Научная статья на тему 'Система развития информационных и коммуникационных технологий - компетентности учителя начальных классов в условиях модернизации образования'

Система развития информационных и коммуникационных технологий - компетентности учителя начальных классов в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCE / ICT-COMPETENCE / AN ELEMENTARY SCHOOL TEACHER / THE PERSONALITY-DIRECTED APPROACH / THE SYSTEM OF COMPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Юрий Николаевич

В статье рассматриваются вопросы изменения требований к учителю начальной школы. Информатизация системы образования предъявляет особые требования к уровню профессионализма учителей, осуществляющих свою деятельность в условиях широкого внедрения средств (ИКТ) в образовательное пространство школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеев Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of changes in the demands of a elementary school teacher are considered in the article. The informatization of the educational system makes high demands of the professionalism of teachers carrying out their activity in the conditions of ICT means introduction into the school educational space.

Текст научной работы на тему «Система развития информационных и коммуникационных технологий - компетентности учителя начальных классов в условиях модернизации образования»

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. Н. Сергеев

THE DEVELOPMENT SYSTEM OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A ELEMENTARY SCHOOL TEACHER'S COMPETENCES IN THE CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION

Sergeev J. N.

The problems of changes in the demands of a elementary school teacher are considered in the article. The informatization of the educational system makes high demands of the professionalism of teachers carrying out their activity in the conditions of ICT means introduction into the school educational space.

Key words: competence, ICT-competence, an elementary school teacher, the personality-directed approach, the system of complementary professional education, professional development courses.

В статье рассматриваются вопросы изменения требований к учителю начальной школы. Информатизация системы образования предъявляет особые требования к уровню профессионализма учителей, осуществляющих свою деятельность в условиях широкого внедрения средств (ИНТ) в образовательное пространство школы.

Ключевые слова: компетентность, ИНТ-компетентность, учитель начальной школы, личност-но ориентированный подход, система дополнительного профессионального образования.

УДК 004.9:373.4

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, проходящая в РФ, требует принципиальных изменений во всей системе педагогического образования. Изменяются цели образования, совершенствуется содержание учебной информации, изменяются средства педагогической коммуникации, в значительной степени изменяется и сам объект педагогического воздействия - учащиеся. Все это вызывает необходимость повышения требований к уровню профессионализма учителей. Особенно это касается учителей начальных классов.

Начало обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. От того, в какой образовательной системе он окажется, каким будет его первый учитель, во многом зависит его успешность и самоактуализация личности в будущем. Процесс совершенствования профессионального мастерства включает не только перестройку и совершенствование знаний, умений и навыков учителя, но и совершенствование его личности. Значимость подобного подхода к проблеме повышения квалификации учителя начальных классов обусловлена, во-первых, повышенной ответственностью и сложностью задач, стоящих перед ним, а во-вторых, дефицитом научно обоснованных разработок эффективного воздействия на процесс становления профессионального мастерства учителя начальных классов.

Наметившиеся тенденции развития начального образования выявили проблемы, которые требуется решать уже сегодня.

В научных исследованиях широко освещаются подходы к изучению творчества, пониманию и принятию приоритетности личностно-образующих целей образования; неспособность учителя к быстрому многоаспектному анализу образовательных ситуаций и адекватному проектированию необходимых траекторий развития ребенка. Это проявляется в неумении самостоятельно разбираться в новаторских подходах, проводить сравнительный анализ образовательных технологий, давать им адекватную оценку и осуществлять выбор с позиций современных задач образования.

Наметился разрыв между требованиями к уровню квалификации учителя начальных классов и содержанием его подготовки в педагогических учебных заведениях. Сегодня ведущим в педагогической деятельности учителей начальных классов является умение создавать условия, в которых ребенок чувствует себя самостоятельным, способным принимать решения, осуществлять выбор и быть за него ответственным. На что сегодня и направлен компетентностный подход.

«Компетентность», «компетенции», «ключевые компетенции», «компетентност-ный подход» - эти термины в современной педагогической науке и практике приобрели статус общеупотребимых на всех ступенях системы непрерывного образования.

Отметим, что компетентностный подход возник в недрах образования взрослых в сфере управления персоналом, подготовки менеджеров разных уровней, где имеет место одна важная особенность - обучаемые уже владеют необходимыми знаниями, профессиональной подготовкой и требуется лишь научить их эффективно приводить в действие имеющиеся знания и постоянно их обновлять. Именно исходя из этого ключевые компетенции могут быть определены как наиболее общие (универсальные) способы действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной

жизни, в конкретных условиях профессионального или общественного сообщества.

Успешность профессиональной деятельности любого специалиста во многом зависит от его уровня информационной культуры, обеспечивающей умение собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные результаты для выявления и решения новых проблем.

Информатизация системы образования, обеспечивающая основу вхождения России в мировое информационное пространство, предъявляет особые требования к уровню профессионализма учителей, осуществляющих свою деятельность в условиях широкого внедрения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательное пространство школы.

Таким образом, в соответствии с темой нашей статьи: способность педагога решать профессиональные задачи с использованием средств информационных технологий определим как ИКТ-компетентность.

Задача подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих необходимым уровнем ИКТ-компетентности, стоит на всех этапах системы педагогического образования и в идеале должна решаться в несколько этапов, которые могут быть определены как общепользовательский, общепедагогический и предметный.

Дополнительное профессиональное образования (ДПО) - одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение квалификации, стажировку и самообразование, в том числе и в области ИКТ. Существенными особенностями ДПО, по мнению И. В. Ильиной и Т. И. Шамовой (1, с. 135), является направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала;

взаимосвязь (курсового обучения и самообразования); построение обучения на основе изучения и учёта профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов. ДПО как часть системы образования взрослых характеризуют многофункциональность, динамизм, опережающий характер развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся.

Наиболее актуальными задачами дополнительного профессионально-педагогического образования в области ИКТ являются: организация и проведение повышения квалификации и переподготовки специалистов образования в области ИКТ; развитие полученных и приобретение новых компетентно-стей (в том числе ИКТ-компетентности); углубление и укрепление мировоззренческих, ценностных ориентации в условиях ИКТ-насыщенной среды; раскрытие всех способностей педагога в изменяющихся социально-экономических условиях на основе особых подходов к обучению взрослых; удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в области информационных технологий, передовом отечественном и зарубежном опыте.

В качестве методологических оснований построения системы развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования нами выбраны системный, личностно ориентированный и акмеологиче-ский подходы.

Целостное обобщение результатов современных исследований в области разработки и обоснования личностно ориентированного подхода к изучению различных проблем образования имеется у Э. Ф. Зеера. По его мнению, целью личностно ориентированного обучения становится развитие автономности, самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии (2, с.108) .

Развитие ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования является ожидаемым результатом и одной из це-

лей повышения квалификации. С точки зрения профессионального образования, формирование и развитие у учителя соответствующей компетентности можно интерпретировать как фактор профессионально-личностного развития.

Сам же учитель начальных классов выступает ключевой фигурой в процессе исследуемой деятельности. Опираясь на проявляющиеся у него мотивы, имеющийся уровень знаний, умений и навыков, следует осуществлять отбор содержательных и педагогических средств развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования. Другими словами, личность учителя начальных классов выступает системообразующим фактором организации повышения квалификации по развитию ИКТ-компетентности.

Ведущим мотивом развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования является не только стремление эффективно осуществлять педагогическую деятельность в условиях ИКТ-насыщенной среды, но и потребность в профессионально-личностном развитии.

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже ХХ-ХХ1 веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала.

Также существенно меняется и характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.

Такая специфическая направленность современного учителя начальной школы, по мнению Введенского В. Н. проявляется, прежде всего: в 1) особенностях гуманистического педагогического мировоззрения, позволяющего такому учителю осуществить организацию и управление жизнедеятельностью системы «педагогического пространст-

ва» для младших школьников. Эта система включает в себя: особенности взаимодействия учителя и детской группы; организацию общения с родительской группой и собственное профессиональное самосовершенствование; 2) в системе профессиональных интегративных знаний и навыков, которые реализуются через гибкое педагогическое мышление учителя. Стержнем системы ин-тегративного знания учителя является психологическое знание.

Психологическое знание «удерживает в себе» основную смысловую нагрузку всего процесса подготовки будущего учителя начальной школы, последующего его профессионального самосовершенствования на стажёрском этапе и дальше, т. к. только на языке психологических категорий можно осознать, что происходит с ребёнком в результате воздействия предметного учебного содержания, а также какие формы профессиональной подготовки должен продемонстрировать при этом учитель.

3) Специфическая направленность личности «на ребёнка», составляющая главное содержание профессиональной компетенции учителя начальной школы, проявляется также в его диагностико-управленческой деятельности. Этот аспект профессиональной компетенции учителя включает в себя, по мнению Сорокиной Т. М., следующие профессиональные действия:

- аналитические, позволяющие учителю с помощью учебного содержания диагностировать особенности развития младших школьников в процессе учения;

- проектировочные, с помощью которых учитель-педагог проецирует возможные варианты детского развития под влиянием обучающих воздействий учителя и родителей;

- прогностические, дающие учителю возможность создавать перспективные программы детского развития (развивающие цели) в процессе обучения, а также программы собственного самосовершенствования (3, с. 53).

Таким образом, категория «профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается Сорокиной Т. М.

как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит концептуальное осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития своеобразия социума (актуальные характеристики общественных явлений, особенности родительской группы и т. д.). Такое концептуальное осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании!) педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель - создать условия для позитивного развития личности младшего школьника (4, с. 55).

Позже группа ученых (5, с. 89) рассмотрела проблему содержания профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов (БУНК) и модернизировала структуру профессиональной компетенции учителя начальной школы.

В их исследовании понятие «профессиональная компетенция БУНК» трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных. Они рассматривают профессиональную компетенцию как явление постепенной профессионализации будущего учителя. В то же время понятие «компетентность», с их точки зрения, более определяет профессиональную деятельность зрелого учителя. Кроме того, в понятие «профессиональная компетенция» они вносят определённую специфику - это и интегральная профессионально-личностная характеристика будущего педагога, и область приложения его профессиональных возможностей.

По мнению ученых, профессиональная компетенция учителя начальной школы особая - многопредметная. Центральным звеном их концепции профессиональной подготовки БУНК является коренное изменение роли и содержания его психологической подготовки, которая должна быть интегрирована со всеми аспектами обучения в едином, профессионально значимом для сту-

дента, развивающем пространстве. Такая деятельность будущего педагога обеспечивает ему актуальный уровень профессиональной компетенции, позволяющий выполнять сложную профессиональную деятельность по прогнозированию целей и задач психического развития детей в процессе обучения, созданию продуктивных условий для их разрешения, разработке диагностических программ, в том числе на предметном материале.

Структура профессиональной компетенции БУНК включает в себя:

1) мотивационный компонент, выражающийся в постепенном развитии особой направленности учебно-профессиональной деятельности студента, основанной на приоритете целей развития личности младшего школьника;

2) профессионально-деятельностный компонент, содержащий систему учебно-профессиональных действий (5).

Последний предполагает овладение студентами:

• специфическими аналитическими навыками, позволяющими воспринимать и оценивать педагогическую ситуацию как многомерную, постоянно инновационную педагогическую реальность;

• особыми профессионально-диагностическими действиями, позволяющими будущему педагогу преобразовывать учебный предметный материал (математический, природоведческий и др.) в диагностический. Студенты учатся соотносить содержательно-предметный аспект обучения школьников с его «психологическим портретом», с теми возможными изменениями детской психики, которые могут наблюдаться у учащихся в процессе обучения. Овладение действиями такого типа позволяет студентам осознать развивающие возможности предметного содержания начального обучения;

• основами проектировочных действий, целью которых является создание гибкой системы организации жизнеДеятельности школьника, условно названной Сорокиной Т. М. «педагогическое пространство». Данная система включает в себя особенности развития младшего школьника

в процессе взаимодействия: с учителем (через учебное содержание и вне его), со сверстниками (в процессе обучения), с родителями (4).

Механизмом прогнозирования системы педагогического пространства является овладение студентами приёмами моделирования целей детского развития в процессе обучения в соответствии с предварительным изучением особенностей психологической готовности детей к учению. На основании целеполагания создаётся обоснованное построение развивающего предметного содержания для детей и психологических путей его реализации (дидактическая система).

Существо подхода Сорокиной Т. М. к обоснованию структуры профессиональной компетенции будущего педагога определилось поиском и определением наиболее значимых характеристик, позволяющих заложить основы продуктивной профессиональной деятельности. Таким образом, может быть осуществлена единая, непрерывная линия профессионального становления, развития и совершенствования профессиональной компетенции педагога (4, с. 111-112).

Соответственно формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием формирования и развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования. При этом эффективность развития соответствующей компетентности учителей начальных классов в значительной степени обуславливается включенностью их субъективного опыта в процесс повышения квалификации.

Итак, с позиции личностно ориентированного подхода в процессе повышения квалификации в области ИКТ на первый план выдвигается учитель начальных классов. Логика организации образовательного процесса требует, чтобы, с одной стороны, были созданы условия для развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов, а с другой стороны - обеспечивалось достижение социально востребованного результата - ИКТ-компетентность учителя начальных классов.

Процесс развития личности в системе дополнительного профессионального образования направлен на самоформирование профессиональной зрелости. Специфика этого процесса заключается в том, что субъект осознает ценности профессии, особенности предмета и объекта профессиональной деятельности, а также её цели и задачи.

Акмеологический подход позволяет рассматривать систему развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях дополнительного профессионального образования, с одной, стороны, как новую ступень профессионально-личностного развития, а с другой, - как особый процесс и результат саморазвития профессиональной субъектности и креативности, обогащения профессиональной культуры личности новыми качествами, возвышающими её до уровня высокого профессионализма, как мощный способ творческой самореализации личности учителя начальных классов (6, с. 92).

Таким образом, суть акмеологического подхода заключается в создании условий для максимального развития творческих способностей учителя начальных классов, оказание помощи для достижения вершин в развитии ИКТ-компетентности. Реализация акмеологического подхода нашла своё отражение в максимально возможной индивидуализации процесса развития ИКТ-компетентности, его выраженной творческой направленности.

Другим методологическим основанием построения педагогической системы развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования является системный подход.

Н. В. Кузьмина определяет педагогическую систему как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. Исходя из этого, целесообразно рассматривать систему развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях дополнительного

профессионального образования как единство ее компонентов.

Таким образом, рассматривая процесс развития ИКТ-компетентности учителей начальных классов в системе ДПО как сложный и многосторонний процесс, мы использовали системный подход «...метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем...» (5, с. 199), основные положения которого представлены в работах Б. А. Глинского, Б. С. Грязнова, Ю. А. Конаржевского, Н. В. Кузьминой, Г. Н. Серикова, Е. И. Серкова, В. А. Сласте-нина и др.

Далее остановимся на структурном анализе системы развития ИКТ-компетентности учителей начальных классов в рамках ДПО.

В большинстве случаев «структура» понимается как определенная упорядоченность, организация связей и отношений между элементами системы.

Основная функция структуры в организуемой системе заключается в том, чтобы обеспечить ей внутреннюю прочность, устойчивость, высокую степень взаимосвязи всех компонентов. Важным свойством структуры является целостность, т. е. структура системы должна отражать всю полноту связей между компонентами системы.

Таким образом, исходя из выделенных ключевых признаков, в нашей

статье мы будем исходить из понимания структуры системы как иерархической совокупности взаимосвязей и отношений между ее элементами. В соответствии с этим охарактеризуем структуру системы развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе ДПО.

В качестве структурных компонентов педагогического процесса как системы разные авторы называют: цель, содержание, технологию обучения и воспитания, организационные формы, педагога, учащегося (Е. Л. Белкин); цель, содержание, деятельность, результат (И. П. Подласый); цель, принципы, содержание, методы, средства, формы (В. С. Безрукова, С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко и др.) и др.

Опираясь на указанные выше исследования, в качестве структурных компонентов

системы развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования мы определили следующие: цель, содержание, методы, формы, средства, контроль и результат. Руководствуясь подобной интерпретацией понятия «цель», а также учитывая предмет нашей работы, в качестве цели исследуемой системы целесообразно рассматривать ожидаемый результат ее становления и функционирования - развитие ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования. Подчеркнем, что достижению данной цели подчинены все остальные структурные компоненты нашей системы. В этом заключается предпосылка ее эффективного функционирования и развития.

Цели, являясь системообразующим фактором в нашей системе развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов, не появляются сами по себе, а обусловлены социальным заказом, определяемым, с одной стороны, государством, обществом, а с другой стороны, запросами, личностными интересами участников образовательного процесса повышения квалификации.

Обратимся к следующему компоненту системы развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях ДПО - содержанию.

В последнее десятилетие ХХ столетия был осуществлен перенос акцента на формирование способностей пополнять знания, самостоятельно осваивать социальный опыт. Содержание образования отражает изменение свойств и качеств личности, проявляющихся особым образом в организованной деятельности (В. С. Леднев). Источниками содержания образования являются: социальный заказ, требования к образованности личности; образовательные потребности разных слоев населения, регионов, образовательных учреждений, отдельных личностей; уровни образованности людей разных возрастных или иных категорий.

Итак, содержательный компонент является одним из наиболее важных в системе. Его отбор, с одной стороны, подчинен дос-

тижению цели системы - развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях ДПО, с другой стороны, на его реализацию направлены формы, методы и средства используемой системы.

Существующие в стране нормативно-правовые предпосылки (прежде всего, заложенные в законе РФ «Об образовании» и законе РФ «О высшем послевузовском образовании» (7)) предопределили тенденции демократизации определения и отбора содержания дополнительного профессионального образования учителей начальных классов в области ИКТ.

Содержательный компонент направлен на создание научно-обоснованного информационно-обучающего поля для каждого учебного модуля. На основании ранее выделенных целей и задач формируется их конкретное наполнение. В соответствии с задачами ведется отбор содержания.

На современном этапе образования модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса. Образовательная программа повышения квалификации, представленная в нашей системе, является модульной программой. Каждый модуль представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идёт по определённым операциям-шагам и способствует развитию ИКТ-компетентности.

Таким образом, при проектировании образовательной программы повышения квалификации учителей начальных классов по развитию ИКТ-компетентности в системе ДПО мы воспользовались следующими принципами: модульность, структуризация, динамичность, гибкость, паритетность, реализация обратной связи, осознанная перспектива и др.

Таким образом, можно сформулировать условие развития ИКТ-компетентности учителей начальных классов: если педагог начальных классов эффективно решает предложенную задачу (проблему) в своей предметной области с помощью ИКТ и при относительной свободе выбора способов дея-

тельности у него преобладает аналитическая, исследовательская или проектная (как индивидуальная, так и коллективная деятельность), то можно говорить о том, что учитель начальных классов овладел ИКТ-компетентностью (на определённом уровне) и успешно ее развивает.

Оценка достигнутых результатов может выявить определенные отклонения от поставленных задач обучения и потребовать проектирования новых задач, учитывающих

обнаруженные пробелы в знаниях и умениях. Наконец, все компоненты системы развития ИКТ-компетентности в своей совокупности обеспечивают получение определенных результатов, анализ которых позволяет выявить и устранить причины обнаруживаемых отклонений путем постановки дополнительных задач обучения, учитывающих необходимость коррекции в знаниях и умениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавилов Ю. П. О педагогических способностях учителя младших классов // Диагностика познавательных способностей. -Ярославль: ЯГПИ, 1986. - С. 18-25.

2. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 51-55.

3. Концепция Модернизации Российского образования.. - М., 2005. - 46 с.

4. Кучугурова Н. Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. - М., 2000. -С. 360-362.

5. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. -2001. - №10. - С. 56-61.

6. Настольная книга учителя начальных классов / авт.-сост. И. А. Петрова. - М., 2002. -432 с.

7. Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. -280 с.

8. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. -302 с.

9. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студ. пед. колледжей. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.

10. Сорокина Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: монография / Нижегородский государственный педагогический университет. -Н. Новгород: НГПУ, 2002. - 168 с.

11. Усова А. В. Требования к подготовке учителя в свете концепции модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука. - 2003. - №2. - С. 24-26.

Обавторе

Сергеев Юрий Николаевич, проректор по ИКТ СКИПКРО, руководитель Регионального центра обработки информации Ставропольского края. Сфера научных интересов - информатизация в сфере образования, информационно-коммуникационные технологии, повышение квалификации педагогических работников. 81а\тео1 @шай.ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.