- предполагает целенаправленный выбор актуального содержания, наиболее эффективных форм и методов взаимодействия (интегрированных, интерактивных, информационных, др.), учитывающих потребности и интересы семьи;
- обеспечивает необходимую последовательность в работе с родителями, мобильность и согласованность в поиске альтернативных и конструктивных решений имеющейся проблемы;
- способствует формированию единой позиции педагогов и родителей по целям воспитания, паритетному распределению ответственности.
Выводы. В заключение исследуемой проблемы отметим, что достижение высокого уровня взаимодействия педагогов и родителей повышает конкурентоспособность ДОО в социальном и профессиональном окружении. Данное положение обуславливает особую роль управленческой и социальной компетентности руководителя в установлении правовых механизмов взаимодействия между семьей и ДОО, между педагогами и родителями на основе стратегии сотрудничества и партнерства [6, 7].
Профессионально организованный процесс взаимодействия педагогов с семьями воспитанников обеспечивает совместное выявление и решение проблем воспитания и развития ребенка. Результаты данного процесса можно определить такими показателями, как:
- вовлеченность родителей воспитанников в процесс воспитания и развития: повышение интереса к деятельности педагогов, увеличение характера вопросов по проблемам воспитания и развития ребенка, активное участие в совместных педагогических мероприятиях;
- понимание родителями необходимости единства требований и осуществления преемственности с педагогами по воспитанию и развитию детей: осознание роли семейного воспитания и значимости профессиональной деятельности педагогов, стремление к анализу опыта семейного воспитания, его тиражированию;
- общественное мнение родителей к воспитательно-образовательной деятельности педагогов: положительное отношение к педагогам и ДОО.
Литература:
1. Белинова Н.В., Фонарева О.В. Проектирование пространства эффективного сотрудничества дошкольной образовательной организации с социумом // Государственный советник. 2019. № 1 (25). С. 79-83.
2. Бичева И.Б., Гладкова Н.Н. Актуальность правового воспитания в дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2017. № 5 (29). С. 45-49.
3. Бичева И.Б., Гладкова Н.Н., Царева И.А., Каргина Е.В. Проектирование системы правового воспитания участников правовых отношений в дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 24-30.
4. Бичева И.Б., Муравьева И.А. Проблемы и особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2017. № 6 (30). С. 87-91.
5. Бичева И.Б., Муравьева И.А. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации // Детский сад от А до Я. 2017. № 6 (90). С. 48-56.
6. Бичева И.Б., Филатова О.М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 7. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/928
7. Бичева И.Б., Хижная А.В., Деревянко М.Д., Юферева М.А. Определение структуры социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации // Мир науки. 2018. № 5. С. 6.
8. Виноградова Н.Л. Взаимодействие индивида и общества: диалогический аспект // Вестник ОГУ. 2005. №10. Т. 1. С. 31-37.
9. Санникова А.С., Ханова Т.Г. Сотрудничество дошкольной организации с семьей и социальными партнерами // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С. 259-262.
Педагогика
УДК 378
кандидат психологических наук, доцент Боцоева Анна Владимировна
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар); заместитель начальника кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук, подполковник полиции Галкин Владимир Николаевич
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России)» (г. Волгоград); доктор исторических наук, доцент Титоренко Марина Федоровна ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар)
О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕРЕХОДА НА ФОРМАТ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: КОНТЕКСТ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается проблема перехода на платформы онлайн-обучения в современном вузе, проанализированы возможности и перспективы данной модернизации образовательной среды как факторы, детерминирующие инновационный формат педагогического процесса для всех его участников, в частности, и для всей образовательной системы, в целом.
Ключевые слова: дистанционный формат обучения, онлайн-обучение, онлайн-курсы, академическая мобильность, индивидуальные образовательные траектории, тьюторство, модели онлайн-обучения, независимый тестовый контроль.
Annotation. The article deals with the problem of transition to online learning platforms in a modern University, analyzes the opportunities and prospects for this modernization of the educational environment as factors that determine the innovative format of the pedagogical process for all its participants, in particular, and for the entire educational system as a whole.
Keywords: distance learning format, online learning, online courses, academic mobility, individual educational paths, tutoring, online learning models, independent test control.
Введение. Реалии сегодняшней образовательной среды в контексте запросов практики внедрения онлайн-обучения являются лейтмотивом пересмотра нормативных оснований и организационных моделей внедрения онлайн-курсов в поле педагогического процесса в вузах. Практика внедрения онлайн-технологий сегодня уже насчитывает богатый положительный опыт в крупных вузах и образовательных центрах страны. Инструментами, обеспечивающими успешность проектов, связанных с онлайн-обучением, могут быть следующие: во-первых, поддержка проектов развития университетов; во-вторых, развитие академической мобильности научно-педагогических работников и студентов; в-третьих, внедрение онлайн-образования; в -четвертых, грантовая поддержка научно-педагогических работников. Иллюстрируются плюсы, минусы, проблемные и перспективные векторы этой работы в масштабах федеральных образовательных проектов, которые на сегодняшний день начинают набирать обороты и расширять возможности для педагогических инноваций.
Изложение основного материала статьи. Ярким примером развития нового формата обучения является федеральный проект «Молодые профессионалы», который вызывает интерес широкого круга педагогической элиты страны. Реализация проектов такого рода ставит сегодня перед вузами новые масштабные задачи. Все участники образовательного процесса в вузе должны быть заинтересованы в таком развитии.
Если есть какие-то ограничения, сопротивления, то движение вперед невозможно, и при этом не будет работать административный ресурс. Какими же могут быть результаты столь сложных реформ и оптимизаций образовательной среды? 20% обучающихся, по данным официальной статистики, представленной крупными научными образовательными центрами, осваивают ресурсы сторонних организаций в процессе обучения, 15% научно-педагогических работников участвуют в образовательном процессе других организаций, при этом всем обеспечен свободный доступ к онлайн-образовательным программам, в том числе программам дополнительного профессионального обучения [1].
Или, например, также широко обсуждаемый федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в качестве результатов его внедрения, могут быть проиллюстрированы следующие: 120 тысяч человек принято на программы высшего образования в сфере информационных технологий, активно функционируют свыше 50 центров ускоренной подготовки специалистов; 5 международных научно-методических центров созданы на базе вузов; 15 вузов-спутников осуществляют научно-исследовательскую деятельность, а также подготовку, переподготовку и разного уровня стажировки продвинутых кадров для цифровой экономики; 100% образовательных организаций высшего образования используют модели «Цифровой университет» [2].
Образовательная политика вузов должна планомерно двигаться по следующим направлениям: расширение присутствия образовательной организации на национальной и международной платформах открытого образования; увеличение доли дисциплин модулей образовательных программ, реализуемые на основе онлайн-курсов до 20%; внедрение индивидуальных образовательных траекторий с возможностью выбора студентами предметов, исходя из их уровня сложности (базовый/ продвинутый/высокий), технологии обучения (традиционная/ онлайн), преподавателя; расширение спектра образовательных программ, реализуемых в проектном формате; сбор «цифрового следа» студентов и формирование портфолио с верифицированными компетенциями.
Существует проблемный вопрос, требующий детального рассмотрения и всестороннего изучения в контексте обобщения прогрессивного опыта апробаций данных проектов. Это связано с поиском ответа на вопрос, насколько образовательные организации могут сегодня быть гибкими, чтобы, действительно, использовать онлайн-технологии, как тот ресурс, который позволит достичь высоких показателей и результатов.
Проблемные маркеры онлайн-обучения
Дистанционный формат: контекст проблемных запросов
Проблема
внутренней
мотивации
Отсутствие
творческого
подхода к
выполняемой
деятельности
Невротизация и стресс обучающихся Невротизация и стресс преподавателей Низкий уровень самоактуализации
Снижение уровня познавательной
активности_
Фоновые страхи и низкий уровень адаптации_
Рисунок 1. Проблемная составляющая перехода на онлайн-формат обучения
Нужно работать над тем, чтобы примерно пятая часть (20%) трудоемкости образовательных программ были реализованы в формате онлайн, причем во всех возможных моделях использования онлайн-технологий и их сочетаниях: исключительно электронные модели. Смешанные модели, смешанные модели с использованием внешних курсов и др.
Классификация моделей онлайн-обучения сегодня качественно представлена тремя модификациями повышения эффективности образовательной среды с позиций ее функционирования и адаптации к новым запросам социума: первая модель связана с применением массового открытого онлайн-курса (МООК) как дополнительного материала.
Эта модель не меняет ничего в специфике образовательной среды; вторая модель является смешанной моделью обучения с использованием онлайн-курса и итоговой аттестацией в формате НТК (независимого тестового контроля, проводимого в базах контрольно-измерительных материалов); третья модель может модифицироваться по двум векторам использования -первый представлен в модели исключительно электронного обучения с использованием внутреннего онлайн-курса, а второй-модель исключительно электронного обучения с использованием онлайн-курса университета-партнера в рамках сетевого договора [3].
Условия реализации дисциплин в моделях онлайн-обучения могут варьироваться, т.к. онлайн-технологии - это затратный проект. Образовательные организации сегодня легче идут на со-инвестирование, и это весьма перспективный вектор, и это еще и очень правильная позиция с точки зрения гармонизации образовательной среды [3].
Если технологии онлайн-обучения дают приращение за счет визуализации, развития интерактивных технологий, когда при этом создается четкая система получения информации, закрепления качественного знания, когда можно говорить о том, что это работает на достойном компетентностном уровне.
Сегодня нужны масштабные исследования. Данные такого исследования есть. Та1е^ТеЛ, Нетология и EdMarket представили результаты II глобального исследования мирового и российского рынка онлайн-обучения (первое компании провели в 2017 году).
Спорт, питание, здоровье т 3 Красота (уход за собой) Дизайн (интерьерный, предметный) ^ш 4,9 1Т, анализ данных, информационные технологи» 1 4,9
Психология и отношения ' 5,1
Творчество (искусство, живопись) 7,2
Бизнес-образование 7,2
Специализации узкого и сложного профиля ^ШЯ 7,5 Менеджмент и управление 8,2
Финансы, бухгалтерия, налоги 10,9
Продажи, маркетинг, реклама 12,3
Иностранные языки 31
Рабочие специальности 32
0 5 10 15 20 25 30 35
Рисунок 2. Рынок дополнительного b2c-обучения взрослых в 2019 году, млрд. руб.
Исследовательская группа работала 6 месяцев, чтобы глубоко и системно проанализировать каждый сегмент индустрии, деятельность ключевых игроков и инвестиционную активность за последние 3 года.
В ходе анализа потребностей рынка дополнительного обучения взрослых можно сделать вывод, что вариативность выборов весьма разнообразна, и приоритетные позиции 2019 года могут кардинально измениться в 2020 году.
Платформы онлайн-обучения должны быть гибкими и вариативными, иначе процесс совершенствования инновационной образовательной среды будет идти долгим путем проб и ошибок. Именно в этой связи опыт прогрессивных научных образовательных центров является ценным. При этом особый интерес представляют мотивы и установки целевой аудитории, иллюстрирующие цели процесса обучения. По этим данным разброс также весьма неоднозначен (рис. 3).
Рисунок 3. Цели обучения, представленные в результатах опроса респондентов по данным II глобального исследования мирового и российского рынка онлайн-обучения - 2019 г.
Из гистограммы видно, что четвертая часть опрошенных пытается совершенствоваться в границах своей профессии, каждый пятый респондент хочет учиться для себя и получать удовольствие, что говорит о личностной составляющей целеполагания.
Учитывая эти моменты, организаторы онлайн-обучения в современных вузах должны предавать серьезной значение стартовой диагностике целевой аудитории [4; 5].
Выводы. Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, хотелось бы отметить, что с приходом цифровизации в образовательную среду вузов, назревает вопрос о масштабности целей создания экосистемы онлайн-обучения.
Этот процесс может быть эксплицирован в следующие направления системной работы: во-первых, это тьюторство студентов; во-вторых, сопровождение преподавателей; в-третьих, внедрение онлайн-курсов как части всех образовательных программ; в-четвертых, обучение всех участников образовательного процесса: студентов, преподавателей, тьюторов, организаторов; в-пятых, повышение качества электронных учебных материалов (конкурсы электронных курсов, стажировки); в-шестых, ведение активной маркетинговой политики; в-седьмых, поиск бизнес-партнеров; в-восьмых, использование современных технологических трендов (виртуальная реальность, симуляторы, дополненная реальность и др.).
Литература:
3. Гатулин Р.Р., Колупаева Д.А. Перспективы онлайн-образования в России // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №11-12 (15-16). URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 05.03.2020).
4. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 1. С. 54-66.
5. Пеккер П.Л. Причины отсева слушателей при онлайн-обучении // Ценности и смыслы. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.03.2020).
6. Рощина Я. М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) опыт российского образования // Вопросы образования. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.04.2020).
7. Боцоева А.В., Горбунова О.В., Подпорин И.В. О прогностической траектории современного высшего образования в контексте проблемы деградации человеческого капитала // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 24-27.