УДК 371.13
«Я КЫРГЫЗСТАНЕЦ И ЭТИМ Я ГОРЖУСЬ» - ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ
ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Лю-Мин-Чин Жылдыз национальный координатор клубов ЮНЕСКО (г. Бишкек, Киргизская Республика)
"I AM A KYRGYZ AND I AM PROUD OF IT" - EXPERIENCE OF FORMING ORGANIZATIONAL COMPETENCE OF A TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S GIFTEDNESS
Liu Min Chin Zhyldyz Saparbekovna The National Coordinator of UNESCO Clubs in Kyrgyz Republic
Аннотация. В статье рассматриваются компетенции педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми через реализацию проекта «Я Кыргызстанец и этим я горжусь». Автор акцентируют внимание на важности формирования и развития организаторских компетенций педагогов системы дополнительного образования в процессе практической деятельности. В статье приводятся результаты исследования способности педагогов осуществлять организационное обеспечение процесса воспитания одаренных детей в рамках дополнительного образования. На основе их анализа обосновывается значимость эффективного развития организаторских компетенций, обеспечивающих качество образовательного процесса.
Ключевые слова: организаторская компетентность, патриотическое воспитание, одаренные дети, дополнительное образование.
Развитие каждого суверенного государства опирается на национально-культурные традиции, на осознание каждым человеком своей национальной принадлежности, на уникальные и неповторимые достижения культуры, доказавшие свою значимость в процессе эволюции этноса, на его природную среду, на достижения в различных областях духовной жизни. Взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение ценностей культуры и образования -важнейшее условие реализации новой образовательной стратегии.
Одна из многозначительных задач современного образования заключается в том, чтобы «сохранить уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [1], дать «возможность всем без исключения
учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов»[2].
Основной планируемый результат образовательной программы - это, прежде всего, «личность, способная к самопознанию, саморазвитию и самоопределению, то есть личность как активный субъект деятельности» [3].
И в данном случае творчество является базовой характеристикой субъекта, помогающее современному ребенку гибко и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе.
Иначе говоря, творчество - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия - искусству.
Очевидно, что с раннего возраста «именно в искусстве ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность» [4].
Но, в настоящее время вызовы «нового времени» нарушают выстраивание ценностного мира и культурной системы у детей, отстраненных от традиций, ведут к потере им мировоззренческих основ, смыслов жизни, духовному и личностному кризису, продолжается процесс «отчуждения» подрастающего поколения от своих этнокультурных традиций, что подрывает и без того слабые основы духовного единства страны, приводит к наркомании, алкоголизму, совершению правонарушений, суициду среди детей.
Государство обеспокоено решением этих проблем. Опыт показывает, что избежать современным детям «культурной потерянности», найти путь к отечественным корням, к своему этнокультурному сообществу, наладить межпоколенное взаимодействие помогает обращение к традициям культуры.
В принятых государством документах - «Стратегии устойчивого развития Кыргызстана на 2012-2020 годы», «Концепции воспитания школьников Кыргызской Республики» и других говорится о необходимости приобщения детей к культурному наследию, культурным ценностям своего народа как основное направление построения программ воспитания и социализации наряду с гражданским, патриотическим воспитанием, духовно-нравственным развитием. Очевидно, что решение этих задач способствует воспитанию зрелого, ответственного человека, в ком сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре своего народа и народов, проживающих в стране, помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Данные обстоятельства актуализируют необходимость поиска новых путей для организации образовательного процесса, которые будут способствовать раскрытию задатков и способностей, творческого потенциала детей.
Сегодня большие возможностей для общения детей с традициями культуры есть в формах внешкольного дополнительного образования, которые в силу своих особенностей быстро и гибко адаптируются в новой среде. Так, деятельность внешкольных организаций дополнительного образования Кыргызстана по художественно-эстетическому направлению позволяют внести серьезный вклад в сохранение и пропаганду духовных богатств кыргызского народа, организацию работы по развитию творчества детей. Использование различных форм работы:
занятий детей в кружках и студиях, участие в концертах, фестивалях и конкурсах самодеятельного творчества и искусства, создают зоны успеха, непосредственно связанные с удовлетворением потребности ребенка в самовыражении.
Одной из перспективных и инновационных форм работы педагогов внешкольных организаций является проектная деятельность. Проекты, разрабатывающиеся и реализующиеся в сфере музыкально-эстетического развития, стали системой стимулирования и развития индивидуального творчества ребенка, умения работать в режиме сотворчества.
Примером может служить уникальный авторский проект «Межрегиональный конкурс вокалистов, сольных исполнителей танца и игры на национальном музыкальном инструменте «Я Кыргызстанец, и этим я горжусь», реализуемый на протяжении 7 лет педагогами Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан». Проект осуществляется ежегодно на протяжении 8 месяцев и представляет собой скоординированную программу действий, направленную на организацию мероприятий по выявлению творческих возможностей детей и содействует формированию их национального самосознания, решает вопросы занятости и организации досуга, компенсирует «пробелы» общего образования.
Практика показала, что для успешной реализации проекта необходимо создать наиболее благоприятные условия для самореализации, творческого развития детей. И не маловажным фактом является прямая зависимость настоящего процесса от личности современного педагога, его заинтересованности, степени участия в творческом процессе, качества индивидуальных организаторских способностей.
«Требовательность, настойчивость, уверенность в себе, твёрдость, решительность и др., а также профессионально важные черты характера, способности, совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, определенный опыт их применения на практике» [5] позволили педагогам целенаправленно, систематически в рамках проекта воздействовать на ребенка для совершенствования профессионального мастерства, способности воспринимать и оценивать прекрасное в труде.
Ведущим условием творческого развития ребенка является личностно-ориентированный подход педагогов. Он предоставил возможность достижения поставленных задач, помог в самоопределении детей, привил навыки, которые помогают успешно действовать в изменяющемся мире, определиться с будущей профессией. Конкурс, проводимый среди индивидуальных исполнителей игры на народном инструменте и сольных хореографических номеров, вокалистов, регулярно знакомит детей с музыкальными произведениями, авторами песен и мелодий, с традициями хореографического искусства кыргызского народа, что формирует духовно-богатую и нравственно цельную, гармонично развитую личность, обладающую самостоятельным мышлением, опирающуюся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности. Инновационный подход педагогов к организации данного конкурса, основанный на самореализации ребенка содействует расширению в участниках самосознания, самопознания, самооценки, музыкально-творческого мышления.
Несомненно, важным условием творческого развития ребенка является «системы ценностей педагога и перенос ее на учащихся» [6]. Очевидно, что только те ценности, которыми обладает педагог сам - любить родину, брать на себя ответственность, не бояться риска, быть справедливым и доброжелательным к детям, коллегам, родителям и другие, он может передать детях. Одна из главных задач конкурса - патриотическое воспитание детей. Важная способность педагога - вникая в содержание, изучая музыкальные произведения авторов из Кыргызстана «привить в детях любовь к родной природе, родному краю, уважение к истории, традициям» [7]. Умение педагога приобщить детей из разных стран и разных национальностей во время конкурса к работе в коллективе формирует в них чувство сопереживания, взаимоподдержки, единства, уважение к культуре других народов, толерантность. Совместное участие в конкурсной программе, знакомство друг с другом, приобретение друзей воспитывает в детях почтительное обращение к другим , заинтересованное отношение к жизни, потребность в деятельности на благо общества, чувство долга, чести, совести, гражданственность.
Неотъемлемым условием творческого развития детей является выбор педагогом форм, методов обучения, умение владеть процессом «воздействия на группу людей с целью их объединения, взаимодействия и сотрудничества в достижении единой цели»[8], развивающие в каждом ребенке чувство собственного достоинства, переживание вместе с другими детьми высших эстетических и нравственных эмоций, желание детьми демонстрировать свои возможности и способности.
Важным для проявления творческих способностей ребенка является создание педагогом творческой атмосферы в рамках конкурса. Правильный подбор музыкального материала с учетом склонностей, интересов и способностей каждого ребенка, установление наиболее целесообразных отношений с детьми, побуждает, стимулирует раскрытие внутренней творческой энергии, ведет к преодолению трудностей в работе, на определенном ее этапе использовать резервы самовоспитания личности, формируют в детях самостоятельность, инициативность, работоспособность и целеустремленность.
Неоцениемое значение педагоги придают воспитанию чувства ответственности и гордости. Финальный тур конкурса освещается на центральном телевидении, дети-финалисты и их руководители принимают участие в утренних программах телеканалов, которые транслируются во всех регионах страны и за выступлениями детей следят и болеют как близкие и родные, так и учащиеся родной школы, жители села, города, который они представляют. Все это дает воспитаннику возможность пережить успех, почувствовать уверенность и ответственность перед обществом.
Для участников конкурс создаются условия для повышения мастерства с ведущими профессионалами страны. В рамках проекта разработана специальная программа мастер-классов именитых и популярных вокалистов, исполнителей танца и хореографов, виртуозов игры на народных инструментах, среди которых народные и заслуженные артисты, профессора ведущих профильных вузов страны, солисты госфилармонии, театра оперы и балета.
В то же время, система творческого взаимодействия педагога-ребенка в рамках межрегионального конкурса «Я Кыргызстанец и этим я горжусь» способствует накоплению знаний, росту социальной и профессиональной активности самого
педагога, позволяет более эффективно решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед внешкольной организацией.
Исследования показали, что организаторские способности педагогов в разработке и реализации проекта сегодня создали условия для более высокого уровня развития творческого потенциала детей.
Так, проведенный анализ показывает, что заметно увеличилось количество участников на всех этапах проведения конкурса (с 800 детей в 2013г. до 19000 в 2019г.) [9].
Конкурс стал стимулом для педагогических коллективов организаций дополнительного образования в открытии новых направлений в кружковой и студийной деятельности по республике, а также привлечения к работе с детьми специалистов - профессионалов. С 2016-2017 учебного года успешно выполняют задачи музыкально-эстетического образования и воспитания детей детские школы вокала, студии аранжировки и композиции, введены интегрированные программы: в танцевальных, хореографических кружках введены занятия по дизайну танцевальных костюмов, в вокальных объединениях - занятия хореографией и т.д. Положительная динамика наблюдается и в создании новых детских творческих объединений - это 43 ансамбля народного и современного танца, 36 фольклорных инструментальных ансамблей, 42 кружка и студий вокального исполнения. Педагоги смогли превратить межрегиональный конкурс «Я Кыргызстанец и этим я горжусь» в профориентационную площадку для многих детей и подростков. Около 23% обучающихся, получив предпрофессиональную подготовку поступают в вузы для продолжения обучения по музыкально-эстетическому направлению [10].
Таким образом, организаторские способности педагога и созданные им условия являются важным способом творческого развития одаренности, сознательного самосовершенствования, мотивации к познанию, использования открывающихся возможностей и полноценного участия детей в организации своей жизни.
Библиографический список
1. Рожков, М. И. Классному руководителю / Рожков М. И. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 280 с.
2. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. - С.14.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 1999. - 720 с.
4. Луя О. В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 104-106. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1192/.
5. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М: Просвещение, 1990. -208 с.
6. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом [Текст] / Е.И. Рогов. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 496 с.С 196.
7. Герасимова Л.А. «Воспитание социальной активности детей в учреждениях ДО», Оренбург, 2003г. С. 17.
8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьника [Текст] / Л.И. Уманский. — М.: Просвещение, 1980. — 126 с. С. 86.
9. Архив РУМЦЭВ «Балажан» за 2013-2019 г.
10. Архив РУМЦЭВ «Балажан» за 2016-2017 г.
Лю-Мин-Чин Жылдыз, национальный координатор клубов ЮНЕСКО (Киргизская Республика, г. Бишкек)
Дата поступления статьи: 10.08.2020