Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ И КОНСТРУКТИВИЗМА'

АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ И КОНСТРУКТИВИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / АККРЕДИТАЦИЯ / ДИАДА "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ" / ПАРАДИГМА СПРАВЕДЛИВОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Бережной Николай Александрович, Гарьковенко Александр Евгеньевич

В данной статье представлены данные о поиске оптимального пути развития современно высшего образования, учитывающего, с одной стороны, необходимость его индивидуализации, с другой стороны - понимания того, что это серьезный вызов всей системе в целом, требующий решения широкого спектра важных задач. Эти задачи, в первую очередь, обусловлены запросом на качественный цифровой контент, на определение, с помощью каких конкретно оптимальных и конструктивных технологий можно решить данную проблему. Авторы убеждены, что серьезное внимание должно быть уделено репутации вузов, которая зачастую ассоциируется и эксплицируется через результаты мониторингов и итоги государственной аккредитации. Целесообразно учитывать тот факт, что образовательный мир сегодня быстро меняется в условиях нестабильного и турбулентного вихря цифровизации. При этом работодатели выдвигают запрос на наличие все большего количества индивидуализированных компетенций у выпускников высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Бережной Николай Александрович, Гарьковенко Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC FREEDOMS IN HIGHER EDUCATION AS A PREDICTOR OF SUCCESS AND CONSTRUCTIVISM

This article presents data on the search for the optimal way to develop modern higher education, taking into account, on the one hand, the need for its individualization, on the other hand, the understanding that this is a serious challenge to the entire system as a whole, requiring the solution of a wide range of important tasks. These tasks are primarily due to the demand for high-quality digital content, to determine with which specific optimal and constructive technologies this problem can be solved. The authors are convinced that serious attention should be paid to the reputation of universities, which is often associated and explicated through the results of monitoring and the results of state accreditation. It is advisable to take into account the fact that the educational world today is changing rapidly in an unstable and turbulent vortex of digitalization. At the same time, employers are putting forward a request for the presence of an increasing number of individualized competencies among graduates of higher education.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ И КОНСТРУКТИВИЗМА»

6. Кузнецов, Ю.Ф. Формирование умения ориентироваться в исторических личностях у учащихся вспомогательной школы / Ю.Ф. Кузнецов // Дефектология. - 2002. - №5. - С. 57-67

7. Майков, А.Н. История. Введение в историю. 5 класс: учебное пособие / А.Н. Майков. - М: Вента-Граф, 2020. - 125 с.

8. Ольхина, Е.А Особенности усвоения исторических понятий обучающимися с умственной отсталостью / Е.А. Ольхина, Н.А. Корниенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58. - С. 192-195

9. Ольхина, Е.А. Роль учебной презентации в формировании исторических понятий у умственно отсталых школьников / Е.А. Ольхина, Ю.С. Юдаева // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12. - С. 919-923

10. Петрова, М.Н. Методика преподавания истории в коррекционной школе: 4-е изд. / М.Н. Перова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. - 208 с.

11. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории Часть 1 / А.Т. Степанищев. - М., 2002. - 304 с.

12. Темушев, В.Н. Исторические карты. Проблемы их создания и применения на уроках истории: практическое пособие / В.Н. Темушев. - Минск, 2019. - 89с.

УДК 378

АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ И

КОНСТРУКТИВИЗМА

кандидат педагогических наук, заместитель начальника 100 кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Бережной Николай Александрович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар);

преподаватель кафедры аэродинамики Гарьковенко Александр Евгеньевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)

Постановка проблемы. Сегодня остро стоит вопрос в академическом сообществе о возможности проектирования и реализации цифровых университетов, в центре которых стоит человек. Весьма перспективным и, в то же время, проблемным можно назвать вопрос, касающийся последующих этапов внедрения цифровой трансформации образования, потому что она оказывает огромное влияние и является тенденцией к масштабным изменениям и в жизни, и учебной деятельности студента, и в профессиональной деятельности конкретных людей: преподавателей, администраторов образовательных организаций, большого числа сотрудников вузов.

Дилемма между пониманием наличия комфортных, во всех смыслах слова, университетов, или представления о них, как о территориях напряженного труда, неизбежна сегодня. Чтобы они стали комфортными во всех смыслах этого слова, необходимо чтобы они имели потенциал для понимания и удовлетворения запросов обучающихся, причем не только на профессиональное, но и на личностное развитие, а также чтобы этот потенциал не разрушал, а повышал уровень мотивации к творчеству преподавателей. Задача эта является слишком сложной и объемной, поэтому решать ее необходимо с привлечением партнеров, союзников, соратников внутри и вовне [1; 2].

При этом нужно создавать условия для баланса интересов всех участников образовательного процесса. Проблемным маркером подобного рода инноваций должна стать, в первую очередь, парадигма справедливости. Когда поднимается вопрос о справедливом взаимодействии в образовательной среде между всеми ее участниками, то первой ассоциацией выступают такие феномены, как: гармония и партнерство. Дело в том, что университет, в принципе, может и должен быть гармоничным пространством, где создаются новые знания, где обучаются люди. Эти задачи творчества в процессе обучения могут быть решены только в условиях гармоничной образовательной среды [3].

Новые времена создают новые условия работы, транслируют новые запросы в новых обстоятельствах. Ответом на эти вызовы, безусловно, должны стать новые подходы междисциплинарных парадигм взаимодействия преподавателей со студентами, с руководителями образовательных организаций.

Изложение основного материала исследования. Пандемия показала, что в современных университетах транслируется и гармония, и сила самой образовательной организации, как конструктивно и гибко работающего партнера. Для того чтобы получать серьезные реальные результаты нужно иметь возможность, или желание, эти результаты проводить через академические свободы в университетах, что является крайне важным предиктором успешности и конструктивизма.

С одной стороны, можно рассматривать человеко-центричность университетов только как диаду «преподаватель-студент». Потому что все остальные службы и специалисты образовательной организации являются обеспечивающими условия для реализации без сбоев образовательных технологий и сервисов, обеспечивая педагогический процесс в целом всем необходимым. Такая модель предполагает совпадение интересов преподавателей и студентов. Но есть ряд гипотез, транслируемых в современных исследованиях, посвященных продуктивности диалога между педагогами высшей школы и их целевой аудиторией, свидетельствующих об обратном [4; 5].

Если социум заинтересован в таких университетах, центральная композиция которых представлена широким пониманием человека, то общество должно быть ответственным за понимание того, что в нашей стране разные социально-экономические условия развития регионов, в которых, соответственно, и университеты в этом смысле эволюционного подхода, живут по-разному: и «ритм», и «дыхание», и «сердцебиение» этих университетов, и их «человеко-центричности», во многом характеризуются тем, насколько они включены в большую повестку российских университетов.

С другой стороны, под подлинной гуманностью ряд авторов сегодня понимают персонализацию обучения и уход в индивидуальные образовательные траектории. Это проявление, к которому в академическом сообществе ряд авторов призывают стремиться, обусловлено востребованностью на индивидуальные образовательные траектории и со стороны самих студентов, и со стороны рынка труда [6].

Почти половина российского студенчества ищет и находит работу с помощью ближнего круга своего общения. Всероссийская олимпиада для студентов разных направлений подготовки: технических, гуманитарных, естественнонаучных, педагогических, аграрных и медицинских является одним из инструментов мониторинга ситуации в современном высшем образовании. 48% опрошенных участников шести сезонов Всероссийской олимпиады студентов «Я -

профессионал» указали, что начали свой трудовой путь по рекомендации знакомых или преподавателей. Интернет-сервисами вакансий воспользовались для этой цели 19% опрошенных, 16% студентов после окончания обучения в вузе получили приглашение остаться на кафедре, на которой они защищали свою выпускную работу, остаются работать в организации, где проходила стажировка, 14% студентов (Рисунок 1).

60

50 «

19

16 14

По рекомендации Воспользовались Получили Остались работать в

знакомых или интернет-сервисами приглашение остаться органнзапнн,где преподавателей вакансий на кафедре проходила стажировка

Рисунок 1. Статистические данные опроса участников шести сезонов Всероссийской олимпиады студентов «Я - профессионал» о выборе индивидуальных образовательных траекторий, %

Проблемные предикторы могут быть обозначены в виде двух ипостасей: во-первых, понимание, действительно ли основной упор должен быть сделан на персонализацию обучения и мониторинг ее эффективности, и, во-вторых, на определение стандартизированных подходов, которые позволили бы сделать образовательную среду вуза в условиях цифровизации комфортной, мотивирующей и конкурентоспособной, отвечающей на запрос работодателя.

При этом необходимо понимать и учитывать, что индивидуализация современного образования - это определенный тренд, - с одной стороны, а с другой - это вызов всей системе образования. Очень сильно эту ситуацию обострила пандемия через необходимость появления и запроса на качественный электронный контент, что, бесспорно, обусловливает движение системы образования именно в сторону его индивидуализации. Но в этом случае транслируются новые вызовы: поиск оптимальных и конструктивных способов, технологий воплощения этого процесса, причем не столько безболезненных, сколько оптимальных, конструктивных и преемственных. Болевой точкой в этой связи является проблема замены репутации вузов итогами государственной аккредитации. В той системе измерения, в которой проверяются документы, но не проверяются другие составляющие, - репутация смещается и обретает совсем иное от желаемого сущностное наполнение. При этом выбор вуза абитуриентами начинает носить сугубо географический и финансовый подход [7; 8].

Образовательный мир сегодня становится совсем другим. Молодежь проводит огромное количество времени в социальных сетях и черпает оттуда зачастую неизвестный контент. А работодатели, в свою очередь, транслируют наличие все большего количества индивидуализированных компетенций. Симбиоз этот может быть транслируем через то, что и работодатели, и университеты могут проходить по линии индивидуальных образовательных траекторий, именно связанных с индивидуальными умениями обучающихся. Тогда возникает вопрос: как это выявить и, каким образом, это можно воплощать системно? Человек, например, обучаясь на программах по прикладной информатике, изучает еще что-то, он обладает не только теми умениями и навыками, которые присутствуют в более или менее стандартизованном учебном плане, но и занимается какими-то для себя вещами, которые не входят в эту программу, но при этом являются для него увлечением, тогда это должно в какую-то часть портфолио входить, и при этом, скорее всего, очень будет востребовано у работодателей. Момент стыковки этих индивидуальных траекторий с работодателем должен происходить по линии увлеченности [9].

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что приоритетным направлением работы должен стать поиск баланса между стандартами образования и пониманием того, что такое «человеко-центричный» университет. Первым источником конфликта является тот факт, что государство является первым заказчиком обучения, т.к. именно государство должно задавать стандарты и ориентиры для вузов, отслеживать целевое использование бюджетных средств. Среднестатистическая стоимость обучения в год на бюджетной основе составляет приблизительно около 400 тысяч рублей.

Понимание этого проблемного вопроса должно закладываться во все стратегические документы, касающиеся современного высшего образования. Учет индивидуальных потребностей каждого, на наш взгляд, - это совершенно новая стратегия и новые задачи. Потому что на данный момент этот вопрос остается все еще открытым и нерешенным.

Аннотация. В данной статье представлены данные о поиске оптимального пути развития современно высшего образования, учитывающего, с одной стороны, необходимость его индивидуализации, с другой стороны - понимания того, что это серьезный вызов всей системе в целом, требующий решения широкого спектра важных задач. Эти задачи, в первую очередь, обусловлены запросом на качественный цифровой контент, на определение, с помощью каких конкретно оптимальных и конструктивных технологий можно решить данную проблему.

Авторы убеждены, что серьезное внимание должно быть уделено репутации вузов, которая зачастую ассоциируется и эксплицируется через результаты мониторингов и итоги государственной аккредитации. Целесообразно учитывать тот факт, что образовательный мир сегодня быстро меняется в условиях нестабильного и турбулентного вихря цифровизации. При

этом работодатели выдвигают запрос на наличие все большего количества индивидуализированных компетенций у выпускников высшей школы.

Ключевые слова: образовательная среда, цифровизация, индивидуализация, мониторинг, аккредитация, диада «преподаватель - студент», парадигма справедливости.

Annotation. This article presents data on the search for the optimal way to develop modern higher education, taking into account, on the one hand, the need for its individualization, on the other hand, the understanding that this is a serious challenge to the entire system as a whole, requiring the solution of a wide range of important tasks. These tasks are primarily due to the demand for high-quality digital content, to determine with which specific optimal and constructive technologies this problem can be solved.

The authors are convinced that serious attention should be paid to the reputation of universities, which is often associated and explicated through the results of monitoring and the results of state accreditation. It is advisable to take into account the fact that the educational world today is changing rapidly in an unstable and turbulent vortex of digitalization. At the same time, employers are putting forward a request for the presence of an increasing number of individualized competencies among graduates of higher education.

Key words: educational environment, digitalization, individualization, monitoring, accreditation, teacher-student dyad, justice paradigm.

Литература:

1. Афонасова, М.А. Трансформация образовательной среды и педагогических технологий в условиях цифровизации экономики // Материалы XX Международной научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании». - СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена. - 2019. - С. 133-136

2. Дьяков, И.И. Оценка инновационной среды вузов / И.И. Дьяков, Н.А. Третьяк, К.С. Грищенко // Современное образование. - 2018. - № 1. - С. 22-34.

3. Двойнин, А.М. Когнитивные предикторы академической успешности: как общие закономерности «работают» на ранних этапах образования? / А.М. Двойнин, Е.С. Троцкая // Психологическая наука и образование. - 2022. - Том 27. - № 2. - С. 42-52

4. Пирогланов, Ш.Ш. Проблемы цифрового обучения в современном вузе / Ш.Ш. Пирогланов, И.С. Анцупов, Д.А. Ертулов // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.С. Поповой, Е.А. Янпольской. - Краснодар, 2021. - С. 27-31

5. Пирогланов, Ш.Ш. Цифровые технологии в образовательном процессе как новые возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий / Ш.Ш. Пирогланов, В.П. Скляров, И.С. Анцупов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 180-182

6. Санникова, Т.Д. К вопросу о проблемах и перспективах цифровизации образовательной среды высшей школы / Т.Д. Санникова, Ж.Н. Аксенова // Креативная экономика. - 2020. - Том 14. - № 11. - С. 3089-3104

7. Сафуанов, Р.М. Цифровизация системы образования / Р.М. Сафуанов, М.Ю. Лехмус, Е.А. Колганов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2019. - № 2 (28). - С. 116-121

8. Серафимович, И.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление / И.В. Серафимович, О.М. Конькова, А.В. Райхлина // Открытое образование. - Издательство: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва). - 2019. - № 1. -Том 23. - С. 14-26

9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

УДК 370

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ВУЗА

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»

Постановка проблемы. Развитие образовательной отрасли предполагает параллельное развитие всех ее составляющих элементов - личностного, профессионального и творческого роста субъектов, взаимодействующих внутри нее. Система образования, являясь важным социальным институтов, зависит именно от социального потенциала - людей и их взаимодействия. В связи с этим можно сказать, что она нуждается в максимально грамотных и компетентных специалистах, способных организовывать и контролировать все процессы, зависящие от их деятельности. Таким образом, формируется проблема необходимости постоянного соответствия педагогов и управленцев в сфере образования актуальным тенденциям, нашедшим свое отражение в иных социальных институтах, развивающимся в едином социокультурном пространстве страны.

Изложение основного материала исследования. Особенное место в системе повышения квалификации педагогов современного вуза отводится проблеме определения эффективной модели повышения квалификации таких специалистов, которые готовы не просто осуществлять профессиональную деятельность, но и создавать новые, концептуально значимые системы, гибкие и мобильные, способные оптимизировать образовательный процесс и модернизировать образовательную среду [2]. Такая система обязательно должна быть основана на проектно-исследовательской деятельности, которая заключается в регулярном проведении исследований и публикации научных трудов, связанных с решением тех или иных образовательных проблем. Таким образом, система повышения квалификации предполагает не только совершенствование профессиональных навыков, необходимых непосредственно в организационно-управленческой деятельности, но и в индивидуальный научной деятельности [10].

Существует определенная система основ организации проектно-ориентированной системы повышения квалификации, которая включает в свой состав:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.