Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Г.Я.

В условиях обострения социально-экономической обстановки в стране и мире проблема воспитания патриотизма молодёжи является приоритетным направлением государственной и образовательной политики. Патриотизм - социально-нравственная, духовная ценность, национальная идея, основа развития российской государственности. Необходима организация целенаправленной работы по воспитанию граждан, имеющих активную социальную, гражданскую и патриотическую позицию, ориентированных на созидательную деятельность и защиту своего Отечества средствами народной, музейной педагогики с учетом социально-культурной среды. В связи с этим одной из задач системы высшего образования становится выявление педагогических условий воспитания патриотизма у молодёжи, которая была бы готова к преобразованию края и Родины в русле духовных ценностей своего народа и нравственных идеалов всего человечества. Цель исследования - выявить, обосновать и реализовать педагогические условия воспитания патриотизма обучающихся. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа научной литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, интервьюирование. Автор определил методологические подходы к воспитанию патриотических качеств личности (личностно-ориентированный, ценностно-смысловой и интегративно-деятельностный), уточнил ключевые понятия «патриотизм», «гражданственность», «гражданско-патриотическое воспитание», выявил педагогические условия воспитания патриотизма обучающихся: 1) включение обучающихся в проектную деятельность, 2) интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в воспитании патриотизма, определил эффективные технологии воспитания патриотизма у молодёжи. Особое внимание уделено проектной технологии. Представлены примеры разработанных студенческих проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TEACHING STUDENTS' BEING PATRIOTIC: THEORY AND PRACTICE

The problem of teaching youth being patriotic is a priority in state and educational policies as socio-economic situation both in the country and the world is aggravated. Patriotism is a socio-moral, spiritual value, a national idea, the basis for the development of Russian statehood. Thus, to organize purposeful work to educate citizens to have an active social, civic and patriotic position, to focus on protecting their Fatherland is necessary. It can be done via folk and museum pedagogy taking into account social and cultural environment. In this regard, one of the tasks of the higher education system is to identify the pedagogical conditions for growing patriotism among young people who would be ready to transform the region and the Motherland in line with the spiritual values of their nation and the moral ideals of the mankind. The study aims to identify, substantiate and implement the pedagogical conditions to teach students' patriotism. To achieve this goal literature analysis, a questionnaire, pedagogical observation, and the method of interviews were used. The author defined the methodological approaches to develop patriotic qualities of a person (personality-oriented, value-semantic and integrative-activity approaches); clarified the key concepts of “patriotism”, “citizenship”, “civic-patriotic education”; identified the pedagogical conditions for teaching students' being patriotic: 1) the inclusion of students in project activities, 2) the integration of classroom and extracurricular activities of students; identified project learning as one of the most effective technologies for teaching young people being patriotic.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

Непрерывное образование в течение жизни.

Образование разных уровней

Continuing education: different levels of education

Научная статья

УДК 37.035.6

DOI: 10.14529/ped230302

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Г.Я. Гревцева, yakupovna@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-8334-8544 Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

Аннотация. В условиях обострения социально-экономической обстановки в стране и мире проблема воспитания патриотизма молодёжи является приоритетным направлением государственной и образовательной политики. Патриотизм - социально-нравственная, духовная ценность, национальная идея, основа развития российской государственности. Необходима организация целенаправленной работы по воспитанию граждан, имеющих активную социальную, гражданскую и патриотическую позицию, ориентированных на созидательную деятельность и защиту своего Отечества средствами народной, музейной педагогики с учетом социально-культурной среды. В связи с этим одной из задач системы высшего образования становится выявление педагогических условий воспитания патриотизма у молодёжи, которая была бы готова к преобразованию края и Родины в русле духовных ценностей своего народа и нравственных идеалов всего человечества. Цель исследования -выявить, обосновать и реализовать педагогические условия воспитания патриотизма обучающихся. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа научной литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, интервьюирование. Автор определил методологические подходы к воспитанию патриотических качеств личности (личностно-ориентированный, ценностно-смысловой и интегративно-деятельностный), уточнил ключевые понятия «патриотизм», «гражданственность», «гражданско-патриотическое воспитание», выявил педагогические условия воспитания патриотизма обучающихся: 1) включение обучающихся в проектную деятельность, 2) интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в воспитании патриотизма, определил эффективные технологии воспитания патриотизма у молодёжи. Особое внимание уделено проектной технологии. Представлены примеры разработанных студенческих проектов.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, методологический подход, проектный подход, педагогические условия

Для цитирования: Гревцева Г.Я. Педагогические условия воспитания патриотизма обучающихся: теоретический и практический аспекты // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2023. Т. 15, № 3. С. 18-31. DOI: 10.14529/ped230302

© Гревцева Г.Я., 2023

Original article

DOI: 10.14529/ped230302

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TEACHING STUDENTS' BEING PATRIOTIC: THEORY AND PRACTICE

G.Ya. Grevtseva, yakupovna@rambler.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-8334-8544 Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The problem of teaching youth being patriotic is a priority in state and educational policies as socio-economic situation both in the country and the world is aggravated. Patriotism is a socio-moral, spiritual value, a national idea, the basis for the development of Russian statehood. Thus, to organize purposeful work to educate citizens to have an active social, civic and patriotic position, to focus on protecting their Fatherland is necessary. It can be done via folk and museum pedagogy taking into account social and cultural environment. In this regard, one of the tasks of the higher education system is to identify the pedagogical conditions for growing patriotism among young people who would be ready to transform the region and the Motherland in line with the spiritual values of their nation and the moral ideals of the mankind. The study aims to identify, substantiate and implement the pedagogical conditions to teach students' patriotism. To achieve this goal literature analysis, a questionnaire, pedagogical observation, and the method of interviews were used. The author defined the methodological approaches to develop patriotic qualities of a person (personality-oriented, value-semantic and integrative-activity approaches); clarified the key concepts of "patriotism", "citizenship", "civic-patriotic education"; identified the pedagogical conditions for teaching students' being patriotic: 1) the inclusion of students in project activities, 2) the integration of classroom and extracurricular activities of students; identified project learning as one of the most effective technologies for teaching young people being patriotic.

Keywords: patriotism, citizenship, methodological approach, project learning, pedagogical conditions

For citation: Grevtseva G.Ya. Pedagogical conditions for teaching students' being patriotic: theory and practice. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2023;15(3):18-31. (In Russ.) DOI: 10.14529/ped230302

Введение

В современной системе образования появляется необходимость создания таких педагогических условий, которые будут способствовать воспитанию учащейся молодежи. В нормативных документах [20, 21, 27], в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года «выделены основные направления воспитания, среди которых патриотическое воспитание и формирование российской гражданской идентичности» [20, с. 5].

Ценностно-ориентированная деятельность является основой воспитания мобильного, активного, ответственного гражданина своего Отечества, высоконравственного патриота своей Родины. На систему воспитания и социализации личности влияет информационная среда, которая не всегда оказывает положительное влияние на человека. Использование размытых трактовок данного понятия приводит к тому, что патриотизм порой перестает быть универсальной ценностью для общества, не содействует социализации личности.

Н.Д. Никандров отмечает, что «социализация нередко не помогает, а скорее противоречит ценностям, транслируемым через систему воспитания» [19, с. 22]. В результате меняются взгляды, ценности. Несомненно, воспитание «должно осуществляться на основе социально значимой рефлексивной деятельности, тип общения - личностно-личностный, в процессе которого используются разнообразные интерактивные виды деятельности ролевого характера» [6].

В современных исследованиях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности занимают центральное место [1, 4, 6, 7, 9, 10, 12-17, 22, 25, 28, 33]. В работах уделяется особое внимание традиционным ценностям отечественной культуры, потенциалу использования интернет-технологий в процессе воспитания учащейся молодежи. Одни пишут о роли студенческого самоуправления в воспитании патриотизма, другие - о воспитании патриотизма средствами фольклора, волонтерского движения, этнокультурного опыта.

Патриотическое воспитание чаще всего реализуется вместе с гражданским образованием. «В зарубежной научной литературе выделяются два подхода к патриотическому воспитанию: 1) предполагает национальную идеологическую направленность, определяемую политической ситуацией в стране; 2) предполагает культурологическую направленность, определенную социальными факторами. Оба подхода базируются на истории страны, ее культуре и традициях» [26, с. 120].

Значимыми являются труды [3, 8, 11, 18, 23, 24, 29-32] по проектированию, проектной деятельности, в которых уточняются понятия «проект», «проектное обучение», «проектный подход», «проектировочная компетентность»; определяется воспитательная роль метода проектов, выявляются педагогические условия формирования проектной деятельности; представлена характеристика исследовательских проектов. Проектной деятельности посвящены исследования ученых (О.В. Богомолова [3], Д.О. Нагорный [18], С.М. Щербаков [18], Я.Е. Рупасова [23], А.Г. Черняк [28], О.О. Шаламова [29], Д.А. Шаламова [29], М.М. Шевцова [31, 32] и др.), в которых выделены особенности проектной деятельности, ее роль в воспитании, развитии и социализации личности. Однако, несмотря на существенный интерес исследователей и понимание места и значения проектной деятельности, а также накопленный к настоящему времени практический опыт, необходим поиск новых способов решения существующих проблем в области воспитания (духовное обнищание; разрушение связи поколений; насилие, зло, жестокость с экранов телевизоров; правовая неграмотность; низкая культура речи; отсутствие культуры осмысленного чтения; вредные привычки и т. д.). К сожалению, воспитание ещё не стало органичной составляющей педагогической деятельности, нет гармонии в процессе воспитания и обучения.

Цель нашего исследования - выявить, обосновать и реализовать педагогические условия воспитания патриотизма обучающихся.

Новизна исследования: выявлены и реализованы педагогические условия воспитания патриотизма обучающихся. Теоретическая значимость: уточнено понятие «патриотизм», определены компоненты патриотизма. Результаты исследования обладают достаточным потенциалом, чтобы служить основой проек-

тирования исследуемого процесса в образовательных организациях, а также могут быть использованы для дальнейших научных поисков по проблеме воспитания патриотизма.

Обзор литературы

Сегодня наблюдается существенный интерес к вопросам воспитания патриотизма, развитию ценностной сферы учащейся молодежи. В исследовании мы опирались на идеи философов, социологов, педагогов, психологов И М. Дуранова [9], А.В. Лубского [13], А.Е. Мешкова [16], Э.И. Минуллиной [17], Н.Д. Никандрова [19], Д.С. Яковлевой [33] и др. Аналитический обзор исследований показал, что патриотизм понимается как нравственная, идейно-политическая, социологическая категория, многомерное чувство, осознанное действие. В.В. Путин на встрече со студентами юридических вузов страны отметил, что надо «культивировать здоровое чувство патриотизма. Без этого страна не будет существовать, она просто изнутри развалится, как кусок сахара, намоченный водой» [5].

Н.П. Лузик отмечает, что субъектом патриотизма выступают все социальные образования, а объектом патриотизма являются различные социальные общности, Отечество [14, с. 21]. Отношение к патриотизму выступает, как социальная ценность, при этом выполняет интегративную функцию, является средством консолидации населения вокруг патриотических ценностей, то есть отношения к Родине и верности Отечеству. Например, в Китае особенностью патриотического воспитания является формирование критического отношения к действительности, к современным жизненным ситуациям; в Сингапуре патриотическое воспитание реализуется в рамках культурологического подхода; в Казахстане делается акцент на формирование моральных и духовных ценностей [22, с. 121].

А.В. Лубский, доктор философских наук, выявляет причины негативного отношения к патриотизму в дискурсе, связанного с отождествлением его с национализмом, обосновывает необходимость совмещения патриотизма и гражданственности в российском обществе с учетом его социокультурной специфики [13]. При этом ученый выделяет общие направления в формировании гражданского патриотизма, одной из характеристик которого выступает готовность и способность гражданина к активным действиям во имя блага отечества.

Патриотизм выступает «как чувство, традиция, обязанность, образец моды, выгода, а также как нравственно-политическая ценность» [13]. Мы трактуем понятие «патриотизм» как ценность, как личностное качество, отражающее положительное отношение к Отечеству посредством активной созидательной деятельности.

«Структура патриотизма включает в себя патриотические знания, соответствующие убеждения и установки, патриотические ценностные ориентации, а также практическую деятельность на благо общества. На социальном уровне патриотизм рассматривается в качестве значимой части общественного сознания, которая проявляется в коллективных настроениях по отношению к своему народу, его прошлому и настоящему, в ценностных ориентациях населения» [10, с. 46-47].

Патриотизм и гражданственность - результат гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Гражданственность подразумевает определенный уровень сформи-рованности духовной культуры человека, включает такие составные элементы, как потребности и привычки. Гражданственность рассматриваем по следующим аспектам: мировоззренческому, поведенческому, оценочному и культурному, проявляется в специфической гражданской деятельности. Различными исследователями гражданское воспитание трактуется как: целенаправленный и управляемый процесс по овладению опытом; одно из направлений системы воспитания; процесс формирования гражданских качеств, патриотических чувств, которые предполагают освоение компетенций и успешной созидательной деятельности.

А.Е. Мешков среди признаков граждан-ско-патриотического воспитания выделяет взаимодействие субъектов воспитания, особенности социальной среды, направленной на формирование гражданского самосознания, патриотических взглядов, убеждений и чувств, уважительного отношения к культурным традициям и ценностям [16, с. 10]. Гражданско-патриотическое воспитание имеет социализирующий характер.

Нами выявлены педагогические организационно-педагогические условия воспитания патриотизма и гражданственности обучающихся: 1) ценностно-смысловое наполнение проектной деятельности; 2) использование возможностей музейной педаго-

гики посредством виртуального музейного собрания.

Включение студентов в проектную деятельность осуществляется с учетом следующих принципов:

- культуросообразности - выражается в учете социокультурных условий жизнедеятельности обучающихся, особенностей их этнической культуры в содержании образования и образовательном процессе [28, с. 55];

- обратной связи — напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия;

- продуктивности - подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость [11, с. 45].

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод проектов развивает коммуникативные компетенции, способствует развитию творческого потенциала личности [3, с. 194-207]. Проектная деятельность предполагает наличие ценностных ориентаций, личностно-значимой проблемы обучающихся, стимулирование мотивации на приобретение знаний из разнообразных источников, развитие исследовательских, аналитических, алгоритмических умений, а также важнейших компетенций. Особое значение имеет «добровольное включение и эмоционально-ценностное проживание участников проектирования своего участия в проекте» [3, с. 48].

Использование возможностей музейной педагогики посредством виртуального музейного собрания позволяет осуществлять патриотическое просвещение средствами проектной деятельности, способствует: предотвращению опасности создания псевдогероев, закреплению аксиологических аспектов деятельности, воспитанию традиционных ценностей посредством патриотической онлайн-работы. «Цифровизация образовательного трека молодежи, выстраивание ею собственных онлайн-траекторий в школе, университете, дополнительных увлечениях является активным подспорьем в современном патриотическом воспитании» [12, с. 15]. Интернет-сайты, социальные сети, мессенджеры объединяют молодежь, дают им возможность участвовать в онлайн конференциях, конкур-

сах, олимпиадах, круглых столах, дебатах, дискуссиях, посвященных истории, традициям, культуре своего Отечества, героям войны и труда, акциях (Свеча памяти, Письма Победы, Георгиевская ленточка и т. д.) и других мероприятиях. Конструирование цифровой среды из цифровых ресурсов музея, созданных средствами интернет-сервисов и технологий, мобильных приложений, позволяет решать задачи гражданско-патриотического воспитания студентов. Облачные сервисы и программные средства позволяют использовать интерактивные ментальные карты, видео, инфографики как результат социального проекта, информационный банк кейса, тематические сайты, документальные фильмы, карикатуры, плакаты и т. д. Цифровая среда патриотического воспитания как составная часть информационной среды обеспечит расширение среды воспитания.

Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в воспитании патриотизма студентов. Интеграция в научном знании представляет собой процесс взаимодействия отдельных компонентов системы, в результате которого осуществляется качественное преобразование всей системы [10, с. 4]. Преподаватели различных дисциплин, особенно гуманитарных, социально-экономических, интегрируют патриотическую воспитательную работу в учебный процесс (на уровне межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутриличностной интеграции). Акцентируют внимание на исторических событиях и личностях, достижениях ученых, деятелей культуры, спортсменов, исторических памятных датах, традициях и обычаях и т. д.

Внеаудиторная форма работы по воспитанию патриотизма через индивидуальные, групповые и массовые формы работы в тесной связи с содержанием учебных дисциплин остается по-прежнему актуальной. Контроль процесса воспитания патриотизма осуществляется путем педагогического мониторинга, включающего диагностирование, поэтапное определение результативности, коррекцию процесса и дальнейшее его прогнозирование.

Методологическое, информационно-аналитическое и организационное сопровождение предполагает знакомство с нормативными документами, психолого-педагогическими исследованиями, практическим опытом, методическими рекомендациями, посвященными теории и практике патриотического воспита-

ния; информирование о результатах деятельности, о конкретных достижениях студентов и педагогов. Сопровождение осуществляется с учетом принципов: 1) комплексности - предполагает рациональное использование имеющихся средств и учет конкретных организационно-педагогических условий (разработка плана, программ, положений, пособий, рекомендаций, постоянный учет внешних и внутренних факторов и др.) воспитания патриотизма студентов; 2) интегративности - отражается в фундаментализации знаний студентов на основе представлений о цельности мира и о роли человека в нем, его реализация способствует созданию целостной системы воспитания патриотизма студентов.

Материалы и методы

В исследовании раскрыты методологические подходы: личностно-ориентированный подход и интегративно-деятельностный. Обоснование необходимого выбора данных подходов является одним из результатов исследования. Методы: анализ источников информации по исследуемой проблеме, синтез, сравнение, прогнозирование, разработка и практическая реализация проектов, интерпретация продуктов творческой деятельности (сочинения, педагогические эссе, самоотчеты, рефлексивные дневники, портфолио, самоанализы).

В качестве методологической основы исследуемой проблемы выбран цивилизацион-ный, личностно-ориентированный и интегра-тивно-деятельностный подходы.

Личностно-ориентированный подход предполагает учет личностных особенностей, степени социализированное™ личности - педагогическая база реализации данного подхода в воспитании учащихся, связан с формированием самостоятельности учащихся, что проявляется в гражданской зрелости. Здесь важную роль играет самовоспитание. Поэтому в основу личностно-ориентированного подхода к воспитанию может быть положена «Я- концепция». Основоположниками «Я-концепции» являются К. Роджерс, Э. Берн. Смысл этой концепции состоит в ролевом наборе собственного «Я»: «Я-ученик», «Я-граж-данин, «Я-патриот-гражданин» и т. д.

Для данного подхода в воспитании патриотизма важно, что с социализацией личности происходит изменение «Я-концепции». Здесь важно то, что в процессе обучения обучающийся получает информацию о ценностях

культуры, нравственных и правовых нормах, патриотизме, гражданственности. Уважение личности учащегося - ведущий компонент данного подхода. Данный подход включает взаимодействие педагога и учащихся.

Деятельность педагога в этом подходе опирается: на уровень социализации личности; степень обученности и потенциал обучающегося; соориентированность учащихся в социальных, в том числе и гражданско-патриотических ценностях; уровень сформи-рованности мотивов и установок на граждан-ско-патриотические отношения; степень развития эмоционально-потребностной сферы в гражданско-патриотических отношениях. В этом случае от учащихся требуется соответствующий отклик на личностно-ориентиро-ванный подход педагога, который включает в себя: осознание учащимся своей самоценности; самоутверждение как личности, гражданина-патриота; осознание своего общественного статуса как гражданина-патриота; стремление к самореализации личностного потенциала; развитие рефлексивных процессов.

Исходя из проведенного анализа содержания указанного подхода к воспитанию, необходимо определить содержательные особенности данного процесса. К содержательным особенностям следует отнести: выделение ведущих проблем и идей, правовых норм, формирование принципов и правил отношений и поведения, составляющих общественную и личностную ценность, которые присваиваются и развиваются в процессе воспитания.

Как мы уже отметили, воспитание граждан-патриотов связано с формированием сознания, отношений и поведения, поэтому следует в содержательном плане рассмотреть, на каком материале в учебном процессе, в системе дополнительного образования формируется это сознание, умение ориентации в граж-данско-патриотических ценностях. Вместе с тем мы выяснили, что воспитание связано с присвоением личностью соответствующих ценностей, руководство ими в повседневной жизни. Эти ценности, в содержательном плане, определяют формирование направленности личности. Следовательно, необходим ценностно-смысловой подход к воспитанию патриотизма обучающихся. Предназначение данного подхода - обеспечить развитие личности как субъекта нравственного поведения

гражданина-патриота, ввести в образовательный процесс национальные ценности нашего общества, ценностные смыслы жизнедеятельности человека. Патриотизм - национальная ценность в содержании образования.

Личностные смыслы являются основанием созидательной патриотически направленной деятельности субъектов образования. Принципами, с помощью которых реализуется ценностно-смысловой подход, являются:

- принцип гуманизма ориентирует «на развитие личности, способной к свободному выбору и несущей ответственность за действия и поступки, что особенно актуально в условиях ослабления гуманитарных основ современной жизни»;

- принцип ценностной ориентации - создание ценностно-ориентационного поля, содержание которого составляют ценности. Ценностное отношение реализуется в патриотически ориентированной деятельности, в которой происходит обмен ценностями между обучающимися;

- принцип гражданственности ориентируется на развитие субъектности личности, формирование гражданского самосознания обучающихся, предполагает представления о приоритетах национальной политики и культуры;

- принцип рефлексивности позволяет осмыслить свою деятельность, рефлексия определяет аналитическую деятельность субъекта в области мотивов и целей деятельности, позволяет ребёнку обдумывать будущую деятельность, планировать достигаемый результат, предусматривать способы его достижения.

Обосновывая интегративно-деятель-ностный подход к процессу воспитания в проектной деятельности, мы непосредственно рассматриваем интегративные процессы. Многие воспитательные риски связаны со сложными междисциплинарными проблемами. Интегра-тивно-деятельностный подход позволит преодолеть односторонность в содержании всех направлений патриотического воспитания. Следовательно, необходима интеграция знаний обучающегося о мире в единое целое.

Под взаимодействием интеграции наук в образовании разрабатываются интегративные темы, факультативные курсы. Интеграционные тенденции, уровень развития науки, ценности общества определяют стратегию разви-

тия воспитания и обучения, решают проблемы, которые возникают в процессе воспитания и обучения.

Интегративный подход подразумевает межпредметное (создание целостной картины мира), внутрипредметное (взаимосвязь с учебными дисциплинами), межличностное (сопереживание, эмпатия, взаимодействие, инте-риоризация признания достоинства личности) и внутриличностное (развитие аналитических, исследовательских, проектировочных, коммуникативных и других умений) направления. Мы берем во внимание принципы интегра-тивного подхода: сотрудничества, диалогического общения, рефлексивности, гражданственности, самореализации.

Представляет интерес метод проектов, который формирует мировоззрение, развивает умения работать в команде, сотрудничать, планировать и т. д. Мы берем во внимание и опираемся на принципы комплексности, системности, содержательности, целостности, структурности, множественности. В процессе разработки и реализации проектов обучающимся приходится использовать знания межпредметного характера.

Формирование и развитие патриотизма и гражданственности возможно только в осознанной, добровольной деятельности. Интеграция направлений воспитательной работы, традиций и инноваций позволит разрешить существующие противоречия в воспитательной работе.

Деятельностный подход к воспитанию и обучению отвечает реалиям современности, побуждает личность к активным действиям, выполняет мировоззренческую функцию. В деятельностном подходе важна связь между установкой и мотивами, потребностями. Ин-тегративно-деятельностный подход обеспечивает практико-ориентированную направленность патриотического воспитания. Среди всех видов деятельности мы выделяем проектную, исследовательскую, информационно-аналитическую деятельность, которые позволяют развивать самостоятельность мышления, диагностические, исследовательские, комму-никаивные, рефлексивные навыки, умения прогнозировать результаты, способность к созиданию и формирует личностно-этические качества (коммуникативность, эмпатия, толерантность и т. д.). Интегративно-деятель-ностный подход как содержательная основа воспитания студентов позволяет сформиро-

вать единую целостную систему воспитания будущего специалиста [2].

Разработанная система воспитания патриотизма у студентов состоит из взаимосвязанных компонентов: нормативно-целевого (цели, задачи, формирование патриотических ценностей), содержательного (интеграция и гармонизация), технологического (реализация практико-ориентированных, проектных, исследовательских технологий) и аналитико-результативного (оценка уровня патриотизма). Функции: нормативная, интегративная, воспитательная, координирующая, социализирующая, аналитическая, оценочная. Организационно-педагогическими условиями реализации системы являются: включение обучающихся в проектную деятельность, интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в воспитании патриотизма. Информационно-аналитическое и организационное сопровождение обеспечивает реализацию педагогических условий.

Результаты исследования

Реализация первого условия - включение обучающихся в проектную деятельность позволяет решить задачи укрепления веры в себя, значимость места в жизни, влиять на уровень внутренних притязаний, на отношения к Отечеству, самому себе, окружающим.

Приведем примеры видеопроектов, созданных студентами:

- Видеопроект «Звезда герою» (авторы: О.А. Ишимова, О.В. Арапова) был создан по итогам социально-патриотической акции «Звезда героя», посвященной Дню Победы, организованной сотрудниками Кассельской Павленковской модельной библиотеки, музея, школьниками Кассельской школы (Челябинская область, Нагайбакский район, поселок Кассельский). В реализации проекта участвовали все жители поселка Кассельский. Были организованы встречи с родственниками участников Великой Отечественной войны и установлены именные таблички на домах. Видеопроект - это историческая память.

- Видеопроект «История музейного экспоната» (автор: Н.С. Шрайнер, Тюменьская область, село Упорово, Упоровский краеведческий музей, Зал Боевой Славы). Виртуальная экскурсия посвящена землякам.

Обучающиеся первого курса консерваторского факультета на практическом занятии по педагогике разрабатывали и защищали проекты. Среди них - индивидуальные и

групповые проекты, по типу проекты - исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.

Тема проекта: «Бах против гаджетов» (авторы: Баканча Татьяна, Котышев Даниил, Беспалова Анна, Ильина Валерия). Актуальность проекта обусловлена кризисом современной массовой культуры, возрастающей агрессией в обществе, которые разрушают духовно-нравственные традиции нашего народа. Цель проекта: знакомство детей с творчеством великого композитора, формирование ценностей. Задачи: 1) воспитывать любовь и интерес к музыке; 2) содействовать воспитанию подлинно художественного вкуса и культуры; 3) способствовать развитию личности. Целевая аудитория: родители и дети 6+.

Методы: 1) словесный (рассказ, беседа); 2) наглядно-практический (показ преподавателем отдельных фрагментов произведения, работа с рисунком). Прогнозируемой результат: в ходе проведения мастер-класса родители получат опыт процесса знакомства ребенка с композитором, у детей должна явиться воспитанная потребность познавать новое, использовать воображение и научиться анализировать.

Тема проекта: «Музыкальная гостиная. Импрессионизм в музыке и живописи на примере произведения К.А. Дебюсси „Бергамас-ская сюита" в 4 частях» (авторы: Маликова Анна, Костюченко Ирина). Целевая аудитория: младший школьный возраст (8-10 лет). Цель проекта: развитие воображения, нравственно-эстетическое воспитание, просвещение, развитие интереса к культуре, в частности к музыке и живописи, художественных способностей, навыков коммуникации (вербальной и невербальной). Примерный план: 1. Рассказ об импрессионизме. 2. Исполнение на фортепиано «Бергамасской сюиты». Задание детям: нарисовать свои впечатления, пока они слушают музыку. 3. Демонстрация рисунков с кратким описанием своего представления.

Тема проекта: «Музыка как вид воспитания» (авторы: Немудрый Сергей, Батыршина Эвелина, Воротинцева Елизавета, Борисенко Екатерина, Никулина Наталия, Кондаков Владимир, Лазарев Никита). Цель проекта: культурное воспитание молодого поколения в современных образовательных условиях; формирование нравственных и эстетических качеств личности средствами музыки. Задачи проекта: 1) изучение методик преподавания

музыки; 2) разработка плана занятий по музыкальному воспитанию; 3) систематизация разработанного плана; 4) проведение пробного занятия. Целевая аудитория: 1-4-е классы начальной школы. Ожидаемый результат: разработка методических рекомендаций по развитию эстетической воспитанности обучающихся средствами музыки. Музыка -одно из средств воспитания патриотических чувств.

На учебных мастерских, посвященных проектной деятельности, студенты первого и третьего курсов Коркинского горно-строительного техникума (КГСТ) разрабатывали проекты. Им были предложены: алгоритм работы над проектом, информационная карта проекта, паспорт проекта, критерии оценки проекта, тематика проектов. Многие самостоятельно определили проблему и сформулировать свою тему. Оценивая результаты работы (индивидуальной, групповой), студенты выделили проекты, которые вызвали особый интерес: «Моя будущая профессия», «Мой город в фотографиях», «История моей улицы», «Я люблю тебя, Россия!», «Память сердца», «Семейная реликвия», «Из бабушкиного сундука» и т. д.

Интересен опыт работы преподавателей техникума. «В КГСТ реализуется в рамках программы дополнительного образования «Патриоты России»; реализованы и воплощаются подпроекты по патриотическому воспитанию, которые нацелены на развитие патриотического сознания через активную проектную деятельность. К 75-летию Коркинского горно-строительного техникума руководитель музея Е.Ю. Даванкова и менеджер по связям со СМИ С. Е. Межевич подготовили к изданию книгу «По праву памяти» - это исследовательский проект, в рамках которого собраны сведения об истории учреждения, его работниках, студентах от момента «рождения» техникума по настоящее время. 100-летнему юбилею ВЛКСМ на областном конкурсе музеев ПОО Челябинской области Коркинский горно-строительный техникум представил фото-проект «Юность комсомольская моя», который занял второе место. Высокую оценку получила конкурсная работа «Лучший виртуальный музей». Авторы данного проекта: заведующая музеем Е.Ю. Даванкова, лидер ветеранского движения, студенты А. Антаков и А. Галимов (И. Ярославцева. Режим доступа: сайт КГСТ: https://kgst.ru/).

Реализация второго условия - интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в воспитании патриотизма.

Аудиторная деятельность интегрирует патриотическую воспитательную работу в процесс учебы. Содержание лекции по педагогике устанавливает межпредметные связи (философия, психология, социология, культурология, история). Нами применялись в ходе лекции аналитические беседы, предполагающие активное слушание (темы - «Созидательная гражданская активность учащейся молодежи как фактор национальной безопасности», «Образование и цифровизация», «Воспитание патриотизма, толерантности, культуры мира» и т. п.); для систематизации и закрепления понятий в ходе лекций нами применялись интеллект-карты: «Методы воспитания», «Информация и дезинформация», «Цифрови-зация - „за" и „против"»; кластеры по темам: «Педагогические условия воспитания юных патриотов в условиях цифровой среды», «Стратегии воспитания» и т. п. Работая с научными статьями, мы применяли педагогические технологии, позволяющие упростить работу ученика с текстом: ИНСЕРТ, И8ЬБопе, кейс-метод. Предлагалось написать аннотацию, используя памятку; при работе с источниками социально-педагогической информации предлагались визуальные источники (фото, видео, произведения живописи и т. д.). При обращении к нормативно-правовым актам - составляли аналитические карты, использовали приемы «учимся вместе», двухчастные дневники, рефлексивные листы и т. д.

Результаты исследовательских работ студенты могли представить в форме инфографи-ки. При оценивании работ применялись следующие критерии: актуальность темы, анализ изученных источников, практико-ориентиро-ванная направленность предложенных способов решения проблемы, внешний вид инфо-графики.

На занятиях по педагогике после изучения тем «Профессиональный патриотизм», «Педагоги-новаторы» студенты писали эссе, так, например, после обсуждения фильма «Сердце, отданное детям» - эссе на тему «Идеи В.А. Сухомлинского о воспитании патриотов». Несколько фрагментов из работ студентов первого курса вуза культуры: «В сердце человека заложен целый мир. Словно хрустальный сосуд, такой тонкий, хрупкий, но внутри него что-то поистине важное... Нужно заполнять этот сосуд ценными морально-

нравственными наставлениями.»; «как говорили его современники - он умер, не обращая внимания на смерть»; «В.А. Сухомлинский восхищал и восхищает своей современностью и мудрым подходом к детям, он отдал детям жизнь, здоровье и сердце»; «Я впечатлен преданностью Василия Александровича Сухо-млинского счастливому детству ребенка и его экологичному развитию духа, ума и нравственности»; «Он опережал время, в котором жил. Для меня - он идеал учителя. Любовь к детям, доброта и гармония с миром - основа школы радости В.А. Сухомлинского»; «Идеи В. А. Сухомлинского - истина на все времена»; «Я поняла, каким педагогом я хочу стать; Я хочу создавать в своей школе гармонию...»; «Мне близка философия Василия Сухомлин-ского. Безусловная любовь, жизнь по законам красоты и гармонии, воспитание без наказания - считаю, что эти принципы каноны педагогики».

Видеопрезентации из опыта работы по патриотическому воспитанию (творческое задание), видеоролики о реализации проектов патриотической направленности позволяют студентам познакомиться с интересными формами, методами, средствами воспитания патриотизма у детей, подростков, старшеклассников и студентов.

На наш взгляд, среди средств, формирующих чувство Отечества, эффективны: акции, конкурсы творческих работ, социально-значимых проектов, рисунков, сочинений, фестивали детского и юношеского творчества, экскурсии, заочные путешествия, викторины, КВН, устные журналы. Несомненно, краеведческая, музейная деятельность - одно из средств воспитания патриотизма, которое приобщает воспитанников к культурному наследию страны и «малой родины». Рассказы о деятелях России и их доблестных подвигах, поэтические произведения, патриотические песни, традиции, знаменательные даты и т. д. влияют на патриотические чувства наших воспитанников.

Круглые столы, онлайн-конференции, дискуссии, дебаты на патриотическую тему являются эффективной платформой, на которой строится воспитательная работа. В рамках Двадцать первого Славянского научного собора «Урал. Православие. Культура» - Проект проводится при поддержке Фонда поддержки гражданских инициатив Южного Урала (Грант № 696-15 14.09.2022. «Русская духовная культура: от традиции к современности») -студенты культурологического, хореографи-

ческого, консерваторского факультетов приняли участие в конференции «Воспитание духовно-нравственных ценностей в молодежной среде в условиях новых вызовов и рисков».

Методологическое, информационно-аналитическое и организационное сопровождение, включающее методическое обеспечение процесса воспитания патриотизма студентов - авторскую программу «Патриотическое воспитание студентов в проектной деятельности» (2022 г.), пособия «Проектирование как средство патриотического воспитания студентов» (2022 г.), «Гражданское образование: проблемы и опыт» (2019 г.) и другие - может быть основанием для проектирования рабочих программ различных специальных курсов.

Так, например, в нашем издании «Проектирование как средство патриотического воспитания студентов» рассмотрены основные вопросы, касающиеся истории и теории проектирования, классификации проектов, процедуры их построения и оценки реализации проектной деятельности. Представлены примерный перечень вопросов для осмысления, размышления, словарь, список литературы. Учебно-методическое издание обеспечивает формирование необходимых универсальных компетенций, единых для всех направлений (специальностей) в области разработки и реализации проектов различного типа, командной работы и коммуникаций, системного мышления, самоорганизации и саморазвития [8, с. 4].

Педагогическое сопровождение - это система мероприятий, обеспечивающая реализацию педагогических условий воспитания патриотизма обучающихся и выполнение функций метадеятельности.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы патриотизма и его воспитания не утрачивают своей актуальности в условиях цивилизационных процессов, изменившейся международной обстановки, информационной войны, диверсий, террористических актов.

Исследования, посвященные воспитанию патриотизма, продолжаются, разрабатываются проекты, программы патриотической направленности, осуществляется поиск новых технологий, обеспечивающих результативность воспитания. Обосновано значение методологических подходов (личностно-ориен-тированного, ценностно-смыслового и инте-гративно-деятельностного) в решении задач воспитания патриотизма у студентов.

Выявлены педагогические условия воспитания патриотизма студентов: включение обучающихся в проектную деятельность, интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в воспитании патриотизма, информационно-аналитическое и организационное сопровождение.

Для совершенствования и инновационного развития системы воспитания патриотизма необходимы эффективные технологии, одной из них является проектная, деятельность которых направлена на воспитание граждан-патриотов своего Отечества, которые ценят прошлое и готовы проявить профессиональный патриотизм в настоящем и будущем.

Интеграция аудиторной и внеаудиторной работы актуализирует содержательное ядро преподаваемых дисциплин, активизирует творческую самостоятельную работу, способствует эффективному межличностному и межкультурному взаимодействию, успешной социализации.

Список литературы

1. Азарова, Т.А. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи / Т.А. Азарова, Л.В. Калашникова //Научный альманах. - 2022. - № 11-1 (97). - С. 10-13.

2. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. -М.: Наука, 1973. - 270 с.

3. Богомолова, O.B. Педагогическая технология развития умений организация проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения / О.В. Богомолова // Ученые записки: электронный научный журнал Курского гос. ун-та. - 2018. - № 4 (48). - http://www.scientific-notes.ru/mdex.php7page=6&new=53.

4. Бужинов, Д. Ф. Гражданско-патриотическое воспитание современного российского молодого поколения: проблемы, перспективы и потенциал использования интернет-технологий / Д.Ф. Бужинов, Е.Н. Путинцева //Гуманитарные научные исследования. - 2022. - № 11. -https://human.snauka.ru/2022/11/55050 (дата обращения: 05.12.2022).

5. Встреча со студентами юридических вузов Москвы. - http://kremlin.ru/events/president/ news/19778 (дата обращения: 23.09.2016).

6. Гревцева, Г.Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 384 с.

7. Гревцева, Г.Я. Гражданско-патриотическое воспитание: философский аспект / Г.Я. Гревцева, М.Е. Дуранов // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2019. - № 4 (8). - С. 11-21.

8. Гревцева, Г.Я. Проектирование как средство патриотического воспитания студентов: учеб.-метод. пособие / Г.Я. Гревцева, Е.А. Квитко, М.Е. Медведева. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера». - 2022. - 79 с.

9. Дуранов, И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания, учащейся молодежи: теория и практика: моногр. / И.М. Дуранов. - Магнитогорск: Изд-во Магн. гос. ун-та, 2003. - 298 с.

10. Клименко, П. В. Особенности самовоспитания курсантов военного вуза на основе интеграции традиций и новаций в патриотическом воспитании // Университетские чтения - 2019: материалы науч.-метод. чтений ПГУ. Ч. VII. - 2019. - С. 124-129.

11. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 288 с.

12. Куликова, С.В. Потенциал цифровых технологий в решении задач патриотического воспитания российской молодежи / С.В. Куликова, Е.А. Фоменко // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. - 2021. - № 2. - С. 12-22.

13. Лубский, А. В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. - 2017. - № 1. - https:// cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskiy-patriotizm-o-sovmestimosti-patriotizma-i-grazhdanstvennosti-v-rossiyskom-obschestve

14. Лузик, Н.П. Патриотизм как социокультурная ценность / Н.П. Лузик // Высшее образование XXI века: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. -С. 163-166.

15. Матусевич, В.З. Перспективные направления оптимизации гражданско-патриотиче-ского воспитания / В.З. Матусевич //Гуманитар. науч. вестник. - 2022. - № 6. - С. 57-62. DOI: 10.5281/zenodo.6860456

16. Мешков, А.Е. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на традиционных ценностях отечественной культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2010. - 32 с.

17. Минуллина, Э.И. Современная государственная политика в области гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи // Э.И. Минуллина // Педагогика и психология. Теория и практика. Междунар. науч. журнал. - 2016. - № 5 (7). - С. 34.

18. Нагорный, Д.О., Щербаков, С.М. Проектная деятельность в вузе: особенности, проблемы, технологии управления // Информатизация в цифровой экономике. - 2021. - Т. 2. - № 4. -С. 167-180. DOI: 10.18334/ide.2.4.113393

19. Никандров, Н.Д. Воспитание в современной России: влияние информационной среды, социализации и культуры /Н.Д. Никандров //Педагогика. - 2022. - Т. 86. - № 12. - С. 5-25.

20. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996р. - http://www. consultant.ru/document/ consdoc LAW180402/ (дата обращения: 23.02.2023).

21. Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». - https://rso.kuz-edu.ru/patrioticheskoe-vosp-about.

22. Ретинская, В.Н. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: актуальные проблемы и перспективы развития / В.Н. Ретинская, И.А. Мурзина // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. -2022. - № 1 (90). - С. 45-52.

23. Рупасова, Я.Е. Междисциплинарная проектная деятельность как технология подготовки студентов бакалавриата к инновационной деятельности /Я.Е. Рупасова //Мир науки, культуры и образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 321-325.

24. Синецкий, С.Г. Основополагающие идеи для преподавания предметов социопроектного

цикла в рамках профиля «Управление проектом». Инновации в системе высшего образования: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2016. - С. 42-46.

25. Суменко, Л.В. Исследование гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи /Л.В. Суменко, Р.П. Абдуллаев //Вестник Северо-Кавказ. федер. ун-та. - 2023. - № 2 (95). -С. 246-255. DOI: 10.37493/2307-907X.2023.2.29

26. Тагунова, И.А. Идеологическая работа в современной зарубежной школе: патриотическое воспитание и гражданское образование / И.А. Тагунова, О.И. Долгая //Педагогика. - 2022. -№ 9. - С. 119-128.

27. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Рос. газ. Федер. вып. № 17 (8228). - https://rg.ru/documents/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html

28. Черняк, А.Г. Патриотическое воспитание студентов вузов в условиях поликультурного общества: дис. ... канд. пед. наук. - Тверь, 2013. - 171 с.

29. Шаламова, О. О. Проектная деятельность как эффективное условие профессионального развития студентов гуманитарных вузов / О.О. Шаламова, Д.А. Шаламова //Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 398-400. - https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-effektivnoe-uslovie-professionalnogo-razvitiya-studentov-gumanitarnyh-vuzov

30. Шамшина, И.Г. Характеристика студенческих проектов инженерной школы Дальневосточного Федерального университета (ДВФУ) / И.Г. Шамшина // Евразийский Союз Ученых. -2020. - № 7-7 (76). - С. 35-39.

31. Шевцова, М.М. Использование ресурсов проектной технологии в подготовке педагогов в системе среднего профессионального образования / М.М. Шевцова // Науч.-пед. обозрение. -2020. - № 1 (29). - С. 102-112. DOI 10.23951/2307-6127-2020-1-102-112

32. Шевцова, М.М. Исследовательские проектные компетенции студентов: особенности формирования в учебной и внеучебной деятельности / М.М. Шевцова, О.В. Попова // Пед. журнал. - 2021. - № 6. - С. 292-405. DOI: 10.34670/AR. 2021.46.84.051

33. Яковлева, Д.С. Воспитание гражданской сознательности у старшеклассников средней школы: дис. ... канд. пед. наук/Д.С. Яковлева. -М., 1969. - 351 с.

References

1. Azarova T.A. [Civil and Patriotic Education of Youth]. Scientific Almanac, 2022, no. 11-1 (97), pp. 10-13. (in Russ.)

2. Blauberg I.V., Yudin E.G. Stanovlenie i sushchnost' sistemnogo podkhoda [Formation and Essence of the System Approach]. Moscow, Nauka Publ., 1973. 270 p.

3. Bogomolova O.V. [Pedagogical Technology for the Development of Skills, Organization of Project Activities for Bachelors of Vocational Training]. Uchenye Zapiski: elektronnyy nauchnyy zhur-nal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Study Notes: Electronic Scientific Journal of Kursk State University], 2018, no. 4 (48).

4. Buzhinov D.F. [Civic-Patriotic Education of the Modern Russian Young Generation: Problems, Prospects and Potential of Using Internet Technologies]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya [Humanitarian Scientific Research], 2022, no. 11. Available at: https://human.snauka.ru/2022/11/55050 (accessed 05.12.2022).

5. Meeting with students of law schools in Moscow. Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/19778 (accessed 23.09.2016).

6. Grevtseva G.Ya. [Civil Education as a Factor in the Socialization of Schoolchildren. Abstract of doctor. diss]. Chelyabinsk, 2006. 384 p. (in Russ.)

7. Grevtseva G.Ya., Duranov M.E. [Civil-Patriotic Education: Philosophical Aspect]. Teoriya i praktika nauchnykh issledovaniy: psikhologiya, pedagogika, ekonomika i upravlenie [Theory and Practice of Scientific Research: Psychology, Pedagogy, Economics and Management], 2019, no. 4 (8), pp. 11-21. (in Russ.)

8. Grevtseva, G.Ya, Kvitko E.A., Medvedev M.E. Proyektirovanie kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya studentov [Design as a Means of Patriotic Education of Students]. Chelyabinsk, Publishing House of CJSC "A. Miller's Library" Publ., 2022. 79 p.

9. Duranov I.M. Sotsiokul'turnye osnovy grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya, uchashcheysya molodezhi: teoriya i praktika [Sociocultural Foundations of Civil and Patriotic Education, Student Youth: Theory and Practice]. Magnitogorsk, Publishing House of Magnitogosk State University Publ., 2003.298 p.

10. Klimenko P.V. [Features of Self-education of Cadets of a Military University Based on the Integration of Traditions and Innovations in Patriotic Education]. University readings - 2019: Materials of Scientific and Methodological Readings of PSU Part VII, 2019, pp. 124-129. (in Russ.)

11. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoye proyektirovaniye: ucheb. posobiye dlya vyssh. ucheb. zavedeniy [Pedagogical Design: Proc. Allowance for Higher Textbook Institutions]. Moscow, Publishing Center "Academy" Publ., 2005. 288 p.

12. Kulikova S.V., Fomenko E.A. [The Potential of Digital Technologies in Solving the Problems of Patriotic Education of Russian Youth]. Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2021, no. 2, pp. 12-22. (in Russ.)

13. Lubsky, A.V. [Civil Patriotism: on the Compatibility of Patriotism and Citizenship in Russian Society]. Gumanitariy Yuga Rossii [Humanitarian of the South of Russia], 2017, no. 1, pp. 42-59. (in Russ.)

14. Luzik N.P. [Patriotism as a Socio-Cultural Value]. Vysshee obrazovanie XXI veka: materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Higher Education of the XXI Century: Materials of the All-Russian. Scientific-Practical Conference], 2005, pp. 163-166. (in Russ.)

15. Matusevich V.Z. [Promising Directions for Optimizing Civil-Patriotic Education]. Humanitarian Scientific Bulletin, 2022, no. 6, pp. 57-62. (in Russ.) DOI: 10.5281/zenodo. 6860456

16. Meshkov A.E. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie uchashchikhsya na tradicionnykh tsen-nostyakh otechestvennoy kul'tury [Civil-Patriotic Education of Students on the Traditional Values of National Culture. Abstract of Kand. Diss]. Moscow, 2010. 32 p. (in Russ.)

17. Minullina E.I. [Modern State Policy in the Field of Civil and Patriotic Education of Student Youth]. Pedagogy and Psychology. Theory and Practice. International Scientific Journal, 2016, no. 5 (7), pp. 64-67. (in Russ.)

18. Nagorny D.O., Shcherbakov S.M. [Project Activity at the University: Features, Problems, Management Technologies]. Informatizatsiya v tsifrovoy ekonomike, 2021, no. 2-4, pp. 167-180. (in Russ.) DOI: 10.18334/ide.2.4.113393

19. Nikandrov, N.D. [Education in Modern Russia: the Impact of the Information Environment, Socialization and Culture]. Pedagogy, 2022, no. 12-86, pp. 5-25. (in Russ.)

20. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiysoy Federatsii ot 29.05.2015 № 996 r. ["On the Approval of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period up to 2025" Decree of the Government of the Russian Federation dated 05.29.2015]. Available at: http://www. consultant.ru/document/consdocLAW180402/ (accessed 23.02.2023).

21. Pasport federal'nogo proekta "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii" [Passport of the Federal project "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation"]. Available at: https://rso.kuz-edu.ru/patrioticheskoe-vosp-about.

22. Retinskaya V.N., Murzina I.A. [Civic-Patriotic Education of Youth in Modern Russian Society: Current Problems and Development Prospects]. POISK: Politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura. [SEARCH: Politics. Social Science. Art. Sociology. Culture], 2022, no. 1 (90), pp. 45-52. (in Russ.)

23. Rupasova Ya.E. [Interdisciplinary Project Activity as a Technology for Preparing Undergraduate Students for Innovative Activities]. World of Science, Culture and Education, 2021, no. 6 (91), pp. 321-325. (in Russ.)

24. Sinetsky S.G. [Fundamental Ideas for Teaching Subjects of the Socio-Project Cycle Within the Framework of the Profile "Project Management"]. Innovatsii v sisteme vysshego obrazovaniya: materialy VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovations in the System of Higher Edu-cation:Materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference], 2016, pp. 42-46.

25. Sumenko L.V., Abdullaev R.P. [Study of Civil and Patriotic Education of Students]. Newsletter of the North Caucasian Federal University, 2023, no. 2 (95), pp. 246-255. (in Russ.) DOI: 10.37493/2307-907X.2023.2.29

26. Tagunova I.A., Dolgaya O.I. [Ideological Work in a Modern Foreign School: Patriotic Education and Civic Education]. Pedagogy, 2022, no. 9, pp. 119-128. (in Russ.)

27. Federal'nyy zakon ot 31 iyulya 2020 goda № 304-FZ "O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy za-kon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" po voprosam vospitaniya obuchayushchihsya" [On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation " Federal Law of July 31,

2020, no. 304--FZ]. Available at: https://rg.ru/documents/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (accessed 3.07.2023).

28. Chernyak A.G. Patriotic Education of University Students in a Multicultural Society [Development of a Teacher's Readiness to Educate Adolescents with an Axiological Attitude to the Family. Abstract of Kand. Diss]. Tver, 2013. 171 p. (in Russ.)

29. Shalamova O.O., Shalamova D.A. [Project Activity as an Effective Condition for the Professional Development of Students of Humanitarian Universities]. World of Science, Culture, Education,

2021, no. 2 (87), pp. 398-400. (in Russ.)

30. Shamshina I.G. [Characteristics of Student Projects of the Engineering School of the Far Eastern Federal University (FEFU)]. Eurasian Union of Scientists, 2020, no. 7-7 (76), pp. 35-39. (in Russ.)

31. Shevtsova M.M. [The Use of Project Technology Resources in the Training of Teachers in the System of Secondary Vocational Education]. Pedagogical Review, 2020, no. 1 (29), pp. 102-112. (in Russ.) DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-102-112

32. Shevtsova M.M., Popova O.V. [Research Project Competencies of Students: Features of Formation in Educational and Extracurricular Activities]. Pedagogicheskiy zhurnal [Pedagogical Journal], 2021, no. 6, pp. 292-405. DOI: 10.34670/AR. 2021.46.84.051

33. Yakovleva D.S. Education of Civic Consciousness Among High School Students [Development of a Teacher's Readiness to Educate Adolescents with an Axiological Attitude to the Family. Abstract of Kand. Diss]. Moscow, 1969. 351 p. (in Russ.)

Информация об авторе

Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и этнокультурного образования, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия.

Information about the author

Gulsina Ya. Grevtseva, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of the Department of Pedagogy and Ethnocultural Education, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia.

Статья поступила в редакцию 05.07.2023

The article was submitted 05.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.