Научная статья на тему 'Содержание ИКТ компетенции преподавателей иностранного языка в условиях перехода на инновационные технологии электронного обучения'

Содержание ИКТ компетенции преподавателей иностранного языка в условиях перехода на инновационные технологии электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB 3.0 / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / СОДЕРЖАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНЦИИ / МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / E-LEARNING / WEB 2.0 / SOCIAL SERVICES / ICT COMPETENCE / MOBILE EDUCATION TECHNOLOGIES / ELEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милюшенко Татьяна Валерьевна

В статье анализируется специфика перехода на платформу Web 3.0, влекущая кардинальные изменения в содержательных компонентах ИКТ компетенции преподавателей иностранного языка. В предлагаемой автором модификации содержательного блока ИКТ компетенции особое внимание уделяется дидактическим возможностям и методическому потенциалу использования облачных, мобильных и беспроводных технологий в образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENTS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS' ICT COMPETENCE IN ITS TRANSITION TO WEB 3.0

This paper addresses the issue of foreign language teachers' ICT competence development focusing on specific features of Web 3.0 and their reflection in the contents of ICT competence. The suggested modification of the contents block focuses on the methodological potential of mobile technologies and applications and their practical appliance in the process of teaching English

Текст научной работы на тему «Содержание ИКТ компетенции преподавателей иностранного языка в условиях перехода на инновационные технологии электронного обучения»

УДК 372.881.111.1 ©Т.В. Милюшенко

Т.В. Милюшенко

СОДЕРЖАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье анализируется специфика перехода на платформу Web 3.0, влекущая кардинальные изменения в содержательных компонентах ИКТ компетенции преподавателей иностранного языка. В предлагаемой автором модификации содержательного блока ИКТ компетенции особое внимание уделяется дидактическим возможностям и методическому потенциалу использования облачных, мобильных и беспроводных технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: Web 3.0, социальные сервисы, содержание ИКТ компетенции, мобильные технологии обучения, e-learning.

^Современная образовательная развивающая I парадигма претерпевает многочисленные ^^знаковые изменения, касающиеся как структурных, так и содержательных компонентов, интегрируя новые элементы из областей, пригодных для использования в сфере образования, что находит отражение в современных образовательных стандартах. Специалисты также ищут все новые формы реализации содержания образования. Это проявляется в растущей тенденции аккумулировать современные подходы и средства для обогащения образовательной парадигмы. Современное общество и образование все больше зависит от информационных технологий, которые неумолимо проникают во все сферы человеческой деятельности, занимая лидирующие позиции, обеспечивая распространение информационных потоков в обществе и образуя глобальное информационное пространство. Можно говорить о новом социальном заказе в рамках перехода к ФГОС третьего поколения, что ставит развитие ИКТ компетенции преподавателя на главенствующие позиции.

Стремительное развитие информационных технологий отразилось не только на появлении все новых портативных устройств с конструктивно законченной технической системой, но и на эволюции социальных сервисов и сетей, что в свою очередь привело к созданию платформы Web 2.0. Данная особенность сразу же нашла отражение в стандартах второго поколения, которые включают информационно-коммуникационную компетенцию в число как профессиональных, так и универсальных инструментальных и системных компетенций обучаемых, которая в свою очередь реализуется в использовании учебных Интернет-ресурсов и социальных сервисов Web 2.0. [5, с. 236].

Однако на современном этапе существующие платформы, в том числе и Web 2.0, претерпевают многочисленные изменения и эволюционируют с огромной скоростью, переходя на новый виток развития Web 3.0, что в свою очередь требует четкого определения составляющих компонентов и содержания ИКТ компетенции преподавателей иностранных языков.

Изначально создатель термина Web 2.0 Тим О'Рейли в своей статье «What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software» определил новую концепцию платформы как методику проектирования систем, эволюционирующую с ростом сетевых взаимодействий [10]. Несколькими годами позже на саммите Web 2.0 2009 года в Сан Фран-циско Тим О'Рейли и Джон Баттелл представили свой новый проект «Web Squared: Web 2.0 Five Years On», заявив, что Web 2.0 находится на пути перехода к совершенно новой платформе для межкультурного общения с помощью компьютерных приложений и сервисов [11]. Главная идея заключается в том, что новая сеть как платформа не только предлагает программное обеспечение, но также создает приложения, способствующие обучению и открытые для новой информации.

В предлагаемой концепции развития Web 2.0 Тим О'Рейли и Джон Баттелл определяют новую модернизированную платформу как совокупность и комплексное представление семантической, социальной, мобильной сети с элементами перехода к виртуальной реальности. 2009 год был отмечен авторами как поворотная точка развития новой платформы: гармоничное соединение технологий, бизнес-моделей, а также, что немаловажно, философии открытости, коллективного разума и прозрачности [11].

Наряду с родоначальниками концепции Web 2.0 многие авторы прогнозируют направления развития новой платформы Web 3.0, а также определяют ее особенности. Анализ существующих определений Web 3.0 позволяет сделать вывод, что имеющиеся трактовки термина Web 3.0 условно можно разделить на 3 крупных блока, когда веб (платформа) рассматривается как семантическая паутина (Semantic Web), либо как мультиплатформа с новым типом данных, или же как сообщество профессионалов, представленное концепцией «менеджеров знаний», разрабатывающих новый контент.

Таким образом, единой дефиниции понятия платформы Web 3.0 и ее структурных составляющих не существует, но многие ее эле-

менты уже находят отражение в сфере образования в виде использования приложений для мобильного обучения языку, так называемого е-learning, и в попытке создания сообщества профессионалов для работы с качественным контентом.

С целью определения содержательных элементов ИКТ компетенции преподавателя иностранного языка в условиях перехода на платформу Web 3.0 были изучены материалы рекомендаций ЮНЕСКО, описывающие структуру ИКТ компетенции преподавателя, а также руководство по адаптации рамочных рекомендаций ЮНЕСКО, содержащие детализированные реферативные приложения.

Для анализа содержательного компонента ИКТ компетенции более подробно была рассмотрена модульная структура в блоке реализации рекомендаций ЮНЕСКО, где указаны пути развития, позволяющие приспособить профессиональное развитие ИКТ компетенции преподавателей к условиям отдельной страны и ее образовательной политике [3, с. 24].

Особый интерес представляют компетенции, прописанные в модуле 4 в рамках подходов освоения знаний и их производства с использованием технических и программных средств ИКТ, которые были полжены в основу структуры ИКТ компетенции преподавателя.

Так, например, в рамках подхода освоения знаний преподаватель должен быть осведомлен о различных инструментальных ПС и приложениях, актуальных для его предметной области, пользоваться возможностями данных ресурсов для решения задач и выполнения учебных проектов. Подчеркивается умение использовать сетевые ресурсы для получения и обмена дополнительной информации, а также возможность общения с внешними экспертами для решения поставленных задач. Особое внимание уделяется умению выполнения учебных проектов с использованием ИКТ [3, с. 32-33].

Структура модуля 4 производства знаний указывает на умение организовывать учебные сообщества в ИКТ-насыщенной среде с последующей рефлексией эффективности их работы [3, с. 38-39].

Таким образом, были прописаны рамочные стандарты для определения содержания ИКТ компетенции преподавателя в Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей» без учета специфики предмета.

В 2013 году Министерство образования и науки России разработало Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога, указав три базовых компонента профессиональной компетенции преподавателя, а именно: общепользовательскую ИК-компетенцию, общепедагогическую ИК-компетенцию и предметно-педагогическую ИК-компетенцию, отражающую

профессиональную ИК-компетенцию соответствующей области деятельности [1].

Стоит отметить, что разработчик рамочных рекомендаций ЮНЕСКО Витторио Мидоро отмечает необходимость их адаптации и привязки к особенностям, конкретным условиям и требованиями соответственной национальной или региональной системы образования [2, с. 7].

Все вышеизложенные рекомендации, касающиеся структуры и содержания ИКТ компетенции преподавателя, были учтены в работах П.В. Сысоева и М.Н. Евстигнеева при разработке компонентного состава ИКТ компетенции преподавателя иностранного языка. Данными авторами предложено понимание ИКТ компетенции как конструкта, состоящего из теоретических знаний о современных информационных и коммуникационных технологиях и практических умений создавать и использовать учебные Интернет-ресурсы, социальные сервисы Веб 2.0 и другие ИКТ в процессе формирования языковых навыков и развития речевых умений студентов при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка [4, с. 119].

Компонентный состав ИКТ компетенции преподавателя иностранного языка представлен знаниями и умениями формировать языковые навыки и развивать речевые умения с помощью современных компьютерных технологий. Содержание данного компонентного состава ИКТ предполагает проведение поисковой работы в сети Интернет с последующим отбором необходимой информации (когнитивный компонент), практическое использование авторских учебных Интернет-ресурсов и технологий Веб 2.0, включая оболочки для создания авторских блогов, редакции вики-страниц (операционный компонент), использование лингвистического корпуса (коммуникативный компонент), а также различные ресурсы для проведения онлайн тестирования (рефлексивный компонент) [7, с. 162].

Необходимо подчеркнуть, что предложенный вариант содержательного наполнения компонентов ИКТ компетенции использует исключительно возможности платформы Web 2.0, хотя авторы признают неоспоримое влияние технического прогресса на динамическую природу рассматриваемого конструкта, позволяющего выйти на качественно новый уровень образовательных возможностей [7, с. 163].

С целью выяснения современного состояния содержания структуры ИКТ компетенции преподавателей иностранного языка был проанализирован ряд документов, отражающих специфику данного аспекта. Так, например, анализ предлагаемого шаблона анкеты для обследования ИКТ компетентности учителей, опубликованный в приложении 4 Руководства по адаптации рамочных рекомендаций ЮНЕСКО, показал оценку знаний и умений только в рамках плат-

формы Web 2.0, что является недостаточным в сложившейся динамической ситуации [2, с. 6069]. В перечне ИКТ-компетенций работников сферы образования, разработанном в рамках Образовательной программы Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, также фигурируют только элементы Web 2.0 [6, с. 225-231]. Работы П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева, А.Г. Соломатиной, В.Г. Альпакова и других, описывающие разработки инновационных методик использования ИКТ в обучении иностранному языку, а также определяющие организацию системы подготовки педагогических кадров, обращаются только к возможностям платформы Web 2.0 [8, с. 94-95].

Но, несмотря на сложившуюся практику интеграции сервисов Web 2.0 в учебный процесс, некоторые учреждения осваивают возможности новой платформы для повышения ИКТ компетенции преподавателей. Так, федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО) предлагает МООК «Новые ИКТ-компетенции педагога», в котором предполагается использовать модель Web 3.0, правда без указания содержательного наполнения и только в апробационном режиме. Стоит также отметить, что существующее Руководство по использованию Европейской рамки ИКТ-компетенций 3.0 обращается к возможностям дистанционного образования и тестирования с использованием мобильных приложений, что свидетельствует о переходе на платформу Web 3.0 [9, с. 22, 32].

Таким образом, необходимо сформулировать содержательную составляющую ИКТ компетенции преподавателей иностранного языка в рамках перехода на платформу Web 3.0 с учетом рекомендаций ЮНЕСКО и разработок специалистов в данной области. В предлагаемой модификации содержательного блока целесообразно придерживаться принятого соотношения компонентного состава знаний и умений, представленных следующими элементами:

Знаниями:

-о преимуществе использования облачных технологий в образовании (cloud computing);

-основных преимуществ использования мобильных и беспроводных технологий в образовании;

-о дидактических возможностях и потенциале использования мобильных устройств и приложений в организации учебного процесса;

-о возможностях интеграции мобильных устройств и приложений в учебный процесс;

-об особенностях создания и интеграции мобильных упражнений и тестов в учебный процесс.

Умениями:

-создавать электронные портфолио (е-портфолио) на личном виртуальном облаке посредством применения бесплатных платформ Evernote, DropBox, GoogleDocs, Microsoft SkyDrive, Amazon Cloud Drive;

-использовать мобильные коммуникативные приложения Google с целью обеспечения обратной связи и администрирования учебного процесса;

-организовывать и систематизировать учебный процесс с помощью моблога, используя бесплатные мобильные коммуникативные приложения с учетом типа платформы мобильного устройства;

-интегрировать мобильные справочные материалы (ABBY Lingvo, Diet, Multitran, Ectaco, SlovoEd и т.д.) с учетом типа операционной системы мобильного устройства (Android, Apple iOS, Blackberry, Symbian, Windows Phone) в преподавание иностранного языка;

-организовывать работу с использованием мобильных приложений для чтения (Kindle, Stanza) для формирования рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности;

-использовать мобильные видеокасты сети Интернет для развития умений аудирования, а также пользоваться инструментами с соблюдением алгоритма для создания авторских видео-кастов с целью развития умений говорения;

-разрабатывать и интегрировать задания формата «цифровой рассказ» (digital

storytelling) в процесс обучения иностранному языку, используя такие инструменты, как ZooBurst, StoryBird, UtellStrory, ACMI Storyboard Generator, PicLits, StoryJumper, Story Maker от British Council, Slidestory, а так же проект художественного музея штата Делавэр The Art of Storytelling;

-использовать платформы Mindmeister, IBrainstorm, IThoughtHD для проведения группового обсуждения проблемы и принятия коллективного решения в рамках реализуемой проектной деятельности;

-создавать мобильные упражнения и тесты на основе платформ Mobile Study, МоЫ21, UNITE, Bloom, PeLe;

-создавать мобильные упражнения и тесты с помощью систем опроса HiST SRS, PollEverywhere.

Предложенная модификация содержательного блока ИКТ компетенции преподавателей иностранного языка позволяет учесть особенности перехода на платформу Web 3.0, отразить их специфику и определить область знаний преподавателя о методическом потенциале использования облачных, мобильных и беспроводных технологий в образовательном процессе. В рамках предлагаемой разработки содержатель-

ного наполнения ИКТ компетенции специалистов в области преподавания иностранных языков также более подробно прописываются содержательные компоненты, касающиеся практического использования полученных знаний, определен-

ные рядом умений создавать и интегрировать задания с использованием мобильных приложений в процесс обучения иностранному языку, что позволяет, в свою очередь, эффективно ор-

Библиографический список

1. Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2013 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://MHHo6pHayKH^/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071, свободный.

2. Руководство по адаптации Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре MKT-компетентности учителей (методологический подход к локализации UNESCO ICT-CFT). -М.: ИИЦ «Статистика России»- 2013. - 72 с.

3. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] . -Режим доступа: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214694/, свободный.

4. Евстигнеев, М.Н. Структура ИКТ компетентности учителя иностранного языка [Текст] / М.Н. Евстигнеев // Язык и культура. - 2011. - N1. - с. 119-125.

5. Милюшенко, Т.В. Перспективы интеграции технологий Web 3.0 в процесс обучения иностранным языкам [Текст] /Т.В. Милюшенко // Наука и образовательное пространство: вектор трансграничного развития: материалы международного форума (30 октября 2014г.). - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. - 296с.

6. Моисеева, М.В. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ. Базовый учебный курс [Текст] / М.В. Моисеева, В.К. Степанов, Е.Д. Патаракин, А.Д. Ишков. - М.: Изд. дом «Обучение Сервис», 2008. - 256с.

7. Сысоев, В.П. Компетентность преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий [Текст] / В.П. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Язык и культура. - 2014. - N1(25). - С.160-167.

8. Сысоев, В.П. Направления и перспективы информатизации языкового образования [Текст] / В.П. Сысоев // Высшее образование в России. - 2013. - N10. - С.90-97.

9. A common European Framework for ICT Professionals in all industry sectors. CWA 16234:2014 Part 1. Режим доступа: http://profiletool.ecompetences.eu/, свободный.

10.O'Reilly Tim What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software [Электронный ресурс]// Официальный сайт O'Reilly. - Режим доступа: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html, свободный.

11.O'Reilly Tim and John Battle Web Squared: Web 2.0 Five Years On [Электронный ресурс]// Официальный сайт Web 2.0 Summit October 20-22 San Francisco, CA. - Режим доступа: http://www.web2summit.com/web2009/public/schedule/detail/10194, свободный.

References

1. Proekt koncepcii i soderzhaniya professional'nogo standarta pedagoga Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 15 fevralya 2013 goda [The draft of the concept of professional teachers' standard by the Ministry of Education and Science of Russia on February 15, 2013] [Elektronnyj resurs] URL: http: //минобрнауки. рф/%00%В4%00%ВЕ%00%ВА%01 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1 %8B/3071

2. Rukovodstvo po adaptacii Ramochnyh rekomendacij YUNESKO po strukture IKT-kompetentnosti uchitelej (metodologicheskij podhod к lokalizacii UNESCO ICT-CFT) [Guidelines on adaptation of the UNESCO ICT competency framework for teachers].- M.: IIC «Statistika Rossii» - 2013, P.72.

3. Struktura IKT-kompetentnosti uchitelej. Rekomendacii YUNESKO [UNESCO ICT competence framework for teachers] [Elektronnyj resurs] URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214694/

4. Evstigneev, M.N. Struktura IKT kompetentnosti uchitelya inostrannogo yazyka [The structure of the English teacher ICT competence]. In: Language and Culture. - 2011. - N1. - P. 119-125.

5. Milyushenko, T.V. Perspektivy integracii tekhnologij Web 3.0 v process obucheniya inostrannym yazykam [The prospects of integration of Web 3.0 technologies into the process of studying foreign languages]. In: Science and Educational Sphere: vector of cross-border development. - Omsk: Izd-vo OmGPU, 2015.- P. 296.

6. Moiseeva, M.V. Razvitie professional'noj kompetentnosti v oblasti IKT. Bazovyj uchebnyj kurs [The development of ICT professional competence. Basic course]. - M.: Izd. dom «Obuchenie Servis», 2008. - P. 256.

7. Sysoev, V.P. Kompetentnost' prepodavatelya inostrannogo yazyka v oblasti ispoizovaniya infor-macionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij [Foreign language teacher's competence in using information and communication technologies]. In: Language and Culture - 2014. - N1(25). - P.160-167.

8. Sysoev, V.P. Napravleniya i perspektivy informatizacii yazykovogo obrazovaniya [The tendency and perspective of IT education]. In: Higher Education in Russia. - 2013. - N10. - P.90-97.

9. A common European Framework for ICT Professionals in all industry sectors. CWA 16234:2014 Parti. URL: http://profiletool.ecompetences.eu/

10.O'Reilly Tim What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. - URL: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html

11.O'Reilly Tim and John Battle Web Squared: Web 2.0 Five Years On. - URL: http://www.web2summit.com/web2009/public/schedule/detail/10194

THE CONTENTS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS' ICT COMPETENCE IN ITS TRANSITION TO WEB 3.0

Tatiana V. Milyushenko,

Associate Professor, Omsk State Pedagogical University

Abstract. This paper addresses the issue of foreign language teachers' ICT competence development focusing on specific features of Web 3.0 and their reflection in the contents of ICT competence. The suggested modification of the contents block focuses on the methodological potential of mobile technologies and applications and their practical appliance in the process of teaching English.

Key words: Web 2.0, Web 3.0, social services, ICT competence, mobile education technologies, e-learning.

Сведения об авторе:

Милюииенко Татьяна Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры англий ского языка Омского государственного педагогического университета (г.Омск, Российская федера ция), e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 02.02.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.