Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров к работе по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с Федеральной образовательной программой'

Подготовка бакалавров к работе по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с Федеральной образовательной программой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание дошкольников / Федеральная программа / подготовка бакалавров / preschool children patriotic education / Federal Programme / bachelors’ training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ничагина Анна Владимировна, Сабодаш Ольга Александровна

Авторы рассматривают основные положения современных нормативно-правовых актов по вопросу патриотического воспитания детей. В статье описывается опытноэкспериментальная работа по формированию готовности будущих педагогов к работе по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с Федеральной образовательной программой. В рамках формирующего эксперимента предложена программа по повышению уровня готовности студентов по заявленной проблеме, выделены педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ничагина Анна Владимировна, Сабодаш Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors consider the main provisions of modern documents on the issue of preschool children patriotic education. The article describes experimental work on developing students' engagement to work on the patriotic education of preschool children in accordance with the Federal Education Programme. In the formative experiment, the authors developed a programme to increase the level of students’ engagement in the stated problem and described pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров к работе по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с Федеральной образовательной программой»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 2 (119). С. 180-200. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 2 (119), pp. 180-200.

Научная статья УДК 378.4

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-2-119-14 EDN: PZWILZ

Подготовка бакалавров к работе по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с Федеральной образовательной программой

Анна Владимировна Ничагина 1н, Ольга Александровна Сабодаш 2

1 2 Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина,

Санкт-Петербург, Россия, 1Н 89315104502@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7630-0446 2 olg3458@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3597-3577

Аннотация. Авторы рассматривают основные положения современных нормативно-правовых актов по вопросу патриотического воспитания детей. В статье описывается опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущих педагогов к работе по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с Федеральной образовательной программой. В рамках формирующего эксперимента предложена программа по повышению уровня готовности студентов по заявленной проблеме, выделены педагогические условия. Ключевые слова: патриотическое воспитание дошкольников, Федеральная программа, подготовка бакалавров

Для цитирования: Ничагина А. В., Сабодаш О. А. Подготовка бакалавров к работе по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с Федеральной образовательной программой // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 2 (119). С. 180-200. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-2-119-14

Bachelors' training for the preschool children patriotic education in accordance with the Federal Education Programme

Anna V. Nichagina 1H, Olga A. Sabodash2,

1 2 Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg, Russia, 1H 89315104502@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7630-0446 2 olg3458@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3597-3577

Abstract. The authors consider the main provisions of modern documents on the issue of preschool children patriotic education. The article describes experimental work on developing students' engagement to work on the patriotic education of preschool children in accordance with the Federal Education Programme. In the formative experiment, the authors developed a programme to increase the level of students' engagement in the stated problem and described pedagogical conditions. Keywords: preschool children patriotic education, Federal Programme, bachelors' training

Ничагина А. В., Сабодаш О. А., 2024

180

ISSN 1994 0637 (print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

©

For citation: Nichagina A. V., Sabodash O. A. Bachelors' training for the preschool children patriotic education in accordance with the Federal Education Programme. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 2 (119), pp. 180-200. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-2-119-14

Введение

Вопрос патриотического воспитания стал одним из наиболее актуальных направ-направлений в российской системе образования. Особое внимание к истории Отечества обосновано Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, который считает, что историческое просвещение должно начинаться уже с детского сада1. Именно дошкольное образование призвано формировать у детей первичные представления об окружающем мире, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа (п. 2.6)2.

Процесс модернизации системы российского образования по вопросу патриотического воспитания дошкольников можно проследить в современных нормативно-правовых актах.

В мае 2020 г. внесены поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Так, в статье 2 Федерального закона расширено понятие воспитания детей, которое направлено на «формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному

3

наследию и традициям народа» .

В указе Президента РФ от 02.07.2021 г. № 4004 отмечено, что обучение и воспитание детей должно осуществляться на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей (п. 33.14), при этом корректируя учебные программы главный акцент необходимо делать на патриотическом воспитании (п. 93.8).

Нововведением 2021 г. является принятие стратегически важного документа -Примерной рабочей программы воспитания для дошкольных организаций (далее -

1 Путин поздравил россиян с Днем народного единства. URL: https://tass.ru/obschestvo/ 16248211 (дата обращения: 04.05.2023).

2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://fgos.ru/fgos-do/ (дата обращения: 04.05.2023).

3 Статья 2 // Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЭ (последняя редакция). URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_358792/ (дата обращения: 04.05.2023).

4 Указ Президента Российской Федерации № 400 от 2 июля 2021 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/401325792/ (дата обращения: 04.05.2023)._

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

Программа воспитания)1. Так, начиная с 1 сентября 2021 г. во всех российских детских садах стали обязательными занятия по патриотизму, которые проводятся каждую неделю.

В сентябре 2022 г. впервые в нормативном поле появилось определение понятия Федеральная основная образовательная программа (ФООП) (ст. 2, п. 10.1)2, которая разработана в соответствии с внесенными изменениями в Закон «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, появились изменения в законе, указывающие на равноправность двух документов: Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных общеобразовательных программ при разработке основной образовательной программы.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее -ФОП ДО, Федеральная программа) является стратегическим ориентиром образовательной политики 2023 г., целью которой является разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста на основе духовных ценностей, исторических и национально-культурных традиций (п. 14.1)3.

Отсюда следует, что для педагогов дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) является актуальным изучение требований обновленных официальных документов с последующей реализацией на практике. Все вышесказанное обусловливает необходимость поиска эффективных приемов работы по совершенствованию профессиональных компетенций бакалавров в вопросах патриотического воспитания детей с учетом современных тенденций дошкольного образования.

Основная часть

В научном аспекте проблемой патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались А. Я. Вехотина, Н. Ф. Виноградова, А. В. Запорожец, Н. Г. Зе-ленова, Н. К. Крупская, С. А. Рачинский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. Несмотря на то, что в течение длительного времени тема патриотического воспитания вызывает интерес ученых, в настоящее время продолжается определение компонентов готовности педагога к патриотическому воспитанию (И. Б. Бичева, А. В. Хижная, О. Е. Купаева); уделяется особое внимание подбору диагностического инструментария для определения уровня готовности педагогов к патриотическому воспитанию (М. Г. Домбровская, М. В. Хорошилова, Л. А. Мокре-цова, Н. А. Швец); апробируется внедрение современных приемов работы в подго-

1 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № АЗ-288/06 от 16 июля 2021 г. «О направлении примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402531904/ (дата обращения: 04.05.2023).

2 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и Статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"» от 24.09.2022 № 371-Ф3. URL: https://www.zakonrf.info/doc-37478648/ (дата обращения: 04.05.2023).

3 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 25 ноября 2022 г. «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 04.05.2023).

182 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

товке будущих педагогов к реализации патриотического воспитания детей (Н. В. Гува, Л. Н. Ниходимова, С. Н. Федорова) и др.

В исследовании М. Г. Домбровской подготовка педагогов к патриотическому воспитанию детей рассматривается как процесс формирования у них положительной мотивации к организации работы по патриотическому воспитанию детей и убеждения в ее важности и необходимости, углубления у них не только психолого-педагогических и методических, но и нормативно-правовых знаний, а также развития умений и навыков, необходимых для результативного осуществления этой работы в соответствии с потребностями современного социума1. При этом автор указывает на важность использования электронных информационно-методических ресурсов и веб-сервисов при подготовке педагогов.

Данной точки зрения придерживается С. Н. Федорова, которая считает что уровень профессиональной компетентности будущих педагогов в гражданско-

патриотическом воспитании дошкольников повысится, если на занятиях использо-

2

вать интернет-ресурсы .

Т. П. Лапыко обращает внимание на возможности применения средств глобальной сети Интернет и локальных электронных образовательных ресурсов в подготовке студентов к решению задач патриотического воспитания детей дошкольного воз-

3

раста .

Сложившаяся система взглядов ученых и практиков позволяет рассматривать подготовку педагогов к работе по патриотическому воспитанию дошкольников как целенаправленный, систематический, сознательный и специально организованный образовательный процесс, а готовность как качественный показатель, результат этого процесса. Готовность бакалавров к работе по патриотическому воспитанию понимается как целостное образование личности, включающее в себя мотивацион-ный, содержательный, деятельностный и личностный компоненты.

Цель исследования: определить компоненты готовности бакалавров к работе по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с Федеральной образовательной программой и выявить педагогические условия для ее формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе.

База исследования. Экспериментальное исследование строилось на основе дифференциации экспериментальной и контрольной групп бакалавров по направлению подготовки - 44.03.01 Педагогическое образование, профиль - Дошкольное образо-

1 Домбровская М. Г. Педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск: [б. и.], 2021. 26 с.

2 Федорова С. Н., Александрова С. Н. Использование электронных образовательных ресурсов в обучении старших дошкольников марийскому языку: монография. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2022. 180 с.

3 Лапыко Т. П. Подготовка студентов к решению задач патриотического воспитания с детьми дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей Международной научно-практической конференции (Брянск, 24-25 октября 2019 г.) / под редакцией Н. А. Асташова. Брянск: Полиграмм, 2019. С. 421-427._

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (piint)

вание (2022-2023 уч. г.): экспериментальная группа (ЭГ) - студенты дневного обучения 3-го курса в количестве 21 человека; контрольная группа (КГ) - студенты 2-го курса заочного обучения в количестве 32 человек, часть из них (7 человек) являются работающими воспитателями.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов. На первом этапе мы определили компоненты, критерии и уровни готовности студентов к работе по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФОП ДО, подобрали диагностический материал, провели констатирующий эксперимент. На втором этапе в рамках формирующего эксперимента мы актуализировали учебный материал в рамках дисциплины «Моделирование образовательных программ» с использованием интерактивных ресурсов: образовательные платформы; программы для создания кластеров, интеллект-карт, опросов, тестов; инструменты «гиперссылка», «етаЛ-рассылка». На третьем этапе мы провели контрольный срез по изучению уровня готовности бакалавров к работе по патриотическому воспитанию дошкольников.

В рамках первого этапа эксперимента мы охарактеризовали готовность студентов к работе по патриотическому воспитанию дошкольников через компоненты, критерии и показатели и подобрали диагностический инструментарий (см. табл. 1).

Таблица 1

Компоненты готовности бакалавров к работе по патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП ДО (констатирующий эксперимент)

Компоненты Критерии Показатели Диагностический материал

Мотиваци-онный Позитивное отношение к деятельности, потребность в самообразовании и самосовершенствовании - проявляет интерес к патриотическому воспитанию детей и отслеживает изменения с учетом современных тенденций дошкольного образования; - нуждается в информации, зафиксированной в ФОП ДО Анкета на выявление потребности студентов в использовании новостных рассылок; онлайн-опрос «Мотивация к работе с документом»1; опросник «Профессиональная направленность личности педагога»2

1 Онлайн-опрос «Мотивация к работе с документом». URL: https://onlinetestpad.com/ 42qcbh5bbnsoi (дата обращения: 04.05.2023).

2 Опросник «Оценка профессиональной направленности личности педагога»

URL: https://testoteka.narod.ru/prof/1/05.html?ysclid=llq9ypviw4810752549 (дата обращения: 04.05.2023).

184

ISSN 1994 0637 (print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Продолжение таблицы 1

Компоненты Критерии Показатели Диагностический материал

Содержа- Владение - знание об организации Онлайн-тесты: «Организация

тельный теоретиче- гражданско- ГПВ1», «Внедрение ФОП

скими зна- патриотического воспита- ДО»2;

ниями, ния (ГПВ) детей; Онлайн-задания: «Сокраще-

обеспечи- - имеет представление об ния и термины ФОП ДО»3,

вающие основных изменениях и «Терминология ФОП»4

осознан- требованиях ФОП ДО;

ность дея- - владеет понятииным

тельности аппаратом Федеральной программы

Деятель- Реализация - способен организовать Наблюдение за деятельно-

ностныи знаний на работу по патриотическо- стью студента-практиканта в

практике му воспитанию дошкольников (определить проблему и сформулировать цель / задачи, выбирать содержание, формы, методы и средства) с учетом современных требований образовательном процессе ДОО (ответственный руководитель от профильной организации). Экспертная оценка отчетов по педагогической практике (ответственный руководитель от университета)

Личностный Самосозна- - представление о себе, Методика «Самооценка лич-

ние обуча- своих личностных и про- ности» (О. И. Мотков)

ющегося фессионально значимых качествах; - умеет адекватно оценивать сильные и слабые стороны своей личности

Степень выраженности критериев по каждому компоненту стала основанием для выделения трех уровней готовности: недостаточный, базовый, повышенный. Анализируя материалы диагностики можно отметить следующее: 1. Мотивационный компонент. В экспериментальной группе большинство обучающихся (ЭГ - 76,1 %; КГ - 78,1 %) стремятся найти ответ на интересующий их вопрос и решить поставленную педагогическую задачу с учетом современных тенденций дошкольного образования. Остальные (ЭГ - 23,9 %; КГ- 21,9 %) не прояв-

1 Онлайн-тест «Организация ГПВ». URL: https://www.obrprostranstvo.ru (дата обращения: 04.05.2023).

2 Онлайн-тест «Внедрение ФОП ДО». URL: https://attestatika.ru (дата обращения: 04.05.2023).

3 Онлайн-задание «Сокращения и термины ФОП ДО». URL: https://onlinetestpad.com/ poxhpz2ut6niu (дата обращения: 04.05.2023).

4 Онлайн-задание «Терминология ФОП». URL: https://learningapps.org/watch?v= pzjtkwg0523 (дата обращения: 04.05.2023).

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

ляют интерес к изменениям в области дошкольного образования и используют информацию ФОП ДО только в ходе учебной деятельности. Используя опросник по изучению профессиональной направленности личности педагога, нас в большей степени интересовал критерий «направленность на предмет», т. е. на предмет организации и проведения работы по патриотическому воспитанию детей.

Профессиональная направленность студентов представлена следующим образом: у студентов слабо выражен аспект направленности (ЭГ - 28,6 %; КГ -

31.3 %); респонденты имеют среднюю степень выраженности (ЭГ - 57,1 %; КГ -50 %); ярко выраженная степень аспекта направленности выявлена у незначительной части (ЭГ - 14,3 %; КГ - 18,7 %).

2. Содержательный компонент. Студентам предлагались онлайн-тесты: 1) от сетевого издания «Образовательное пространство»1 ; 2) от Центра развития компетенций «Аттестатика»2.

Первый тест включает 10 вопросов на проверку знаний о направлениях и формах организации гражданско-патриотического воспитания (ГПВ), терминологии, нормативно-правовой базы, задач и целей ГПВ обучающихся. Все студенты успешно справились с заданием, максимально допущенное количество ошибок в обеих группах равно четырем. Сложности вызвали вопросы, связанные со знанием компонентов патриотизма (ЭГ - 76,1 %; КГ - 78,1 %); направлений ГПВ (ЭГ - 61,9 %; КГ - 68,5 %); концепции духовно-нравственного развития и воспитания (ЭГ - 61,9 %; КГ - 71,9 %); методической работы по организации патриотического воспитания (ЭГ - 66,7 %; КГ - 62,5 %).

Для удобства обработки результатов, в тесте 2 все пункты (вопросы) мы сгруппировали в три блока: 1. Периоды внедрения (вопрос № 1). 2. Общие положения ФГОС ДО (№ 2, 3, 6, 10). 3. Современные изменения / требования (№ 4, 5, 7-9). Ответы студентов по тесту 2 распределились следующим образом: не вызвали затруднений вопросы второго блока, т. е. большинство (ЭГ - 80,9 %; КГ -

84.4 %) ориентированы в разделах ФОП и понимают ее отличие от примерной программы; неточности в ответах были на вопрос № 1, т. е. почти половина опрошенных (ЭГ - 52,4 %; КГ - 50 %) уверена, что ФОП внедрена с 2022 г; на вопросы третьего блока были даны ошибочные ответы у значительной части студентов (ЭГ - 76,1 %; КГ - 78,1 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С помощью онлайн-задания «Сокращения и термины ФОП ДО» выяснили, что все респонденты имеют поверхностные знания об изменениях и требованиях ФОП ДО, а терминологию документа определяют интуитивно.

3. Деятельностный компонент. Оценивая уровень сформированности данного компонента, мы проанализировали отчеты по проектно-технологической практи-

1 Сетевое издание «Образовательное пространство». URL: https://www.obr-prostranstvo.ru/testing/process/testing_grazhdanskoye_i_patrioticheskoye_vospitaniye/ (дата обращения: 04.05.2023).

2 Центр развития компетенций «Аттестатика». URL: https://attestatika.ru/kursy/kurs-dlya-vospitatelej-dou-o-vnedrenii-federalnoj-obrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 04.05.2023).

186

ISSN 1994 0637 (print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

ке (5 семестр). Бакалаврам предлагалось четыре задания: 1. Знакомство с группой детей дошкольного возраста и наблюдение за образовательной деятельностью. 2. Анализ рабочей программы воспитателя группы. 3. Подготовка и проведение занятия. 4. Подготовка и проведение праздника / мероприятия.

С учетом нашего исследования в каждом задании внимание студентов акцентировалось на организации работы по патриотическому воспитанию в разных возрастных группах. При этом каждый ответ необходимо было подкрепить ссылкой на пункт ФОП ДО. Так, в задании № 2 предлагалось ответить на вопросы: 1) Какие задачи рабочей программы связаны с патриотическим воспитанием?, Как учтены основные цели и требования ФОП? 2) Что входит в план мероприятий по патриотическому воспитанию?, На достижение каких задач направлены мероприятия? 3) Какие формы работы запланированы с родителями по патриотическому воспитанию детей? 4) Какие элементы развивающей предметно-пространственной среды указаны для патриотического воспитания в детском саду? и проч.

Все студенты успешно справились с заданием № 2. Однако у большинства (ЭГ - 76,2 %; КГ - 81,3 %) вызвало затруднение соотнести рабочую программу с требованиями ФОП ДО, остальные 20 % только сослались на пункт документа.

При выполнении заданий № 3-4 с помощью карты анализа занятия / мероприятия1 оценивались следующие умения: осуществлять целостный образовательный процесс в данной области; организовать работу по патриотическому воспитанию детей; использовать современные средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

Руководитель практической подготовки от профильной организации выставил большинству студентов экспериментальной группы (76,2 %) 2 балла, что соответствует базовому уровню подготовки; 14,3 % - недостаточный и 9,5 % - повышенный уровень. В контрольной группе практикантов (31,3 %) оценили на 3 балла (высокий уровень), что вероятно связано с имеющимся педагогическим опытом у части студентов (21,8 %) заочного отделения. При этом 46,8 % имеют базовый, а 21,8 % - недостаточный уровень.

В качестве основных замечаний отмечено: не целесообразное распределение теоретической и практической части; ограниченное использование системы методов и приемов для реализации поставленных задач и др.

В ходе практики студенты подготовили и провели мероприятия в форме: познавательно-игровых программ (ЭГ - 95,2 %; КГ - 93,7 %); военно-спортивных состязаний (ЭГ - 90,5 %; КГ - 87,5 %); часть практикантов разработала театрализованные представления (ЭГ - 95,2 %; КГ - 93,7 %), квест-игры (ЭГ - 80,9 %; КГ -81,3 %). В ходе работы использовались музыкальные фонограммы, материалы народного фольклора, репродукции картин профессиональных художников, фотографии.

1 Подборка карт оценки занятий. URL: llruje5saj496711898 (дата обращения: 04.05.2023).

https://vk.com/wall-192680645_66627y sclid=

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

ISSN 1994 0637 (print)

187

Основными недочетами проведения праздника / мероприятия было однообразие методов работы с дошкольниками, несмотря на то, что квест-игра - это современная технология. Не всегда учитывались возрастные особенности детей. Так, в ходе театрализованного представления, дети старшего дошкольного возраста читали стихотворения, указанные в программе для младшего возраста. При предварительной работе на этот момент не было обращено должного внимания. В квест-игру было включено задание, справиться с которым смогла лишь половина группы, что сказалось на эмоциональном состоянии детей.

Экспертная оценка отчетов по практике показала, что практическая деятельность не подкреплена требованиями ФОП, т. е. студенты в некоторых случаях не смогли рассчитать время проведения праздников / мероприятий, учесть индивидуальные особенности детей и интегрировать различные виды деятельности с использованием разнообразных методов и форм работы.

4. Личностный компонент. С целью изучения уровня сформированности данного компонента, было предложено задание на самооценку при помощи методики ранжирования - «Самооценка личности» (О. И. Мотков). Изучая общий уровень самооценки позитивного развития личности и отдельных факторов и качеств личности, респондентам были заданы вопросы: «Какими из перечисленных качеств личности должен обладать педагог, осуществляющий патриотическое воспитание детей; насколько развиты у вас эти качества?». Ответы распределились следующим образом: воспитанность (ЭГ - 95,2 %; КГ - 96,9 %), доброжелательность (ЭГ - 90,4 %; КГ - 96,9 %), общительность (ЭГ - 85,7 %; КГ - 87,5 %), отзывчивость (ЭГ - 81 %; КГ - 78,1 %), самокритичность (ЭГ - 81 %; КГ - 71,9 %), чувство красоты (ЭГ -76,2 %; КГ - 78,1 %), гармоничность (ЭГ - 76,2 %; КГ - 81,3 %).

Обработка результатов показала, что у большинства обучающихся (ЭГ - 76,2 %; КГ - 75 %) уровень выраженности самооценки находится в диапазоне от 3,53,7 баллов (средняя выраженность качеств); часть опрошенных (ЭГ - 9,5 %; КГ -18,8 %) имеет псевдовысокий уровень (выше 4,5 баллов); результаты остальных (ЭГ - 14,3 %; КГ - 6,2 %) говорят о низком уровне выраженности самооценки личностных качеств (от 1,7-2,5 баллов).

Оценив в ходе констатирующего эксперимента состояние компонентов, мы определили начальный уровень готовности бакалавров к работе по патриотическому воспитанию. При этом основывались на формальном уровне интерпретации результатов, который предполагает присвоение условного числа. Согласно данным уровень развития каждого компонента готовности был определен по трехбалльной шкале: средний балл в диапазоне от 1-1,7 - недостаточный уровень; 1,8 - 2,5 - базовый; 2,6 - 3,3 - повышенный.

В целом, по всем участникам эксперимента получились данные, представленные в табл. 3 (констатирующий срез).

Проведенный констатирующий эксперимент позволил сделать следующие выводы:

- предложенные критерии и показатели, использованные методы исследования являются эффективными для изучения уровня готовности бакалавров к работе по

188 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП ДО;

- достаточную представленность мотивационного компонента бакалавров в обеих группах можно расценивать как наличие позитивного отношения к деятельности по организации работы по патриотическому воспитанию детей, а также к решению поставленных педагогических задач с учетом современных тенденций дошкольного образования;

- студенты экспериментальной группы имеют базовый уровень готовности к работе по патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях, что требует целенаправленной подготовки при изучении педагогических и методических дисциплин;

- студенты контрольной группы показали более высокие результаты (+0,4 балла), но они также находятся на базовом уровне, что свидетельствует о недостаточном объеме теоретических знаний и соответствующих умений при решении современных задач по патриотическому воспитанию дошкольников.

В целом, полученные результаты позволили сделать вывод о том, что в системе подготовки бакалавров необходимо усилить работу по формированию у них готовности к патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с Федеральной образовательной программой, наполнить ее ценностно-смысловыми ориентирами и инновационными методами обучения.

На втором этапе исследования мы актуализировали учебный материал в рамках курса Б1.О.05.03 «Моделирование образовательных программ», профиль «Дошкольное образование» (6 семестр - 144 академических часов) с использованием современных цифровых инструментов, информационных источников и сервисов.

В рамках формирующего эксперимента процесс подготовки бакалавров к патриотическому воспитанию детей мы условно разделили на три этапа (см. табл. 2).

Таблица 2

Подготовка бакалавров к работе по патриотическому воспитанию дошкольников

(формирующий эксперимент)

Этап (цель) Педагогические условия Организация работы

Начальный этап (январь 2022 г.). Цель: сформировать у студентов положительную мотивацию к воспитательной работе по патриотическому направлению в ДОО Осознание личностного смысла в организации воспитательной работы по патриотическому направлению с учетом современных тенденций дошкольного образования Тренинг, видео-лекции, он-лайн-встречи1, интерактивные семинары, дискуссия на тему «Патриотическое и гражданское воспитание современного ребенка» и др.

1 Сайт «Инфоурок». URL: https://infourok.ru (дата обращения: 04.05.2023).

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

Продолжение таблицы 2

Этап (цель) Педагогические условия Организация работы

Основной этап (февраль-март 2023 г.). Цель: сформировать комплекс знаний по проблеме патриотического воспитания дошкольников; сформировать умения применять полученные знания в процессе воспитания патриотизма у детей; развивать у обучающихся профессионально-личностные качества Применение интерактивных ресурсов в ходе поэтапного овладения нормативно-правовыми, теоретическими, методическими компетенциями Лекции и практические занятия с использованием электронных информационно-методических ресурсов и веб-сервисов; моделирование ситуаций, решение педагогических задач, проектная деятельность и др.

Заключительный этап (апрель-май 2023 г.) Цель: оказывать педагогическое содействие в становлении готовности бакалавров к работе по патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях Использование модерации в процессе педагогического содействия; систематическое развитие рефлексивных умений Исследовательская деятельность в рамках педагогической практики, подготовка докладов к межвузовской студенческой научной конференции «Восхождение к науке»1, участие в мастер-классах по формированию активной гражданской позиции обучающихся2

Дисциплина «Моделирование образовательных программ» относится к обязательной части учебного плана, направлена на формирование компетенций (УК-1; ОПК-2; ПК-2-5) и состоит из двух разделов: 1. Моделирование и проектирование образовательного процесса. 2. Моделирование и конструирование образовательной программы в ДОО.

В качестве вводного занятия проводился тренинг «Патриотический экспресс», который активно используется коллегами различных образовательных организаций. Данная форма обучения позволила вызвать интерес будущих педагогов к проблеме патриотического воспитания дошкольников, а также обобщить знания об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы в группах детского сада.

В рамках изучения первого раздела курса были разработаны и введены следующие темы:

- Тема: «Государственная политика в сфере дошкольного образования». Результат изучения: студенты выяснили, что в актуальных нормативно-правовых актах в полной мере представлена характеристика патриотизма и патриотического воспита-

1 Сайт Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.

URL: https://lengu.ru/conference/view?id=551&ysclid=ln1f47j8jd936342363 (дата обращения: 04.05.2023).

2 Мастерские, дискуссии. URL: https://vk.com/topic-219992025_49300730 (дата обращения: 04.05.2023).

190 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

ния: Концепция1; Стратегия2; ФГОС ДО3; Программа воспитания4; Федеральная программа5. Все документы подчеркивают две ключевые идеи системы современного образования в России: во-первых, воспитать достойного гражданина и во-вторых, воспитание детей должно осуществляться на основе традиционных духовных ценностей.

- Тема: «Изменения и требования Федеральной программы». Результат: уточнены особенности, изменения и требования ФОП ДО:

1. В первом направлении развития дошкольника прописана новая область -Формирование основ гражданственности и патриотизма (п. 18).

2. Задачи образовательной деятельности и планируемые результаты подробно расписаны с возраста 3-4 лет (пп. 18.4 - 18.7).

3. Уточнена цель патриотического направления воспитания и ценности - Родина и природа (п. 29.1.6, п. 29.2.2.1.).

4. Определена работа по патриотическому воспитанию и разъясняются термины «патриотизм наследника», «патриотизм защитника», «патриотизм созидателя и творца» (п. 29.2.2.1.).

5. Выделены целевые ориентиры патриотического воспитания: для детей раннего возраста: ребенок проявляет привязанность к близким людям, бережное отношение к природе (п. 29.2.3.1.); для детей на этапе завершения освоения программы: ребенок любит свою малую родину и имеет представление о России, испытывает чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям (п. 29.2.3.2.).

6. Соотнесены направления воспитания и образовательные области. Например, с патриотическим направлением воспитания соотносятся первые две области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» (п. 29.3.4.). Однако, учитывая цель ФОП ДО, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности прослеживается во всех образовательных областях.

Организуя занятия по второму разделу дисциплины в ходе лекций акцентировали внимание студентов на понимании вопросов: Какие задачи ставятся Федеральной программой?, На какие показатели социально-коммуникативного развития стоит

1 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2014. 23 с.

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-Р от 29 мая 2015 г. «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 04.05.2023).

3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://fgos.ru/fgos-do/ (дата обращения: 04.05.2023).

4 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № АЗ-288/06 от 16 июля 2021 г. «О направлении примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402531904/ (дата обращения: 04.05.2023).

5 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 25 ноября 2022 г. «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 04.05.2023).

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

ориентироваться?, Какова актуальность парциальных программ по социально-коммуникативному развитию в современных условиях? и др.

Для того, чтобы ответить на вопросы лекций разрабатывались опорные таблицы1, которые позволили осознанно пользоваться текстом документа в учебной деятельности. Данные таблицы создавались в документе Word, с последующим добавлением гиперссылок: 1 - на местном документе (например, Содержательный раздел ФОП ДО); 2 - на документ, который находится в доступе на рабочем столе (например, ФГОС ДО, Программа воспитания и проч.); 3 - на веб-страницу (Навигатор ОП ДО)2.

Изучая основные понятия документа, мы использовали следующие приемы терминологической работы: составление словаря терминов, создание кластера и интеллект-карт с использованием интерактивных ресурсов. Например, онлайн-инструмент

3 «4

для создания кластера и программа интеллект-карт-онлайн

Достаточно интересной была работа подсчета частоты терминов в тексте с помощью онлайн-калькулятора5. Например, анализируя п. 18.7.2. ФОП ДО мы выяснили, что ведущее место в рейтинге занимает термин «чувство». В ходе анализа студенты акцентировали внимание на перечне патриотических чувств, которые воспитываются у дошкольников.

Практические занятия посвящены анализу содержания парциальных программ6 по заявленной направленности и изучению содержания образовательной деятельности в области формирования основ гражданственности и патриотизма в разных возрастных группах.

Решая задачи патриотического воспитания в ДОО, внимание студентов акцентировали на таких требованиях Федеральной программы как: Содержание образовательной деятельности по образовательным областям (18.7.2.; 22.7.2). Взаимодействия с семьями обучающихся (п. 26). Работа с родителями (п. 29.3.5.1). События образовательной организации (п. 29.3.5.2.). Совместная деятельность в образовательных ситуациях (п. 29.3.5.3) и др.

На занятиях активно использовали материал (лекции, презентации вебинаров, методические рекомендации, тесты и др.) различных образовательных платформ:

- ФГБНУ «ИИДСВ» - практическое руководство «Воспитателю о воспитании», представленное на платформе институтвоспитания.рф. (п. 29.4.2., ФОП ДО);

- ГК «Просвещение» на тему «Внедряем ФОП дошкольного образования»;

1 ФОП 705. URL: https://drive.google.com/drive/folders/1fgJTkUvcZxMVC2qti 2HQZhYX2xKEh5oz (дата обращения: 04.05.2023).

2 Навигатор ОП ДО. URL: https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do (дата обращения: 04.05.2023).

3 Онлайн-инструмент для создания кластера. URL: visual-paradigm.com (дата обращения: 04.05.2023).

4 Программа интеллект-карт онлайн. URL: creately.com. (дата обращения: 04.05.2023).

5 Онлайн-калькулятор. URL: bname.ru. (дата обращения: 04.05.2023).

6 Навигатор ОП ДО. URL: https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do (дата обращения: 04.05.2023).

192 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

- НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» - тема «Целевой раздел ООП: как обновить под ФОП»;

- НОУ ДПО «Экспертно-методический центр», тема «Новые требования к педагогу ДО»;

- Центр развития компетенций «Аттестатика» на тему «Внедрение ФОП ДО».

Итогом работы стала разработка студенческой группой парциальной программы

«Юные патриоты Ленинградской области». Цель программы: воспитание патриотических чувств у детей 6-7 лет средствами искусства. Программа включает 7 модулей. По каждому модулю учтен региональный компонент и подобран перечень произведений ФОП ДО: литературные (п. 33.1.6); музыкальные (п. 33.2.8); художественные (п. 33.3.5) и анимационные (п. 33.4). Реализация программы запланирована на сентябрь-май 2023 г. в рамках сотрудничества с региональными образовательными организациями. При этом мы учли личный опыт работы с бакалаврами по разработке программы патриотического воспитания детей12.

Заключительный этап формирующего эксперимента совпал с прохождением педагогической практики (6 семестр). Группе студентов были назначены модераторы: руководитель от профильной организации и от университета, руководитель по курсовой работе. Благодаря активной деятельности педагогов, бакалавры самостоятельно выполнили проект по исследованию актуальной педагогической проблемы, подготовили доклады к студенческой научной конференции, приняли участие в мастер-классах.

Например, в ходе педагогической практики студентам предлагалось задание: разработать и провести занятие / мероприятие на тему «Взаимодействие семьи и ДОО по развитию патриотического воспитания детей». Практиканты презентовали следующие темы: фоторепортаж «Мой край родной»; «Мой дом - природа»; родительское собрание: «Города воинской славы»; игра-путешествие «Экскурсия по памятным местам Ленинградской области»; просветительская и консультационная деятельность на тему: «Юный патриот», «За что мы любим Ленинградскую область»; конкурсы и выставки «Эти годы военные»; акция «Чистый край»; круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»; совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).

Получение качественных данных относительно подготовки бакалавров в вопросах патриотического воспитания детей с учетом современных тенденций дошкольного образования, оказалось неразрывно связанным с проведением срезовой работы, при организации которой мы учитывали следующие положения:

1 Ничагина А. В. Подготовка бакалавров к разработке программы патриотического воспитания детей в современной социокультурной ситуации // XXIV Царскосельские чтения: материалы Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 21 апреля 2020 г.). Т. I. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2020. С. 156-159.

2 Сабодаш О. А. Патриотическое воспитание дошкольников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4-2. С. 94-101.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

193

ISSN 1994-0637 193 (print)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- процесс подготовки носит поэтапный и последовательный характер, что потребовало проведение промежуточного контрольного среза, фиксирующих динамику изменений;

- готовность бакалавров к работе по патриотическому воспитанию представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, что привело к необходимости изучения динамики каждого компонента готовности с учетом специфики его критериальных показателей.

На основании названных теоретических положений была составлена программа проведения контрольных срезов:

I. Промежуточный срез после 1 и 2 этапа формирующего эксперимента на базе ЭГ:

- Методика № 1. Анкета: «Готовность к работе по патриотическому воспитанию»1 - мотивационный компонент.

- Методика № 2. Анкета: «Готовность к работе по ФОП ДО»2 - содержательный компонент.

- Методика № 3. Анализ педагогических ситуаций3 - деятельностный компонент.

- Методика № 4. Эссе-размышление «Личность педагога в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» - личностный компонент.

Оценка методик № 1-4 осуществлялась по шкале от 0 до 3 баллов: 0 баллов - нет ответа или антипедагогический вариант ответа; 1 балл - ответ нейтрального типа;

2 балла - ответ направлен на достижение положительного педагогического эффекта;

3 балла - конструктивный вариант ответа и приведено его качественное обоснование.

II. Контрольный срез после окончания формирующего эксперимента на базе ЭГ: Карта оценки качества педагогической практики студентов.

III. Итоговый срез после окончания формирующего эксперимента на базе двух групп: Сводная карта оценки и самооценки качества по направлению «Организация и содержание патриотического воспитания детей в ДОО»4.

Критерии оценки карт: 1 балл - показатели 1-4; 2 балла - показатели 5-9; 3 балла - показатели 10-13. Результаты срезовой работы представим в табл. 3.

1 Анкета: «Готовность к работе по патриотическому воспитанию». URL: https://e.profkiosk.ru/eServices/service_content/file/c3bd7832-6fc9-4c7c-8f89-ffb70edb7c01.docx; Anketa%20dlya%20pedagogov%20Gotovnost%20k%20rabote%20po%20patrioticheskomu%20 vospitaniyu.docx (дата обращения: 04.05.2023).

1 Анкета: «Готовность к работе по ФОП ДО». URL: https://e.profkiosk.ru/eServices/service_content/file/b1b4fc16-66d5-43c2-b193-2ad81526f74e.pdf; Gotovnost%20pedagogov%20k%20vvedeniyu%20F0P.pdf (дата обращения: 04.05.2023).

2 Анализ педагогических ситуаций. URL: https://vk.com/wall-163432394_511865?ysclid=lmz805apcp465543963 (дата обращения: 04.05.2023).

3 Сводная карта оценки и самооценки качества по направлению «Организация и содержание патриотического воспитания детей в ДОО». URL: карта-оценки_воспитание-1.docx (дата обращения: 04.05.2023).

194 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Таблица 3

Уровень развития компонентов готовности бакалавров к работе по патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП ДО

Уровень развития компонентов (в баллах)

Группь Мотивацион-ный Содержательный Деятельност-ный Личностный Общий балл Средний балл Уровень

Констатирующий срез

ЭГ 2,3 1,6 2 1,9 7,8 1,9 базовый

КГ 2,5 1,8 2,1 2,3 8,7 2,2 базовый

Первый промежуточный срез

ЭГ 2,6 1,8 2,3 2 8,7 2,1 базовый

Контрольный срез

ЭГ 2,8 2,3 2,5 2,2 9,8 2,6 повышенный

Итоговый срез

ЭГ 3 (+ 0,7) 2,5 (+ 0,9) 2,6 (+0,6) 2,2 (+0,2) 10,3 (+2,5) 2,6 (+0,7) повышенный

КГ 2,8 (+0,3) 2 (+0,2) 2,3 (+0,2) 2,2 (+0,1) 9,3 (+0,6) 2,5 (+0,3) базовый

Исследование показало, что прирост компонентов готовности бакалавров различен:

- динамика мотивационного компонента у обеих групп подтвердила сделанный в ходе констатирующего эксперимента вывод о первоначальном развитии мотивов деятельности, что рассматривалось как благоприятный фактор для развития самой деятельности;

- прирост результатов содержательного компонента экспериментальной группы больше на 0,7 балла, чем в контрольной группе. На положительное изменение повлияла организация занятий посредством различных форм, методов и средств обучения, что поспособствовало углублению в тему патриотического воспитания в ДОО на современном этапе;

- рост результатов деятельностного компонента у экспериментальной группы по сравнению с контрольной выше на 0,4 балла. Следовательно, назначение на третьем этапе формирующего эксперимента модератора (опытного педагога) и введение задания для педагогической практики ускорило развитие соответствующих умений;

- уровень личностного компонента в обеих группах существенно не изменился, т. е. следует продолжать работу по его развитию.

Выводы

Полученные в процессе исследования результаты показывают, что готовность бакалавров к работе по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

с Федеральной образовательной программой (ФОП) предполагает: личную заинтересованность в патриотическом воспитании детей и желание отслеживать изменения с учетом современных тенденций дошкольного образования; знание теоретических основ организации гражданско-патриотического воспитания детей; знание понятийного аппарата и требований ФОП ДО; умение организовать работу по патриотическому воспитанию в группе детского сада (определить проблему и сформулировать цель / задачи, выбирать содержание, формы, методы и средства, спланировать этапы работы); иметь представление о личности педагога, осуществляющего патриотическое воспитание дошкольников и уметь адекватно оценивать сильные и слабые стороны своей личности.

Выделенные педагогические условия готовности бакалавров к работе по патриотическому воспитанию дошкольников (осознание личностного смысла в организации воспитательной работы по патриотическому направлению с учетом современных тенденций дошкольного образования; применение интерактивных ресурсов в ходе поэтапного овладения нормативно-правовыми, теоретическими, методическими компетенциями; использование модерации в процессе педагогического содействия; систематическое развитие рефлексивных умений) позволили в количественном и в качественном отношении убедиться в положительной динамике развития каждого компонента готовности с учетом специфики его критериальных показателей.

Дальнейшая работа будет направлена на совершенствование полученных компетенций:

- в период педагогической практики - Б2.О.03(П) «Педагогическая практика», Б2.О.05(П); «Технологическая (проектно-технологическая) практика» (7 семестр);

- при изучении педагогических и методических дисциплин, в зависимости от ее содержания - Б1.О.06.08 «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников», Б1.О.06.07 «Литературное образование дошкольников», Б1.О.06.03 «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» (7-8 семестр);

- в условиях опытно-экспериментальной работы Б2.О.06(Пд) «Преддипломная практика», Б3.02(Д) «Выполнение и защита выпускной квалификационной работы» (8 семестр).

Список источников

Бичева И. Б., Хижная А. В., Купаева О. Е. Повышение методической готовности педагогов к патриотическому воспитанию дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 58-61.

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2014. 23 с.

Домбровская М. Г. Педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск: [б. и.], 2021. 26 с.

Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Вопросы патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста: монография. Москва: ООО «Директ-Медиа», 2022. 120 с.

196 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Лапыко Т. П. Подготовка студентов к решению задач патриотического воспитания с детьми дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей Международной научно-практической конференции (Брянск, 24-25 октября 2019 г.) / под редакцией Н. А. Асташова. Брянск: Полиграмм, 2019. С. 421-427.

Ничагина А. В. Подготовка бакалавров к разработке программы патриотического воспитания детей в современной социокультурной ситуации // XXIV Царскосельские чтения: материалы Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 21 апреля 2020 г.). Т. I. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2020. С. 156-159.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № АЗ-288/06 от 16 июля 2021 г. «О направлении примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402531904/ (дата обращения: 04.05.2023).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://fgos.ru/fgos-do/ (дата обращения: 04.05.2023).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 1028 от 25 ноября 2022 г. «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 04.05.2023).

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-Р от 29 мая 2015 г. «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 04.05.2023).

Сабодаш О. А. Патриотическое воспитание дошкольников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4-2. С. 94-101.

Указ Президента Российской Федерации № 400 от 2 июля 2021 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения: 04.05.2023).

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» от 31.07.2020 № 304-ФЗ. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 04.05.2023).

Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и Статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"». URL: https://www.zakonrf.info/doc-37478648/ (дата обращения: 04.05.2023).

Федорова С. Н., Александрова С. Н. Использование электронных образовательных ресурсов в обучении старших дошкольников марийскому языку: монография. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2022. 180 с.

Федорова С. Н., Гува Н. В., Ниходимова Л. Н. Использование интернет-ресурсов и мультимедийных презентаций в гражданско-патриотическом воспитании старших дошкольников. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2022. 164 с.

Хорошилова М. В., Мокрецова Л. А., Швец Н. А. Диагностика уровня готовности будущего учителя к патриотическому воспитанию в цифровой среде // Казанский педагогический журнал. 2022. № 6 (155). С. 113-119.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

References

Bicheva I. B., Khizhnaia A. V., Kupaeva O. E. Povyshenie metodicheskoi gotovnosti pedagogov k patrioticheskomu vospitaniiu doshkol'nikov [Increasing the methodological teachers' engagement in the patriotic education of preschoolers]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of modern pedagogical education], 2023, no. 79-1, pp. 58-61.

Daniliuk A. Ia., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiia dukhovno-nravstvennogo razvitiia i vospitaniia lichnosti grazhdanina Rossii [Concept of spiritual-moral development and education of the Russian citizen personality]. Moscow: Prosveshchenie, 2014. 23 p.

Dombrovskaia M. G. Pedagogicheskoe soprovozhdenie podgotovki pedagogov k patriotichesko-mu vospitaniiu podrostkov [Pedagogical support of teachers' training for patriotic education of teenagers: Abstract Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Cheliabinsk, 2021. 26 p.

Korotaeva E. V., Andriunina A. S. Voprosy patrioticheski orientirovannogo vospitaniia detei doshkol'nogo vozrasta [Issues of patriotically focused education of preschool children]. Moscow: OOO "Direkt-Media", 2022. 120 p.

Lapyko T. P. Podgotovka studentov k resheniiu zadach patrioticheskogo vospitaniia s det'mi doshkol'nogo vozrasta sredstvami izobrazitel'noi deiatel'nosti [Students' training to solve the problems of patriotic education with preschool children by means of visual activities]. Aktual'nye problemy pedagogiki i obrazovaniia: sbornik nauchnykh statei mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Briansk, 24-25 oktiabria 2019 g.) [Topical issues of pedagogy and education: Proceedings of the international research and practice conference (Bryansk, 24-25 October 2019); ed. by N. A. Astashov]. Briansk: Poligramm, 2019, pp. 421-427.

Nichagina A. V. Podgotovka bakalavrov k razrabotke programmy patrioticheskogo vospitaniia detei v sovremennoi so-tsiokul'turnoi situatsii [Bachelors' training to develop a programme of children patriotic education in the modern co-sociocultural situation]. XXIV Tsarskosel'skie chteniia: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Sankt-Petersburg, 21 aprelia 2020 g.) [XXIV Tsarskoselskiye Readings: Proceedings of the international scientific conference (St Petersburg, April 21, 2020); Vol. 1]. St Petersburg: Leningradskii gosudarstvennyi universitet im. A. S. Push-kina, 2020, pp. 156-159.

Pis'mo Ministerstva prosveshcheniia Rossiiskoi Federatsii № AZ-288/06 ot 16 iiulia 2021 g. "O napravlenii primernoi rabochei programmy vospitaniia dlia obrazovatel'nykh organizatsii, reali-zuiushchikh obrazovatel'nye programmy doshkol'nogo obrazovaniia " [Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation No. AZ-288/06 of 16 July 2021 "On areas of an exemplary programme of education for educational organisations implementing educational programmes of preschool education"]. Available at: https://shhshhshh.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402531904/ (accessed: 04.05.2023).

Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii № 1155 ot 17 oktiabria 2013 "Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniia" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155 of 17 October 2013 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Preschool Education"]. Available at: https://fgos.ru/fgos-do/ (accessed: 04.05.2023).

Prikaz Ministerstva prosveshcheniia Rossiiskoi Federatsii № 1028 ot 25 noiabria 2022 "Ob utverzhdenii federal'noi obrazovatel'noiprogrammy doshkol'nogo obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 1028 of 25 November 2022 "On the approval of the federal educational program of preschool education"]. Available at: https://shhshhshh.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (accessed: 04.05.2023).

Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii № 996-R ot 29 maia 2015 g. "Ob utverzhdenii Strategii razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda" [Order of the

198 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Government of the Russian Federation No. 996-R of 29 May 2015. "On approval of the strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025"]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (accessed: 04.05.2023).

Sabodash O. A. Patrioticheskoe vospitanie doshkol'nikov [Patriotic education of preschool children]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of A. S. Pushkin Leningrad State University], 2016, no. 4-2, pp. 94-101.

Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii № 400 ot 2 iiulia 2021 g. "O Strategii natsional'noi be-zopasnosti Rossiiskoi Federatsii" [Decree of the President of the Russian Federation No. 400 of 2 July 2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. Available at: https://shhshhshh.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (accessed: 04.05.2023).

Federal'nyi zakon "O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon 'Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii'" ot 31.07.2020 № 304-FZ [Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" of 31.07.2020 No. 304-FZ]. Available at: https:// shhshhshh.consultant.ru/document/cons_doc_LAShh_358792/ (accessed: 04.05.2023).

Federal'nyi zakon ot 24.09.2022 № 371-FZ "O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon 'Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii' i Stat'iu 1 Federal'nogo zakona 'Ob obiazatel'nykh trebovaniiakh v Rossiiskoi Federatsii'" [Federal Law of 24.09.2022 No. 371-FZ "On Amendments to the Federal Law 'On Education in the Russian Federation' and Article 1 of the Federal Law 'On compulsory Requirements in the Russian Federation'"]. Available at: https://shhshhshh.zakonrf.info/doc-37478648/ (accessed: 04.05.2023).

Fedorova S. N., Aleksandrova S. N. Ispol'zovanie elektronnykh obrazovatel'nykh resursov v obuchenii starshikh doshkol'nikov mariiskomu iazyku [Applying electronic educational resources in teaching Mari language to senior preschool children]. Ioshkar-Ola: Mariiskii gosudarstvennyi univer-sitet, 2022. 180 p.

Fedorova S. N., Guva N. V., Nikhodimova L. N. Ispol'zovanie internet-resursov i mul'timedi-inykh prezentatsii v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii starshikh doshkol'nikov [Internet resources and multimedia presentations in civic and patriotic education of senior preschool children]. Cheboksary: Izdatel'skii dom "Sreda", 2022. 164 p.

Khoroshilova M. V., Mokretsova L. A., Shvets N. A. Diagnostika urovnia gotovnosti budush-chego uchitelia k patrioticheskomu vospitaniiu v tsifrovoi srede [Diagnostics of the level of the future teacher's engagement in patriotic education in the digital environment]. Kazanskii pedagog-icheskii zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2022, no. 6 (155), pp. 113-119.

Сведения об авторах

Анна Владимировна Ничагина - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0001-7630-0446, 89315104502@mail.ru, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина (д. 10, Петербургское ш., 196605 Санкт-Петербург, Пушкин, Россия); Anna V. Nichagina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0001-7630-0446, 89315104502@mail.ru, Pushkin Leningrad State University (10, Peterburgskoe sh., 196605 St Petersburg, Pushkin, Russia).

Ольга Александровна Сабодаш - старший преподаватель; https://orcid.org/0000-0003-3597-3577, olg3458@yandex.ru, Ломоносовский институт (филиал) Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина (д. 27., 188502 Ленинградская область, д. Горбунки, Россия); Olga A. Sabodash - Senior Lecturer, https://orcid.org/0000-0003-3597-3577, olg3458@yandex.ru, Pushkin Leningrad State University (27, 188502 Leningrad region, Gorbunki village, Russia).

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 26.10.2023; одобрена после рецензирования 13.11.2023; принята к публикации 27.11.2023.

The article was submitted 26.10.2023; Approved after reviewing 13.11.2023; Accepted for publication 27.11.2023.

200 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.