Педагогика
УДК 316
кандидат педагогических наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Пашков Геннадий Николаевич
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар);
курсовой офицер-преподаватель, капитан Габрелян Агасык Восканович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар);
курсовой офицер-преподаватель, лейтенант Небыков Иван Александрович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар)
О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТА ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ И ГЛОБАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ
Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации проектов онлайн-обучения, и связанных с ней запросов со стороны образовательных организаций, целевой аудитории, социальных миссий современного социума в области инновационных образовательных технологий.
Ключевые слова: дистанционный формат обучения, сетевые университеты, Массовые Открытые Онлайн Курсы (МООК), интерактивный формат обучения, социальная миссия образовательных организаций, интеграция онлайн-курсов, педагогическая инноватика.
Annotation. The article deals with the problem of implementing online learning projects and related requests from educational organizations, target audiences, and social missions of modern society in the field of innovative educational technologies.
Keywords: distance learning format, network universities, Mass Open Online Courses (moocs), interactive learning format, social mission of educational organizations, integration of online courses, pedagogical innovation.
Введение. История внедрения дистанционного формата обучения знакома еще с 70-х годов прошлого века, когда активно популяризировалось образовательное телевидение и были организованы подготовительные курсы по различным учебным предметам: физике, химии, математике и т.д. Это были курсы для поступающих в вузы. Задания по просмотренным курсам публиковались в периодической печати. Это были задачи и разноуровневые по степени сложности задания, которые участник курсов отправлял на открытке. Заполнив в ней свои варианты решения.
Участники этого образовательного проекта набирали баллы, потом обязательно проводился очный тур, и все, набравшие определенное количество баллов, приезжали в вуз-организатор мероприятия. Главное условие такого формата работы заключалось в отчетности. На сегодняшний день актуализированы проекты, направленные на внедрение и совершенствование дистанционного формата обучения. Эта проблема на сегодняшний день особенно релевантна целям сетевых университетов. Сегодня технологии интернет активно развиваются, и спрос на интерактивный формат обучения неуклонно растет.
Изложение основного материала статьи. Мировые тенденции формата онлайн-обучения сегодня все чаще реализуются через массовые курсы. По данным статистики МООК, начиная с 2012 года увеличивается как количество массовых онлайн-курсов, так и количество слушателей. В настоящее время это примерно 120 млн. человек. Это происходит за счет динамичного развития таких предметных областей, как: компьютерные науки, анализ данных, бизнес. Незначительный рост наблюдается в математике, искусстве, здравоохранении и медицине [1].
Социальная миссия трендов сегодняшнего дня заключается в предоставлении доступа к онлайн-курсам для тех, у кого раньше не было такой возможности. Но по сути МООК эту миссию реализовать в полном объеме не могут. На курсы регистрируются, в основном, граждане из наиболее развитых стран. Есть еще и проблемный момент, связанный с отсевом записавшихся на онлайн-обучение. Эти данные встречаются в статистических отчетах таких крупных международных образовательных центров как Гарвард.
В России на онлайн-курсы, в основном, регистрируются граждане, имеющие высшее образование и работу. Уровень отсева при этом аналогичен зарубежному. Возникает вопрос относительно того, если МООК не является некой подрывной инновацией, которая полностью может изменить ландшафты в системе высшего образования, то, возможно, они нашли свою нишу, связанную с аутсорсингом онлайн-степеней? Существует статистика, подтверждающая факт роста таких программ. Годом бурного подъема МООК принято считать 2018 год, потому что в это время появился новый формат интеграции этих курсов в учебную деятельность вузов [2].
Сейчас насчитывается свыше 50 таких программ, и если посмотреть на ключевые платформы, которые сейчас выпускает МООК, то у них у всех сейчас уже есть онлайн-степени. Это обучение значительно дешевле, чем обучение на очных программах в вузах. По данным источника class-central.com, средняя стоимость обучения составляет примерно 20000 долларов. Онлайн-степени имеют ряд особенностей. В первую очередь, они ориентированы на студентов магистратуры, что составляет 84%, 12%-МВА и 4% -бакалавриат [3].
Серьезное значение имеет тематика, по которой они предоставляются. Большинство онлайн-степенней направлены на предметные области информационных технологий и бизнеса. Есть еще один проблемный аспект, о котором нельзя не сказать. Он связан с оценкой эффективности этих программ в глобальном масштабе. В России также есть кейс онлайн-степеней. Это две магистерских программы от МФТИ. Одна из них реализуется совместно с РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), и магистерская программа от ВШЭ (Высшей Школы Экономики) [4].
Есть еще один проблемный маркер-это жесткая конкуренция с традиционным бизнесом, который изначально уже реализует эту функцию. Поэтому возможны перспективные направления работы, связанные с использованием МООК частично или полностью в очном формате обучения.
Между вузом-провайдером и вузом-потребителем заключаются сетевые договоры, и эта тенденция также неуклонно растет. Это будет способствовать росту конкуренции между университетами, в том числе региональными и ведущими университетами, которые собственно и производят эти курсы. При всех этих прогрессивных тенденциях нельзя не сказать о том нереализованном потенциале, который очерчен в ходе внедрения этих масштабных проектов [5].
По результатам опроса, который проводился среди слушателей курса «Онлайн-преподаватель» на платформе Future-Learn в Открытом Университете Лондона, в ходе которого респондентам был задан вопрос, какая, по их мнению, технология оказывает или будет оказывать наибольшее влияние на образование, были получены следующие статистические данные: 35%-МООК, 24%-искусственный интеллект, 15%-онлайн-комнаты, 12%-виртуальная реальность, 7%-дополненная реальность, 4%-виртуальные миры, 3%-Facebook [6].
Резонно возникает вопрос, почему МООК настолько тяжеловесны по сравнению с другими вариациями? Потому что МООК связаны с большими целями образования. К ним относятся: расширение доступа к качественному образованию; предоставление гибких образовательных возможностей; повышение видимости вуза и укрепление бренда; привлечение новых студентов; интегрирование онлайн-курсов в учебный процесс; сокращение расходов и получение прибыли; экспериментирование с инновационной педагогикой; знание и опыт масштабирования.
В этом заключаются задачи университетов как организаций. С внедрением онлайн-курсов не все гладко. Есть еще достаточное количество сфер, эксплицированных в модификацию этих масштабных задач. Например, онлайн-курсы могут помочь людям с ОВЗ. Ни платформы, ни вузы не всегда делают все возможное для того, чтобы сделать эти курсы адаптированными под эту категорию пользователей.
Повышение видимости образовательной организации-это процесс конвертации для привлечения целевой аудитории. С одной стороны, это широкий охват, но, с другой стороны, необходимо исследовать, следующие позиции: есть ли у вузов бренд, как его измерить, укрепляют ли его онлайн-курсы?
Перспективным вектором является также привлечение студентов за счет широкого охвата слушателей, в том числе за счет выхода на иностранную аудиторию. Но для воплощения этого нужно выяснить, есть ли мотивация к поступлению в вуз? Почему поступающие выберут именно удаленный, а не ближайший вуз? Как отобрать кандидатов? Кто является лучшими? Те, кто имеют высокие результаты учебной деятельности, или те, кто полностью завершил обучение?
Обзор зарубежных и российских исследований, посвященных данной проблеме, свидетельствует о неготовности системы в целом к онлайн-обучению. Что собой представляет интеграция онлайн-курсов в традиционное обучение? С одной стороны, это компенсация кадрового дефицита, академическая мобильность, перераспределение нагрузки преподавателей, разработанные модели, и, безусловно, лучшая организация учебного процесса.
А с другой стороны, есть ряд проблем. Среди них: неготовность системы, отсутствие нормативного и финансового обеспечения (или незнание о нем), педагогическое несовершенство формата, профессиональные риски, например, увольнение.
Онлайн-обучение развивается, форсированное пандемией и карантином. Исчезнут ли в будущем школы и вузы и будем ли мы учиться онлайн с той же легкостью, с которой делаем покупки в интернете? Сам вектор перехода образования в «цифровой формат» стал лейтмотивом для пересмотра подходов к онлайн-платформам.
Текущий карантин показал, что школьная система образования не готова к новому формату. Вообще никто оказался не готов: детям сложно, учителям сложно, провайдеры не выдержали объема нагрузи. Однако, это «форсированное» развитие приведет к тому, что такое образование станет весомой альтернативной форме «офлайн», и полноценно встроится во все системы, дополнив традиционные. Например, раньше, чтобы выдавать школьные аттестаты, даже если процесс обучения идет дистанционно, нужно было иметь здание. Сейчас же начала появляться, подходящая для онлайн-формата, нормативная база.
Высшее и профессиональное образование - это всегда производная от экономики, школьное - отчасти от экономики, отчасти от общественных интересов. В будущем люди будут учиться больше, так как требования будут расти, и свободное время будет увеличиваться.
Через примерно 20 лет в школах, наверное, поменяются методики, они будут полноценно опираться на цифровые инструменты, но здания, расписание и классы останутся. Также увеличится вариативность: появятся школы, построенные в лесу, на воде, школы без учителей, самые разные. Этот процесс идет и будет только ускоряться. И вот в этой связи назреет вопрос о совсем новых навыках, являющихся как результатом, так и инструментом этих перемен в образовательной среде. Какие же наиболее востребованные навыки займут приоритетные позиции?
Если необходимость переучиваться совсем недавно носила весьма эфемерный характер, то надвигающийся кризис стал таким явным лейтмотивом и предиктором этих метаморфоз.
Например, в Яндекс-практикуме обучают IT-профессиям и регулярно смотрят на рынок труда, чтобы понять какие знания и умения эффективнее всего приводят к росту сотрудников.
Проанализировав 650 тыс. вакансий за последние три года, экспертам удалось увидеть и представить данные о том, что знание разговорного английского увеличивает зарплату почти на 20%. Стало понятно, что английский язык - один из самых востребованных навыков.
В вопросах перевода текста машина уже прекрасно справляется, и суть можно уловить, даже совсем не зная язык. Эту тенденцию увидели и со стороны работодателей - просто базовое знание английского в 2020 году никак не влияет на конкурентоспособность на рынке труда.
Реально важен только разговорный язык, то есть умение объяснить свою мысль, аргументировать позицию и задавать вопросы коллеге, партнерам, руководителю. С этим машинный перевод пока не умеет справляться, и еще далеко до красивой картинки из фильмов про будущее, когда речь автоматически переводится в процессе беседы.
Сегодня прогрессивно реализуются такие новые направления, как, например, - онлайн-сервис по изучению английского языка Флоу, в который инвестировано порядка 50 млн рублей, в разработку первой версии, исследования, создание методологии и экосистемы, которая помогает учиться.
Специалисты платформы «Яндекс-практикум» говорят следующее об этом проекте: «Сам продукт был задуман еще задолго до истории с пандемией, но так совпало, что релиз пришелся уже на разгар карантина. Мы понимали, что дальше упускать время и дорабатывать детали нельзя, необходимо выпускать его здесь и сейчас - многие люди сидят дома, переживают из-за работы. Образование в этой ситуации решает две задачи: помогает отвлечься и укрепить свои позиции на рынке».
Также, как и любой диплом не из ТОП-5 вузов, диплом онлайн-курса не дает никаких преференций при трудоустройстве. Поэтому, в первую очередь, студентам нужны портфолио выполненных ими проектов. Работодателям не нужны люди с богатым знанием теории, им нужны те, кто придет и с первого месяца работы начнет приносить пользу.
Выводы. Таким образом, на основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что онлайн-обучение - это инструмент решения задач, а не само решение. Поэтому развитие образовательных технологий должно быть включено в стратегию развития всей организации в целом, потому что это инструмент всего вуза, а не отдельно взятого подразделения. В структуре этого инструмента должен отражаться учет достижений ошибок предшественников, что позволит образовательным организациям сделать свои проекты более эффективными. Нужно обязательно проводить в организациях аудит, чтобы понять, какие именно задачи можно решать в формате онлайн-обучения.
Литература:
1. Куркина Д.В. Педагогический потенциал и проблемы онлайн-обучения // Вестник науки и образования. 2018. №11 (47). URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 28.02.2020).
2. Бабаева М.А., Смык А.Ф. Заочное обучение: исторический путь к моок // Высшее образование в России. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.03.2020).
3. Захарова У.С., Танасенко Кристина Игоревна Моок в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.04.2020).
4. Семенова Т.В., Вилкова К.А., Щеглова И.А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.05.2020).
5. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 1. С. 54-66.
6. Боцоева А.В., Гучетль С.К., Кульбит Ю.С. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 59-62.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель кафедра И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» Поняева Татьяна Анатольевна
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА
ОСНОВЕ LMS СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Выделены основные характеристики дистанционного обучения и факторы, влияющие на его развитие. Отмечается тот факт, что дистанционное обучение обеспечивает доступ к качественному непрерывному образованию. Автор рассматривает LMS систему управления обучением, которая применяется для образования в дистанционной формате, описывая ее основные преимущества. Представлен обзор одной из наиболее часто используемых платформ - объектно-ориентированная развивающая обучающая среда Moodle, на базе которой работают как зарубежные, так и отечественные вузы.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное образование, платформа Moodle, LMS система, система управлением обучением.
Annotation. The article deals with the current problem of organizing distance learning in higher education institutions. The main characteristics of distance learning and factors affecting its development are highlighted. It is noted that distance learning provides access to qualitative continuous education. The author studies the LMS learning management system, which is used for distance education, describing its main advantages. The article presents an overview of one of the most frequently used platforms - the object-oriented developing learning environment Moodle, which is used by both foreign and native universities.
Keywords: distance learning, e-education, Moodle platform, LMS system, learning management system.
Введение. Во многих странах мира в период ограничений, связанных с борьбой против распространения вируса COVID-19, реализовано дистанционное обучение. Согласно ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 в России создана образовательная среда, объединяющая электронные ресурсы информационного характера, с включением телекоммуникационных возможностей и использованием соответствующих технических средств. Такая среда обеспечивает возможность применения образовательных программ вне зависимости от места нахождения обучающихся и получила название «дистанционное обучение».
Дистанционное обучение включает в себя изучение курса без необходимости посещать занятия лично в высших учебных заведениях, независимо от направления специальности и учебного курса. Возможность учиться дистанционно дает студентам любого возраста возможность продолжить свое образование в