Научная статья на тему 'Особенности психологии решения учебных задач в средней общеобразовательной школе'

Особенности психологии решения учебных задач в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Ардисламова И.Р.

Выделены особенности психологии постановки и решении естественно-математических и социально гуманитарных учебных задач на занятиях учащихся в средней общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов М.Ф., Ардисламова И.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психологии решения учебных задач в средней общеобразовательной школе»

2.Говорова Р.И., Дьяченко О. М. Формирование пространственной ориентировки у детей.//Дошкольное воспитание.- 1975.-№9.- с.14

3.Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст]//известия АПНРСФСР, Вып. 86.-М., 1956 - с.53

4.Люблинская А.А. Детская психология. учебное пособие/ Люблинская А.А.-М: "Просвещение", 1986

5.Маклаков А.Г. Общая психология. учебное пособие/ Маклаков А.Г.-СПб.,2001

6.Мусейбова Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам//Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч.4-6.- Спб., 1994.-с. 156

7.Мусейбова Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций// Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч.4-6.- Спб., 1994 -с.35

8.Мусейбова Т.А. Ориентировка в пространстве. // Дошкольное воспитание.- 1988.-№8.- с.53

9. Психологический словарь

10.Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста[Текст]:Практическое пособие.- М:"Айрик-пресс", 2007.- 112 с

© Дорофеева Т. А., Байкалова И.А., 2019

УДК 373

М.Ф. Каримов

к.ф.-м.н,, профессор кафедры высшей математики и физики,

Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация И.Р. Ардисламова педагог-психолог гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Выделены особенности психологии постановки и решении естественно-математических и социально - гуманитарных учебных задач на занятиях учащихся в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова Психология постановки и решения школьных учебных задач.

В когнитивной психологии и психологии обучения постановка и решение школьных учебных задач по естественно - математическим, общетехническим и социально - гуманитарным дисциплинам выделяется как фундаментальная научная проблема.

На наш взгляд [1] в психологию постановки и решения учебных задач учащимися средних общеобразовательных школ вносит определенный вклад метод информационного моделирования действительности, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи.

На этапе постановки учебных естественно-математических и социально-гуманитарных задач

учащимся средних общеобразовательных школ необходимо четко определить известные величины с их единицами измерения и выделить искомые результаты решения задачи через неизвестные величины с единицами измерения. Здесь же им надо оценить имеющиеся под рукой инструменты - средства решения задачи [2].

Построение модели решения учебной задачи учащимися происходит посредством соблюдения ими нижеследующих требований [3].

1. Установление прочного логического отношения между условием задачи и конечным результатом её решения. В противном случае в решении задачи место избирательной системы связей, приемов и операций, подчиненных разрешению основного вопроса задачи, у учащегося могут занять неизбирательные ассоциации, выбор из многих возможных альтернатив станет невозможным, и интеллектуальная деятельность школьника, потеряв свой смысл, распадется.

2. Предварительная ориентировка в условии учебной задачи приведет учащегося к тому, что вся логическая система построений и действий, включенная в условие задачи, распадается на отдельные фрагменты, и субъект учебной деятельности попадает под влияние моделирующих связей, импульсивно возникающих из этих фрагментов построения модели решения задачи.

3. Последовательное и систематическое преодоление школьником тормозящих возникновение связей, приемов и операций, необходимых для успешного осуществления процесса решения учебной задачи.

4. Наличие и функционирование механизма сличения промежуточных и конечного результата решения учебной задачи с её исходным условием, выраженным словесно, графически или математически.

5. Выделение и использование основных приемов построения модели решения учебной задачи в виде логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения.

Разработка алгоритма решения учебной задачи осуществляется в виде составления и использования определенной последовательности действий в ходе процесса мышления учащегося, знающего о том, что порядок решения задачи по учебной дисциплине должен быть дискретным, понятным, точным, результативным и массовым.

Исполнителями алгоритма решения учебной задачи являются школьник с тетрадью и авторучкой или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением.

Анализ результатов и формулировка выводов по решению учебной задачи требует от учащихся средней общеобразовательной школы достижения того, что выбранные модель и алгоритм решения задачи обеспечивают наилучший результат из всех возможных.

Возврат к предыдущим этапам решения учебной задачи производится при отсутствии прогресса в решении задачи, что заставляет учащихся переосмыслить первоначально выбранный подход к решению задачи и выбирать вместе с учителем другую тактику, возможно и иную стратегию решения задачи.

Педагогический опыт выявления и использования особенностей психологии решения учебных задач в средней общеобразовательной школе показывает его дидактическую эффективность в повышении качества обучения естественно-математическим и общетехническим и социально - гуманитарным дисциплинам учащейся молодежи [4].

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация среднего общего образования с учетом особенностей психологии решения учебных задач сопровождается повышением уровня интеллектуального и творческого потенциала учащихся средних общеобразовательных школ.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Учебное и научное информационное моделирование действительности в системе непрерывного образования // УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия Экономика. - 2018. - № 3(25).

- С. 152 -156.

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

4. Каримов М.Ф., Каримова Л.М. Особенности моделирования социально-педагогической действительности и их освоение в высшей школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 3014. - № 5. - С. 95 - 102.

© Каримов М.Ф., Ардисламова И.Р., 2019

УДК 373

М.Ф. Каримов

к.ф.-м.н,, профессор кафедры высшей математики и физики,

Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Э.Ф. Бадртдинова

учитель русского языка и литературы гимназии с. Чекмагуш

с. Чекмагуш, Российская Федерация

УЧЕБНОЕ СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Установлена фундаментальная роль словесного моделирования действительности в постановке и решении естественно - математических и социально - гуманитарных задач в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова

Словесное моделирование в постановке и решении учебных задач.

Со времен античности до современности люди ставят и решают актуальные практические и теоретические задачи с помощью информационного моделирования действительности, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].

Для будущих творцов и строителей нашего материального и духовного мира необходимо четко выделить такие разновидности информационного моделирования действительности как словесное[2], графическое и математическое [3] моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности.

В начальном школьном курсе большинства учебных дисциплин словесное моделирование действительности на русском языке обеспечивает успешность обучения учащихся по следующим направлениям: 1) постановка задачи через правильное умение читать и работать с текстом математической, физической, химической, биологической, языковой, литературной или исторической задачи; 2) построение модели решения учебной естественно - математической, общетехнической или социально - гуманитарной задачи посредством правильного написания и понимания смысла научно - технических и социально -гуманитарных терминов, достоверного применения логических приемов сравнения, анализа, синтеза,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.