Научная статья на тему 'Самооценка сформированности базовой ИКТ-компетенции студентов второго курса направления «Педагогическое образование»'

Самооценка сформированности базовой ИКТ-компетенции студентов второго курса направления «Педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федулова С.В.

В данной статье рассматривается проблема формирования ИКТ-компетенции у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Для выявления базовой ИКТкомпетентности у студентов проводилось анкетирование. На основе проведенного анкетирования сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федулова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самооценка сформированности базовой ИКТ-компетенции студентов второго курса направления «Педагогическое образование»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

• обеспечение оптимальной сложности изучаемого материала; осуществление в практике обучения совокупности принципов рейтингового контроля.

• развитие механизма рефлексии через обеспечение высокого уровня сознательности осуществляемой учащимися учебной деятельности, осмысление ими сущности предстоящих трудностей, путей и средств их преодоления. Об эффективности функционирования механизма рефлексии свидетельствуют осознание старшеклассниками возможных трудностей в процессе адаптации, адекватных способов их упреждения или преодоления, в реальной учебной деятельности и конструируемых условиях обучения в вузе.

Список использованной литературы

1. Федотова, Л.А. О взаимосвязи системы контроля в довузовской подготовке и адаптации студента в вузе// Федотова Л.А. - Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Т.

5. № 7 (45). С. 84-86.

2. Мирзаянова, Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности (кризисы, способы упреждения и смягчения) / Л. Ф. Мирзаянова.- Минск: Беларуская навука, 2003.- 271 с.

3. Федотова Л.А. Эффективность адаптации студентов-первокурсников, прошедших довузовскую подготовку в условиях рейтингового контроля // Федотова Л.А., Москвичев С.М., Гоник И.Л. - Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. Т. 4. № 7 (33). С. 71-73.

4. Симаева, И.К. Превентивная адаптация как психологический феномен. / И.К.Симаева // Развитие личности. - 2006. - №2. - С.61-69

©Л.А. Федотова, Р. В. Ященко, Е. В. Абраменко,2015

УДК 378.14

С.В. Федулова

студент 1 курса магистратуры факультета математики, информатики, физики и технологии Омский государственный педагогический университет,

Г. Омск, Российская Федерация

САМООЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВОЙ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования ИКТ-компетенции у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Для выявления базовой ИКТ-компетентности у студентов проводилось анкетирование. На основе проведенного анкетирования сделаны выводы.

Ключевые слова

бакалавр педагогического образования, информационно-коммуникационная компетентность, ИКТ-

грамотность.

Согласно концепции информатизации сферы образования происходит глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования ИКТ, радикального повышения эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах, т.е. за счет подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

В современных условиях одной из наиболее важной задач системы высшего педагогического образования, является формирование информационно-коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности) будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Это требование определено и в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального

129

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

образования (ФГОС ВПО), которые введены с 2011/2012 учебного года. Задача подготовки будущих педагогов, готовых к активному использованию современных образовательных технологий в условиях глобальной информационно-образовательной среды, обуславливает необходимость разработки таких программ дисциплин профессиональной подготовки, которые будут обеспечивать формирование ИКТ-компетентности как части профессиональной компетентности будущих педагогов-бакалавров с учетом их профиля и особенностей будущей профессиональной деятельности [3].

На сегодняшний момент целью информатизации является уже не обеспечение массовой компьютерной грамотности, а формирование умений использования новых информационнообразовательных технологий, необходимых для обеспечения образовательного процесса, формирования гармонично-развитой личности, свободы общения и другого уровня получения образования. Следствием этого определяется формирование новой информационной культуры мышления путем индивидуализации образования.

Несмотря на оснащение кабинетов компьютерами с набором необходимого программного обеспечения, подключением их к сети Интернет, наличием разработанных разнообразных образовательных электронных ресурсов, введение их в практику преподавания осуществляется медленно. Одной из причин этой проблемы является недостаточная сформированность ИКТ-компетентности у учителя-предметника. Поэтому формирование у будущих бакалавров технологического образования ИКТ-компетентности, в частности, предметно-ориентированной, это важная задача.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение студентами всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности [2].

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе [2].

Под «уверенным владением» следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ -грамотности в решении разного рода практических информационных задач.

На первом этапе исследования для определения уровня ИКТ-грамотности и опыта использования информационно-коммуникационных технологий была использована процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков, т.е. анкетирование. За основу были взяты и переработаны вопросы анкеты из статьи Медведевой И. Н., Мартынюк О. И., Паньковой С. В., Соловьевой И. О.[4, с. 129-146]. В анкетировании «ИКТ-компетентность» приняло участие 22 студента второго курса, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профили «Физика и Технология» и «Информатика и Технология».

Анкета состояла из двух частей. Проведение первой части анкеты позволило зафиксировать навыки работы с файлами, операционными системами, текстовыми редакторами (Word, Exel Power Point), базовыми сервисами и технологиями Интернета. Анкета определила насколько грамотны студенты в области ИКТ. По каждой позиции студенты должны были выбрать один из предложенных вариантов: «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет», «не знаю, не ясен вопрос».

Согласно результатам первой части анкеты можно сделаны следующие выводы. По первому вопросу «Я имею начальные навыки работы с файлами и приложениями» были получены следующие данные. Все опрошенные студенты владеют приемами выполнения файловых операций (1.1) и могут запускать программы и приложения для работы с информацией (1.3). Работать с файлами на различных внешних носителях информации (1.2) могут 21 студент (95,5%). В меньшей степени сформированы навыки архивации и сжатия файлов (1.4), а также сканирования изображения и сохранения его для последующего редактирования (1.5). Эту операцию умеют выполнять 18 студентов (82%) по каждой позиции соответственно, 4 студента (18%) выбрали варианты «нет» и «скорее нет, чем да» (рис. 1).

130

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Рисунок 1 - Диаграмма ответов на вопрос 1 «Я имею начальные навыки работы

с файлами и приложениями»

По второму вопросу «Я умею настраивать параметры операционной системы Windows или др.» были получены следующие результаты. Все студенты второго курса умеют настраивать параметры рабочего стола, вид папок. Устанавливать и корректно деинсталлировать программное обеспечение могут 18 студентов (82%), для 4-х студентов (18%) данная операция вызывает затруднения. Из 22 опрошенных 19 человек (86%) могут настраивать подключение к сети Интернет, трое человек (14%) ответили «скорее нет, чем да». Следить за безопасностью системы могут 20 человек (91%), не умеют обновлять и настраивать антивирусные пакеты 2 человека (рис. 2). Не способны настроить локальную сеть и обеспечить необходимый уровень доступа к ресурсам сети 4 человек (18%), один студент не понял вопрос (рис. 3).

не знаю, не ясен вопрос нет

скорее нет, чем да скорее да, чем нет да

0 5 10 15 20

Рисунок 2 - Диаграмма ответов на вопрос 2.4 «Следить за безопасностью системы»

Рисунок 3 - Диаграмма ответов на вопрос 2.5 «Настроить локальную сеть и обеспечить необходимый уровень доступа к ресурсам сети»

Ответы студентов по третьему вопросу «Я имею навыки работы с текстовым редактором» показали, что практически все («91%) умеют работать в текстовом редакторе, т.е. они могут подготовить текстовый

131

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

документ, вставить в него различные объекты, выполнить проверку правописания и сохранить текстовый документ в различных форматах. Однако часть студентов (9%) испытывает трудности с преобразованием текста в таблицу, вставкой сносок, разбиением текста на колонки, не могут сделать автоматическое оглавление и предметный указатель. Один студент затрудняется с выводом документов на печать.

Анкетирование показало, что с электронными таблицами (Exсel) студенты второго курса умеют работать хуже, чем с текстовым редактором. От 9% до 32% студентов не умеют работать с ячейками электронной таблицы, выполнять простые вычисления, строить графики, диаграммы, использовать в работе встроенные формулы. 32% не умеют выполнять действия по поиску и сортировке данных в таблице (рис.4).

не знаю, не ясен вопрос нет

скорее нет, чем да скорее да, чем нет да

0 2 4 6 8 10

Рисунок 4 - Диаграмма ответов на вопрос 4.5 «Умею выполнять действия по поиску и

сортировке данных в таблице»

По следующему вопросу «Я владею приемами создания презентаций» оказалось, что большинство студентов (91-100%) могут подготовить текстовую презентацию по заданной тематике, умеют использовать в презентации различные объекты, могут использовать элемента для навигации и сделать звуковое сопровождение показа слайдов. Два студента (9%) затрудняются с функцией сохранения презентации в демонстрационном режиме и не имеют навыка публичных выступлений с использованием презентаций.

По позиции «Я имею навыки работы с базовыми сервисами и технологиями Интернета» большинство студентов (96%) имеют навыки навигации и поиска информации в сети Интернет, умеют получить и сохранить найденную информацию для последующего использования в учебной деятельности, умеют работать с электронной почтой, умеют размещать файлы, видео- и фото-материалы на различных Интернетпорталах, имеют навыки общения в социальных сетях и блогах. Только один студент не умеет использовать on-line службы для общения в сети.

Результаты анкетирования первой части анкеты позволяют сделать вывод, что большинство студентов второго курса направления «Педагогическое образование» обладают основными навыками работы с компьютером. В то же время на учебных занятиях по дисциплинам профессионального цикла особое внимание необходимо уделить умению устанавливать и корректно деинсталлировать программное обеспечение, слежению за безопасностью системы, настройке локальной сети, некоторым функциям работы с текстовым редактором и электронными таблицами.

Полученные результаты анкетирования позволяют составить индивидуальную программу развития ИКТ-грамотности каждого студента.

Вторая часть анкеты определяла опыт использования студентами информационнокоммуникационных технологий. Студенты выбирали ответ на поставленный вопрос из следующих утверждений: «пользуюсь постоянно», «использую время от времени», «использовал(а) 1-2 раза», «не использовал(а)», «не знаю». Ниже представлена сводная таблица результатов анкеты опрошенных студентов.

132

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Согласно анализу второй части анкеты большинство второкурсников использует постоянно или время от времени мультимедиа энциклопедии, справочники, словари, текстовые редакторы, программы для создания презентаций, работало с электронными учебниками и обучающими программами.

Из аппаратных средств, которыми пользуются студенты, на первом месте - компьютер, большинство (73-82%) используют веб-камеру и принтер. Но менее половину студентов(41%) пользуются сканером.

Из всех сетевых технологий и ресурсов сети Интернет чаще всего студенты используют социальные сети, причем наибольшей популярностью пользуются «ВКонтакте». Сети дистанционного обучения (e-leaming, m-leaming и т.п.), GoogleDocs, офисные приложения для работы с документами в сети ни разу не использовали соответственно 16 и 8 человек (рис.5).

■ Совместная работа с документами в сети (GoogleDocs, офисные приложения).

□ Системы дистанционного обучения (e-leaming, m-leaming и т.п.).

Рисунок 5 - Сравнительная диаграмма «Использование систем дистанционного обучения и совместная работа с документами в сети»

Исходя из вышеизложенных результатов проведенного анкетирования, можно сказать, что необходимо в процессе обучения студентов больше уделять внимания системам дистанционного обучения и работе с документами в сети. И не стоит забывать, что это лишь самооценка самих же студентов. Результаты первого констатирующего этапа исследования дают возможность планировать дальнейшее движение в этой области, изучив более детально умения и навыки работы в области ИКТ.

Список использованной литературы:

1. Горохова Р.И. Проблемы формирования ИКТ компетентности будущих учителей. ГОУ ВПО «Марийский государственный педагогический институт им. н.к. Крупской» г. Йошкар-ола [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/conf8/th/gorr.pdf

2. Дадонова С.П. Формирование ИКТ-компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности. г.о. Новокуйбышевск. 2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://novshkola12.ucoz.ru/IKT-kompetentnost.pdf

3. Лапчик М.П. О Формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1.

4. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. Самооценка сформированное™ компетенций студентов первого курса физико-математического факультета в условиях реализации ФГОС ВПО// Вестник Псковского государственного педагогического университета: Серия «Естественные и физико-математические науки». № 1. Псков: Издательство ПсковГУ, 2012. - 208 стр. - С. 129-146

© С.В. Федулова, 2015

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.