УДК 37.035.6 ББК 74.005.22
DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-1-140-149
Д.Ю. Панин
(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
Актуализируется проблема воспитания патриотизма и гражданственности личности. Выделяются признаки исследуемых понятий «гражданственность», «патриотизм». Представлены позиции ученых на сущность данных понятий, результаты опроса респондентов (кадетов) о сущности патриотизма, а также программа воспитания патриотизма и гражданственности учащихся кадетских классов «Я - МЫ - Гражданин», которая имеет практико-ориентированный характер. Раскрыты принципы воспитания и реализации программы. Среди наиболее эффективных педагогических технологий выделены технология делиберации, мастерских, технологии проектного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология КТД И.П. Иванова, рефлексивные, игровые технологии и т.д.
Ключевые слова: педагогическая технология, патриотизм, гражданственность, права человека, гражданско-патриотическое воспитание.
D.Yu. Panin
(South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)
NON-TRADITIONAL TECHNOLOGIES AND WAYS OF CULTIVATING PATRIOTISM, CIVIC CONSCIOUSNESS AND RESPECT OF HUMAN RIGHTS IN CADET CLASSES
The problem of cultivating patriotism and personal civic consciousness is updated. The features of the concepts of "civic consciousness" and "patriotism" are emphasized. Opinions of researchers on the essence of these concepts and respondents (cadets) enquiry results on the essence of patriotism and the practice oriented program of cultivating patriotism and civic consciousness in cadet classes "I-we-citizen" are presented. The principles of education and program realization are shown. Technologies of deliberation, ! workshops, project learning, health saving, cognitive creative actions technology of io I.P. Ivanov, reflective and game technologies were singled out as most efficient. 2 Keywords: pedagogical technology, patriotism, civic consciousness, human rights, civic cj patriotic education.
Одно из основных направлений политики России в области образования является воспитание патриотизма, гражданственности у подрастающего поколения. Сложная современная политическая обстановка в мире, часто негативное отношение стран Европы к России приводят к пониманию необходимости защиты родного Отечества.
С реализацией идей гражданственности, патриотизма и нравственности связываются сегодня надежды на выживание человечества. Сохранение стабильности и безопасности в современной России сопряжено с вызовами информационного общества, политического и социально-экономического характера, вызовами мировоззренческого порядка.
Культурная эволюция, новые технологии, нередко порождают опасности и угрозы как для молодёжи, так и для всего человечества. Интересы современного поколения все больше уходят с мир инноваций, технологий, а также в виртуальность, поэтому перед нами (педагогами) встает задача преподнести гражданственно-нравственные позиции в доступном для учеников (студентов) виде. Именно поэтому педагоги трудятся над организацией конференций, тематических лекций, на которых и осуществляется преподнесение информации, полезной для слушателей.
Сегодня проблема воспитания патриотизма находит отражение в основных нормативно-правовых документах Российской Федерации в области образования: Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» [13], Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. [11], Концепции военно-патриотического воспитания молодежи [9] и др.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу
личности и обладающих высокой нравственностью...» [11]. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» указано: «патриотическое воспитание выступает основополагающим социальным фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением страны, что определяет стратегию инновационного развития России» [13]. Во всех вышеуказанных документах прослеживается значимость воспитание гражданственности и патриотизма.
Проблеме гражданско-патриотическо-го воспитания посвящены исследования С.И. Беленцова [1], А.Н. Вырщикова [2], Г.Я. Гревцевой [3; 4], И.М. Дуранова [5], Н.В. Ипполитовой [7], С.Ж. Курилова [10], О.И. Павленко [14], Н.А. Савотиной [15], ТВ. Ткаченко [17], М.В. Циулиной [20] и другие.
Для нашего исследования важны работы Т.В. Болотова, Р.Н. Галиахмето-ва, Н.Е. Мокиевская, О.В. Кириченко, Т.И. Исакова и др., посвященные правовому воспитанию, правам человека, так как в современных условиях соблюдение прав человека связано с обеспечением национальной безопасности. Несмотря на угрожающее для всего мира развитие событий, террористические акты, главные угрозы национальной безопасности для нашей страны коренятся внутри самой России. Нарушения прав человека чреваты стабилизацией общества, социальным взрывом. Только идеи высшей ценности человека, его достоинства, обеспечение прав и свобод могут стать залогом гражданского мира. Права человека, юного гражданина являются рычагом, который поможет обеспечить национальную безопасность страны.
Система знаний о правах человека, правах ребенка может активно воздействовать на шкалу ценностей обучающихся, их нравственный облик; эти сфе-
о
0
1
I
ф
ш н
0
1
го
го
X го о о го
ГО ф
Р го
" т
о Ш
ш к
2 ^
:> £
К 2
1= го
* £
^ о
го
_ ф
х 99
о
5
т со го
а к
го Ф го
ф
ф _0
I
о
ф
со
X ^
ры должны становиться приоритетными в формировании их гражданина-патриота. В последние десятилетия по всему земному шару стали обостряться отношения между различными социальными группами, вспыхивать с новой силой религиозные и этнические вооруженные конфликты, поэтому изучение Программы культуры мира имеет для будущих специалистов огромное значение. Возникает насущная потребность в подготовке педагога - проводника идей мира. Обучение культуре мира несет в себе значительный гуманистический потенциал, который может быть использован для воспитания важных личностных качеств человека - уважения других людей, милосердия, патриотизма, гражданственности, доброты, ненасилия.
Обратимся к ключевым понятиям нашего исследования: «патриотизм», «гражданственность». В истории развития общества патриотизм как общественное явление рассматривали с разных позиций: как нравственную и как политическую категорию, как высшие моральные чувства и как социальную ценность. Для выяснения связи патриотизма с воспитанием гражданственности, осмысления сущностной характеристики гражданско-патриотического воспитания необходимо рассмотреть данную проблему с позиции социальной философии, педагогики и психологии.
«Патриотизм выражается в стремлении людей к экономическому, социальному и культурному развитию своей родной страны, к защите ее от чужеземных захватчиков» [18, с. 224], отмечается в философской энциклопедии. А.В. Ру-сецкий рассматривает патриотизм как подсистему, состоящую из двух частей: эмоционально-психологической (чувство любви к Родине) и рационально-идеологической (осмысление идей, действий на укрепление Отечества) части [19, ! с. 43]. Отсюда выводится два ключевых я понятия «Родина» и «Отечество». От-q ечество как одна из сторон патриотиз-ci ма имеет непосредственный выход на
гражданственность. Исходя из данного подхода Н.В. Ипполитова рассматривает патриотизм как любовь к Родине и верность Отечеству [7, с.18]. Патриотизм и гражданственность отражают отношение личности к Родине и Отечеству, где Отечество соотносится с общественным и политическим устройством. Любовь к Родине и верность Отечеству выступают не только как нравственно-правовые, но и социокультурные ценности. Связующим звеном между гражданственностью и патриотизмом выступают отношения.
Т.А. Ильина сущность понятия патриотизм видит в том, что он отражает любовь к своему отечеству, как сильное человеческое чувство и выступающее как нравственное качество, как высшее проявление идейности и политической сознательности [6, с.105]. Следовательно, патриотизм рассматривается как сторона нравственного воспитания, связанная с формированием социальных чувств.
Мы согласны с мнением Н.А. Саво-тиной, которая справедливо утверждает, что содержание патриотизма нельзя ограничивать только формированием чувств. «Ценностный потенциал патриотизма не исчерпывается чувствами, он представляет совокупность интеллектуальных, эмоциональных и духовных возможностей, которые необходимо использовать во всей полноте для решения задач по формированию патриотического сознания, социально позитивного поведения и деятельности» [15, с. 3-16].
О.И. Павленко сконструировала модель «советского патриотизма», в которую включила: любовь к своей Родине, социалистическому Отечеству; верность советскому строю, советскому народу, как новой исторической общности людей; преданность странам социалистического содружества; следование советским традициям, нравам и обычаям; постановку общественных интересов выше личных; бережное отношение к социалистической собственности; уважительное отношение к исторически-героическому прошлого; любовь к родной
природе; готовностьзащищатьсвоеотечество [14, с. 12]. Анализ педагогических и психолого-педагогических исследований показывает, что нет однозначного отношения к понятию «патриотизм» и воспитанию гражданственности, осмыслению их социокультурной ценности.
Патриотизм, патриотическое воспитание следует рассматривать как часть нравственного и политического воспитания, ориентации направленности личности на ценности патриотизма и его связи с воспитанием гражданственности. Патриотическое воспитание выступает как социокультурная ценность, обогащает воспитание гражданственности не только с содержательной, но и эмоциональной стороны.
В исследованиях «гражданственность интегрирует мировоззрение, привычки и потребности» (Ю.А. Маринкина); «гражданственность - ценность российской культуры» (З.Я. Капустина), «синтез чувств, привычек, поведения, проявляющихся в специфической гражданской деятельности (Д.С. Яковлева). Г.Я. Гревцева рассматривает гражданственность в мировоззренческом, поведенческом, оценочном, культурном аспектах [3].
Гражданственность подпитывается патриотизмом, своей интеллектуальной, ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности. Как видим, в литературе в той или иной мере сложились хотя и близкие, но разные определения понятия гражданственности. Мнения авторов сходятся в том, что гражданственность характеризует нравственно-правовую сторону развития личности [4, с. 38].
Скотт Карлин и Ёкан Цой отмечают, что глобальная гражданственность преобразует мир искусства, бизнеса, культуры, образования, прав человека и трудовых прав, религии, общественно-
го здравоохранения, политики и наших взаимоотношений с природой [8]. Воспитание глобальной гражданственности позволить учащимся брать на себя активную роль в решении и устранении глобальных проблем и принимать активное участие в построении более мирного, терпимого, открытого для всех и безопасного мира [21].
Патриотизм - общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к Родине. Любовь к Родине включает: заботу об интересах, об исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и переживания за социальные порки общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства [16, с. 223].
Это определение одно из распространённых, утвердившихся как в философской, так и в педагогической литературе. В связи с этим интересно выяснить, как такое понимание патриотизма соотносится с представлениями кадетов об этом нравственном принципе и одновременно человеческом чувстве, а также общественном явлении.
Кадетам было предложено проранжи-ровать 15 предложенных положительных качеств личности. Такие гражданские качества как ответственность, самостоятельность, согласно опросу, занимают рейтинговые места немного ниже среднего уровня. На среднем уровне находятся дисциплинированность, трудолюбие На уровне выше среднего - такие качества, как жизнерадостность, честность, искренность, самокритичность. Наиболее высоко учащиеся оценили ум, целеустремленность, активность, независимость убеждений. Эти данные свиде-
о
0
1
I
ф
со н
0
1
го
го
X го о о го
ГО ф
Р го
" т
0 Ш ш к
1 ^
о. 2
1= го
* £
^ о
го
_ ф
х 99
о
5
т ш го
а к
го Ф го
ф
ф .0
I
о
ф
со
X ^
го
с
£
С±
тельствуют о том, что гражданско-патри-отическое воспитание осуществляется сегодня на недостаточно высоком уровне.
Чаще всего патриотизм учащиеся определяют как знание истории и уважение к историческому прошлому, унаследованным от него традициям (40 %), как забота об интересах и исторических судьбах страны, выраженная в поведении, действиях человека (28%), готовность ради Родины на самопожертвование, готовность защитить её (38%). Но не все эти проявления патриотизма объединены в одном определении, что свидетельствует о несколько одностороннем его понимании.
32% учащихся понимают патриотизм как любовь к дому, друзьям, родному краю. Гордость за социальные и культурные достижения своей Родины как проявление патриотизма назвали только 28%. Редко выделялось также сочувствие к страданиям своего народа (22%). Часть опрошенных назвали такое качество, как веру в будущее России (32%). Вызывает тревогу то, что 34% опрошенных смогли дать только общее определение - любовь к Родине. А 5 человек не ответили на поставленный вопрос.
Приведём некоторые примеры ответов воспитанников на вопрос о том, что такое патриотизм: «это качество человека, которое толкает его на поступки, не выгодные для него, но за общее дело, за то, во что он свято верит»; «... гордость, что я «русский», счастье быть русским.»; «желание защитить честь Родины, быть ей верным в трудное время»; «Патриотизм - это ответственность перед окружающими»; «Патриотизм -это желание жить и любить свою страну независимо от трудностей, с которыми ты сталкиваешься, это умение гордиться подвигами своей Родины. Быть патриотом - значит делать вклад в развитие своей родины»; «.знание культуры. Искусства, природы и желание сохранить всё это для потомков».
Выяснилось, что все респонденты правильно понимают вопрос об ответ-
ственности перед обществом. 42% опрошенных полагают, что вместе с ними ответственны и родители и учителя, и лишь 38% убеждены, что каждый сам должен отвечать за свои действия. Анализируя письменную работу на тему: «Что такое долг и что такое совесть» (32 респондента) было установлено, что не все (29%) могут дифференцировать эти качества, так как смутно переставляют эти понятия.
Сочинения на тему «Опишите человека (действительно существующего или воображаемого), которого вы бы без колебаний назвали бы мужественным», показали, что у большинства опрошенных имеется понятие о мужестве как качестве, которое проявляется лишь на войне или в других исключительных ситуациях. Анализ сочинений на тему «Что значит быть гражданином своей страны?» показал, что респонденты считают гражданином прежде всего того, кто хорошо работает, является активным общественником.
Таким образом, оценка гражданских качеств оказывается хотя и правильной, но редко многосторонней. Основная причина неполной характеристики гражданских качеств заключается в том, что в школе не получили разносторонних знаний по этому вопросу. Это небольшое исследование показало, что кадеты в основном имеют представление о такой духовной ценности как патриотизм.
Нами разработана программа воспитания патриотизма и гражданственности учащихся кадетских классов «Я - МЫ - Гражданин», которая имеет практико-ориентированный характер, реализуется поэтапно. В программе предусмотрено развитие качеств патриота с грамотной гражданской позицией за счет разностороннего подхода к обучению через изучение законов, культурных, исторических, географических особенностей города, области и России в целом; через формирование краеведческого мировоззрения, через развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Этапы Содержание
«Я - гражданин» Теоретический этап, необходимый для повышения правовой грамотности учащихся. Изучение организационной структуры государства: имена, область ответственности; государственная символика; структура документов: название, область действия; свои права и обязанности, система законодательства.
«Я - защитник» Изучение нормативов комплекса ГТО; участие в зимних и летних фестивалях комплекса ГТО; в районных, городских, региональных мероприятиях оборонно-спортивного профиля; в районной игре «Зарница»; изучение строевых приемов; разборка/сборка оружия; освоение навыков оказания первой помощи.
«Я - гражданин» «Я - защитник» «Я горжусь» Экскурсия в музеи, воинские части. Просмотр фильма военного времени. Организация музея боевой славы. Оформление парты героев. Организация встреч с предстателями общества ветеранов. Участие в акции «Бессмертный полк». Организация парада Победы в рамках школы: марш, песнопение, возложение цветов, организация школьниками почетных караулов. Мой город: история, герои, урбанистика, исторические нюансы. Проект на тему «Мое любимое место в городе: что хотел бы изменить».
«Я забочусь» Подготовка выступления для детей-сирот/пенсионеров-родственников; подарков своими руками для пенсионеров (бывших выпускников школы), коллективное поздравление и оказание посильной помощи; встречи с целью проведения коллективной помощи обществам ветеранов (Афганской войны, Чеченской войны); с экоак-тивистами для проведения беседы о важности сохранения планеты в чистоте; коллективный выход в парк для уборки территории; конкурс на сбор макулатуру, пластика, стекла (в течение года).
«Я - патриот» Лекция о патриотизме. География страны. Встреча с офицером-участником боевых сражений. Поход в музей. Просмотр фильма (современного). Подведение итогов.
В работе по воспитанию патриотизма, гражданственности реализуются следующие принципы: общественной направленности, деятельностного подхода, учета личностных особенностей, уважения к личности, непрерывности и цикличности, терпимости и интернационализма, воспитания через коллектив.
Воспитанию патриотизма и гражданственности кадетов способствуют беседы, просмотр и обсуждение кинофильмов на гражданско-патриотическую тему, использование музейной педагогики посредством виртуального музейного собрания,
устные журналы ( «Я - челябинец), фестивали патриотической песни «Святое дело - Родине служить!», выставки детского творчества, отражающие культурные и духовные традиции народов России, национально-культурные праздники, защита полезных дел, презентация семейных творческих проектов, конференции, акции ( «Маршруты памяти», «Планета-наш дом»), проведение Вахты памяти, тематические выставки («Твои защитники», «Урал ковал победу!») и др.
Используемые нами методические инновации, по существу, связаны с приме-
ш Ф го
к
о
X ^
£ 2 1= го
* £
^ о
го
о ц
° !8 £ §
' 5
т ш го
а к
го Ф &■ *
ф ш
X ^
ф .о
I
о
нением активных, интерактивных или диалоговых технологий, а также технологий социально-культурной деятельности: общих, функциональных и дифференцированных и методов обучения, направленных на переориентацию деятельности учителя от информационной к организационной. Это обращение к богатейшему опыту отечественной и зарубежной педагогики, его модернизация. Необходимы такие методики, которые помогают не только приобрести знания, но и развить социальные и интеллектуальные умения граждан демократического общества.
Рассмотрим основные педагогические возможности применения технологии интерактивного обучения как «совокупности способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития» [1, с. 25]. Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является взаимодействие.
Технология делиберации - технология, позволяющая развить навыки общения, создающая возможности и активизирующая желания выражать свои мысли и направленная на формирование гражданской позиции старшеклассников. Технология делиберации формирует умение вести конструктивный диалог, принимать разумные решения, формировать адекватные стратегии поведения.
Образовательная технология мастерских предоставляет возможности для развития индивидуальности, имеет рефлексивную, личностно-деятельностную ориентацию, при этом воспитательные цели превалируют над обучающими. Данная технология адекватна педагогическим целям. В центре технологии мастерской - личность.
Обобщение описанных в педагоги! ческой литературе представлений о ма-| стерских дано в работах Г.К. Селевко, g Д.Г. Левитаса. В исследованиях М.Г. Ер-с± молаевой, А.А. Окунева, Л.Д. Фураевой
и др. раскрывается сходство и различие мастерской и проблемного, традиционного урока, мастерской и игры. Любая форма проведения педагогической мастерской (тренинги, ролевые игры, дебаты, презентация, практикумы, стендовая защита и др.) требует серьезной подготовительной работы, в том числе подготовки оснащения мастерской.
Технологии проектного обучения и воспитания, здоровьесберегающие технологии, технология КТД И.П. Иванова, рефлексивные, игровые, ситуативные технологии и т.д. предполагают коллективное творчество, единое дело и добровольное участие в нём, а также сотрудничество, которые способствуют развитию лидерских качеств.
Технология проектного обучения и воспитания способствует развитию самостоятельности, ответственности, активности, критического мышления. Ребята получают навыки работы с разнообразными источниками. Коллективная творческая деятельность развивает коммуникативную культуру, способности познания себя и других, готовит к взаимодействию с другими людьми. У многих детей сужены возможности накопления навыков общения, взаимодействия, сотрудничества со сверстниками. Большую часть времени они проводят за компьютером, у экранов телевизора, поэтому происходит отстранение ребенка от общества сверстников. В связи с этим особую остроту приобретает проблема формирования у детей навыков социального взаимодействия.
Развитие позитивной Я-концепции является важнейшим условием реализации возможностей личности. Только в сотрудничестве, во взаимодействии достигается успех, который в свою очередь создает атмосферу взаимоуважения, доверия в коллективе, рождает чувство защищенности в каждом.
Технология интерактивного обучения основана на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе об-
учения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.
В целом в практике работы общеобразовательной школы наибольшее распространение получили педагогические технологии, содействующие воспитанию патриотизма, гражданственности, уважения прав человека, обеспечивающие самореализацию личности. Библиографический список:
1. Беленцов С.И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце Х1Х-начале XX веков: автореф. дис. ... канд. пед. Наук. -Курск, 2000. - 22 с.
2. Вырщиков А.Н., Бузский М.П. Патриотическое воспитание: методологический аспект. - Волгоград: Издатель, 2001. - 245 с.
3. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: автореф. дисс. . канд. пед. наук. -Челябинск, 1998. - 26 с.
4. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации. - Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. пед. ун-т» (ГОУ ВПО «ЧГПУ»). Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. пед. ун-та, 2005. - 504 с.
5. Дуранов И.М. К вопросу взаимосвязи гражданственности и патриотизма // Вестник ОГУ - 2002. - № 1. С. 55-58.
6. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: ИП, 1984. - 496 с.
7. Иполлитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дисс. ... д-ра пед. наук. - Челябинск: ЧелГУ, 2000. - 298 с.
8. Карлин С., Цой Е. Роль гражданского общества в развитии глобальной гражданственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://
www.un.org/ru/chronicle/article/21746
9. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи [Электронный ресурс] // Военно-патриотическое воспитание. - Режим доступа: http:// www.old.nasledie.ru
10. Курилов С.Ж. Военно-патриотическое воспитание в школьных кадетских классах: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 26 с.
11. Национальная доктрина образования в РФ [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации". - Режим доступа: https:// rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
12. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018 г.). [Электронный ресурс]. - Режим досту па: http://www. con sultant.ru/ document/cons_doc_LAW_192149
13. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. consultant.ru/document/cons_doc LAW_140174
14. Павленко О.И. Формирование у подростков понятий о советском патриотизме: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Киев, 1980. - 21 с.
15. Савотина Н.А. Приоритеты развития гражданского и патриотического воспитания // Педагогика. - №6. - 2016. С. 3-16.
16. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона -М., 1975.
17. Ткаченко Т.В. Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 26 с.
18. Философская энциклопедия. - М.: ИСЭ, 1970. - 921 с.
о
0
1
I
ф
CG
ГО
— — о
го с
1 Ь
ГО ф
Р Го
" m
О ™
ш К
2 X
s S
^ 2
1= го
* £
s о го
ф
о с; о
х 99
о
5
т ш го
J к
s s
Ч i
ГО Ф
£ S
X ^
19. Художественная культура и развитие личности. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.
20. Циулина М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями со-циообразовательной среды: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2012. - 26 с.
21. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). [Электронный ресурс] // Global Citizenship Education, 2015. - Режим доступа: http://en.unesco.org/gced.
Поступила 10.03.2022
Об авторе:
Панин Дмитрий Юрьевич, аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск, Россия), [email protected]
Для цитирования: Панин Д.Ю. Нетрадиционные технологии и приемы воспитания патриотизма, гражданственности, уважения прав человека у обучающихся в кадетских классах // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. -Т. 14. - № 1. С. 140-149. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-1-140-149
References:
1. Belentsov S.I. Problem of civic education in the Russian pedagogy and school in the late 19th early 20th centuries. Author's transcript. Dis ... kand.ped.nauk. - Kursk, 2000. -22 p. [in Russian]
2. Vyrshchikov A.N., Buzsky M.P. Patriotic education: methodological aspect. -Volgograd, Izdatel, 2001. - 245 p. [in Russian]
3. Grevtseva G.Ya. Cultivating civic consciousness in senior school students by means of social subjects. Author's transcript. Dis ... kand.ped.nauk. - Chelyabinsk, 1998. - 26 p. [in Russian]
4. Grevtseva G.Ya. Cultivating civic consciousness of school students as a socialization facto. - Chelyabinsk, Izd-vo ChGPU, 2005. - 504 p. [in Russian]
5. Duranov U.M. On the issue of interconnection between civic consciousness and patriotism // Bulletin of OSU. - 2002. - No. 1. p. 55-58. [in Russian]
6. Ilina T.A. Pedagogy. - M.: IP, 1984. - 496 p. [in Russian]
7. Ippolitova N.V. Theory and practices of preparing future teacher for patriotic education of pupils. Dis ... dokt.ped.nauk. - Chelyabinsk, CSU, 2000. - 298 p. [in Russian]
8. Karlin S., Tsoy E. Role of civic society in the development of global civic consciousness [Electronic resource]. - Available at: https://www.un.org/ru/chronicle/article/21746 [in Russian]
9. Conception of military patriotic education of young people [Electronic resource] // Voenno patrioticheskoe vospitanie. - Available at: http://www.old.nasledie.ru. [in Russian]
10. Kurilov S.Zh. Military patriotic education in school cadet classes. Author's transcript. Dis ... kand.ped nauk. - Moscow, 2007. 26 p. [in Russian]
11. National doctrine o f education in the Russian Federation [Electronic resource]. -Available at: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html [in Russian]
12. On state program "Patriotic education of the citizens of the Russian Federation for the years 2016-2020" [Electronic resource]. - Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_192149 [in Russian]
13. On education in the Russian Federation [Electronic resource]. - Available at: http:// www. | consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 [in Russian]
14. Pavlenko O.I. Forming the concepts on Soviet patriotism in teenagers. Author's treanscript.
cj Dis ... kand.ped.nauk. Kiev, 1980. - 21 p. [in Russian]
15. Savotina N.A. Priorities of civic and patriotic education development // Pedagogika. -2016. - №6. P. 3-16. [in Russian]
16. Dictionary on ethics. Ed. by Kon I.S. - M., 1975. [in Russian]
17. Tkachenko T.V. Forming values of patriotism orientations in the students of cadet schools. Author's transcript. Dis ... kand.ped. nauk, 2004. - 26 p. [in Russian]
18. Philosophy encyclopedia. Vol.4 - M.: ISE. - Moscow, 1970. - 921 p. [in Russian]
19. Artistic culture and personal development. - M.: Mysl, 1978. - 216 p. P. 43. [in Russian]
20. Tsiulina M.V. Patriotic education of general education school by means of social education environment. Author's transcript. Dis ... kand.ped.nauk. - Chelyabinsk, 2012. - 26 p. [in Russian]
21. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) [Electronic resource] // Global Citizenship Education, 2015. - Available at: http://en.unesco. org/gced
About the author:
Panin Dmitry Yurievich, postgraduate student, Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, email: [email protected]
For citation: Panin D.Yu. Non-traditional technologies and ways of cultivating patriotism, civic consciousness and respect of human rights in cadet classes // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2022. - Vol. 14. - No. 1. P. 140-149. DOI: 10.7442/20719620-2022-14-1-140-149
о о x x <u m н о х го
го
X го о о го
ГО ф
Р го
" m
о Ш
ш к
2 ^
s S
Ё! 2
1= го
* £
s о
го
_ ф
х 99
о
5
т ш го
а к
s s Ч X го Ф
го
ф
ф _0
х
о
ф
ш
X ^