лученных результатах; оценка производится путем проведения обсуждения результатов выполнения проектов или их этапов в разных аудиториях; использование самооценки: студенты сами оценивают свои навыки и умения (может использоваться анкетирование).
Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у студентов умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм).
Цель, состав задач, порядок выполнения и сдачи проектов, система оценки результатов согласуются совместно преподавателем и студентом на этапе планирования. Основной целью при этом является освоение студентом определенного учебного материала. Дополнительными целями может являться представление материала в специальной форме, требующей применения определенных профессиональных навыков, например в электронной форме, в том числе в форме текстового файла, электронной таблицы, элементарной базы данных, презентации, анимации. Выполнение проектных заданий позволяет учитывать индивидуальные возможности студента, реализовать
его профессиональный потенциал, следствием чего является повышение мотивации к изучению компе-тентностных основ профессии.
Предъявление профессионально ориентированного материала должно быть максимально коррелиро-вано по времени и содержанию с индивидуальными учебными планами профилирующих дисциплин, специальности на котором обучаются студенты.
Особенностью проектной методики является возможность реализации на ее базе прогрессивного процесса непрерывного профессионально ориентиро-вананого обучения. Задача объединения результатов частных проектов в компоненты комплекса возможно решать непрерывно, используя блочно-модульный принцип построения информационного продукта, где можно выделить следующие общие компоненты: определение темы проекта, его конечной цели; выбор видов деятельности при презентации темы проектов; сбор информации; организация и демонстрация материала; оценка представленных материалов и их соответствие поставленным целям.
В проектной методике студент сам в значительной мере регулирует процесс познания, планирует и направляет собственный проект, самостоятельно определяет задачи и работает над их решением; применяет в своем исследовании новые.
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
А.П. ФАДЕЕВА,
соискатель кафедры педагогики профессионального образования и социальной
деятельности Ульяновского государственного университета
Аннотация. Классифицируются разные взгляды на творчество и основные критерии творческости. Творчество рассматривается в качестве всеобщей формы развития личности. Анализируется понятие «креативность» как особая способность к творческости. Объектом исследования является диагностика творческой самореализации личности при помощи рассмотрения термина «креативность». Для диагностики необходимо провести анализ способов и принципов организации процесса диагностики. Предлагаются методы диагностики творческой самореализации личности.
Ключевые слова: творчество, креативность, личностное развитие, дополнительное образование детей.
DIAGNOSTICS OF PERSONAL CREATIVE ABILITIES IN A SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN
A.P. FADEEVA,
competitor of chair of pedagogics of vocational training and social activity
of the Ulyanovsk state university
Annotation. The article classifies different views on creation and some basic criteria of creativeness. It helps us to make the article more accurate. We consider creation here as a common form of personal development. Furthermore, it is necessary to examine creativeness as a special ability for creation. The next point is the diagnostics of personal creative self-realization in connection with the term "creativeness". To make this diagnostics possible it is necessary to examine some ways and principles of its organization. Finally, some methods of diagnostics personal self-realization are suggested.
Key words: creation, creativeness, personal development, supplementary education for children.
Признавая развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования (УДО) как одну из ведущих целей дополнительного образования, как условие творческой самореализации детей и подростков, психолого-педагогическая наука, а за ней и педагоги-практики вкладывают в определение феномена «творчество» разные смыслы в соответствии с неодинаковым пониманием сущности творчества.
Пониманию природы творчества посвящено множество научных исследований. Одни ученые характеризуют творчество как всеобщую форму развития. Творчество обусловлено самой природой человека, и «потребность быть носителем творческой способности природы к саморазвитию означает потребность трудиться»1. Другие исследователи отождествляли творчество целиком или частично с любой социальной деятельностью человека, подчеркивая, что творчество существовало на протяжении всей истории развития человеческого рода.
Творчество чаще всего рассматривается как процесс и результат создания нечто нового, оригинального. Причем в процессе развития личности это может быть не только абсолютно новое (для общества), но относительно новое (для себя). Основой творческого развития личности считаются ее общие способности, связываемые прежде всего с интеллектуальным творчеством, продуктивностью мышления. В роли ведущего критерия творческости признается дивер-гентность мышления: его оригинальность, гибкость, альтернативность, способность к перекомбинированию старых элементов в новые конфигурации, способность к переносу и др.
Часто в психологических и педагогических исследованиях проблема творческой самореализации личности связывается с ее интеллектуальными способностями (потенциалом). Между тем многолетняя практика тестирования за рубежом, да и достижения в науке, технике и искусстве показали, что творческая отдача человека и показатели умственных способностей подчас не коррелируют, поэтому назрело и оформилось стремление выделить некоторую специфическую способность к творчеству, не сводящуюся только к интеллекту. Эта специфическая способность к творчеству получила название «креативность» и является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, общих и специальных способностей личности.
В отличие от общих способностей личности (интеллектуальных) и специальных способностей (математических, литературных, музыкальных, художественных, спортивных и т.д.) она не связана с конкретным видом деятельности и выступает как универсальная способность личности к творчеству2. Креативность в понятийном поле категории «творчество» занимает место одной из основных составляющих творческих способностей, одаренности личности, лежит в основе формирующихся специальных способностей личности.
Диагностика творческой самореализации личности, развития творческих способностей детей и подростков в УДО должна осуществляться в соответс-
твии со ступенями дополнительного образования, построенными на основе базисного учебного плана УДО. Диагностика должна учитывать индивидуальные особенности учащегося с учетом особенностей образовательной среды.
Ступени дополнительного образования, построенные на основе социально-философской градации содержания свободного времени, соответствует ступеням (блокам) базисного (федерального) учебного плана государственных, муниципальных УДО детей: 1-й блок — «Человек любознательный»; 2-й блок — «Человек увлеченный»; 3-й блок — «Человек исследующий»; 4-й блок — «Всесторонне развитый, функционально грамотный, интеллигентный человек, способный к сотрудничеству»3. Ступени (уровни) дополнительного образования имеют большое методологическое значение, так как, во-первых, позволяют проектировать образовательный процесс как в учреждении, так и в отдельных направлениях, объединениях на основе соответствующих ориентиров; во-вторых, дают возможность педагогам видеть перспективы развития образовательного процесса, не останавливаться на нижних ступенях; в-третьих, уровни дополнительного образования могут быть методологической базой, основой для аттестации педагогов УДО.
Особое внимание в процессе самореализации личности в системе дополнительного образования детей традиционно уделяется проблеме диагностики творческих способностей. В психологии она традиционно рассматривается на двух уровнях — теоретическом и методическом. Естественно, эта точка зрения утвердилась и в образовательной практике. Первый, теоретический, уровень предполагает определение концепции развития творческих способностей, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести к людям творческим. Второй, методический, предполагает разработку в соответствии с концепцией самих диагностических процедур4.
Один из самых распространенных способов организации процесса диагностики — разовые обследования. Со времен А. Бине и в течение многих десятилетий «высокий интеллект», определяемый с помощью стандартизированных тестов играл роль «рабочего» определения креативности, а отстраненная от образовательного процесса практика диагностического обследования стремилась к наиболее экономичному варианту разовых (в лучшем случае периодических) обследований. В дальнейшем психологические исследования заставили пересмотреть концепцию развития творческих способностей, что повлекло за собой изменения на психометрическом уровне.
Возникла потребность в комплексном, многомерном обследовании. Такие модели диагностики разрабатываются исследователями разных стран, наиболее популярные из них «принцип турникета» Д. Рензул-ли, С. Рис, Л. Смит (США); диагностическая схема в проекте «RAPYHT» (М. Карне, А. Шведел и др.); «Иллинойская модель» (США); «Модель последовательной стратегии принятия решений» К. Хеллер5.
Диагностика творческих способностей базируется на определенных принципах, таких, как «комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка»; «длительность идентификации»; «анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам». А. Савенков выделяет семь принципов диагностики творческих способностей — принципы комплексного оценивания, долговременности, использования тренинго-вых методов, учета потенциальных возможностей ребенка, опоры на экологически валидные методы диагностики, участия разных специалистов, участия детей в оценке собственной одаренности. Соблюдение этих принципов диагностики творческих способностей предполагает использование определенных диагностических методик. Они могут быть поделены по содержанию на три группы — методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка, методики диагностики интеллектуального уровня и уровня креативности.
В диагностики творческих способностей обучающихся используются методики, ставшие традиционными для определения уровня интеллектуального развития: тесты: Д. Векслера, Д. Равена и др. Для оценки креативности используют «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» (тест Э.П. Торранса в адаптации И.С. Авериной и Е.И. Щебла-новой); «Необычное использование» (тест Д. Гилфорда в адаптации И.С. Авериной и Е.И. Щеблановой), а также методики для оценки уровня психосоциального развития («16 PF» Р. Кеттелла). Педагогам могут предлагаться следующие методики: «Анкета творческих способностей ребенка», «Карта интересов для младших школьников», «Анкета-характеристика» (Д. Рензулли), методика «Интеллектуальный портрет».
Для оценки способностей воспитанников УДО к творческой самореализации могут быть применены следующие методики: тест невербальной креативности Э.П. Торренса, опросник креативности Д.Л. Джонсона и тест вербальной креативности (RAT) С. Медника .
Тест невербальной креативности Э.П. Торренса (краткий вариант, фигурная форма) нацелен на выявление невербальной креативности как некоторой способности личности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Тест представляет собой адаптацию одного из субъектов полного теста Э.П. Торренса — субъекта «Завершение картинок». Основой теста является набор картинок с некоторым набором инструментов (лимит), с помощью которых испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В тесте используется 10 картинок, которые не дублируют друг друга по своим исходным элементам и дают надежные результаты.
Тест Э.П. Торренса позволяет оценить невербальную креативность испытуемых на основе четырех показателей: 1) беглости (быстроты выполнения задания); 2) гибкости (количества переключений с
одного класса объектов на другой в ходе ответов); 3) оригинальности (минимальной частоты ответа среди ответов однородной группы испытуемых); 4) тщательности разработки идей (наличия значимых деталей, дополняющих исходные фигуры как в границах ее контура, так и за ее пределами).
Опросник креативности Д.Л. Джонсона направлен на оценивание творческого самовыражения испытуемых. Опросник состоит из восьми пунктов, представляющих собой контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10—20 мин.
Для оценки креативности по опроснику эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). Опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста).
Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А.Н. Воронина) предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. Тест направлен на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала.
Во время проведения исследования испытуемые не ограничиваются во времени, а методика представляется как тест на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычной деятельности, ситуации. Респондентам предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимоотдаленным ассоциативным областям. Испытуемым необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание.
В качестве стимульного материала в тесте использовались 20 словесных триад. Индекс оригинальности подсчитывался как среднее оригинальностей всех ответов (количество ответов не обязательно соответствует количеству «троек слов»). Индекс уникальности (ассоциативной беглости), по С. Меднику, равен количеству уникальных ответов.
Реализация комплекса методик создает условия для качественной диагностики творческой самореализации личности в системе дополнительного образования детей.
1 Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие : моногр. СПб., 2002.
2 Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.
3 Концепция дополнительного образования детей // Внешкольник. 1996. № 1. С. 6-11.
4 Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / под ред. В.И. Панова. М., 1997.
5 Барышева Т.А. Указ. соч.