ICT; elementary school students in a small degree of mastering information technology in
everyday life do not apply information technology in solving educational and practical tasks. The solution to this problem is largely due to the peculiarities of formation of information and communication komptentnostyu future teachers, which are determined by the peculiarities of formation and development of the whole informatization of Kazakhstan education and particularly primary education. By identifying these features, you should identify the causes of the contradictions, that, on the one hand, there is a need for the ICT education elementary school process, according to the state, society, teachers, parents, and on the other hand, failure to provide it because of the unavailability of teachers frame elementary school to the implementation of ICT in the educational process.
Keywords: information and communication competence, inclusive education, the future teacher of primary school
На данном этапе развития цивилизации проблематика инклюзивного образования актуализируется в различных культурах, дискутируется его значимость и приоритетность перед другими формами обучения детей и подростков. Теория и практика становления инклюзивного образования в западных странах имеют более раннюю в сравнении с Казахстаном и историю инклюзивного обучения детей. В западных странах реализуется особо эффективная организация инклюзивных стратегий обучения и отмечается массовая практика инклюзивного обучения типичных и нетипичных детей, действенные технологии включения нетипичных детей в общеобразовательную структуру и выражены субъектные позиции всех участников инклюзивного образования.
Важным направлением модернизации образования в Республике Казахстан на протяжении последних десятилетий является его информатизация, внедрение в практику современных образовательных технологий, которые В.И. Загвязинский понимает как «способ и средство сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об иучаемом объекте» [1].
На современном этапе развития начальной школы ее ученики имеют, как правило, опыт взаимодействия с различными устройствами обработки, передачи, хранения, и представлеия информации в повседневной жизни и испытывают большой интерес к использованияю их в качестве средства для проведения досуга.
Интересно, что научные исследования затрагивают различные аспекты проявления воздействий ИКТ в обучении на развитие младших школьников и опираются на дидактическую структуру обучения, на требования к организации деятельности ребенка с применением инф и омм.технологий с учетом развитости интеллектуальных структур младших школьников и индивидуальных особенностей их развития.
Однако по-прежнему, в связи с недостаточным уровнем информационная и коммуникационная компетентность учителя начальных классов, проблема овладения младшими школьниками ИКТ остается практически неразрешенной: т.к. почти не используется в учебном процесе информационные и коммуникационные виды учебной деятельности с применением современных ИКТ; учащиеся начальной школы в малой степени осваивая информационные технологии, в повседневной жизни совсем не применяют информационные технологии в решении учебных и практических задач.
На нащ взгляд, к числу наиболее сложных задач в повышении эффективности применения ИКТ в целом в системе профессионального образования, является задача формирования ИКК будущих учителей начальных классов
Решение этой задачи во многом обусловлено особенностями формирования информационной и коммуникационной комптентностью будущих учителей, которые определяются особенностями становления и развития в целом информатизации казахстанского образования и конкретно начального образования. Выявляя эти особенности, следует определить причины, противоречия, того, что, с одной стороны, имеет место потребность в ИКТ образовательного процесса начальной школы, по мнению государства, общества, педагогов, родителей, а с другой стороны, неспособность это обеспечить по причине неготовности пед.кадров начальной школы к реализации ИКТ в образовательном процессе.
Поиск особенностей формирования ИКК будущих учителей начальных классов осуществляется нами в связи с необходимостью определения условий эффективного формирования ИКК будущих учителей.
Существенным фактором, затрудняющим использование ИКТ в начальной школе, является некомпетентность учителей начальных классов в информационном и коммуникационном образовательном процессе; неготовность высших учебных заведений на
достаточном уровне обеспечить подготовку будущих учителей начальных классов в соответствии с новыми требованиями к информатизации образовательного процесса., обозначенными в рамках компетентностного подхода.
Некоторые исследователи такие как, Б.С. Гершунский, Н.Ф. Талызина и др. обращают внимание на то, что современные информационные технологии могут эффективно использоваться в качестве средства обучения, воспитания и развития [2, 3].
В соответствии с логикой нашего исследования, нам необходимо определить особенности формирования ИКК будущих учителей начальных классов.
Осуществляя поиск особенностей формирования ИКК будущих учителей начальных классов исследователь Быков С.А., опирается на отличительные особенности самой ИКК, которых он определяет в своих научно-методических разработках [4].
-оптимальностью, так как стремительное развитие инф.ком. сферы требует подготвки будущих учителей начальной школы к оптимальной информационной и коммуникационной деятельности, позволяющей результативно выполнять возникающие проф.задачи с использованием ИКК технологией;
-приоритетностью, так как все больший вес в профессиональной деятельности будущих учителей начальных школы приобретают ИКК;
-динамизмом, так как при подготовке будущих педагогов начальной школы в области ИКК уже недостаточно опираться только на современное состояние информатизации общества, необходимо ориентироваться на тенденции информационная и коммуникационная развития;
-адаптивностью, так как формирование ИКК будущих учителей начальных школы способствует успешной его социализации и адаптации в обществе;
-интегративностью, так как формирование ИКК будущих учителей начальных школы пронизывает все виды профессиональной компентности и существенным образом способно усилить интеграционные процессы профессиональные педагогические подготовки как на этапе обучения в вузе, так и в последующей профессиональной деятельности.
-инновационностью, так как ИКК существенно влияют на обновление методики работы будущих учителей начальной школы на уроке, во внеурочной деятельности, а также вне педагогической деятельности. (поиск, обработка, накопление и систематизация информации, самосовершенствование и саморазвитие, подготовка к занятиям и.т.д.) на обновление, связанное с изменением функций и роли учителя начальных классов, владеющих ИКТ; на обновление характера взаимоотношений с коллегами, с учениками и их родителями. и.т.д.
-пропедевтичностью, так как учитель начальных классов стоит у истоков формаровании информационных умений школьников; так как ИКК будущих учителей начальных классов требует от педагогического работника определенных умений и навыков работы с компьютером для решения широкого круга задач в дальнейшем (компьютерная грамотность; грамотный набор и оформление текста при подготовке дидактического материала к занятию; подготовка нормативных документов; поиск информации и сетевое общение; представление информации широкому кругу пользователей сети Интернет, владение полным набором пользовательских, ориентировочных и инструментальных умений и дугих задач);
К числу особенностей формирования ИКК будущих учителей на современном этапе информатизации отечественного образования следует отнести возникшую ситуацию многообразия его программно-методического обеспечения. Прикладные и авторские программные средства, разработанные не только научно-исследовательскими институтами, учреждениями, но и коммерческими предприятиями, региональными центрами информатизации образования, частными лицами широко используется в системе образования. Все эти продукты различного уровня по качеству, сложности, дидактической ценности и возникает проблема их выборв учителем в соответсвии с образовательными целями и задачами. Следовательно, учитель должен владеть умениями, связанными с экпертизой этих продуктов: умениями осуществлять выбор, экспериментальную проверку эффективности различных видов педагогических программ средствами системного обеспечения; освоение возможностей Интернет и умелое дидактическое целенаправленное использование его возможностей; умения по отбору оптимальных и целесообразных электронных материалов; умения по созданию отдельных электронных материалов [5].
Начало ХХ1 века означено активным развитием научных представлений об особенностях программно-методической базой информатизации образования, его научно -методического обеспечения; сформирован новый взгляд на классификацию электронных
продуктов и др. Все эти достижения науки повлияли на соержание ИКК буд.учителя нач.классов, которыми он должен овладеть на этапе обчения в вузе:
-владение в педагогических целях различными сетевыми технологиями, такими как электронная почта, тематические спики рассылки, электронные жцрналы и конференции, «чаты», видеоконференции, 1Р телефония и.т.д.
-владение умениями дизайна цифровых образовательных материалов, способствующих эффективности обучения, повышению мотивации к учбной работе с применением ИКТ учит.начальных классов;
-владение программно-методическим обеспечением образовательного процесса в начальной школе в условиях инфоматизации общества [4].
Формирование ИКК студентов, будущих учителей, на вузовском этапе обучения имеет организационные особенности: учет различных организационных форм прменения комп.технологий в начальной школе; использование средств для одновременного тестового или иного электронного контроя с применением мобильного компьютерного класса (комплект ученичексих ноутбуков); организация предметных уроков на базе информациооных школьных центров при использовании коллективного способа обучения, особенно обобщения и систематизации изученного материала; применения персонального компьютера с возможностями использования проектной аппаратуры на уроках математики, казахского языка, окруающего мира и других предметов для индивидуального обучения, проектной деятельности и.т.д. [6, 7].
Исследователь А.В. Молокова на основе применения электронных учебных материалов на различных этапах урока в начальной школе выявила ряд приемов их использования для решения конкретных дидактических задач с учетом психолого-педагогических ососбенностей младших школьников, а в нашем случае это дети с ограниченными возможностями. Особо она выделяет приемы, направленные на активизацию самостоятельной учебной деятельности обучающихся, то согласуется с нашими взглядами на исследуемую проблему [8].
Таким образом выделенные нами особенности формирования ИКК будущих учителей начальной школы позволяют исследовать педагогические условия, необходимые для эффективного формирования ИКК будущих учителей начальных классов на этапе обучения в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Загвзязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.; Изд.центр «Академия», 2001. 206 с.
2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 1987. 16 с.
3. Талызина Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс - научную основу. Сов. Педагогика, 1985. № 12 С.34-38
4. Быков С.А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов. диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08, Новокузнецк, 2009, - 175 с. : ил.
5. Гоферберг А.В. Формирование инф.комп.студентов вуза с помощью инф.технологий. Сборник материалов научно-прак.конф./ «XIV Ершовские чтения» Ишим, Изд-во: ИГПИ им. П.П. Ершова, 2004. С 66-68
6. Меламуд В.Э. Принципы формирования информационно-коммуникационной культуры в образовании. Мир психологии, 2005. №1 С.136-141
7. Панина Т.С. Формирование ИКТ-компетентности педагогических работников системы профессионального образования./ Т.С. панина [ и др.] под.общ.ред. Т.С. паниной. Кемерово: ГОУ КРИРПО, 2008. 336 с.
8. Молокова А.в. Применение инф.технолгий в образовательной процессе как инновационная деятельность учителя начальных классов. Научно-метоический журнал «Сибирский учитель». Новосибиркс:изд-во НИПКиПРО, 2006. №3. С. 8-11.