О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.П. Осипова, Отличник народного образования РФ, проректор Тел.: 8-(3512)-630-465; E-mail: osipova_idppo@rambler.ru Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования http://www. ipk74.ru
The most important component of the informatization of the educational system in modern life is formation of ICT abilities of primary school teachers. Formation and development of ICT abilities of primary school teachers in the system of additional professional education is a process of bringing up, which gives a primary school teacher an opportunity to fulfill pedagogical activity in the conditions of informatization of education effectively.
Особую роль в жизни человека играет учитель начальной школы. Для младших школьников он является наиболее значимым
и важным лицом. Учитель начальной школы несет большую ответственность за судьбу ученика. Он обучает своего ученика знаковым компетенциям, прививает интерес к познанию, помогает ребенку становиться субъектом новой для него деятельности.
Информатизация образования в России и, в частности, такой ее аспект, как подготовка педагогов начальной школы в процессе повышения их квалификации к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности, осуществляется высокими темпами, широкомасштабно и при мощной поддержке со стороны правительства. Реализации этой политики содействует ряд государственных программ, в том числе «Формирование информатизации в России на период до 2010 г.», «Формирование единой образовательной информационной среды Российской Федерации на 2001-2005 гг.», «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» и др., а также разворачивающийся в настоящее время проект «Информатизация системы образования».
Однако, несмотря на достаточно большой спектр разноплановых мероприятий и
вложения государственных средств в информатизацию образования, приходится констатировать, что эффект ниже ожидаемого. Как показывают специальные целевые исследования, формирование информационной коммуникационно-технологической компетентности (ИКТ-компетентности) у учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования осуществляется не систематически: отсутствуют взаимосвязанные содержательные, организационно-педагогические и процессуальные элементы подготовки учителя в области ИКТ.
Иными словами, педагог начальной школы не может целенаправленно и самостоятельно, со знанием требований специфики профессиональной деятельности в условиях информатизации образовательного пространства и своих возможностей и ограничений, применять ИКТ в процессе обучения, воспитания, методической деятельности, собственного непрерывного профессионального педагогического образования, т.е. ИКТ-компетентность у учителя начальных классов не сформирована. Специфика педагогической деятельности учителя начальных классов в недостаточной мере учитывается при разработке и реализации программ повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий.
В Большом Толковом словаре русского языка компетентность (компетентный) определяется как «соответствующий, способный, обладающий основательными знаниями в какой-либо области». В переводе с латинского competentia (компетенция) означает круг вопросов, в которых человек хорошо
осведомлен, обладает знанием и опытом.
По мнению С.Г. Молчанова, профессиональная компетентность - это совокупность и «наполнение» образовательных, профессиональных, социально-профессиональных, социальных и личностных (профессионально значимых) компетенций, идентифицирующих состояние образовательного, социально-профессионального статуса и профессиональной квалификации (профессионального статуса), а также личностных профессионально значимых особенностей (способностей) относительно актуальных совокупных представлений об эффективной профессиональной деятельности
[7].
Понятие ИКТ-компетентности учителя начальных классов на сегодняшний день не является общепринятым и однозначно определенным. Авторы делают разные акценты в расшифровке этого понятия. Многие ученые [1, 4, 6] к числу значимых признаков данного понятия относят: знание информатики как предмета; использование компьютера как необходимого технического средства; выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства; совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации; наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется ИКТ- компетентность.
Анализ работ (Адольф В.А., Белкин А.С., Босова Л.Л., Витухновская, Л.Н. Гобу-нова, А.А., Разинкина, Е.М., Роберт И.В., А.М. Семибратов и др.) [1, 2, 3, 4, 9, 10] по информатизации образования позволяет выделить первоначально следующее определение понятия «ИКТ-компетентность учителя начальных классов» и определить ее как комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, а именно:
• понимание закономерностей и особенностей протекания информационных процессов в педагогической деятельности учителя начальных классов, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, управление системой образования на основе автоматизации процессов информационно-
методического обеспечения учебного процесса;
• знание свойств и характеристик профессионально важной информации, использование средств ИКТ для отбора профессионально значимых ресурсов ИКТ;
• знание основных типов средств ИКТ систем, используемых в образовании, и владение навыками работы с ними, готовность к освоению методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующего задачам развития личности;
• сформированная потребность в использовании средств ИКТ при решении профессиональных задач, базирующаяся на осознанном владении информационными технологиями и навыками информационного взаимодействия образовательного назначения в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий.
Таким образом, ИКТ-компетентность учителя начальной школы предполагает, что он умеет пользоваться современными техническими средствами (компьютерами, аудио- и видеоустройствами), владеет приемами работы с ИКТ и способами их эффективного применения в своей профессиональной деятельности для реализации качественно новой личностно-ориентированной парадигмы начального образования.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что ИКТ-компетентность учителя начальных классов - это совокупность определенных компонентов, развиваемых и формируемых в процессе обучения, повышения квалификации и самообучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.
По мнению И.Б. Мыловой, знания и практические умения в области информационных и коммуникационных технологий должны позволить учителю начальных классов в условиях информатизации образования решать профессиональные задачи, которые условно автор разбивает на пять групп:
• видеть ребенка в образовательном процессе;
• строить образовательный процесс, направленный на достижение целей начальной школы;
• устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
• создавать и использовать образовательную среду;
• проектировать и осуществлять профессиональное самообразование [8].
Важнейшей составляющей информатизации образования в современных условиях является формирование ИКТ-компетен-тности у педагога начальных классов. Ни для кого не секрет, что качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя. По мнению А.В. Витухновской [4], в современном информационном обществе особую роль играет компетентность учителя в области информационных технологий, или ИКТ-компетентность. Данная компетентность, по мнению автора, «позволяет эффективно использовать в обучении информационные технологии и интегрированный подход, добиваясь экономии времени в обучении и реальной разгрузки учащихся», а также влияет на личностно-профессиональное развитие педагога.
Очень интересной и близкой представляется нам точка зрения Л.Н. Горбуновой и А.М. Семибратова на то, что ИКТ-компетентность учителя на этапе самоопределения (молодой специалист), на этапе самоутверждения (учитель - «технолог») и на этапе самореализации (учитель - «фасилита-тор») будет иметь разный объем и содержание, разный характер проявления [5].
Этот акцент мы считаем особенно важным, поскольку тогда у педагога любого уровня профессионализации есть шанс стать в полной мере компетентным в области ИКТ. Это в полной мере относится и к учителю начальных классов.
Ключевым моментом формирования любой компетентности является опыт деятельности. Освоение учителем начальных классов ИКТ общего назначения должно осуществляться в ходе моделирования подготовки дидактических средств и проектирования функционально-ориентированных компонентов образовательной деятельности в системе дополнительного профессионального образования.
Формирование и развитие ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования представляет собой процесс ее становления и развития, позволяющий учителю начальных классов эффективно осуществлять педагогическую деятельность в условиях информатизации образования. Формирование ИКТ-компетентности
учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования рассмотрено нами как целостный процесс, как определенная система. В качестве методологических оснований ее проектирования были выбраны системный, личностно-ориентированный и акмеологический подходы.
Системный подход позволяет рассматривать объекты, процессы и явления педагогической действительности в качестве педагогической системы и ориентирует исследователя на изучение ее состава, характера связи между компонентами. Реализация системного подхода нашла отражение в выявлении системных особенностей процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования.
Личностно-ориентированный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учителя начальных классов как активного и самостоятельного субъекта в области формирования ИКТ-компетентности. Его реализация нашла отражение в обеспечении личностно-ориентированной направленности системы формирования ИКТ-компетен-тности учителя начальных классов в рамках ДПО.
Суть акмеологического подхода проявляется в создании условий для максимального развития творческих способностей учителя начальных классов, оказания помощи для достижения вершин в жизнедеятельности. Реализация акмеологического подхода нашла свое отражение в максимально возможной индивидуализации процесса формирования ИКТ-компетентности, его выраженной творческой направленности.
Образовательная программа повышения квалификации, представленная в нашей системе, является модульной программой. Каждый модуль представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идет по определенным операциям-шагам и способствует развитию ИКТ-компетентности. Каждый модуль образовательной программы содержит учебные элементы (УЭ), которые соотносятся с определенным функциональным элементом ИКТ-компетентности учителя начальных классов (рис.).
При проектировании образовательной программы повышения квалификации учителя начальных классов по формированию ИКТ-компетентности в системе ДПО мы воспользовались следующими принципами: модульность, структуризация, динамичность,
Модульная программа повышения квалификации
Модуль 1
УЭ УЭ -11 -1.R
Модуль 2
УЭ УЭ -11 -2.R
Модуль N
УЭ УЭ -N.1 -N.R
Рис. Принципы построения модульной образовательной программы
гибкость, паритетность, реализация обратной связи, осознанная перспектива и др.
Самым сложным и интересным моментом реализации образовательной программы повышения квалификации учителя начальных классов по формированию ИКТ-компетентности являются создание и защита выпускной квалификационной работы. На данном этапе следует остановиться более подробно.
Уже во время реализации самого первого модуля данной образовательной программы начинается подготовка к выполнению курсового проекта (итоговой работы), который является одним из важных педагогических средств решения поставленных задач по формированию ИКТ-компетен-тности учителя начальных классов.
Под курсовым проектом (лат. projection - бросание вперед) нами понимается организационная форма работы, которая ориентирована «на самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее полного воплощения». Учителем начальных классов продумываются тема проекта, его цели и задачи, определяется типология проекта (монопроект либо межпредметный проект), формулируются основополагающие вопросы, дидактические и методические цели и т.д. Учитель готовит разработку урока на бумажном носителе. Во время занятий и индивидуальных консультаций происходит разбор представленного урока (проекта). Педагог должен научиться видеть структуру электронного документа, представлять документ в электронном виде и т.д. Важным моментом данного этапа для учителя является то, что выбранный предмет и тема разрабатываемого урока должны быть хорошо знакомы педагогу. Но основная работа по курсовому проектированию осуществляется при реализации третьего этапа.
Третий этап реализации образовательной программы повышения квалификации учителя начальных классов по формирова-
нию ИКТ-компетентности по времени совпадает с окончанием курсовой подготовки повышения квалификации и защитой итоговой работы (проекта). На этом этапе нами решаются следующие задачи:
- формирование у педагога умения использовать полученные знания в области ИКТ в практической деятельности;
- формирование у педагога умения представлять разработку урока в электронном виде с использованием цифровых образовательных ресурсов;
- использование педагогического партнерства как основной формы педагогического содействия на данном этапе.
В ходе реализации данного модуля педагог непосредственно приступает к выполнению проектной работы. У него появляется возможность проявить полученные знания и умения, свои творческие способности в реальном проекте. В соответствии с этим основное внимание на данном этапе уделяется развитию у педагогов начальной школы:
умения использовать полученные знания в практической деятельности;
навыков планировать самообразовательную деятельность к исследуемому объекту курсового проектирования;
умения хранить, передавать и обрабатывать информацию с помощью компьютера.
Основным методом, применяемым на третьем этапе реализации образовательной программы повышения квалификации, является метод проектов, который позволяет:
• включать обучаемых в реальную прак-тико-ориентированную деятельность, направленную на поиск определенной информации, ее организации;
• индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения и воспитания, одновременно обеспечивать социализацию и саморазвитие в различных сферах личности: коммуникативной, сотрудничества, коллективного труда;
• предоставлять каждому обучаемому «образовательное пространство» для самостоятельного выбора содержания и способов деятельности;
• развивать у каждой личности интеллектуальные, учебные, трудовые, эстетические умения и навыки, стимулировать развитие рефлексии, умений планировать работу;
• развивать эмоциональную сферу личности благодаря возможности использовать свои склонности и способности, работать в
сотрудничестве с членами группы, создавая ощущение успеха, повышая мотивацию обучения, способствуя процессу культурной идентификации личности;
• совершенствовать когнитивный, коммуникативный, гностический (исследовательский) и технико-технологический компоненты ИКТ-компетентности, применительно к комплексному использованию электронных и речевых презентаций.
Таблица 1
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения
Название этапа. Содержание этапа
Прощгмывание педагогом темы проекта - презентации Учитель выбирает* предает, учебный раздел, часть стандартного учебного ьурсав соответствии с программой учебного предмета. *Рекомендуется въ&иратъ тот раздел, который /читель хорошо представляет и знает
Составление плана проекта - презентации Определение дидактических и методических целей и задач проекта -презентации. Определение основной идеи проекта - презентации. Подбор информации для проекта - презентации. Создание структуры презентации- проекта. Проверка логики подачи материала. Подготовка заключения (итога).
Определение дидактических и методических цепей и задач проекта - презентации Данные цели и задачи формулирует саи педагог. Какие цели хотите достичь в результате осуществления данного проекта? Какие задачи должны решить в моде проведения урока?
Условия демонстрации проекта - презентации Технические условия для демонстрации проекта - презентации: отчет, лекция, урок знакомства с новым материалом, урок закрепления и т.д.; презентация в роли раздаточного (электронного) материала (самотестирование, повторение материала, описание предстоящей лабораторной работы, справочные материалы) и т.д.
Информация об аудитории Сколько учеников будет присутствовать на занятии? Возрастная группа учащихся
Мотивация аудитории Каково их знание обсуждаемого предмета? Каковы причины присутствия на уроке - презентации? Есть ли у учащихся опасения, проблемы? Какие? Каковы их цели? Каковы их ожидания? Ценят ли они юмор? Как хорошо они знают вас и т.д.?
Выделение основных идей проекта-презентации Какие идеи будут соответствовать целям презентации? Какие идеи ученики должны зало мнить лучше всего? Основные идеи должны: служить конкретным целям; содержать умозаключения; быть интересными аудитории; их должно быть не более 4-5
Подбор информации дня создания проекта-презентации Основной материал проекта - презентации. Графические игшюс трации для проекта - презентации: статистика; диаграммы и графики; аудио-, видеоматериалы; экспертные оценки,
примеры; срав нения; цитаты и т.д.
Подача материала проекта-презентации Материал необходимо излагать: в хронологическом порядке; е порядке приоритета; е территориальном порядке; е тематической по следовательно сти; структурируя его по принципу «проблема-решение».
Структура про-екга-презентации Из каких основных частей состоит проект - презентация? Какова логика их ЧЕредования (горизонтальная логика)? Какие слайды раскрывают идеи основных частей (вертикальнаялогика)? Заголовки слайдов - названия параграфов, раскрывающие их содержание.
Логика и перекопы во время про-екга-презентации Необходимы: переходы (от вс туппения к осноено й части еыс тупгаения; от одной основной идеи (части) к другой; от одного слайда к другому); гиперссыпки
Заключение Ключевые составляющие закпючЕния: яркое высказывание - переход к закпючЕнию; повторение основных идей выступления; подведение итогов Короткое и запоминающееся высказывание в конце
Дизайн проекта -презентации; мультимедиа, анимация Является важным моментом при создании проекта - презентации. Необходимо корректно работать с цветом, не перегружать презентацию элементами анимации, эффектами мультимедиа.
В руках преподавателя на данном этапе по-прежнему остались функции контроля, гораздо в большем объеме, чем на предыдущих этапах. На одном из последних занятий слушателям предстоит защита своего проекта, демонстрация результатов самостоятельной работы. Без этапа защиты проекта самостоятельное исследование педагогов в системе повышения квалификации в области ИКТ не может считаться завершенным.
В ходе защиты проекта педагоги учатся излагать полученную информацию, синхронизировать электронную презентацию с устным текстом защиты, работать и/или оценивать другие взгляды на проблему, доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы
Во время защиты проекта слушателями выставляются отметки, которые в сумме определяют уровень сформированности ИКТ-компетентности, приобретенный учителем.
Для проведения успешной защиты проекта педагог должен обладать такими характеристиками, как: энтузиазм, организованность, гибкость, грамотная жестикуляция, чувство юмора, хороший словарный запас, речевая эмоциональность. О своей работе педагогу приходится не просто рассказать, а необходимо защитить ее, в соответствии с определенной процедурой, представленной
в табл. 2.
Участие всех слушателей курсов повышения квалификации в обсуждении и защите проектов обязательно. Процедура защиты проектов преследует ряд задач: с одной стороны, надо научить слушателей давать позитивную оценку и находить положительные стороны в любом выступлении, оказывать поддержку своим коллегам, а с другой -следует научить их находить и конструктивно критиковать отрицательные моменты представленных проектов. Участники защиты проектной работы получают опыт публичного выступления, развивают навыки проведения деловых дискуссий.
На основании исследований критериев качества знаний мы вывели свои критерии оценивания проектных работ слушателей (табл. 3). После просмотра и обсуждения всех презентаций слушателями проводится рейтинговое сравнение презентаций с учетом определенных критериев оценивания.
На каждый представленный проект слушателями заполняется данная таблица, где по каждому из критериев присваиваются баллы от 1 до 3, что соответствует определенным уровням развития ИКТ-компетентности: 1 балл - низкий уровень владения ИКТ- компетентностью, 2 балла -средний уровень и, наконец, 3 балла - высокий уровень. Для определения уровней
владения ИКТ-компетентностью воспользуемся табл. 4.
Опираясь на определение ИКТ-компетентности учителей-предметников, утверждаем, что ее можно комплексно спроецировать на многомерную систему степени сформированности знаний, степени освоения практических умений. Таким образом,
становится возможным перенос критерия В.П. Беспалько в модели полного усвоения на степень сформированности ИКТ-ком-петентности учителя начальных классов: усвоение материала не менее чем на 70% не препятствует изучению следующего материала.
Таблица 2
Процедура проведения защиты проекта
№ п/п Этап защиты проекта Краткое содержание
1. Время выступления. Презентация проекта Каждому педагогу на выступление отводится не менее 5 минут и не более 10 минут
2. Время на обсуждение проекта В обсуждении принимают участие все остальные слушатели. Отводится от 7 до 10 минут
3. Форма презентации Презентация с использованием цифровых образовательных ресурсов
4. Организатор защиты проекта Педагог, выполнявший проектную работу
5. Форма обсуждения проекта перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации; перечислить два момента, требующих доработки, внести свои предложения по усовершенствованию проекта (если такие имеются); сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление (на основе оценочной табл. 3)
Таблица 3
Критерии оценивания выпускной работы
Критерий Оценка (балл) за представленный проект (от 1 до 3)
Связь проекта с программой и учебным планом
Содержание проекта. Логика построения презентации
Соблюдение авторских прав
Оригинальность проекта
Использование мультимедийных средств в проекте
Использование педагогических технологий
Использование в проекте цифровых образовательных ресурсов
Графический дизайн
Организация и проведение самостоятельной работы с учащимися
Организация применения проекта в учебном процессе
Итоговое количество баллов:
В ходе анализа и обсуждения проектов мы побуждали слушателей не только давать характеристику сущности и назначения данной презентации в вопросе воспитания и обучения учащихся, но и обосновывать отбор предметного содержания, целесообразность выбора методов и приемов работы с детьми. Нами предложены некоторые рекомендации, касающиеся совершенствования
Определение уровня в
отдельных аспектов проекта:
- проект-презентация не должна быть меньше 10 слайдов;
- на первом титульном листе обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; МОУ СОШ, где работает автор проекта и его должность;
Таблица 4
ия ИКТ-компетентностью
Количество набранных Процент усвоения Уровень владения ИКТ-
баллов за представленный ко мп етентн остью
проект
От 30 до 21 балла От 100 до 70% Высокий
От 20 до 11 баллов От 69 до 36% Средний
От 10 баллов От 35% Низкий
- следующим слайдом должно быть содержание с указанием основных этапов (моментов) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно было перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание;
- дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста;
- в презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. (Наиболее приемлемым и удобным в работе является ЦОР «Использование Microsoft Office в школе»). К данному ресурсу имеются учебно-методические рекомендации для педагогов;
- последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.
В последнее время, на занятиях, когда начинает изучаться программа создания презентаций, в качестве пробы слушателям предлагается создать несколько слайдов о себе, о школе, где работает автор, и районе (городе), где он живет. Данные слайды вставляются слушателями в свой проект.
Можно отметить, что на третьем этапе преимущественно происходила отработка полученных знаний на практике, т. е. слушатели применяли в процессе курсового проектирования теоретические представления и
способы педагогической деятельности, которыми они овладели на предыдущих этапах. Наиболее ярко проявлялись на этом этапе проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты.
В информационно-развивающей среде меняется роль преподавателя (тьютора). Он больше не является единственным источником знаний для слушателей. Его роль изменяется от информационной (передачи знаний обучаемым) к организационно-методической и оценочно-контролирующей (организация процесса самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, ее контроль и оценка).
В процессе развития ИКТ- компетентности слушателям была оказана помощь: в создании образа специалиста - профессионала в области ИКТ; развитии позитивной динамики мотивационной сферы личности; проектировании образовательных задач в дальнейшем развитии ИКТ- компетентности и способов их решения; самостоятельном поиске информации, ее хранении и переработке; самостоятельном приобретении знаний, умений, навыков, качеств личности, необходимых для решения жизненно важных и профессиональных проблем; в творческом самостоятельном решении образовательных задач в области ИКТ и т.д.
Литература
1. Адольф В. А. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога //Информатика и образование. - 2006. - № 1.- С. 2-5.
2. Белкин А.С. Компетентность, профессионализм, мастерство. - Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. - 176 с.
3. Босова Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе//Информатика и образование. - 2002. - № 1. - С. 86-94.
4. Витухновская А.А. Система подготовки специалистов в области информатизации начального образования //Информатика и образование. - 2003. - № 5. - С. 90-96.
5. Горбунова Л.М. Повышение квалификации педагогов в области ИКТ в условиях развивающегося школьного образования //Педагогическая информатика. - 2004. - № 3. - С.3-10.
6. Жданов С.А. Концепция, основное содержание и разделы программы курса «Использование современных информационных и компьютерных технологий в учебном процессе» для системы педагогического образования с учетом требований федерального компонента общего образования. Интернет: http://pedsovet.alledu.ru.
7. Молчанов С.Г. Категории «содержание образования», «содержание обучения», «образованность», «профессиональная квалификация» и «профессиональная компетентность» в контексте Болонского процесса // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: Межвуз. Сб. научн. тр. -Вып.7 / Под ред. Д.Ф. Ильясова. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. - С 3-15.
8. Мылова И.Б. Подготовка специалистов в области информатизации начального образования //Информатика и образование. - 2004. - № 9. - С. 83-88.
9. Разинкина Е.М. Информационные технологии как средство становления профессионального потенциала будущего специалиста //Информатика и образование. - 2003. - № 6. - С.117-118.
10. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования //Информатика и образование. - 2004. - № 5. - С.22-29.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕРЕОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКАХ
А.Н. Алексеев, к.т.н., доц.
Тел.: (0542-2) 27-22-83; E-mail: alexeyev@tkm.sumdu.edu.ua Сумской государственный университет http://www.sumdu.edu.ua
In the article the possibility of the use of the three-dimensional stereography illustrations in the electronic textbooks is analyzed. The methods of creation and viewing of stereography images are examined. The method of prognostication of quality of binaural effect with the use of neural networks is offered.
Многообразие возможных методов получения стереографических изображений и областей их использования в учебном процессе не позволяет остановиться только на одном методе, который учитывал бы специфику организации учебных занятий по разным дисциплинам. Поэтому здесь приводится краткая характеристика наиболее часто используемых методов, которые в той или иной мере могут быть использованы при построении учебного процесса в отечественной высшей школе.
Из геометрии известно, что, зная расстояние между двумя точками и углы между направлением из них на объект и соединяющей их линией, можно осуществить триангуляцию, т. е. вычислить расстояние до этого объекта. Каждый глаз человека видит
объект под разными углами зрения. Благодаря триангуляции, которая выполняется зрительным центром мозга с учетом расстояния между глазами и углами зрения, определяется расстояние до объекта, вследствие чего в воображении человека рисуется трехмерная картина мира. Соответственно, для того, чтобы воспринять объемность изображения, необходимо сделать так, чтобы каждый глаз увидел изображение под нужным углом зрения. На этой основе реализуются все методы создания стереоизображений на плоскости, при которых строится стереопара - два или более изображения объекта, полученных под разными углами зрения и предназначенных для восприятия только правым или только левым глазом. Различие заключается лишь в том, каким образом сделать так, чтобы каждый глаз увидел предназначенное ему изображение.
Место стереографии в методическом обеспечении учебного процесса
Первые устройства, позволяющие создавать стереоэффект, появились в середине XIX века и с тех пор, постепенно развиваясь,