Научная статья на тему 'ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ'

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1507
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ФОРМА / КЛАССНО-УРОЧНАЯ ФОРМА / МАНГЕЙМСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА ПЛАН ТРАМПА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Светлана Александровна, Пурдина Елена Игоревна

В статье «Возникновение, развитие и совершенствование форм организации процесса обучения» показаны основные формы организации процесса обучения их развитие и совершенствование, показано что организационные формы влияют на ход и результат обучения и способствуют его успешности. Возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных форм обучения связано с требованиями общества к образованию. Рассмотрено понятие «форма». Особое внимание в статье уделено проблеме совершенствования форм организации обучения, представлены достоинства и недостатки этих форм организации обучения. Сделан анализ форм организации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE, DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF FORMS OF LEARNING

The article "The emergence, development and improvement of forms of organizing the learning process" shows the main forms of organizing the learning process, their development and improvement, it is shown that organizational forms affect the course and result of learning and contribute to its success. The emergence, development, improvement and gradual withering away of certain forms of education is associated with the requirements of society for education. The concept of "form" is considered. Particular attention in the article is paid to the problem of improving the forms of training organization, the advantages and disadvantages of these forms of training organization are presented. The analysis of the forms of organization of the learning process is made.

Текст научной работы на тему «ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ»

- соответствие мышления обучаемых в учебном процессе объективной логике реальной жизни и др. [2, С. 99].

Задача образовательных технологий состоит в том, чтобы обучать, поддерживать и повышать познавательную активность, которая может быть достигнута посредством образовательных воздействий, нацеленных на учащихся [5, С. 97].

Что касается проблемного обучения, то в его контексте познавательная деятельность учеников превращается, с одной стороны, в одну из важнейших задач, а с другой стороны, в один из необходимых элементов образовательного процесса, без которого процесс обучения проблем немыслим.

Итак, в процессе решения проблемы педагог (преподаватель высшей школы) должен стараться увлечь обучающихся (учащихся, студентов) проблемой и процессом её решения, применяя мотивы самореализации, конкуренции, создания максимума положительных эмоций (удивление, радость познания, успех в процессе освоения учебного материала и познания действительности) [4].

Преподаватель должен быть терпимым к ошибкам, допущенным учениками при попытке найти собственное решение, а также к невозможности сформулировать, обосновать и (или) защитить свою позицию, свою точку зрения. Поскольку это с самого начала имеет решающее значение в глазах учеников, оно может повысить их образовательную активность, если они будут развивать и подчеркивать свою значимость, укреплять уверенность в себе и в своих принятых решениях [4, С. 85].

Чтобы развить творческий подход, учитель не должен допускать формирования конформного мышления, то есть ориентации на мнение большинства, поощрения неправильного поведения, а должен стремиться проявить интерес к проблеме, стимулировать его самостоятельный выбор целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения.

Основная задача современной образовательной политики - это создание условий для достижения школьниками таких результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.

В соответствии с этим было проведено исследование - опрос среди учеников старших классов. В данном эксперименте опрошенные сравнивали проблемное и традиционное обучение и выявляли, что более интереснее проблемная технология, которая заставляет думать и мыслить логически.

В ходе данного опроса, было выявлено, что и у одного и у другого вида обучения есть свои достоинства и недостатки. Но, задав конкретный вопрос: «Какой вид обучения вы выберете для более эффективного развития в теории и практике?» Большинство из учащихся выбрали проблемное обучение, они считают, что именно оно поможет им достичь нужных высот.

Выводы. Из сказанного выше, можно сделать вывод, что проблемное обучение все же наиболее эффективный способ для получения умений и навыков, с помощью которых человек может реализоваться в будущем. Проблемное обучение хотя и длительно во времени, но помогает решать проблемные вопросы, встающие перед школьниками в дальнейшей жизни. Они уверенно чувствуют себя участниками учебного сотрудничества, критически мыслящими людьми, где все умения и навыки применяются в тесной связи с их активными действиями. Опираясь на свой опыт и умения, они ищут решение новой проблемы, что побуждает их к поиску новых знаний. Это, в свою очередь, и есть развитие творческого мышления. Можно смело сказать, что такой вид обучения способствует личностному развитию, творческому мышлению, развитие способности к самообучению, развитию навыков самостоятельной работы.

Литература:

1. Ангеловски К.В. Учителя и инновации. - М., 2019. - 189 с.

2. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М: Академия, 2017. - 430 с.

3. Беспалько В.П. Новые педагогические технологии. - Мн.: Амалфея, 2015. - 397 с.

4. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., Академия, 2018. - 453 с.

5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - СПб.: Педагогический центр «Эксперимент», 2015. - 480 с.

6. Куриленко Л.В. Система индивидуально-личностного развития школьника: сущность и перспективы \\ Педагогика и психология. - 2017. - С. 89-93.

7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. - М., Просвещение, 2017. - 280 с.

8. Понурова Г. А. Проблемный подход в средней школе. - М., 2018. - 262 с.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии в средней школе. - М.: Дашков и К, 2018. - 380 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Павлова Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор); кандидат педагогических наук Пурдина Елена Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» (г. Москва)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье «Возникновение, развитие и совершенствование форм организации процесса обучения» показаны основные формы организации процесса обучения их развитие и совершенствование, показано что организационные формы влияют на ход и результат обучения и способствуют его успешности. Возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных форм обучения связано с требованиями общества к образованию. Рассмотрено понятие «форма». Особое внимание в статье уделено проблеме совершенствования форм организации обучения, представлены достоинства и недостатки этих форм организации обучения. Сделан анализ форм организации процесса обучения.

Ключевые слова: форма организации, индивидуальное обучение, индивидуально-групповая форма, классно-урочная форма, мангеймская система обучения, бригадно-лабораторная система, система план Трампа.

Annotation. The article "The emergence, development and improvement of forms of organizing the learning process" shows the main forms of organizing the learning process, their development and improvement, it is shown that organizational forms affect the course and result of learning and contribute to its success. The emergence, development, improvement and gradual withering away of certain forms of education is associated with the requirements of society for education. The concept of "form" is considered. Particular attention in the article is paid to the problem of improving the forms of training organization, the advantages and disadvantages of these forms of training organization are presented. The analysis of the forms of organization of the learning process is made.

Keywords: form of organization, individual training, individual-group form, classroom-lesson form, Mannheim training system, brigade-laboratory system, Trump's plan.

Введение. За время своего существования педагогами-методистами собран огромный опыт обучения детей. К единому мнению по данному вопросу ведущие педагоги так и не пришли. До сих пор ведется разработка новых форм обучения, проводится анализ существующих, с целью их усовершенствования.

Деятельностно-ориентированный подход требует нетрадиционного взгляда на организацию учебного процесса в школе нашего времени. Современный человек должен обладать высоким уровнем знания и быть широко эрудированным. Эти знания даются всей совокупной системой учебно-воспитательного процесса. Но в современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Формирование качеств личности - это требование и условие научно-технического и социального прогресса. В нынешних условиях только развивающее обучение способно обеспечить активную умственную деятельность ученика, выработать у него умение сопоставлять, сравнивать, обобщать, ориентироваться в новых обстоятельствах. Научная теория процесса развивающего обучения включает в себя разработку таких приемов и средств организации познавательной деятельности учащихся, которые смогут обеспечить эффективное усвоение ими знаний, умений, навыков и формирование способностей.

Основной целью исследования является выявление таких форм организации процесса обучения, которые обеспечивают условие полноценного развития личности учащихся в современной школе.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

- рассмотреть понятие, сущность форм организации обучения и исторических аспектов их использования;

- проанализировать организационные формы урока в учебном процессе.

Изложение основного материала исследования. Чтобы обеспечить развитие познавательной самостоятельности, творческих способностей учащихся, необходимо уделять внимание не только количеству полученных ими знаний, а и процессу их усвоения. Педагог должен не только учить, но и активно влиять на учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся - это система действий педагога, которая создает стимулы, побуждающие учащихся активно включаться в работу по овладению учебным материалом.

Формы обучения исследованы многими педагогами, такими как, В.К. Дьяченко [1], И.М. Чередов [8], В.А. Сластёнин [5] и т.д. Благодаря проведенным исследованиям, возникло разнообразие взглядов на понятие форм организации учебного процесса, эффективность их применения. В процессе обучения и его организации прослеживается чёткая направленность на реализацию ведущих компонентов содержания образования: знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Умелый выбор формы процесса обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.

Содержание образования становится индивидуальным опытом личности только в процессе его собственной активной деятельности, которая должна быть рационально организована и проходить в тех или иных организационных формах.

Форма (лат. Forma) - внешний вид, внешнее очертание. В науке понятие «форма» рассматривается с точки зрения лингвистики и философии. В словаре С.И. Ожегова понятие «форма» трактуется как вид, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием. В «Философской энциклопедии» понятие «форма» определяется как внутренняя организация содержания, тем самым отражая внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов определенных явлений, как между собой, так и с внешними условиями.

Форма обучения - это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен содержанием обучения, методами, приемами, средствами обучения и видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения является собственно внутренней организацией содержания, которым выступает процесс взаимодействия, общения субъектов обучения в процессе работы с определенным учебным материалом. То есть под формой обучения понимают конструкцию интервалов, циклов процесса обучения, реализуемых в сочетании с управленческой деятельностью педагога и управляемой учебной деятельностью учащихся, по усвоению содержания учебного материала и овладения способов деятельности [7].

Методы и формы обучения - это способы упорядочения учебной деятельности, касающиеся соответственно ее внутренней и внешней сторон. Если метод - это ответ на вопрос: «Что сделать для достижения учебных целей?», То форма - это ответ на вопрос: «Как сделать?». То есть метод больше связан со средствами деятельности, а форма - с условиями (количеством субъектов обучения, времени и месту ее осуществления).

Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации педагогом содержания, средств и методов обучения. Результатом такого взаимодействия является усвоение субъектами обучения знаний, умений и навыков, развитие их психических процессов и качеств личности, а также профессиональное самосовершенствование педагога.

Итак, форма обучения - это внешняя сторона организации учебного процесса, отражает способ организации деятельности учащихся и учителей, который осуществляется в определенном порядке и режиме, и зависит от количества учеников, характера взаимодействия субъектов учебного процесса, уровня самостоятельности, специфики педагогической деятельности.

В педагогике используют два понятия, содержащие слово «форма»: форма обучения и форма организации обучения. Природа форм обучения является общественной. В ее основе лежат разнообразные и многогранные формы человеческого общения, которые сложились исторически. Общение между людьми, как известно, осуществляется в следующих четырех структурах: опосредованное общение (через письменную речь) общение в паре; групповое общение; общение в парах сменного состава.

Применение этих четырех структур общения в учебном процессе дает четыре формы обучения: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Эти формы обучения лежат в основе любого обучения, поэтому их называют основными (базовыми) [7].

В течение нескольких веков в практике обучения использовали не четыре, а только три формы обучения: групповую, парную и индивидуальную. Эти формы называют традиционными, их используют во всех странах мира.

Форма организации обучения - это любой вид занятия - урок, предметный кружок, факультатив и т.д., которые отличаются составом учащихся, местом и временем проведения занятия, характером деятельности учащихся и учителя. Любое обучение, где бы оно ни происходило, спонтанно приобретает организационную форму. Формы организации обучения конструируются и используются для того, чтобы создать благоприятные условия для передачи знаний, умений, навыков, развития дарований, практических способностей и мировоззрения личности. Организационные формы влияют на ход и результат обучения и способствуют его успешности [3].

Возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных форм обучения связано с требованиями общества к образованию. В начале развития общества использовалось преимущественно индивидуальное

обучение как передача опыта от одного человека к другому. В процессе повседневного общения старшие учили младших. Сущность индивидуальной формы обучения заключалась в том, что учащиеся выполняли задания индивидуально в своем доме или доме учителя. Эта форма обучения была единственной в античном периоде, в Средневековье, а в некоторых странах широко использовалась до XVIII века. В форме репетиторства, индивидуальной работы она сохранилась и сегодня [6].

Преимуществом индивидуального обучения было то, что оно позволяло полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности человека, отслеживать его движение от незнания к знанию, своевременно корректировать этот процесс.

К недостаткам индивидуального обучения относят прежде всего его неэкономность, невозможность общаться и сотрудничать с другими людьми, что негативно отражалось, как считают исследователи, в процессе социализации субъекта обучения.

От XVII века значение индивидуального обучения уменьшается. С развитием общества и научного знания возникла потребность в образованных людях, вызвало необходимость замены формы индивидуального обучения индивидуально-групповой. Работая в группе с учениками разного возраста и разным уровнем подготовки, учитель преподавал материал одному ученику, давал ему задания для самостоятельной работы и переходил к другому ученику. Впоследствии группу начали комплектовать из учеников одного возраста и с примерно одинаковыми знаниями. В таком случае учитель мог работать одновременно со всеми детьми.

Развитие капиталистического способа производства в Европе, потребность в грамотных рабочих привели к необходимости такой формы обучения, которая бы давала возможность одному учителю учить одновременно значительное количество учеников.

Индивидуально-групповая форма обучения постепенно была заменена классно-урочной формой как одним из видов групповой формы обучения. Она появилась в XVII веке и свое оформление получила в книге «Великая дидактика» Я.А. Коменского, который, обобщив опыт передовых школ того времени, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся. Им был разработаны также признаки и принципы классно-урочной системы обучения. Признаками, которые ее характеризуют, являются [3]:

- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

- учебный процесс осуществляется в виде отдельных последовательных и взаимосвязанных частей (уроков);

- каждый урок посвящен одной учебной дисциплине;

- постоянное место и продолжительность занятий;

- стабильное расписание занятий.

Классно-урочная форма, по сравнению с индивидуальным обучением, имеет преимущества, в частности такие: четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; облегченное управление им учителем; постоянный воспитательное воздействие личности учителя на учащихся; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с большой группой учащихся; возможность взаимодействия учащихся между собой в процессе коллективного учебно-творческого труда; возможность чередования различных видов умственной и физической деятельности.

К недостаткам этой формы обучения относятся: ориентация учителя в обучении с большой группой преимущественно на среднего ученика, сдерживает развитие способностей у одаренных детей и создает трудности для слабых; осложнения в учете индивидуальных особенностей учащихся; невозможность осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися и тому подобное.

Кроме классно-урочной, в школе используют другие формы обучения, которые называют внеурочной, внеклассной. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружки и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение и другие.

Однако, несмотря на распространенность классно-урочной системы, наблюдаются активные попытки предложить другие формы группового обучения. Первую попытку модернизировать классно-урочную систему организации обучения сделали английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер в конце XVIII века. Так возникла модифицированная классно-урочная система организации обучения, которая получила название Белл-ланкастерской системы взаимного обучения. Ее суть заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем обучали тех, кто знал меньше их. Это позволяло одному учителю осуществлять массовое обучение. В то же время качество такого обучения было низким, поэтому эта система не получила распространения.

В конце XIX века приобрел актуальность вопрос индивидуализации обучения учащихся, имеющих различия в умственном развитии. В Европе г. Мангейм впервые была введена система обучения, которая была названа «Мангеймская». Она предусматривала распределение учащихся на четыре класса по уровню интеллектуального развития и уровнем подготовки: основные классы для детей со средними способностями; классы для малоспособных; вспомогательные классы для умственно отсталых детей; классы для способных учеников. Отбор в классы осуществляли на основе результатов психометрических исследований, характеристик учителей и экзаменов. Но эта система претерпела существенную критику. Исследователи отмечают, что она основывается на ложном представлении о решающем влиянии биопсихологических факторов на конечные результаты развития учащихся, умаляет влияние воспитательной деятельности на формирование личности ученика, не позволяет слабым ученикам достигать высокого уровня, не способствует созданию реальных условий для последовательного перехода учащихся в другой класс. В реальной педагогической практике идеи этой формы обучения воплощаются в виде создания специализированных классов, специализированных школ для одаренных детей, имеющих способности к углубленному изучению определенных предметов [4].

В начале XX века в Европе и США были апробированы многие системы обучения, направленные на обеспечение индивидуальной активной самостоятельной учебной работы учащихся. Самой известной из них является система индивидуализированного обучения, впервые использовала учительница Елена Паркхерст в г. Дальтон (США). В историю педагогики эта система вошла под названием Дальтон-план, нередко ее называют лабораторной системой обучения. Идея этой системы заключалась в переносе акцента в обучении на самостоятельную работу учащихся. Функции учителя сводились к предоставлению консультативной помощи учащимся, которые индивидуально работали над выполнением задач в лабораториях или мастерских.

К преимуществам Дальтон-плана относят то, что он позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу. В то же время, он мало способствовал систематическому овладению учащимися системы знаний, поэтому в педагогической практике не получил широкого использования.

Дальтон-план быстро распространялся в практике работы школ многих стран, но не смог прижиться ни в одной из них. В двадцатые годы XX века в нашей стране использовалась модификация Дальтон-плана, получившая название бригадно-лабораторной системы. Задача для изучения курса или темы получала группа (бригада) учащихся, которые самостоятельно

работали в лабораториях, затем коллективно отчитывались. Учитель давал им консультацию. Но относительно быстро (в 1932 году) эта система прекратила существование, продемонстрировав свою недееспособность. Уровень подготовки учащихся снижался. Их ответственность за результаты обучения уменьшалась прежде всего потому, что им было не под силу без объяснения учителя выполнять задания.

В 50-х годах ХХ века в США появилась новая система обучения, разработанная профессором педагогики Л. Трампом, получившую название плана Трампа. Суть плана Трампа заключалась в том, чтобы максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью трех форм учебного взаимодействия учителя с учащимися: индивидуальной работы, работы с группами учащихся (10-15 человек), лекционных занятий с использованием технических средств для больших групп (100-150 человек). На занятия в больших группах отводилось 40% учебного времени, на работу в малых группах -20%, на индивидуальную работу - 40%. Классы как группа с постоянным составом учащихся отменялись, состав малых групп постоянно менялся.

Кроме механического переноса системы обучения в высшей школе в среднем план - Трампа реализовал принцип индивидуализации, который заключался в предоставлении ученикам определенной свободы в выборе содержания и методов обучения.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что в настоящее время по плану Трампа работают только некоторые частные школы, а в массовых школах используют отдельные его элементы, в частности преподавания группой (бригадой) педагогов одной учебной дисциплины (один читает лекцию, другие проводят семинары), организацию самостоятельной работы учащихся в малых группах.

Основным недостатком плана Трампа является отказ от управления учителем учебной деятельностью учащихся и сведения деятельности педагога только для выполнения функции консультанта [3].

Итак, история развития организационных форм обучения свидетельствует о попытках усовершенствовать классно-урочную систему обучения за счет индивидуализации и дифференциации обучения.

Литература:

1. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. - Изд-во Краснояр. ун-та. - 1984. - С. 84

2. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. - М.: УРАО, 2013.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб: Питер, 2015.

4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики. - М., Просвещение, 1982 г.

5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. 284-300.

6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2009.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2015. - С. 12.

8. Чередов И.М. Формы учебной работы и проблемно-поисковые методы обучения как условия развития активности и самостоятельности личности / И.М. Чередов // Формы обучения как условия развития активности и самостоятельности личности учащихся: материалы науч.-практ. конф. / Ом. гос. пед. ун-т. - Омск, 2000. - С. 6.

9. Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - Издание: Харвест, 2016. - 416 с.

Педагогика

УДК 37.03.37.032

аспирант кафедры теории и технологии социальной работы Панина Евгения Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГА

Аннотация. В статье рассматривается процесс развития человека, накопление опыта, выстраивания отношений с окружающей действительностью. Изучение позиции человека, условия его развития. Расшифровка содержательной части позиции «иметь» и позиции «быть». Традиционное воспитание человека. Состав жизненной позиции человека. Профессия «человек-человек». Этическая, моральная и нравственная, и духовная составляющие в позиции человека. Понятия «содержательная этика» и «формальная этика» и их содержание. Перечень позиции человека: позиция моральная, нравственная, духовная и их содержательная составляющая. Рассмотрение функции этической позиции: самопонимание, самореализация, самоутверждение, саморазвитие, самооценка. Внутренняя связь человека с окружающим миром и раскрытие эмоциональной позиции. Специфика человеческих эмоций. Эмоциональное переживание человека. Определение понятия «эмоции». Нарушение норм морали и несоответствие поведения нормам общества. Определение понятий «стыд», «совесть». Духовность человека регулируется эмоциональным компонентом - состраданием. Уровни становления этической позиции человека: дезадаптация, идентификация, индивидуализация, социализация, интеграция. Достижение в работе над собой, своим поведением уровня интеграции, то процесс развития его не завершается он усовершенствуется, а изменяется характер психологической помощи со стороны специалистов. Ценностная ориентация человека.

Ключевые слова: человек, личность, этика, мораль, нравственность, духовность, этическая позиция, самопонимание, самореализация, самоутверждение, саморазвитие, самооценка, эмоции, стыд, эмпатия, идентификация.

Annotation. The article examines the process of human development, the accumulation of experience, building relationships with the surrounding reality. Studying the position of a person, the conditions for his development. Deciphering the content of the position "to have" and the position "to be". Traditional education of a person. The composition of a person's life position. The profession is "man-man". Ethical, moral and moral, and spiritual components in the position of a person. The concepts of "content ethics" and "formal ethics" and their content. The list of a person's position: moral, moral, spiritual position and their content. Consideration of the function of an ethical position: self-understanding, self-realization, self-affirmation, self-development, self-esteem. The internal connection of a person with the outside world and the disclosure of an emotional position. Specificity of human emotions. Emotional experience of a person. Definition of the concept of "emotion". Violation of moral norms and non-conformity of behavior with the norms of society. Definition of the concepts of "shame", "conscience". A person's spirituality is regulated by the emotional component - compassion. Levels of formation of a person's ethical position: maladjustment, identification, individualization, socialization, integration. Achieving the level of integration in work on oneself, one's behavior, then the process of its development does not end, it is improved, but the nature of psychological assistance from specialists changes. Human value orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.