Научная статья на тему 'Проектная технология обучения как средство педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы'

Проектная технология обучения как средство педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUAL TRAINING TRAJECTORY / PROJECT TRAINING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубный В. Ф.

Одним из средств педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения является проектная технология обучения, способствующая формированию у студентов значимых профессиональных навыков и качеств личности, обеспечивающих выполнение ими функциональных обязанностей по избранной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project training technology as means of teaching support of the individual training higher school students trajectory

In this article it's shown that the project training technology is the means of teaching accompaniment of the individual training higher school students trajectory, which promotes to forming students significant professional skills and personal qualities, ensured their functional charts realization in selected vocation.

Текст научной работы на тему «Проектная технология обучения как средство педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ....................................................И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.Ф. ПОДДУБНЫЙ,

соискатель МГИУ ivtb@yandex.ru

Аннотация. Одним из средств педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения является проектная технология обучения, способствующая формированию у студентов значимых профессиональных навыков и качеств личности, обеспечивающих выполнение ими функциональных обязанностей по избранной специальности.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, проектная технология обучения.

THE PROJECT TRAINING TECHNOLOGY AS MEANS OF TEACHING SUPPORT

OF THE INDIVIDUAL TRAINING HIGHER SCHOOL STUDENTS TRAJECTORY

V.F. PODDUBNY,

MGIU postgraduate

The summary. In this article it's shown that the project training technology is the means of teaching accompaniment of the individual training higher school students trajectory, which promotes to forming students significant professional skills and personal qualities, ensured their functional charts realization in selected vocation.

Key words: individual training trajectory, project training technology.

В настоящее время обостряется актуальность эффективного взаимодействия системы профессионального образования и работодателей, поиска новых форм интеграции и взаимной заинтересованности между системой профессионального образования, научными и производственными комплексами страны, бизнесом, общественными институтами и государственной властью, что отвечает современным требованиям со стороны государства, общества и личности.

Становление профессиональных компетенций — одна из насущных задач всего процесса подготовки будущих специалистов. Оно определяют поиск нового модельного подхода, системно представляющего собой содержание целостной модели подготовки специалиста в высшей школе.

Исследование показало целесообразность выделения трех групп компетенций будущих специалистов:

1) общих (универсальных и надпрофессиональных);

2) ключевых (академических и естественнонаучных);

3) профессиональных (производственно-отраслевых, предметно-специализированных, социально-личностных и др.). Они обусловлены целевыми и операционными функциями менеджера, одновременно удовлетворяющими академическую и социальную готовность выпускника к профессии.

Интегрированная система обучения, диверсификация ее форм и содержания является базовой основой развития современных форм экономической и интеллектуальной взаимосвязи фундаментальной науки, университетского образования и производства, имеющих общую предпринимательскую и корпоративную идеологию, предполагающую непрерывный творческий процесс подготовки будущих экономистов. Социологические исследования показывают, что в экономически развитом обществе около трети всех работающих занимаются высокоинтеллектуальным трудом, требующим развитых творческих способностей.

Изучая динамику формирования умений студентов, можно проследить за интеллектуальным развитием личности, формированием способностей и готовности студентов к применению полученных знаний, т.е. за формированием соответствующих компетент-ностей. Профессиональная компетентность — сущностная характеристика профессионализма, представляющая собой интегративное личностное качество, основанное на совокупности фундаментальных специальных научных знаний, практических умений и навыков, свидетельствующих о готовности и способности студента успешно осуществлять профессиональную деятельность.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ__^ -

Структура профессиональной компетентности включает в себя совокупность следующих категорий: мотивация, знания, умения, навыки, профессиональная культура. Формирование этих качеств способствует формированию профессиональных компетенций.

Одна из ведущих дидактических составляющих модели целостного проекта профессиональной подготовки специалиста в высшей школе — внедрение новых информационных технологий, совершенствование научно-методического сопровождения образовательного процесса. Информатизация образования является одним из важнейших средств реализации новой образовательной парадигмы.

Информатизация профессионального образования специалиста на основе непрерывной информационной подготовки подразумевает:

формирование информационной культуры специалиста, адекватной современному уровню и перспективам развития информационных систем и процессов;

взаимосвязь информатизации профильной — экономической (теоретической) — и дисциплин практической подготовки в рамках ИСО, качества подготовки специалиста и овладения им имеющимися и вновь создаваемыми новыми технологиями на основе реализации во взаимодействии методологических принципов научности, системности, целостности, преемственности и др.;

® непрерывность, преемственность и достаточность теоретического и практического учебного процесса, интеграция специальных и информационных дисциплин, формирование профессионально ориентированной производственной среды и единого информационного пространства.

Опыт применения телекоммуникаций в разных сферах образования показал, что этот вид деятельности позволяет организовать совместные исследовательские работы учащихся, преподавателей, студентов, научных работников из разных школ, научных и учебных центров одного или нескольких регионов или даже стран. При этом проектная методика позволяет:

проводить исследовательскую творческую либо чисто прикладную, практическую самостоятельную деятельность партнеров, используя многообразие методов и форм самостоятельной работы;

оказывать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых через систему научно-методических центров;

организовывать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;

оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам, расширяя свой кругозор, повышая свой культурный уровень;

формировать у партнеров — учащихся, студентов, преподавателей — коммуникативные навыки,

# и^СИХОЛОГИЧЕСКИЕ.НАУКИ

культуру общения, что предполагает со стороны партнеров умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнеров, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

# формировать умения добывать информацию из разнообразных источников (начиная с партнера по совместному проекту, заканчивая удаленными базами данных), обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и передавать на дальние расстояния, в разные точки планеты;

# способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к широкой информации культурного и гуманистического плана.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений обучающихся, который приносит им удовлетворение в связи с тем, что участники проекта при работе над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога при освоении содержания образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.

Структурируя проект, студенты наполняют его содержанием, определяют тематику, распределяют ответственность и роли и собирают фактический материал. Таким образом, студенты совершенствуют навыки исследовательской деятельности, умение работать с материалами, анализировать, сравнивать и обобщать. Проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» студентами разных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Эта технология предполагает «проживание» участниками проекта определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к «фрагменту» формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое обучающимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Новая технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или коллективную, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, но и на самореализацию их личности. Особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблем-ность, интегративность, контекстность.

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Обладая высокой гибкостью, проектные технологии образования позволяют, с одной стороны, предоставить обучающемуся полно освоить предметную область изучаемых дисциплин специальности, а с другой — включить в свою образовательную деятельность дополнительные элементы, направленные на достижение целей по подготовке его к определенным компетенциям. При этом реализуется одна из ключевых концепций современной образовательной парадигмы — обеспечение личностно ориентированного подхода к обучению, позволяющего максимально удовлетворить индивидуальные потребности каждого обучающегося.

КОРРЕКЦИЯ ОБРАЗА «Я» У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПОДРОСТКОВ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ ЧЕРЕПНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

И.Л. ПРИТЫКО,

соискатель кафедры общей психологии Современной Гуманитарной Академии

Аннотация. Рассмотрены различия компонентов образа «Я» у детей с врожденными пороками развития черепно-лицевой области и их здоровыми сверстниками; выявлена структура образа «Я» детей с врожденными пороками развития черепно-лицевой области; представлена основа программы коррекции образа «Я».

Ключевые слова: врожденные пороки, черепно-лицевая область, самосознание.

CORRECTION OF AN IMAGE I AT CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE AND TEENAGERS WITH CONGENITAL DEFECTS OF CRANIOFACIAL AREA

I.L. PRITYKO,

competitor of chair of the general psychology of Modern Humanitarian Academy, psychologist

The summary. In given article distinctions of components of an image I at children with congenital developmental anomalies of craniofacial area and their healthy contemporaries are presented; the structure of an image I of children with congenital developmental anomalies of craniofacial area comes to light, the basis of the program correction of an image is presented

Key words: congenital defects, craniofacial area, consciousness.

Образ Я — компонент Я-концепции, базовый уровень самосознания — такой продукт психической деятельности, на формирование которого в той или иной мере оказывает влияние как социальное окружение, особенности взаимодействия со значимыми другими, так и уровень собственного психического развития. Зрелый образ Я — продукт интеллектуальной переработки личностью информации о себе. Это такая часть сферы Я человека, где взаимодействуют две стороны психики: личностная и познавательная. Образ себя (его структура, когнитивная сложность, цельность, субъективная значимость, преобладающие механиз-

мы его образования) — есть отражение общего психического развития человека и внешних условий.

В процессе развития самосознания у детей изменяются характеристики образа Я — степень когнитивной сложности, устойчивость, отчетливость и т.д., совершенствуется самооценка. Главные новообразования этого возраста — развитие рефлексии и возникновение «чувства взрослости», ориентация на взрослые ценности и сравнение себя с другими.

Школьник с физическим дефектом сталкивается с рядом трудностей формирования положительного образа Я, к числу которых можно отнести: депривацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.