Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ / PUPILS' SELF-INSTRUCTION / INFORMATION TECHNOLOGY / SELF-INSTRUCTION / TEACHING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полькина Светлана Николаевна, Ибряева Регина Рамильевна

Современные требования государства и общества к образованию определили необходимость формирования личности, способной осваивать новое, применяя способы самостоятельной деятельности. Данные требования актуальны и для системы дополнительного образования. В статье содержится теоретическое обоснование и описание методики формирования самостоятельной деятельности у обучающихся на занятиях хореографией в системе дополнительного образования. Также представлены критерии для диагностики уровня достижения планируемых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полькина Светлана Николаевна, Ибряева Регина Рамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INDEPENDENT ACTIVITY AT STUDENTS ON OCCUPATIONS CHOREOGRAPHY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Modern requirements of the state and society to education defined need of formation of the personality capable to master new, applying ways of independent educational activity. These requirements are relevant also for the system of additional education. Article contains theoretical justification and the description of a technique of formation of skills of independent activity at students on occupations choreography in the system of additional education. Criteria for diagnostics of level of achievement of the planned results are also presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

духовно-нравственного воспитания школьников определены коммуникативно-диалоговые, рефлексивные и практико-ориентированные педагогические технологии [2; 3; 5; 9; 10; 11].

Коммуникативно-диалоговые технологии позволяют организовать коммуникативное пространство взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей, представителей православной церкви) в ходе решения задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Рефлексивные технологии направлены на осознание обучающимся личностных смыслов и ценностей, своих потребностей, интересов, самооценку и рефлексию своих поступков и поведения.

Практико-ориентированные технологии, дают возможность для реализации нравственного поведения, повышают мотивацию обучающихся.

Представленные технологии духовно-нравственного воспитания реализуются через разнообразные формы: беседы со священностужителем, классные часы, общешкольные мероприятия, творческие проекты, участие в мероприятиях и конкурсах, проводимых Епархией, паломнические поездки, экскурсии в храмы и монастыри, волонтерскую деятельность и др.

Выводы. Применение культурологического и проектного подходов к исследованию проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников определяет цели, задачи, содержание, принципы и технологии духовно-нравственного воспитания на основе православной культуры. Реализация данных подходов в практике воспитательной работы нацелена на то, чтобы прививаемые детям традиционные духовно-нравственные ценности нашли воплощение в общении и поведении, а впоследствии сознательно и свободно реализовывались ими во всех сферах жизни (семье, обществе, государстве и т.д.).

Аннотация. В статье обосновывается необходимость применения культурологического и проектного подходов к исследованию проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников.

Ключевые слова: проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников, культурологический подход, проектный подход.

Annotation. The article substantiates the need to apply cultural and project approaches to the study of the project organization of the spiritual and moral education of schoolchildren.

Keywords: project organization of spiritual and moral education of schoolchildren, cultural approach, project approach.

Литература:

1. Бондаревская E.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. - 560 с.

2. Донина И.А. Проблема оценки эффективности деятельности современной общеобразовательной организации: социальный и экономический аспекты // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 74-2. С. 19-22.

3. Донина И.А., Лях Ю.А. Образовательные результаты школьников: подходы, инструментарий, оценка // Педагогический вестник. 2018. № 2. С. 28-31.

4. Колмогорова, И.В. Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.06 / И.В. Колмогорова. - Шадринск, 2000. - 193 с.

5. Лях Ю.А., Донина И.А. Подходы к разработке концепции уровневой оценки компетенций учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 214-218.

6. МалюкВ.И, Немчин A.M. Производственный менеджмент: учебное пособие / В.И.Малюк, А.М.Немчин. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

7. Худякова, Н.Л. О структуре философии современного образования // Н.Л. Худякова / Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - №11. - С. 77-82.

8. Чурсина,Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Э.А. Чурсина. - Елец, 2001. - 150 с.

9. Шерайзина P.M., Донина И.А., Поломошнова С.А. Проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 334-337.

10. Шерайзина P.M., Донина И.А., Хачатурова K.P. Педагогическое творчество учителя как фактор развития творческого потенциала обучающихся // Непрерывное образование. 2017. № 2 (20). С. 64-67.

11. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V.Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults 11 Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. T. 7. № 3. C. 2242-2254.

УДК: 371.38

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Полькина Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург);

студентка Ибряева Регина Рамильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

Постановка проблемы. В настоящее время государством выдвигаются новые требования к образованию, одним из которых является формирование личности, способной творчески мыслить, осваивать новое, применяя способы самостоятельной деятельности.

Данные требования нашли отражение в основополагающих документах: федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", «Концепции развития дополнительного образования детей». Необходимость формирования навыков самостоятельной деятельности у обучающихся выявлена как в системе общего, так и в системе дополнительного образования. Актуальными являются обозначенные требования и на занятиях хореографией, включающих значительную долю самостоятельной работы обучающихся по освоению исполнительского мастерства в области танцевального искусства.

Вопросы формирования и развития самостоятельной учебной деятельности обучающихся рассматривались в трудах педагогов и психологов: Е.Я. Голанта, Б.П. Есипова, Л.В. Жаровой, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

Однако в их работах раскрыты различные аспекты организации учебной деятельности и самостоятельной работы в общеобразовательной школе. Проблема формирования навыков самостоятельной деятельности у обучающихся на занятиях хореографией в системе дополнительного образования пока еще не стала предметом специального научного исследования.

Данное обстоятельство позволяет обозначить противоречие между объективной потребностью в формировании навыков самостоятельной деятельности у обучающихся средствами хореографии в дополнительном образовании и недостаточностью ее методического обеспечения.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, суть которой заключается в определении способов, средств, приемов организации самостоятельной деятельности у обучающихся с использованием образовательного потенциала занятий хореографией в дополнительном образовании.

На основе сложившихся противоречий и выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование навыков самостоятельной деятельности у обучающихся на занятиях хореографией в системе дополнительного образования».

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики формирования навыков самостоятельной деятельности у обучающихся на занятиях хореографией в системе дополнительного образования.

Изложение основного материала исследования. Теоретической основой исследования являются положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), теорий развития самостоятельности и активности школьников в учебной деятельности (Б. П. Есипов, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, И.Э. Унт, A.B. Усова и др.), исследования по проблеме выявления влияния на развитие личности обучающихся занятий хореографией (А.И.Арнольдов, Л.Н. Богаткова, Е.Д. Васильева, И.Ф.Гончарова, Ю.Н. Григорович, И.А.Моисеев, О.А.Рындина и др.).

Обобщение теоретических положений по данной проблеме позволило определить самостоятельную деятельность на занятиях хореографией как систему действий обучающихся в соответствии с поставленной учебной задачей при освоении теории и техники танца, осуществляемых без непосредственного участия педагога.

Местом осуществления самостоятельной деятельности могут быть сами занятия хореографией, подготовка к занятию дома, выступления на концерте.

Одним из эффективных средств развития самостоятельной деятельности, по нашему мнению, является применение мультимедиа технологий, включающих использование информации в виде текста, изображения и звука.

На первом этапе развития самостоятельной деятельности демонстрируются видеозаписи различных мастер-классов, семинаров, выступлений исполнителей высокого уровня. Обучающимся предлагается проанализировать механику, амплитуду и динамику движений, зафиксировать последовательность движений танца, а затем самостоятельно их воспроизвести. Таким образом осваивается история становления танцевальной культуры и развития танцевальной техники, разучиваются танцевальные комбинации.

На втором этапе предлагаются задания по самостоятельному поиску новой информации о современных танцевальных течениях и достижениях в области хореографического искусства, подбору музыкального сопровождения выступления. Эти задания обучающимися выполняются дома в процессе подготовки к занятию. Эффективной формой работы является запись юными хореографами цифрового видео исполнения танцевального номера для последующего самоанализа и осуществления контроля результатов деятельности педагогом. Данная форма работы развивает навыки самооценки и самоконтроля, корректировки собственной деятельности на основе выявленных затруднений.

На третьем заключительном этапе работы осуществляется подготовка к выступлению и выступление на сцене с танцевальным номером. Современные мультимедиа технологии применяются обучающимися для создания и реализации различных творческих замыслов. На этом этапе происходит поиск с Интернете музыкальных произведений, подбор видео- и фотосопровождения номера, создаются презентации, позволяющие сделать выступление более художественным и зрелищным.

Все этапы развития самостоятельной деятельности предполагают поддержку педагогом обучающихся, включающую консультирование, диагностику, оказание помощи.

Диагностика уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности у обучающихся на занятиях хореографией осуществляется на основании следующих критериев: постановка цели, поиск информации для постановки танца; создание и исполнение танцевального номера; подготовка музыкального и художественного оформления выступления; самоанализ выполненной деятельности.

Выводы. Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся позволило уточнить понятие «самостоятельная деятельность» с учетом специфики занятий хореографией.

2. Методика формирования навыков самостоятельной деятельности включает три этапа и предполагает использование ресурсов мультимедиа технологий.

3. Продемонстрирована необходимость применения мультимедиа технологий для повышения эффективности формирования навыков самостоятельной деятельности на занятиях хореографией.

4. Разработаны критерии для проведения диагностики уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности у обучающихся на занятиях хореографией.

Аннотация. Современные требования государства и общества к образованию определили необходимость формирования личности, способной осваивать новое, применяя способы самостоятельной деятельности. Данные требования актуальны и для системы дополнительного образования. В статье содержится теоретическое обоснование и описание методики формирования самостоятельной деятельности у обучающихся на занятиях хореографией в системе дополнительного образования. Также представлены критерии для диагностики уровня достижения планируемых результатов.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, информационные технологии, занятия хореографией.

Annotation. Modern requirements of the state and society to education defined need of formation of the personality capable to master new, applying ways of independent educational activity. These requirements are relevant also for the system of additional education. Article contains theoretical justification and the description of a technique of formation of skills of independent activity at students on occupations choreography in the system of additional education. Criteria for diagnostics of level of achievement of the planned results are also presented.

Keywords: pupils' self-instruction, information technology, self-instruction, teaching method.

Литература:

1. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения //Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. - Казань, 1969, с. 32-44.

2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках - М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.

3. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. -Л.:ЛГПИ, 1986.-79 с.

4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М.: Педагогика, 1972. — 183 с.

5. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М, 1965. - 47 с.

6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

7. Шамова Т.П. Активизации учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 201 с.

8. Щукина Г.П. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

УДК 370

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В современной педагогической науке активное внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки будущих специалистов. Многие исследователи в качестве предмета своих научных трудов отдают предпочтение вопросам сущности и результатов профессиональной подготовки будущих специалистов психологической сферы деятельности.

На основе анализа теоретических источников можно говорить о том, что в современной психолого-педагогической науке на должном уровне разработана определенная система способов оптимизации профессиональной подготовки, построенная на логике последовательного выбора наилучших вариантов основных компонентов обучения студентов - его содержания, методов, средств, форм организации и анализа результатов. Однако статистический анализ уровня профессиональной компетентности психологов и качества их профессиональной подготовки на современном этапе обосновывает необходимость реализации дальнейших исследований, направленных на решение проблем повышения уровня профессиональной подготовки психологов, в частности определения эффективных педагогических условий формирования личностной (психологической) готовности будущих специалистов к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Указанные методологические проблемы обусловили актуальность данного исследования. Исходя из тематики и цели данной статьи рациональным выдается изучение теоретических аспектов указанных выше педагогических категорий и понятий.

В процессе профессиональной подготовки будущих психологов в период их обучения в высшей школе ключевая роль должна быть отведена общей и специальной профессионально-психологической подготовке. В контексте данного процесса, по нашему мнению, совпадающему с позицией ведущих современных ученых, ведущая роль должна быть отведена формированию личностной (психологической) готовности будущих специалистов к реализации профессиональной деятельности с необходимым уровнем результативности и эффективности.

Изложение основного материала исследования. Понятие психологической готовности личности к профессиональной деятельности было введено учеными М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович. Данная категория была выведена учеными в процессе вычленения психологического компонента из совокупности факторов, влияющих на продуктивность профессиональной деятельности. Психологическую готовность личности к реализации профессиональных функций авторы рассматривают как выборочную, прогнозируемую активность личности на этапе ее подготовки к деятельности, такая активность возникает как результат определения профессиональной цели на основе осознанных потребностей и мотивов [1].

С.М. Кучеренко подчеркивает, что формирование психологической готовности к профессиональной деятельности представляет собой развитие, становление необходимых отношений, установок, опыта, мастерства, которые дают возможность человеку осознанно осуществлять профессиональную деятельность. По мнению автора, формирование готовности начинается с осведомленности личности о характере деятельности, приобретения необходимых знаний, умений, навыков, способности их реализовать при развитии позитивного отношение к этому делу, мотивированного повышения требовательности к себе [2].

Эффективность процесса формирования личностной готовности будущих психологов к реализации профессиональной деятельности, по нашему мнению, может быть достигнута путем учета и соблюдения ряда педагогических условий, основные из которых указаны и проанализированы ниже.

В данном ключе уточним, что под термином «педагогические условия» С.Н.Павлов понимает «совокупность объективных возможностей обучения и воспитания людей, организационных форм и материальных возможностей» ГЗ, с. 141. Говоря о сущности указанного понятия, мы разделяем точку зрения А.Х. Хушбахтова о том, что «педагогические условия являются основным компонентом педагогической системы; они должны отражать совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды; для них характерно изменение и развитие с течением времени» [4, с. 1022].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.