Научная статья на тему 'Дидактические основы учебного математического моделирования действительности'

Дидактические основы учебного математического моделирования действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ / УЧЕБНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Колоколова Н.В.

Проанализированы дидактические принципы, лежащие в основе учебного математического моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы учебного математического моделирования действительности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070

http://www.studfiles.ru/preview/1743067/ (дата обращения: 14.04.2016).

6. Лузянина Е.В. Интегрированный подход в преподавании уроков образовательной области «Искусство» [Электронный ресурс]. - URL: school-zarya.ru>metod/music/integration.doc (дата обращения: 19.04.2016).

7. Образовательная область «Музыка» и её интеграция с другими образовательными областями [Электронный ресурс]. - URL: dwqu2104.edumsko.ru/.../obrazovatelnaya-oblast-muzyka-i-ee-integraci (дата обращения: 15.04.2016).

8. Перепелица А.Г. Интеграция в системе дополнительного образования детей как фактор повышения качества образования [Электронный ресурс]. - URL: festival.1september.ru>authors/238-501-663 (дата обращения: 20.04.2016).

9. Соколова Ю.Н. Интеграция предметов художественно-эстетического цикла в современной школе как педагогическая проблема [текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 23-28.

10.Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Электронный ресурс]. - URL: http://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html (дата обращения 18.04.2016).

© Каргина З.А., 2017

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Н.В.Колоколова учитель математики лицея г. Бирска г. Бирск, Российская Федерация

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Проанализированы дидактические принципы, лежащие в основе учебного математического моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности.

Ключевые слова

Принципиальные основы дидактики, учебное математическое моделирование

Теория обучения учащейся молодежи естественно-математическим дисциплинам имеет основы в виде дидактических принципов, позволяющие проектировать и реализовать высококачественное научное образование подрастающего поколения.

Дидактические основы учебного математического моделирования учащихся средних общеобразовательных школ и высших учебных заведений составляют такие принципы как информативность, систематичность и научность обучения школьников и студентов естественно-математическим дисциплинам [1].

Рассмотрим положительное проективное и конструктивное влияние выделенных дидактических принципов на учебное математическое моделирование действительности, состоящее из таких этапов -элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2],

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Системная информация, включенная в содержание обучения школьников и студентов естественно -математическим дисциплинам, позволяет учащейся молодежи после её освоения успешно ставить соответствующие учебные задачи и строить модели их решения в виде систем алгебраических, тригонометрических и дифференциальных уравнений [3].

Структурная информация о фрагментах природной и технической действительности в учебном математическом моделировании объектов, процессов и явлений приводит к составлению и решению показательных, логарифмических и трансцендентных уравнений, отражающих наличие различных связей между элементами системы.

Функциональная информация, содержащая сведения о поведении физических, химических, биологических и технических систем при различных условиях, составляет наиболее сложную часть математических моделей и алгоритмов решения учебных задач для старшеклассников средних общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений.

Статистическая информация о физических, химических, биологических и технических объектах, подвергаемых случайным внутренним и внешним воздействиям, используется в учебном математическом моделировании действительности старшеклассниками и студентами благодаря освоению ими элементов теории вероятностей и математической статистики.

Синергетическая информация о том, что любая сложная нелинейная неравновесная открытая естественная или искусственная система обладает к самоорганизации и порождению нового свойства через механизм бифуркации, является частью учебного математического моделирования фрагмента действительности наиболее одаренных старшеклассников и студентов.

Систематическое учебное математическое моделирование фрагментов природной и технической действительности учащейся молодежью на занятиях по математике, физике, химии, биологии, информатике и технологиям позволяет повысить уровень её интеллектуального и творческого потенциала в системе непрерывного образования [4].

Постепенный и последовательный переход от постановки и решения учебных задач к научному моделированию объектов, процессов и явлений действительности старшеклассниками и студентами составляет основное требование принципа научности обучения молодежи в современной общеобразовательной и профессиональной высшей школах [5].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация на основе принципов информативности, систематичности и научности учебного математического моделирования объектов, процессов и явлений природной и технической действительности старшеклассниками и студентами на занятиях по естественно - математическим дисциплинам является основным дидактическим средством повышения уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

3. Каримов М.Ф. Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 125 - 133.

4. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, -2014. - № 4. - С. 89 - 97.

5. Каримов М.Ф., Латыпов А.Б., Аскарова А.А. Биолого - химико - физико-математическое моделирование фрагментов действительности студентами высшей школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9-1. - С. 123 - 130.

© Каримов М.Ф., Колоколова Н.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.