Научная статья на тему 'Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников'

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / проектная деятельность / патриотизм / патриотическое воспитание / дошкольник / педагогический проект / проектирование / a project / the project activity / patriotism / patriotic education / a preschooler / a pedagogical project / design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабодаш Ольга Александровна

В данной статье рассматривается проектная деятельность как одна из эффективных форм патриотического воспитания дошкольников. Анализируется проблема воспитания патриотизма, его цель и особенности. Рассматривается значение проектной деятельности в формировании патриотизма у дошкольников в дошкольной образовательной организации, а также педагогический проект – как дидактическое средство, которое позволяет обучать проектированию. Охарактеризованы этапы разработки проекта, его виды и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабодаш Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project activity in patriotic education of preschoolers

The given article discusses the project activity as one of the effective forms of patriotic education of preschoolers. The issue of patriotism cultivation, its purpose and features are analyzed. The importance of the project activity in the patriotism development in preschoolers in a preschool educational organization is considered, as well as a pedagogical project – as a didactic tool that allows one to teach design. The stages of the project development, its types and tasks are consecrated.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников»

УДК 372.3.4 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-289-298

ББК 74.1

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

PROJECT ACTIVITY IN PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOLERS

Сабодаш Ольга Александровна

Старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Ломоносовский институт (филиал) Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина E-mail: olg3458@yandex.ru

Sabodash Olga A.

Senior Lecturer at the Department Psychology of Pedagogy, Lomonosov Institute (branch) of Pushkin Leningrad State University

E-mail: olg3458@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается проектная деятельность как одна из эффективных форм патриотического воспитания дошкольников. Анализируется проблема воспитания патриотизма, его цель и особенности. Рассматривается значение проектной деятельности в формировании патриотизма у дошкольников в дошкольной образовательной организации, а также педагогический проект - как дидактическое средство, которое позволяет обучать проектированию. Охарактеризованы этапы разработки проекта, его виды и задачи.

Abstract. The given article discusses the project activity as one of the effective forms of patriotic education of preschoolers. The issue of patriotism cultivation, its purpose and features are analyzed. The importance of the project activity in the patriotism development in preschoolers in a preschool educational organization is considered, as well as a pedagogical project - as a didactic tool that allows one to teach design. The stages of the project development, its types and tasks are consecrated.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольник, педагогический проект, проектирование.

Keywords: a project, the project activity, patriotism, patriotic education, a preschooler, a pedagogical project, design.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Сабодаш О. А., 2024

Для цитирования: Сабодаш О. А Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников // Проблемы современного образования. 2024. № 1. С. 289-298. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-289-298.

Cite as: Sabodash O. A. Project activity in patriotic education of preschoolers. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 1, pp. 289-298. DOI: 10.31862/22188711-2024-1-289-298.

Введение

Одной из актуальных тем является проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях современной России. В современном мироустройстве начинает складываться тенденция усиления национальных интересов государств, возвращения к национальным ценностям культуры [1].

В настоящее время патриотическое воспитание обучающихся является одной из основных направлений образования и поддерживается на государственном уровне. Правительство РФ, Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования решают проблему патриотизма, вовлекая в работу не только педагогов, но и обучающихся, и их родителей.

С этой целью опубликованы нормативные документы, которые совершенствуют процесс патриотического воспитания в стране. Среди них - «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», которая основывается на воспитании нравственных ценностей. Используя системно-деятельностный и культурно-исторический подход к развитию личности ребенка, Стратегия предполагает повышение уровня овладения детей русским языком, знакомство с культурным наследием страны [2].

В свою очередь, в федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который входит с состав национального проекта «Образование», воспитание трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [3]. Любовь к Отечеству, гордость за достижения и культуру своей Родины приобретают все большее значение не только в социальной жизни страны, но и в системе образования, в том числе дошкольного [4].

Методы воспитания подрастающих поколений в духе патриотизма, целью которых является любовь граждан к своей Родине, преданность своему Отечеству, знание и уважение законов своей страны, на протяжении долгих лет вызывают немалый интерес не только педагогов, но и философов.

В отечественной педагогике проблема патриотического воспитания привлекала многих исследователей. По их мнению, основной составляющей духовной жизни

Основная часть

человека являются патриотизм и стремление делать все возможное для процветания своей страны.

Среди отечественных деятелей педагогической мысли, занимавшихся исследованием разнообразных вопросов патриотического воспитания, следует особо отметить Н. В. Алешину, Н. Ф. Виноградову, А. Д. Жарикова, С. А. Козлову, Н. Г. Комратову, Л. Е. Никонову.

Отметим также еще одного русского ученого - А. Ф. Афтонасьева, занимавшегося изучением проблемы патриотизма. По мнению А. Ф. Афтонасьева, целью воспитания является подготовка человека для жизни в обществе, образование и воспитание в нем «понятий, чувств и воли по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». Он считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно «...возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать» [5, с. 394].

В. А. Сухомлинский в своей работе отмечал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких лет, так воспитатель должен заботится о воспитании у своих чувства безграничной любви к Родине» [6, с. 68]. Несомненно, воспитание любви к Родине является у В. А. Сухомлинского одной из важнейших и непростых задач, необходимых для развития личности [7].

В Педагогическом энциклопедическом словаре мы встретим следующее определение патриотизма: «.любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» [8, с. 185].

Задача взрослого - при помощи всевозможных педагогических методов вызвать у ребенка интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее истории. В. Г. Белинский, размышляя о главных задачах воспитания, отмечает необходимость развивать у детей чувства патриотизма: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [9, с. 488].

Стоит отметить, что чувство патриотизма очень велико и многогранно по своему содержанию. Оно не зарождается само по себе, а закладывается в процессе жизни человека, находящегося в рамках определенной социокультурной среды. Патриотизм для ребенка - это истоки, объединяющие его с родной средой, которая его окружает, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.

В большинство определений патриотизма включены преданность Родине и готовность поступиться своими интересами ради ее блага. Таким образом, это высокое нравственное социальное чувство, которое просто так не возникает, а должно воспитываться

в соответствии с определенными задачами и в определенном направлении на протяжении долгого времени и под воздействием многих факторов [10].

Таким образом, одним из наиболее сложных аспектов современной педагогики является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Затруднения здесь вызывают как правильное толкование самого понятия «патриотизм», так и раскрытие содержания патриотического воспитания в этот возрастной период, определяющий, в свою очередь, подбор методов, средств и форм, используемых при работе с детьми.

Также возникающие трудности могут быть связаны и с возрастными особенностями данной группы детей. Необходимо учитывать, что у дошкольника в силу возраста просто невозможно сформировать никакие патриотические чувства окончательно -они всего лишь зарождаются. Однако не стоит забывать, что именно в это время все патриотические чувства и берут свое начало.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, обучение детей следует осуществлять непрерывно, во всех процессах образовательной деятельности. Образовательная деятельность включает в себя все виды деятельности, а именно игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно - исследовательскую, двигательную, музыкальную, трудовую, конструирование, восприятие художественной литературы, проектную [11].

Проектная деятельность - это один из наиболее эффективных способов в системе воспитания патриотизма дошкольников.

Как отмечает Н. Ю. Пахомова, проект - это деятельность, которая:

• имеет конечную цель и промежуточные задачи;

• производит хорошо определенный конечный результат, который может быть представлен и быть оценен;

• состоит из последовательных и взаимосвязанных работ;

• имеет обозначенные временные рамки, т.е. определяет дату начала и окончания проведения;

• использует ограниченное количество финансовых, временных, человеческих и информационных ресурсов;

• выполнение проекта составляет проектную деятельность [12].

Метод проектов берет начало во второй половине XIX в. в школах США по сельскому хозяйству и базировалась на основах теории «прагматической педагогики», родоначальником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). В настоящее время проектная деятельность широко используется как компонент современного образовательного процесса.

Если перевести термин «проект» с латинского, дословное значение будет «бросание вперед». То есть проект - это идеальный образ возможного или предполагаемого объекта или состояния, а в некоторых случаях - замысел, план какого-либо действия. До настоящего времени в большом количестве ситуаций понятие «проект» трактуется как некий вид профессиональной деятельности [12]. Л. С. Выготский отмечал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно» [13, с. 264].

Метод проектов обеспечивает:

• актуализацию знаний и приобретение новых;

• формирование ценностного и эмоционального отношения детей друг к другу, к миру, самому себе;

• способность действовать творчески.

А. А. Майер в своих работах отмечал, что проектная деятельность - это уникальные в своем роде четко определенные действия, направленные на получение конкретных результатов в многофункциональном окружении в течение установленного срока и в рамках выделенных ресурсов с привлечением группы людей, обладающих разносторонними навыками и знаниями, работающих под специальным руководством [12].

Цель проектной деятельности - желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени.

Основы проектной деятельности базируются на важных принципах проектирования: принцип открытости; принцип диалогичности; принцип рефлексивности.

Проектная деятельность является познавательным процессом, имеющим основные задачи, принципы их выполнения, оформление и освещение результатов. Итоги таких результатов проектной деятельности (продукт деятельности) остаются в детском саду в виде альбомов, экспонатов, экспозиций.

Проектная деятельность для того и организована, чтобы развернуть проблемную ситуацию, привести к готовности действовать самостоятельно, а не выполнить какое-то одноактное действие. Вместе с тем для осуществления проектной деятельности должна быть соответствующая мотивация - это не просто проявление или привлечение интереса ребёнка. В проект должно быть вложено и понимание ситуации и должно произойти осмысливание выполняемых ребёнком действий.

Задачами обучения дошкольников в процессе проектной деятельности являются следующие:

• пробуждение интереса детей к будущему результату;

• приобщение к процессу познания нового;

• формирование разнообразных представлений;

• побуждение интереса к совместной исследовательской деятельности.

В процессе работы над проектами у дошкольников происходит развитие психических функций: развитие речи, воображения и мышления; познание новых предметов и действий с ними; создание эмоциональной заинтересованности. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие задатки и умственные способности, необходимые для интеллектуального развития обучающегося.

Проектная деятельность в ДОО имеет большое значение для патриотического воспитания дошкольника.

1. Проектная деятельность позволяет ребенку включаться в различные формы активной игровой деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми, и учиться ориентироваться в их сфере.

2. При помощи проектной деятельности ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.

3. Проектная деятельность позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами.

4. Проектная деятельность представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов [14].

Проектная деятельность в ДОО является эффективным средством формирования патриотизма, так как:

• содержит в себе инструментарий детского мышления;

• отличается эмоциональной близостью ребенку-дошкольнику по мироощущению;

• представляет общечеловеческие ценности и социокультурные образцы в понятной ребенку-дошкольнику форме [14].

Педагогический проект - это планирование совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности воспитанников-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Педагогический проект с точки зрения педагога - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, а именно учить:

• умению находить решения проблемы;

• умению ставить цель и уметь организовать и спланировать свою деятельность;

• умению анализировать свою деятельность;

• умению оформить ход своей деятельности и результаты этой деятельности в презентации;

• умению найти, отобрать и приготовить информацию для оформления презентаций;

• умению найти, отобрать нужную информации для решения заданной проблемы;

• умению применить практически полученные ранее знания, умения, навыки в непредвиденных, нетрадиционных ситуациях;

• умению выбрать, освоить и использовать технологии изготовления продукта проектной деятельности.

Деятельность при выполнении проекта позволяет:

• выстроить процесс обучения - от усвоения знаний, умений, навыков - к развитию личности;

• перейти от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умений;

• поставить акцент на мотивационно-смысловую составляющую деятельности;

• организовать деятельность учащихся как основное условие успешной реализации проекта;

• переориентировать учащихся от «изолированного» изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

• перейти от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Педагогическое проектирование - это пошаговая разработка проекта, которая является особо важной частью плана. В ней определен перечень конкретных действий, указываются выходы, сроки реализации и ответственные лица на всех этапах.

Любой проект обязательно подразумевает исследовательскую работу самих обучающихся. Отметим, что значимой чертой проектной деятельности является поиск информации. Затем эта информация должна быть обработана, осмыслена и представлена в каком-то виде остальным участникам проектной группы.

Выходом проектной деятельности, то есть результатом работы над проектом будет своеобразный продукт деятельности.

Проекты классифицируют по срокам: краткосрочный (от 1 дня до 7 дней), среднесрочный (от 7 дней до 1 месяца) и долгосрочный (от 1 месяца до 1 года и более).

По доминирующей деятельности различают следующие виды проектов:

1. Творческие проекты - подготовка к проведению праздничных мероприятий, утренников. Возможная тематика творческих проектов: «Какой он, мир сказок?»; «Символы России»; «Культурное наследие России».

2. Исследовательские проекты - дети ставят различные опыты с предметами, ситуациями, образами и по другим заданиям, а затем всё это оформляют в виде выставок, специальных уголков, в альбомном виде или стенгазетами. Возможная тематика исследовательских проектов: «Катюша - орудие Победы», «Природа родного края», «Секреты наших растений», «Великая Победа в истории семьи».

3. Игровые проекты - когда дети реализуют задачи под видом сказочных персонажей при розыгрыше сюжетно-ролевых постановок. В таких проектах происходит формирование воображения у детей. Возможная тематика игровых проектов: «Сказки разных народов», «Мой любимый персонаж», «Сказки коренных народов».

4. Информационные проекты - дети в этих проектах полностью самостоятельны, по заданиям они сами собирают сведения, реализуют свои индивидуальные и личностных навыки, при этом большое влияние здесь играет умение ребенка ориентироваться на собственные предпочтения в социальной сфере. Возможная тематика информационных проектов: «Семейные традиции», «Моя малая Родина», «Герои Великой Отечественной войны», «Защитники природы».

5. Практико-ориентированные проекты - это специальным образом оформленные детальные разработки определенной проблемы (или технологии ее решения), нацеленные на достижение позитивного практически значимого результата. Возможные темы: «Что такое доброта?», «Маленькие экологи родного края», «Полезные привычки», «Береги природу».

Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм.

Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом. Педагог, разрабатывая проект, будет определять задачи обучения в соответствии с существующими линиями развития ребенка.

Именно поэтому проектная деятельность и педагогическое проектирование являются обязательными в освоении дисциплин педагогического цикла в колледжах и вузах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Таким образом, проектная деятельность - особая организация совместной деятельности субъектов, направленная на реализацию образовательной цели, путем объединения их усилий для решения общей задачи, в данном случае - патриотизма, использования и самостоятельного приобретения необходимых знаний и умений, завершаемая конкретным практическим результатом.

Главное достоинство проектной деятельности в патриотическом воспитании заключается в том, что посредством проектной деятельности детей:

• обогащаются их знания об окружающем мире, и социальном, и природном;

• усваиваются социальные навыки общения;

• формируется уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению;

• происходит осознание ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике;

• осуществляется формирование коммуникативных навыков - способность человека правильно взаимодействовать с окружающими (установить контакт со сверстником в игре);

• развивается способность отстоять и аргументировать свою позицию, защитить свои интересы;

• формируются навыки достижения результата.

Подводя итог, можно отметить, что проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Следовательно, проектная деятельность - одно из эффективных средств патриотического воспитания, интеллектуального, социального и творческого саморазвития всех субъектов образования.

Список литературы

1. Морозова М. И. Анализ возможностей коммеморативных практик патриотического воспитания школьников в контексте празднования юбилея Победы в Великой

Отечественной войне // XXIV Царскосельские чтения. 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. СПб.: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2020. С. 152-156.

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://rg.ru/documents/20l5/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 05.07.2023).

3. Патриотическое воспитание граждан Российской федерации. URL: https://www.gov. spb.ru/projects/53/ (дата обращения: 05.07.2023).

4. Пацева Е. Н. Формирование национальной гордости в условиях регионального патриотического воспитания // Kant. 2020. № 3 (36). С. 358-362.

5. Афтонасьев А. Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С. 394-402.

6. СухомлинскийВ. А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. шк., 1974. 288 с.

7. Богуславский М. В. В. А. Сухомлинский: уроки радости познания. Тверь: Золотая буква, 2005. 122 с.

8. Патриотизм // Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 185.

9. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. / ред. колл.: Н. Ф. Бельчиков и др. М.: АН СССР, 1954. Т. 4: Статьи и рецензии. 1840-1841. 676 с.

10. Сабодаш О. А. Роль музыкального воспитания в развитии патриотизма дошкольников // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2018. № 2. С. 199-208.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (с изм. на 8 ноября 2022). URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 01.07.2023).

12. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. вузов. М.: АРКТИ, 2008.

13. Выготский Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии // Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 243-385.

14. Бегидова, С. Н., Джабатырова Б. К., Бегидов В. С. Проектирование образовательных технологий // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2020. № 8 (151). С. 4-8.

References

1. Morozova M. I. Analiz vozmozhnostey kommemorativnykh praktik patrioticheskogo vospitaniyashkolnikovvkonteksteprazdnovaniyayubileyaPobedyvVelikoyOtechestvennoy voyne. In: XXIV Tsarskoye Selo readings. 75th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War. Proceedings of the International scientific Conference. St. Petersburg: Leningradskiy gos. un-t im. A. S. Pushkina, 2020. Pp. 152-156.

2. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Available at: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed: 05.07.2023).

3. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy federatsii. Available at: https://www.gov. spb.ru/projects/53/ (accessed: 05.07.2023).

4. Patseva E. N. Formirovanie natsionalnoy gordosti v usloviyakh regionalnogo patrioticheskogo vospitaniya. Kant. 2020, No. 3 (36), pp. 358-362.

5. Aftonasyev A. F. Mysli o vospitanii. In: Antologiya pedagogicheskoy mysli v Rossii v pervoy polovine XIX veka. Ed. by P. A. Lebedev. Moscow: Pedagogika, 1987. Pp. 394-402.

6. Sukhomlinskiy V. A. Serdtse otdayu detyam. Kiev: Rad. shk., 1974. 288 p.

7. Boguslavskiy M. V. V. A. Sukhomlinskiy: uroki radosti poznaniya. Tver: Zolotaya bukva, 2005. 122 p.

8. Patriotizm. In: Bim-Bad B. M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar. Moscow, 2002. P. 185.

9. Belinskiy V. G. Complete works. In 13 vols. Ed. by N. F. Belchikov et al. Moscow: AN SSSR, 1954. Vol. 4: Statyi i retsenzii. 1840-1841. 676 p.

10. Sabodash O. A. Rol muzykalnogo vospitaniya v razvitii patriotizma doshkolnikov. Vestn. Leningradskogo gos. un-ta im. A. S. Pushkina. 2018, No. 2, pp. 199-208.

11. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya (s izm. na 8 noyabrya 2022). Available at: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (accessed: 01.07.2023).

12. Pakhomova N. Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatelnom uchrezhdenii: posobie dlya uchiteley i studentov ped. vuzov. Moscow: ARKTI, 2008.

13. Vygotskiy L. S. Problemy detskoy (vozrastnoy) psikhologii. In: Vygotskiy L. S. Coll. works. In 6 vols. Vol. 4. Moscow, 1984. Pp. 243-385.

14. Begidova S. N., Dzhabatyrova B. K., Begidov V. S. Proektirovanie obrazovatelnykh tekhnologiy. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2020, No. 8 (151), pp. 4-8.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 1

Статья поступила в редакцию 06.07.2023 The article was received on 06.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.