Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ВУЗА'

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ГЛАВНЫЕ КРИТЕРИИ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

В статье рассмотрена комплексная структура такого сложного образовательного сегмента, как система повышения квалификации педагогов современного вуза. Определяется место и роль такой системы в структуре профессиональной культуры и становления профессионализма специалиста. Выявляются ключевые проблемы и кризисные точки, существующие в рамках данного объекта. Помимо этого, выявляются основные механизмы совершенствования и модернизации системы повышения педагогической квалификации, важнейшим из которых является проектно-ориентированная подготовка. В рамках этой дефиниции определяются сущность и специфика проектно-ориентированного подхода в целом и относительно системы повышения квалификации современного педагога в частности. Выделяются главные критерии, исходя из которых данные системы пересекаются и взаимодополняют друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-ORIENTED SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF UNIVERSITY TEACHERS

The article considers the complex structure of such a complex educational segment as the system of advanced training of teachers of a modern university. The place and role of such a system in the structure of professional culture and the formation of professionalism of a specialist is determined. The key problems and crisis points existing within this facility are identified. In addition, the main mechanisms for improving and modernizing the system of improving pedagogical qualifications are identified, the most important of which is project-oriented training. Within the framework of this definition, the essence and specifics of the project-oriented approach in general and regarding the system of advanced training of a modern teacher in particular are determined. The main criteria are highlighted, based on which these systems overlap and complement each other.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ВУЗА»

этом работодатели выдвигают запрос на наличие все большего количества индивидуализированных компетенций у выпускников высшей школы.

Ключевые слова: образовательная среда, цифровизация, индивидуализация, мониторинг, аккредитация, диада «преподаватель - студент», парадигма справедливости.

Annotation. This article presents data on the search for the optimal way to develop modern higher education, taking into account, on the one hand, the need for its individualization, on the other hand, the understanding that this is a serious challenge to the entire system as a whole, requiring the solution of a wide range of important tasks. These tasks are primarily due to the demand for high-quality digital content, to determine with which specific optimal and constructive technologies this problem can be solved.

The authors are convinced that serious attention should be paid to the reputation of universities, which is often associated and explicated through the results of monitoring and the results of state accreditation. It is advisable to take into account the fact that the educational world today is changing rapidly in an unstable and turbulent vortex of digitalization. At the same time, employers are putting forward a request for the presence of an increasing number of individualized competencies among graduates of higher education.

Key words: educational environment, digitalization, individualization, monitoring, accreditation, teacher-student dyad, justice paradigm.

Литература:

1. Афонасова, М.А. Трансформация образовательной среды и педагогических технологий в условиях цифровизации экономики // Материалы XX Международной научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании». - СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена. - 2019. - С. 133-136

2. Дьяков, И.И. Оценка инновационной среды вузов / И.И. Дьяков, Н.А. Третьяк, К.С. Грищенко // Современное образование. - 2018. - № 1. - С. 22-34.

3. Двойнин, А.М. Когнитивные предикторы академической успешности: как общие закономерности «работают» на ранних этапах образования? / А.М. Двойнин, Е.С. Троцкая // Психологическая наука и образование. - 2022. - Том 27. - № 2. - С. 42-52

4. Пирогланов, Ш.Ш. Проблемы цифрового обучения в современном вузе / Ш.Ш. Пирогланов, И.С. Анцупов, Д.А. Ертулов // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.С. Поповой, Е.А. Янпольской. - Краснодар, 2021. - С. 27-31

5. Пирогланов, Ш.Ш. Цифровые технологии в образовательном процессе как новые возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий / Ш.Ш. Пирогланов, В.П. Скляров, И.С. Анцупов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 180-182

6. Санникова, Т.Д. К вопросу о проблемах и перспективах цифровизации образовательной среды высшей школы / Т.Д. Санникова, Ж.Н. Аксенова // Креативная экономика. - 2020. - Том 14. - № 11. - С. 3089-3104

7. Сафуанов, Р.М. Цифровизация системы образования / Р.М. Сафуанов, М.Ю. Лехмус, Е.А. Колганов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2019. - № 2 (28). - С. 116-121

8. Серафимович, И.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление / И.В. Серафимович, О.М. Конькова, А.В. Райхлина // Открытое образование. - Издательство: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва). - 2019. - № 1. -Том 23. - С. 14-26

9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

УДК 370

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ВУЗА

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»

Постановка проблемы. Развитие образовательной отрасли предполагает параллельное развитие всех ее составляющих элементов - личностного, профессионального и творческого роста субъектов, взаимодействующих внутри нее. Система образования, являясь важным социальным институтов, зависит именно от социального потенциала - людей и их взаимодействия. В связи с этим можно сказать, что она нуждается в максимально грамотных и компетентных специалистах, способных организовывать и контролировать все процессы, зависящие от их деятельности. Таким образом, формируется проблема необходимости постоянного соответствия педагогов и управленцев в сфере образования актуальным тенденциям, нашедшим свое отражение в иных социальных институтах, развивающимся в едином социокультурном пространстве страны.

Изложение основного материала исследования. Особенное место в системе повышения квалификации педагогов современного вуза отводится проблеме определения эффективной модели повышения квалификации таких специалистов, которые готовы не просто осуществлять профессиональную деятельность, но и создавать новые, концептуально значимые системы, гибкие и мобильные, способные оптимизировать образовательный процесс и модернизировать образовательную среду [2]. Такая система обязательно должна быть основана на проектно-исследовательской деятельности, которая заключается в регулярном проведении исследований и публикации научных трудов, связанных с решением тех или иных образовательных проблем. Таким образом, система повышения квалификации предполагает не только совершенствование профессиональных навыков, необходимых непосредственно в организационно-управленческой деятельности, но и в индивидуальный научной деятельности [10].

Существует определенная система основ организации проектно-ориентированной системы повышения квалификации, которая включает в свой состав:

- стратегию проектного обучения, которая направлена на формирование у педагогов полной и целостной системы проектных умений, направленных не только на реализацию учебных и педагогических проектов, но и на применение их в повседневной жизни в рамках решения тех или иных проблемных ситуаций [6];

- стратегию ситуационного обучения, основой которой является кейс-метод, включающий технологию создания такой ситуации, которая уже происходила с кем-либо из педагогов, либо потенциально может произойти, и которая требует незамедлительного и профессионального решения [12];

- стратегию рефлексивного обучения, направленную на формирование и развитие у педагога навыков аналитико-рефлексивного характера, заключающиеся в оценке и объективной критике собственной деятельности, на основе чего возникает возможность корректировать собственный профессиональный маршрут [9];

- стратегию экспериментального обучения, заключающуюся в проведении экспериментов научного и практического характера, способных раскрыть определенный профессиональный и творческий потенциал педагога.

Некоторые отечественные исследователи считают, что подобная стратегия развития системы повышения квалификации педагогов способна минимизировать риски несоответствия педагогов актуальным веяниям и течениям, существующим в глобальном мире [5].

В целом под проектно-ориентированной системой повышения квалификации педагогов принято понимать такое образовательное пространство, в рамках которого происходит трансформация существующего у педагогов опыта в новый, более совершенный и актуальный опыт самостоятельной реализации педагогической деятельности, а также самореализации в профессиональной среде [1; 3; 4; 5; 7; 8; 11]. Важно понимать, что подобная система направлена в первую очередь на совершенствование уже существующих системы, а не на их полноценную замену. Подготовка специалистов должна осуществляться не столько в рамках реализации ими новых видов деятельности, сколько в рамках восприятия и формирования инновационных продуктов, способных активизировать мыслительную деятельность обучающихся, вовлечь их в процесс обучения, максимизировать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов и усовершенствовать уже существующую образовательную систему.

В основу проектно-ориентированной системы повышения квалификации педагогов, по мнению исследователей, ложатся ключевые идеи системно-деятельностного и личностно-развивающего подходов. Они позволяют разграничивать и актуализировать разные виды деятельности современных педагогов в зависимости от их способностей и возможностей. Эти подходы в совокупности представляют собой важную систему, направленную на формирование положительного опыта, творчества, собственного мнения в ходе образовательной деятельности [6].

На основе этой специфики многие исследователи считают, что проектно-ориентированная система повышения квалификации педагогов носит комплексный многоуровневый характер и состоит из нескольких составных элементов:

- актуальности содержания и целесообразной наполненности программы повышения квалификации, которая направлена не на передачу новых знаний, а на формирование комплекса условий развития и становления комплекса профессионального опыта педагогов, наиболее свойственного современной педагогической науки и практики [12];

- применения в системе повышения квалификации современных методов обучения, которые в дальнейшем могут применяться педагогами в собственной деятельности. Здесь важно отметить, что на сегодняшний день активно применяются самые разнообразные технологии, способствующие активизации внимания и творческой деятельности человека. Для развития педагога эти аспекты являются крайне важными, и формирующими для системы профессиональной компетенции. Важно не просто знакомить педагога с такими технологиями, но и стимулировать его к применению их на практике, разработке новых технологий на основе уже существующих и модернизации уже применяемых [4];

- применения в таком процессе современных технических и цифровых средств обучения, которые позволяют ознакомить педагогов с новой и наиболее актуальной системой материально-технического оснащения образовательного процесса [13].

Выводы. Таким образом, своевременное и целенаправленное раскрытие педагогического профессионального потенциала у педагогов высшего учебного заведения - одна из важнейших задач современной системы поддержки профессиональной образовательной деятельности. Сегодня особенно важно обращать внимание на формирование не только общих, глобальных компетенций у педагогов, но на формирование специальных, узконаправленных компетенций. Для этого необходимо осуществлять многоступенчатую подготовку педагогов путем сначала профориентационной подготовки, затем высшей профессиональной, затем постепенно повышающей квалификацию и, наконец, путем непрерывного образования. Каждое звено этой цепи отвечает за формирование и развитие отдельно взятых компетенций и аспектов педагогической деятельности, без которых невозможно обеспечить эффективность и интенсивность процесса обучения. Особую роль в этой цепи занимает система повышения квалификации педагогов вуза посредством привлечения активных проектно-ориентированных технологий. Такая система представляет собой особое образовательно-профессиональное пространство, которое оказывает влияние на преобразование имеющегося педагогического опыта. Именно такая система, по нашему мнению, успешно совмещая в себе теоретическую и практическую направленность одновременно, способна обеспечить педагога важными для него ресурсами и актуальными знаниями, способами трансформации собственного опыта и осуществления самостоятельной деятельности.

Аннотация. В статье рассмотрена комплексная структура такого сложного образовательного сегмента, как система повышения квалификации педагогов современного вуза. Определяется место и роль такой системы в структуре профессиональной культуры и становления профессионализма специалиста. Выявляются ключевые проблемы и кризисные точки, существующие в рамках данного объекта. Помимо этого, выявляются основные механизмы совершенствования и модернизации системы повышения педагогической квалификации, важнейшим из которых является проектно-ориентированная подготовка. В рамках этой дефиниции определяются сущность и специфика проектно-ориентированного подхода в целом и относительно системы повышения квалификации современного педагога в частности. Выделяются главные критерии, исходя из которых данные системы пересекаются и взаимодополняют друг друга.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогов современного вуза, проектно-ориентированная подготовка, главные критерии системы.

Annotation. The article considers the complex structure of such a complex educational segment as the system of advanced training of teachers of a modern university. The place and role of such a system in the structure of professional culture and the formation of professionalism of a specialist is determined. The key problems and crisis points existing within this facility are identified. In addition, the main mechanisms for improving and modernizing the system of improving pedagogical qualifications are identified, the most important of which is project-oriented training. Within the framework of this definition, the essence and specifics of the project-oriented approach in general and regarding the system of advanced training of a modern teacher in particular are determined. The main criteria are highlighted, based on which these systems overlap and complement each other.

Key words: advanced training of teachers of a modern university, project-oriented training, the main criteria of the system.

Литература:

1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М., 1999.

2. Власов, Е.А. Повышение квалификации рабочих кадров в условиях учебно-производственного комплекса: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Власов. - Волгоград, 2007. - 24 с.

3. Гавриков, А.Л. Образование взрослых в XXI веке: Новая роль университетов в его развитии / А.Л. Гавриков, Н.П. Литвинова. - М., 2001.

4. Домрачева, С.А. Социально-педагогическое проектирование как одна из современных технологий подготовки профессионала системы образования / С.А. Домрачева // Перспективы науки. - 2013. - № 11(50). - С. 24-28

5. Домрачева, С.А. Обучение преподавателей вуза проектно-ориентированному подходу как одно из условий развития современного вуза / С.А. Домрачева // Вестник Марийского государственного университета. - 2017. - № 3 (27).

6. Игнатович, Е.В. Актуальные направления повышения квалификации научно-педагогических работников вуза / Е.В. Игнатович // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1.

7. Калинникова, Н.Г. Непрерывное педагогическое образование как парадигма / Н.Г. Калинникова // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3. - С. 186-189

8. Каспржак, А.Г. Формирование инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы повышения квалификации / А.Г. Каспржак. - М.: Университетская книга, 2007. - 288 с.

9. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта: монография / М.В. Кларин. - М.: ЛУч, 2018. - 640 с.

10. Копытова, Н.Е. Повышение квалификации преподавателей вуза: состояние и проблемы / Н.Е. Копытова, Л.Н. Макарова // Вестник ТГУ. - 2012. - № 4.

11. Макарова, Л.Н. Компетентностно-развивающая модель повышения квалификации педагогических кадров / Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов // Образование и общество. - 2011. - № 4 (69). - С. 14-17

12. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2007.

13. Селезнев, В.А. Проектно-ориентированная система повышения квалификации педагогов / В.А. Селезнев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 3 (36).

УДК 377

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАВЫКОВ

ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского ( г. Калуга);

магистрант Кулакова Екатерина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

Постановка проблемы. Современные требования к организации образовательного процесса предписывают педагогу создание условий для выражения активной позиции обучающегося на занятии, формирования не только теоретических знаний, но и умений, навыков по их применению.

Современные студенты ориентируются на восприятие информации, наглядно проиллюстрированной, транслируемой в интересной и понятной форме. При этом используемые педагогические технологии, методы обучения позволяют взаимодействовать в группе, обмениваться личным мнением, опираться на собственный опыт.

Одной из технологий, обладающей большим образовательным потенциалом является игровая интерактивная технология.

Анкетирование, проведенное среди студентов, работающих в школе, и учителей (всего 92 человек), показало, что все респонденты признали необходимость использования игровых интерактивных технологий в учебном процессе. 91% учителей и работающих студентов на вопрос: «Использовали ли Вы игровые интерактивные технологии в учебном процессе» ответили утвердительно. К основным трудностям по применению данной технологии студенты и учителя относят: дефицит времени на уроке, нехватка опыта применения технологий, не умение спроектировать урок в рамках предметного содержания с использованием интерактивных технологий. Некоторые респонденты отметили, что процесс использования интерактивных технологий, в том числе и игровых, трудоемок и требует большой подготовки, хотя оправдывает себя на практике. Полученные ответы привел нас к необходимости более тщательного рассмотрения проблемы использования игровых интерактивных технологий.

Изложение основного материала исследования. Изучение иностранного языка сопряжено с серьезной умственной работой, и требует от студентов не только умения вести монолог на иностранном языке, но и сформированности навыков по ведению диалога.

Говоря о диалогической речи, под ней понимается речь, включающая взаимодействие двух и более участников разговора. Это может быть диалог на определенную тему, диалог-расспрос, или беседа. В процессе диалога педагог включает в разговор студентов, имеющих разный уровень мотивации изучения языка, понимающих и умеющих говорить на иностранном языке по-разному. Одной из существенных проблем, которые выделяют учителя иностранного языка, является проблема низкой мотивации учения.

Для совершенствования навыков диалогической речи, повышения познавательной мотивации студентов, в практике изучения иностранного языка мы используем игровые интерактивные технологии.

Понятие «интерактивный» означает «содержащий элемент взаимодействия» («inter» (между-) и «act» (действенный)) [1]. Интерактивные методы позволяют взаимодействовать между собой двум и более лицам. Используя интерактивные технологии, педагог взаимодействует сразу со всеми обучающимися, выстраивая диалог.

Если обратиться к зарубежным ученым, то Г.Д. Браун определяет интерактивность как «объединение, координацию и взаимодополнение коммуникативной цели и результата при помощи речевых средств». [6] Другими словами, интерактивные технологии способствуют достижению результата через коммуникацию и взаимодействия между обучающимися на занятиях.

К. Роджерс полагает, что интерактивный метод в обучение - это «интерактивная модель овладения иностранным языком предполагающая, что обучение происходит в процессе участия в языковых актах» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.