Использование персональных компьютеров как исполнителей алгоритмов решения учебных задач дошкольного образовательного учреждения по изучению окружающего нас природного, технического и социального мира последовательно вводит детей в сферу новых информационных технологий [3]
Анализ результатов и формулировка выводов по решенной учебной задачи изучения детьми окружающего нас мира производится воспитателем на доступном для детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения языке на основе таких логических приемов, как сравнение, элементарные анализ и синтез, упрощенное абстрагирование и простейшее обобщение.
Возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении учебной задачи по дисциплине «Ознакомление с окружающим миром» осуществляется воспитателем либо в конце данного занятия, либо в начале следующего.
Дидактический опыт свидетельствует о том, что выпускники дошкольного образовательного учреждения, освоившие на элементарном уровне этапы учебного моделирования объектов, процессов и явлений окружающего нас природного, технического и социального мира, успешно адаптируются к постановке и решению учебных задач естественно - математического направления в средней общеобразовательной школе [4].
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное простейшее информационное моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности на занятиях в дошкольном образовательном учреждении способствует успешному обучению выпускников детского сада в начальной школе. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.
3. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.
4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
© Каримов М.Ф., Алексеева Д.Г., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Федотова Елена Владимировна, Акбарова Светлана Захитовна учителя СОШ № 9 г. Бирск, РФ
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Установлена дидактическая связь между проектной технологией обучения школьников и учебным
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
моделированием действительности по этапам постановки учебной задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулировки выводов учащимися под руководством учителя.
Ключевые слова Проектная технология обучения, учебное моделирование.
Основные идеи проектного метода обучения школьников были разработаны в начале двадцатого века рядом американских ученых - педагогов и учителей, среди которых ведущая роль принадлежит выпускнику математического факультета Мерсеровского университета Уильяму Херду Килпатрику (1857 - 1965), защитившему докторскую диссертацию по философии образования (1912), преподавателю и профессору Колумбийского университета (1909 - 1938), председателю Международного бюро по образованию (1940 -1951), написавшему в 1918 году основополагающую научную статью «Метод проектов» [1].
Анализ работ У.Х.Килпатрика и других соавторов метода проектов нам позволил [2] выделить ряд нижеследующих особенностей данного прагматического направления теории материального (реального) образования учащейся молодежи.
1. Сущность метода проектов заключена в целесообразной совместной деятельности учителя и детей, учитывающей их познавательные интересы, состоящей в постановке и решении практических задач в реальной жизненной обстановке.
2. Проект созидательный или производительный, проект потребительский с учетом возможности развлечения, проект решения проблемы или разрешения интеллектуального затруднения и проект-управление составляют основу проектной системы или проектной технологии обучения молодежи.
3. Средняя школа постоянно ориентируется на подготовку учащихся к многогранной жизни в условиях динамично меняющегося общества и к обязательной встрече с трудными проблемами будущего с ещё неизвестными способами их разрешения.
4. Теория материального (реального) образования подрастающего поколения, обогащенная технологией проектного обучения, имеющая четкие и ясные всем заинтересованным лицам положения с выделением объема и содержания педагогических и дидактических понятий, обладает популярностью и приносит пользу обществу.
5. Обучение в средней школе, ориентированное не на усвоение или запоминание учебного материала, а на решение дидактической задачи вооружения школьников большинством методов решения проблем, поиска истины и исследования объектов, процессов и явлений, сможет достичь цели интеграции науки, образования и производства.
Нами установлено, что среди основных разновидностей учебного и научного познания действительности субъектом деятельности выделяются словесное, графическое и математическое моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, состоящие из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [3].
Сравнивая выделенные выше пять особенностей проектной технологии обучения с установленными шестью этапами учебного информационного моделирования действительности, можно обнаружить между ними сильную корреляционную дидактическую связь, способствующую интеллектуальному и творческому развитию учащихся средней общеобразовательной школы.
Эмпирическим основанием сформулированного тезиса служат ряд результатов экспериментального исследования внедрения проектной технологии обучения в практическую деятельность средней общеобразовательной школы № 9 г. Бирска Российской Федерации [4].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что дидактически тесно взаимосвязанные проектная технология обучения и учебное информационное моделирование действительности ориентированы на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащихся средней общеобразовательной школы.
Список использованной литературы:
1. Kilpatrick W.H. The project-method // Teachers College Records. - 1918. - Vol.19. - № 4. - P. 319 - 335.
2. Каримов М.Ф. Труды основоположников теории материального (реального) образования и их дидактическое значение // История науки и техники. - 2008. - № 12. - Специальный выпуск № 5. - С. 51 - 56.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
4. Нуриахметов Г.М. Элементы проектного метода в обучении иностранному языку // Актуальные проблемы изучения языка для специальных целей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 76 - 80.
© Каримов М.Ф., Федотова Е.В., Акбарова С.З., 2017
УДК 377
А.Б. Лепешкина
аспирант каф. псих.- пед. образования ТГПУ,
г. Томск, РФ E-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ И РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье рассматривается понятие и сущность педагогической технологии. Представлено внедрение педагогической технологии в образовательный процесс различными группами ученых. Рассматривается структура и классификация педагогической технологии. Отражены общие выводы по теме исследования.
Ключевые слова Педагогическая технология, структура педагогической технологии, классификация педагогических технологий, образовательный процесс.
На протяжении многих лет термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился только к технократическому языку, согласно определению в словаре иностранных слов: «технология совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических...)» [5, с. 22].
Более точное или буквальное значение слова технология раскрывается при обращении к словарю древнегреческого языка: это слово переводится как «учение о мастерстве». При таком его значении слово «технология» не только не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов, а напротив, полностью включает их в себя.
Массовое внедрение педагогических технологий в образовательную практику относят к началу 60-х гг. XX столетия, что связано с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы и изменением организации и управления педагогическим процессом в соответствии с изменением целей обучения. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер. В России проблемой изучения, создания и внедрения педагогических технологий как метода управления педагогическим процессом стали П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Бабанский, П.М. Эрдиев, В.П. Беспалько, М.В. Кларин и др. [5, с. 78].
В настоящее время имеется немало работ по данной проблеме, в которых понятие «педагогическая технология» трактуется неоднозначно, более того, мнения ученых подчас диаметрально противоположны.
Так, одна группа ученых трактует данное понятие довольно широко, отождествляя его с системой и соотнося с образованием в целом (Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко). Таким образом, Б.Т. Лихачев пишет, что