МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
возможности социальных сетей в решении образовательных задач явно недооценены. И этот вопрос ждет своего обсуждения.
Список используемых материалов:
1. Википедия. Свободная энциклопедия. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82 (дата обращения: 22.06.2015)
2. Социальные сети. Википедия. Свободная энциклопедия.
URL;https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0% BD%D0%B0%D 1%8F_%D 1%81 %D0%B5%D 1%82%D 1%8C (дата обращения: 22.06.2015)
3. "Социальные сети в школьном образовании: утопия или реальность?”.Портал “Новая школа’иКЬ ;http://novaya-shkola.su/svezhie-stati/socialnye-seti-v-obrazovani-utoprja-ili-realnost.html (дата обращения:
18.06.2015)
4. “Социальные сети в образовании: утопия или реальность”Сетевое образовательное сообщество “Открытый класс”иЯЪ; http://www.openclass.ru/node/365136 (дата обращения: 18.06.2015)
5. Рейтинг социальных сетей 2013-2014. “Бизнес-Линч”. URL:http://www.businesslynch.ru/2014/01/2013-2014.html (дата обращения: 18.06.2015)
6. “Что такое самообразование?” Школа-G. URL: http://gekkon12.livejournal.com/4597.html (дата
обращения: 20.06.2015)
7. “Дистанционная образовательная деятельность”Информационно-образовательный портал
“Информация образования” URL:
http://cis.mdn.m/document/show.action;jsessionid=EF1DE8C39AA4BABF80A011161B940B4B?document.id=1 781(дата обращения: 18.06.2015)
8. “ Коммуникативные универсальные учебные действия. Нормативный документ ФГОС URL;http://www.docme.ru/doc/70187/kommunikativnye-universal._nye-uchebnye-dejstviya (дата обращения:
19.06.2015)
9. “Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках родного языка”, образовательный портал “Продленка”. URL: http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/formirovanie-kommunikativnykh-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-rodnogo-iazyka.html (дата обращения:
22.06.2015)
© О.С. Самсонова, 2015
УДК 378.14.015.62
Л.А. Федотова, к. пед. наук, доцент Р. В. Ященко, к. пед. наук, доцент Е. В. Абраменко, к. пед. наук, доцент Волгоградский государственный технический университет г. Волгоград, Российская Федерация
О ВОЗМОЖНОСТЯХ УПРЕЖДАЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы упреждающей адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе, реализуемой при обучении старшеклассников в системе довузовской подготовки. Приводятся критерии реализации стратегий упреждающей адапации старшеклассников.
Ключевые слова
адаптация к обучению в вузе, упреждающая адаптация, довузовская подготовка, старшеклассники
126
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Адаптация первокурсника - это процесс приспособления студента к условиям обучения и воспитания в вузе. Трудности начального этапа обучения в высшей школе имеют различное происхождение: одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой предметной подготовкой, дефектами воспитания и т.д. Но и те, и другие, при неблагоприятном стечении обстоятельств могут стать толчком к замедлению социально-психологической и дидактической адаптации на младших курсах вуза. При этом бывшие школьники испытывают трудности при интеграции в социальную группу студенчества с принятием ее норм и ценностей, в формировании профессиональной идентичности будущих специалистов и овладении навыками самоорганизации, в развитии осознанного отношения к учебно-профессиональной деятельности. От того, как проходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов [1,2].
Неизбежный период разрешения возникших трудностей и противоречий занимает у студентов от одного до трех-четырех семестров, что снижает эффективность получения образования в это время.
Вообще, проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет одну из важных общетеоретических проблем, исследуемых в психофизиологическом, индивидуальнопсихологическом и социально-психологическом уровнях и до настоящего времени является традиционным предметом исследований и дискуссий [1, 2, 4].
В исследованиях, посвященных адаптации студентов вуза, разрабатываются и классифицируются педагогические средства адаптации, реализуемые для студентов первокурсников, среди которых: активизация учебной деятельности; психологическая помощь, поддержка и сопровождение; включение первокурсников в систему студенческого самоуправления; улучшение навыков самостоятельной работы; укрепление интереса к учебной деятельности; создание благоприятного психологического климата; работа кураторов.
Одна из классификаций предполагает разделение адаптации на ситуативную адаптацию, необходимость в которой возникает при изменении условий внешней среды и упреждающую (перспективную, превентивную) адаптацию, базирующуюся на обнаружении и заблаговременном учете тенденций изменения внешней среды.
Л.Ф.Мирзаянова [2], разрабатывая стратегии упреждающей адаптации, определяет ее как «управляемый процесс вхождения субъектов адаптации в реальность на этапе, предшествующем самой деятельности».
Для студентов-первокурсников стратегии упреждающей адаптации могут быть реализованы на этапе, предшествующем обучению в вузе. В настоящее время это может быть обучение на факультете довузовской подготовки, существующих при многих вузах и решающих задачи предметной и психологической подготовки будущих студентов.
В работах психологов показано, что механизмы упреждающей адаптации запускаются средовыми или внутренними изменениями. Адаптация, ее активность и эффективность во многом обусловлена и начинается с процесса антиципации (предвидение изменений) [4]. В результате запускаются адаптационные процессы, зачастую еще до наступления изменений внешних условий жизнедеятельности личности. Вслед за этим начинает формироваться прогноз относительно вероятного исхода событий -человек непроизвольно начинает готовиться к действию на основе антиципирующей схемы. Антиципация не только задает вопрос «Что будет?», она обеспечивает планирование деятельности в целом, создание системы мер подготовки к изменениям, модификацию методов и средств приспособления задолго до предстоящих трансформаций. Активное предвосхищение событий на основе существующих антиципирующих схем и последующая модификация этих схем в процессе сбора информации, знание закономерностей адаптации обеспечивают возможность заблаговременного создания внутренних и внешних изменений, позволяющих личности приспособиться к изменениям условий учебной деятельности.
Положительный эмоциональный фон упреждающей адаптации образуется переживаниями стрессовых ситуаций, как временных или необходимых для достижения цели, затруднений. Вследствие того, что упреждающая адаптация начинается в относительно безопасных условиях (до наступления ситуаций, вызывающих стресс), переживания помогают сформировать отношение к адаптации как к деятельности, необходимой для получения определенных результатов, своеобразного испытания на
127
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
развитие или подтверждение личностных качеств, ощутить вовлеченность в процесс и даже получить удовольствие от процесса адаптации.
Применительно к учебному процессу довузовской подготовки можно говорить о заблаговременной подготовке человека к решению учебных задач высшей школы; о вхождении будущего студента в конструируемую вузовскую реальность на этапе, предшествующем этапу обучения в высшей школе [2, 3].
Управление адаптационным процессом осуществляется посредством создания соответствующих условий, использования совокупности средств, обеспечивающих учебные достижения обучающихся. К адаптирующим условиям упреждающей адаптации могут может относиться: помощь в повторении и систематизации изученного на этапе школьного обучения материала; формирование навыков и умений учебной деятельности в изменившихся условиях; реализация совокупности принципов контроля и оценки учебных достижений в адаптационный период.
В настоящий момент разработаны и используются в практике образования различные стратегии упреждающей адаптации, к которым относятся антиципирующая и креативно-компетентностная.
Характерной особенностью первой является создание условий для действия конструктивного механизма адаптации - антиципации. При креативно-компетентностном подходе к упреждающей адаптации исходят из понимания того, что важнейшей внутренне присущей потребностью выступает потребность чувствовать себя компетентным человеком. Данная потребность проявляется в стремлении чувствовать уверенность в себе, необходимую для успеха. Креативно-компетентностная стратегия упреждающей адаптации может быть реализована посредством предоставления старшеклассникам оптимальных моделей для наблюдения и формирования тем самым опыта положительного переживания наблюдаемого поведения.
Упреждающая адаптация к учебно-познавательной деятельности в вузе - сложное и многоаспектное явление, детерминированное действием многих факторов. Это определяет необходимость использования комплексной стратегии, сочетающей особенности креативно-компетентностной и антиципирующей. Этот вид стратегии также может быть реализован при обучении слушателей факультета довузовской подготовки. Его целью должно являться создание соответствующих условий для функционирования механизмов на различных уровнях личности слушателей для повышения их адаптированности. Основной признак, на основании которого должна осуществляется оценка эффективности этого подхода, - ускорение адаптации студентов на младших курсах вуза.
Для измерения отдельных компонентов адаптации учащихся и студентов к условиям обучения в вузе можно применять методики, используемые во многих работах. К ним относятся: 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела, опросник МИНИ-МУЛЬТ (сокращенный вариант MMPI), которые способствуют получению многогранной информации об индивидуальности личности; шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера, которая оценивает уровень реактивной и личностной тревожности. Часто для оценки адаптированности исследователи применяют самостоятельно разработанные опросники, используют написание студентами эссэ и т.д. Такие диагностические измерения могут проводиться до, во время и после проведения работы по адаптации и давать преподавателям и психологам информацию о динамике этого процесса.
Экспресс-оценку адаптированности можно соотносить с динамикой учебных достижений слушателей ФДП и студентов младших курсов вуза. В широко распространенной сегодня в вузах системе рейтингового контроля учебные достижения выражаются рейтинговыми баллами и динамикой их набора в течение семестра, а интегральным критерием адаптации студентов могут рассматриваться их учебные достижения на младших курсах.
Мы полагаем, что наиболее важными установками реализации стратегии упреждающей адаптации в обучении и контроле слушателей факультета довузовской подготовки должны являться:
• создание условий для функционирования механизмов интериоризации - экстериоризации. Это организация взаимодействия слушателей и преподавателя, носителя средств и способов выполнения учебной деятельности; изменение условий и контекста учебной деятельности слушателей, придание ей черт учебной студенческой деятельности, в частности с помощью адекватной рейтинговой системы контроля учебных достижений.
128
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
• обеспечение оптимальной сложности изучаемого материала; осуществление в практике обучения совокупности принципов рейтингового контроля.
• развитие механизма рефлексии через обеспечение высокого уровня сознательности осуществляемой учащимися учебной деятельности, осмысление ими сущности предстоящих трудностей, путей и средств их преодоления. Об эффективности функционирования механизма рефлексии свидетельствуют осознание старшеклассниками возможных трудностей в процессе адаптации, адекватных способов их упреждения или преодоления, в реальной учебной деятельности и конструируемых условиях обучения в вузе.
Список использованной литературы
1. Федотова, Л.А. О взаимосвязи системы контроля в довузовской подготовке и адаптации студента в вузе// Федотова Л.А. - Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Т. 5. № 7 (45). С. 84-86.
2. Мирзаянова, Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности (кризисы, способы упреждения и смягчения) / Л. Ф. Мирзаянова.- Минск: Беларуская навука, 2003.- 271 с.
3. Федотова Л.А. Эффективность адаптации студентов-первокурсников, прошедших довузовскую подготовку в условиях рейтингового контроля // Федотова Л.А., Москвичев С.М., Гоник И.Л. - Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. Т. 4. № 7 (33). С. 71-73.
4. Симаева, И.К. Превентивная адаптация как психологический феномен. / И.К.Симаева // Развитие личности. - 2006. - №2. - С.61-69
©Л.А. Федотова, Р. В. Ященко, Е. В. Абраменко,2015
УДК 378.14
С.В. Федулова
студент 1 курса магистратуры факультета математики, информатики, физики и технологии Омский государственный педагогический университет,
Г. Омск, Российская Федерация
САМООЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВОЙ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема формирования ИКТ-компетенции у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Для выявления базовой ИКТ-компетентности у студентов проводилось анкетирование. На основе проведенного анкетирования сделаны выводы.
Ключевые слова
бакалавр педагогического образования, информационно-коммуникационная компетентность, ИКТ-
грамотность.
Согласно концепции информатизации сферы образования происходит глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования ИКТ, радикального повышения эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах, т.е. за счет подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.
В современных условиях одной из наиболее важной задач системы высшего педагогического образования, является формирование информационно-коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности) будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Это требование определено и в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального
129