ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-4-49-56
УДК 355.233.231.1 ББК 74.200.522
Д.Ю. Панин
(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Раскрывается актуальность гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, возрождения патриотизма и гражданственности как стратегической цели системы образования. Анализируется сущность понятий «патриотизм» и «гражданственность », определяется сходство и различие данных категорий. Делается акцент на то, что данные категории являются ценностью. На основе изученных исследований автор представляет свою трактовку понятия «гражданско-патриотиче-ское воспитание». Исследование проводится на основе теоретических методов: анализа психолого-педагогической литературы, понятийно-терминологического анализа; нормативных документов по проблеме исследования. Анализируются позиции ученых на исследуемую проблему. В качестве методологических подходов выделяются: аксиологический, деятельностный, средовой.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание.
D.Yu. Panin
(South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)
EDUCATION OF A CITIZEN-PATRIOT: THEORETICAL ASPECT
<u с о го
о <u т
The article points to the relevance of civil-patriotic education of the younger generation, the revival of patriotism and citizenship as a strategic goal of the education system. ° The essence of the concepts «patriotism» and «civic consciousness» is analyzed, the similarities and differences of these categories are determined. The emphasis is made on § the fact that these categories are valuable. On the basis of the studies studied, the author presents his interpretation of the concept of «civil-patriotic education».
The research is carried out on the basis of theoretical methods: analysis of psychological and pedagogical literature, conceptual and terminological analysis; normative documents on the research problem.
The positions of scientists on the problem under study are analyzed. As methodological approaches, the following are distinguished: axiological, activity, environmental. <h
Keywords: patriotism, citizenship, civic education, patriotic education, civic-patriotic education.
ro
x
го
с
£
С±
Одним из основных направлений политики России в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Проблема гражданского, патриотического воспитания всегда была приоритетной в различных образовательно-воспитательных концепциях.
Актуальность проблемы воспитания гражданина-патриота указывается в нормативных документах. Современное общество нуждается в деятельной и мыслящей, активной личности гражданина-патриота, обладающей высокими нравственными качествами.
Гражданско-патриотическое воспитание как педагогическая проблема достаточно изучена в психолого-педагогической литературе. Однако единого и точного определения данных понятий не имеется, но есть разные точки зрения. Проблеме воспитания гражданина-патриота посвящены диссертационные исследования М.И. Банников [1], Л.В. Банникова [2], Т.И. Буковской [3], А.М. Вау-лин [4], А С. Волков [5], А.С. Гаязов [6], А.П. Герасимова [7], Г.Я. Гревцевой [9; 10], Ю.С. Маринкиной [17], И.Н. Руссу [20], А.А. Шаронова [22], М.А. Шкробо-вой [23], Е.Г. Коротаева [13], Л.В. Кузнецовой [14], О.И. Петрич [19], О Н. Майди-бор [15], М.В. Циулиной [21] и др.
В данных работах освещаются вопросы воспитания в кадетских корпусах, курсантов, старшеклассников [12]. Особое внимание уделяется воспитанию патриотической позиции, гражданской зрелости внеклассной, внеаудиторной деятельности. Среди средств граждан-ско-патриотического воспитания выделяются учебные дисциплины, социоо-бразовательная, социально-культурная среда, военно-музыкальные традиции, изобразительное искусство.
Обратимся к ключевым понятиям нашей работы.
Сущность понятия «патриотизм» трактуется учеными как любовь к Родине, Отечеству, гордость за нее, система взглядов и убеждений, нравственный принцип,
социальное чувство, общественно-государственный патриотизм, классовая пролетарская солидарность и т.д.
По мнению И.Н. Руссу, воспитание гражданственности есть «систематическое целенаправленное формирование личности школьника как гражданина, его сознания, чувств и поведения» [20, с. 128]. Нельзя не согласиться с мнением Ю.А. Маринкиной: «гражданственность интегрирует мировоззрение, привычки и потребности» [17, с.6]. А.Ф. Никитин считает, что «гражданственность в его высоком личностном смысле сводится к способности убежденно и ответственно осознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу Родине, народу» [18, с. 15]. Несколько иной подход к гражданственности у Н.А. Головко, который «гражданственность рассматривает как конкретное социально-этическое понятие, в котором отражаются наиболее важные и существенные стороны отношений между человеком (как гражданином) и государством, его членами» [8, c.77].
Вызывает интерес понятие «детская гражданственность», которое Л.В. Банникова определяет «как показатель воспитания ребенка как Гражданина своего Отечества, знающего и умеющего реализовывать свои специфические для детского возраста права и обязанности перед государством и перед окружающими, ориентированного на гражданские отношения» [2, а 7].
Таким образом, гражданственность можно понимать как интегративное качество личности, основными компонентами которого являются ответственность, совесть, долг, мужество, трудолюбие и другие. Сходство патриотизма и гражданственности в том, что эти категории являются ценностями, основой формирования мировоззрения. Отличие в том, что гражданственность подразумевает определенные действия. Они неразрывны.
М.В. Циулина патриотическое воспитание трактует «как процесс и результат освоения ценностей, с опорой на уни-
кальность и самоценность отечественной культуры». По ее мнению, «при организации патриотического воспитания» следует учитывать «роль активной соци-ообразовательной среды» [21, с.10].
М.И. Банников анализирует особенности патриотического воспитания курсантов, определяет сущность данного понятия как «процесс целенаправленного формирования социальной позиции будущего офицера, выражающейся в готовности отстаивать государственные интересы, защищать свою страну» [1, с. 8].
Опираясь на перечисленные позиции ученых, определяем гражданско-патриотическое воспитание как систематический, целенаправленный процесс формирования гражданственности, патриотизма и нравственности учащихся для осознанной гражданско-патриотиче-ской деятельности в интересах человека, государства и общества.
Итак, проблема гражданина-патриота во все времена была актуальной. Обратимся к историографии и выделим основные позиции в разные периоды. Например, в воспитании гражданственности в Древнем Риме доминировала так называемая «витрус романа», предполагавшая высокое классовое сознание, возвышенную духовную силу, развитое чувство долга, готовность к завоеванию мира. Рабы, составляющие значительную часть древнегреческого общества, гражданскими правами не пользовались, следовательно, не воспитывались в духе «витрус романа».
В начале и в середине XIX века понятие было наполнено иным содержанием (вспомним произведения А.Н. Радищева, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова, В.Г. Белинского и др. с их высокими требованиями к человеку-гражданину). Рубеж Х1Х-ХХ вв. для России стал периодом естественного врастания в капитализм. В это время наблюдается бурный подъём экономики. Страна плавно переходит к рыночным механизмам хозяйствования. Коренные
преобразования экономики требуют изменения и социально-политических условий развития общества. Россия оказалась накануне крупных, коренных реформ во всех областях законодательства. Население призывалось к участию в законодательстве и управлении. При этом в массовое сознание населения закладывалась идея всеобщего избирательного права.
Прогрессивные педагоги пришли к выводу, что «в таком случае в населении должны быть широко развиты и политические знания», что «оно должно быть подготовлено к сознательному выполнению обязанностей граждан великого государства. И подготовка, которую нужно получать населению в этом отношении, не должна быть случайной. Не одна жизнь должна быть наставницей в этом отношении для массы населения, не получающей специального и вообще высших после начального ступеней образования. Это школа необходимая - каждый должен её пройти».
В теорию образования начала ХХ века входят различные толкования содержания гражданского воспитания, его соотношения с национальным и патриотическим.
Широко известной была точка зрения немецкого теоретика и практика школы Г. Кершенштейнера, суть которой заключалась в том, что «цели воспитания вообще совпадают с целями гражданского воспитания, оно является высшей его целью». Передовые педагоги России критически относятся к такому утверждению: «Цель, несомненно, высокая и почтенная - братство народов предполагает союз правовых и культурных государств - но несколько узкая и односторонняя: это не что иное как возвращение, от широких христианских идеалов, призыва к осуществлению на земле царства Божия, где нет ни эллинов, ни иудеев, к древнегреческому идеалу самодержавного государства порабощающего личность, приносящего её в жертву государству» [23, с. 3].
ф с о го
о ф
т ^
н
ф
о ф
го н
0 ^
н го с
го
1 ^
I
го
го
I
го
о о со
го IZ
Q с±
И выдвигают совершенно противоположную идею: «Для нас личность не может быть ни для чего средством, даже для государства - не человек для субботы, а суббота для человека, она - самоцель, она - самая высшая и наиболее совершеннейшее проявление духовной энергии на земле, воплощение разумного начала, поэтому высшая цель воспитания - это содействие развитию всех заложенных в человеке сил и способностей, проявлению его божественной природы. Но как для физического существования человека необходим воздух, так для развертывания и проявления его духовных сил - общество, жизнь в обществе, совместная деятельность с другими людьми» [там же].
Таким образом, для России рубежа веков основополагающей становится индивидуалистическая точка зрения в воспитании, которая, по мнению большинства теоретиков образования, уже в начале ХХ века привела к признанию необходимости социального воспитания, воспитания при помощи общества и для жизни в обществе, так как полноты индивидуального существования человек достигает только при совместной жизни, в сотрудничестве с другими. Причем очень конкретно понималось понятие «общество»: оно существует в виде определенных организаций, имеющих индивидуальную «физиономию», а именно: семья, сословие, профессиональный союз, государство, объединяющее в себе все другие организации и вмещающие их в себя. Поэтому воспитывать необходимо не для общества вообще, а для семьи, профессии и, главным образом, государства, отечества, то есть семьи, объединяющей всех членов общностью происхождения, языка, культуры, судьбы и т.д. В семье ребенок приобщается к гражданским ценностям, семья выпускает его в жизнь социальным существом, который способен жить в мире со всеми людьми и служить осуществлению общечеловеческих идеалов. Этим в рассматриваемый период определялись не только границы гражданско-патриотиче-
ского воспитания, но и его истинная внутренняя природа.
Рубеж XIX-XX веков - эпоха, в которой вопросами воспитания стало интересоваться всё общество. Советская власть реорганизовала систему всеобщего среднего образования, заявив о ликвидации противоположности физического и умственного труда. Доминирующей стала ориентация на активную личность, которая ведет здоровый образ жизни, чьи интересы гармонируют с интересами общества.
Приоритетными чертами советских людей считались: мужество коллектива (коллективизм); личный героизм; выдержка, мужество, спокойствие; трудолюбие, совесть, жизнерадостность; многогранность человека; гражданская надежность; рабочая честь; ответственность, обязательность; коммунистическое отношение к труду. Этот срез перекликается с теми приоритетами, которые выстраивал для человека социалистического настоящего и коммунистического будущего М.И. Калинин: любовь к своему народу, честность, храбрость, товарищеская спайка, любовь к труду. «Нужно не только ломать, но и созидать - в этом суть. Мы не только ломаем старое, мы являемся строителями нового», - считал Всероссийский староста М.И. Калинин. Он трактовал воспитание в целом «... не только делом науки, но и искусства. Но есть еще школа жизни, где воспитателем является сама жизнь, государство, партия, а воспитуемыми - миллионы взрослых людей, различных по своему жизненному и политическому опыту» [11, с. 117]. Особую роль играли детские общественные организации.
В 20-е годы в воспитании гражданственности большое место занимали проблемы формирования гражданина-общественника, сознательного рабоче-крестьянского государства.
А.С. Макаренко, следуя своей идее создания для детей полноценной сегодняшней жизни, не разводит процесс и результат гражданского воспитания, а
рассматривает их в единстве. Поэтому он утверждает, что «наши дети всегда граждане. И чем больше гражданский долг связывает их с ростом и воспитанием, тем более полноценнее воспитываются из них люди» [16, с. 117].
Существенные сдвиги в области обогащения и совершенствования содержания и методов процесса воспитания гражданственности произошли в 30-е годы. В годы войны (1941-1945 гг.) главные усилия направлялись на воспитание патриота-интернационалиста. В 50-е годы целью стало воспитание активных строителей нового общества.
В период застоя (с 1964 по 1986 гг.) прежние ценности стали утрачивать свою значимость. С середины 60-х годов педагогическая теория и практика главное внимание уделяют совершенствованию содержания, форм и методов коммунистического воспитания.
В.А. Сухомлинский внес неоценимый вклад в разработку проблем гражданского воспитания. Он рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом. Исследования ученых XXI века выявляют наиболее эффективные психолого-педагогические условия. Так, например, в работе М.И. Банникова, особое внимание уделяется «актуализации боевых и военных традиций; развитию рефлексивной позиции личности; использованию музейной педагогики посредством виртуального музейного собрания» [1, с. 9]. Мы солидарны с позицией ученого Г.Я. Гревцевой [10], которая раскрывает воспитательный потенциал общественных дисциплин, особое внимание уделяет гражданско-патриотиче-скому воспитанию как фактору социализации личности
Заслуживает внимания, разработанная А.А. Шароновым [22] программа «Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности социально-культурными средствами», которая реализовывалась в трех направлениях: «Связь поколений», «Правовое просвещение», «Мой родной
край». В нашей программе несколько иные направления: «Мое Отечество», «Профессия - военный», «Воинские традиции», «История кадетских корпусов».
Воспитание чувства патриотизма и гражданственности - это довольно сложный и долгий процесс. Необходимы новые формы, методы и средства граж-данско-патриотического воспитания с учетом особенностей социокультурной, цифровой среды. Требуются новые социально-культурные технологии стимулирования патриотизма, гражданской активности, обеспечивающие нравственность современного общества. Библиографический список:
1. Банников М.И. Патриотическое воспитание курсантов в социально-культурной среде военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2019. - 27 с.
2. Банникова Л.В. Воспитание гражданственности у учащихся 6-8 классов в учебной и внеклассной деятельности: на опыте преподавания иностранного языка: дис. . канд пед. наук. -Москва, 2005. - 200 с.
3. Буковская Т.И. Кадетские корпуса: история, этапы становления и развития военного образования в России: дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2003. - 162 с.
4. Ваулин А.М. К вопросу о воспитании в кадетских корпусах // Офицерская жизнь. - 1910. - № 212-213.
5. Волков А.С. Кадеты России. Исторический аспект // Формы и методы патриотического воспитания молодежи. Региональный аспект: тезисы докладов региональной научно-практической конференции: октябрь 1996 г./ под ред. Н.И. Булаева; Ряз. обл. ин-т развития образования; Комитет по образованию и молодежной политике администрации Ряз. обл. - Рязань, 1996. - 101 с.
6. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та «Факел», 1995. - 237 с.
ф с о го
о ф
т ^
н
ф
о ф
го н
0 ^
н го с
го
1 ^
I
го
го
I
го
о о со
7. Герасимов А.П. Патриотическое воспитание суворовцев на основе военно-музыкальных традиций. - Москва, 2014. - 268 с.
8. Головко Н.А. Гражданский долг советского человека // Политическое самообразование. 1972. - № 3. - С. 77.
9. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин. -Челябинск, 2003. - 203 с.
10. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 26 с.
11. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании - М.: Просвещение, 1956.
12. Козырев С.А., Олейников В.С. Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - №1(69). - Режим доступа: https://cyberiernnka.m/artide/n/ retrospektivnyy-analiz-patrioticheskogo-vospitaniya-v-kadetskih-korpusah-dorevolyutsionnoy-rossii-1
13. Коротаева Е.Г. Воспитание гражданственности у старшеклассников в условиях взаимодействия школы и городского социума: на материале уроков русской словесности: дис. . канд. пед. наук. - Ижевск, 2011. - 229 с.
14. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Москва, 2007. - 50 с.
15. Майдибор О.Н. Развитие патриотического сознания у кадетов средствами
изобразительного искусства в казачьих гимназиях: региональный компонент: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2011. - 226 с.
16. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. - М.: Просвещение, 1988. -С. 117.
17. Маринкина Ю.А. Воспитание гражданской зрелости у учащихся старшего школьного возраста. - М., 1967. - С. 71.
18. Никитин А.Ф. Поэтом можешь ты не быть.// Граждановедение (Приложение к «Учительской газете»). -М., №13, 9 апреля 1998. - С .15.
19. Петрич О.И. Воспитание гражданственности у подростков в современных детских общественных объединениях: дис. ... канд. пед. наук. -2011. - Пятигорск. - 182 с.
20. Руссу И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы. - Кишинев: Шти-ница, 1979. - С. 128.
21. Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды: дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 2012. -217 с.
22. Шаронов А.А. Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности: дис. . канд. пед. наук. - Воронеж, 2019. -193 с.
23. Шкробова М.А. Свобода и необходимость // Граждановедение. - 1999. -№35. С. 3.
Поступила 17.11.2021
Об авторе:
Панин Дмитрий Юрьевич, аспирант кафедры педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (Челябинск, Россия), [email protected]
го Для цитирования: Панин Д.Ю. Воспитание гражданина-патриота: теоретический
д аспект // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 4. ч С. 49-56. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-49-56
References:
1. Bannikov M.I. Patriotic education of cadets in the social and cultural environment of a military university. Author's transcript. Diss. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2019. - 201 p. [in Russian]
2. Bannikova L.V. Education of citizenship among students of grades 6-8 in educational and extracurricular activities: on the experience of teaching a foreign language. Diss. ... kand. ped. nauk. - Moscow, 2005. - 200 p. [in Russian]
3. Bukovskaya T.I. Cadet corps: history, stages of formation and development of military education in Russia. Diss. ... kand. ist. nauk. - SPb., 2003. - 162 p. [in Russian]
4. Vaulin AM On the issue of education in cadet corps // Offitserskaya zhizn. - 1910. -No. 212-213. [in Russian]
5. Volkov, A. S. Cadets of Russia // Historical aspect. Formy i methody patrioticheskogo vospitaniya molodezhy. Regionalnyi aspekt: conference proceedings. - Ryazan, 1996. -101 p. [in Russian]
6. Gayazov A.S. Formation of a Citizen: Theory, Practice, Problems. Chelyabinsk: izd-vo Chelyab. gos. ped. universiteta «Fakel», 1995. - 237 p. [in Russian]
7. Gerasimov A.P. Patriotic education of pupils of Suvorov Military Colleges based on military musical traditions. - Moscow, 2014. - 268 p. [in Russian]
8. Golovko N.A. The civic duty of the Soviet person // Politicheskoe samoobrazovanie. 1972. - No. 3. P.77. [in Russian]
9. Grevtseva G.Ya. Education of citizenship among senior pupils by means of social disciplines. - Chelyabinsk, 2003. - 203p. [in Russian]
10. Grevtseva G.Ya. Civic education among high school students by means of social disciplines. Author's transcript. Diss. ... kand. ped.nauk. - Chelyabinsk, 1998. - 26 p.
11. Kalinin M.I. On communist education. - M.: Prosveshchenie, 1956. [in Russian]
12. Kozyrev S.A., Oleinikov V.S. Retrospective analysis of patriotic education in cadet corps of pre-revolutionary Russia // Vestnik Sanktpeterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2016. - No. 1(69). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ retrospektivnyy-analiz-patrioticheskogo-vospitaniya-v-kadetskih-korpusah-dorevolyutsionnoy-rossii-1 [in Russian]
13. Korotaeva, E.G. Civic education among high school students in the context of interaction between school and urban society: based on the lessons of Russian literature. Author's transcript. Diss. ... kand. ped. nauk. - 2011. - Izhevsk. - 229 s. [in Russian]
14. Kuznetsova L.V. Formation and development of civic education of schoolchildren in Russia. Author's transcript. Diss. ... kand. ped. nauk. - Moscow, 2007. - 50 p. [in Russian]
15. Maidibor O.N. Development of patriotic consciousness among cadets by means of fine arts in Cossack gymnasiums: regional component. Diss. ... kand. ped. nauk. -Moscow, 2011. - 226 p. [in Russian] |
16. Makarenko A.S. Education of a citizen .Comp. Beskina R.M., Vinogradova M.D. -M.: Prosveshchenie, 1988. - p. 117. [in Russian]
17. Marinkina Yu.A. Education of civic maturity among students of senior school age. -M.:, 1967. - S.71.
18. Nikitin A.F. You may not be a poet ... Grazhdanovedenie (Supplement to the «Uchitelskaya Gazeta») - M., No. 13, April 9, 1998. - P.15. [in Russian]
19. Petrich O.I. Education of citizenship among adolescents in modern children's public associations. Diss. ... kand. ped. nauk. - 2011. - Pyatigorsk. - 182 p. [in Russian]
20. Russu I.N. Education of citizenship among students of a comprehensive school. -Chisinau: Shtinitsa, 1979. - P.128. [in Russian]
21. Tsiulina M.V. Patriotic education of schoolchildren by the possibilities of the socio-educational environment. D iss. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2012. - 217 p. [in Russian] o
22. Sharonov A.A. Formation of patriotic values of adolescents in extracurricular activities. Diss. ... kand. ped. nauk. - Voronezh, 2019. - 193 [in Russian]
23. Shkrobova M.A. Freedom and Necessity // Grazhdanovedenie. - 1999. - No. 35. P.3. [in Russian]
About the author:
Panin Dmitry Yurievich, Postgraduate student, Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Email: [email protected]
For citation: Panin D.Yu. Education of a citizen-patriot: theoretical aspect // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 4. P. 49-56. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-49-56
CO IZ
Q ci