Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ГИБКОЕ ОБУЧЕНИЕ / АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / МИКРООБУЧЕНИЕ / САМООБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Скляров Владимир Петрович, Анцупов Игорь Сергеевич

В данной статье представлены обобщенные данные, характеризующие такую актуальную проблему рассмотрения цифровых технологий, открывающих колоссальные возможности для реализации индивидуальных образовательных траекторий. Авторы статьи убеждены, что индивидуальная траектория образования становится уникальной, т.к. она строится в ходе непрерывного обучения человека в течение всей жизни. Качественным ответом на вызовы современной трансформации образования являются конкуренция за вовлеченность и сопричастность. Одной из приоритетных задач остается формирование умения преподавателя вовлекать студентов в процесс обучения и совместного действия независимо от используемого формата педагогического процесса. Сегодня также необходим гибкий подход к построению образовательных программ, при этом рынок настойчиво транслирует потребность в сотрудниках, обладающих надпрофессиональными навыками. При этом классическая система образования сегодня зачастую не успевает за изменениями и потребностями реального рынка труда, не включает в себя новые формы и запросы на обучение, что обусловливает запрос на инновационные технологии в образовании. Такой фактор как гибкость может повысить устойчивость системы образования. Чем более гибкими будут способы обучения, тем более легко системы образования смогут адаптироваться к новым вызовам. Также серьезную роль современные исследователи, занимающиеся исследованием проблем и опыта цифровой трансформации образования, отводят персонализации. Она в режиме реального времени позволяет не только выстраивать заданную индивидуальную траекторию, но и корректировать ее систематически, учитывая персональный темп освоения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Скляров Владимир Петрович, Анцупов Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS AS NEW OPPORTUNITIES FOR THE IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES

This article presents generalized data characterizing such an urgent problem of considering digital technologies that open up enormous opportunities for the implementation of individual educational trajectories. The authors of the article are convinced that the individual trajectory of education becomes unique, because it is built in the course of continuous human learning throughout life. A qualitative response to the challenges of modern transformation of education is competition for involvement and ownership. One of the priority tasks remains the formation of the teacher's ability to involve students in the learning process and joint action, regardless of the format of the pedagogical process used. Today, a flexible approach to the construction of educational programs is also needed, while the market persistently translates the need for employees with supra-professional skills. At the same time, the classical education system today often does not keep up with the changes and needs of the real labor market, does not include new forms and requests for training, which determines the demand for innovative technologies in education. Such a factor as flexibility can increase the stability of the education system. The more flexible the teaching methods are, the more easily education systems will be able to adapt to new challenges. Also, modern researchers who study the problems and experience of digital transformation of education assign a serious role to personalization. It allows not only to build a given individual trajectory in real time, but also to adjust it systematically, taking into account the personal pace of knowledge acquisition.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ»

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: Интор, 1996. - 544 с.

4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретико-экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - Москва: Педагогика, 1986. - 239 с.

5. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы думаем) / Дж. Дьюи. - Москва: Лабиринт. -1999. - 192 с.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1977 - 304 с.

7. Ломакина, Е.А. Психолого-педагогические аспекты реализации и развития инклюзивного образования в высшей школе, здоровьесбережения в условиях цифровой трансформации общества / Е.А. Ломакина, Е.А. Пикалова // Педагогические технологии - от проблем к решениям: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Магнитогорск: МГТУ, 2020. - С. 269-273.

8. Ломакина, Е.А. Формирование коммуникативной компетенции при обучении профессионально ориентированному иностранному языку / Е.А. Ломакина // Иностранные языки: лингвометодологические аспекты. - 2018. - № 41. - С. 39-44.

9. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. - Москва: Педагогика,1981. - 104 с.

10. Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время» / А.В. Мудрик. - Москва: Знание,1991 - 80 с.

11. Пикалова, Е.А. Проблемы обучения студентов техническому переводу / Е.А. Пикалова. // Современные проблемы и перспективы развития науки, техники и образования: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. - Магнитогорск: МГТУ, 2020. - С. 1100-1103.

12. Пикалова, Е.А. Профессиональная подготовка студентов технического вуза: особенности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности. / Е.А. Пикалова, Е.А. Ломакина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4 - С. 160-163.

13. Рубинштейн, С.Ю. Принцип творческой деятельности / С.Ю. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. -С. 101-107.

14. Сластенин, В.А. Формирование личности советского педагога в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - Москва: Просвещение,1976. - 160 с.

15. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития людей и организаций / С.Ю. Степанов. - Москва: Наука, 2000. - 173 с.

16. Федеральный портал: сайт. Москва. - 2012. - URL: http://www.edu.ru. (дата обращения: 18.03.2022).

17. Results of experimental work at différent stages of continuous éducation for estimation of the formation of research compenetnce of students Gladysheva M. / Somova Y., Ilina E., Kalchenko A., Koldin A., Gasanenko E., [and others] // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems.- 2019. - V.11. - № 9. - P. 569-574.

Педагогика

УДК 372:016.53

кандидат педагогических наук, заместитель начальника

кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); кандидат технических наук, доцент кафедры общевоенных дисциплин Скляров Владимир Петрович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Анцупов Игорь Сергеевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

Аннотация. В данной статье представлены обобщенные данные, характеризующие такую актуальную проблему рассмотрения цифровых технологий, открывающих колоссальные возможности для реализации индивидуальных образовательных траекторий. Авторы статьи убеждены, что индивидуальная траектория образования становится уникальной, т.к. она строится в ходе непрерывного обучения человека в течение всей жизни. Качественным ответом на вызовы современной трансформации образования являются конкуренция за вовлеченность и сопричастность. Одной из приоритетных задач остается формирование умения преподавателя вовлекать студентов в процесс обучения и совместного действия независимо от используемого формата педагогического процесса. Сегодня также необходим гибкий подход к построению образовательных программ, при этом рынок настойчиво транслирует потребность в сотрудниках, обладающих надпрофессиональными навыками. При этом классическая система образования сегодня зачастую не успевает за изменениями и потребностями реального рынка труда, не включает в себя новые формы и запросы на обучение, что обусловливает запрос на инновационные технологии в образовании. Такой фактор как гибкость может повысить устойчивость системы образования. Чем более гибкими будут способы обучения, тем более легко системы образования смогут адаптироваться к новым вызовам. Также серьезную роль современные исследователи, занимающиеся исследованием проблем и опыта цифровой трансформации образования, отводят персонализации. Она в режиме реального времени позволяет не только выстраивать заданную индивидуальную траекторию, но и корректировать ее систематически, учитывая персональный темп освоения знаний.

Ключевые слова: цифровые технологии, индивидуальная образовательная траектория, гибкое обучение, адаптивное обучение, персонализированное обучение, учебный контент, надпрофессиональные навыки, микрообучение, самообучение.

Annotation. This article presents generalized data characterizing such an urgent problem of considering digital technologies that open up enormous opportunities for the implementation of individual educational trajectories. The authors of the article are convinced that the individual trajectory of education becomes unique, because it is built in the course of continuous human learning throughout life. A qualitative response to the challenges of modern transformation of education is competition for involvement and ownership. One of the priority tasks remains the formation of the teacher's ability to involve students in the learning process and joint action, regardless of the format of the pedagogical process used. Today, a flexible approach to the construction of educational programs is also needed, while the market persistently translates the need for employees with supra-professional skills. At the same

time, the classical education system today often does not keep up with the changes and needs of the real labor market, does not include new forms and requests for training, which determines the demand for innovative technologies in education. Such a factor as flexibility can increase the stability of the education system. The more flexible the teaching methods are, the more easily education systems will be able to adapt to new challenges. Also, modern researchers who study the problems and experience of digital transformation of education assign a serious role to personalization. It allows not only to build a given individual trajectory in real time, but also to adjust it systematically, taking into account the personal pace of knowledge acquisition.

Key words: digital technologies, individual educational trajectory, flexible learning, adaptive learning, personalized learning, educational content, supra-professional skills, micro-learning, self-learning

Введение. Образование-это сегодня путешествие длиною в жизнь, одним из первых трендов современного мира является (Lifelong Learning) - непрерывное обучение в течение всей жизни, при котором траектория образования становится уникальной. Важной характеристикой современного мира также является спрессованность времени и конкуренция за внимание. Транслируется такой квант образовательного события, где каждую секунду разворачивается конкуренция за внимание того, кого мы обучаем. При этом предъявляется такое требование к онлайн-образованию - все время быть в визуальном контакте, быть включенным, каждую секунду создавать участнику новый и ценный опыт.

Появление такого понятия как «протребитель», о котором пишет Элвин Тоффлер в своей работе «Шок будущего», когда образуется некий симбиоз между потреблением продукта или технологии и производством на ее основе своего, нового, уникального продукта. Современный преподаватель должен задуматься о том, какую возможность произвести учебный контент он может предоставить своим обучающимся в процессе образовательного курса, т.е. мы не только потребляем знания, но и производим свою версию, например, учебного ролика, образовательного продукта [1].

Следующим драйвером современного образовательного социума является феномен конкуренции за вовлеченность и сопричастность. Развитие данной темя оказывается сегодня одним из главных вызовов для любого образовательного института, и проблема, которую нужно в этой связи решать, связана с поиском таких форм работы и взаимодействия с целевой аудиторией, которые бы позволили создать такие условия, чтобы студенты и преподаватели идентифицировали себя с конкретной организацией, с конкретным вузом. При этом современный человек всегда является частью какой-то команды: супер- команды, в которой он транслирует умение кооперироваться, команды разных людей; глобальной команды, команды, в которую интегрирован искусственный интеллект и т.д.

Изложение основного материала статьи. Сегодня активно обсуждается тема навыков будущего. Одними из ключевых навыков является умение кооперироваться, самоорганизовывать свою собственную деятельность, управлять и жить в эпоху неопределенности, и строить свою траекторию развития, умение конструировать собственные развивающие практики. Таким образом, это умение действовать в ситуации неопределенности многие исследователи называют ключевой компетенцией современности, которую нам очень важно развивать у тех, кого мы обучаем.

Также важным трендом современного обучения и развития является тенденция к не директивным форматам. Нужен такой формат обучения, в содержании которого меньше экспертизы, больше коучинга и фасилитации. Смешанное обучение с разнообразной комбинацией методов и форм - это ответ на вызовы, связанные с цифровой трансформацией образования. Очень значимой при этом становится роль цифровых платформ обучения, когда активно работает интеграция разных сервисов и образовательных продуктов в единой экосистеме [2].

Микрообучение и управление знаниями - это востребованные алгоритмы современного процесса обучения, что обусловлено необходимостью правильной организации сбора, хранения, структурирования и обновления информации, при этом образовательный контент должен быть направлен на формирование надпрофессиональных навыков, среди которых можно, в первую очередь, выделить умение строить горизонтальные коммуникации, умение договариваться в горизонтальном взаимодействии, умение строить вектор конструктивной коммуникации со специалистами разных сфер, и представителями разных школ и традиций.

Значимым остается умение преподавателя вовлекать студентов в процесс обучения и совместного действия независимо от используемого формата педагогического процесса. Появляются новые нормы, сокращаются горизонты планирования, реагирования на ситуации, обусловленные глобальными процессами трансформации всей системы образования [3].

Up-skilling - с одной стороны, это развитие собственных навыков и компетенций, а с другой стороны, - это понимание необходимости их смены. Элвин Тоффлер говорил о том, что «в будущем необразованными будут те, кто не умеет обучаться, разучиваться и переучиваться».

Главные тренды цифровой трансформации в образовании требуют гибкого подхода к построению образовательных программ, при этом рынок настойчиво транслирует потребность в универсальных и креативных сотрудниках, которые не просто обладают портфелем изученных курсов, а владеют навыками и опытом применения полученных знаний. Классическая система образования сегодня зачастую не успевает за изменениями и потребностями реального рынка труда, не включает в себя новые формы и запросы на обучение.

Главный вызов системы образования сегодня - это гибкость. Нужно всесторонне проработать цели и задачи внедрения элементов гибкого обучения, при этом в плоскости основных трендов представлены роль педагога и студента, взаимодействие между которыми должно быть построено на основе основных принципы гибкого обучения. Среди них традиционно выделяют: время, контент, вход, учебный подход и ресурсы, доставку и логистику получения знаний, а также основные инструменты применения гибкого подхода в образовании. Через призму манифеста Agile-подхода можно объяснить основные принципы построения образовательного процесса, отвечающего вызовам сегодняшнего дня [4; 7; 8].

Гибкость может повысить устойчивость системы образования, потому что чем более гибкими будут способы обучения, тем более легко системы образования смогут адаптироваться к изменениям и новым вызовам. Современные исследования индивидуально-типологических особенностей обучающихся, их когнитивной и эмоциональной волевой сферы, транслируют результаты, в которых доказано, что учащиеся 21 века могут создавать симбиоз с искусственным интеллектом, осваивать полную цифровизацию и жить на скоростях и возможностях компьютерного разума. Для них крайне важны свобода выбора и цифровизация.

Сегодня актуальными становятся так называемые компетенции «человека знаниевого общества», ориентированные на цифровую трансформацию общества, на внедрение цифровых экосистем в нашу повседневную жизнь. С гибким обучением самым тесным образом связаны адаптивное и персонализированное обучение.

Вовлеченность зависит от ряда важных, на наш взгляд, составляющих. Во-первых, это актуальность обучения для участников образовательного процесса. Чем лучше обучающиеся понимают, какие проблемы им поможет решить обучение, какие в результате они будут иметь преимущества, с чем они будут справляться лучшем на рабочем месте, тем больше они готовы вкладывать собственного ресурса и времени в процесс обучения. Второй важный фактор - это мотивация. Мотивация запускает и удерживает состояние вовлеченности. Самым главным предиктором для развития мотивации является понимание обучающимися того, как данное обучение поможет их карьерному развитию [5; 6].

Следующий фактор вовлеченности - это среда, которая будет благоприятна для активности обучающихся, причем не только для учебной, но и для социальной. Она складывается из целого ряда условий. Очень важно разработчикам данной среды для вовлечения в образовательный процесс понимать все эти особенности.

Выводы. При рассмотрении цифровых технологий, открывающих колоссальные возможности для реализации индивидуальных образовательных траекторий, следует отметить тот факт, что реализация в современных реалиях адаптивного обучения возможна на образовательных платформах, которые обладают рядом базовых для адаптивного обучения систем и элементов. Одной из наиболее известных платформ для адаптивного обучения является платформа Knewton, состоящая из таких систем, как: система сбора данных, система выводов, где применяются и психометрические инструменты, инструменты стратегии обучения, а также инструменты обратной связи. Также в эту платформу встроены системы персонализации.

В персонализированном образовании учащийся выступает субъектом совместной учебной деятельности и имеет возможности для построения своей индивидуальной образовательной траектории с тем, чтобы в ней учитывались особенности его личности и потребности развития. Модели гибкого обучения встраиваются в различные виды образовательных ландшафтов современной образовательной среды. Это могут быть серии видео-уроков, модерируемые обсуждения на форумах и в чатах, серии текстовых статей, разбитых по занятиям, виртуальные классы, интерактивные образовательные игры, онлайн-тестирования, вебинары, электронные онлайн-курсы, интерактивные образовательные игры и др. [9].

Особую популярность приобретают курсы онлайн-самообучения (Self Paced Online Course), предполагающий высокую степень гибкости, при которой обучающийся сам выбирает темп изучения и раздел курса, с которого он хочет начать обучение.

Также актуализируется дифференциация таких понятий как «вовлеченность» и «вовлечение» в обучение. Одним из показателей вовлеченности является готовность участников принимать участие в разработке образовательного решения в ходе педагогического процесса, делиться своим опытом в роли эксперта, предлагать конкретные решения, чтобы сделать более понятным сам путь обучения, траекторию развития и инициировать новые активности в рамках программы.

Литература:

1. Афонасова, М.А. Трансформация образовательной среды и педагогических технологий в условиях цифровизации экономики // Материалы XX Международной научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании». - СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена. - 2019. - С. 133-136.

2. Басаев, З.В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. -Издательство: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва) ISSN: 2220-6469 elSSN: 22207872. - 2018. - № 4. - Том: 12. - С. 32-38.

3. Боцоева А.В., Мосина О.А. О необходимости развития навыков критического мышления современных студентов в рамках дистанционного формата обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. -С. 51-55.

4. Дьяков, И.И. Оценка инновационной среды вузов / И.И. Дьяков, Н.А. Третьяк, К.С. Грищенко // Современное образование. - 2018. - № 1. - С. 22-34. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.1.25491 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25491

5. Лапидус, Л.В. Турбулентность цифровой среды как драйвер цифровой трансформации. Международная научная конференция «Ломоносовские чтения - 2021». Секция экономических наук: сборник тезисов выступлений, ISBN 978-5906932-65-5, место издания Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, - М., 2021.

6. Санникова, Т.Д. К вопросу о проблемах и перспективах цифровизации образовательной среды высшей школы / Т.Д. Санникова, Ж.Н. Аксенова // Креативная экономика. - 2020. - Том 14. - № 11. - С. 3089-3104. - doi: 10.18334/ce.14.11.111137

7. Сафуанов, Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2019. - № 2 (28). - С. 116-121.

8. Серафимович, И.В., Конькова О.М., Райхлина А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление // Открытое образование. - Издательство: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова(Москва) ISSN: 1818-4243 elSSN: 2079-5939. - 2019. - № 1. -Том 23. - С. 14-26.

9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с. - (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин). - 400 экз. - ISBN 978-5-7598-1990-5 (в обл.). - ISBN 978-5-7598-2012-3 (e-book).

Педагогика

УДК 371

кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент, доцент кафедры

рекламы, связей с общественностью и издательского дела Платонова Айше Вадимовна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнодогий и дизайна федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

старший преподаватель кафедры рекламы, связей с

общественностью и издательского дела Ярцева Елена Яковлевна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнодогий и дизайна федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

СИМБИОЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье представлены существующие методы традиционного и инновационного образования. На первый взгляд, традиция и инновация - это два противоположных понятия, но каждая традиция раньше была внедрением инноваций, а непрерывное внедрение инноваций неизбежно становится традицией. В статье обсуждаются плюсы и минусы дистанционного образования. Элементы дистанционного образования могут быть успешно использованы в инновационных формах обучения, ориентированных на развитие творческих способностей обучающихся. Новые технологии позволяют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.