Научная статья на тему 'Формирование ИКТ-компетенций педагогов для реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий'

Формирование ИКТ-компетенций педагогов для реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1132
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ / ICT EXPERTISE / DISTANCE LEARNING / ASSESSMENT OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Н.Ф., Жигульская И.В.

Описан опыт создания кадровой базы для реализации дистанционного обучения. Представлена анкета для оценки сформированности ИКТкомпетентности педагогов. Оперативное оn-line анкетирование предлагается проводить на основе облачных сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Н.Ф., Жигульская И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of creating the human resource base for the implementation of distance learning. Presented questionnaire to assess the formation of ICT competence of teachers. Prompt on-line questionnaire is proposed to carry out on the basis of cloud services.

Текст научной работы на тему «Формирование ИКТ-компетенций педагогов для реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»

деятельности студентов средствами математики // Синергия. 2016. № 2. С. 27-32.

3. Полухина О.П., Иголкин С.Л. Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 244-248.

4. Путан Л.Я. Перспективы теории поэтапного формирования умственных действий в психо лого-педагогической науке XXI века // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 119-122

5. Филиппов Н.Н., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Специфика организации воспитательной работы с обучающимися среднего звена // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей Междун. научно-практической конференции (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.131-133.

Соколова Н.Ф., Жигульская И.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Волгоградская государственная академия последипломного образования, МОУ «Лицей № 9» г. Волгограда

Ключевые слова: ИКТ- компетентность, дистанционное обучение, оценка сформированности.

Аннотация: Описан опыт создания кадровой базы для реализации дистанционного обучения. Представлена анкета для оценки сформированное™ ИКТ- компетентности педагогов. Оперативное оп-line анкетирование предлагается проводить на основе облачных сервисов.

Keywords: ICT expertise, distance learning, assessment of formation.

Abstract: The experience of creating the human resource base for the implementation of distance learning. Presented questionnaire to assess the formation of ICT competence of teachers. Prompt on-line questionnaire is proposed to carry out on the basis of cloud services.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и электронные ресурсы уже стали привычными для современных школьников и студентов, которые ожидают, что в процессе обучения им будет предоставлена возможность интерактивной и сетевой

деятельности. Потребности применения ИКТ и электронных средств для образовательных целей нашли отражение в программе развития электронного образования России на 2014-2020 годы [1]. В соответствии с этим документом до 2020 г. должна быть решена задача формирования информационно-образовательной среды нашего государства, что накладывает новые требования на уровень подготовки педагогов. Подчинить делу воспитания и образования постоянно обновляющиеся технические средства, быстро развивающиеся информационные технологии и стремительно растущую базу цифровых образовательных ресурсов способен только учитель, обладающий набором компетенций информационной сферы дополнительно к профессиональным знаниям и умениям.

Рабочей группой института по информационным технологиям в образовании (ИИТО) ЮНЕСКО разработаны рамочные рекомендации по структуре ИКТ- компетентности педагога. Сегодня этот документ является основой для создания национальных стандартов по формированию ИКТ- компетентности учителей всего мира. Витторио Мидоро, международный эксперт ЮНЕСКО в своих трудах отмечает, что использование ИКТ для обучения требует от современных педагога совершенно других подходов к организации учебного процесса: роль учителя как лектора трансформируется в роль проектировщика образовательной деятельности обучающихся [2, с. 19]. Сотрудники лаборатории знаний «БИНОМ», определяя требования к структуре ИКТ- компетентности российского учителя, также говорят о смещении акцентов с вопросов технологии вообще на методико-педагогические аспекты обучения. Исследования лаборатории показывают на необходимость перехода от владения конкретными техническим и программным обеспечением к умениям применять эти средства для достижений образовательных целей [3].

Определяя последовательность работы по формированию ИКТ-компетентности, представители ЮНЕСКО говорят, что вовлечь всех учителей одновременно в инновационные процессы достаточно сложно. Витторио Мидоро предлагает применять стратегию последовательных действий, которая предполагает первоначальное вовлечение в инновационные процессы учителей, уже являющихся новаторами или стремящихся к инновациям. Вместе с тем, он не исключает вовлечения максимально большого количества сотрудников педагогического коллектива. Мы солидарны с экспертом, но хотели бы дополнить важнейшее условие для успешного решения поставленных задач - это заинтересованность администрации образовательной организации в формировании обозначенных компетенций у педагогов.

Нами разработана модель для оценки ИКТ- компетенций учителя, необходимых для использования дистанционных образовательных технологий, внедрение которых считаем актуальным в настоящее время. Мы накопили некоторый опыт, позволяющий выделить основные этапы работы по созданию кадровой базы учебного учреждения для реализации дистанционного обучения, определить последовательность формирования обозначенных компетенций у членов педагогического коллектива. В своей модели мы ориентировались на матричную модель ИКТ- компетентности педагога, предложенную ИИТО ЮНЕСКО, в которой выделены три уровня владения ИКТ-компетенциями - «Развитие технологической грамотности», «Углубление знаний» и «Создание знаний» и шесть направлений деятельности педагогов: «Понимание роли ИКТ для образования», «Применение ИКТ в учебном процессе», «Применение ИКТ в педагогической практике», «Применение технических и программных средств», «Применение ИКТ для организации и управления образовательным процессом», «Профессиональное развитие» [2, с. 6]. В своей модели мы конкретизировали вид информационно-коммуникационных технологий и определили следующие уровни оценки ИКТ- компетентности:

- Базовый - знание основных понятий дистанционных технологий и владение базовыми навыками ДОТ;

- Средний - понимание и поддержка политики образовательной организации по введению дистанционного обучения в учебный процесс и применение элементов ДК для обучения;

- Высокий - активное участие в реализации политики образовательной организации по внедрению ДОТ, применение ДК для обучения, диссеминация личного педагогического опыта.

Эта модель легла в основу формирования кадрового состава Волгоградского лицея № 9 для реализации проекта «Проектирование системы по обучению учащихся лицея с использованием дистанционных образовательных технологий». Становление ИКТ-компетенций у членов педагогического коллектива началось с выявления педагогов, стремящихся к инновациям. Несколько учителей были направлены на курсы повышения квалификации «Технология создания дистанционных курсов в среде MOODLE и методика их применения в условиях реализации ФГОС ОО». В результате завершения обучения педагоги создали собственные пробные дистанционные курсы.

Для составления общей картины сформированности ИКТ-компетентности у учителей лицея и выявления рабочей группы,

которой предстояло реализовывать проект по внедрению дистанционного обучения, была составлена анкета «Оценка ИКТ-компетенций педагога для дистанционного обучения», включающая следующие вопросы:

1. Понимание роли ДОТ в образовании: знакомство с образовательной политикой:

- Знаете ли Вы о политике внедрения ДОТ в Вашей образовательной организации?

- Знакомы ли Вы с локальными актами по введению ДОТ в Вашей образовательной организации?

- Ваше отношение к включению ДОТ в учебный процесс?

- Введение ДОТ может оказывать влияние на качество обучения?

- Можете ли вы обозначить основные проблемы, связанные с сложностью распространения ДОТ?

2. Применение ДОТ в учебном процессе:

- Владеете ли Вы ДОТ?

- Используете ли Вы ДОТ для обучения по своему предмету?

- Какие ресурсы Вы используете в своем ДК?

- Используете ли ДОТ для оценки знаний учащихся?

3. Применение ДОТ в педагогической практике:

- Используете ли Вы ДОТ для улучшения коммуникативных навыков общения у учеников?

- Используете ли Вы ДОТ, чтобы ученики могли обмениваться информацией друг с другом?

- Применяете ли ДОТ для работы в группах?

- *Изменилась ли Ваша педагогическая практика и методы работы с учащимися, когда Вы стали использовать ДОТ?

- *Как Вы считаете, нравится ли Вашим ученикам работать с ДК?

- *Делитесь ли Вы своим опытом использования ДОТ с другими преподавателями?

4. Применение технических и программных средств:

- Имеете ли Вы свой ДК?

- Умеете ли Вы создавать ДК?

- *Разрабатываете ли Вы собственные материалы для ДК?

- *Какие сервисы Вы используете ДК для общения с учениками?

- *Используете ли Вы видеохостинги?

5. Применение ДОТ для организации и управления образовательным процессом:

- Как часто Вы проводите уроки в компьютерном классе?

- Используете ли Вы ДОТ для индивидуального обучения?

- Используете ли Вы ДОТ для проектной деятельности?

6. Профессиональное развитие:

- Посещаете ли Вы ДК Ваших коллег?

- *Доступен ли Ваш ДК для коллег?

- Сотрудничаете ли Вы с внешними экспертами?

- Являетесь ли Вы участником сетевого сообщества учителей по вопросам ДОТ?

- Можно ли Вас назвать лидером внедрения ДОТ в образовании?

- Консультируете ли Вы коллег по вопросам опыта внедрения ДОТ в учебный процесс?

- Представляли ли Вы свой опыт на конференциях или семинарах?

- *Имеете публикации о Вашем ДК?

- *Принимали ли Вы участие в каком-либо конкурсе ДК?

Примечание. Вопросы, отмеченные снежинкой, предназначены для

учителей, имеющих ДК.

С помощь облачного сервиса Google мы создали форму для on-line анкетирования. На рис. 1 приведен скриншот этой формы.

Ссылка для доступа учителей к анкете была размещена на доске объявлений в Сетевом Городе. В течение недели учителя лицея имели возможность отвечать на вопросы анкеты. Результаты аккумулировались в формате пакета Excel пространства Google Disk. Обработка этих материалов позволила выявить три группы учителей -с высоким, средним и базовым уровнем сформированности ИКТ-компетентности для реализации ДОТ.

Учителям первой группы предстояло начать введение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Эти педагоги имели собственные дистанционные курсы (ДК), прошедшие экспертизу на основе критериев, разработанных Волгоградской государственной академией последипломного образования [4-6]. Главная цель, которая стояла перед учителями первой группы, заключалась в разработке методик применения ДК в формате смешанного обучения учащихся, доработке и расширении ДК, а также распространении опыта дистанционного обучения.

Педагоги второй группы были направлены на курсы повышения квалификации по разработке дистанционных курсов. Задача этих учителей состояла в создании, по крайней мере, одного модуля ДК по преподаваемой дисциплине и представлении ресурса в экспертную комиссию. Педагогам оказывалась всесторонняя помощь как со стороны коллег, отнесенных к первой группе, так и сотрудников Волгоградской академии последипломного образования. Можно было получать очные или консультации через сеть «ИНТЕРНЕТ». Широко практиковался опыт предоставления гостевого доступа на любой из

Территория науки. 2016. № 2 существующих курсов.

Оценка ИКТ компетенций педагога для дистанционного обучения

Ответьте, пожалуйста ш> во тросы анкеты Глрлчлпяте-тьидс пргшшдчио

Укажите, пожалуйста нишежваяке Баней обрахвателыой ораихмции

"-иллтг пн ÄJ n ruivt»» яи^дренио у ОТ я Чаш?* nnfiAvtiu-enKunv прг*ии\лцим^

О 11с :нто

и Да Знаю ■ ооадсх чертах V Да Примашму учение О Другое

Знакомы л« Вы с локальным актамк по введению ДОТ А Каше! оор«о на тельной орган иации'

о Нет

о Да Знаю в оощкх чертах о Да Хороио 3Hixouf«)

Рисунок 1 -Фрагмент формы для on-line анкетирования

Учителям третьей группы было рекомендовано посещать конференции, семинары и вебинары по информационно -коммуникационным технологиям, на которых лучшие учителя демонстрируют свои достижения. Считаем, что информация, получаемая во время открытых мероприятий, позволяет педагогам выбрать наиболее оптимальный для себя вариант приобретения знаний и умений информационной сферы: запланировать обучение на курсах повышения квалификации или составить примерный план самостоятельной подготовки.

Оценивая работу по созданию кадрового состава лицея, способного осуществлять обучение с применением ДОТ, можно констатировать,

что за последние два года:

- накоплен положительный опыт использования ДОТ для обучения школьников от первых до выпускных классов;

- изменилось отношение учителей к дистанционному обучению. Более половины учителей принимают политику администрации в отношении дистанционных образовательных технологий, разделяют позиции о необходимости применения ДОТ в формате смешанного обучения для всех учащихся;

- более 30% педагогов коллектива имеют уровень сформированное™ ИКТ- компетенций, необходимых для реализации дистанционного обучения, выше среднего. Дальнейшее становление этих компетенций может протекать в виде самостоятельного обучения через консультации коллег и общение в сетевых сообществах.

Для контроля промежуточных результатов введения ДОТ, оказания помощи учителям в разработке ДК организованы консультации с научным руководителем проекта. Регулярно на научно-методических советах лицея рассматриваются вопросы внедрения ДОТ и их влияние на качество обучения школьников. Ежегодно на заключительном заседании педагогического совета в лицее подводятся итоги введения ДОТ в учебный процесс, выявляются проблемы и намечаются пути их решения. Предполагается, что ежегодное on-line анкетирование позволит отслеживать динамику становления ИКТ компетентности.

Подводя итог, еще раз подчеркнем важность формирования и совершенствования ИКТ- компетентности педагогов, а также системность и последовательность этой деятельности, направляемой администрацией образовательной организации. Диагностика с использованием облачных сервисов позволит руководству образовательной организации оперативно получать общую картину сформированности ИКТ-компетенций членов педагогического коллектива и направлять процесс становления компетенций информационной сферы педагогов, столь необходимых в конечном счете для повышения качества обучающихся.

Список литературы

1. Программа развития электронного образования на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.herzen.spb.ru/img/files/puchkov/5MRG_19.09_PRAEO-Sobolev.pdf (дата обращения: 20.03.2016).

2. Витторио Мидоро Руководство по адаптации Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре ИКТ компетентности учителей. - М., 2013.

3. ИКТ компетентность учителей [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta.lbz.ru/_ (дата обращения: 20.03.2016).

4. Соколова Н.Ф. Из опыта автоматизированной обработки данных в процессе оценки качества дистанционных курсов // Современная педагогика. 2015, № 2 (27). С. 22-25.

5. Соколова Н.Ф. Перспективы распространения информационных и коммуникационных технологий // Среднее профессиональное образование. 2005. № 7. С. 6.

6. Соколова Н.Ф. Подходы к определению понятия «социально-педагогическая поддержка» // Социальная педагогика. 2012. № 5. С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.