Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / ЭТИКА / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ЭТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / САМОПОНИМАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООЦЕНКА / ЭМОЦИИ / СТЫД / ЭМПАТИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Евгения Сергеевна

В статье рассматривается процесс развития человека, накопление опыта, выстраивания отношений с окружающей действительностью. Изучение позиции человека, условия его развития. Расшифровка содержательной части позиции «иметь» и позиции «быть». Традиционное воспитание человека. Состав жизненной позиции человека. Профессия «человек-человек». Этическая, моральная и нравственная, и духовная составляющие в позиции человека. Понятия «содержательная этика» и «формальная этика» и их содержание. Перечень позиции человека: позиция моральная, нравственная, духовная и их содержательная составляющая. Рассмотрение функции этической позиции: самопонимание, самореализация, самоутверждение, саморазвитие, самооценка. Внутренняя связь человека с окружающим миром и раскрытие эмоциональной позиции. Специфика человеческих эмоций. Эмоциональное переживание человека. Определение понятия «эмоции». Нарушение норм морали и несоответствие поведения нормам общества. Определение понятий «стыд», «совесть». Духовность человека регулируется эмоциональным компонентом - состраданием. Уровни становления этической позиции человека: дезадаптация, идентификация, индивидуализация, социализация, интеграция. Достижение в работе над собой, своим поведением уровня интеграции, то процесс развития его не завершается он усовершенствуется, а изменяется характер психологической помощи со стороны специалистов. Ценностная ориентация человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHICAL POSITION OF PSYCHOLOGIST

The article examines the process of human development, the accumulation of experience, building relationships with the surrounding reality. Studying the position of a person, the conditions for his development. Deciphering the content of the position "to have" and the position "to be". Traditional education of a person. The composition of a person's life position. The profession is "man-man". Ethical, moral and moral, and spiritual components in the position of a person. The concepts of "content ethics" and "formal ethics" and their content. The list of a person's position: moral, moral, spiritual position and their content. Consideration of the function of an ethical position: self-understanding, self-realization, self-affirmation, self-development, self-esteem. The internal connection of a person with the outside world and the disclosure of an emotional position. Specificity of human emotions. Emotional experience of a person. Definition of the concept of "emotion". Violation of moral norms and non-conformity of behavior with the norms of society. Definition of the concepts of "shame", "conscience". A person's spirituality is regulated by the emotional component - compassion. Levels of formation of a person's ethical position: maladjustment, identification, individualization, socialization, integration. Achieving the level of integration in work on oneself, one's behavior, then the process of its development does not end, it is improved, but the nature of psychological assistance from specialists changes. Human value orientation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГА»

работали в лабораториях, затем коллективно отчитывались. Учитель давал им консультацию. Но относительно быстро (в 1932 году) эта система прекратила существование, продемонстрировав свою недееспособность. Уровень подготовки учащихся снижался. Их ответственность за результаты обучения уменьшалась прежде всего потому, что им было не под силу без объяснения учителя выполнять задания.

В 50-х годах ХХ века в США появилась новая система обучения, разработанная профессором педагогики Л. Трампом, получившую название плана Трампа. Суть плана Трампа заключалась в том, чтобы максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью трех форм учебного взаимодействия учителя с учащимися: индивидуальной работы, работы с группами учащихся (10-15 человек), лекционных занятий с использованием технических средств для больших групп (100-150 человек). На занятия в больших группах отводилось 40% учебного времени, на работу в малых группах -20%, на индивидуальную работу - 40%. Классы как группа с постоянным составом учащихся отменялись, состав малых групп постоянно менялся.

Кроме механического переноса системы обучения в высшей школе в среднем план - Трампа реализовал принцип индивидуализации, который заключался в предоставлении ученикам определенной свободы в выборе содержания и методов обучения.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что в настоящее время по плану Трампа работают только некоторые частные школы, а в массовых школах используют отдельные его элементы, в частности преподавания группой (бригадой) педагогов одной учебной дисциплины (один читает лекцию, другие проводят семинары), организацию самостоятельной работы учащихся в малых группах.

Основным недостатком плана Трампа является отказ от управления учителем учебной деятельностью учащихся и сведения деятельности педагога только для выполнения функции консультанта [3].

Итак, история развития организационных форм обучения свидетельствует о попытках усовершенствовать классно-урочную систему обучения за счет индивидуализации и дифференциации обучения.

Литература:

1. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. - Изд-во Краснояр. ун-та. - 1984. - С. 84

2. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. - М.: УРАО, 2013.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб: Питер, 2015.

4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики. - М., Просвещение, 1982 г.

5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. 284-300.

6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2009.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2015. - С. 12.

8. Чередов И.М. Формы учебной работы и проблемно-поисковые методы обучения как условия развития активности и самостоятельности личности / И.М. Чередов // Формы обучения как условия развития активности и самостоятельности личности учащихся: материалы науч.-практ. конф. / Ом. гос. пед. ун-т. - Омск, 2000. - С. 6.

9. Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - Издание: Харвест, 2016. - 416 с.

Педагогика

УДК 37.03.37.032

аспирант кафедры теории и технологии социальной работы Панина Евгения Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГА

Аннотация. В статье рассматривается процесс развития человека, накопление опыта, выстраивания отношений с окружающей действительностью. Изучение позиции человека, условия его развития. Расшифровка содержательной части позиции «иметь» и позиции «быть». Традиционное воспитание человека. Состав жизненной позиции человека. Профессия «человек-человек». Этическая, моральная и нравственная, и духовная составляющие в позиции человека. Понятия «содержательная этика» и «формальная этика» и их содержание. Перечень позиции человека: позиция моральная, нравственная, духовная и их содержательная составляющая. Рассмотрение функции этической позиции: самопонимание, самореализация, самоутверждение, саморазвитие, самооценка. Внутренняя связь человека с окружающим миром и раскрытие эмоциональной позиции. Специфика человеческих эмоций. Эмоциональное переживание человека. Определение понятия «эмоции». Нарушение норм морали и несоответствие поведения нормам общества. Определение понятий «стыд», «совесть». Духовность человека регулируется эмоциональным компонентом - состраданием. Уровни становления этической позиции человека: дезадаптация, идентификация, индивидуализация, социализация, интеграция. Достижение в работе над собой, своим поведением уровня интеграции, то процесс развития его не завершается он усовершенствуется, а изменяется характер психологической помощи со стороны специалистов. Ценностная ориентация человека.

Ключевые слова: человек, личность, этика, мораль, нравственность, духовность, этическая позиция, самопонимание, самореализация, самоутверждение, саморазвитие, самооценка, эмоции, стыд, эмпатия, идентификация.

Annotation. The article examines the process of human development, the accumulation of experience, building relationships with the surrounding reality. Studying the position of a person, the conditions for his development. Deciphering the content of the position "to have" and the position "to be". Traditional education of a person. The composition of a person's life position. The profession is "man-man". Ethical, moral and moral, and spiritual components in the position of a person. The concepts of "content ethics" and "formal ethics" and their content. The list of a person's position: moral, moral, spiritual position and their content. Consideration of the function of an ethical position: self-understanding, self-realization, self-affirmation, self-development, self-esteem. The internal connection of a person with the outside world and the disclosure of an emotional position. Specificity of human emotions. Emotional experience of a person. Definition of the concept of "emotion". Violation of moral norms and non-conformity of behavior with the norms of society. Definition of the concepts of "shame", "conscience". A person's spirituality is regulated by the emotional component - compassion. Levels of formation of a person's ethical position: maladjustment, identification, individualization, socialization, integration. Achieving the level of integration in work on oneself, one's behavior, then the process of its development does not end, it is improved, but the nature of psychological assistance from specialists changes. Human value orientation.

Keywords: man, personality, ethics, morality, morality, spirituality, ethical position, self-understanding, self-realization, self-affirmation, self-development, self-esteem, emotions, shame, empathy, identification.

Введение. В процессе своего развития, человек приобретает навык общения и умение создавать отношения с окружающим миром. В ходе жизни происходит накопление опыты положительно или отрицательно сказывающийся на взаимоотношениях с миром и людьми. Происходит содействие в выборе своей индивидуальной системы преобладания персональных оценок к человеку и умышленно избирательных отношений человека к действительности.

Система индивидуального подхода - это позиция человека в окружающем мире.

Точка зрения человека (или его позиция) воспринимается как стержень (ядро), которое выполняет накопительную и направляющую функции, задает условия развития и является показателем «зрелости». Выбираю свою индивидуальную позицию, человек тем самым характеризует свои переживания и особенности восприятия окружающей действительности, а также задает характер реагирования на внешние воздействия [21.

Э. Фромм высказал свою научное мнение по двум противоположным жизненным позициям:

- позиция «иметь», по мнению ученого отвечает за содержательную составляющую смысла жизни человека и его отношения к своим потребностям «Я есть то, чем я обладаю», человек сосредотачивается на средствах существования;

- позиция «быть» отвечает за процесс проживания человеком своего взаимоотношения с окружающим миром и его результатом «Я есть то, что со мной происходит». Происходит проникновение в суть самой жизни [71.

Если сопоставить традиционное воспитание человека, то можно проследить как общество вкладывает в каждую личность свое «ядро», а личность раскрывает свое содержание за счет своих социальных и культурных ценностей, соответственно человек формирует свою позицию за счет другого человека и группы людей [141.

Именно жизненная позиция, которая включает нравственные и этические основы человека важна для выбора своей будущей профессии, а именно для того чтобы занять место в профессии психолога где главный и ведущий предмет труда -это человек [41.

В профессии «человек-человек» важна устойчивость в общении и положительный эмоциональный заряд, способность понимать намерения, помыслы и настроения людей, а также быстро разбираться и находить общий язык с окружающими людьми.

Этическая составляющая при таком подходе находит свое отражение в накопление духовного начала и полноте своего существования. Этический компонент находит свое отражение в моральных принципах человека, нравственности и духовности [20].

Изложение основного материала статьи. Анализ этических представлений позволяет отличать проявление этих трех компонентов, т.е. моральную составляющую от нравственности и духовности человека. Эти компоненты выстраивают картину, по которой можно охарактеризовать человека с позиции индивидуального и личностного развития [191.

Мораль - нацелена на внешний эталон, принятую оценку общества. Этический компонент в моральном пласте изучается как этика со своими нормами, как система моральных мнений о нормах поведения в обществе. Содержательный компонент этического воспитания человека включает в себя восприятие и усвоение норм, изучение традиций народа, а также овладение системой уясненных правил и моделей поведения и запретов. Образ человека - это воплощение ожиданий социума с набором культурных ценностей. Результатом этого компонента является подстраиваемое поведение каждого человека под конкретную ситуацию.

Нравственность - это проявление скрытого смысла вещей и событий жизни. Этический пласт открывает скрытые побудительные намерения человека и его культуру поведения. Проблема нравственности или проблема поиска начала закладывает основу поиска смысла. В ходе своей жизни практически каждый человек находит «себя» или стремится к этому, воплощает свои способности в различных сферах деятельности, что является показателем его жизненных ценностей. Так как с рождения природа закладывает в каждую персону свои индивидуальные характеристики, которые находят свои проявления в процессе всей жизни человека, именно они помогаю людям оценивать свое поведение и поведение своего окружения, проявлять свою уникальность или неповторимость - это и есть то самое индивидуальное, «сиять» за счет своего внутреннего стержня. Смысл данного понятия находит свое отражение и в характере общения с окружающим миром.

Духовность - это вектор, нацеленный на оценочную характеристику окружения. Присутствие в человеке желания двигаться вперед и находить новые ценности - это и есть оценочное отношение к обществу и к людям, понимание важности определенных моментов в его жизни [101.

М. Шелер и Н. Гартман в своих трудах изучали содержательный компонент этики, немецкий ученый И. Кант раскрывал сущность формальной этики. Содержательная характеристика этого понятия заключается в поиске жизненной проблемы и ее решения в определенной сфере деятельности. Суть учения сводится к тому, что человек при решении своих проблем должен опираться на свои индивидуальные возможности и способности, именно при этой оценки происходит зарождение этического компонента [51.

Завершая рассмотрение трех компонентов, нужно отметить роль человека в них:

- роль человека, как состоявшаяся личность в обществе с принятыми нормами поведения - это мораль;

- роли человека руководствующаяся своими индивидуальными смысловыми взглядами - это нравственность;

- роль человека, как субъекта общества - это духовная.

Эмоциональный компонент в его проявление играет важную роль в жизни человека. Человек выстраивает свое взаимоотношение с окружающим миром за счет эмоций, которые могут быть как положительными, так и отрицательными [81.

В.К. Вилюнас, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров внесли мысль о том, что эмоциональный компонент генетически первичен в своем проявление по отношению к интеллекту и воле человека.

Л.М. Архангельский, И.С. Кон высказали мнение об эмоциях как необратимую связь разума с эмоциями [61.

Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев описывали эмоциональное проявление - как феномен межличностного общения, общественного настроения [11.

Специфика человеческих эмоций состоит в отражении его отношения к определенным предметам и явлениям окружающей действительности. В связи с особенностью проявления разных эмоциональных переживаний человека отражается в становлении различных этических позиций человека [161.

Только в процессе переживания той или иной эмоции человек может познать и приобрести ценностный характер и выработку смысла той или иной сферы деятельности человека.

Эмоции - это путь к человеку, это замок которые можно открыть при определенном усилии достичь цели, тем самым помочь человеку раскрыть проблемные сферы его жизни, дать ему шанс научиться ценить свои личностные особенности.

Каждый человек стремится избежать данную эмоцию, это проявляется в стремление человека самосовершенствоваться, приобретать знания, умения необходимые человеку. Нужно сделать акцент на том, что стыд связан с порогом чувствительности и проявляется в отношении человека к мнениям и оценки со стороны других людей [18].

Стыд - это фиксируемая точка в работе психолога, которая позволяет обращать внимание на собственные поступки и дает возможность человеку развивать самокритичность, самосознание и самоконтроль. Стыд - рефлектирующая эмоция [12].

Хочу обратить внимание еще на одно понятие «совесть» - это набор мнений и опыта человека, который накопился в процессе его жизни, что помогает ему отличить добро от зла. Совесть - это форма человеческого осознания своих действий и поступком в окружающей действительности [9]. Совестливый человек старается избегать поступков, которые в последствии могли бы его озадачить в смысловом их совершении. Совесть находит себя в несоответствии человеческого поступка его смыслу.

Человек с духовным началом умеет контролировать свои эмоции, может проявлять сострадание к другим людям. Именно внимательность к окружающим людям заставляет человека проявлять ответные эмоции на конкретные события.

Многие ученые из сферы психологии сострадание изучали вместе с эмпатией, именно эти две эмоции помогают людям понимать друг друга и быть устойчивей к чужим переживаниям [3].

Особое внимание нужно обратить на то, что, когда человек по нормам общества совершает отрицательный поступок в его мозг поступает ответный сигнал, это «стыд» или «совесть». Положительные действия в основном базируются на каким-то стимуле, который мотивирует человека к совершению поступка или на сострадание.

Этическая позиция человека находит свое завершение в содержательной характеристике сострадания, а вот стыд или совесть являются начальным пластом этой позиции [13]. Аналогично в структуре этической позиции человека «духовность» - вершина, а «мораль» и «нравственность» - ее основания [17].

Уровни становления этической позиции человека:

- дезадаптация (спонтанность);

- подчинение;

- индивидуализация (гармония в отношениях с окружением);

- социализация (ценностное самоутверждение в обществе);

- интеграция (самодостаточность, зрелая идентичность) [15].

Когда человек достигает в работе над собой, своим поведением уровня интеграции, то процесс развития его не завершается он усовершенствуется, а изменяется характер психологической помощи со стороны специалистов [11]. Важно достичь эту ступень развития личности, проживая с ним всех эмоций, которые способствуют выработке определенных личностных качеств, смысловой составляющей, благоприятного эмоционального компонента, что должно находить отражение в проступках человека, а главное в его ценностных ориентирах двигаться дальше.

Профессия психолога относится к типу профессий «человек-человек», это люди, которые на своем рабочем месте общаются друг с другом и с людьми, которые пришли к ним за консультацией, поэтому главная профессиональная цель заключается во взаимодействии с миром. Ведущий предмет труда - это человек, где важна устойчивость в общении и положительный эмоциональный заряд, способность понимать намерения, помыслы и настроения людей. Этическая составляющая при таком типе профессии находит свое отражение в моральных принципах человека, нравственности и духовности.

Психолог - человек, у которого должна быть сформирована своя жизненная позиция, которая включает позицию морали, нравственности и духовности, а также их взаимосвязь с индивидуально-личностным становлением человек, где главный компонент - это эмоциональность. А эмоции - это канал, по которому психолог может проникнуть в ценностную и смысловую сферу человека. Эмоции с разной полярностью помогают психологу переживать или довольствоваться нормами поведения человека в обществе.

Выводы. При рассмотрении особенностей работы психолога нужно в первую очередь отметить, что она основывается на содержательных компонентах, которые находят свое проявление в ценностях, принятых обществом, так и каждым человеком отдельно.

Результативными показателями работы психолога являются: стремление человека развиваться для достижения своих жизненных целей, проявления в деятельности и в других сферах своей индивидуальности, нахождения правильного контакта с людьми. Важную роль играют условия при которых работает психолог тем самым он сохраняет свой профессиональные качества, справедливо ведет себя по отношению к людям с которыми он сотрудничает.

Литература:

1. Айториева А.К., Семчук Н.М. Этическое воспитание как часть экологического образования // Успехи современного естествознания. - 2005. - URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/viewid=7994.

2. Борытко Н.М. Этическое воспитание: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических вузов. -Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. - 32 с.

3. Гапоненко С.А. Диагностика и условия развития психологической компетенции преподавателя педагогического колледжа: Дис. канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1999. - 209 с.

4. Лумпиева Т.П., Волков А.Ф. Поколение Z: психологические особенности современных студентов. - URL: http://ea.donntu.org:8080/handle/123456789/21748

5. Митрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. - Издательство: Москва, 1990.

6. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. - №1, 2015.

7. Фромм Э. Здоровое общество. В кн.: Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. - М.: Юристъ, 1995.

8. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений. - URL: https://www.psycho.ru/library/2581

9. Шеллинг Ф.Б. Лекции о методе университетского образования. - СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2009. - С. 352.

10. Borneman J. and Hammoudi А. Being there: The fieldwork encounter and the making of truth (Berkeley: University of California Press, 2009)

11. Benatar S.R. «Global health and justice: Reexamining our values» Bioethics 27/6 (2013), pp. 297-304.

12. Beyrer С. and Kass N.E. «Human rights, politics, and reviews of research ethics» Lancet 360 (2002), pp. 246-251.

13. Chierici R. «Falling into fieldwork: Lessons from a desperate search for survival» in A. McLean, and A. Leibing (eds), The shadow side of fieldwork: Exploring the blurred borders between ethnography and life (Oxford: Blackwell, 2007), pp. 204-218.

14. Hunt M.R. and Godard B. «Beyond procedural ethics: Foregrounding questions of justice in global health research ethics training for students» Global Public Health 8/6 (2013), pp. 713-724.

15. Han C. «The difficulty of kindness: Boundaries, time, and the ordinary» in V. Das, M. D. Jackson, A. Kleinman, and B. Singh (eds), The ground between: Anthropologists engage philosophy (Durham, NC: Duke University Press, 2014).

16. Kleinman A. «Four social theories for global health», Lancet 375/9725 (2010), pp. 1518-1519.

17. Malkki L.H. The need to help: The domestic arts of international humanitarianism (Durham, NC: Duke University Press, 2015), p. 53.

18. Redfield P. «The impossible problem of neutrality» in E. Bornstein and P. Redfield (eds), Forces of compassion: Humanitarianism between ethics and politics (Santa Fe, NM: School for Advanced Research Press, 2011), pp. 53-70.

19. Simon C. and Mosavel M. «Getting personal: Ethics and identity in global health research» Developing World Bioethics 11/2 (2011), pp. 82-92.

20. Stover E. and Weinstein H. «Health, human rights, and ethics» Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics 10/3 (2001), pp. 335-335.

Педагогика

УДК 378:14

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); кандидат технических наук, доцент кафедры общевоенных дисциплин Скляров Владимир Петрович

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар);

преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Паленый Андрей Владимирович

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ АНАЛИТИКИ, ОТЧЕТНОСТИ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация. В данной статье представлены обобщенные данные, характеризующие такую актуальную проблему в современных образовательных реалиях, как расширение спектра возможностей для получения эффективной обратной связи в процессе обучения в вузе за счет учебной аналитики, учебной отчетности и системного мониторинга, что позволит учесть ключевые векторы развития интерактивной образовательной среды через понимание алгоритма построения системного подхода к учебной аналитике в рамках учебного заведения, а также за счет решения проблемы постоянного устаревания отчетности относительно скорости развития цифровых технологий.

Ключевые слова: учебная аналитика, учебная отчетность, цифровой след, педагогический процесс, инновационные образовательные технологии, форматы обучения, лонгриды, образовательные траектории, онлайн-курсы.

Annotation. This article presents generalized data characterizing such an urgent problem in modern educational realities as expanding the range of opportunities for obtaining effective feedback in the process of studying at a university through educational analytics, educational reporting and system monitoring, which will allow taking into account the key vectors of the development of an interactive educational environment through understanding the algorithm for building a systematic approach to educational analytics within an educational institution, as well as by solving the problem of constant obsolescence of reporting on the speed of development of digital technologies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: educational analytics, educational reporting, digital footprint, pedagogical process, innovative educational technologies, learning formats, long reads, educational trajectories, online courses.

Введение. Аналитика и отчетность - это обратная связь от учебного процесса к контролирующим структурам системы образования, но также это дополнительные сведения для исследователей, и для абитуриентов, которые выбирают вузы для своей индивидуальной образовательной траектории. Обусловлена потребность изучения аналитических данных не только цифровизацией образования, но и теми вызовами, которые ставит время и целевая аудитория нового формата, в связи с недостатком информации, получаемой визуально. Если не уделить этой проблеме должного внимания, то неизбежно будет потерян контакт со студентами, исчезнут возможности для мониторинга их активности, успеваемости, а эти драйверы, в свою очередь, сопряжены с высоким риском потери качественного образования в целом.

В настоящее время повышение качества образования может осуществляться за счет широкого использования студентами, преподавателями, руководителями образовательных программ, рекомендательных и поддерживающих сервисов, способствующих эффективности обучения студентов по индивидуальным образовательным траекториям, их мотивации и сохранению контингента.

Изложение основного материала статьи. Все созидательные процессы в инновационной образовательной среде так или иначе сосредоточены вокруг студентов, их образовательной активности, их желаний, проектной деятельности, адаптивных индивидуальных образовательных траекторий. В этом многоликом полифункциональном процессе задействовано большое количество участников (студенты, преподаватели (возможно, они же авторы и разработчики курсов), тьюторы, руководители образовательных программ, администрация, отслеживающая уровень качества обучения и др., которые своими общими усилиями пытаются реализовать идею академической мобильности. Студенты, проходя по пути освоения образовательных программ, обучаясь на различных модулях, у различных преподавателей, в различных системах.

Очевидно, что для каждого участника образовательного процесса должен быть свой набор показателей, свои типы данных, на основе которых рассчитываются показатели эффективности. Всем участникам образовательного процесса нужна обратная связь. Для преподавателей, например, важен мониторинг активности студентов на курсах, важен критерий качества образовательного ресурса, который он использует в процессе обучения, и для него важно, чтобы студенты равномерно занимались и пришли к требуемому результату обучения. Следовательно, для преподавателей актуализируется мониторинг активности, равномерности, успеваемости, академической мобильности и удовлетворенности.

Для авторов и разработчиков курсов важно, чтобы курсы были эффективными, чтобы они активно использовались на других образовательных платформах, чтобы контрольно-измерительные материалы в курсе были качественными, чтобы они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.