УДК 37
З. А. Молдалиева
Роль педагогов дополнительного образования в социализации детей в процессе подготовки к школе
В статье раскрыта роль педагогов дополнительного образования в социализации детей через процесс подготовки их к школе. Описаны проблемы детей, не посещающих дошкольные учреждения, не имеющих опыта адаптации в организованном социуме. Отмечен большой вклад дополнительного образования в подготовку детей к школе: оно способствует неформальному развитию творческого потенциала ребенка, позволяет ему легче адаптироваться к общественным отношениям, при этом полноценно и целенаправленно использовать время досуга. В решении данной задачи нужна готовность самих педагогов, которая требует компетентности в социализации детей дошкольного возраста. Перед педагогами и методистами дополнительного образования республики стоят задачи воспитать в ребенке хорошую и стойкую мотивацию и готовность к обучению; создать одинаковые стартовые возможности детям, не охваченным дошкольными организациями.
Имеющийся многолетний опыт внедрения инновационных подходов к повышению квалификации педагогов страны республиканским учебно-методическим центром «Балажан» дал позитивные результаты в практической работе. Они стали важным показателем повышения роли педагогов внешкольного дополнительного образования в социализации детей дошкольного возраста при подготовке их к школе. Наряду с дошкольными образовательными организациями, они достойно выполняют социальный заказ общества.
Ключевые слова: дополнительное образование, социализация детей, подготовка к школе, компетентность педагога.
Z. A. Moldalieva
The Role of Extracuricular Supplementary School Teachers in Socialization of Children in the Preparation Process to School
This article reveals the role of extracurricular teachers in socialization of children through the process of preparing them to school. It describes the problem of children not attending preschools with no experience of adaptation in the organized society. Huge contribution of supplementary education to the preparation of children to school has been marked; it encourages non-formal development of kid's creative potential, allows him to adapt more easily to public relations, while leisure time is used fully and purposefully. Ready state of teachers themselves is needed for this task solution, which requires professional competencies in the socialization of pre-school children. The tasks of teachers and methodists of republic supplementary education are to raise a good and strong motivation and kids' willingness to learn; create similar start opportunities for children not enrolled in pre-school organizations.
Long-term professional experience in implementing innovative approaches to teachers' qualifications improvement in the country by the Republican center of Aesthetic education for children «Balajan» gave positive results in practice. They have become an important indicator of the increasing role of extracurricular supplementary school teachers in socialization of pre-school children in the process of preparing them to school. It carries out the social order of the community along with pre-school educational organizations
Keywords: additional education, socialization of children, preparation to school, teacher's competence.
Образование в современном мире выступает важнейшим фактором социального развития общества. Образование и воспитание детей и молодежи, готовых к комфортной жизни в постиндустриальной эпохе XXI в., требует творческих подходов к институтам социализации подрастающего поколения, в том числе педагогам и специалистам с высокой степенью профессиональной и социальной компетентности. В современном мире важным показателем качества жизни является уровень образования детей как основа и залог достойного будущего страны [1]. Одной из первостепенных задач, связанных с социализа-
цией детей дошкольного возраста, является их подготовка к школе. Как показали исследования, дети, не посещающие дошкольные учреждения, не имеют опыта адаптации в организованном коллективе, не умеют включаться в групповую работу, что ограничивает круг их общения в социальной среде. К сожалению, в 2012 г. в Кыргызстане было 86,6 % детей дошкольного возраста, не охваченных дошкольными образовательными организациями. Причины такого сложного положения в том, что, во-первых, с начала 2000-х гг. мы наблюдаем рост рождаемости по стране; во-вторых, не контролируется процесс привати-
© Молдалиева З. А., 2017
зации и перепрофилирования множества дошкольных организаций, принадлежащих заводам и фабрикам, совхозам и колхозам в советское время, что привело к резкому снижению числа детей, имеющих возможность посещать дошкольные образовательные организации (так, после 1989 г. эта возможность была лишь у 6,1 % детей дошкольного возраста); в-третьих, резко сократились государственные расходы [2]. Отрицательную роль сыграла и перегруженность имеющихся дошкольных образовательных организаций [4]. Что касается столицы, то положение отягощалось массовой миграцией населения из сельской местности в город. Отдельную проблему представляют и так называемые «педагогически запущенные дети», не подготовленные к школе, в том числе из-за отсутствия родителей (это, например, дети трудовых мигрантов, работающих за рубежом).
Однако государством предпринимаются меры по исправлению ситуации, о чем свидетельствуют законы и нормативные акты. Так, вопросы создания социально-экономических условий для развития детей дошкольного возраста определены в Конституции КР, Кодексе о детях, Законе «Об образовании», «О дошкольном образовании», «О местном самоуправлении», Указе Президента КР «О защите и поддержке детей», Государственном стандарте «Дошкольное образование и уход за детьми». Место и значение дошкольного образования в социализации и подготовке детей к школе определены в Законе «Об образовании Кыргызской Республики».
Что касается долгосрочных проблем, то в «Стратегии развития образования на 2012-2020 годы» определены задачи расширения охвата детей-дошкольников имеющимися альтернативными моделями дошкольного образования и программами; осуществляется внедрение по всей стране программ по подготовке детей дошкольного возраста к школе (для детей, не охваченных дошкольным организациями); подготовка и переподготовка кадров для реализации программ дошкольного образования и предшкольной подготовки [5]. В рамках выполнения данной Стратегии в 2016 г. Министерством Образования и науки КР в общеобразовательных школах была введена 480-часовая программа по подготовке к школе «Наристе» [6]. Однако программа в настоящее время не может быть внедрена во всех школах в связи с нехваткой учебных помещений, загруженностью школ, особенно в густонаселенных городах, районах республики.
В таких сложных условиях в помощь общеобразовательным школам приходят внешкольные организации дополнительного образования республики, которые вносят весомый вклад в подготовку детей к школе. Это важная работа организаций дополнительного внешкольного образования, которые таким образом выполняют социальный заказ населения.
Как известно, особая роль дополнительного образования заключается в том, что оно способствует неформальному развитию творческого потенциала ребенка, позволяет ему легче адаптироваться к общественным отношениям и при этом полноценно и целенаправленно использовать время детского досуга. Важность дополнительного образовании и в том, что оно позволяет варьировать стандартное общее образование, мотивируя дошкольников к познанию в игровой форме, а далее применять полученные знания и навыки в своей детской повседневной практике. Тем более, в настоящее время к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования. И речь не только о том, что ребенок должен уметь читать, писать и считать, но и о новых педагогических технологиях, включающих комплексные развивающие занятия, во время которых идет активная социализация детей данного возраста.
Включившись в процесс дошкольной подготовки, педагоги и методисты внешкольных организаций дополнительного образования республики решают сложную задачу - сформировать у ребенка мотивацию и готовность к обучению; открытость для новых форм общения; подготовить к выполнению особой роли школьника, воспитать разумное отношение к окружающему миру и самому себе в соответствии с особенностями школьного обучения. В конечном счете, необходимо создать одинаковые стартовые возможности детям, не охваченным дошкольными организациями. В решении таких все усложняющихся задач важна не только готовность педагогов, необходимы новые подходы, компетентности в вопросе подготовки детей к школе и будущей их социализации в новых для них условиях. Несмотря на желание ряда педагогических организаций дополнительного образования помочь в решении этой проблемы, и здесь есть существенные трудности. Так, проведенные исследования показали, что педагогов дополнительного образования по данной специальности не готовит ни одно высшее учебное заведение, отсутствует система повышения квалификации через Кыргызскую академию образования, не разработаны
программы, слабо поставлено методическое сопровождение педагогов.
И несмотря на это, учитывая важность проблемы подготовки дошкольников к школе, свой посильный вклад вносит Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан». На протяжении 30 лет центр ведет методическую работу по повышению квалификации педагогов внешкольных организаций дополнительного образования, апробирует и внедряет инновационные программы, новые педагогические технологии.
Так, ежегодно сотни педагогов школ, дошкольных образовательных организаций и внешкольного дополнительного образования повышают квалификацию, участвуя в республиканских семинарах, конференциях, мастер-классах, тренингах по новым педагогическим технологиям социализации и формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста, проводимых центром «Балажан».
Участие педагогов республики в регулярно и традиционно проводимых «Балажаном» семинарах помогает им всесторонне проанализировать свою деятельность, выявить проблемы в вопросах социализации детей. Аналитическая работа, оценка достижений и проблем педагогами способствует более вдумчивой работе над самообразованием. Проведенное нами анкетирование педагогов центра «Балажан» и организаций внешкольного дополнительного образования регионов республики - участников семинаров свидетельствует о том, что если на первых семинарах на вопросы о значении слов «социализация», «социальная компетентность», «адаптация детей дошкольного возраста» 79 % опрошенных педагогов не могли дать точного определения или объяснить суть данных терминов, то после проведенных семинаров в течение 2012-2017 гг. уже 83 % педагогов имеют четкое представление о значении данных слов, знают их содержание и успешно применяют в своей педагогической деятельности [7].
В своей организационной работе мы убедились, что в процессе повышения компетентности педагогов особое значение имеет распространение педагогического опыта через издание методических пособий, творческих разработок. Составление и апробация комплексных программ, способствующих продвижению образовательно-развивающей деятельности, в которых гармонично объединены инновационные методы обучения для целостного восприятия окружающей действительности, развития коммуникативных
способностей, сочетающие учебную деятельность с игровой, показали на практике, что они содействуют социально-психической готовности детей к учебной деятельности. Внедрение дополнительных комплексных программ в рамках большой темы учебно-методического центра «Балажан» «Социализация детей средствами изобразительного искусства, музыки, танца, изучение языков», мастер-классы, интерактивные уроки и тренинги способствовали саморазвитию педагогов, развитию их творческого подхода к решению задач воспитания. В повышении профессиональной квалификации и формировании компетентности педагогов большое значение имеют поиск новых форм обучения и воспитания, разработки авторски-адаптированных программ по социализации детей дошкольного возраста.
Многолетняя деятельность центра «Балажан» по повышению педагогического мастерства, компетентности педагогов дополнительного образования в подготовке детей к школе, применение новых педагогических технологий комплексного обучения дали свои позитивные результаты. Наши обследования показали, что в 2015-16 учебном году, после окончания студий дошкольной подготовки «Балажана», 91 % детей успешно обучаются в общеобразовательных школах страны. Примечательно, что около 73 % выпускников студий дошкольной подготовки продолжают заниматься в студиях ИЗО и ДПИ, народного и современного танца, вокала [8]. Это позволяет учесть уроки и сохранить преемственность в развитии, воспитании и формировании социальной компетентности ребенка.
Таким образом, имеющийся многолетний опыт внедрения инновационных подходов к повышению квалификации педагогов страны республиканским учебно-методическим центром «Балажан» дал позитивные результаты в практической работе. Они стали важным показателем повышения роли педагогов внешкольного дополнительного образования в социализации детей дошкольного возраста в процессе подготовки их к школе. Наряду с дошкольными образовательными организациями, они достойно выполняют социальный заказ общества.
Библиографический список
1. Аналитические материалы республиканского семинара «Роль внешкольных учреждений в социализации и подготовке детей к школе», текущий архив РУМЦЭВ «Балажан».
2. Голованов, В. П. Дополнительное образование детей - личное образовательное пространство детства
[Текст] / В. П. Голованов. - М. ; Киров : ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2017. - С. 23.
3. Оперативные данные состояния дошкольного образования [Электронный ресурс] // Текущий архив Министерства образования и науки Кыргызской Республики : материалы департамента школьного управления за 2012 год. - Режим доступа: www.google.com/search7rlz = 1C1AOHY_ruKG708KG709&q
4. Приказ Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 25 августа 2016 года № 1216/1 «О реализации Программы подготовки детей к школе «Наристе» (480 часов).
5. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Теория и методика воспитания [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2012. - 415 с.
6. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Управление инновационной деятельностью как фактор развития дополнительного образования детей и молодежи» [Текст]. -Минск, 2014. - С. 46.
7. «Стратегия развития образования КР на 20122020 гг.» [Текст]. - Гл. 3. - Режим доступа: http://edc.kg/media/uploads/files / _202000_rus.pdf;
8. Текущий архив Министерства образования и науки Кыргызской Республики [Электронный ресурс] : материалы департамента школьного управления за 2012 год. - Режим доступа: www.google.com/search7rlz = 1C1A0HY_ruKG708KG709&q
Bibliograficheskij spisok
1. Analiticheskie materialy respublikanskogo seminara «Rol' vneshkol'nyh uchrezhdenij v sociali-zacii i podgotovke detej k shkole», tekushhij arhiv RUMCJeV «Balazhan».
2. Golovanov, V P. Dopolnitel'noe obrazovanie detej - lichnoe obrazovatel'noe prostranstvo det-stva [Tekst] / V P. Golovanov. - M. ; Kirov : 000 «Izdatel'stvo «Raduga-PRESS», 2017. - S. 23.
3. Operativnye dannye sostojanija doshkol'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs] // Tekushhij arhiv Ministerstva obrazovanija i nauki Kyrgyzskoj Res-publiki : materialy departamenta shkol'nogo upravlenija za 2012 god. - Rezhim dostupa: www.google.com/search7rlz = 1C1A0HY_ruKG708KG709&q
4. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Kyr-gyzskoj Respubliki ot 25 avgusta 2016 goda № 1216/1 «O realizacii Programmy podgotovki detej k shkole «Nar-iste» (480 chasov).
5. Rozhkov, M. I., Bajborodova, L. V Teorija i me-todika vospitanija [Tekst] / M. I. Rozhkov, L. V. Bajborodova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - 415 c.
6. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Upravlenie innovacion-noj dejatel'nost'ju kak faktor razvitija dopolni-tel'nogo obrazovanija detej i molodezhi» [Tekst]. - Minsk, 2014. -S. 46.
7. «Strategija razvitija obrazovanija KR na 20122020 gg.» [Tekst]. - Gl. 3. - Rezhim dostupa: http://edc.kg/media/uploads/files / _202000_rus.pdf;
8. Tekushhij arhiv Ministerstva obrazovanija i nauki Kyrgyzskoj Respubliki [Jelektronnyj re-surs] : materialy departamenta shkol'nogo upravle-nija za 2012 god. -Rezhim dostupa: www.google.com/search7rlz = 1 C1A0HY_ruKG708KG709&q
Reference List
1. Analytical materials of a republican seminar «Role of out-of-school institutions in children's socialization and training for school», current archive RUMTsEV «Bala-zhan».
2. Golovanov V. P. Additional education of children -personal educational space of childhood. - M.; Kirov: Raduga-PRESS Publishing House, 2017. - P. 23.
3. 0perational dataon conditions of preschool education [An electronic resource] // Current archive of the Ministry of Education and Science of the Kyrgyz Republic: materials of the school management department for 2012. - Access mode: www.google.com/search7 rlz = 1 C1A0HY_ruKG708KG709&q
4. The order of the Ministry of Education and Science of the Kyrgyz Republic from August 25, 2016 № 1216/1 «About implementation of the Programme of training of children for «Nariste» school (480 hours).
5. Rozhkov M. I., Baiborodova L. V Theory and technique of education. - Yaroslavl : YSPU Publishing House, 2012. - 415 p.
6. Collection of materials of the International scientific and practical conference «Management of Innovative Activity as a Factor of Development of Additional Education of Children and Youth». - Minsk, 2014. - P. 46.
7. «Strategy of education development of KR for 2012-2020». - Chapter 3. - Access mode: http: // edc.kg/media/uploads/files/_202000_rus.pdf;
8. Current archive of the Ministry of Education and Science of the Kyrgyz Republic [An electronic resource]: materials of the school management department for 2012. - Access mode: www.google.com/search7 rlz = 1 C1A0HY_ruKG708KG709&q