Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Наталья Ивановна

В статье рассмотрена роль дополнительного образования детей в развитии одаренности детей путем эстетического воспитания. Автор представляет экспериментальной программу обучения, включающую в себя различные типы и виды занятий. Каждый вид предполагает как групповые, так и индивидуальные занятия, сочетание изложения нового художественного эстетического материала руководителем и самостоятельная творческая деятельность детей; повышение уровня развития эстетического чувства детей к формированию их самостоятельности, расширения навыков самовыражения, самостоятельного поиска и умения противостоять вызовам современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинникова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 374.01

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Овчинникова Н.И.

Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан» (г. Бишкек, Киргизская Республика)

Аннотация. В статье рассмотрена роль дополнительного образования детей в развитии одаренности детей путем эстетического воспитания. Автор представляет экспериментальной программу обучения, включающую в себя различные типы и виды занятий. Каждый вид предполагает как групповые, так и индивидуальные занятия, сочетание изложения нового художественного эстетического материала руководителем и самостоятельная творческая деятельность детей; повышение уровня развития эстетического чувства детей к формированию их самостоятельности, расширения навыков самовыражения, самостоятельного поиска и умения противостоять вызовам современного мира.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, дополнительное образование, творчество, изобразительное искусство.

В настоящее время в мире происходят активные процессы глобализации и научно-технического прогресса, которые оказывают колоссальное влияние на все стороны жизни общества и отдельного человека: всё большая технократизация общества, смещение центра культурной динамики из духовной культуры к культуре технологической.

В связи с интенсивным ростом научных и технологических возможностей, обществу предстоит жить и действовать в условиях принципиально новых объектов, представляющих сложные саморазвивающиеся системы. Очевидно, что только личность с творческим стилем мышления способна к постоянным изменениям в технологиях в условиях современного научно-технического прогресса. Это определяет важное место в воспитательном процессе творческому становлению ребенка через эстетическое воспитание. Соединить два трудно пересекающихся направления - гуманитарно-художественное и научно-техническое, две культуры относительно обособленные друг от друга, возможно только в среде современной организации дополнительного образования детей, где значительное место в эстетическом воспитании детей отводится изобразительное искусство.

Н.К. Крупская придавала большое значение роли изо, картины, как агитационного средства. Она отмечала, что не меньше его роль и в области техники, необходимость развивать образное мышление, связанное с силой зрительного восприятия, с умением наблюдать, с развитием зрительной памяти и образного

воображения. «Для квалифицированного рабочего, для техника, инженера обладание всеми этими свойствами чрезвычайно важно. Оно влияет на точность, четкость работы, на развитие изобретательства, на качество его» [1, с. 523].

Богатство и вариативность содержания внешкольной работы, привлечение широкого круга специалистов художественного профиля, мастеров своего дела в различных видах изобразительной деятельности позволяют применять разнообразные приемы и средства эстетического воздействия на школьников [2, с. 29-44.]

К сожалению, на сегодня в учебном плане общеобразовательной школы республики изобразительное искусство занимает скромное место - всего примерно 4% учебного времени. И эту нишу в силу своих возможностей занимают организации внешкольного дополнительного образования детей. Это обусловлено рядом причин: сосредоточенность изостудий, изо кружков на инновационных методах и формах преподавания изобразительного искусства; наличием определенной учебно-методической и материальной базы; наличием более или менее сформированной установки у обучающихся детей, их возрастными особенностями.

Широкий спектр направлений деятельности содействуют допрофессиональной подготовке, организовывают систематическое обучение изобразительной грамоте и выявляют наиболее способных учеников [3].

Однако, анализ проведенный в Республиканском учебно-методическом центре эстетического воспитания «Балажан» среди детей первого обучения показал, что только 21% детей обладают творческой активностью, 11% детей имеют художественную наблюдательность, и всего 45 % детей имеют способность к созданию новых образов [4]. Это все обусловило необходимость активизации и поиска новых технологий в обучении и воспитании детей, который привел к разработке экспериментальной программы обучения в студии изобразительного искусства «Живопись». Накопленный в процессе 30 летней педагогической практики опыт дал возможность педагогу студии разработать экспериментальной программу обучения, включающую в себя различные типы и виды занятий, построенные на органичной взаимосвязи воспроизводящей и творческой деятельности. Каждый вид предполагал как групповые, так и индивидуальные занятия, сочетание изложения нового художественного эстетического материала руководителем (передача готовых знаний) и самостоятельная творческая деятельность детей, направленная на их открытие и усвоение новых знаний, а также занятия в музее изобразительного искусства, пленэрная практика, проведение викторин, акций, встреч с известными художниками, писателями, поэтами, диалог, полемику, дискуссию, дебаты; интеллектуальные игры; интервью; вечер вопросов и ответов; аукцион; олимпиаду, турнир; форум,; коллективные обсуждения; агитбригаду; вечер-концерт.

Реализация экспериментальной программы показала, что систематические занятия с детьми изобразительной деятельностью в условиях дополнительного образования приводят к значительному повышению уровня развития эстетического чувства детей, что выражается в творческой активности детей (53%), в повышении доли образного, эмоционального, некритического отражения действительности (62% детей), художественная наблюдательность (34%), стремление к активному поиску и самостоятельности (69.5%), увлеченность процессом изобразительной деятельности

(80.1%), способность к созданию новых образов (93.3%) [5]. Все вместе это способствует развитию эстетической воспитанности детей студии, формированию их самостоятельности, расширения навыков самовыражения, самостоятельного поиска, умения противостоять вызовам современного мира.

Следует отметить, что эффективность экспериментальной программы можно увидеть и по результатам участия детей и получение призовых мест в различных международных конкурсах и фестивалях детского рисунка. Если в начале внедрения экспериментальной программы было всего 30 участников, то по итогам количество участников и детей увеличилось более чем в три раза (111 детей).

Итак, эстетическое воспитание детей в системе дополнительного образования является эффективным подходом в развитии навыков видеть особенности образного содержания и выразительных средств в изобразительном искусстве, способствуют профессиональной ориентации детей и творческому самовыражению, содействуют саморазвитию и умению успешно социализироваться в общество.

Библиографический список

1. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения / Н.К. Крупская [Текст]. - М., 1957. - С. 523.

2.Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Учебное пособие /Э.И. Медведь [Текст]. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.

3.Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях: Пособие для учителя / Сост. Л.А. Сахарова и А.И. Шахова [Текст]. - М.: Просвещение, 1986.

4. Текущий архив РУМЦЭВ «Балажан», 2014-2015 учебный год

5. Текущий архив РУМЦЭВ «Балажан»,2016-2017 учебный год

Овчинникова Наталья Ивановна, педагог высшей категории, отличник народного образования Кыргызской Республики, член Союза художников Кыргызской Республики, руководитель студии «Живопись», Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан» (Киргизская Республика, г. Бишкек)

Дата поступления статьи: 10.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.