Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / PRESCHOOL EDUCATION / INTERACTION / INTERACTION LEVELS / SYSTEM OF INTERACTION / INTERACTION STAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Вялова Наталья Вячеславовна, Рязанова Евгения Александровна

В статье рассматривается проблема взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном образовании. Авторы определяют взаимодействие педагогов с родителями как совместно организуемую деятельность его участников по достижению общих целей воспитания и развития ребенка. Показана необходимость разработки системы взаимодействия педагогов и родителей по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста по результатам диагностического исследования. Определена целевая направленность взаимодействия. Предлагаются этапы взаимодействия, решаемые на каждом этапе задачи, рекомендуемые формы и методы взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Вялова Наталья Вячеславовна, Рязанова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-METHODICAL BASES OF INTERACTION OF TEACHERS WITH PARENTS IN PRESCHOOL EDUCATION

The article deals with the problem of interaction between teachers and parents in pre-school education. The authors define the interaction of teachers with parents as jointly organized activities of its participants to achieve the common goals of upbringing and development of the child. The need to develop a system of interaction between teachers and parents on the upbringing and development of children of pre-school age based on the results of the diagnostic study is shown. Target direction of interaction is defined. Stages of interaction are proposed, which are solved at each stage of the task, recommended forms and methods of interaction.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Вялова Наталья Вячеславовна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); воспитатель Рязанова Евгения Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №114» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном образовании. Авторы определяют взаимодействие педагогов с родителями как совместно организуемую деятельность его участников по достижению общих целей воспитания и развития ребенка. Показана необходимость разработки системы взаимодействия педагогов и родителей по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста по результатам диагностического исследования. Определена целевая направленность взаимодействия. Предлагаются этапы взаимодействия, решаемые на каждом этапе задачи, рекомендуемые формы и методы взаимодействия.

Ключевые слова: дошкольное образование, взаимодействие, уровни взаимодействия, система взаимодействия, этапы взаимодействия.

Annotation. The article deals with the problem of interaction between teachers and parents in pre-school education. The authors define the interaction of teachers with parents as jointly organized activities of its participants to achieve the common goals of upbringing and development of the child. The need to develop a system of interaction between teachers and parents on the upbringing and development of children of pre-school age based on the results of the diagnostic study is shown. Target direction of interaction is defined. Stages of interaction are proposed, which are solved at each stage of the task, recommended forms and methods of interaction.

Keywords: preschool education, interaction, interaction levels, system of interaction, interaction stages.

Введение. В современных условиях общественного развития особое внимание уделяется согласованному взаимодействию педагогов и родителей, эффективность которого зависит от многих объективных и субъективных факторов: стиля воспитания ребенка в семье, социального и материального положения семьи, личного родительского опыта, уровня культуры и образования родителей и педагогов и др. Значимость дошкольного периода в воспитании и развитии ребенка требует от педагогов и родителей высокого уровня развития их компетентности и выполнения своих функций [1, 4, 5]. В то же время, процесс взаимодействия педагогов и родителей осложняется изменениями ценностных ориентаций семьи, завышенными социальными ожиданиями родителей, низкой культурой участников взаимодействия и др. Исследования показывают, что педагоги дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) сталкиваются с достаточно низкой компетентностью родительского поведения и уровнем педагогической культуры родителей, что часто приводит к недопониманию во взаимоотношениях.

Все эти обстоятельства требуют серьезного пересмотра содержания и организации взаимодействия педагогов и родителей в условиях ДОО. Ключевыми направлениями взаимодействия педагогов с семьями воспитанников становится конструктивный диалог воспитывающих взрослых, обеспечивающий овладение родителями конкретными знаниями в области воспитания, принципами организации воспитательного процесса, основанными на признании за ребенком права на индивидуальность развития и уважении его интересов. Как подчеркивает Н.Л. Виноградова, взаимодействие «как способ социализации, определяется диалогом субъектов, обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур и имеет конечной целью выработку социальными группами общностей и стратегии, общих действий» [8, с. 31].

Целью публикации является разработка системы взаимодействия педагогов с родителями по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Понимание взаимодействия с родителями в контексте профессиональной деятельности педагогов ДОО позволяет интерпретировать данное понятие как совместно организуемую деятельность его участников по достижению общих целей воспитания и развития детей. Это предполагает учет принципов, отражающих необходимый уровень поддержки и установление продуктивного взаимодействия воспитывающих взрослых по корректированию и гармонизации своих позиций в решении воспитательно-образовательных задач: взаимной ответственности, культуры, установления доверительных и деловых взаимоотношений, взаимодополнения и др.

Экспериментальное изучение проблемы взаимодействия педагогов и родителей по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста осуществлялось в МАДОУ «Детский сад №114» г. Нижнего Новгорода. В исследовании участвовали 40 родителей.

На этапе констатирующего эксперимента выявлялись представления родителей о сущности понятия «педагогическая культура» (опрос), исследовались сформированность собственной педагогической культуры родителей (самооценка), а также уровень их готовности к взаимодействию и сотрудничеству с педагогами (анкетирование). Получены следующие результаты:

- представления родителей о сущности понятия «педагогическая культура» носят нечеткий характер, лишь 25% родителей указали, что педагогическая культура является необходимым условием развития и воспитания ребенка. Процент родителей, считающих свой уровень развития педагогической культуры «недостаточным», составил 50%;

- по результатам самооценки отметим, что большая часть родителей (70%) определяют уровень сформированности собственной педагогической культуры как низкий, что может свидетельствовать о достаточно критическом отношении к себе;

- анкетирование родителей свидетельствует об ограниченных возможностях их участия как в управлении ДОО, так и в воспитательно-образовательном процессе группы. Родители отмечают, что часы приема у заведующей не всегда соблюдаются. Кроме того, некоторые родители общаются с воспитателями, по большей части, посредством смс-сообщений. Воспитатели рекомендуют родителям формулировать общий, коллективный вопрос от родителей всей группы, что свидетельствует об отсутствии индивидуального подхода к запросам родителей по проблемам воспитания и развития конкретного ребенка. Также было отмечено, что на родительских собраниях преобладают общие советы и недостаточно освещаются «трудные» вопросы с участием специалистов.

По результатам всех исследований определены три уровня взаимодействия родителей с педагогами: низкий (интуитивный), средний (нормативный) и высокий (активный), характеристика которых представлена на рис. 1.

• неустойчивое отношение родителей к процессу взаимодействия с ДОС) цели и задачи определяются в общем виде, отношение к психопого-педагогическим знаниям пндпфнрентное. система знаний и готовность их

• устойчивое целостное отношение родителей к взаимодействию с ДОС)

предполагающие целеполагание и планирование процесса развития и воспитания детей, прогноз его последствий; отмечается стремление к поисковым формам взаимодействия, осознание необходимости регулярного

• мобильность пспхолого-педагопиескнх знаний, утверждение отношений сотрудничества важное место зашагает воспитательная рефлексия, эмпатпя, что обеспечивает понимание личности ребенка, его действий п поступков, родители 'заинтересованно относятся к различным способам

Рисунок 1. Характеристика уровней взаимодействия родителей с педагогами

Распределение родителей по уровням взаимодействия с педагогами показало преобладание интуитивного (низкого) уровня (55%). Дополнительный опрос выявил высокую потребность родителей в профессиональной консультационной поддержке по решению проблем воспитания и развития ребенка в сотрудничестве с педагогами и специалистами, стремление к совместным видам деятельности.

Полученные данные обуславливают необходимость разработки системы взаимодействия педагогов и родителей по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста (далее - система). При разработке системы мы учитывали, что эффективность процесса взаимодействия можно повысить, если основой взаимодействия участников воспитательно-образовательных отношений является стратегия сотрудничества и партнерства и используются разнообразные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Определена следующая целевая направленность взаимодействия:

- обеспечить непрерывный и индивидуально-дифференцированный процесс сопровождения родителей на основе их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;

- повысить степень доверия родителей к ДОО и педагогам;

- определить актуальное содержание и эффективные формы взаимодействия родителей и педагогов по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;

- способствовать активному включению родителей в деятельность ДОО и их вовлечению в процесс развития и воспитания детей как равноправных субъектов.

Процесс взаимодействия предлагается организовывать как последовательное выполнение мотивационно-целевого, проектировочного, организационно-исполнительского и рефлексивно-оценочного этапов, каждый из которых решает конкретные задачи (рис. 2).

Мотивационно-цепевой

Проектировочный

Задачи:

знакомство с положительным опытом родит ел ей в воспитании ребенка, его активное восприятие, анализ, оценка; выявление потребностей (интересов) родителей, обсуждение уровня участия в совместных видах деятельности; определение единых позиций и согласование целен_

• Задачи

• прогнозирование развития взаимодействия с родителями;

• совместное создание программы и плана взаимодействия в проблемном поле воспитания дошкольников

* Задачи

* реализация совместных мероприятий;

* установление коммуникации

* Задачи

Рефлексивно- * анализ, оцежа промежуточных (итоговых) результатов; оценочный • уточнение программы и плана взаимодействия;

• осмысление роликаждого участника взаимодействия

Рисунок 2. Процесс взаимодействия педагогов и родителей

У

Эффективность реализации задач каждого этапа предполагает комплекс различных педагогических мероприятий.

Для мотивационно-целевого этапа необходимо наличие опросников, анкет, позволяющих на качественном уровне оценить возможности взаимодействия, выявить индивидуальные предпочтения и ожидания родителей, на основании которых проектируется дальнейшее сотрудничество. Результатом первого этапа является желание родителей к осуществлению взаимодействия с педагогами по воспитанию и развитию детей на основе согласованных позиций и целей, взаимной ответственности в совместно планируемых и организуемых мероприятиях.

На проектировочном этапе важно обеспечить планирование содержания взаимодействия, в том числе, по овладению родителями конкретными знаниями в области воспитания, принципами организации воспитательного процесса, основанными на признании за ребенком права на индивидуальность развития и уважении его интересов. Для этого целесообразно включение в план работы разнообразных форм взаимодействия: коллективных (родительский комитет, целевые родительские группы, Дни открытых дверей, родительские собрания, мастер-классы, семинары-практикумы, совместные праздники, театрализованные постановки, др.); индивидуальных (консультации, беседы); наглядно-информационных (видео-лекции, информационные стенды и проспекты, фотовыставки, библиотеки интернет-источников для домашних онлайн-игр по образовательным задачам, др.) с использованием диагностических и активных методов сопровождения (дискуссионных, проблемных, проектных, игровых др.) [1, 9]. Подчеркнем, выбор форм взаимодействия с родителями зависит от степени вмешательства и обуславливает учет этически допустимых, правовых норм совместной деятельности, а также желание (добровольность) семьи участвовать в данной работе [2, 3]. В процессе разработки плана взаимодействия педагогов и родителей важно обеспечить участие большинства родителей, имеющих различные интересы, опыт и педагогические запросы, в разные виды профессиональной деятельности руководителя и педагога ДОО: административно-управленческую, познавательно-развивающую, социально-коммуникативную, художественно-эстетическую, духовно-нравственную, хозяйственно-трудовую, физкультурно-оздоровительную. Итогом проектировочного этапа является добровольное участие родителей в разработке плана работы по воспитанию и развитию детей совместно с педагогом.

Особая роль на организационно-исполнительском этапе отводится задаче «установление коммуникации», как условию партнерской поддержки в достижении планируемых результатов воспитания и развития ребенка, а также в создании атмосферы доброжелательности, уважения, единения. Основным принципом данной работы является демонстрация родителям положительного образа ребенка.

Рефлексивно-оценочный этап обеспечивает степень осознанности индивидуального участия взаимодействующих сторон и использование воспитательного потенциала педагогов и родителей. Поэтому обуславливает непрерывный анализ (оценку), систематизацию и обобщение на основе рефлексивных методов взаимодействия, опросов, отзывов, использования оценочных листов, экспресс-диагностики, самооценки, др. Результаты оценки (положительные или отрицательные) становятся основой для корректирования планирования и организации последующих педагогических мероприятий.

Таким образом, предлагаемая система взаимодействия педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста:

- проектируется и реализуется в соответствии с новыми ценностями и запросами к дошкольному образованию на основе стратегии сотрудничества, партнерства и конструктивного диалога;

- способствует формированию нового уровня взаимоотношений педагогов и родителей, позволяя организовать сотрудничество в едином пространстве «семья - дошкольная образовательная организация»;

- обеспечивает установление особого эмоционального настроя, доверительно-эмоционального контакта, доброжелательной атмосферы и коммуникации между родителями, педагогами и детьми;

- предполагает целенаправленный выбор актуального содержания, наиболее эффективных форм и методов взаимодействия (интегрированных, интерактивных, информационных, др.), учитывающих потребности и интересы семьи;

- обеспечивает необходимую последовательность в работе с родителями, мобильность и согласованность в поиске альтернативных и конструктивных решений имеющейся проблемы;

- способствует формированию единой позиции педагогов и родителей по целям воспитания, паритетному распределению ответственности.

Выводы. В заключение исследуемой проблемы отметим, что достижение высокого уровня взаимодействия педагогов и родителей повышает конкурентоспособность ДОО в социальном и профессиональном окружении. Данное положение обуславливает особую роль управленческой и социальной компетентности руководителя в установлении правовых механизмов взаимодействия между семьей и ДОО, между педагогами и родителями на основе стратегии сотрудничества и партнерства [6, 7].

Профессионально организованный процесс взаимодействия педагогов с семьями воспитанников обеспечивает совместное выявление и решение проблем воспитания и развития ребенка. Результаты данного процесса можно определить такими показателями, как:

- вовлеченность родителей воспитанников в процесс воспитания и развития: повышение интереса к деятельности педагогов, увеличение характера вопросов по проблемам воспитания и развития ребенка, активное участие в совместных педагогических мероприятиях;

- понимание родителями необходимости единства требований и осуществления преемственности с педагогами по воспитанию и развитию детей: осознание роли семейного воспитания и значимости профессиональной деятельности педагогов, стремление к анализу опыта семейного воспитания, его тиражированию;

- общественное мнение родителей к воспитательно-образовательной деятельности педагогов: положительное отношение к педагогам и ДОО.

Литература:

1. Белинова Н.В., Фонарева О.В. Проектирование пространства эффективного сотрудничества дошкольной образовательной организации с социумом // Государственный советник. 2019. № 1 (25). С. 79-83.

2. Бичева И.Б., Гладкова Н.Н. Актуальность правового воспитания в дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2017. № 5 (29). С. 45-49.

3. Бичева И.Б., Гладкова Н.Н., Царева И.А., Каргина Е.В. Проектирование системы правового воспитания участников правовых отношений в дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 24-30.

4. Бичева И.Б., Муравьева И.А. Проблемы и особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2017. № 6 (30). С. 87-91.

5. Бичева И.Б., Муравьева И.А. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации // Детский сад от А до Я. 2017. № 6 (90). С. 48-56.

6. Бичева И.Б., Филатова О.М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 7. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/928

7. Бичева И.Б., Хижная А.В., Деревянко М.Д., Юферева М.А. Определение структуры социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации // Мир науки. 2018. № 5. С. 6.

8. Виноградова Н.Л. Взаимодействие индивида и общества: диалогический аспект // Вестник ОГУ. 2005. №10. Т. 1. С. 31-37.

9. Санникова А.С., Ханова Т.Г. Сотрудничество дошкольной организации с семьей и социальными партнерами // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С. 259-262.

Педагогика

УДК 378

кандидат психологических наук, доцент Боцоева Анна Владимировна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар); заместитель начальника кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук, подполковник полиции Галкин Владимир Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России)» (г. Волгоград); доктор исторических наук, доцент Титоренко Марина Федоровна ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар)

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕРЕХОДА НА ФОРМАТ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: КОНТЕКСТ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема перехода на платформы онлайн-обучения в современном вузе, проанализированы возможности и перспективы данной модернизации образовательной среды как факторы, детерминирующие инновационный формат педагогического процесса для всех его участников, в частности, и для всей образовательной системы, в целом.

Ключевые слова: дистанционный формат обучения, онлайн-обучение, онлайн-курсы, академическая мобильность, индивидуальные образовательные траектории, тьюторство, модели онлайн-обучения, независимый тестовый контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.