различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с общим недоразвитием речи, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Литература:
1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7 No 1. URL: https://vestnik.mininunier.ru/jour/article/view/931
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2006. - 166 с.
5. Жулина Е.В., Аргунова С.Е. К вопросу о развитии связной речи в условиях дизонтогенеза. Проблемы современного педагогического образования. 2019 г. № 57. - С. 173-178.
6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Альянс 2013. - 367 с.
7. Мироненко В.А., Медведева Е.Ю. Современные информационные технологии коррекции грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи / Мироненко В.А., Медведева Е.Ю. // Журнал «Проблемы современного педагогического образования». - Ялта, 2017, № 57-10.
8. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина - М.: Дрофа, 2014. - 127 с.
9. Чиркина, Г.Ф. Методы обследования речи детей: пособ. по диагностике речевых нарушений / под ред. проф. Г.Ф.Чиркиной. 3-е изд. доп. — Москва: АРКТИ, 2003 - 240 с.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук Третьякова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» (г. Краснодар)
О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ СИНХРОННОГО И АСИНХРОННОГО ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ
ПАНДЕМИЕЙ
Аннотация. В статье рассматриваются проблема поиска дидактических моделей, отвечающих запросам современной образовательной среды в условиях перехода на дистанционный формат обучения, обусловленный пандемией и глобальными процессами социума в контексте цифровизации.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательная среда современных вузов, онлайн-обучение, синхронный и асинхронный формат, техническая поддержка, цифровизация образования, дидактическая модель.
Annotation. The article discusses the problem of finding didactic models that meet the needs of the modern educational environment in the context of the transition to a distance learning format due to the pandemic and global processes of society in the context of digitalization.
Keywords: distance learning, educational environment of modern universities, online learning, synchronous and asynchronous format, technical support, digitalization of education, didactic model.
Введение. На сегодняшний день основным трендом реформации классического образования высшей школы выступает цифровизация, которая оказалась весьма актуальной в условиях пандемии. Это оказало существенное влияние на работу высших и средних учебных заведений всех без исключения стран мира, поставила вузы в тяжёлые условия, требуя за короткий период адаптироваться к происходящим событиям, ускорив цифровизацию и перевод обучения в дистанционный формат. К сожалению, не все университеты были способны оперативно перевести обучение в онлайн, в основном по причине отсутствия необходимой инфраструктуры. По данным, представленным в Аналитическом отчёте к V Международной конференции «Больше чем обучение: вызовы новой нормальности», университет Буэнос-Айреса вместо перевода студентов в дистанционный формат принял решение отменить учебные занятия и внёс изменения в академический календарь, объясняя, что только очное обучение может гарантировать высокий уровень качества [1].
Процент вузов, в которых было полностью отменено преподавание, оказался очень низок по всему миру. Однако, в Африке он составил 24%. При этом только 29% африканских вузов смогли быстро перенести преподавание и обучение в онлайн-режим по сравнению с 85% вузов в Европе [1].
Ключевым опасением со стороны всех вузов стало падение качества высшего образования. Образовательный опыт, который студенты получают дистанционно, очень сильно зависит от хорошего технического оснащения и готовности преподавателей работать в новых условиях так же эффективно, как и до пандемии. Отдельно стоит упомянуть недостаточную техническую компетентность преподавательского состава при переходе в дистанционные форматы: многие просто не были знакомы с платформенными решениями для онлайн-обучения и их функционалом. Поэтому преподавателям пришлось наращивать этот опыт непосредственно в ходе выполнения своих рабочих функций. При этом сложности возникали и на стороне самих платформенных сервисов - Zoom, Google Meet, Skype, Webex. Например, взлом виртуальных классов или утечка персональных данных вынуждали временно приостановить обучение в некоторых университетах.
Как следствие неудовлетворённости изменениями, студенты ряда стран заявляли о неготовности обучаться в дистанционных форматах. В Великобритании более 300 тыс. студентов подписали петицию, требуя возместить им оплату обучения [2]. Аналогичные петиции подписали студенты американских бизнес-школ в Стэнфорде, Северо-западном университете и Уортонской школе бизнеса [3]. Студенты Филиппин
выступили против обучения онлайн, объясняя это тем, что подобный формат не равноценен традиционным формам обучения, а также в связи с неразвитой технологической инфраструктурой [4].
В особо затруднительном положении оказались международные студенты всех университетов мира. Многие были вынуждены в короткие сроки освободить общежития, что повлекло за собой трудности с поисками жилья. Закрытие границ привело к тому, что международные студенты потеряли возможность вернуться домой. Часть из них столкнулась с финансовыми трудностями из-за ограничений в трудовом законодательстве страны обучения.
Серьёзно пострадало и международное сотрудничество в области образования и науки. Согласно исследованию, IAU "Global Survey on the Impact of COVID-19 on Higher Education around the World", в котором приняли участие более 424 вузов из 109 стран мира, наиболее значительными последствиями пандемии стали - отмена международных поездок (в 83% вузов) и отмена или перенос научных конференций (81% вузов). Более того, научные проекты рискуют не быть завершёнными чуть более чем в половине вузов (52%) [5].
В период пандемии дистанционное образование как форма предоставления образовательных услуг не стала для университетов России и мира новым форматом взаимодействия со студентами. Из опрошенных представителей высших учебных заведений было выявлено, что на протяжении многих лет дистанционные технологии сопровождали образовательный процесс в вузах страны. Однако именно экстренный переход в режим полного дистанта стал своеобразным вызовом 2020 года. Ниже представлены реакции официальных представителей некоторых высших учебных заведений на экстренный переход в дистанционный образовательный формат.
Изложение основного материала статьи. Пандемия коронавируса заставила обратить внимание на два ключевых фактора: повышение неопределённости будущего и изменение базовых форм рабочего взаимодействия. Ранее после постепенного возвращения персонала в офисы некоторая доля сотрудников всё еще оставалась работать удалённо. Сейчас уже наблюдаются новые волны самоизоляции и массовой дистанционной работы.
Согласно результатам опроса крупнейших компаний России, а также представительств международных организаций, проведённого EY, только 47% организаций внедрили программы обучения, связанные с управлением виртуальными командами и IT-грамотностью сотрудников (работа в Skype, Teams, Zoom и др. программах для коммуникации), 79% компаний добавили программы корпоративного обучения, связанные с удалённым режимом работы. Таким образом, специалистам необходимо как можно скорее осваивать новые способы коммуникации и командной работы, повышать уровень цифровых навыков, а руководителям -учиться управлять в новых обстоятельствах и развивать антикризисные компетенции, чтобы трансформировать бизнес.
Кризис, с которым мы столкнулись из-за пандемии, не похож на предыдущие, поэтому старые практики управления не подойдут. Лишь 5% специалистов отделов обучения и развития полагают, что их стратегия обучения, инвестиции и ресурсы вернутся к тем показателям, которые были до начала пандемии [1]. Новые условия требуют новых навыков, а значит, изменений в обучении. Среди новых направлений обучения, на которые обратили внимание во время пандемии, можно отметить: управление дистанционными командами и сотрудниками; навыки работы с цифровыми инструментами; лидерство во время кризиса; физическое и психическое благополучие и устойчивость; принятие решений во время кризиса; гибкая работа.
Понимание ключевых драйверов, которые определяют финансовое положение американских и британских вузов, поможет объяснить, почему университеты даже в экстренных обстоятельствах не возвращают плату за обучение. Во-первых, значительная часть издержек, таких как заработные платы профессоров, преподавателей, а также дополнительного персонала, помогающего содержать инфраструктуру кампуса в отсутствие студентов, остаётся неизменной. Во-вторых, ведущие вузы из-за пандемии лишились колоссального источника доходов - международных студентов. Это нанесло серьёзный урон не только для бюджета вузов в целом, но и для исследовательской деятельности: Кембридж и Оксфорд, например, финансируют исследования из доходов за стоимость обучения [1].
С аналогичными проблемами во время пандемии столкнулись и российские вузы. Среди факторов влияния - обслуживание инфраструктуры общежитий и самих университетов, ускоренная цифровая трансформация. В докладе Минобрнауки «Уроки "стресс-теста". Вузы в условиях пандемии и после неё» отмечено, что в 20% российских вузов есть направления, где дистанционный формат обучения считается неприемлемым, а более 40% опрошенных ректоров ожидают уменьшение совокупного бюджета университета на более чем 10% в 2021 году [6].
К риску финансовой стабильности в новых условиях добавилась проблема неравенства в доступе к образованию. Когда обучение переходит в онлайн-формат, учебный процесс напрямую зависит от уровня развития IT-инфраструктуры, наличия надёжного интернет-соединения, умения преподавателей быстро адаптироваться к цифровым инструментам.
Имея мультиаспектный характер, данный вызов отразился как на технической, так и на методологической сторонах образовательного процесса. Ответные реакции и предложенные решения касаются внедрения корпорациями новых технических, методологических, коммуникационных и иных подходов, техник и инструментов, направленных на поддержание эффективного образовательного процесса, который в первую очередь характеризуется высоким уровнем удовлетворённости всех его участников.
Сочетание форматов и методов в дистанционном обучении - это интересный ресурс, требующий всестороннего изучения. Несмотря на то что в условиях карантина организации изначально выводили весь обучающий контент в онлайн-трансляцию, постепенно намечался тренд на применение и других методов: стали комбинировать синхронный и асинхронный форматы обучения, внедрялись программные решения с высоким уровнем качества трансляции и интерактивными элементами, а также с возможностью участвовать в групповых дискуссиях.
Эксперты и ученые, занимающиеся проблемами искусственного интеллекта в образовании, говорят об актуализации проблем работы с большими данными, цифровым следом, учебной аналитикой, тестами, экзаменами, интерактивными контрольными точками, реализуемыми в онлайн-формате.
Данная проблема может быть решена с помощью доказательных исследований. В процессе внедрения цифровизации образования мы неизбежно сталкиваемся с огромным количеством самых разнообразных по своей сущностной характеристике проблем. Это открытость, доказательность, справедливость, этичность,
приоритет человека над искусственным интеллектом. И, соответственно, инструменты и технологии, которые мы используем в работе, должны помогать, а не являться фрустраторами и препятствиями. Серьезные проблемы связаны, например, с терминологией, в связи с чем нужны трансляторы тезаурусов, которые помогут говорить о сложном просто и понятно, обеспечивая продуктивность и эффективность образовательного процесса.
Экспериментальные данные должны быть научно обоснованными, и опираться на рецензии со стороны внешних независимых экспертов, с публикациями в общепринятой парадигме. Обобщая маркеры проблемного поля всей современной мировой системы образования, можно выделить: разделение на предметы-нет единой картины мира; отсутствие индивидуальности; отсутствие системы измерения качества образования; отсутствие независимой системы оценивания; отсутствие персонификации ответственности; отсутствие ответственности профессионального сообщества; отсутствие вовлечения (увлечения) в обучение; отсутствие соответствия требованиям рынка и жизни; обучение технологиям.
Треть этих проблем являются классическими. Их решать нужно и можно в современной реальности образовательной среды. Остальные из вышеперечисленных проблем простыми образовательными технологиями не решаются. Есть положительный опыт экспериментов, посвященных внедрению работы с большими данными (Big data) в образовательные системы. С этим можно работать, потому что любой университет является источником изобилия данных, и при этом очень многие из этих данных являются «чистыми» априори, соответственно, они регистрируются информационными системами университета сами по себе. На основе таких данных можно строить достаточно точные системы на алгоритмической основе [7].
Следующая серьезная проблема, вызвавшая широкий резонанс в научно-педагогическом сообществе, связана с системой учета и планирования нагрузки ППС в онлайн-средах (таблица 1).
Таблица 1
Сложности в системе учета и планирования учебной нагрузки ППС
Аудиторная нагрузка ППС Нагрузка ППС в формате онлайн
- нагрузка ППС (час) - нагрузка обучающегося (час) - трудоемкость дисциплины (ЗЕТ, час) - нагрузка ППС (час) - проведенные занятия в синхронном режиме + фактический объем работ по проверке, рецензированию работ, ответов на вопросы, комментариев - количество студентов* - количество заданий* - активность преподавателя*
По сути мы понимаем, что онлайн-формат помимо доступности, принес большое количество проблем и противоречий. Как оценить и измерить объем деятельности преподавателя, как оценить ее трудоемкость при его работе со студентами? Трансформация нагрузки преподавателя сегодня вплотную подвела образовательное сообщество к необходимости работы с цифровым следом. Занимаясь системной аналитикой цифровых следов, можно довольно точно прогнозировать образовательные траектории обучающихся (таблица 2).
В рамках изучения цифровых следов можно распознавать: вовлеченность, командность, коммуникации, отношение и эмоции. При рассмотрении этих проблемных драйверов, мы четко понимаем при слиянии двух кризисов: эпидемиологического и образовательного, жизненно необходим поиск новой парадигмы. Возможно, в нашем случае речь идет о новой дидактической модели. Она должна принципиально отличаться от общепризнанного дидактического треугольника, триады «учитель-ученик-контент».
Таблица 2
Детерминанты трансформации нагрузки преподавателя в различных форматах образовательного
процесса
Трансформация нагрузки преподавателя
Занятие/форма Аудиторное занятие Синхронный онлайн Разработка онлайн-курсов Сопровождение онлайн-курсов
Лекция Чтение лекции Чтение лекции через ВКС Производство видеолекции, скринкаста, презентации, конспекта, пособия
Консультация Консультации в аудитории ВКС-консультации - Ответ на каждый вопрос форумов
Практические занятия Практические занятия ВКС-консультации (?) Разработка задания для самостоятельной работы Проверка и рецензирование каждой самостоятельной работы каждого студента
Лабораторная работа Лабораторная работа Демонстрация эксперимента (?) Разработка виртуальной работы, тренажера Проверка и рецензирование каждой самостоятельной работы каждого студента
Семинар Семинар ВКС-семинар Разработка инструмента онлайн-семинара Рецензирование беседы и ответов студентов
Тест (закрытые ответы) - - Разработка тестовых заданий -
Тест (открытые задания) Разработка тестовых заданий Проверка и рецензирование каждого ответа каждого студента
Контрольная работа Проверка работ каждого студента ? Разработка контролирующих мероприятий Проверка и рецензирование каждой работы каждого студента
Среди самых популярных инструментов организации синхронного дистанционного обучения в организациях можно выделить Zoom, который до пандемии рассматривался как корпоративный сервис для создания видео- и аудиозвонков через Интернет. Бесплатная версия сервиса позволяла создавать групповые конференции длительностью до 40 минут, к которым могло присоединиться до 100 человек. В период пандемии сервис быстро адаптировался к потребностям сферы обучения и позволил организовать ряд активностей: онлайн-лекции; групповые дискуссии (синхронные и асинхронные) в малых группах; работу над групповыми проектами в синхронном и асинхронном форматах и их дальнейшую защиту. Позже применялись и другие альтернативные инструменты, например, Microsoft Teams.
С марта 2020 года, образовательные технологии, представленные на рынке Edtech, активно внедрялись и использовались в России учреждениями высшего профессионального образования. Среди опрошенных университетов была выявлена большая вариативность в спектре образовательных технологий, введённых в действие как в рамках основного, так и в рамках дополнительного профессионального образования. Ими явились виртуальные лаборатории, групповые и проектные работы, смарт-сити игры и симуляционные игры, лекции/семинары с приглашёнными спикерами, перевёрнутые классы и методика горизонтального обучения. Согласно рейтингу эффективности дистанционных обучающих материалов, представленному в отчёте об онлайн-обучении Гарвардской Школы Бизнеса, из предложенных девяти вариантов электронных обучающих материалов большинство студентов отметили, что видеоролики являются наиболее эффективным материалом. За ними по степени эффективности следуют электронные статьи, записанные лекции и саморегулируемые онлайн-курсы. Наименее эффективным электронным обучающим материалом, по мнению студентов, являются аудиоматериалы [1].
Выводы. Возросла роль приёмов удержания внимания - игровые ситуации, групповая работа помогали в режиме онлайн сконцентрироваться на обучении. Организация работы над проектами органична для дистанционного формата, так как предполагает и самостоятельную деятельность обучающихся в удобном для них графике, и регулярную коммуникацию с преподавателем, который помогает справляться с затруднениями, оценивать результат и придерживаться графика проекта. Самостоятельная рефлексия обучающихся может быть организована в виде индивидуальной работы (написания эссе, ведения дневника самонаблюдения) или в формате групповых занятий (например, дискуссий). В любом случае рефлексия позволяет обучающемуся осознавать свою позицию в процессе обучения, встраивать изучаемый материал в свою картину мира и повседневность. С точки зрения эффективности учебного процесса это помогает слушателям анализировать, насколько успешно осваиваются новые навыки, в чём возникают сложности и т.д.
Совместное выполнение заданий в формате «равный - равному» помогает обучающимся занять активную позицию в учебном процессе, наладить взаимодействие внутри группы и применить на практике полученные знания. Есть разные варианты работы с напарниками в дистанционном формате, ниже примеры некоторых из них.
Самостоятельная рефлексия обучающихся может быть организована в виде индивидуальной работы (написания эссе, ведения дневника самонаблюдения) или в формате групповых занятий (например, дискуссий). В любом случае рефлексия позволяет обучающемуся осознавать свою позицию в процессе обучения, встраивать изучаемый материал в свою картину мира и повседневность. С точки зрения эффективности учебного процесса это помогает слушателям анализировать, насколько успешно осваиваются новые навыки, в чём возникают сложности и т.д.
Взаимная проверка заданий- тоже прогрессивная методика работы. Обучающиеся распределяются по парам, которые должны проверить работу друг у друга. С каждым новым заданием пары могут меняться. Взаимодействовать напарники могут в асинхронном формате вне общих онлайн-занятий.
Выполнение практических упражнений в рамках онлайн-встреч подходит для развития коммуникативных и других мягких навыков. Развитие практик осознанности» работа с напарником онлайн используется для тренировки навыка внимательного слушания.
По мнению экспертов, изучающих проблему вовлечения в процесс обучения, онлайн-курс может быть представлен целевой аудитории в формате мини-сериала. Общеизвестно, что большинство людей в современном мире увлечены просмотрами сериалов и отдают предпочтение получению информации в киноформате. В связи с этим разработка и проведение образовательных программ с применением разных киноформатов с большой долей вероятности обеспечит максимальное включение слушателя в процесс обучения.
Так как для формирования навыков важна поддерживающая среда, при организации дистанционного обучения важно решить вопрос её создания. Учебный чат, группы в социальных сетях, форумы образовательной программы, ведение совместной базы знаний помогали создавать сообщества, готовые поддерживать своих участников в дальнейшем развитии.
Один из способов поддержки внутри сообщества - наставничество. Наставник - человек, который готов ответить на вопросы «подопечного» в любое время, а также напомнить о необходимых действиях для достижения результата. В дистанционном формате наставник может быть на связи в учебном чате, в личной переписке и в любом мессенджере. Функцию наставника может выполнять более опытный обучающийся - по аналогии с программами наставничества в университетах.
Новый формат обучения и соответствующие ему новые образовательные техники и инструменты потребовали от профессорско-преподавательского состава новых знаний и навыков как в части технического администрирования преподаваемой ими дисциплины, так и в части методологической проработки формата подачи материала и формата оценивания, с учётом принципов организации и ведения образовательной работы в онлайн-формате.
Сегодня университеты разрабатывают и внедряют разные формы передачи и закрепления новых навыков у профессорско-преподавательского состава, помогая сотрудникам легко и быстро адаптироваться к новым условиям работы. Среди таких форм можно выделить курсы повышения квалификации, механизм выездных тьюторов, специальные электронные порталы с практическими советами и ресурсами, службы цифровых волонтёров и кураторов.
Литература:
1. Обучение в новой нормальности: вызовы и ответы. Аналитический отчёт. - М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2020. - С. 71: ил., табл. University World News - "Putting fairness at the heart of higher education", 2020. http://sber.me/?p=cx3Fd
2. Epigram - "Reimburse all students of this year's fees due to strikes and COVID-19", 2020.
3. Financial Times - "MBA students demand tuition fee refunds over campus closures", 2020.
4. The Cornell Daily Sun - "Students Sue Cornell for Breach of Contract, Demand Tuition Refund", 2020
5. International Association of Universities - "The impact of covid-19 on higher education around the world", 2020
6. Национальный исследовательский Томский государственный университет - «Уроки "Стресс-теста". Вузы в условиях пандемии», 2020
7. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 1. С. 54-66.
Педагогика
УДК 378.2
преподаватель Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Грашина Полина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема определения сущности проектного подхода в профессиональном образовании, а так же его реализации. Функции, особенности подхода, его основные стадии. Проект в образовании выполняет много ролейи функций, которые позволяют двигаться от идеи к действию, структурировать этапы всего процесса в обучении, а так же вести познавательную деятельность. В статье рассмотрены ошибки понятийного аппарата, а затем и возможныедопускающиеся ошибки применения проектов в образовании. Выделен комплекс вопросов для эффективности реализации проектного подхода в профессиональном образовании.
Ключевые слова: проект,проектный подход, профессиональное образование, образовательный процесс, педагогическая деятельность, практический результат.
An^tatton. The article deals with the actual problem of determining the essence of the project approach in vocational education, as well as its implementation. Functions, features of the approach, its main stages. The project in education performs many roles and functions that allow you to move from idea to action, structure the stages of the entire process in learning, as well as conduct cognitive activity. The article discusses the errors of the conceptual apparatus, and then the possible mistakes of the application of projects in education. A set of issues is highlighted for the effectiveness of the implementation of the project approach in professional education.
Keywords: project, project approach, professional education, educational process, pedagogical activity, practical result.
Введение. В современном обществе термин «проект» используется во все различных направлениях, в том числе и в образовании. Довольно часто употребление данного понятия носит не совсем корректный характер и является ошибочным. Для определения происхождения столь «многогранного» термина «проект» в образовательной среде, вначале следует обратиться немного к истории его появления.
Отметим, что существенных различий между содержанием проектного подхода в различных сферах деятельности нет, но стоит заметить, что для профессионального образования проекты имеют особое значение, т.к. они являются не только способом организации профессиональной деятельности (как для большинства отраслей), но и методом обучения. Исходя из этого именно на этой особенности есть необходимость остановиться подробнее.
Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выделить сущность проектного подхода в профессиональном образовании.
Изложение основного материала статьи. Феномен «проекта» в рамках образования своим возникновением обязан Джону Дьюи - американскому философу и педагогу. По его мнению, проект отличается: