Выводы. Многолетняя работа с китайскими студентами привела нас к твёрдому убеждению в том, что «различия синтаксиса русского и китайского языков, сильное интерферирующее влияние родного языка приводит к возникновению у китайских студентов трудностей на всех уровнях овладения синтаксическим строем русского языка» [3, С. 18]. Особенности в русской и китайской системах выражения целевых отношений, в частности, на уровне простого предложения, осложнённого деепричастным оборотом, обусловливают значительный дискомфорт, испытываемый носителями китайского языка при поиске русских эквивалентов китайских целевых конструкций. Однако поиск методических решений в рамках сопоставительного подхода к описанию и изучению сравниваемых языков, с одной стороны, способствует лучшему усвоению каждого из языков, с другой, - создаёт предпосылки для освоения нового языка носителями партнёрского языка.
Литература:
1. Моисеенко О.А., Петрова Л.Г. Учитесь выражать цель в русском языке. Практико-ориентированный модуль по русскому языку для самостоятельной работы иностранных студентов. Белгород, 2008. - Белгород, 2008. - 155 с.
2. Петрова Л.Г. Модульный подход к обучению иностранных студентов грамматической стороне речи [Текст] / Л.Г. Петрова, О.А. Моисеенко. - Белгород, 2008. - 176 с.
3. Петрова Л.Г. Технология модульного обучения китайских студентов целеполаганию в процессе формирования грамматической стороны речи на русском языке: опыт и перспективы. Монография / О.А. Моисеенко, Л.Г. Петрова, Сунь Дамань. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2020. - 100 с.
4. Петрова Л.Г. Способы выражения целевых отношений в китайском языке через призму языка русского: лингвометодический анализ: монография / Л.Г. Петрова, Ван Дунюэ, Л.Ф. Свойкина. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2020. - 97 с.
5. Петрова Л.Г. Русские целевые конструкции: учебное пособие по грамматике РКИ для китайских студентов. / Л.Г. Петрова, Л.Ф. Свойкина, Ван Дунюэ. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2020. - 44 с.
6. Реформатский, А.А. О сопоставительном методе [Текст] / А.А. Реформатский // Реформатский, А.А. Лингвистика и поэтика. - М., 1987. - С. 40-52.
7. Чжао Юньпин. Сопоставительная грамматика русского и китайского языков [Текст] М.: Прогресс, 2003. - 460 с.
Педагогика
УДК 316
кандидат педагогических наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Сабадин Дмитрий Андреевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Грициенко Дмитрий Андреевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар)
К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ
ПАНДЕМИИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема исследования способов и методов организации и проведения обучения в условиях глобальной эпидемии COVID-19, раскрывающая не только состояние образовательных технологий до и во время пандемии, но и текущие запросы общества, вызовы сферы образования, возникшие в результате пандемии.
Ключевые слова: пандемия, образовательные программы, образовательные технологии, образовательная онлайн-среда, интеграция электронных инструментов в образовательный процесс.
Annotation. The article explores the methods and techniques of organizing and conducting learning in a global epidemic COVID-19, revealing not only the state educational technology before and during a pandemic, but the current demands of society, the challenges of the education sector resulting from the pandemic.
Keywords: pandemic, educational programs, educational technologies, online educational environment, integration of electronic tools in the educational process.
Введение. На сегодняшний день основные подходы и технологии Edtech, получили наибольшую популярность в период пандемии. Основные вызовы, с которыми индустрия образования столкнулась в момент начала пандемии, послужили лейтмотивом для коренного переустройства образовательной среды. Наибольший интерес для исследователей сегодня представляет реакция корпоративного образовательного сектора и высших учебных заведений на возникшие вызовы и новый режим обучения, данные об этом были собраны из различных источников: от партнёров из сферы корпоративного и высшего образования, из профессиональной литературы, профессиональных сообществ, исследовательских отчётов и надёжных средств массовой информации, освещающих вопросы состояния образовательной индустрии и рынка Edtech, и представлены в материалах аналитического отчета Корпоративного университета Сбербанка («Обучение в новой нормальности: вызовы и ответы». Аналитический отчёт. - М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2020. - С. 71: ил., табл.) [1].
Все изменения в образовательном пространстве, вызванные пандемией, послужили толчком для ускоренного включения пользователей в образовательную онлайн-среду. Началось активное изучение современных образовательных технологий и возможностей их применения, в том числе путём обмена опытом между участниками образовательного процесса. Текущая ситуация в образовательных учреждениях позволяет говорить о том, что запущенные процессы внедрения новых технологий и активная ассимиляция к
ним преподавателей и обучающихся способны сместить привычное для многих соотношение образовательных форматов и подходов.
Мощным ресурсом для этой новой реальности является Edtech-рынок, который в состоянии предоставить разработчикам и преподавателям образовательных программ широкий спектр образовательных подходов, технологий и приложений для создания образовательного опыта. Но по мнению экспертов и разработчиков образовательных программ и преподавателей, не стоит внедрять и использовать одновременно большое количество разных инструментов. Процесс обучения происходит гораздо эффективнее, если преподаватель предварительно глубоко изучит небольшое количество инструментов и будет использовать весь функционал, предоставляемый данными инструментами. Это позволит обеспечить более качественную интеграцию электронных инструментов в образовательный процесс. Дополнительно мы видим запрос на интеграцию инструментов между собой для совершенствования образовательного опыта и для преподавателя, и для обучающегося.
Сегодня весь мир охвачен массовым онлайн-обучением, что, безусловно, ускорило активно протекающий процесс смены традиционной модели обучения, основанной на понимании того, что преподаватель передаёт знания, а обучающийся их получает. При этом прогрессивный вектор этих перемен обусловлен самой сутью онлайн-образования, при котором создаются возможности для того, чтобы большой круг преподавателей мог узнать и применить на практике подходы горизонтального обучения, что помогает повысить роль обучающегося в процессе обучения.
Несмотря на то что пандемия помогла студентам высших учебных заведений ощутить потенциальную финансовую выгоду, полученную благодаря онлайн-обучению (например, отсутствие платы за проживание на территории кампуса), опросы студентов показывают, что им не хватает традиционного посещения университетов, так как онлайн-формат ограничивает живое взаимодействие между студентами в процессе обучения, а также во внеурочное время и живое участие студентов в спортивной, культурной и социальной жизни университета. Эпидемия стимулирует построение новых профессиональных коллабораций. Нехватка знаний у одних и передача знаний другим - это то, что помогло многим людям и организациям продолжать эффективно работать в новых реалиях. Среди таких коллабораций можно отметить поддержку, оказанную университетами друг другу, а также поддержку высших учебных заведений и отдельных групп образовательными корпорациями как мирового, так и российского уровней. Намеченный тренд по созданию партнёрских программ, безусловно, продолжит своё развитие, так как все стороны, участвующие в партнёрстве, получают определённую выгоду.
Изложение основного материала статьи. Уже много лет из разных источников мы слышим, что живем в VUCA-мире и должны быть готовы к его вызовам: нестабильности, неопределённости, сложности и неоднозначности. В 2020 году из-за пандемии коронавируса все страны буквально в одно мгновение оказались в данных реалиях, на практике ощутив вызовы и осознав неготовность к ним. Основной вопрос, на который потребовалось найти ответ: «Что необходимо от всех нас, чтобы успешно существовать и взаимодействовать в условиях новой нормальности?» С точки зрения игроков образовательной сферы одной из ключевых проблем стал поиск нового баланса в изменившемся способе взаимодействия преподавателя и обучающегося, а также вопрос организации процесса обучения в дистанционных условиях, который будет учитывать ожидания и требования всех сторон.
Непрерывное обучение в течение всей жизни37 в VUCA-мире уже стало стандартом. В концепции «lifelong-learning» это ключевой фактор, способствующий конкурентоспособности и успеху в любой сфере деятельности. Однако, большинство людей всё ещё понимают под обучением формальную учёбу в школе или университете. Современное образование уже сейчас перестало ограничиваться сценарием «школа - вуз». Появилось много новых возможностей для расширения объёма знаний, умений и развития навыков в течение всей жизни: обучение на образовательных платформах, программах переподготовки и повышения квалификации и многое другое. Теперь не вызывает сомнений, что обучение в новых условиях должно быть непрерывным, социальным, персонализированным, ориентироваться на потребности и отвечать интересам обучающегося.
За последние годы активное развитие информационных технологий внесло большое количество изменений в сферу образования. Цифровизация и перевод многих процессов в онлайн позволили реализовывать традиционные образовательные процессы по-новому, организовав передачу и распространение знаний более эффективно как для передающего, так и получающего. Для успешной реализации этого на практике потребовалось найти правильное сочетание образовательных подходов и современных технологий.
Сегодня владение образовательными технологиями - это преимущество, которое позволяет разрабатывать более результативные и качественные обучающие решения с целью переноса знаний на практику. К сожалению, в открытых источниках образовательные технологии ошибочно приравниваются к онлайн-курсам и образовательным приложениям, поэтому предлагаем разобраться с базовым определением. С подходами и образовательными технологиями индустрия обучения была знакома и до пандемии, однако их применение было неравномерным. Например, в России наиболее заметно инновационные образовательные технологии применялись в сегменте дополнительного профессионального образования, в то время как высшие учебные заведения больше ориентировались на классические модели обучения.
Пандемия и связанный с ней карантин заставили всех игроков образовательной сферы детально погрузиться в освоение и применение современных подходов и технологий, ощутить, как можно предложить совершенно другой образовательный опыт онлайн, при этом сохранив качество обучения. Конечно, не всё получалось сразу из-за акцентов на цифровых технологиях, а не методологии разработки образовательных программ, но можно смело утверждать, что подобный опыт заставил всех убедиться, какие подходы и технологии работают, а какие нет.
Под образовательными подходами мы понимаем такие способы организации обучения, которые направлены на решение конкретной образовательной цели и базируются на определённых технологиях. Данные образовательные подходы представлены в таблице 1.
Среди указанных подходов в период пандемии наметился тренд на смешанное, социальное обучение, а также на обучение по запросу. Все эти подходы ориентированы на более про-активную роль обучающихся и трансформацию роли преподавателя из «передающего знания» в коуча и фасилитатора обучения.
Таблица 1
Образовательные подходы для про-активации роли обучающегося
Наименование образовательного ресурса Сущностная характеристика
Обучение по запросу подход, который предполагает инициативу учащегося во всём, начиная с выбора предмета и заканчивая самостоятельным освоением материала
Обучение через опыт совокупность образовательных технологий, предполагающих участие обучающихся в какой-либо деятельности и приобретение соответствующего опыта, а также оценку этой деятельности и приобретённого опыта, идентификацию и усвоение новых знаний и умений
Персонализированное обучение обучение, разработанное с учётом интересов, опыта, способов и темпов освоения знаний предпочтительных9 для конкретного обучающегося
Смешанное обучение образовательный процесс, построенный на основе сочетания технологий традиционного (лекции, семинары) и электронного (онлайн-обучение, видео и аудиоматериалы) обучения
Социальное обучение обмен информацией и опытом, коллаборация как обучающихся, так и внешних лиц, и совместное создание контента1 внутри социальных сетей
Технологии представляют совокупность способов организации образовательного процесса, направленных на достижение поставленных целей обучения. Среди них выделяют: адаптивное обучение -технология обучения, основанная на построении индивидуальной учебной траектории для обучающегося с учётом его текущих знаний, способностей, мотивации и других характеристик; чат-бот - автоматизированный и персонализированный чат между компьютерной системой и пользователем, он решает, как простые организационные вопросы, так и более сложные, превращаясь в полноценного «младшего» партнёра менеджера программы или обучающегося; симуляция - интерактивный метод развития навыков и умений, при котором происходит воспроизведение (моделирование) реальных процессов, событий, мест или ситуаций; перевёрнутое обучение - ключевая модель смешанного обучения, в которой обучающийся самостоятельно изучает теоретический материал, а на занятии закрепляет изученную информацию на практике вместе с преподавателем; МООК - массовый открытый онлайн-курс - вид дистанционных образовательных программ, предполагающий неограниченное число участников и открытый доступ через Интернет; микрообучение - обучение, при котором образовательный контент подаётся небольшим частями, каждая из которых имеет одну конкретную цель, и её выполнение занимает совсем немного времени.
Также выделяют деловую игру - вид симуляции, которая включает игровые элементы: сюжет, интерактивность, обратную связь, а также игровые процессы и правила; геймификацию - подход, подразумевающий внедрение элементов игры в неигровые процессы реального мира (как онлайн, так и офлайн), в том числе и обучения, для повышения вовлеченности обучающихся в решении задач и усвоении материала; виртуальный класс - технология дистанционного обучения, при которой участники обучающего события и преподаватель имеют возможность взаимодействовать между собой, передавая и анализируя информацию с использованием сети Интернет или корпоративных информационных систем; видеоконтент -тип обучающего контента, который отличается богатым видеорядом и идеально продуманной «драматургией произведения»; виртуальную реальность - реальность, искусственно воссозданную с помощью технических средств, воздействующих на органы чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание и др.), а также дополненную реальность - среду, в реальном времени дополняющую физический мир, каким мы его видим, цифровыми данными с помощью различных устройств (планшетов, смартфонов и др.) и определённого программного обеспечения; и мобильное обучение - обучение с использованием персональных электронных устройств.
Выводы. Понимание ключевых драйверов, которые определяют финансовое положение американских и британских вузов, поможет объяснить, почему университеты даже в экстренных обстоятельствах не возвращают плату за обучение. Во-первых, значительная часть издержек, таких как заработные платы профессоров, преподавателей, а также дополнительного персонала, помогающего содержать инфраструктуру кампуса в отсутствие студентов, остаётся неизменной. Во-вторых, ведущие вузы из-за пандемии лишились колоссального источника доходов - международных студентов. Это нанесло серьёзный урон не только для бюджета вузов в целом, но и для исследовательской деятельности: Кембридж и Оксфорд, например, финансируют исследования из доходов за стоимость обучения.
С аналогичными проблемами во время пандемии столкнулись и российские вузы. Среди факторов влияния - обслуживание инфраструктуры общежитий и самих университетов, ускоренная цифровая трансформация. В докладе Минобрнауки «Уроки "стресс-теста". Вузы в условиях пандемии и после неё» отмечено, что в 20% российских вузов есть направления, где дистанционный формат обучения считается неприемлемым, а более 40% опрошенных ректоров ожидают уменьшение совокупного бюджета университета на более чем 10% в 2021 году [3; 4].
К риску финансовой стабильности в новых условиях добавилась проблема неравенства в доступе к образованию. Когда обучение переходит в онлайн-формат, учебный процесс напрямую зависит от уровня развития 1Т-инфраструктуры, наличия надёжного интернет-соединения, умения преподавателей быстро адаптироваться к цифровым инструментам [5].
Не исключено, что со временем традиционный вуз будет всё больше восприниматься как роскошь. Зачем перемещаться между городами и странами, оплачивать проживание, поездки и сопутствующие расходы, если можно оставаться дома и работать, получая образование в более гибком формате и индивидуальном темпе?
Сегодня можно говорить о двух сценариях. При негативном развитии событий, если пандемия затянется и вспышки заражений продолжатся, доходы от обучения снизятся для многих учебных заведений из-за
сокращения набора международных студентов и отмены программ обучения за границей. Поступления, не связанные с обучением, также останутся низкими: все крупные мероприятия и конференции будут отложены.
В свою очередь, позитивный сценарий подразумевает ослабление пандемии и постепенное снятие санитарных ограничений. Конечно, даже при благоприятном развитии событий в краткосрочной перспективе нельзя ждать возвращения к прежней норме: доходы от обучения, скорее всего, упадут, учитывая, в частности, возмещение средств за программы обучения за границей и вероятное снижение мотивации к обучению у студентов [2].
Сейчас понятно одно - расходы на обучение будут меняться в зависимости от экономической и эпидемиологической обстановки, и вузам, и отделам обучения и развития необходимо сформировать гибкую стратегию для своих образовательных программ. Эпидемиологический и экономический кризис вызвал резкий переход в дистанционные форматы обучения и взаимодействия между участниками образовательного процесса. Болезненность данного перехода обусловлена барьерами, с которыми сталкиваются агенты дистанционного обучения. Среди таких барьеров можно выделить недоверие к дистанционному формату, слабые технические и цифровые компетенции, несовершенная IT-инфраструктура, дефицит времени для обучения, трудности в организации практической работы в дистанционном формате, недостаток коммуникации между участниками дистанционного образовательного процесса.
Несмотря на многоаспектность и многочисленность барьеров, препятствующих безболезненному внедрению дистанционного обучения, существуют ряд способов и решений, отвечающих перечисленным вызовам. В данном вопросе важно изначально учитывать возможные трудности и барьеры, чтобы заранее выработать, в том числе применяя опыт других, необходимые решения.
Новый формат жизнедеятельности, вызванный пандемией, также спровоцировал потребность в развитии новых навыков как среди широких слоев населения, так и внутри компаний. Последние инициировали курсы повышения квалификации и переподготовки для своих сотрудников по совершенно новым направлениям [6; 7]. Среди новых направлений обучения, на которые обратили внимание во время пандемии, можно отметить: дистанционное управление командами и сотрудниками; навыки работы с цифровыми инструментами; лидерство во время кризиса; физическое и психическое благополучие и устойчивость; принятие решений во время кризиса; гибкая работа.
Литература:
1. Обучение в новой нормальности: вызовы и ответы». Аналитический отчёт. - М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2020. - С. 71: ил., табл.
2. McKinsey - "Coronavirus: How should US higher education plan for an uncertain future?", 2020 http://sber.me/?p=g65FB
3. Национальный исследовательский Томский государственный университет - «Уроки "Стресс-теста". Вузы в условиях пандемии», 2020
4. НИУ Высшая школа экономики - «Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии», 2020
5. ТАСС - «Работодатели назвали навыки, помогающие сохранить конкурентоспособность на рынке», 2020
6. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 1. С. 54-66.
7. Боцоева А.В., Гучетль С.К., Кульбит Ю.С. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 59-62.
Педагогика
УДК 378
магистрант Пирогова Анна Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Филатова Елена Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
Аннотация. В работе рассматривается вопрос эффективности социологического опроса студентов в рамках оценки качества воспитательной работы в вузе. Приводится пример проведения данного исследования среди студентов Мининского университета. На основе приведенного примера показано, как социологический опрос способствует выявлению пробелов в организации воспитательного процесса.
Ключевые слова: воспитательная работа, социологический опрос, качество воспитательной работы, студент.
Annоtation. The paper considers the effectiveness of a sociological survey of students in assessing the quality of educational work in higher education. An example of conducting this study among students of Minin University is given. Based on the given example, it is shown how a sociological survey helps to identify gaps in the organization of the educational process.
Keywords: educational work, sociological survey, quality of educational work, student.