С.И. Селиванов. К проблеме разработки компьютерного сопровождения процесса обучения иностранному языку в младшей школе
УДК 372.8:811 © С.И. Селиванов
К проблеме разработки компьютерного сопровождения процесса обучения иностранному языку в младшей школе
В представленной статье дается анализ требований нормативных документов к использованию информационно-коммуникационных технологий в начальной школе, в т. ч. на уроках английского языка.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, элементарная коммуникативная компетенция, компьютерные технологии, начальная школа, компьютерное сопровождение.
S.I. Selivanov
To the issue of developing software support for teaching foreign languages in primary school
This article contains the attempt to analyze the requirements of normative documents on use of information and communication technologies for teaching foreign languages in primary schools, including their use at the lessons of the English language.
Keywords: information and communication technologies (ICT), elementary communicative competence, computer technologies, primary school, software support.
Современный вектор общественноэкономического и политического развития государства и социума требует обеспечить готовность подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, сформировать способность личности отвечать нуждам такого общества, реагировать на вызовы инновационной экономики. Как указывается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, сегодня требуется «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» [1, с. 6]. С самого начала обучения школьник должен овладеть средствами начальной адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Наиболее доступным среди данных средств является персональный компьютер.
Одновременно с этим обществу необходимы высокообразованные граждане, обладающие достаточным уровнем владения иностранным языком. В связи с этим уже в начальной школе ставится и решается вопрос о формировании у обучающихся элементарной иноязычной коммуникативной компетенции. Данная компетенция призвана обеспечить социализацию младшего школьника, его аккультурацию, адаптацию в сложном и многоязычном информационном пространстве.
Следствием актуальности и чрезвычайной значимости данных аспектов социального заказа к образовательной системе стало закрепление в нормативных документах последнего времени соответствующих требований. В частности, в
Федеральном образовательном стандарте начального общего образования указывается на необходимость подготовки младших школьников к активному использованию «речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач» [1, с. 9]. При этом данным требованиям должны отвечать все учебные программы: «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами...» [3, с. 44]. Только в этом случае обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами. Как указывается в ФГОС НОО, необходимо обучать младших школьников различным способам поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета [1].
Применительно к дисциплине «Иностранный язык» использование персонального компьютера предоставляет практически неограниченные возможности для повышения эффективности обучения, в том числе иноязычному общению. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики (В.П. Беспалько, Б.С. Гер-шунский, А.В. Жожиков, Е.П. Полат, И.В. Роберт, Е.В. Захаров, Е.А. Барахсанова, Е.И. Машбиц,
Е.Д. Нелунова, Н.Ю. Пахомов, E. Rusten,
K. Kashmanian, D.H. Jonassen и др.), методики обучения ИЯ (Н.Ю. Александрова, И.В. Алехина, М.В. Баканова, Т.В. Багаева, А.В. Барыбин, М.Ю. Бухаркина, М.Г. Бондарев, И.Е. Гречихин, Е.Е. Горшкова, Е.В. Виноградова, Е.В. Дозоров, Е.М. Дубовикова, А.С. Елизаров, Л.Г. Жук, Е.Н. Зайцева, О.В. Ильина, О.В. Львова, И.А. Маковецкая, Е.Д. Пахмутова, Е.С. Полат,
A.Т. Попова, И.А. Смольянникова, Е.И. Соколова,
B.В. Трофимова, Л.П. Халяпина, S. Dams, D. Butler и др.). Анализ данных работ показал, что компьютерные технологии способны ускорить формирование речевых навыков и развитие речевых умений, погрузить обучающихся в контекст иноязычной культуры, способствовать оптимизации самостоятельной работы с иностранным языком.
Применение ИКТ исследуется и в контексте обучения в начальной школе как в целом, так и применительно к обучению иностранному языку. Анализ работ (Е.И. Булин-Соколова,
C.Л. Мищенко, А.П. Федосеева, В.В. Трофимова,
Н.Г. Тарасова, С.В. Иванова, L. Clark, S. Dock-rell, E. Fallon и др.) показал, что проблема обеспечения компьютерной поддержки процесса иноязычной подготовки младших школьников относится к наименее изученным. Имеется лишь несколько работ, которые посвящены отдельным аспектам данной проблемы. Например, Л.А. Цветкова (2002) и Т.В. Багаева (2006) посвятили свои работы формированию лексических навыков младших школьников с помощью компьютерных технологий. Е.В. Солопова (2008) задала более широкий ракурс рассмотрения, изучая процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера. Авторами определены возможности компьютера, обеспечивающие положительное влияние на эффективность обучения школьников иностранному языку, выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения компьютерных технологий с целью подготовки младших школьников к иноязычному общению.
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что процесс обучения ИЯ в младшей школе нуждается в переосмыслении с позиций повышения его продуктивности за счет применения системно-спроектированного, адекватного компьютерного сопровождения. Как свидетельствуют имеющиеся источники, данная проблема весьма далека от разрешения, а значит, актуальна и нуждается в научной разработке.
Из вышесказанного следует, что современная система иноязычного образования в младшей
школе сталкивается с рядом противоречий, которые не позволяют в полной мере реализовать требования ФГОС НОО и других нормативных документов.
Во-первых, это отсутствие системы и систематичности в применении на данном этапе обучения информационно-коммуникационных технологий. Во-вторых, проявляет себя низкий уровень владения учителями информационно-коммуникационными технологиями. В-третьих, в настоящее время не существует научно обоснованного, целе-, природосообразного и здоровьесберегающего реестра (или системы) средств, способных обеспечить компьютерное сопровождение процесса обучения ИЯ в начальной школе.
Все эти противоречия выдвигают проблему, требующую ответа на вопрос, согласно каким научно заданным основаниям следует отобрать средства ИКТ для обучения ИЯ в начальной школе и какова технология эффективного компьютерного сопровождения процесса обучения младших школьников иноязычному общению? Данная проблема требует своего решения как в теоретическом плане разработки научно обоснованной концепции, так и в практическом аспекте. В последнем случае необходимо сформировать реестр компьютерных средств, сопровождающих процесс обучения иностранному языку в начальной школе, и разработать технологию их применения во время классной и внеклассной (самостоятельной) работы обучающихся.
Гипотетически стратегия решения данной проблемы может предполагать:
1) выявление особенностей учебного информационного пространства младшей школы, задающего параметры информационной иноязычной среды, в которую погружается обучающийся при овладении ИЯ;
2) доказательство нерасторжимой связи коммуникативно- и информационно-ориентированных целей подготовки младших школьников;
3) определение приоритетных задач обучения ИЯ в начальной школе, решение которых требует компьютерной поддержки;
4) создание системы методов и приемов компьютерного сопровождения, обеспечивающих решение приоритетных задач обучения ИЯ в начальной школе.
При решении этих задач можно надеяться на ускорение процесса обучения младших школьников иноязычному общению, на успешность формирования у них элементарной коммуникативной компетенции.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
2. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.). Развитие
образования города Москвы (Столичное образование) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М., 2011. - 106 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
Селиванов Сергей Иосифович, учитель английского языка, аспирант, Московский городской педагогический университет. e-mail: [email protected]
Selivanov Sergey Iosifovich, a teacher of the English language, postgraduate student, Moscow City Pedagogical University.
УДК 378.02:37.016
© Е.Ю. Фроликова
Роль рефлексии в процессе порождения речевого высказывания
В статье рассматривается роль рефлексии в процессе порождения речевого высказывания. Проанализированы механизмы речи в рамках мотивационно-побудительной, аналитико-синтетической и исполнительной фаз, формирование которых обеспечивает рефлексивный характер речепорождения.
Ключевые слова: рефлексия, порождение речевого высказывания, механизмы речи.
Е.У. ¥тоШоуа
The role of reflection in the process of generation of speech utterance
The paper considers the role of reflection in the process of generation of speech utterance. The speech mechanisms within motivational, incentive, analytic-synthetic and executive phases have been analyzed. They facilitate reflective character of speech production.
Keywords: reflection, generation of speech utterance, speech mechanisms.
Одной из целей высшего образования сегодня является создание условий для развития личностного потенциала студентов в профессиональной сфере, а именно в формировании компетентности будущих выпускников. Процесс образования ставит перед собой целью не только «присвоение» обучающимися совокупности знаний, навыков и умений, но и изменение их ценностей, мотивов, отношений, личностных позиций [Гальскова, 2012]. Наличие четвертого компонента в структуре компетентности обучающихся (а именно отношений к деятельности) имеет определяющее значение: знания, навыки и умения «преломляются» через призму личности обучающегося, превращаются из объектов усвоения в личностно-значимые качества. Обучающийся осознает, зачем ему необходимы те или иные знания, навыки, умения, в каких видах деятельности он их может применить в будущем
и, самое главное, в будущей профессиональной деятельности. Все вышесказанное возлагает большую ответственность на обучающегося, делает его активным субъектом образовательного процесса.
Для того чтобы студенты соответствовали требованиям современной действительности, во время обучения в вузе у них должны быть развиты такие качества, как самостоятельность, независимость (суждений и действий), ответственность за принятые решения, самоконтроль и самооценка. В основе вышеперечисленных умений лежит механизм рефлексии, который рассматривается как «механизм опосредованного самопознания, активного личностного переосмысления своего индивидуального сознания, с помощью которого обеспечивается самосовершенствование личности и успешность ее деятельности и общения» [Стеценко, 2006: 79].
Формирование и развитие данного механизма, в частности, в языковом вузе, является значимым и потому, что в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования на первой ступени (бакалавриат) сокращается количество часов, выделяемых на предметы языкового цикла. В этой связи преподаватели вузов должны находить способы повышения эффективности и интенсификации учебного процесса,