Научная статья на тему 'Проектная методика индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы'

Проектная методика индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUAL TRAINING TRAJECTORY / PROJECT TRAINING METHODICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубный В. Ф.

Проектная методика является одним из средств педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения, способствующая формированию у студентов значимых профессиональных навыков и качеств личности, обеспечивающих выполнение ими функциональных обязанностей по избранной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубный В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT METHODIC OF THE INDIVIDUAL TRAINING HIGHER SCHOOL STUDENTS TRAJECTORY

In this article it's shown that the project methodical of the training technology is the means of teaching accompaniment, of the individual training higher school students trajectory, which promotes to forming students significant professional skills and personal qualities, ensured their functional charts realization in selected vocation.

Текст научной работы на тему «Проектная методика индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.Ф. ПОДДУБНЫЙ,

соискатель Московского государственного индустриального университета

ivtb@yandex. ru

Аннотация. Проектная методика является одним из средств педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения, способствующая формированию у студентов значимых профессиональных навыков и качеств личности, обеспечивающих выполнение ими функциональных обязанностей по избранной специальности.

Ключевые слова: индивидуальная траектория обучения, проектная методика обучения.

THE PROJECT METHODIC OF THE INDIVIDUAL TRAINING HIGHER

SCHOOL STUDENTS TRAJECTORY

V.F. PODDUBNY, competitor of Moscow state industrial university

Annotation. In this article it's shown that the project methodical of the training technology is the means of teaching accompaniment, of the individual training higher school students trajectory, which promotes to forming students significant professional skills and personal qualities, ensured their functional charts realization in selected vocation.

Key words: individual training trajectory, project training methodical.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. основная цель профессионального образования определена как подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

В педагогической науке и практике взята ориентация на подготовку специалистов широкого профиля, способных осуществлять профессиональную деятельность в широком аспекте, основой которой является интеграция (чаще всего смежных) профессий.

Говоря о применении проектных технологий в аспекте подготовки будущего выпускника к профессиональной деятельности, необходимо отметить широкий спектр форм, которые метод проектов как педагогический инструмент может принимать в зависимости от конкретных целей, задач, состава участников, технических и технологических средств, области применения результатов и т.п. Для эффективного формирования системы проектов необходимо иметь в ее основе определенную систему классификации. Рассмотрим один из возможных подходов, основанный на анализе состава участников проекта. Выбор такого подхода к классификации проектов представляется естественным, поскольку участники проекта в

соответствии с принципами современной педагогики в основном определяют его цели, задачи, способы решения и другие компоненты.

В проектах образовательного направления моно выделить три основные группы участников — преподаватель (преподаватели), обучающийся и прочие участники (любые субъекты образовательного процесса, напрямую не связанные с преподаванием конкретной дисциплины). Последними, в частности, могут быть преподаватели смежных дисциплин, специалисты предприятий, учреждений, фирм и сотрудники подразделений, занимающиеся организацией учебного процесса. Любую деятельность каждого из них в рамках проекта будем считать проектной. Более того, анализируя состав и характер действий каждого участника, можно выделить ряд действий, выполняемых одним участником, — индивидуальных проектных операций или индивидуальных проектов.

Индивидуальные проекты ориентированы преимущественно на достижение личностно значимых целей. Для обучающегося это прежде всего решение образовательных задач, предусмотренных программой обучения в вузе. Параллельно в состав задач может входить получение дополнительных знаний, навыков и умений, осваиваемых самостоятельно. Индивидуальные цели преподавателя — повышение уровня профессиональной подготовки, совершенствование педагогического мастерства, освоение новых технологий организации образовательного процесса и пр.

Важную роль в проектной методике играет оценка деятельности студентов. При этом учитываются следующие аспекты: оценка основывается на по-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^ф^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

лученных результатах; оценка производится путем проведения обсуждения результатов выполнения проектов или их этапов в разных аудиториях; использование самооценки: студенты сами оценивают свои навыки и умения (может использоваться анкетирование).

Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у студентов умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм).

Цель, состав задач, порядок выполнения и сдачи проектов, система оценки результатов согласуются совместно преподавателем и студентом на этапе планирования. Основной целью при этом является освоение студентом определенного учебного материала. Дополнительными целями может являться представление материала в специальной форме, требующей применения определенных профессиональных навыков, например в электронной форме, в том числе в форме текстового файла, электронной таблицы, элементарной базы данных, презентации, анимации. Выполнение проектных заданий позволяет учитывать индивидуальные возможности студента, реализовать

его профессиональный потенциал, следствием чего является повышение мотивации к изучению компе-тентностных основ профессии.

Предъявление профессионально ориентированного материала должно быть максимально коррелиро-вано по времени и содержанию с индивидуальными учебными планами профилирующих дисциплин, специальности на котором обучаются студенты.

Особенностью проектной методики является возможность реализации на ее базе прогрессивного процесса непрерывного профессионально ориентиро-вананого обучения. Задача объединения результатов частных проектов в компоненты комплекса возможно решать непрерывно, используя блочно-модульный принцип построения информационного продукта, где можно выделить следующие общие компоненты: определение темы проекта, его конечной цели; выбор видов деятельности при презентации темы проектов; сбор информации; организация и демонстрация материала; оценка представленных материалов и их соответствие поставленным целям.

В проектной методике студент сам в значительной мере регулирует процесс познания, планирует и направляет собственный проект, самостоятельно определяет задачи и работает над их решением; применяет в своем исследовании новые.

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

А.П. ФАДЕЕВА,

соискатель кафедры педагогики профессионального образования и социальной

деятельности Ульяновского государственного университета

Аннотация. Классифицируются разные взгляды на творчество и основные критерии творческости. Творчество рассматривается в качестве всеобщей формы развития личности. Анализируется понятие «креативность» как особая способность к творческости. Объектом исследования является диагностика творческой самореализации личности при помощи рассмотрения термина «креативность». Для диагностики необходимо провести анализ способов и принципов организации процесса диагностики. Предлагаются методы диагностики творческой самореализации личности.

Ключевые слова: творчество, креативность, личностное развитие, дополнительное образование детей.

DIAGNOSTICS OF PERSONAL CREATIVE ABILITIES IN A SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN

A.P. FADEEVA,

competitor of chair of pedagogics of vocational training and social activity

of the Ulyanovsk state university

Annotation. The article classifies different views on creation and some basic criteria of creativeness. It helps us to make the article more accurate. We consider creation here as a common form of personal development. Furthermore, it is necessary to examine creativeness as a special ability for creation. The next point is the diagnostics of personal creative self-realization in connection with the term "creativeness". To make this diagnostics possible it is necessary to examine some ways and principles of its organization. Finally, some methods of diagnostics personal self-realization are suggested.

Key words: creation, creativeness, personal development, supplementary education for children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.