Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ОТКРЫТЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ КУРС / THE HIGHER EDUCATION / ONLINE EDUCATION / ONLINE PLATFORMS / ONLINE COURSES / OPEN TRAINING COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папуткова Галина Александровна, Бичева Ирина Борисовна, Юдакова Ольга Владимировна

В статье раскрываются основные проблемные аспекты и преимущества развития онлайн-образования в условиях трансформации системы высшего образовании. Выделены факторы, влияющие на процессы развития онлайн-образования: внешние (факторы развития общества) и внутренние (факторы системы образования). Особое внимание авторы уделяют таким особенностям онлайн-образования, как повышение самостоятельности и мотивации обучаемых к изучению необходимого содержания, его значимость для студентов-заочников и обучающихся с ограниченными возможностями, а также сформированность определенных профессиональных компетенций у преподавателей. Представлены результаты изучения мнения студентов об использовании открытых обучающих курсов в учебном процессе Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, в котором активно разрабатывается новый образовательный онлайн-формат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Папуткова Галина Александровна, Бичева Ирина Борисовна, Юдакова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ONLINE EDUCATION IN HIGHER SCHOOL

The article reveals the main problematic aspects and advantages of the development of online education in the context of the transformation of the higher education system. Factors influencing the development of online education are identified: external (factors of development of society) and internal (factors of the education system). The authors pay special attention to such features of online education as increasing the independence and motivation of students to study the necessary content, its significance for absentee students and students with disabilities, as well as the formation of certain professional competencies among teachers. The results of studying the opinion of students on the use of open training courses in the educational process of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin are presented, in which a new online educational format is actively being developed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Рассматриваемая категория «Будущее» отражает общие тенденции дальнейшего движения общества Постмодерна. Вектор этого движения задан точкой бифуркации, предлагающей выбор: Зоопопуляция или Психосоциальная формация.

Образовательное пространство МВД, являясь подвижным, обладает спецификой, которая проявляется в наличии внешней (дискурс прошлого: ритуал, традиция, уставные отношения) и внешней (дискурс настоящего: поля общения, формы, методы, модели).

Категория «Будущее» видится в образовательном пространстве образовательной организации МВД сквозь призму взаимодействия внешней и внутренней структур с учётом превалирования одной из них, либо их равновесия.

Литература:

1. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России. Гребенюк И.И., Голубцов Н.В., Кожин В.А., Чехов К.О., Чехова С.Э., Фёдоров О.В. Монография. Академия Естествознания 2012 [Электронный ресурс| Режим доступа: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=143

2. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов. // Системные исследования. Ежегодник. — М.: «Наука», 1969. — 203 с.

3. Голубицкий, С. Zeitgeist [Текст] / С. Голубицкий // Компьютерра. - М.: ООО журнал «Компьютерра», 2008. - Вып. 40 (756). - С. 32-33.

4. Делёз, Ж. Капитализм и шизофрения. Тысяча плато [Текст] / Ж. Делёз, Ф. Гваттари, пер. с франц Я.И. Свирского. - Екатеринбург: У- Фактория, 2010. - 895 с.

5. Дугин, А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли, [Текст] / Ф.Г. Дугин. М.: Евразийское движение, 2009. - 744 с.

6. Евсеева, И.Г., Русскова, Ю.Н. Социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России. [Текст] / И.Г. Евсеева, Ю.Н. Рускова // Вестник экономической безопасности. - 2019. № 3. С. 351-356

7. Ильясова, Э.Н. Особенности проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы: синергетический подход [Текст] / Э.Н. Ильясова // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2014, № 1. С. 107-110

8. Капица, С.П., Курдюмов, С.П., Малинецкий, Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего: [Электонный ресурс] / С.П. Капица, С.П. Курдюмов и Г.Г. Малинецкий. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/forecasting /sinergetika-i-prognozy-budushhego/5/

9. Остренко, С.А. Ризома и барочность как культурно-онтологические основания феномена инновации: [Электонный ресурс] / С.А. Остренко. Режим доступа: www.irbis-nbuv.gov.ua > cgi-bin > irbis_nbuv > cgiirbis_64

10. Писаренко, В.И. Реализация синергетических принципов в педагогических системах [Текст] / В.И. Писаренко // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. № 11. С. 258-262

11. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс, Пер. с англ.; Под общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. 432 с.

12. Сундиев, И.Ю. Фролов, А.Б. Выбор сингулярности / Журнал Экономические стратегии. 2017 №4 Памятник до неба [Электронный ресурс] / Ю.И. Сундиев, А.Б. Фролов. Режим доступа: http://www.inesnet.ru/keywords/zoopopulyaciya-i-psixosocialnaya-formaciya/

13. Сундиев, И.Ю. Фролов, А.Б. Образ будущего как фактор «переквантования реальности» [Электронный ресурс] / Ю.И. Сундиев, А.Б. Фролов. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/future/obraz-budushhego-kak-faktor-perekvantovaniya-realnosti/

14. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии [Текст]: в 8 т. / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 1950. - Т. 1. - 648 с.

15. Энциклопедия культур Deja vu: Ризома [Электронный ресурс] http://ec-dejavu.ru/rZRizoma.html

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Папуткова Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Юдакова Ольга Владимировна Нижегородский автомеханический техникум (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье раскрываются основные проблемные аспекты и преимущества развития онлайн-образования в условиях трансформации системы высшего образовании. Выделены факторы, влияющие на процессы развития онлайн-образования: внешние (факторы развития общества) и внутренние (факторы системы образования). Особое внимание авторы уделяют таким особенностям онлайн-образования, как повышение самостоятельности и мотивации обучаемых к изучению необходимого содержания, его значимость для студентов-заочников и обучающихся с ограниченными возможностями, а также сформированность определенных профессиональных компетенций у преподавателей. Представлены результаты изучения мнения студентов об использовании открытых обучающих курсов в учебном процессе Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, в котором активно разрабатывается новый образовательный онлайн-формат.

Ключевые слова: высшее образование, онлайн-образование, онлайн-платформы, онлайн-курсы, открытый обучающий курс.

Annotation. The article reveals the main problematic aspects and advantages of the development of online education in the context of the transformation of the higher education system. Factors influencing the development of online education are identified: external (factors of development of society) and internal (factors of the education system). The authors pay special attention to such features of online education as increasing the independence and motivation of students to study the necessary content, its significance for absentee students and students with disabilities, as well as the formation of certain professional competencies among teachers. The results of studying the opinion of students on the use of open training courses in the educational process of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin are presented, in which a new online educational format is actively being developed.

Keywords: the higher education, online education, online platforms, online courses, open training course.

Введение. Современные вызовы, обусловленные необходимостью повышения качества образования, требуют поиска и использования современных технологических и содержательных концептов образовательной деятельности высшей школы [2, 3, 13]. Широкий диапазон новых задач диктует необходимость системной модернизации образовательной деятельности в вузе, создание единого профессионального поля высшего образования, эффективных механизмов профессионального взаимодействия, позволяющих транслировать новые образцы практического опыта как эффективного инструмента повышения качества образования и повышения конкурентоспособности выпускников вузов [3].

Одним из значимых инструментов повышения качества образования высшей школы на современном этапе является онлайн-образование, которое, как указывает А.С. Готлиб, реализуется в рамках вузовского дистанционного образования, в виде онлайн-площадок и онлайн-репетиторства [6, с. 17].

Необходимость развития онлайн-образования определяется, во-первых, внешними факторами развития общества (формирование цифрового общества, развитие цифровых, информационных и коммуникационных технологий; изменение требований работодателей к компетенциям специалистов). А во-вторых, внутренними факторами системы образования (становление цифровой школы в Российской Федерации, изменение потребностей, требований, ожиданий обучающихся и педагогов от организации образовательного процесса, формирование трендов на развитие некогнитивных компетенций).

Целью данной статьи является определение основных проблемных аспектов и преимуществ развития онлайн-образования в условиях трансформации системы высшего образовании.

Изложение основного материала статьи. Для системы онлайн-образования в современных условиях характерны различные тенденции. Выделим некоторые, оказывающие, по нашему мнению, наибольшее влияние на ее развитие.

1. Персонализация образования: предполагает адаптацию образовательного контента посредством создания виртуального персонализированного образовательного пространства. Предлагаемый формат направлен, во-первых, на повышение эффективности профессиональной подготовки обучающихся на основе учета их особенностей. А во-вторых, повышение качества и преобразование образовательных программ с целью формирования необходимых компетенций обучающихся в процессе изучения их содержания. Отметим, что персонализация образования отвечает актуальным требованиям к уровню профессиональной подготовки обучающихся, способствуя максимально возможному раскрытию их индивидуального потенциала. Для современного выпускника важно не просто получить набор знаний и умений по профессии, но, что особенно важно, приобрести необходимые навыки для будущего карьерного продвижения. Одним из инструментов персонализации образования рассматривается дополненная реальность (AR), позволяющая с помощью цифровых данных дополнить физический мир.

2. Продюсирование образовательного контента и массовость открытых онлайн-курсов: приводит к доступности приобретения нового знания. Это обусловлено процессами децентрализации образования и уменьшением роли образовательных организаций на получение знания. Поскольку каждая личность может явиться источником образовательного контента, усиливается значение сопровождения онлайн-образования как условия его доступности и успешности. Появляется рынок «упакованного контента», рост которого обеспечивают платформы, имеющие возможность создавать актуальный и содержательный курс на основе различных имеющихся курсов и предлагать его обучающимся для решения конкретной задачи.

3. Массовое развитие онлайн-платформ: динамично развиваются платформы, обеспечивающие создание собственных онлайн-курсов (Нетология, Универсариум, Uniweb). На образовательном рынке представлены ресурсы, использующие пользовательский контент (Онлайн-школа «Фоксфорд»), а также показ готового контента (Платформы EduMarket, Univer.TV).

Помимо этого, есть ряд специализированных платформ, которые выступают как инструмент продвижения онлайн-курсов в виде государственных программ по развитию образовательного пространства страны. Например, приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» направлен на создание условий с целью системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан и предполагает широкое внедрение массовых открытых обучающих онлайн-курсов на основе интерактивного участия и открытого доступа в Интернет. Образовательная платформа «Открытое образование», ориентированная на расширение сотрудничества различных университетов, предлагает онлайн - курсы по блокам базовых дисциплин. Достоинством таких курсов является возможность их включения в учебные планы по разным направлениям профессиональной подготовки и в вузах разных регионов страны. Особенностью «Национальной платформы открытого образования» является предоставление вузам возможности получить необходимую информацию по успеваемости обучающихся, методическое и мониторинговое сопровождение, участие в контрольных мероприятиях, др.

Важно подчеркнуть, что подобные площадки онлайн - обучения для высшей школы предоставляют новые возможности для самореализации и партнерства, а также новых участников процесса обучения, что отвечает требованиям модернизации высшего образования и информационно-профессиональной подготовки обучающихся.

4. Появление новых образовательных цифровых технологий (диагностических, направленных на выявление творческого потенциала, технологий микро-обучения, др.): обуславливает развитие

мониторинговых процессов и независимой верификации с целью качественной оценки получаемых знаний и формируемых компетенций. В современных условиях наблюдается динамичный рост IT-компаний, занимающихся электронным образованием различной тематики, что расширяет аудиторию пользователей, возможность использования модели аутсортинга. В создании образовательных онлайн - программ участвует профессорско-преподавательский состав университетов, обеспечивая контроль качества образовательного процесса, достижение необходимых результатов в условиях новых технологических инноваций [8].

Таким образом, открытые онлайн - курсы (Massive Online Open Course (MOOC) рассматриваются в контексте современных преобразований в области онлайн-образования и трансформации системы высшего образования. В работе Т.Д. Герасименко подчеркивается, «МООК предоставляет уникальную возможность учиться и расширять свои знания, но не является единственным способом развития личности, а лишь одним из многочисленных и разнообразных компонентов сложного образовательного механизма» [5, с. 335]. Основная цель таких курсов - массовость и доступность, а также бесплатный характер обучения (или с незначительной платой). Их преимуществами являются более широкий охват обучаемых, повышение качества содержания обучения, так как онлайн-лекции четко структурированы и раскрывают изучаемую тему с использованием современных методов преподавания. Онлайн-лекцию можно прослушать в записи в удобное время и неоднократно, что усиливает ее понимание.

Важной особенностью онлайн-образования является повышение самостоятельности и мотивации обучаемых к изучению необходимого содержания. Для студентов-заочников и обучающихся с ограниченными возможностями данные курсы представляют наиболее приемлемый вариант обучения [9]. Кроме того, процесс создания онлайн-курса требует от преподавателя сформированности определенных профессиональных компетенций: «способность к участию в качестве автора проекта, сценариста и ведущего аудиовизуального произведения, способность к созданию своего творческого авторского продукта в новом для себя жанре, способность к творческому сотрудничеству с коллективом, способность создавать произведения в различной стилистике и различных жанрах, владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе коммуникации, использование ораторских приемов, способность прогнозировать воздействие на зрителя и пр.» [10, с. 84].

Однако данный вид обучения имеет свои недостатки, поскольку отсутствует непосредственное взаимодействие «студент-преподаватель», «студент-студент». Изучение мнения студентов об использовании открытых обучающих курсов в образовательном процессе (в анкетировании участвовали 120 обучающихся 3-4 курсов по направлениям подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» и «Психолого-педагогическое образование» Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина) показало следующие результаты. С одной стороны, высокую оценку получило соотношение традиционного и дистанционного формата, отмечается целенаправленность дополнения аудиторных занятий и занятий в онлайн-режиме, конкретность и полезность предлагаемого содержания. В то же время 28% обучаемых указали, что им не хватало аудиторных занятий, так как «просто изучение лекции в дистанте не интересно, несмотря на то, что в видео-лекции много полезных ссылок и наглядности», «иногда хотелось сразу обсудить проблему, возникший вопрос, а не откладывать на «потом», «я не вижу реакции преподавателя и своих сокурсников на свой ответ, а для меня важно эмоциональное проявление». Таким образом, наличие проблемы живой коммуникации в рамках онлайн-общения приводит к сложностям как в процессе освоения содержания (невозможно быстро уточнить проблемные вопросы, обменяться мнениями и идеями, получить обратную связь и предотвратить возможные ошибки), так и при оценивании контрольных заданий (уровень самостоятельности, проявление инициативы).

Одним из первых высших учебных заведений, в котором интегрируются массовые открытые онлайн-курсы в учебном процессе для решения конкретных образовательных задач является Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: курс, не являющийся основным для Высшей школы экономики, но который читается ведущим в данной области университетом; нишевый курс с универсальным содержанием, проводимый профессором, которого нет возможности принять в кампусе; оптимизация логистики учебного процесса за счёт перевода отдельных частей курса в смешанный формат [12].

В настоящее время новый образовательный онлайн-формат активно разрабатывается ведущими вузами страны. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина целенаправленно осуществляет деятельность по созданию системы онлайн-образования как на внешних ресурсах, так и в электронной информационно-образовательной среде вуза [7, 11, 14]. Создана нормативно-методическая база, позволяющая регламентировать и стандартизировать процессы. Разработан порядок использования открытых курсов и информирования обучающихся, взаимодействия с порталами открытого образования. Определен механизм перезачета сетевого и индивидуального освоения онлайн-курса. Сформулированы требования к разработке, размещению и сопровождению онлайн-курсов.

На сегодняшний день разработано около 30 курсов различной тематики и направленности. Преподаватели и сотрудники вуза участвуют в разработке пропедевтических курсов, направленных на профориентацию (профориентационный курс), подготовку абитуриентов к ЕГЭ или предназначенный для организации и проведения открытых мероприятий разного вида и уровня (олимпиады, конкурсы и др.).

Особое внимание уделяется созданию открытых обучающих курсов, направленных на освоение учебного плана (дисциплины, модуля, практики или части (раздела) дисциплины) образовательной программы, рассчитанной на обучение по графику, общение обучающихся на форуме, определенную трудоемкость и на формирование определенных знаний или компетенций. Например, разработан и реализуется «Адаптационный онлайн-курс «Стратегии построения успешной карьеры».

Формируются открытые курсы научных школ, направленные на популяризацию научных знаний, представление результатов деятельности научных школ профессиональному сообществу и широкой общественности.

Создаются открытые курсы в системе дополнительного профессионального образования, что позволяет расширить географию обучающихся, желающих освоить новые направления профессиональной деятельности, совершенствовать и развивать необходимые компетенции, познакомиться с опытом своих коллег из других регионов. С одной стороны, это мотивирует слушателей на осознание результатов собственной профессиональной деятельности, а с другой - является способом включения в широкое профессиональное сообщество. Успешно реализуются онлайн-курсы «Педагогика и психология высшей

школы», «Педагогика и психология дошкольного образования», «Использование ИКТ в профессиональной деятельности», др.

По мнению преподавателей, разработчиков онлайн-курсов, повышается их профессионализм, формируется новое видение своей роли в реализации образовательного процесса, усиливается мотивация и стремление соответствовать современным профессиональным требованиям.

Выводы. Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

- возможности онлайн-образования обеспечивают получение качественного образования и сбалансированной затраты времени на него, постоянное развитие, освоение новых цифровых технологий и актуализируют развитие профессиональных компетенций, как преподавателей, так и обучающихся;

- разработка онлайн-курсов становится ключевым звеном использования цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы, удовлетворяя потребность обучающихся в доступности образования, персонализации образовательного процесса и адаптивности к потребностям индивидуума;

- активное участие обучающихся в онлайн-курсах способствует развитию целеустремленности, самоорганизации, самопознания, саморефлексии, что является первостепенной задачей профессиональной подготовки и соответствует запросам работодателей.

Литература:

1. Башина О.Э., Николенко В.Н. Онлайн-образование: вызов современности (вызовы и перспективы в сфере Российского образования) // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T. 5. С. 28-32.

2. Бичева И.Б. Информационная культура как фактор социокультурного развития будущего педагога // Нижегородское образование. 2017. № 1. С. 118-122.

3. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Условия формирования готовности обучающихся к конкурентной профессиональной деятельности // Наука и практика регионов. 2019. № 2(15). С. 58-62.

4. Бичева И.Б., Старикова А.Ю. Развитие информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в образовательном процессе вуза // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием, отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 300-303.

5. Герасименко Т.Л. Перспективы и проблемы реализации нового формата онлайн образования МООС (MASSIVE OPEN ONLINE COURSE) // Роль бизнеса в трансформации общества. 2014. IX Международный научный конгресс: сборник материалов. 2014. С. 334-336.

6. Готлиб А.С. Сможет ли онлайн-образование стать альтернативой традиционному университету? // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 1 (123). С. 15-22.

7. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 1.

8. Краснова Г.А., Можаева Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации: Книга. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. 200 с.

9. Краснопевцева Т.Ф., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мининского университета.

2019. Т. 7. № 2 (27). С. 7.

10. Минец Д.В. Онлайн-образование и медиакомпетенции современного преподавателя // Череповецкие научные чтения. 2017. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 4х частях. Отв. ред. Е.В. Целикова. 2018. С. 83-85.

11. Папуткова Г.А., Зосич А.С. Разработка онлайн-курсов: новые образовательные возможности высшей школы // Культура, образование и искусство: традиции и инновации». Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Мининский университет. 2020. С. 52-55.

12. Kulik E., Kidimova K. Integrating MOOCs in University Curriculum: HSE University Experience National // Proceedings of EMOOCs: Work in Progress Papers of the Experience and Research Tracks and Position Papers of the Policy Track. 2017. Pp. 123

13. Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykh C.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. FORECASTING THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION // Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах).

2020. Т. 91. С. 452-459.

14. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Filchenkova I.F., Ilaltdinova E.Y., Klyueva M.I. OPEN DIGITAL EDUCATION SPACE: CLASSIFICATION OF E-SERVICES AT UNIVERSITY // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Т. 8. № 2. С. 2495-2498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.