Научная статья на тему 'Образовательная программа "Гении танца" как средство развития одаренных детей в хореографическом искусстве'

Образовательная программа "Гении танца" как средство развития одаренных детей в хореографическом искусстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО / EDUCATIONAL PROGRAM / GIFTED CHILDREN / MULTI-ARTISTIC APPROACH / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / CHOREOGRAPHIC PROJECT / CHOREOGRAPHIC PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Е.Б.

Введение. Статья раскрывает содержание образовательной программы для одаренных детей, занимающихся хореографическим искусством в допол-нительном образовании. Выполнение социального заказа на творческую и про-фессиональную самореализацию детей, обеспечивая ребенку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития, наиболее эффективно может реализоваться в программе «Гении танца». Материалы и методы. Теоретические методы включают в себя анализ философской, психолого-педагогической, хореографической литературы, мате-риалов и публикаций в педагогической и периодической печати, изучение педагогического и хореографического опыта. Эмпирические методы связаны с анкетированием, целенаправленным наблюдением, индивидуальными и груп-повыми беседами с детьми, апробацией приведенной в статье программы. Результаты. Выявлено, что теоретико-методической основой работы с одаренными детьми является полихудожественный подход и система педаго-гических принципов: положительной мотивации хореографической деятель-ности, культуросообразности, гендерности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, ситуационности, толерантности. Определены этапы обра-зовательной хореографической деятельности, установлен компонентный сос-тав программно-методического обеспечения работы с детьми и педагогические условия реализации образовательной программы для одаренных детей в области хореографии в дополнительном образовании. Обсуждение. Подчеркивается, что выявленный комплекс педагогичес-ких условий сориентирован на требования, предъявляемые современным обществом к дополнительному образованию, тенденции изменения содержания хореографического образования в целом, специфику образовательной программы. Заключение. Делается вывод, о том, что образовательная программа «Гении танца» нацеливает образовательный процесс в области хореографи-ческого обучения на актуализацию творческого потенциала ребенка и его раз-ностороннее развитие в процессе общения с хореографическим искусством в дополнительном образовании. сновные положения: определены значение и содержание компонентов образовательной прог-раммы работы с одаренными детьми в области хореографического искусства; выявлена теоретико-методическая основа образовательной программы работы с одаренными детьми, определены этапы образовательной хореографи-ческой деятельности, установлен компонентный состав программно-методического обеспечения работы с детьми; выявлен комплекс педагогических условий, сориентированный на требования, предъявляемые современным обществом к дополнительному образованию, тенденции изменения содержания хореографического образования в целом, специфику образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юнусова Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROGRAM “THE GENIUS OF DANCE” AS AN INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN IN CHOREOGRAPHIC ART

Introduction. The article reveals the content of the educational program for gifted children engaged in choreographic art in additional education. Implementation of the social order for creative and professional self-realization of children, providing the child with an additional opportunity for spiritual, intellectual and physical development can be most effectively implemented in the program “Geniuses of dance”. Materials and methods. Theoretical methods include the analysis of philosophical, psychological, pedagogical, choreogra-phic literature, materials and publications in pedagogical and periodicals, the study of pedagogical and choreographic experience. Empirical methods are associated with questionnaires, targeted observation, individual and group conversations with children, testing of the program given in the article. Results. It is revealed that the theoretical and methodological basis of work with gifted children is a poly-artistic approach and a system of pedagogical principles: positive motivation of choreographic activity, cultural, gender, communicative partnership and cooperation, situational, tolerance. Stages of educational choreographic activity are defined, the component structure of software and methodical maintenance of work with children and pedagogical conditions of implementation of the educational program for gifted children in the field of choreography in additional education is established. Discussion. It is emphasized that the revealed complex of pedagogical conditions is focused on the requirements of modern society to additional education, trends in the content of choreogra-phic education in General, the specifics of the educational program. Conclusion. It is concluded that the educational program "Geniuses of dance" aims the educational process in the field of choreographic training to actualize the creative potential of the child and its versatile development in the process of communication with the choreographic art in additional education. Highlights: the importance and content of the components of the educational program of work with gifted children in the field of choreographic art are determined; the theoretical and methodical basis of the educational program of work with gifted children is revealed, the stages of educational choreographic activity are defined, the component structure of software and methodical maintenance of work with children is established; the complex of pedagogical conditions is revealed, focused on the requirements imposed by modern society to additional education, tendencies of change of the content of choreographic education in General, specifics of the educational program.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа "Гении танца" как средство развития одаренных детей в хореографическом искусстве»

DOI: 10.25588/CSPU.2019.41..7..014

УДК 371.037:792.5 ББК 74.200.544.4

Е. Б. Юнусова

ORCID № 0000-0002-0872-3495 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: yunusovaeb@cspu.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГЕНИИ ТАНЦА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

3

р о

3

Аннотация |

Введение. Статья раскрывает содержание образовательной программы 5

ее

для одаренных детей, занимающихся хореографическим искусством в допол- |

и

нительном образовании. Выполнение социального заказа на творческую и профессиональную самореализацию детей, обеспечивая ребенку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития, наиболее эффективно может реализоваться в программе «Гении танца». Ц

Материалы и 1етоды. Теоретические методы включают в себя анализ философской, психолого-педагогической, хореографической литературы, материалов и публикаций в педагогической и периодической печати, изучение педагогического и хореографического опыта. Эмпирические методы связаны с | анкетированием, целенаправленным наблюдением, индивидуальными и групповыми беседами с детьми, апробацией приведенной в статье программы.

Результаты. Выявлено, что теоретико-методической основой работы с одаренными детьми является полихудожественный подход и система педагогических принципов: положительной мотивации хореографической деятель- 4 ности, культуросообразности, гендерности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, ситуационности, толерантности. Определены этапы образовательной хореографической деятельности, установлен компонентный состав программно-методического обеспечения работы с детьми и педагогические

О 3

IS № К

S К

So О д а

cv л S л Й №

л

л

О 3

условия реализации образовательной программы для одаренных детей в области хореографии в дополнительном образовании.

Обсуждение. Подчеркивается, что выявленный комплекс педагогических условий сориентирован на требования, предъявляемые современным обществом к дополнительному образованию, тенденции изменения содержания хореографического образования в целом, специфику образовательной программы.

Заключение. Делается вывод, о том, что образовательная программа «Гении танца» нацеливает образовательный процесс в области хореографического обучения на актуализацию творческого потенциала ребенка и его разностороннее развитие в процессе общения с хореографическим искусством в дополнительном образовании.

Ключевые слова: образовательная программа, одаренные дети, полихудожественный подход, педагогические принципы, хореографический проект, хореографическое портфолио. Основные положения:

- определены значение и содержание компонентов образовательной программы работы с одаренными детьми в области хореографического искусства;

- выявлена теоретико-методическая основа образовательной программы работы с одаренными детьми, определены этапы образовательной хореографической деятельности, установлен компонентный состав программно-методического обеспечения работы с детьми;

- выявлен комплекс педагогических условий, сориентированный на требования, предъявляемые современным обществом к дополнительному образованию, тенденции изменения содержания хореографического образования в целом, специфику образовательной программы.

1 Введение (Introduction) российской системы образования. Вы-

Развитие системы работы с детьми явление, поддержка, развитие и социа-в дополнительном образовании - одна лизация детей становится одной из при-из главных задач современной педа- оритетных задач современного допол-

§ гогической науки и образовательной нительного образования в России, что

tq

hq практики в условиях модернизации подтверждается требованиями феде-

а

«о

о

SJ

ЁС

ральной целевой программы «Дети России», приоритетным проектом Правительства России «Доступное дополнительное образование для детей», цель которых - обеспечение единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности [1].

Учреждения дополнительного образования детей являются особым развивающим пространством, ориентирующим своих воспитанников на личностные достижения. Цель дополнительного образования детей состоит в их самореализации, самоактуализации, оказании педагогической поддержки учащимся в их самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.

Сегодня важно сохранять сложившийся в нашей стране уникальный опыт по воспитанию и выращиванию талантов. В то же время необходимо обеспечить возможность самореализации каждого ребенка в той сфере, которая ему близка, в том числе и в сфере культуры и искусства.

Стратегическая цель в этом направлении состоит в формировании

инновационной системы работы с детьми через создание условий для выявления, поддержки и их развития, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечении каждому ребенку равных возможностей в реализации его интересов, стимулировании мотивации дальнейшего профессионального обучения.

Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения для детей в дополнительном образовании, которые соответствовали бы потребностям и возможностям воспитанников и могли бы обеспечить их дальнейшее развитие в области хореографического искусства.

Значительной трудностью в решении проблемы развития детей, занимающихся хореографическим искусством в области бального танца, является отсутствие целостной системы, включающей теоретико-методические подходы, принципы обучения, педагогические условия её развития, комплекс методов и форм обучения детей в дополнительном образовании.

Системообразующим фактором в проектировании данной системы может выступать образовательная программа - комплекс основных характеристик

3

ж §

з

о з

а

ж 8

а ж -к

а *

а *

с з

л д о

о з

8

8 8

о

д

а

з

л ж ж

л 3 л

Й *

озл

л

о з

а ^ 8

л

л

о

о

ж о

о о

а

«о

О

с

нус

§

tq hq

образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [2].

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В соответствии с требованиями к проектированию общеобразовательных программ дополнительного образования нами разработана программа: Дополнительная общеобразовательная программа для одаренных детей «Гении танца» (возраст учащихся: 10-15 лет, срок реализации: 5 лет).

Рассмотрим программу для одаренных детей «Гении танца».

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь - это потенциал любой

страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми - одна из главных задач современного дополнительного образования в условиях модернизации российской системы образования.

Образовательная программа «Гении танца» предназначена для обучения детей с особыми образовательными потребностями, это одарённые дети в области спортивного бального танца, сценического бального танца. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется новизной и необычностью такой ситуации, которая способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Программа «Гении танца» обусловлена приоритетным направлением образования - превращением жизненного пространства в мотивирующее пространство, которое определяет самоактуализацию и самореализацию личности, так как воспитание человека

начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа [3].

Выполнение социального заказа детей и их родителей на творческую и профессиональную самореализацию детей, обеспечивая ребенку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития, наиболее эффективно может реализоваться в программе «Гении танца».

Теоретико-методологические аспекты изучения и развития детской одаренности рассматриваются в работах Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкина, А. И. Савенкова, П. Торренс, Н. Б. Шумаковой, В. С. Юр-кевич и др.) и отражают результаты фундаментальных отечественных и зарубежных исследований в данной области, современные тенденции мировой науки, а также опыт работы с одаренными детьми. Группа исследований раскрывает основные технологии и методы обучения и развития одаренных детей (Э. А. Аксенова, Е. С. Белова, А. В. Золотарева, Л. И. Ларионова, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема методики обучения спортивным бальным танцам привлекала и привлекает многих исследователей. Изучены возможности детей и разработаны методики обучения основам классического танца (А. Я. Ваганова, А. А. Горский, В. С. Костровицкий, Ф. В. Лопухов, А. М. Мессерер и др.), методика обучения народному танцу (Л. И. Климов, И. А. Моисеев и др.), современному бальному танцу (А. Н. Беликова, Г. Говард, У Лэрд, А. А. Коваленко, В. И. Уральская, и др.).

Дополнительная общеобразовательная программа «Гении танца» разработана с учетом современных инновационных тенденций в области дополнительного образования и имеет художественную направленность, поскольку ориентирована на развитие пластической, музыкальной, сценической выразительности в исполнении танцевальных композиций в бальной хореографии, знание основ музыкальной грамотности, основных этапов развития хореографического искусства, основ актерского мастерства.

Данная программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста. Подростковому возрасту соответствует общественно-полезная деятельность, включающая в себя такие виды,

ж §

о а

ж ж ж

а ж -к

а *

а *

с 3

л д о

о 3

8

ж ж

о

д

а

3

л ж

ж

л 3 л

Ж( *

о3л

л

о 3 а ^ ж

л

л

о

о

ж о

о о

а

«о

о

и £

§

как учебная, трудовая, общественно-организационная, спортивная и художественная. В процессе выполнения этих видов общественно-полезной деятельности у подростка возникает стремление участвовать в любой общественно необходимой работе, рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возможности своего «я», то есть самосознание.

Цель программы - развитие, воспитание и самореализация учащихся в процессе художественно-творческой, художественно-образовательной, художественно-коммуникативной деятельности обучающихся по программе «Гении танца» на основе формирования компетенций в области хореографического искусства и бального танца, формирования умения алгоритмизации сценического образа, формирования навыков самостоятельной и коллективно-творческой деятельности.

Для достижения цели необходимо определить следующие задачи:

- личностные: формирование внутренней и внешней культуры поведения, формирование активной гражданской позиции, формирование мотивации к занятиям спортивными бальными танцами и достижению

результата, формирование навыков здорового образа жизни, развитие художественного вкуса, формирование коллективизма, толерантности, воспитание целеустремленности, трудолюбия, работоспособности;

- 1етапред1етные: развитие и совершенствование умений осуществлять информационный поиск, сбор, анализ необходимой информации из различных информационных источников в соответствии с образовательным кластером, формирование умения выстраивать алгоритм работы над сценическим образом, формирование умений проектировать собственную профессиональную и творческую деятельность, приобретение навыка саморазвития;

- образовательные: приобретение знаний в области хореографического искусства и спортивного бального танца, музыкальной грамотности, основ актерского мастерства, формирование умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной художественно-творческой деятельности в области спортивного бального танца, развитие танцевальных способностей, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни и формирование у обучающихся мотивации

получения образования в течение всей жизни.

Для обучения по программе «Гении танца» принимаются дети от 10 лет, имеющие подготовку по спортивному бальному танцу в «Ансамбле бального танца» МАУ ДО «ДПШ», а также дети старше 10 лет, прошедшие подготовку в других коллективах бального танца после собеседования с педагогом. Объем программы составляет 1480 учебных часов. Форма обучения очная, включающая групповые занятия.

Виды занятий - лекционные, практические, мастер-классы, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, творческие отчеты, соревнования, конкурсы, фестивали, беседы, твор-ческие хореографические проекты, видеопросмотр и анализ выступлений.

Непрерывный процесс совершенствования дополнительного образования с целью раскрытия внутреннего мира одаренного ребенка, его художественно-эстетических и творческих способностей, наряду с когнитивным, социальным и духовным развитием, отражается в законодательных актах Российской Федерации, нормативно-

правовых актах научно-исследовательских программах в виде социального заказа:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (редакция от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N° 41 «Об утверждении САНПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 №№ 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 20152020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г N° 996-р);

р

ж

ая пр

о

г р а

е н и и

а н

й к

а к с р е д с т в о р

в в

и т и о д а р е н н

е т е в

X

оре е

о г р а и ч е с

ко

с

кусс с

а

«о

о о

жуо

§

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г №2 008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2013 № 30530);

- Закон Челябинской области от 29 августа 2013 г. №2 515-30 «Об образовании в Челябинской области»;

- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г Челябинск»;

- Положение об организации образовательного процесса в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г. Челябинск».

Программа «Гении танца» составле-

на с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и направлена:

- на выявление одаренных детей в области спортивного бального танца и создание условий для профессионального роста посредством образовательных занятий;

- на развитие мотивации к познанию и творчеству через: возникновение интереса к спортивному бальному танцу; постановку целей; осознание потребности в хореографической деятельности конкретно в спортивном бальном танце, сценическом бальном танце;

- на обеспечение эмоционального благополучия посредством развития у детей положительного эмоционального настроя на занятиях бальными танцами и другими видами хореографического искусства;

- на приобщение детей к общечеловеческим ценностям путем усвоения знаний об общественных нормах поведения, толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, а также к людям с ограниченными возможностями, формирования отношения к таким понятиям, как «право», «обязанность», «долг»;

- на профилактику асоциального поведения: формирование желания

приобретения знаний о традиционных ценностях (в семье, городе, области, государстве), участие в акциях по борьбе с вредными привычками и негативными явлениями в обществе;

- на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему отечественной и мировой культур посредством участия в фестивалях, конкурсах, соревнованиях по хореографическому искусству, в частности бальному танцу, регионального, российского и международного уровней;

- на интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка: ценностное ориентирование обучающихся на занятиях на лучшие образцы отечественной и зарубежной классики;

- на укрепление психического и физического здоровья;

- на взаимодействие с семьей, так как именно в семье происходит приобщение ребенка к культуре общества, формируются ведущие духовные потребности и интересы (контрольные уроки и родительские собрания в нестандартной форме, совместные праздничные и тематические мероприятия детей, педагогов, родителей).

Образовательная программа «Гении танца» представляет собой систему комплексных занятий по спортивному бальному танцу и предполагает углубленное изучение программы европейских и латиноамериканских танцев, музыкальное воспитание, основ танцевальной культуры и актерского мастерства с целью овладения элементами мастерства танцора-актера для создания сценического образа. Программа подразумевает обучение сценическому бальному танцу. Репертуар, предусмотренный данной программой, имеет драматургию, сюжетную линию в отличие от вариаций, исполняемых танцорами на турнирах по спортивным бальным танцам. Посредством языка бального танца создаются танцевальные номера, с которыми воспитанники выступают на концертах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях.

3 Результаты (Results)

Теоретико-методической основой работы с одаренными детьми, с точки зрения автора, является полихудожественный подход, который позволяет учитывать индивидуальные, возрастные и гендерные особенности детей, пригодность инновационных педагогических технологий, определя-

ж §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

о а

eJ ж к к

а ж -к

а *

а *

с

л д

С

т

в о

3

в

в и

т к

So

о д

а 3

л ж

ж

д

л т

л

й в

х

о3л

л

о 3 а к ^ л

С

о

Ж С

С

С

а

«о

о с

жус

§

ющихся конкретной ситуацией, хореографическими способностями, уровнем подготовленности в области хореографического искусства, а также отбирать наиболее действенные методы и приемы с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Полихудожественный подход (А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, В. В. Давыдов, Л. А. Клыкова, Д. С. Лихачев, Б. П. Юсов и др.) предполагает использование природных художественных возможностей обучающихся. В основе этого лежат представления о том, что каждый ребенок изначально полихудожественный, так как обладает способностью к восприятию различных видов искусства. Особенностью полихудожественного подхода является полифоническое восприятие и отражение явлений и художественных образов, умение осознавать и выражать действительность различными художественными способами [4; 5]. Педагогическими механизмами полихудожественной деятельности на учебных занятиях хореографией являются «образ - анализ - действие».

Полихудожественный подход позволяет учитывать художественно-творческие особенности обучающихся, пригодность различных технологий

при работе с детьми, определяющаяся индивидуальными особенностями их развития, а также отбирать наиболее эффективные методики образовательного процесса в области хореографического искусства.

Концепцию работы с детьми в области бального танца, кроме основных принципов обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), составляет следующая система принципов:

а) принцип положительной мотивации хореографической деятельности - актуализация различных мотивов, побуждающих обучающегося к хореографической деятельности, в основе которой лежат потребности в самоуважении и самоактуализации ребенка;

б) принцип культуросообразности заключается в культивировании определенных этических установок по отношению к многонациональной хореографической культуре, а также к культуре своего народа; в стремлении к балансу между традициями и новациями;

в) принцип гендерности - в социализации ребенка в традиционном обществе, формирующий адекватный национальному менталитету гендер-ный образ «Я» воспитанника;

г) принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества в учебной группе - у детей формируются навыки групповой работы, позитивная взаимозависимость членов группы, навыки свободного общения, готовность совершенствования хореографических компетенций;

д) принцип ситуационности концентрируется на том, что самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней в образовательном процессе при работе с одаренными детьми;

е) принцип толерантности - воспитание у детей уважения, принятия и понимания многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Главным механизмом методики работы с детьми в области бального танца в дополнительном образовании являются функции (планирование, мотивация, организация образовательной деятельности, партисипатив-ная деятельность, контроль, коррекция), представляющие собой вид организационных действий педагога (с позиции субъект - субъектных

отношений - организационных воздействий на виды образовательной деятельности, в частности хореографической деятельности с одарёнными детьми). Доминантной в этом процессе является функция партисипа-тивной деятельности, проявляющаяся в системе обмена информацией и личностно развивающего взаимодействия педагога и ребенка в совместной образовательной деятельности, основанной на принципах субъект-субъ-ектности и продуктивности [6, 7].

Программно-методическое обеспечение работы с детьми включает:

а) мотивационный компонент (осознание потребности в хореографической деятельности, постановка целей, возникновения интереса к хореографической деятельности);

б) когнитивный компонент -привлечение знаний о сущности хореографической задачи и путях её решения (выбор танцевального репертуара, беседы о танцевальном искусстве, просмотр видеоматериалов и фотографий, «личный исполнительский пример», подражание, объяснение техники исполнения и пр.);

в) технологический компонент -теоретическое и методическое обеспечение хореографического образова-

ж §

о 3

а

ж ж ж

а ж -к

а *

а *

с 3

л д о

о 3

8

№ ж

ж

о

д

а

3

л ж

ж

л 3 л

Ж( *

о3л

л

о 3 а ^ ж

л

л

о

о

ж о

о о

а

«о

о

и £

§

тельного процесса (постановка образовательных задач, повторение предыдущего и подача нового материала, объяснение техники исполнения новых танцевальных движений, создание занимательной игровой атмосферы, непосредственное участие педагога в хореографической деятельности, подведение итогов, коррекция и пр.), а также новые элементы современной педагогической технологии хореографического обучения: нетрадиционные и интегрированные хореографические занятия, творческие хореографические проекты, контрольные уроки и родительские собрания в нестандартной форме, хореографические портфолио и др.

Понятие «условие», изначально общенаучное, в философском плане является одним из ведущих, наряду с такими, как «личность», «деятельность» и др. По мнению В. А. Беликова, педагогические условия являются совокупностью возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [8].

Нами выявлен комплекс педагогических условий реализации образовательной программы, включаю-

щий творческое использование коллективных форм общения, конкурсную деятельность, участие в мастер-классах и семинарах, проектную деятельность, применение хореографического портфолио.

В практике хореографического образования, наряду с обучением в хореографическом классе, присутствуют различные формы эстетического воспитания - от бесед на уроке и во время классных собраний до совместных посещений учреждений культуры: филармонии, театров, музеев, фестивалей, конкурсов с последующим их обсуждением. Творческое использование педагогом различных коллективных форм общения может способствовать более осмысленному и заинтересованному отношению ребенка к занятиям хореографическим искусством.

Особое место в образовательном процессе занимает выступление на концерте или участие в конкурсе. В целях поощрения детей, стимулирования их творческой деятельности проводятся открытые выступления. Мощным стимулом в развитии творческого потенциала учащихся является конкурсная деятельность. Главным результатом совместной работы уча-

щегося и педагога является участие в конкурсах хореографического искусства. Целью проведения конкурсов различного уровня является создание стойкой мотивации к исполнительской хореографической деятельности, поддержка творчества.

Вовлечение учащихся в систему российских, областных, городских, региональных, российских и международных хореографических конкурсов является важной ступенью творческой деятельности учащегося, которому предоставляется возможность публично заявить о себе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и компетентности. Дипломы, полученные на конкурсах, помогают учащимся оценить свои способности: ожидания становятся более реалистичными, связанными с актуальными успехами; дети начинают сравнивать свои успехи с достижениями других людей; повышается уровень задач, которые они ставят перед собой, они начинают выбирать более трудные задачи.

Подготовка к концертному или конкурсному выступлению требует больших усилий и серьезного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт - это лишь одна сторона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

многогранной работы с детьми. После концерта следует обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ поможет в дальнейшей работе. Подобная целенаправленная работа способствует развитию одарённости учащихся, их самореализации и подготовке к осознанному выбору профессии, связанной с хореографическим творчеством.

Учащиеся с ярко выраженными специальными способностями нуждаются в руководстве со стороны высококвалифицированных, профессионально подготовленных, творческих специалистов соответствующего профиля. Эффективной формой обучения являются мастер-классы ведущих специалистов в области хореографического искусства.

Проектная деятельность хореографическом искусстве является художественной деятельностью по самореализации способностей, потребностей, дарований и творческих возможностей одарённых детей. Именно в хореографическом искусстве происходит органическое слияние основных видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной. Проектная деятельность в хореографичес-

р

ж

ая пр

о г р а

е н и и

а н

й к

а к с р е д с т в о р

в в

и т и о д а р е н н

е т е в

оре е

о г р а и ч е с

ко

Ж с

с с

а

«о

о

SJ £

Si tq hq

ком искусстве на основе полихудожественного подхода развивает исследовательские и творческие способности воспитанников: способность к целеполаганию, умение конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве, навыки планирования творческой работы и презентации её результатов, навыки рефлексии [9].

Инновационным условием эффективности занятий с детьми бальными танцама является применение хореографического портфолио как альтернативного способа оценки хореографических достижений воспитанников. Автором разработана структура и содержание хореографического порт-фолио воспитанника, в который входят следующие разделы: титульный лист, мои личные данные, моя танцевальная группа, мой партнер (партнерша), мои педагоги, мои любимые танцы, мои мечты, мое участие в праздниках и мероприятиях, моя копилка достижений, отзывы и пожелания. Дети совместно с родителями и педагогами с интересом работают над заполнением хореографического портфолио, тем самым происходит дополнительная мотивация ребенка

к дальнейшим занятиям хореографией, с другой стороны, дается всесторонняя информация о развитии хореографических компетенций одарённых детей.

4 Обсуждения (Discussion)

Учитывая точки зрения исследователей в области дополнительного образования, мы считаем, внедрение образовательной программы «Гении танца» может быть успешно осуществлено, если в качестве теоретико-методической основы выступит полихудожественный подход и система педагогических принципов: положительной мотивации хореографической деятельности, культуросообраз-ности, гендерности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, си-туационности, толерантности, расширяющие номенклатуру и способствующие терминологическому упорядочению теоретико-методологического пространства исследуемой проблемы.

Выявленный комплекс педагогических условий сориентирован на требования, предъявляемые современным обществом к дополнительному образованию, тенденции изменения содержания хореографического образования в целом, специфику образовательной программы.

5 Заключение (Conclusion)

Эффективность обучения хореографическому искусству одарённых детей может быть достигнута путем внедрения в образовательную практику специальных программ, способствующих потребностям и возможностям обучающихся. Образовательная программа «Гении танца» ориентирована на развитие пластической, музыкальной и сценической выразительности исполнения танцевальных композиций. Теоретико-методическую основу программы составляет полихудожественный подход, позволяющий учитывать индивидуальные, возрастные и гендерные особенности детей, пригодность инновационных педагогических технологий, определяющихся конкретной си-

туацией, хореографическими способностями, уровнем подготовленности в области хореографического искусства, а также отбирать наиболее действенные методы и приемы с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Таким образом, образовательная программа «Гении танца», аккумулируя результаты фундаментальных отечественных и зарубежных исследований, современные тенденции работы с одаренными детьми, нацеливает образовательный процесс в области хореографического обучения на актуализацию творческого потенциала ребенка и его разносторонне развитие в процессе общения с хореографическим искусством в дополнительном образовании.

Библиографический список

1. Доступное дополнительное образование для детей : приоритетный проект (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол № 11 от 30 ноября 2016 г.).

2. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 (ред. от 30.12.2015).

3. Концепция развития дополнительного образования детей : распоряжение правительства РФ №1726-р от 04 сентября 2014 г.).

4. Никитина Е. Ю., Юнусова Е. Б. Полихудожественный подход к формированию хореографических компетенций детей // Педагогический журнал. - Челябинск, 2016. -№ 2. - С. 52-63.

5. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М. : Компания Спутник+, 2004. - 83 с.

6. Клыкова Л. А., Юнусова Е. Б. Партисипативный подход как методико-технологическая основа становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2014. - № 2. - С. 141-152.

ж §

о 3

а

eJ ж ж ж

а ж -к

а «

а «

с 3

л д

С

т

в

о 3

в

в ж

т ж

So

о д

а 3

л ж

ж

g

л т

л

й в

х

о3л

л

о 3 а ^ ж

л

л

С

о

Ж С

С

С

7. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы : монография. М. : МАНПО, 2006. - 154 с.

8. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект : монография. М. : Владос, 2004. - 357 с.

9. Никитина Е. Ю., Юнусова Е .Б. Хореографический проект как альтернативная форма итоговой аттестации студентов-будущих хореографов // Мир науки, культуры и образования. Горно-Алтайск, 2018. - № 2(69). - С.147-150.

E. B. Yunusova

ORCID No. 0000-0002-0872-3495 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Choreography, South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: yunusovaeb@cspu.ru

EDUCATIONAL PROGRAM "THE GENIUS OF DANCE" AS AN INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN IN CHOREOGRAPHIC ART

Abstract

Introduction. The article reveals the content of the educational program for gifted children engaged in choreographic art in additional education. Implementation of the social order for creative and professional self-realization of children, providing the child with an additional opportunity for spiritual, intellectual and physical development can be most effectively implemented in the program "Geniuses of dance".

Materials and methods. Theoretical methods include the analysis of philosophical, psychological, pedagogical, choreographic literature, materials and publications in pedagogical and periodicals, the study of pedagogical and choreographic experience. Empirical methods are associated with questionnaires, targeted observation, individual and group conversations with children, testing of the program given in the article.

I Results. It is revealed that the theoretical and methodological

«

^ basis of work with gifted children is a poly-artistic approach and a

И5

hq system of pedagogical principles: positive motivation of choreogra-

phic activity, cultural, gender, communicative partnership and cooperation, situational, tolerance. Stages of educational choreographic activity are defined, the component structure of software and methodical maintenance of work with children and pedagogical conditions of implementation of the educational program for gifted children in the field of choreography in additional education is established.

Discussion. It is emphasized that the revealed complex of pedagogical conditions is focused on the requirements of modern society to additional education, trends in the content of choreographic education in General, the specifics of the educational program. g

Conclusion. It is concluded that the educational program "Geniuses of dance" aims the educational process in the field of choreographic training to actualize the creative potential of the child S and its versatile development in the process of communication with the choreographic art in additional education.

Keywords: educational program, gifted children, multi-artistic approach, pedagogical principles, choreographic project, choreographic portfolio §

s

Highlights

the importance and content of the components of the | educational program of work with gifted children in the field of e choreographic art are determined;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- the theoretical and methodical basis of the educational program of work with gifted children is revealed, the stages of

I

educational choreographic activity are defined, the

component d

Q

structure of software and methodical maintenance of work with g

b

children is established; |

n

the complex of pedagogical conditions is revealed, focused Oo on the requirements imposed by modern society to additional educa tion, tendencies of change of the content of choreographic education | in General, specifics of the educational program

?

1

C6

S |

K" s

D

a s

c e

C6 l

S e n

0

References

1. The available additional education for children (Priority project: approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on strategic development and priority projects (Protocol No. 11 of 30 November 2016). (in Russian).

2. The education in the Russian Federation (Federal law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 30.12.2015). (in Russian).

3. The concept of development of additional education of children (Order of the government of the Russian Federation of September 04, 2014. No. 1726-p). (in Russian).

4. Nikitina E.Y., Yunusova E.B. (2016) Polihudozhestvennyj podhod k formirovaniyu horeograficheskih kompetentsij detej [The multi-art approach to the formation of choreographic skills of children]. Pedagogicheskijzhurnal. 2, 52-63. (in Russian).

5. Yusov B.P. (2004) Vzaimosvyaz kulturogennyh faktorov v formirovanii sovremennogo hudozhestvennogo myshleniya uchitelya obrazovatelnoj oblasti Iskusstvo [The Relationship of cultural factors in the formation of modern artistic mentality of the teacher of the Art]. Moscow, Kompaniya Sputnik+ Publ. 83 p. (in Russian)

6. Klykova L.A., Yunusova E.B. (2014) Partisipativnyj podhod kak metodiko-tekhnologicheskaya osnova stanovleniya horeograficheskih umenij u detej starshego doshkolnogo vozrasta v dopolnitelnom obrazovanii [Participatory approach as a methodological and technological foundation of the development of choreographic skills of children of senior preschool age in additional education]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2, 141-152. (in Russian).

7. Nikitina E.Y., Afanasyeva O.Y. (2006) Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov perspektivnye podhody [Pedagogical management of communicative education of University students: promising approaches]. Moscow, Manpo Publ., 2006. 154 p. (in Russian).

8. Belikov V.A. (2004) Filosofiya obrazovaniya lichnosti deyatelnostnyj aspekt [Philosophy of personality education: activity aspect]. Moscow, Vlados Publ., 2004. 357 p. (in Russian).

9. Nikitina E. Y., Yunusova E. B. (2018) The Horeograficheskijproekt kak alternativ-naya forma itogovoj attestatsii studentov-budushchih horeografov [Choreographic project as an alternative form of certification of students-future choreographers]. Mir nauki kultury i obrazovaniya. 2 (69), 147-150. (in Russian).

a >

o ^

s

R £

ttj

faq

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.