ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Н.А. Александрова
Aleksandrova N.A. Formation of ICT-competences of subjects of the educational process of school based on distance learning technologies. The article contains the description of the formation of ICT-competences of subjects of the school educational process based on the distance learning technologies. Pedagogical research is carried out on basis of MEI «Cadet School «Patriot» in Engels town of Saratov Region. One of the terms of realization of the research is internetworking of school with the Centre of distance learning of Pedagogic Institution of SSU named after N.G. Chernyshevsky.
В настоящее время получает распространение концепция компетентностного подхода в образовании, являющаяся основой содержательных изменений по обеспечению соответствия образования запросам и возможностям общества периода информатизации и глобальной массовой коммуникации. С позиций компетентностного подхода смыслом образования становится развитие у всех субъектов образовательного процесса школы (администрации, учителей, учеников, родителей) способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого становится и собственный опыт обучаемых. Именно компе-тентностный подход определен одним из оснований «Стратегии модернизации образования» - основного государственного документа в области российского образования сегодня и на ближайшую перспективу.
В качестве педагогического исследования мы выбираем одну из ключевых, по нашему мнению, компетенций, а именно ИКТ-компетенцию.
В МОУ «Кадетская школа «Патриот» организована муниципальная опытно-экспериментальная площадка «Формирование ИКТ-компетенций субъектов образовательного процесса школы с использованием технологий дистанционного обучения», в рамках которой предполагается построение системы дистанционного обучения для учеников начальной и общеобразовательной школы. Для развития полноценной системы дистанционного обучения требуется наличие серьезного технического обеспечения (файловый сервер, серверное программное обеспечение и др.) и высококвалифицированных специалистов в области информационно-коммуника-ционных технологий. Для реализации поставленных
целей школа организовала сетевое взаимодействие в дистанционном режиме со специалистами Учебно-научного центра дистанционного обучения Педагогического института.
Актуальность эксперимента обоснована модернизацией образования, включающей широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, предполагающего повышение информационно-коммуникационной компетенции всех участников образовательного процесса школы.
Давая общую предварительную оценку состоянию проблемы, следует отметить, что в настоящее время достаточно много работ посвящено данной тематике, вместе с тем, педагогических исследований, отражающих формирование ИКТ-компетенции всех участников общеобразовательного процесса школы (администрация, учителя, ученики и родители) в комплексе (не отдельно ИКТ-компетентность учителя, ИКТ-компетент-ность ученика) обнаружено не было.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий:
- между постоянным развитием в образовательном учреждении информационного образовательного пространства и уровнем компетентности участников образовательного процесса в сфере использования ИКТ;
- между традиционным повышением квалификации на базе учреждений дополнительного профессионального образования (ГОУ ДНО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», МОУ ДПО «Учебнометодический центр» г. Энгельса) и потребностью в непрерывном формировании компетентности педагога в области ИКТ, ориен-
тированного на применение ИКТ в их практической деятельности;
- между возможностью использования преимуществ технологий дистанционного обучения и недостаточным вниманием к наполнению компонентов информационного образовательного пространства предметным содержанием.
Данные противоречия могут быть успешно решены в рамках системы методической поддержки формирования ИКТ-компе-тенций всех участников образовательного процесса, определенной как целостная совокупность мер, действий, ресурсов, а также управленческих процессов и воздействий, которые:
- направлены на оказание помощи педагогам в выявлении профессиональных затруднений и определении проблем в области использования средств и методов информатики и ИКТ при обучении;
- дают возможность постоянного самообучения, развития субъектов образовательного процесса школы;
- ориентированы на систематическое диагностирование состояния ИКТ-компе-тентности педагогов, учеников и их родителей; на их консультирование по вопросам применения средств и методов информатики и ИКТ в образовательном процессе; на экспертизу результатов и продуктов совместной деятельности субъектов учебного процесса, построенной на базе средств ИКТ;
- используют потенциал технологий дистанционного обучения с учетом его специфики.
Таким образом, считаем необходимым и своевременным построение модели формирования ИКТ-компетентности участников общеобразовательного процесса школы, ее научное обоснование, выявление организационных и дидактических условий успешного внедрения разрабатываемой модели.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить состояние проблемы, степень ее разработанности в педагогической теории и практике и на этой основе определить сущность и структуру ИКТ-компетент-ности администрации школы, учителей, учеников, родителей.
2. Разработать модель формирования ИКТ-компетентности субъектов образовательного процесса школы с использованием технологий дистанционного обучения.
3. Определить организационно-педагогические и дидактические условия реализации модели формирования ИКТ-компе-тентности.
4. Разработать ресурсное обеспечение непрерывной поддержки формирования ИКТ-компетентности всех субъектов образовательного процесса школы.
5. Разработать критериальный аппарат для оценки уровней ИКТ-компетентности участников образовательного процесса школы.
6. Экспериментально проверить эффективность модели формирования ИКТ-компе-тентности субъектов образовательного процесса школы с использованием технологий дистанционного обучения.
7. Обобщить результаты проведенного эксперимента и распространить полученный опыт в школах района и области.
Согласно плану и программе эксперимента наш эксперимент рассчитан на три учебных года и будет осуществляться в период с 2010-2011 учебного года до 20122013 учебный год (включительно).
В экспериментальной деятельности участвуют 19 учителей школы, учащиеся 2-11 классов, специалисты в области информатизации (сотрудники кафедры Информационных систем и технологий в обучении Педагогического института, представители школьной администрации).
Как известно, успех реализации любого проекта по формированию ИКТ-компетен-ций в значительной мере определяется «человеческим фактором» - готовностью учителей, учеников, родителей осваивать новые технологии, интегрировать их в урочной и внеурочной деятельности, заниматься самообразованием и повышением квалификации. Благодаря разработанной в рамках эксперимента системы семинаров по теме «Повышение ИКТ-комптентности учителей школы» для учителей школы и элективному учебному предмету «Информационные технологии и проектная деятельность» для учеников школы, выполнению организационно-педагогических и дидактических условий реализации эксперимента в школе разработана и проходит апробацию модель формирования
ИКТ-компетенций участников общеобразовательного процесса школы от базовой ИКТ-подготовки до подготовки ИКТ-тьютора.
Работу по экспериментальной деятельности МОУ «Кадетская школа «Патриот» начала с определения имеющегося опыта в рамках площадки и создания концептуальных основ экспериментальной деятельности. Диагностический этап сопровождался проведением оценки исходных (стартовых) показателей учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанными критериями оценки результатов эксперимента.
Исследования показали, что 100 % учителей школы обладают базовой ИКТ-подго-товкой; 5 % - организационно-управленческой ИКТ-компетентностью; 2 % - предметно-углубленной ИКТ-компетентностью. По результатам опроса мы выяснили, что только 38 % учителей используют ИКТ-технологии в учебном процессе ежедневно.
Анализируя опрос учеников и их родителей, мы пришли к выводу, что 87 % учеников имеют возможность работать в сети Интернет дома, соответственно получать задания и выполнять их самостоятельно на расстоянии. Только 14 % учеников используют персональные компьютеры для выполнения учебных заданий, 8 % родителей используют компьютер в качестве учебного инструмента.
В рамках опытно-экспериментальной деятельности на базе МОУ «Кадетская школа «Патриот» бала запланирована система мероприятий, которая выполнена в полном объеме. За 2010-2011 учебный год участниками эксперимента была проделана следующая работа:
1. Проведена серия школьных семинаров по теме «Повышение ИКТ-компетентности учителей школы» (14.10.10, 03.11.10,
10.11.10, 14.12.10, 16.01.11), в работе которых приняли участие 23 учителя школы. В системе дистанционного обучения Педагогического института был открыт раздел для учебных курсов МОУ «Кадетская школа «Патриот». По итогам семинаров были разработаны 13 дистанционных учебных курса, на стадии разработки находятся еще 7 курсов. Дистанционные курсы посвящены различным учебным темам: подготовка к итоговой аттестации по биологии в дистанционном режиме, подготовка к итоговой аттеста-
ции по физике в дистанционном режиме, подготовка к итоговой аттестации по географии в дистанционном режиме, система видовременных форм английского глагола, решение текстовых задач в курсе алгебры, правописание безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слов, технологии разработки проекта в дистанционном режиме, тематические родительские собрания в первом классе и др. Каждый дистанционный курс рассчитан на дополнительную самостоятельную деятельность учащихся и содержит: теоретический материал, практические задания, форумы по проблемным вопросам, базу тестовых заданий и дополнительные материалы.
В курсе «Система видо-временных форм английского глагола» проходят обучение ученики 5 «Б» класса. Классный руководитель и родители отмечают повышение интереса учащихся к английскому языку. Ученики предлагают все задания по английскому языку представлять в дистанционной форме.
2. Ученики и учителя школы получили опыт участия в Интернет-конкурсах различного уровня:
а) участие в Межрегиональном интернет-конкурсе «Гагаринский взлет» (г. Самара, 15 ноября 2010 - февраль 2011 г.). В ходе конкурса ученики 9-10 классов прошли дистанционное тестирование по истории космонавтики, разработали исследовательские страницы и разместили их на вики-портале Самарского центра развития образования. По итогам конкурса команды 9 и 10 класса заняли 1 места;
б) участие в межрегиональном интернет-конкурсе «Вчера. Сегодня. Завтра» (г. Самара, 10 апреля 2011 - 10 мая 2011). В ходе конкурса ученики 1 класса исследовали историю повседневных вещей, обсуждали проблемы на форуме, создавали свои первые интернет-странички. По итогам конкурса команда
1 «А» класса заняла 1 место.
3. В соответствии с новым Государственным образовательным стандартом делается акцент на организацию внеурочной деятельности. МОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса является школой полного дня, поэтому учащиеся с 1 по 11 классы во второй половине дня имеют возможность заниматься в кружках, на элективных курсах, готовиться
к конкурсам и т.д. Опыт участия в интернет-конкурсах и создании дистанционных курсов представил возможность учителям и администрации школы организовывать и проводить интернет-конкурсы разного уровня:
а) с 1 февраля по 16 апреля 2011 г. был организован и проведен региональный Интернет-конкурс «Мы - дети Галактики!». Организаторами конкурса являются «ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»; Учебно-научный Центр дистанционного обучения Педагогического института Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; МОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса. Конкурс был посвящен Году космонавтики и 50-летию первого полета человека в космос, проводился дистанционно с использованием системы Moodle, социальных сервисов сети Интернет и включал элементы проектной деятельности. В конкурсе было зарегистрировано 83 команды из школ Саратовской области (Пугачевский, Вольский, Петровский, Перелюбский, Татищевский, Энгельсский, Аткарский, Лысогорский и другие районы области). Участники взаимодействовали друг с другом в сети Интернет, комментировали визитные карточки конкурентов, доказывали свои позиции по проблемам развития космоса, разрабатывали исследовательские проекты. По итогам конкурса победу одержали три команды среди 7 классов («Гравитация» МОУ СОШ № 46 г. Саратов; «Земляне» МОУ СОШ с. Урицкое Лысогорского района Саратовской области; «Красная школа» МОУ СОШ № 1 р.п. Новые Бурасы Саратовской области); 3 команды среди 8 классов («Gliese 581» МОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса, «Космические путешественники» МОУ СОШ с. Бакуры, «Посланцы Земли» МОУ ООШ с. Любимово Советского района); 3 команды среди 9 классов (МОУ СОШ № 45 Саратов, МОУ СОШ № 33, г. Энгельса, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Пугачева);
2 команды среди 10-11 классов («Парни XXI века» Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа УФСИН России по Саратовской области, «Звезда» МОУ СОШ № 2);
б) организован и проведен районный интернет-конкурс вики-страниц «Саратовская земля космическая». Организаторами конкурсе являются МОУ «Кадетская школа «Патриот» и СГТУ. Учащиеся 5-10 классов Энгельсского района разрабатывают собственные вики-страницы, которые оценивают преподаватели саратовских и самарских вузов. У учащихся посредством сетевого взаимодействия появляется возможность и опыт сотрудничества с преподавателями вузов, учениками параллельных классов из других районных школ. В конкурсе зарегистрировано 12 команд. По итогам конкурса места распределились следующим образом: 1 место - команда «Волжане» МОУ СОШ № 30 г. Энгельса; 2 место - команда «Альфа-Центавра» МОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса; 3 место - команда «Покровчане» МОУ СОШ № 33 г. Энгельса. Отмечены грамотой «Юные дарования» команда обучающихся 5 «Б» класса МОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса.
4. Районный семинар «Организация самостоятельной образовательной деятельности участников образовательного процесса на основе технологий дистанционного обучения» (25.04.11). Цель семинара - внедрение дистанционных форм обучения в образовательный процесс. В работе семинара приняли участие 12 учителей из Энгельса и Эн-гельсского района. По итогам семинара были разработаны дистанционные курсы по мотивам сказок.
За неполный год работы экспериментальной площадки в школе произошли значительные качественные изменения, отвечающие поставленным задачам:
- создается единая информационнообразовательная среда, участниками которой являются и сотрудники школы, и учащиеся, и их родители;
- возрос уровень ИКТ-грамотности преподавателей школы и школьных администраторов;
- регулярно используются дистанционные образовательные технологии, в том числе среда MOODLE и системы видеотелеконференций;
- педагоги школы сочетают использование готовых цифровых образовательных ресурсов с педагогическим проектированием
и созданием собственных дидактических и наглядных пособий, фрагментов уроков с поддержкой средствами ИКТ, собственных электронных курсов и мультимедийных справочников;
- в практике преподавания значительное место занимают проектные и исследовательские методы обучения;
- школьный веб-сайт из традиционного школьного сайта преобразуется в портал, обеспечивающий широкий доступ участникам образовательного процесса к различным информационным ресурсам, а также интерактивное взаимодействие между учителями, родителями, учащимися.
Анализируя небольшой опыт сетевого взаимодействия «Кадетской школы «Патриот»
с Центром дистанционного обучения, можно отметить повышение мотивации участников образовательного процесса, формирование информационной компетентности как учеников, так и учителей школы, наполнение педагогического контента учебного заведения.
В перспективе работы школы в данном направлении видится расширение числа участников проводимого эксперимента за счет привлечения других школ; обеспечение учеников учебными дистанционными курсами по соответствующим профилям обучения; развитие системы курсов, предназначенных для организации внеурочной деятельности учащихся.
Поступила в редакцию 17.03.2011.