DOI 10.23859/1994-0637-2019-2-89-23 УДК 378
Сукало Александр Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Санкт-Петербург, Россия) E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ_
Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания нравственно-патриотической культуры детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности, проводимой в кружковой форме по программе дополнительного образования.
Выявлена необходимость воспитания нравственно-патриотической культуры и проведения соответствующей педагогической работы, а также разработки комплекса педагогических условий, способствующих эффективности усвоения нравственных ценностей и патриотического самосознания.
Таким образом, приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к музыкальному наследию своего народа позволит воспитать в них чувство патриотизма, национального единства, транслировать нравственно-патриотические ценности и лучшие образцы культуры, что способствует их интеграции в социокультурное пространство.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитание нравственно-патриотической культуры, музыкальная деятельность
© CyKa^o A. A., 2019
Sukalo Alexander Aleksandrovich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, St Petersburg State Institute of Culture (St Petersburg, Russia) E-mail: [email protected]
MUSICAL ACTIVITY AS AN EDUCATION TOOL OF MORAL AND PATRIOTIC CULTURE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH HEALTH LIMITATIONS
Abstract. The article is devoted to the problem of cultivating the moral and patriotic culture in primary school children with health limitations using musical activities carried out in a circle form according to the curriculum of supplementary education.
It has been revealed that it is necessary to cultivate moral and patriotic culture and organise relevant pedagogical work as well as develop a set of pedagogical conditions contributing to the effectiveness of the acquisition of moral values and patriotic self-awareness.
Thus, the exposure of national musical heritage to the children with health limitations will allow them to cultivate a feeling of patriotism, national unity, communicate moral and patriotic values and the best cultural patterns which contribute to their integration into the socio-cultural space.
Keywords: children with health limitations, education of moral and patriotic culture, musical activity
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
Введение
В настоящее время происходит реформирование ориентации системы образования на деидеологизацию общественного мнения, которое сопровождается лозунгом демократизации образовательного процесса. В связи с этим резко снизилось внимание к вопросу нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чрезмерная гиперболизация идеи индивидуально -личностного подхода в обучении в противовес воспитанию личности в коллективе, а также включение в коллективную социокультурную деятельность привели к недо-оцениванию формирования нравственно-патриотической культуры подрастающего поколения [3].
Вместе с тем, воспитание чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста - процесс сложный и длительный. Любовь к национальной культуре, близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка, что еще раз подчеркивает актуальность проблемного поля выбранной темы исследования.
Всестороннее воспитание детей и нравственно-патриотическое в том числе, привитие любви к национальным традициям и культуре требует более глубокого подхода к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходима дополнительная организация занятий в кружковой форме, что позволяет провести расширенную проработку этого вопроса (чем по основной программе общеобразовательной школы), при таком подходе в большей степени учитываются индивидуальные запросы ребенка [2], [6]-[7].
Основная часть
Одним из эффективных средств, обладающим культурно-воспитательным потенциалом воздействия на ребенка, является музыкальное искусство. Оно активизирует эмоционально-образное восприятие, обеспечивает обогащение социального опыта, включение в социокультурную жизнь общества, а также формирует любовь к национальной культуре, бережное отношение к природе. Восприятие музыки формирует первичные представления о нравственных ценностях, воспитывает эмоционально-нравственную эмпатию, занимает основное место в музыкальном воспитании детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья [1].
Воспитание нравственно-патриотической культуры мы понимаем как систему нравственных ценностей и патриотического самосознания, образцов поведения, транслируемых обществом, что позволяет взаимодействовать в рамках конкретной социокультурной среды.
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей находилась во внимании многих исследователей, в частности, в трудах И. И. Валеева, Р. Т. Гарданова, А. С. Гаязова, Н. В. Ипполитовой, И. Ф. Харламова и других, где рассматривается гражданское, интернациональное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Кроме того, в психолого-педагогической литературе анализируются вопросы теории и практики формирования патриотических качеств с позиции деятель-ностного подхода такими педагогами и психологами, как: Н. И. Болдырев, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов и др.
Роль музыкального искусства в формировании нравственно-патриотической культуры изучалась Ю. Б. Алиевым, О. А. Апраксиной, Д. Б. Кабалевским. Основополагающим для нас является положение Д. Б. Кабалевского, в соответствии с которым задачей музыкального воспитания детей младшего школьного возраста является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие посредством му-
228 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
зыки на духовный мир школьников, прежде всего, на обогащение их нравственного и социокультурного опыта, привитие чувства патриотизма, сопричастности с судьбой Отечества [4].
Использованию народной музыки в воспитании нравственно-патриотической культуры детей уделяли внимание О. А. Апраксина, Н. Я. Брюсова, Н. А. Ветлугина, Г. С. Виноградов, Н. П. Гродзенская, В. А. Дышлевская, М. А. Румер, В. Н. Шацкая и др.
По результатам анализа психолого-педагогической и специальной литературы была определена цель опытно-экспериментальной работы, которая заключалась в выявлении уровня сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего школьного возраста с ОВЗ средствами музыкальной деятельности на занятиях кружка, проводимой в группе продленного дня.
Исследование осуществлялось в общеобразовательных учреждениях г. Череповца, в нем приняли участие 104 ребенка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посещающие группы продленного дня, занятия проводились в кружковой форме по программе дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи экспериментальной работы:
1) подобрать методики диагностики уровней сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего школьного возраста с ОВЗ в процессе музыкальной деятельности;
2) осуществить эмпирическое исследование и изучить особенности формирования нравственно-патриотических качеств детей младшего школьного возраста с ОВЗ средствами музыки;
3) на основе полученных данных провести количественный и качественный анализ уровней сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего школьного возраста с ОВЗ средствами музыкальной деятельности;
4) в соответствии с полученными результатами экспериментальной работы предложить проект педагогических условий по повышению нравственно-патриотических качеств детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности;
5) провести контрольный срез уровней сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего школьного возраста с ОВЗ средствами музыкальной деятельности.
В качестве диагностического инструментария использована методика М. Б. Королевой «Нравственно-патриотические качества» [5].
Цель - выявление уровня сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.
Описание методики. Детям было предложено прослушать песни и выразить свое эмоциональное отношение к ним («Прощай, прощай, Масленица» слова и музыка народные; «Бравые солдаты» слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко; «В землянке» слова А. Суркова, музыка К. Листова; «Песенка мамонтенка» музыка В. В. Виноградова, В. Я. Шаинского, автор текста - Д. Романович); вспомнить песни о маме, России, рассказать, с помощью каких средств музыкальной выразительности композиторам удается передавать характер музыки; рассказать о народных традициях и государственных праздниках.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
229
Нами были выделены уровни, характеристики и показатели сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Уровни сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности (по методике «Нравственно-патриотические качества» М. Б. Королевой)
Уровни Показатели Характеристика уровней
Высокий 3 балла - дети хорошо понимают народные традиции; - правильная оценка народным праздникам; - корректный нравственный образ матери; - развернутые ответы; - ярко выражены патриотические качества
Средний 2 балла - начальные представления о некоторых народных традициях; - не всегда дается правильная оценка народным праздникам; - интерес к народным праздникам присутствует, но содержание, цель, значение праздника еще не осознано; - нет достаточного представления об образе матери; - односложные ответы; - патриотические качества выражены неярко
Низкий 1 балл - отсутствуют представления о некоторых народных традициях; - неверная оценка народным праздникам; - нет осознания нравственного образа матери; - несвязный ответ; - отсутствие патриотических качеств
В рамках настоящей опытно-экспериментальной работы представим результаты диагностики уровней сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего школьного возраста с ОВЗ средствами музыкальной деятельности по методике «Нравственно-патриотические качества» М. Б. Королевой (табл. 2).
Таблица 2
Результаты методики «Нравственно-патриотические качества» (М. Б. Королевой)
Уровни сформированности Абсолютное число респондентов, чел. Процентное соотношение, %
Высокий 24 23
Средний 64 62
Низкий 16 15
Итого 104 100
Для наглядности представим процентное соотношение каждого уровня в диаграмме (рис. 1).
230 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
62%
70%
60%
50%
40% 23%
30% 15%
20%
10%
0%
Высокий Средний Низкий
Н Высокий Н Средний Н Низкий
Рис. 1. Диаграмма уровней сформированности нравственно-патриотических качеств детей
младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами
музыкальной деятельности
Из диаграммы видно, что большинство детей младшего школьного возраста с ОВЗ, занимающихся в кружке, проводимого в группе продленного дня, демонстрируют средний уровень сформированности нравственно-патриотических качеств (62 %). Такие дети имеют начальные представления о некоторых народных традициях и праздниках, но не всегда им дают правильную оценку. В частности, при прослушивании песни «Прощай, прощай, Масленица» школьники высказали мнение, что это праздник, во время которого пекут блины, веселятся и сжигают чучело, но они не имеют представления о значении этого действия.
Также зафиксирован низкий уровень сформированности нравственно-патриотических качеств у 15 % респондентов экспериментальной группы. Школьники не интересуются народными праздниками, содержание, цель, значение праздника не осознаны. При прослушивании песни о Масленице дети на вопрос: «Что такое Масленица?» отвечают: «Это что-то делают на масле». Ответы несвязные. Прослушивание песен «Бравые солдаты», «В землянке» показало, что патриотические качества не выражены. Кроме того, на вопрос «Хотят ли дети вырасти сильными, смелыми и стать защитниками Отечества?» утвердительного ответа не последовало, прозвучал вопрос: «А зачем?»
Наконец, у 23 % детей младшего школьного возраста с ОВЗ, занимающихся в кружке, проводимого в группе продленного дня, наблюдается высокий уровень сформированности нравственно-патриотических качеств. Эти дети отлично понимают смысл песни «Бравые солдаты», «В землянке» и могут пояснить и описать, опираясь на свой социальный опыт, образ защитника Отчества. В полной мере сформирован образ матери, и он не расходится с представленным в песенке о ма-монтенке.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
231
Выводы
Таким образом, на основе результатов диагностики уровней сформированности нравственно-патриотических качеств детей средствами музыкальной деятельности можно сделать вывод о необходимости воспитания нравственно-патриотической культуры и проведения соответствующей педагогической работы, необходимости разработки комплекса педагогических условий, способствующих эффективности усвоения нравственных ценностей и патриотического самосознания. Педагогами кружка предложены следующие педагогические условия:
- средствами музыкальной деятельности овладение детьми с ОВЗ доступным их возрасту и психологическому развитию объемом представлений и понятий об окружающем мире, природе родного края, национальных культурных традициях;
- разучивание с участниками кружка произведений детского фольклора;
- участие в постановках народных праздников, способствующих развитию у ребенка гуманных и общечеловеческих качеств личности, чувства долга;
- на основе лучших образцов музыкального творчества вести совместно с педагогом поиск транслируемых нравственных идеалов духовной культуры и выработка детьми на этой основе своих собственных ценностей, формирующих активную личную позицию школьника;
- разработка плана проведения совместно с родителями праздничных мероприятий (например, День защитника Отечества, День Победы и т. д.), способствующих повышению нравственно-патриотической культуры;
- проведение интегрированных занятий с привлечением различных видов художественного творчества (поэзии, живописи, танцевального, театрального, декоративно-прикладного искусства и т. д.);
- учет индивидуальных и психолого-физиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Характеризуя педагогическую работу, воздействие которой направлено на воспитание нравственно-патриотической культуры детей с ОВЗ посредством выразительности музыкального языка, яркости и поэтичности стихов, можно отметить, что песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Также детям предлагались песни о животных, птицах, природе, пробуждающие любовь и чувство гордости принадлежности к родному краю.
Дети под руководством педагога подготавливали тематические (осенние, зимние, весенние) и государственные праздники, знакомились с песнями времен Отечественной войны. Школьники слушали песни «Мой прадедушка» (музыка и слова Е. Лыжовой), «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского), «Синий платочек» (муз. Г. Петерсбургского, сл. Я. Галицкого и Г. Максимова), «Смуглянка» (муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова), с большим желанием участвовали в военных играх, тематических праздниках, перевоплощались в моряков, пограничников, летчиков и т. д., что способствовало формированию нравственно-патриотической культуры, осознанию себя как гражданина и патриота своей страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыка прочно вошла в сознание детей, занимает значительное место в их жизни, помогает транслировать лучшие образцы культурно-патриотического наследия общества.
232 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
После реализации педагогических условий нами была повторно проведена методика «Нравственно-патриотические качества» М. Б. Королевой, с помощью которой выявлена динамика уровней сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности (табл. 3).
Таблица 3
Результаты повторного проведения методики «Нравственно-патриотические качества» (М. Б. Королевой)
Уровни сформированности Абсолютное число респондентов, чел. Процентное соотношение, %
Высокий 56 54
Средний 40 38
Низкий 8 8
Итого 104 100
Для наглядности представим соотношение каждого уровня в диаграмме (рис. 2)
Рис. 2. Диаграмма уровней сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (после реализации педагогических условий)
Таким образом, благодаря проведенной работе, уровень сформированности нравственно-патриотических качеств детей школьного возраста с ОВЗ после реализации педагогических условий повысился. Количество учащихся, имеющих высокий уровень в экспериментальной группе, увеличился на 31 %. После прослушивания предложенных песен дети смогли описать образ защитника Отечества, роль мамы в жизни ребенка.
Кроме того, наблюдается изменение низкого уровня сформированности нравственно-патриотических качеств детей на 7 %. Это достаточно существенно, учитывая, что по итогам контрастирующего эксперимента данный уровень составлял 15 % респондентов (16 школьников). После реализации педагогических условий только
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2 233
8 % респондентов не смогли после прослушивания предложенного музыкального материала получить необходимый уровень знаний.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенные преподавателями кружка, проводимого в группе продленного дня, педагогические условия, повышающие качество воспитания нравственно-патриотической культуры детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкальной деятельности, доказали свою эффективность.
Приобщение детей с ОВЗ к музыкальному наследию своего народа позволяет воспитывать в них чувство патриотизма, национального единства, транслировать нравственно-патриотические ценности и лучшие образцы культуры, что способствует их интеграции в социокультурное пространство.
Литература
1. Гудина Т. В. Музыкальное воспитание в контексте педагогики ненасилия // Ненасилие как образ жизни: Сборник научных статей и материалов XXV Международной научно-практической конференции по проблеме педагогики ненасилия. СПб.: 67 гимназия; Verba Magistri, 2004. С. 260-262.
2. Гудина Т. В. Музыкальное воспитание как реабилитационная технология в современной педагогической практике // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2015. Т. 21. № 4. С. 227-230.
3. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: [б. и.], 2012. 22 с.
4. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. 92 с.
5. Королева М. Б. Развитие нравственных качеств личности старших дошкольников в процессе музыкально-творческой деятельности // Науковедение. 2015. № 5. С. 1-8. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nravstvennyh-kachestv-lichnosti-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-muzykalno-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 05.12.2018).
6. Сукало А. А. Самодеятельное творчество в современных условиях: проблемы и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 70-78.
7. Сукало А. А. Функциональные диспозиции менеджера и объект менеджмента досуго-вых объединений // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1. С. 30-35.
References
1. Gudina T. V. Muzykal'noe vospitanie v kontekste pedagogiki nenasiliia [Musical education in the context of non-violence pedagogics]. Nenasilie kak obraz zhizni: Sbornik nauchnykh statei i materialov XXV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii po probleme pedagogiki nenasiliia [Non-violence as a style of life: proceedings of XXV International scientific-practical conference on the problem of non-violence pedagogics]. St Peterburg: 67 gimnaziia; Verba Magistri, 2004, pp. 260-262.
2. Gudina T. V. Muzykal'noe vospitanie kak reabilitatsionnaia tekhnologiia v sovremennoi pedagogicheskoi praktike [Musical education as a rehabilitation technology in modern teaching practice]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova [Bulletin of Kostroma State University], 2015, vol. 21, no. 4, pp. 227-230.
3. Ivashkina N. A. Patrioticheskoe vospitanie mladshikh shkol'nikov na traditsiiakh narodnoi pedagogiki: avtoref. dis. ... kand. ped. Nauk Primary schoolchildren's patriotic education on the traditions of folk pedagogy: abstract PhD. thesis in ped. sci.]. Moscow, 2012. 22 p.
234 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
4. Kabalevskii D. B. Pedagogicheskie razmyshleniia: Izbrannye stat'i i doklady [Pedagogical reflections: Selected articles and papers]. Moscow: Pedagogika, 1986. 192 p.
5. Koroleva M. B. Razvitie nravstvennykh kachestv lichnosti starshikh doshkol'nikov v protsesse muzykal'no-tvorcheskoi deiatel'nosti [The development of the moral qualities of a person in older preschoolers in the process of musical and creative activity]. Naukovedenie [Science studies], 2015, no. 5, pp. 1-8. Available at: https:// cyberleninka .ru/ article/n / razvitie- nravstvennyh-kachestv-lichnosti-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-muzykalno-tvorcheskoy-deyatelnosti (accessed 05.12.2018).
6. Sukalo A. A. Samodeiatel'noe tvorchestvo v sovremennykh usloviiakh: problemy i perspektivy [Amateur creativity in modern conditions: problems and prospects]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Saint Petersburg State University of Culture], 2011, no. 6, pp. 70-78.
7. Sukalo A. A. Funktsional'nye dispozitsii menedzhera i ob"ekt menedzhmenta dosugovykh ob"edinenii [Functional dispositions of a manager and an object of management in leisure associations]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Saint Petersburg State University of Culture], 2012, no. 1, pp. 30-35.
Для цитирования: Сукало А. А. Музыкальная деятельность как средство нравственно-патриотической культуры детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2 (89). С. 227-235. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-23
For citation: Sukalo A. A. Musical activity as an education tool of moral and patriotic culture in ptimary school children with health limitations. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 2 (89), pp. 227-235. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-23
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
235