Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА ОСНОВЕ LMS СИСТЕМЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА ОСНОВЕ LMS СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЛАТФОРМА MOODLE / LMS СИСТЕМА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЕМ ОБУЧЕНИЕМ / DISTANCE LEARNING / E-EDUCATION / MOODLE PLATFORM / LMS SYSTEM / LEARNING MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поняева Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Выделены основные характеристики дистанционного обучения и факторы, влияющие на его развитие. Отмечается тот факт, что дистанционное обучение обеспечивает доступ к качественному непрерывному образованию. Автор рассматривает LMS систему управления обучением, которая применяется для образования в дистанционной формате, описывая ее основные преимущества. Представлен обзор одной из наиболее часто используемых платформ - объектно-ориентированная развивающая обучающая среда Moodle, на базе которой работают как зарубежные, так и отечественные вузы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поняева Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS BASED ON LMS SYSTEMS

The article deals with the current problem of organizing distance learning in higher education institutions. The main characteristics of distance learning and factors affecting its development are highlighted. It is noted that distance learning provides access to qualitative continuous education. The author studies the LMS learning management system, which is used for distance education, describing its main advantages. The article presents an overview of one of the most frequently used platforms - the object-oriented developing learning environment Moodle, which is used by both foreign and native universities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА ОСНОВЕ LMS СИСТЕМЫ»

Сегодня прогрессивно реализуются такие новые направления, как, например, - онлайн-сервис по изучению английского языка Флоу, в который инвестировано порядка 50 млн рублей, в разработку первой версии, исследования, создание методологии и экосистемы, которая помогает учиться.

Специалисты платформы «Яндекс-практикум» говорят следующее об этом проекте: «Сам продукт был задуман еще задолго до истории с пандемией, но так совпало, что релиз пришелся уже на разгар карантина. Мы понимали, что дальше упускать время и дорабатывать детали нельзя, необходимо выпускать его здесь и сейчас - многие люди сидят дома, переживают из-за работы. Образование в этой ситуации решает две задачи: помогает отвлечься и укрепить свои позиции на рынке».

Также, как и любой диплом не из ТОП-5 вузов, диплом онлайн-курса не дает никаких преференций при трудоустройстве. Поэтому, в первую очередь, студентам нужны портфолио выполненных ими проектов. Работодателям не нужны люди с богатым знанием теории, им нужны те, кто придет и с первого месяца работы начнет приносить пользу.

Выводы. Таким образом, на основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что онлайн-обучение - это инструмент решения задач, а не само решение. Поэтому развитие образовательных технологий должно быть включено в стратегию развития всей организации в целом, потому что это инструмент всего вуза, а не отдельно взятого подразделения. В структуре этого инструмента должен отражаться учет достижений ошибок предшественников, что позволит образовательным организациям сделать свои проекты более эффективными. Нужно обязательно проводить в организациях аудит, чтобы понять, какие именно задачи можно решать в формате онлайн-обучения.

Литература:

1. Куркина Д.В. Педагогический потенциал и проблемы онлайн-обучения // Вестник науки и образования. 2018. №11 (47). URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 28.02.2020).

2. Бабаева М.А., Смык А.Ф. Заочное обучение: исторический путь к моок // Высшее образование в России. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.03.2020).

3. Захарова У.С., Танасенко Кристина Игоревна Моок в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.04.2020).

4. Семенова Т.В., Вилкова К.А., Щеглова И.А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.05.2020).

5. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 1. С. 54-66.

6. Боцоева А.В., Гучетль С.К., Кульбит Ю.С. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 59-62.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедра И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» Поняева Татьяна Анатольевна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА

ОСНОВЕ LMS СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Выделены основные характеристики дистанционного обучения и факторы, влияющие на его развитие. Отмечается тот факт, что дистанционное обучение обеспечивает доступ к качественному непрерывному образованию. Автор рассматривает LMS систему управления обучением, которая применяется для образования в дистанционной формате, описывая ее основные преимущества. Представлен обзор одной из наиболее часто используемых платформ - объектно-ориентированная развивающая обучающая среда Moodle, на базе которой работают как зарубежные, так и отечественные вузы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное образование, платформа Moodle, LMS система, система управлением обучением.

Annotation. The article deals with the current problem of organizing distance learning in higher education institutions. The main characteristics of distance learning and factors affecting its development are highlighted. It is noted that distance learning provides access to qualitative continuous education. The author studies the LMS learning management system, which is used for distance education, describing its main advantages. The article presents an overview of one of the most frequently used platforms - the object-oriented developing learning environment Moodle, which is used by both foreign and native universities.

Keywords: distance learning, e-education, Moodle platform, LMS system, learning management system.

Введение. Во многих странах мира в период ограничений, связанных с борьбой против распространения вируса COVID-19, реализовано дистанционное обучение. Согласно ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 в России создана образовательная среда, объединяющая электронные ресурсы информационного характера, с включением телекоммуникационных возможностей и использованием соответствующих технических средств. Такая среда обеспечивает возможность применения образовательных программ вне зависимости от места нахождения обучающихся и получила название «дистанционное обучение».

Дистанционное обучение включает в себя изучение курса без необходимости посещать занятия лично в высших учебных заведениях, независимо от направления специальности и учебного курса. Возможность учиться дистанционно дает студентам любого возраста возможность продолжить свое образование в

выбранном ими учебном заведении не беря во внимание его удаленности от обучающегося. Гибкость является одним из ключевых преимуществ дистанционного обучения - возможность выбирать часы и место учебы является преимуществом для большинства людей, позволяя им приспосабливать свое образование к работе, семейной жизни или любым другим обязательствам, которые они могут иметь, а так же различным условиям социальной жизни и их физических возможностей. На протяжении многих лет происходило активное развитие дистанционного обучения в высших учебных заведениях, чему способствовало развитие информационных и компьютерных технологий. Многие академические дисциплины находятся на стадии разработки в связи с переходом на дистанционное обучение, однако стоит отметить, что сложившаяся ситуация, связанная с распространением вируса и введением режима самоизоляции, привела к активному развитию дистанционного образования в ВУЗах.

Крупные международные компании и высшие учебные заведения давно уже используют платформы дистанционного обучения. Этот способ образования помогает экономить ресурсы и время, необходимое для развития технологий. Промышленные предприятия-гиганты, такие как Microsoft, Apple Inc., Intel, Coca-Cola, Samsung, Cisco, IBM Toyota, General Electric и др., опираясь на мировой опыт использования технологий в процессе образования, выстраивают технологичное развитие получения новых знаний среди своих сотрудников и обучают новичков на много эффективнее, нежели при применении традиционных методик обучения [4].

Изложение основного материала статьи. При создании электронной образовательной среды не только внедряются передовые обучающие технологии, но и организуются условия для взаимного проникновения культур и социальных особенностей обучающихся, независимо от их географического местоположения, состояния их здоровья и связанной с этим мобильности передвижения [3, С. 4]. Еще одним преимуществом является международный обмен знаниями. Благодаря тому, что дистанционное обучение происходит из всех слоев общества и из любого уголка мира, онлайн-образование часто является невероятно глобальной и разнообразной средой, объединяющей студентов и преподавателей разных национальностей и способствующей межкультурным обменам, что открывает новые перспективы.

Дистанционный способ получения образования, в том числе, на индивидуальной основе, предоставляет учащимся высших учебных заведений получать возможности к приобретению конкурентоспособной профессии, физически не присутствуя на занятиях. Этот фактор обеспечивает доступ к качественному образованию, в том числе, для тех, кто в противном случае был бы лишен его [6].

В прошлом основная критика дистанционного обучения была сосредоточена на его неспособности конкурировать с поддержкой и интерактивностью, обеспечиваемыми традиционными формами проведения занятий (лекций и семинаров). Но с развитием методов онлайн-коммуникации и появлением возможности подключения к интернету во многих местах, качество дистанционного обучения постоянно улучшается.

Современные студенты при дистанционном обучении могут смотреть видео лекции, общаться с преподавателями и другими участниками курса с помощью форумов и мгновенных сообщений, а также загружать широкий спектр материалов для чтения и других ресурсов.

Для образования в дистанционной форме используются системы управления обучением (Learning Management System или LMS), характеризующиеся следующими возможностями:

- администрирование,

- мониторинг,

- документирование и предоставление учебного контента,

- контроль.

Для реализации основных функций LMS используются как сторонние приложения, так и встроенная система документооборота, применяемая внутри программы. Собрать воедино возможности системы и интегрированных в нее подсистем без использования непосредственно LMS - чрезвычайно трудоемкий и, зачастую, накладный процесс. Упрощая общение между участниками образовательной деятельности, использование базовых и надстроенных функций LMS гарантирует студентам, преподавателям и администраторам легкость совместной работы без дополнительных расходов.

Отметим главные преимущества применения системы управления обучением (LMS):

1. Быстрое обновление учебного материала по мере смены его актуальности;

2. Разные способы доступа к учебным материалам, позволяющие не останавливать процесс обучения;

3. Снижение использования бумажной продукции при обучении и его контроле, а также понижение субъективной роли преподавателя в процессе обучения и контроля;

4. Привлекательность обучения за счет удобства и невысокой стоимости благодаря использованию методов Интернет-маркетинга;

5. Доступность за счет использования при обучении мобильных устройств, позволяющих не привязываться к географическому положению обучающегося.

Таким образом, сегодня все более популярными для применения в дистанционном обучении становятся системы управления обучением (LMS). На фоне программ, основанных на простых неизменяемых HTML страницах, LMS обладают большим функционалом. Одна из часто используемых платформ - объектно-ориентированная развивающая обучающая среда Moodle (http://moodle.org), на базе которой работают мировые вузы. В данной системе управления обучением используются 40 разных языков мира, что позволяет применять ее в соответствии с задачами пользователей [7, P. 8].

Платформа обеспечивает преподавателям и их студентам доступ к обучающим материалам, информации, находящейся внутри системы и вне ее (доступной при помощи ссылок на внешние ресурсы), и возможности контроля результатов по различным предметам. Открытый исходный код LMS позволяет использовать и надстраивать систему под нужды каждой конкретной организации, в которой она применяется с целью улучшения образования студентов или сотрудников [2].

В 2002 году вышла начальная версия Moodle. Получив большую популярность во всем мире, данная образовательная среда претерпела изменения. В 2010 году разработчики представили Moodle 2.0, исправленную и дополненную новыми функциями, и всего в течение 2-3 лет система получила вторую волну устойчивого интереса. Развитие Moodle продолжается и по сей день, однако, среди «облачных» сервисов появляется все большее количество конкурентов, способных предложить аналогичные возможности студентам и преподавателям по всему миру.

Для вузов, оказывающих образовательные услуги на территории России, у системы управления обучением Moodle есть несколько неоспоримых достоинств. В первую очередь, это широкий спектр функций, русскоязычный интерфейс и бесплатное применение. Кроме того, открытый код программы позволяет адаптировать ее под использование в соответствии с целями учебного заведения. В Moodle можно спроектировать учебный курс, а в дальнейшем создавать новые задачи внутри него и эффективно управлять рабочими операциями при сохранении должной коммуникации обучающихся и преподавателей. Благодаря использованию встроенных информационных ресурсов упрощается создание учебного контента, который могут применять не только студенты вузов различных направлений, но и обучающиеся на курсах повышения квалификации, ученики школы при подготовке к школьным олимпиадам, а также преподаватели.

Среди недостатков LMS - невозможность применять систему без дополнительного обучения преподавателей, сложность регистрации, составление итоговой ведомости, отсутствие визуального контроля за процессом тестирования и небыстрая техническая поддержка [1].

Выводы. Организация учебного материала - важнейшая составляющая дистанционного обучения, реализованная в Moodle, благодаря следующим характеристикам:

• имеет простой и эффективный веб-интерфейс;

• дизайн является модульным и может быть легко изменен;

• рабочие модули используются во время занятий: форум, чат, рабочая тетрадь, опрос, профиль, уроки, глоссарий, тест, Scorm, опрос, Вики, семинар, а также дополнительные ресурсы в виде текста/вебстраницы/каталога);

• редактирование учетных записей (персональных данных, фотографии) осуществляется самими студентами;

• поддерживаются структуры курсов - например, «календарь», «форум», «тема»;

• курс можно защитить кодовым словом для ограничения доступа;

• любые изменения в курсе отображаются на первой странице курса, в том числе и произошедшие с момента последнего входа пользователя в систему;

• наличие встроенного редактора WYSIWYG Rich Text для работы практически со всеми текстами ресурсов, форума, блокнота;

• контроль оценок (из форума, рабочих тетрадей, тестов и заданий) осуществляется на одной странице и может быть выгружен в отдельный файл;

• доступен полный отчет о пользователе и его работе с системой и ее модулями (последняя запись, количество чтений, сообщений, заметок в блокноте);

• возможность настройки электронной почты для рассылок, форумов, рейтингов и комментариев преподавателей [5].

Для отслеживания успехов студентов система предоставляет инструменты контроля качества преподавания. В Moodle у каждого студента есть портфолио, включающее данные его активности: ответы, баллы и комментарии. Это помогает не только следить за посещаемостью и активностью обучающегося, но и собирать статистику по его онлайн-деятельности - скачиваниям, участию в викторинах, выполнению домашних заданий и т.п. На основе этих данных преподаватель может сделать выводы относительно подготовленности студента и предложить ему темы для дальнейшего исследования [8].

Несмотря на популярную форму взаимодействия «преподаватель-студент» через электронную почту, в системе Moodle могут быть размещены:

1. Учебные пособия, электронные справочники и дополнительная литература в электронном формате.

2. Онлайн или предварительно записанные лекции от преподавателей курса.

3. Виртуальные семинары под руководством преподавателя, где можно увидеть преподавателя по видеосвязи и/или услышать живой звук и взаимодействовать в режиме реального времени.

4. Доступ к сторонним, рекомендуемым видео- и аудиоматериалам, которые позволяют студентам учиться при помощи мобильного телефона, планшета или ПК.

Таким образом, в современных условиях высшие учебные заведения, предлагающие своим студентам курсы дистанционного обучения, гарантируют получение того же объема и стандарта материалов, что и в обычном аудиторном курсе. Однако, методы и форматы предоставления информации могут различаться в зависимости от целей и задач, которые каждый преподаватель ставит перед собой в работе с обучающимися. Неизменным остается лишь высокое качество преподавания и обучения.

Литература:

1. Белозёрова С.И., Чуйко О.И. Опыт применения LMS Moodle для создания и сопровождения учебных курсов // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1.; URL: http://science-education.m/m/artide/view?id=28448 (дата обращения: 20.05.2020).

2. Иванова П.О. Преимущества LMS Moodle в сравнении с другими системами обучения E-LEARNING // Вопросы методики преподавания в вузе. 2014. С. 219-223. С. 220.

3. Карпенко О.М., Абрамова А.В., Широкова М.Е., Басов В.А. Обзор средств организации электронного обучения и перспективы их развития // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 2 (92). С. 4-24.

4. Пигаль П.Б. Применение платформы Moodle для дистанционного образования в системе повышения квалификации. С. 77-78.http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/174626/1/77-78.pdf

5. Салыхова Д.Р. Organization of distance learning in Moodle // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 207-210. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16235/ (дата обращения: 20.05.2020).

6. Mümine Kaya Keleç, Selma Ayçe Ozel. A Review of Distance Learning and Learning Management Systems // Published: December 14th 2016.D0I: 10.5772/65222. Available from: https://www.intechopen.com/books/virtual-learning/a-review-of-distance-learning-and-learning-management-systems

7. Ying-Chen Lee, Nobuyoshi Terashima. A Distance Instructional System with Learning Performance Evaluation Mechanism: Moodle-Based Educational System Design// International Journal of Distance Education Technologies (IJDET).2012.10(2). https://www.igi-global.com/article/distance-instructional-system-learning-performance/65534.

8. Zulunov R.M., Tadlbaeva A.E. Blended learning in higher education using LMS Moodle // Образовательный процесс. №5 (16). 2019. C. 5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.