15. Han C. «The difficulty of kindness: Boundaries, time, and the ordinary» in V. Das, M. D. Jackson, A. Kleinman, and B. Singh (eds), The ground between: Anthropologists engage philosophy (Durham, NC: Duke University Press, 2014).
16. Kleinman A. «Four social theories for global health», Lancet 375/9725 (2010), pp. 1518-1519.
17. Malkki L.H. The need to help: The domestic arts of international humanitarianism (Durham, NC: Duke University Press, 2015), p. 53.
18. Redfield P. «The impossible problem of neutrality» in E. Bornstein and P. Redfield (eds), Forces of compassion: Humanitarianism between ethics and politics (Santa Fe, NM: School for Advanced Research Press, 2011), pp. 53-70.
19. Simon C. and Mosavel M. «Getting personal: Ethics and identity in global health research» Developing World Bioethics 11/2 (2011), pp. 82-92.
20. Stover E. and Weinstein H. «Health, human rights, and ethics» Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics 10/3 (2001), pp. 335-335.
Педагогика
УДК 378:14
кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); кандидат технических наук, доцент кафедры общевоенных дисциплин Скляров Владимир Петрович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар);
преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Паленый Андрей Владимирович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)
К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ АНАЛИТИКИ, ОТЧЕТНОСТИ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Аннотация. В данной статье представлены обобщенные данные, характеризующие такую актуальную проблему в современных образовательных реалиях, как расширение спектра возможностей для получения эффективной обратной связи в процессе обучения в вузе за счет учебной аналитики, учебной отчетности и системного мониторинга, что позволит учесть ключевые векторы развития интерактивной образовательной среды через понимание алгоритма построения системного подхода к учебной аналитике в рамках учебного заведения, а также за счет решения проблемы постоянного устаревания отчетности относительно скорости развития цифровых технологий.
Ключевые слова: учебная аналитика, учебная отчетность, цифровой след, педагогический процесс, инновационные образовательные технологии, форматы обучения, лонгриды, образовательные траектории, онлайн-курсы.
Annotation. This article presents generalized data characterizing such an urgent problem in modern educational realities as expanding the range of opportunities for obtaining effective feedback in the process of studying at a university through educational analytics, educational reporting and system monitoring, which will allow taking into account the key vectors of the development of an interactive educational environment through understanding the algorithm for building a systematic approach to educational analytics within an educational institution, as well as by solving the problem of constant obsolescence of reporting on the speed of development of digital technologies.
Keywords: educational analytics, educational reporting, digital footprint, pedagogical process, innovative educational technologies, learning formats, long reads, educational trajectories, online courses.
Введение. Аналитика и отчетность - это обратная связь от учебного процесса к контролирующим структурам системы образования, но также это дополнительные сведения для исследователей, и для абитуриентов, которые выбирают вузы для своей индивидуальной образовательной траектории. Обусловлена потребность изучения аналитических данных не только цифровизацией образования, но и теми вызовами, которые ставит время и целевая аудитория нового формата, в связи с недостатком информации, получаемой визуально. Если не уделить этой проблеме должного внимания, то неизбежно будет потерян контакт со студентами, исчезнут возможности для мониторинга их активности, успеваемости, а эти драйверы, в свою очередь, сопряжены с высоким риском потери качественного образования в целом.
В настоящее время повышение качества образования может осуществляться за счет широкого использования студентами, преподавателями, руководителями образовательных программ, рекомендательных и поддерживающих сервисов, способствующих эффективности обучения студентов по индивидуальным образовательным траекториям, их мотивации и сохранению контингента.
Изложение основного материала статьи. Все созидательные процессы в инновационной образовательной среде так или иначе сосредоточены вокруг студентов, их образовательной активности, их желаний, проектной деятельности, адаптивных индивидуальных образовательных траекторий. В этом многоликом полифункциональном процессе задействовано большое количество участников (студенты, преподаватели (возможно, они же авторы и разработчики курсов), тьюторы, руководители образовательных программ, администрация, отслеживающая уровень качества обучения и др., которые своими общими усилиями пытаются реализовать идею академической мобильности. Студенты, проходя по пути освоения образовательных программ, обучаясь на различных модулях, у различных преподавателей, в различных системах.
Очевидно, что для каждого участника образовательного процесса должен быть свой набор показателей, свои типы данных, на основе которых рассчитываются показатели эффективности. Всем участникам образовательного процесса нужна обратная связь. Для преподавателей, например, важен мониторинг активности студентов на курсах, важен критерий качества образовательного ресурса, который он использует в процессе обучения, и для него важно, чтобы студенты равномерно занимались и пришли к требуемому результату обучения. Следовательно, для преподавателей актуализируется мониторинг активности, равномерности, успеваемости, академической мобильности и удовлетворенности.
Для авторов и разработчиков курсов важно, чтобы курсы были эффективными, чтобы они активно использовались на других образовательных платформах, чтобы контрольно-измерительные материалы в курсе были качественными, чтобы они
обладатели такими свойствами, которые возможно измерять, классифицировать и адаптировать по уровню. Для студентов важны составляющие их компетентностного профиля и анализ разрывов в знаниях и навыках.
Основные цели учебной аналитики могут быть представлены по ряду ключевых направлений; во-первых, анализ активности работы слушателей на курсе; во-вторых, анализ успеваемости обучающихся; в-третьих, помощь авторам курса: отчеты о методических проблемах в курсе; в-четвертых, помощь студентам: прогноз итоговой оценки; в-пятых, помощь руководству: формирование рейтинга курсов, выявление проблемных зон; в-шестых, установление причинно-следственных связей между результатами обучения и активностями обучающихся; в-седьмых, построение интеллектуальной системы сопровождения; в-восьмых, оценка уровней сформированности компетенций.
Все эти задачи так или иначе транслируют сигнальный мониторинг, что позволяет системно использовать учебную аналитику, что обусловливает пересмотр в современной образовательной среде основных принципов ее проектирования. При этом аналитика текстового контента онлайн-курсов в ряде вузов, позволила выявить новый запрос по пересмотру подачи этой информации. В качестве популярной формы для работы с текстов можно использовать лонгриды.
Лонгриды - формат текстовых материалов, который появился недавно. Но он быстро завоевывал свое высокое место в рейтинге инновационных способов подачи информации. Часто упоминание о лонгридах встречается в контексте описания инструментов маркетолога, журналиста, владельца бизнеса и простого человека, ведущего блог. По сути лонгрид-это инструмент продвижения, зарекомендовавший себя достаточно эффективно, поэтому возможно рассмотреть его как ресурс образовательной среды. Современному преподавателю необходимо при разработке онлайн-курсов научиться писать лонгриды, чтобы сохранить внимание студентов, нужно понять, какие из возможных форматов лонгридов помогут в повышении интереса обучающихся к текстовой части курса.
Лонгрид - это длинная история с разбором какого-либо явления (от англ: «long» - длинный, «read» - чтение). Стандартный объем таких материалов - не менее 1200 слов или 8000 символов, - это не просто длинная история, это глубокий анализ явления, который преобразован в качественный структурированный текст. Такой материал отвечает на все вопросы пользователя касательно разбираемого явления, после него тот, кто читает, (в нашем случае это студент), получает полное понимание того, о чем идет речь. Таким образом, хорошим лонгридом нельзя называть текст без: предварительного анализа целевой аудитории глубокого анализа явления, о котором идет речь в тексте качественной структуры дополнения текста медиа-материалами.
Ценность лонгридов состоит в том, что они качественно доносят информацию до пользователя, закрывают все или почти все вопросы. Текстовая преамбула к любой теме учебной дисциплины может состоять, например, из 5000 символов вместо 12000, при этом, если сохраняется смысл - материал останется лонгридом и его будут читать с удовольствием. Но если в нем нет глубокого разбора термина и пользы для читателя - лонгрид превратится в пустой набор слов, до которого никому нет дела [1].
В современной трансформации системы образования и запроса на масштабирование авторских и интересных онлайн-курсов формат лонгрида становится все более популярным среди студентов. Этот формат начинает потихоньку захватывать все больше внимания пользователей и выступает в роли альтернативы традиционного потребляемого контента.
Лонгриды заменяют книги. Книги - уже устаревший формат, но люди по- прежнему хотят читать. С книгами неудобно обращаться, их нужно возить с собой. Лонгрид - доступен всегда. Пользователь может почитать его с телефона или планшета. Лонгрид можно читать поэтапно. Материал всегда разбит на удобные информационные блоки, легко отследить где остановился и продолжить чтение. Лонгрид - интересный рассказ. Правильно построенный лонгрид в курсе для обучающихся - это не просто текст, а интересная история, в которой транслируется индивидуальный стиль преподавателя, с изображениями и видео, он приятен и понятен, в нем собран весь личный и пользовательский опыт и преподнесен в максимально понятном виде: структурирована вся необходимая информация, добавлены мнения экспертов, сделано все, чтобы информация усваивалась, именно поэтому для получения качественных знаний современными студентами лонгрид, бесспорно, полезен.
Графические материалы - изображения, видео, интерактивные вставки - несут мощнейший смысловой заряд. В этом случае студент не только быстрее получает информацию, но и при правильном подходе, рассматривает изображение снова и снова. Часто смысловую часть лонгрида, и без того напоминающую путешествие, сопровождает технологическое или дизайнерское решение, придающее нарративу законченность, определенность, развитие.
Если формат популярен, то его априори нужно использовать, это обусловлено следующими детерминантами его сущностной характеристики: во-первых, лонгриды дочитывают. Это обосновано не столько версткой и оформлением, сколько смыслом и самим форматом. Смысл - польза, которую приносит текст. Формат - лонгрид удобно читать с телефона, при этом студент в любой момент может вернуться к чтению. Лонгриды - долгосрочный инструмент. Качественный текст может генерировать поток заинтересованных студентов неделями, месяцами и даже годами.
Чтобы длинный текст не отпугивал студентов, а наоборот был полезен, нужно тщательно его прорабатывать. Существуют четыре этапа работы над лонгридом, которые сделают его полезным и эффективным (Таблица 1).
Таблица 1
Основные этапы разработки лонгридов
Этап Наименование Содержательная сторона
1. Подготовка В подготовку входит: подбор целевой аудитории; проработка идеи; изучение материалов по теме.
2. Планирование структуры и начало работы Создание примерного образа будущей трактовки темы.
3. Разработка текста Придумывание хорошего заголовка. Проработка лид-абзаца. Создание хорошей обложки.
4. Оформление лонгрида Определение концепции педагогического дизайна.
Чтобы текст получился действительно эффективным и принес максимум пользы и студенту, и преподавателю, размещающему его, необходимо правильно подготовиться к его разработке. Если преподаватель не знает, для студентов, с какими интересами, он пишет и зачем, он вряд ли сделает полезный материал. Текст должен попадать в интересы аудитории. Чтобы попасть в них, необходимо составить портрет целевой аудитории - нужно собрать максимум информации. Правильный выбор аудитории поможет подобрать правильные слова и формат для лонгрида. Также нужно придумать концепцию темы учебной дисциплины, которая будет интересна и действительно полезна студентам, при этом
ориентируясь на аудиторию. Чтобы написать хороший лонгрид, нужно вникнуть в тему максимально глубоко. Просто пробежаться по нескольким сайтам, и взять информации с них недостаточно, нужны дополнительные источники: мнения экспертов, исходные данные из справочников, документальные фильмы.
На этом этапе планирования структуры и начала работы нужно продумать, как материал будет выглядеть в будущем. Что в нем будет, для кого он, что он даст студенту и какую пользу он из нее извлечет. Здесь нужно сделать примерный образ будущей трактовки темы, скорее всего в процессе работы структура изменится, но должен быть четкий план, по которому можно двигаться к качественному лонгриду.
Лид-абзац - вступление, которое раскрывает суть заголовка и готовит читателя к основному тексту. Он должен заинтересовать пользователя и мотивировать его к прочтению статьи. При заключительном этапе работы над текстом, нужно подобрать изображения и сделать хорошую верстку, чтобы текст легко воспринимался, чтобы изображения продолжали текст, а не выбивались из него. Исключение составляет лишь умышленное отвлечение от текста. Лонгрид - это сугубо индивидуальный материал, в нем нет и не может быть стандартов. Преподаватель сам решает, как его писать и какие приемы применять. Действительно, только автор решает, что будет в лонгриде, однако, есть несколько стандартов, которые должны присутствовать в каждом лонгриде, например, время чтения, интригующий заголовок, высокая вовлеченность целевой аудитории, лаконичность, разнообразность текста, призыв к действию, медиа и др.
Выводы. Новая реальность, цифровой подход в образовании диктуют запрос на превращение процесса обучения в «обучение по требованию». В столь стремительно меняющейся реальности уже невозможно диктовать целевой аудитории, чему и как она должна учиться. Сегодня обучающиеся сами определяют свою образовательную траекторию, сами решают, что им интересно, и что они будут изучать на онлайн-курсах, поэтому задача современного вуза состоит в том, чтобы создать для подобного запроса все необходимые и оптимальные условия. В процессе разработки любых технологических решений, которые поддерживаются с точки зрения образовательной аналитики и цифровых следов, нужно руководствоваться теми сигналами, которые позволяют определить, что нужно поменять в процессе обучения, чтобы его адаптировать и сделать качественным. Собирая эти данные, следует ориентироваться на те форматы обучения, которые вуз предоставляет своим абитуриентам. Форматы могут быть разнообразными: очным (офлайн), который полностью не уйдет, и будет сохранен, там, где он является единственно релевантным цели преподавания и обучения, полноценный онлайн (асинхронный формат), синхронный онлайн-формат, в котором реализуются смешанные и гибридные формы.
В процессе очного обучения с цифровым контентом могут использоваться такие технологии, как: лекции, тренинги, мастер-классы, воркшопы, фасилитации, стратегические сессии. В дистанционном формате обучения это онлайн-тренинги, вебинары, мобильные тренинги, виртуальная реальность (VR).
В формате смешанного обучения также представлен большой спектр применяемых образовательных технологий: электронные курсы в учебном классе, тесты, блоги, видеоуроки, лонгриды, виртуальная и дополненная реальность, чат-боты, диалоговые тренажеры, тренажеры-симуляторы и др.
Но несмотря на все это многообразие используемых технологий и возможностей, без учебной отчетности, аналитики, мониторинга, учета цифровых следов целевой аудитории, эффективное инновационное обучение невозможно.
Литература:
1. Айдрус И.А Особенности развития мирового рынка образовательных услуг на современном этапе / И.А. Айдрус, Л.Ю. Горшкова. - М.: РУДН, 2016. - 316 с.
2. Афонасова М.А. Трансформация образовательной среды и педагогических технологий в условиях цифровизации экономики / Материалы XX Международной научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании». - СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2019. - С. 133-136.
3. Басаев З.В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. -Издательство: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва) ISSN: 2220-6469 elSSN: 22207872. - 2018. - № 4. - Том: 12. - С. 32-38.
4. Боцоева А.В., Мосина О.А. О необходимости развития навыков критического мышления современных студентов в рамках дистанционного формата обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. -С. 51-55.
5. Дьяков И.И., Третьяк Н.А., Грищенко К.С. Оценка инновационной среды вузов // Современное образование. -2018. - № 1. - С. 22-34. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.1.25491 URL: https://nbpubHshxom/Hbrary_read_article.php?id=25491
6. Лукашенко М.А., Ожгихина А.А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. - Издательство: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет" (Москва) ISSN: 0869-3617eISSN: 2072-0459. - 2019. - № 1. - Том: 28. - С. 46-56.
7. Санникова Т.Д., Аксенова Ж.Н. К вопросу о проблемах и перспективах цифровизации образовательной среды высшей школы // Креативная экономика. - 2020. - Том 14. - № 11. - С. 3089-3104. - doi: 10.18334/ce. 14.11.111137
8. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А, Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2019. - № 2 (28). - С. 116-121.
9. Серафимович И.В., Конькова О.М., Райхлина А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление // Открытое образование. - Издательство: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва). - ISSN: 1818-4243 elSSN: 2079-5939. - 2019. - № 1. - Том 23. - С. 14-26.
10. Щиголева Н.В. Социализация и адаптация студентов в культурно-образовательном пространстве высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-4. - URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 22.02.2021).