личностно-ориентированный педагогический процесс, реализуемый с учетом индивидуальных характеристик отношения к здоровью.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2 т. [Текст] / Б.Г. Ананьев // - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 230 с.; Т. 2. - 287 с.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин // - М.: Медицина, 1975. - 447 с.
3. Асеев В.Г. Возрастная психология [Текст] / В.Г. Асеев // - Иркутск: Смысл, 1989. - 195 с.
4. Бурцев В.А. Теория и практика формирования положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: монография [Текст] / В.А. Бурцев - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2007. - 215 с.
5. Виленский М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятии «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» [Текст] / М.Я. Виленский, С.О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №11. - С. 2-7.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин //- СПБ: Питер. 2006. - С. 512.
7. Ковалев В.И. К проблеме мотивов [Текст] / В.И. Ковалев // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. -№ 1. - С. 29-43.
8. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев; под редакцией А.А. Бодалева, вступительная статья А.А. Бодалева // - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
9. Новикова Н.Е. Формирование положительного отношения учащейся молодёжи к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту [Текст] / Н.Е. Новикова, О.В. Тиунова // Проблемы и перспективы развития российской спортивной науки. - М., 2008. - С. 248-249.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии[Текст] / Г.К. Селевко // - М.: Народное образование, 1998. - 344 с.
11. Шадриков В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков //- М.: Изд-во Корпорация «Лотос», 1996. - 320 с.
Педагогика
УДК 378. 14
кандидат педагогических наук, доцент Иванушкина Наталья Викторовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара)
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье анализируются результаты исследования готовности студентов к самообразованию в условиях онлайн-обучения в вузе. Уточняется сущность понятия «информационное образовательное пространство», терминов «готовность» и «готовность к самообразованию». Обосновывается целесообразность формирования готовности к непрерывному самообразованию в период онлайн-обучения. В статье представлен анализ результатов исследования, позволяющий определить отношение респондентов к организации онлайн-занятий в вузе. Обращается внимание на положительное осознанное отношение студентов к самообразованию, отмечая онлайн-ресурсы, позволяющие повысить эффективность формируемых профессиональных компетенций в процессе обучения. В статье отмечается, что онлайн-обучение может выступать тем педагогическим условием, способствующим повышению готовности студентов к самообразованию, чтобы стать успешными в их будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информационное образовательное пространство, цифровая трансформация, онлайн-обучение, офлайн-обучение, дистанционное обучение, онлайн-курсы, готовность, самообразование, готовность к самообразованию.
Annotation. The article analyzes the results of a study of students' readiness for self-education in the context of online learning at a university. The essence of the concept of "information educational space", the terms "readiness" and "readiness for self-education" is specified. The expediency of the formation of readiness for continuous self-education during the period of online learning is substantiated. The article presents an analysis of the research results, which makes it possible to determine the attitude of respondents to the organization of online classes at the university. Attention is drawn to the positive, conscious attitude of students to self-education, noting online resources that make it possible to increase the effectiveness of the formed professional competencies in the learning process. The article notes that online learning can act as a pedagogical condition that enhances students' readiness for self-education in order to become successful in their future professional activities.
Keywords: information educational space, digital transformation, online learning, offline learning, distance learning, online courses, readiness, self-education, readiness for self-education.
Введение. Постоянное совершенствование современных информационных коммуникационных технологий и применение их в образовании, влияет на развитие единого мирового информационного пространства, что, в свою очередь, с точки зрения Л.А. Сергеевой, «открывает безграничные возможности для свободных коммуникаций, содействует раскрытию интеллектуальных возможностей личности» [11, с. 53-60]. Если рассматривать умение студентов самостоятельно ориентироваться в информационном образовательном пространстве как основу их будущей профессиональной деятельности, то готовность к самообразованию можно представить как личностную направленность на профессиональное саморазвитие. Под информационным образовательным пространством мы будем понимать совокупность системно организованного информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанного с человеком как субъектом образования, а также источников информации и объединяющие их сети, технологии, поддерживающие управление организационной деятельностью образовательного учреждения, с учетом социальных, экономических, культурных и психолого-педагогических условий
реализации информации и процессов с ней связанных [4, с. 268-271]. Современное состояние образования показало, что синтез форматов онлайн и офлайн обучения необходим для получения знаний и умений обучающимся. Такая цифровая трансформация расширяет возможности адекватного сочетания традиционных аудиторных форм организации занятий и обучение в различных медийно-ориентированных образовательных средах (Moodle, МООС (Massive Open Online Courses), Edmodo). Как отмечают Н.Е. Сердитова и А.В. Белоцерковский, это приводит к «кардинальным изменениям во всех аспектах профессиональной деятельности, коренным образом меняя технологии, культуру, операции и принципы создания новых товаров и услуг» [12, с. 9-15].
Кроме того, такое «вынужденное» освоение возможностей всего информационного образовательного пространства предоставляет возможность профессионального и личностного развития, как для обучающихся, так и для преподавателей. Такие условия позволяют формировать способность и готовность к самопознанию, к самообразованию, открытость новому опыту, стремление к творческой самореализации, умение работать с информацией, с новыми технологиями, необходимыми для профессиональной деятельности, повышая, таким образом, качество образовательного процесса.
Изложение основного материала статьи. Как отмечают А.У. Кобилов, А.М. Джурабоев «высокие темпы научно-технического прогресса приводят к быстрому устареванию знаний специалистов, работающих в различных областях». В связи с этим исследователи говорят о необходимости продолжения образовательного процесса на протяжении всего активного периода жизни [6, с. 287-293]. Это будет возможно, если у студентов сформирована готовность к самообразованию. Организация онлайн-обучения в этом случае является хорошей альтернативой получения знаний и умений, формирования профессиональных компетенций.
Как отмечает Е.В. Иванушкина, готовность можно рассматривать как состояние субъекта деятельности. Она должна предшествовать выполнению какого-либо осознанного вида деятельности. Исследователь отмечает, что готовность определяется «устойчивыми психическими особенностями, свойственными данному человеку, и конкретными условиями, в которых эта деятельность осуществляется» [3, с. 184-188.]. Если исходить из того, что самообразование, с точки зрения А.Б. Бакашевой и Л.Ш. Гамидова, является неотъемлемым компонентом профессионально-педагогической деятельности студента, направленной на саморазвитие, удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей [2, с. 323-325]. Тогда в качестве трактовки понятия «готовность к самообразованию» можно принять точку зрения Э.М.Эрикеновой, которая представляет ее как «интегративную личностную характеристику, имеющую сложную, многокомпонентную структуру и обеспечивающую продуктивность и конструктивную организацию деятельности по самообразованию на основе ярко выраженного стремления к профессиональному саморазвитию» [14, с. 365-367].
Исследуя уровень сформированности психолого-педагогической компетентности студентов вуза, одним из ее аспектов было изучения способностей респондентов к саморазвитию и самообразованию (В.И. Андреев) [1, с. 555]. Полученные результаты были распределены в соответствии с высоким, средним и низким уровнями сформированности показателей. Так, на начальном этапе исследования высокий уровень составлял 31,8%. Средний уровень сформированности способности к саморазвитию и самообразованию показали 53,5% респондентов, а, соответственно, низкий уровень продемонстрировали 14,7% обучающихся. Формирующий этап нашего исследования включал в себя очень интенсивный, насыщенный формат взаимодействия со студентами вуза. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация в стране позволила нам организовать учебный процесс в дистанционном формате. Проводимые лекционные и практические занятия в рамках учебной дисциплины «Психология и педагогика», с использованием тренинговых упражнений, активного обсуждения актуальных тем, а также участие студентов в ряде мероприятий, организованных онлайн («Кинопризма», «Олимпиада по психологии и педагогике», студенческая научно-практическая конференция и др.) позволили провести повторную диагностику и проанализировать полученные результаты [5, с. 96-99].
Наблюдается усиление корреляционной связи из-за роста значимости дополнительной информации, необходимой для реализации всех форм организации учебно-познавательного процесса, как в «аудиторных», так и «внеаудиторных» занятиях, организованных в условиях онлайн-обучения.
Формирующий этап нашего исследования позволил проследить положительную динамику показателей по методике «Оценка способности к самообразованию и саморазвитию» (В.И.Андреев). Низкий уровень способностей к саморазвитию и самообразованию показали 4,4% студентов. Это на 10,3% ниже, чем на констатирующем этапе исследования. Дельта показателей среднего уровней составила 5%. Уровень сформированности высокого показателя способности к самообразованию и саморазвитию составили 36,8%. Это выше исходного показателя на 5%. Коэффициент корреляции составил R=0,9999940, что относится к категории сильных связей (R> 0,7). Такое значение прямой корреляционной связи, показывает готовность студентов к самообразованию и самореализации.
Для изучения эффективности онлайн обучения с использованием электронной образовательной системы Университет, автором был проведен опрос студентов вуза. Анализ ответов обучающихся на вопросы анкеты показал, что 47% респондентов «в целом, удовлетворены организацией образовательного процесса в ситуации дистанционного обучения». 35% опрашиваемых ответили, что «скорее да, чем нет», и только 18% не устраивает такой формат обучения.
Достаточно самокритичными были ответы обучающихся на вопрос анкеты, выясняющий проще или сложнее получать знания в онлайн-формате. Так, 47% студентов ответили, что «учиться стало сложнее». В качестве обоснования респонденты отмечали, исключительно личностные особенности восприятия информации и проблемы с волевой сферой: «сложнее из-за непривычности, сложности восприятия информации; из-за отсутствия непосредственного контакта с преподавателем, с остальными студентами, из-за проблем с концентрацией внимания, из-за состояния нереальности в изоляции» и др. ответы. 29% опрошенных отметили, что учиться стало проще. Однако, они указали на то, что «эффективность стала ниже, так как легче списать или делать индивидуальные задания коллективно; приходится больше усилий затрачивать, чтобы заставить себя выполнять различные учебные задания». Остальные 24% респондентов ответили неоднозначно, так как «есть свои плюсы и минусы». Они отметили, что главным минусом в онлайн-обучении является отсутствие «живого общения с преподавателями, как это было бы в аудитории».
Говоря о личном комфорте во время дистанционного обучения, большая часть обучающиеся (их количество составило 76%) отмечали свое внутреннее состояние в среднем 7 баллов из 10, если оценивать по
10-бальной шкале. В качестве положительных моментов студенты говорили об «экономии времени на дорогу», при этом, отмечали большую отвлекаемость во время занятий. Однако, 59% опрашиваемых указали на тот факт, что у них появилось больше свободного времени. Отрадно, что 35% респондентов отмечали, что тратят его на различные вебинары, онлайн-курсы, онлайн-конкурсы, повышая, таким образом, свой уровень знаний и умений, формируя профессиональные компетенции.
Нас порадовали ответы респондентов на вопрос, связанный с изменением объема знаний при переходе на онлайн-обучение. 53% студентов ответили, что «нет, не уменьшился», так как они и ранее «достаточно много времени тратили на самообразование (онлайн-курсы, подготовка и участие в конференциях, митапы и др.). Студенты отмечали, что часто используют следующие интернет-ресурсы, образовательные платформы: Stepik, Coursera, Openedu.ru, Epam и др. 29% опрошенных ответили утвердительно на вопрос, связав, опять-таки, с появлением свободного времени возможность потратить его на изучение первоисточников и дополнительной специализированной литературы по учебным курсам. 18% респондентов ответили неоднозначно, ссылаясь на наличие или отсутствие интереса к конкретной учебной дисциплине.
В опросе мы постарались выяснить мнение респондентов о смешенной форме обучения: 53% ответили утвердительно, при условии «ее грамотной организации»; 12% студентов ответили «отрицательно», сославшись на однозначность обучения («или онлайн, или офлайн»); 35% респондентов показали в своих ответах «нейтральное отношение», указав на то, что «лекции можно проводить онлайн, а практические и лабораторные занятия, все таки, офлайн».
Выводы. Анализируя научную литературу (Е.Б. Кужевская, Т.В. Лагуткина, М.А.Маслова, Е.И Смык., Э.Г. Собирова. и др.), а также результаты опроса респондентов, мы пришли к выводу, что можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны организации онлайн-обучения. К достоинствам относятся, тот факт, что цифровизация экономики, безусловно, влечет за собой цифровизацию образования. Происходит демократизация процесса получения знаний. Еще одно достоинство связано с качеством и доступностью учебной информации. Происходит обновление содержания образования за счет онлайн-курсов. Появляется возможность построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Следующий момент связан с лаконичностью и гибкостью образовательного процесса, возможность экономии средств и времени на дорогу до места обучения, овладение студентами онлайн-курсами бесплатно, в свободном доступе, получая сертификат соответствия, а также готовность студентов к приобретению знаний в предлагаемом формате. Многие студенты чувствуют себя более уверенно в общении с преподавателем, так как обучение происходит в привычном для них обстановке (в сети, аборигены). Что касается преподавателей, то здесь помимо перечисленных положительных моментов онлайн обучения можно добавить приобретение бесценного опыта взаимодействия со студентами, постоянное совершенствование навыков в освоении новых информационных технологий. И еще одно достоинство, вытекающее из его недостатка. Так как некоторые онлайн-курсы, которые используют в своей практике педагоги читаются на иностранных языках, появляется возможность повысить уровень английского, немецкого, испанского и др. в исполнении педагога-носителя иностранной речи и т.д.
Помимо достоинств онлайн обучения можно назвать следующие недостатки. Отсутствуют: нормативно-правовая база дистанционной образовательной деятельности, механизмы учета пройденных студентами онлайн-курсов на платформах других организаций, возможность проведения практических, лабораторных и групповых работ, контроль знаний обучающихся, непосредственный контакт с ними; сеть Интернет и качественный сигнал, оборудование для его приема и организации обучения. Снижается непосредственное взаимодействие обучающихся. Также необходимо учитывать тот факт, что существуют определенные риски, возникающие при организации электронного обучения, возможность хакерских атак на образовательные платформы университетов, ограниченный ресурс одномоментного присутствия большого количества обучающихся на платформе университета и т.д.
Так или иначе, онлайн-обучение, как отмечают исследователи (Н.П. Нарбут, И.А.Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева, Н.М.Куляшова, Г.В. Милованова и др.) подтолкнуло систему высшего образования к технологической трансформации, подчеркнув достоинства электронного обучения, раскрыв его недостатки в различных аспектах его организации. Оно стало тем педагогическим условием, которое содействует формированию готовности к самообразованию студентов вуза, позволяя организовать дальнейшее их интеллектуальное развитие, в профессиональном аспекте повысить квалификацию, а при необходимости, пройти профессиональную переподготовку в соответствии с целью и задачами, которые обучающиеся могут поставить сами перед собой. Опыт, приобретенный студентами, участвуя в онлайн-занятиях, позволит им подготовиться к непрерывному процессу самообразования, чтобы стать успешными в их будущей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 3-е изд. Казань. Издательство «Центр инновационных технологий». 2003. - 608 с.
2. Бакашева А.Б., Гамидов Л.Ш. Формирования готовности студентов к самообразованию с использованием дистанционных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 323-325.
3. Иванушкина Е.В. Сущность готовности к инновационной деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования // Вестник Самарского государственного университета. 2012. №8.1. С. 184-188.
4. Иванушкина Н.В. Научные подходы к проблеме формирования информационного образовательного пространства // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 11 (133). С. 268-271.
5. Иванушкина Н.В. Средства формирования психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. С. 96-99.
6. Кобилов А.У., Джурабоев А.М. Технологии компьютерного дистанционного обучения // Academic research in educational sciences. 2020. №3. С. 287-293.
7. Кужевская Е.Б., Смык Е.И. Применение дистанционных технологий обучения в современном образовательном процессе: за и против // Вестник экономической безопасности. 2019. №3. С. 376-378.
8. Куляшова Н.М., Милованова Г.В. Онлайн технологии как обязательный элемент обучения // E-Scio. 2020. №6 (45). С. 444-456.
9. Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения // Научный результат. Информационные технологии. 2020. Том 5. № 2. С. 54-60.
10. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., КрухмалеваО.В. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Том 20. № 3. С. 611-621.
11. Сергеева Л.А. Формирование информационной культуры будущего педагога в практике профессиональных дисциплин в вузе // Гаудеамус. 2020. Том 19. № 4 (46). С. 53-60.
12. Сердитова Н.Е., Белоцерковский А.В. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. 2020. № 4. С. 9-15.
13. Собирова Э.Г. Преимущества и недостатки дистанционного обучения в высших учебных заведениях // Academic research in educational sciences. 2021. Том 2. № Special Issue 1. С. 55-61.
14. Эрикенова Э.М. Формирование готовности студентов-экономистов старших курсов к непрерывному самообразованию средствами самостоятельной работы // Мир науки, культуры, образования. 2019. №6 (79). С. 365-367.
Педагогика
УДК 37.01
кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. В статье рассматривается значение волонтерского движения в социокультурной подготовке обучающихся педагогического университета. Развитие волонтерского движения в условиях высших учебных заведений соответствует государственной политике по выявлению и поддержанию общественных инициатив студенческой молодежи и ее социализации. Авторы рассматривают волонтерство как общественно-полезную созидательную деятельность, основанную на добровольном (безвозмездном) участии и принципах социального служения, взаимопомощи и альтруизма. Рассмотрены некоторые международные организации, которые реализуют волонтерские проекты. Представлена характеристика подобщности волонтеров (настоящие волонтеры, активные волонтеры, пассивные волонтеры, малодеятельные волонтеры). Авторы выделяют функции волонтерской общности. Представлена деятельность волонтерского центра Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, волонтер, волонтерство, добровольчество, волонтерское движение.
Annotation. The article examines the importance of the volunteer movement in the socio-cultural training of students at the pedagogical university. The development of the volunteer movement in the conditions of higher educational institutions corresponds to the state policy of identifying and maintaining public initiatives of student youth and their socialization. The authors consider volunteering as a socially useful creative activity based on voluntary (gratuitous) participation and the principles of social service, mutual assistance and altruism. There are some international organizations that implement volunteer projects. There is the characteristic of the sub-community of volunteers (real volunteers, active volunteers, passive volunteers, low-activity volunteers). The authors highlight the functions of the volunteer community. There is the activity of the volunteer center of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin.
Keywords: vocational training, volunteer, volunteering, volunteering, volunteer movement.
Введение. Современная подготовка обучающихся высшей школы претерпевает ряд изменений, обусловленных новыми целевыми установками в области образования и общественного развития. Необходимость усиления воспитательных возможностей образования рассматривается как одно из приоритетных направлений профессиональной подготовки. В этой связи развитие волонтерского движения в условиях высших учебных заведений соответствует государственной политике по выявлению и поддержанию общественных инициатив студенческой молодежи и ее социализации [8, 11, 131. Волонтерское движение в современном виде появилось в 20 годы XX века. Тогда молодежь разных стран решила совместными усилиями восстановить разрушенную войной Европу. Волонтерское движение является тем мощным ресурсом, которое помогает решить различного рода проблемы (социальные, экологические, экономические).
Понятие «волонтер» в переводе с латинского языка означает доброволец. Это человек, который добровольно занимается общественно полезной деятельностью на безвозмездной основе. Теория волонтерского труда начала развиваться в конце 20 века. В этот период уточняется понятие «волонтерство» (С. Шамбри и К. Эйноф), определяются группы теорий волонтерского труда (Д. Вилсон и Т. Роттоло). Волонтерство стало рассматриваться как деятельность, которая увеличивает социальный капитал (М. Мьюзик, К. Холмс).