УДК 378.014.54
ОБУЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПОДХОДУ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
С. А. Домрачева
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В статье рассматривается проблема обучения преподавателей вуза проектно-ориентированному подходу. Цель исследования: рассмотреть значимость и необходимость внедрения проектно-ориентированного подхода в образовательный процесс вуза, проанализировать результаты опросов преподавателей, обучающихся на курсах повышении квалификации по программе «Технологии реализации проектно-ориентированного подхода в образовательном процессе современного университета». Методы и методики исследования: использованы опросные методы, анализа и обобщения, анкета оценки результатов обучения. Рассмотрены особенности проектной технологии и ее применения в системе дополнительного образования взрослых: активная роль обучающегося взрослого; готовность обучающихся к взаимодействию и обмену опытом; мотивация на успех, повышение своего профессионального мастерства; активная творческая позиция, способность к самореализации. Показано, что успешное внедрение проектного обучения в работу высшей школы связано с модернизацией структуры и содержания образовательного процесса и преодоления существующих стереотипов вузовского обучения. Проанализированы результаты оценки предшествующего обучения слушателей курсов повышения квалификации по методу VPL - процессу оценки и проверки личных компетенций и его результатов. Представлены основные теоретические разделы дополнительной образовательной программы, эффективность программа оценена самими слушателями курсов, являющимися преподавателями вуза. Обсуждение проблемы исследования включает уровень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть преподаватели вуза, чтобы грамотно оформлять заявки на конкурсы и гранты; применять технологии организации проектной деятельности в работе со студентами. В заключении приводятся результаты удовлетворенности курсами, предлагаются рекомендации по совершенствованию апробированной программы.
Ключевые слова: проектирование, проектно-ориентированный подход, повышение квалификации, оценка предшествующего обучения, проектные компетенции.
TEACHING UNIVERSITY TEACHERS A PROJECT-ORIENTED APPROACH AS ONE OF THE CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF A MODERN UNIVERSITY
S. A. Domracheva
Mari State University, Yoshkar-Ola
The article deals with the problem of teaching the university teachers a project-oriented approach. The purpose of the research is to consider the importance and necessity of implementing a project-oriented approach to the educational process of the university, to analyze the results of interviews of teachers who are studying at advanced training courses in the program "Technologies for implementing the project-oriented approach in the educational process of a modern university". Methods and techniques of research: questionnaire methods, analysis and generalization, a questionnaire for evaluating learning outcomes are used. The features of the project technology and its application in the system of additional adult education are considered: the active role of the learning adult; Readiness of students for interaction and exchange of experience; Motivation to succeed, increase their professional skills; Active creative attitude, ability to self-realization. It is shown that the successful introduction of project training in the work of higher education is associated with the modernization of the structure and content of the educational process and overcoming the existing stereotypes of higher education. The results of the evaluation of the previous training of the participants in the VPL training courses - the process of assessing and verifying personal competencies and their results are analyzed. The main theoretical sections of the additional educational program are presented, the program is evaluated by the course participants themselves, who are the teachers of the university. Discussion of the research problem includes the level of knowledge, skills and abilities that the university teachers should master in order to register applications for contests and grants correctly; To apply technologies of the organization of project activity in work with students. In conclusion, the results of satisfaction with the courses are given, recommendations are offered on the improvement of the approved program.
Keywords: design, project-oriented approach, further training, evaluation of previous training, project competencies.
© Домрачева С. А., 2017
В соответствии с инновационной направленностью развития образования к опорным вузам предъявляется ряд новых требований, выполнение которых напрямую связано с подготовкой преподавателей вуза к использованию проектных технологий в учебном процессе.
Значительно большая, чем ранее, часть научно-педагогического состава вуза должна активно включиться в процесс создания творческих коллективов по реализации научных проектов. Это необходимо как для принятия эффективных решений по развитию вуза в целом, так и по обеспечению финансового благополучия самих сотрудников.
Это означает, во-первых, что преподаватели и сотрудники должны быть готовы к освоению новых видов деятельности и увеличению объема научно-исследовательской работы, а во-вторых, они должны продолжать решать традиционные задачи поддержания фундаментальных исследований и образования, и, в частности, роста научно-педагогических школ.
Проектно-ориентированный подход предполагает использование метода проектов не только в профессиональной деятельности, но и в сфере управления современным вузом.
В педагогике высшего образования ФРГ проектный метод определяется как развитие познавательных навыков студентов, их умений самостоятельно конструировать собственные знания, а также хорошо ориентироваться в информационном пространстве [7]. Проектная технология или метод проектов - это технология взаимодействия преподавателя и студентов по созданию модели предстоящей деятельности. Выделяя проектную деятельность как инновационную составляющую современного образования, заметим, что данная технология предоставляет возможность осуществить целенаправленное поэтапное формирование команды высококвалифицированных специалистов на основе заданных критериев, исходя из специфики каждого отдельного проекта. В процессе реализации проекта развиваются творческие способности человека, работа в проекте способствует формированию логического, критического, проблемно-ориентированного междисциплинарного мышления. Использование метода проектов в современном вузе обеспечивает включение студентов в творческую научно-исследовательскую работу на ранних этапах обучения.
Цель исследования - рассмотреть значимость и необходимость внедрения проектно-ориенти-рованного подхода в образовательный процесс вуза, проанализировать результаты опросов пре-
подавателей, обучающихся на курсах повышении квалификации по программе «Технологии реализации проектно-ориентированного подхода в образовательном процессе современного университета».
Методы и методики исследования: использованы опросные методы, анализа и обобщения, анкета оценки результатов обучения.
Проблемы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава современной высшей школы рассмотрены в исследованиях Е. Е. Выборновой, Л. И. Дудиной, В. Е. Жабако-ва, Л. В. Журавлевой, Е. В. Игнатович, И. Н. Иш-мухаметова, Е. А. Туковой и других.
Высшая школа должна гарантировать, чтобы «каждый сотрудник обладал необходимой компетенцией, особенно психолого-педагогической» [10]. На значимость освоения психолого-педагогическими компетенциями преподавателями вуза указывает и И. Н. Ишмухаметов [5].
Можно выделить ряд особенностей проектной технологии в системе дополнительного образования взрослых: активная роль обучающегося взрослого; готовность обучающихся к взаимодействию и обмену опытом; мотивация на успех, повышение своего профессионального мастерства; активная творческая позиция, способность к самореализации.
Е. В. Игнатович выделяет два профессиональных дефицита: владение методологией написания индивидуальных и коллективных заявок в сфере грантово-проектной деятельности; приобретение практического опыта управления проектами [4].
Проектная деятельность в процессе обучения рассматривается учеными (В. П. Беспалько, Г. Б. Голуб, Н. Ф. Маслова, В. Г. Наводнов, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, С. А. Смирнов и др.) как важнейший метод успешного формирования профессиональной компетентности будущих специалистов; проектировочная компетенция определяется в качестве одной из составляющих профессиональной компетентности: выпускник вуза должен обладать знаниями о проектной деятельности, умениями ее осуществлять на профессиональном уровне. А. В. Николаенко считает, что проектная деятельность обеспечивает взаимодействие с другими [8].
К достоинствам групповой технологии проектного обучения специалисты относят: «широкое и многостороннее взаимодействие участников в ходе групповой работы над выполняемыми проектами, формирование группового стиля мышления и исполнительности на всех этапах выполнения работ по проекту» [1, с. 12].
Актуальность компетенций проектирования для научно-педагогических работников современных вузов заключается в том, что они необходимы для инновационной деятельности в области науки и образования; именно проектные компетенции позволяют вывести современные вузы на новый уровень. «Проектирование делает педагогическую позицию преподавателя активной, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует собственную деятельность, реализует свои творческие замыслы, контролирует и оценивает ход и результаты своей работы» [3, с. 21].
Наиболее близкой нам позицией в плане управления проектной деятельностью студентов является точка зрения ученых Ю. А. Коваленко и А. А. Никитиной: «Через организацию проектной деятельности возможно не только формирование готовности к ее осуществлению, но и развитие конкурентоспособной личности в целом» [6, с. 230]. Ряд ученых считают ее технологией подготовки элитных кадров, способных к проектной и инновационной деятельности для развития наукоемкого бизнеса и постиндустриальной экономики России [2].
На основе анализа исследований по данной проблематике мы установили группу проблем, существенно снижающих возможности внедрения проектно-ориентированного подхода в вузе, условия, необходимые для осуществления данного подхода и в конечном итоге результаты его внедрения (табл.).
Проблемы внедрения проектно-ориентированного подхода в современном вузе и пути их решения / Problems of implementating the project-oriented approach in the modern university and ways of solving them
Проблемы / Problems Причины возникновения / Reasons of emergence Условия, необходимые для осуществления данного подхода / The conditions necessary to implement this approach
1 2 3
Неготовность преподавателей и сотрудников к активному внедрению про-ектно-ориентиро-ванного подхода Нет достаточных умений и навыков проектирования Обучение преподавателей навыкам проектирования на курсах повышения квалификации
Недостаточная мотивация сотрудников, включенных в разработку Ограниченность временных ресурсов в силу увеличения Создание полуавтономных проектных групп, обеспечивающих мобилизацию и гибкое распределение
Продолжение табл.
1 2 3
и реализацию проектов индивидуальной учебной нагрузки человеческих ресурсов для достижения целей каждого инновационного проекта
Игнорирование использования проектного метода при организации работы со студентами Предпочтение традиционных форм в образовательном процессе Обобщение и распространение опыта преподавателей, использующих про-ектно-ориентирован-ный подход (выявление «точек роста»
Неготовность преподавателей к принятию роли руководителя проектной группы Отсутствие опыта руководства проектными группами Сопровождение начинающих руководителей проектов («проектное наставничество»)
Считаем, что создание указанных выше условий поможет существенно повысить эффективность внедрения проектно-ориентированного подхода в современную инфраструктуру вуза.
Учитывая вышеизложенное, для реализации технологии проектно-ориентированного подхода преподавателю вуза необходимо:
- знать теоретические основы проектирования, опираться на современные исследования ученых;
- уметь составлять проекты в соответствии с заданной структурой, грамотно оформлять заявки на конкурсы и гранты;
- владеть технологией организации проектной деятельности студентов.
В Марийском государственном университете, получившем в 2017 году статус опорного вуза, повышение квалификации преподавателей проводится на базе института дополнительного образования - одного из структурных подразделений университета. Кроме того, преподаватели имеют возможность повышать свой профессиональный уровень в результате посещения семинаров, научных конференций, использовать индивидуальные программы, наставничество.
Целью программы повышения квалификации «Технологии реализации проектно-ориентиро-ванного подхода в образовательном процессе современного университета» является развитие у слушателей профессиональных умений прогнозирования, моделирования, навыков проектно-ори-ентированной деятельности. Выбор проблематики курса обусловлен следующими причинами: данный курс рассчитан на преподавателей вуза, предоставляет возможность диалога, совершенствования навыков исследовательской деятельности. В результате изучения курса преподавателям
удается более эффективно участвовать в проектных группах, курировать студенческие проекты.
Содержание программы ориентировано на овладение преподавателями теоретическими основами проектирования; способствует развитию проектной культуры, активному внедрению в образовательный процесс вуза проектных технологий.
Программа включает в себя три взаимосвязанных раздела, охватывающих теорию и практику проектно-ориентированной деятельности.
Раздел I «Проектная деятельность в образовательном процессе вуза» дает возможность овладеть слушателям общими знаниями и частными способами проектирования.
Раздел II «Организация и руководство проектной деятельностью студентов» предлагает слушателям погрузиться в практику социального проектирования через руководство проектной деятельностью студентов.
Изучение раздела III «Научно-исследовательская и проектная деятельность преподавателя» предоставляет возможность слушателям подготовиться к написанию заявки на грант и/или научно-исследовательский проект.
В рамках организованных курсов по данной программе была поставлена задача оценки предшествующего обучения и оценки самими слушателями результатов этого обучения. Оценка предварительного обучения (УРЦ) - это процесс оценки и проверки личных компетенций в социально экономическом контексте и предложение персональный стратегии развития. VPL фокусируется на индивидуальной точке зрения обучающихся и придает системе обучения управляемый характер. «VPL показывает оказывает потенциал человека на основе анализа и оценки его персональных компетенций» [9, с. 58].
Именно поэтому анкетирование слушателей проводилось дважды: в начале курсов - с целью оценки предшествующего обучения, выявления ожиданий слушателей от содержания курсов и при завершении - с целью оценки удовлетворенности курсами.
Результаты исследования по оценке предшествующего обучения слушателей курсов распределились следующим образом: у 30 % слушателей имелось лишь общее представление о проекте и проектной деятельности; 60 % слушателей уже владели навыками проектной деятельности и имеют опыт работы в проектах; 10 % слушателей не имели четкого представления о структуре проекта и хотели бы углубить свои знания. Следует заметить, что 60 % преподавателей вуза, обучающихся на курсах, имеют достаточно ве-
сомый потенциал в плане подготовки заявок на конкурсы различного уровня.
Наиболее важным фактором, влияющим на осознание слушателями необходимости повышения квалификации по проблеме проектирования, является понимание целей обучения, поэтому входная диагностика позволила определить образовательные потребности, ожидания и степень готовности слушателей к обучению в период предстоящей курсовой подготовки. Характер ответов респондентов в начале обучения позволил выявить следующие тенденции: 25 % слушателей указывают на то, что курсы позволят им научиться соотносить цель и результаты деятельности; 25 % выбрали утверждение «обучение позволит научиться экономить и рассчитывать денежные средства для реализации проекта»; 50 % выбрали утверждение «обучение расширит мировоззрение в области практико-ориентированного подхода».
В процессе анкетирования предполагалось выяснить представления участников курсов об образовательном проекте. Большинство слушателей (75 %) считают, что метод проектов в обучении студентов стоит рассматривать как технологию сотрудничества (взаимодействия преподавателя и студента, студентов между собой при создании проектов в малой группе); 15 % - как технологию развития мотивации студента к учебной деятельности; 10 % - как технологию развивающего обучения.
Следовательно, большинство преподавателей вуза (75 %) предполагают, что проектно-ориенти-рованный подход в образовательном процессе вуза обеспечит эффективное взаимодействие преподавателей и студентов.
На вопрос «Какие навыки Вы планируете получить (чему хотите научиться) на данных курсах?» большинство слушателей (90 %) выбрали ответ: «придерживаться четкой логики в разработке и реализации проекта» (В); 10 % - научиться планировать.
На вопрос «Как Вы оцениваете свой уровень владения проектно-ориентированным подходом в своей профессиональной деятельности?» ответы распределились следующим образом: на уровне выше среднего - 15 %; на среднем уровне -55 %; на уровне ниже среднего - 25 %. Таким образом, более половины преподавателей оценивают свой уровень как «средний», каждый четвертый - как «ниже среднего».
На вопрос «Уточните, пожалуйста, какая часть проекта вызывает у Вас наибольшие затруднения?» ответы слушателей распределились следующим образом: на первом месте по степени
трудности - бюджет проекта (50 %); на втором месте - план работы по проекту (25 %); на третьем месте - актуальность проекта (15 %).
В результате оценки предшествующего обучения слушателей были сделаны следующие выводы:
1) преподаватели вуза, обучающиеся по данной программе, имеют различную степень подготовленности в области практико-ориентиро-ванного подхода и различный уровень владения проектной деятельностью (от ниже среднего до выше среднего);
2) слушатели курсов имеют свои индивидуальные цели обучения, большинство из них (более 85 %) мотивированы на проектную деятельность, обладают потенциалом в плане написания заявок на конкурсы и гранты;
3) в то же время большинство слушателей курсов (75 %) нуждаются в пошаговом сопровождении при подготовке заявок на конкурсы, особенно на международные гранты, хотели бы получить не только общие консультации, регулярно проводимые сотрудниками управления по научной инновационной деятельности вуза, но и индивидуальные консультации конкретно по своему проекту с учетом его проблематики и выбранного направления.
Анализ ответов респондентов по результатам итогового анкетирования слушателей курсов позволил выявить следующие тенденции:
- удовлетворенность преподавателями тематикой и содержанием курсов;
- оправданность их ожиданий;
- настроенность на работу в команде при написании заявок и участия в реализуемых гранто-вых проектах.
Проиллюстрируем конкретные результаты оценки самого процесса обучения.
Так, оценка степени удовлетворенности курсами показала, что 54 % опрошенных полностью удовлетворены собой и работой своих коллег на данных курсах; 21 % - не в полной степени удовлетворены курсами; у 25 % не сложилось представления о своей степени удовлетворенности данными курсами;
На вопрос «Оправдались ли Ваши ожидания от данных курсов?» 42 % респондентов ответили, что их ожидания полностью оправдались, они планируют в ближайшее время представить свой проект-заявку на один из конкурсов;
58 % слушателей отметили, что их ожидания частично оправдались, однако это не помешает им быть в составе проектной группы (научного коллектива).
Оценка преподавателями МарГУ занятий курсов повышения квалификации по программе
«Технологии реализации проектно-ориентиро-ванного подхода в образовательном процессе современного университета» позволила получить результаты по шкале от 1 до 4 баллов, которые отражены в диаграмме (рис.).
9 I
8 —1 7 I
6 I 5 I
4 —1
3 -1
2 -1
1 I
0 12 3 4
□ Оценка занятия
Оценка слушателями занятий курсов повышения квалификации / Evaluation of advanced training courses by participants
1. Оценка степени понимания и осознания цели обучения - средний балл = 3,5.
2. Оценка степени достижения цели обучения - 3,3.
3. Оценка рационального распределения времени в процессе обучения - 3,3.
4. Оценка удовлетворенности степенью обсуждения некоторых вопросов - 3,1.
5. Оценка своего участия в групповых формах работы - 3,6.
6. Оценка конструктивности своих предложений - 3,4.
7. Оценка координации совместной деятельности, активности участия всех обучающихся - 3,8.
8. Оценка степени выяснения сомнений участников проектной деятельности - 3,1.
9. Оценка командного духа - 3,5.
Результаты итогового анкетирования позволили
выявить актуальные зоны. Как видно из рисунка -наивысшие оценки, близкие к 4 баллам, были поставлены слушателями по критериям 7 и 5: оценка степени координации совместной деятельности (3,8) и оценка степени своего участии в групповых формах работы) (3,6), что позволяет сделать вывод о том, что слушатели овладели проектными компетенциями.
На вопрос «Какие навыки Вы получили (чему научились) на данных курсах?» 62 % слушателей ответили, что они приобрели опыт работы в команде; 34 % преподавателей научились планировать мероприятия проекта; 4 % научились придерживаться четкой логики в разработке и реализации проекта.
Самые высокие оценки были поставлены слушателями за уровень подготовки лекторов-преподавателей к данным курсам: 60 % слушателей оценили высоким уровнем; 36 % - выше среднего; 4 % - средним.
Самые высокие оценки были поставлены слушателями за уровень подготовки лекторов-преподавателей к данным курсам: 60 % слушателей оценили лекторов высоким уровнем; 36 % - выше среднего; 4 % - средним.
Результаты обучения профессорско-преподавательского состава, организованного на базе Марийского государственного педагогического университета, отражены на электронной образовательной платформе moodle. Слушатели оформили свои итоговые работы в форме конкурсных заявок проектов, подготовили презентации этих проектов и рукописи для публикации научных статей в индексируемых журналах.
Апробацию программы «Технологии реализации проектно-ориентированного подхода в образовательном процессе современного университета» можно считать эффективной. Выявление оценки предшествующего обучения позволяет корректировать процесс обучения, выстраивать индивидуальную траекторию развития преподавателя. Опора на интересы и мотивацию слушателей обеспечивает создание условий для их взаимодействия, целенаправленную работу в команде.
Данную программу можно усовершенствовать, используя дифференцированный подход к организации взаимодействия преподавателей, а именно: формировать группы слушателей не только по направлениям проектов в различных областях наук (гуманитартные, общественные, технические, экономические и др.); но и, во-первых, по степени подготовленности слушателей к проектной деятельности, учитывая результаты оценки предшествующего обучения; во-вторых, с учетом конкурсов (Президентский грант, конкурсы РНФ, РФФИ и т. д.), на которые преподаватели планируют подать свои проекты.
Результаты проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования позволяют сделать несколько выводов:
1. Внедрение проектно-ориентированного подхода в образовательный процесс современного университета необходимо для его динамичного развития.
2. Обучение преподавателей по программе «Технологии реализации проектно-ориентирован-ного подхода в образовательном процессе современного университета» необходимо продолжить,
так как эти технологии востребованы в профессиональной деятельности самих преподавателей и в плане организации работы со студентами.
3. Значимость и необходимость внедрения про-ектно-ориентированного подхода в образовательный процесс обусловлена новыми требованиями к современным вузам и развитию проектных компетенций сотрудников.
4. Для формирования и развития проектных компетенций у преподавателей необходимо обеспечить создание условий, способствующих более активному включению педагогов в проектную деятельность.
5. Создание указанных выше условий могло бы обеспечить более высокое качество проектов, созданных преподавателями вуза и прогнозировать большее количество выигранных (финансово поддержанных) проектов.
Литература
1. Боков Л. А., Катаев М. Ю., Поздеева А. Ф. Технология группового проектного обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 4-13.
2. Боков Л. А., Поздеева А. Ф., Замятина О. М., Соловьев М. А. Проектно-ориентированные образовательные технологии в подготовке элитных специалистов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 1. С. 105-109. URL: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=4593 (дата обращения: 27.07.2017).
3. Домрачева С. А. Социально-педагогическое проектирование как одна из современных технологий подготовки профессионала системы образования // Перспективы науки. 2013. № 11(50). С. 24-28.
4. Игнатович Е. В. Актуальные направления повышения квалификации научно-педагогических работников вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7606 (дата обращения: 15.06.2017).
5. Ишмухаметов И. Н. О вопросе повышения квалификации преподавателя современной высшей школы. URL: http://mosi.ru/ru/confartides/o-voprose-povysheniya-kvalifikacii-prepodavatelya-sovremennoy-vysshey-shkoly (дата обращения: 15.06.2017).
6. Коваленко Ю. А., Никитина А. А. Проектная деятельность студентов в вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 20. Т. 15. С. 229-231. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (https: //elibrary.ru/item.asp?id= 18242020&).
7. Кривченко Т. А., Ольховик Н. В., Сырых Е. В. Опыт проблемного и проектного обучения в вузах Германии // Alma mater: Вестник высшей школы. 2014. № 8. С. 105-112.
8. Николаенко А. В. Развитие проектно ориентированного образования в современных условиях // Качество образования. 2016. С. 7-11. URL: http://mospolytech.ru/storage/ b53b3a3d6ab90ce0268229151c9bde11/files/ko_09_2016_2.pdf
9. Ruud Duvekot & Kees Schuur. Building Personalized Learning: A handbook for building a common theoretical background on concepts regarding personalizing learning Editors Published by EC-VPL, Jagersweg 23, 5262TM Vught, the Netherlands Publishing date November 2014. 160 p.
10. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. European Association for Quality Assurance in Higher Education, Helsinki, Finland, 2005.
References
1. Bokov L. A., Kataev M. Ju., Pozdeeva A. F. Tehnologija gruppovogo proektnogo obuchenija v vuze kak sostavljaju-shhaja metodiki podgotovki innovacionnoaktivnyh specialistov [Technology of group project training in the university as a component of the methodology of training innovative and active specialists]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education, 2013, no. 6, p. 4-13. (In Russ).
2. Bokov L. A., Pozdeeva A. F., Zamjatina O. M., Solov'ev M. A. Proektno orientirovannye obrazovatel'nye tehno-logii v podgotovke jelitnyh specialistov [Design oriented educational technologies in the training of elite specialists]. Mezhdunarodnyj zhurnal priklad-nyh i fundamental'nyh issledovanij = International Journal of Applied and Fundamental Research. 2014, no. 1, pp. 105-109. Available from: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4593 (accessed 27.07.2017). (In Russ).
3. Domracheva S. A. Social'no-pedagogicheskoe proektiro-vanie kak odna iz sovremennyh tehnologij podgotovki professionala sistemy obrazovanija [Social pedagogical design as one of the modern technologies for training a professional education system]. Perspektivy nauki = Prospects of Science. 2013, no. 11(50), pp. 24-28. (In Russ).
4. Ignatovich E. V. Aktual'nye napravlenija povyshenija kvalif-ikacii nauchno-pedagogicheskih rabotnikov vuza [Actual areas of professional development of scientific and pedagogical staff of the university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education, 2013, no. 1, Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7606 (accessed 15.06.2017). (In Russ).
5. Ishmuhametov I. N. O voprose povyshenija kvalifikacii prepodavatelja sovremennoj vysshej shkoly [On the issue of improving the qualifications of a teacher of modern higher school]. Available from: http://mosi.ru/ru/confarticles/o-voprose-povysheniya-kvalifikacii-prepodavatelya-sovremennoy-vysshey-shkoly (accessed 15.06.2017). (In Russ).
6. Kovalenko Ju. A., Nikitina A. A. Proektnaja dejatel'nost' studentov v vuze [Project activity of students in the university]. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta = Messenger of Kazan Technological University, 2012, no. 20, vol. 15, pp. 229-231. Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/ proektnaya-deyatelnost-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (https: //elibrary.ru/item.asp?id=18242020&). (In Russ).
7. Krivchenko T. A., Ol'hovik N. V., Syryh E. V. Opyt prob-lemnogo i proektnogo obuchenija v vuzah Germanii [Experience of problematic and project training in German universities]. Alma mater: Vestnik vysshej shkoly = Alma mater: Messenger of higher school, 2014, no. 8, pp. 105-112. (In Russ).
8. Nikolaenko A. V. Razvitie proektno orientirovannogo obra-zovanija v sovremennyh uslovijah [Development of project-oriented education in modern conditions]. Kachestvo obrazovanija = The quality of education, 2016, pp. 7-11, Available from: http://mospolytech.ru/storage/b53b3a3d6ab90ce0268229151c9bde1 1/files/ko_09_2016_2.pdf (In Russ).
9. Ruud Duvekot & Kees Schuur. Building Personalized Learning: A handbook for building a common theoretical back-ground on concepts regarding personalizing learning Editors Published by EC-VPL, Jagersweg 23, 5262TM Vught, the Netherlands Publishing date November 2014. 160 p.
10. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. European Association for Quality Assurance in Higher Education, Helsinki, Finland, 2005.
Статья поступила в редакцию 1.08.2017 г.
Submitted 1.08.2017.
Для цитирования: Домрачева С. А. Обучение преподавателей вуза проектно-ориентированному подходу как одно из условий развития современного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3 (27). С. 20-26.
Citation for an article: Domracheva S. A. Teaching university teachers a project-oriented approach as one of the conditions for the development of a modern university. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 3 (27), pp. 20-26.
Домрачева Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Domracheva Svetlana A., Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]