Научная статья на тему 'Референтный преподаватель университета'

Референтный преподаватель университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
референтность / референтный взрослый / преподаватель / студент / взаимоотношения / referentiality / referent adult / teacher / student / relationship

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцов Дмитрий Борисович, Голицина Светлана Сергеевна, Ершова Мария Валерьевна

В научной статье авторы раскрывают вопрос референтности преподавателя для студентов вуза. В работе проанализированы исследования современных ученых по интересующей проблематике, представлены теоретические выводы. Кроме того, в статье охарактеризованы результаты исследования, проведенного на базе Костромского государственного университета. Исследование проводилось посредством опроса (с использованием google-форм) и интервью. На основе результатов теоретического и эмпирического исследования выявлены особенности референтности преподавателя для студентов гуманитарной направленности, а также факторы, влияющие на значимость, сформулированы вопросы для дальнейшего исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронцов Дмитрий Борисович, Голицина Светлана Сергеевна, Ершова Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reference university teacher

In the scientific article, the authors reveal the issue of the teacher’s referentiality for university students. The work analyzes the research of modern scientists on the issues of interest and presents theoretical conclusions. In addition, the article describes the results of a study conducted through a survey (using Google forms) and interviews at Kostroma State University. Based on the results of theoretical and empirical research, the features of the teacher’s referentiality for students of the humanities have been identified, as well as factors influencing the significance, and questions for further research have been raised.

Текст научной работы на тему «Референтный преподаватель университета»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 2 (119). С. 134-146. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 2 (119), pp. 134-146.

Научная статья УДК 378.4

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-2-119-10 EDN: LGDNBK

Референтный преподаватель университета

Дмитрий Борисович Воронцов01, Светлана Сергеевна Голицина2,

Мария Валерьевна Ершова3

1 2 3 Костромской государственный университет,

Кострома, Россия

'd-vorontsov@ksu.edu.ru; https://orcid.org/0000-0003-1427-0602

2 s_golicina@ksu.edu.ru; https://orcid.org/0000-0002-1160-6345

3 maria-120@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-6194-8677

Аннотация. В научной статье авторы раскрывают вопрос референтности преподавателя для студентов вуза. В работе проанализированы исследования современных ученых по интересующей проблематике, представлены теоретические выводы. Кроме того, в статье охарактеризованы результаты исследования, проведенного на базе Костромского государственного университета. Исследование проводилось посредством опроса (с использованием google-форм) и интервью. На основе результатов теоретического и эмпирического исследования выявлены особенности референтности преподавателя для студентов гуманитарной направленности, а также факторы, влияющие на значимость, сформулированы вопросы для дальнейшего исследования.

Ключевые слова: референтность, референтный взрослый, преподаватель, студент, взаимоотношения

Благодарность. Исследование выполнено в рамках Государственного задания НИОКТР FZEW-2023-0008 по теме «Исследовательско-конструктивный подход как интегративное основание реализации молодёжной политики и воспитательной деятельности в вузе»

Для цитирования: Воронцов Д. Б., Голицина С. С., Ершова М. В. Референтный преподаватель университета // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 2 (119). С. 134-146. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-2-119-10

® Воронцов Д. Б., Голицина С. С., Ершова М. В., 2024

134 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Reference university teacher

Dmitry B. Vorontsov1, Svetlana S. Golitsina2, Maria V. Ershova3

1 2 3 Kostroma State University, Kostroma, Russia

'd-vorontsov@ksu.edu.ru; https://orcid.org/0000-0003-1427-0602

2 s_golicina@ksu.edu.ru; https://orcid.org/0000-0002-1160-6345

3 maria-120@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-6194-8677

Abstract. In the scientific article, the authors reveal the issue of the teacher's referentiality for university students. The work analyzes the research of modern scientists on the issues of interest and presents theoretical conclusions. In addition, the article describes the results of a study conducted through a survey (using Google forms) and interviews at Kostroma State University. Based on the results of theoretical and empirical research, the features of the teacher's referentiality for students of the humanities have been identified, as well as factors influencing the significance, and questions for further research have been raised.

Keywords: referentiality, referent adult, teacher, student, relationship

Acknowledgements. The research was carried out within the framework of the State Assignment НИОКТР FZEW-2023-0008 on the topic "Research-constructive approach as an integrative foundation for the implementation of youth policy and educational activities in higher education institutions".

For citation: Vorontsov D. B., Golitsina S. S., Ershova M. V. Reference university teacher. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 2 (119), pp. 134-146. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-2-119-10

Введение

На сегодняшний день кардинальные преобразования системы высшего образования обуславливают актуальность вопроса о доверительном, референтом общении преподавателей и студентов, на смену превосходства педагога над студентом в учебно-воспитательном процессе вуза приходит позиция партнерства и сотрудничества. Компетентностный подход в образовании предполагает создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для их самореализации и максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Важную роль в решении данной задачи играет повышение качественного уровня педагогического взаимодействия в системе отношений «преподаватель - студент», поскольку именно от данного взаимодействия напрямую зависит успешность профессионального становления личности будущих специалистов, комфортность их обучения. При этом не только взаимодействие, но и субъект-субъектное взаимодействие, основанное на доверии, создает условия для развития личности студента.

Основная часть

В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что обучающийся в своей деятельности, в том числе в образовательном процессе, ориентируется на определенные личностные ценности, цели, эталоны и соотносит их с групповыми. Это явление называется референтностью. Данная тема отражается в

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

работах следующих авторов: А. В. Чулкова, А. В. Шумакова, В. А. Яшуткин, Е. И. Дворникова, И. В. Дубровина, И. О. Сидоренко, Л. В. Николаева, А. В. Лапшова. В. О. Боричевский, М. О. Кошлякова, А. А. Баймаханова и др. В трудах данных авторов рассматривается понятие «референтность», а также вопросы влияния преподавателя, как значимого взрослого на профессиональное развитие личности обучающегося, особенности отношения студентов к референтному взрослому в вузе.

А. В. Чулкова под референтностью понимает особое качество личности, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей1. В. О. Боричевский отмечает, что референтная личность - это личность, чьи

характеристики, суждения и поступки являются особенно значимыми для другого

2

человека .

Д. Н. Кокорина под референтной личностью понимает человека, особенно значимого и ценного для другого человека, как образец для подражания3. Референтная личность оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной.

Таким образом, большинство исследователей данного вопроса отмечают, что референтность преподавателя - это соответствие его личности и поведения, с одной стороны, и мотивационно-ценностной сферы студентов, с другой. Особенность отношения студентов к референтному преподавателю заключается в том, что высказываемые им мысли, мнения и оценки воспринимаются с доверием, к такому педагогу обучающийся не боится подойти за советом, поделиться своими переживаниями или успехами.

А. В. Чулкова выделяет два типа референтности - основанной на симпатии и на уважении. Педагог, относящийся к первой группе референтности, характеризуется высокими моральными качествами, которые проявляются в сфере межличностных отношений: доброта, порядочность, честность, справедливость, откровенность, дружелюбие, готовность понять и посочувствовать. Вторая группа характеризует педагога с точки зрения его эффективности, высоких деловых качеств, социальной адаптированности, способности добиваться успехов и вызывать восхищение

1 Чулкова А. В. Личностная референтность преподавателя как средство целостного педагогического процесса в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 1 (10). С. 59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnaya-referentnost-prepodavatelya-kak-sredstvo-tselostnogo-pedagogicheskogo-protsessa-v-vuze (дата обращения: 31.05.2023).

2 Боричевский В. О. От эталона к референтности // Территория науки. 2007. № 2 (3). С. 264-269. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ot-etalona-k-referentnosti (дата обращения: 31.05.2023).

3 Кокорина Д. Н. Влияние личности преподавателя высшей школы на качество полученных знаний у студентов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: материалы III Международной научно-практической конференции творческой молодежи (Красноярск, 10-14 апреля 2017 г.). № 13. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева, 2017. С. 795-797. URL: https://disk.sibsau.rU/index.php/s/045KB9P wzJ2eyay (дата обращения: 01.06.2023).

136 ISSN 1994 0637 (print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

окружающих. По своему содержанию понятие уважения, как отмечает автор, очень близко к понятию авторитета1.

А. В. Лапшова в своих работах связывает референтность с личностными каче-качествами педагога и отмечает четыре важных раздела характеристик личности педагога: моральный облик; стремление к педагогической деятельности; педагогические способности; педагогические компетенции2. А. В. Шумакова отмечает, что референтность - не постоянная особенность преподавателя3. Она изменяется вместе с изменением мотивационно-смысловой сферы студентов, их потребностей, интересов, идеалов. Высокий уровень развития данных характеристик личности педагога, по мнению автора, оказывает непосредственное влияние на профессиональное развитие обучающегося.

Проанализировав работы В. И. Спириной, можно выделить следующие качества педагога, которые влияют на установление доверительных / не доверительных отношений со студентами:

- Критерии доверия. Внимательность, серьезность, организованность, ответственность, сила, активность, оптимизм, смелость, нравственность, приязнь, надежность, открытость, ум, образованность, находчивость, близость интересов и жизненных целей, прояснение ценностей, норм и принципов партнера, внешний вид.

- Критерии недоверия. Безнравственность, ненадежность, агрессивность, кон-конфликтность, скрытость, грубость, неопрятность, болтливость, принадлежность к враждебной социальной группе, конкурентность, чрезмерная активность4.

Методы

Для исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы, анкетирование (опрос), интервьюирование.

1 Чулкова А. В. Личностная референтность преподавателя как средство целостного педагогического процесса в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 1. С. 59-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnaya-referentnost-prepodavatelya-kak-sredstvo-tselostnogo-pedagogicheskogo-protsessa-v-vuze (дата обращения: 31.05.2023).

2 Лапшова А. В., Ваганова О. И., Тюмина Н. С. Ценностная основа профессионализма современного педагога высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 192-195. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnaya-osnova-professionalizma-sovremennogo-pedagoga-vysshey-shkoly (дата обращения: 01.06.2023).

3 Шумакова А. В. Авторитет личности преподавателя высшей школы как детерминанта конструктивного стиля педагогического управления в системе отношений «преподаватель -студент» // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 319-321. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtoritet-lichnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly-kak-determinanta-konstruktivnogo-stilya-pedagogicheskogo-upravleniya-v-sisteme (дата обращения: 31.05.2023).

4 Спирина В. И., Капиева К. Р., Симоненко В. В. Доверительное общение преподавателей и студентов как фактор взаимодействия в образовательном процессе педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 351-353. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doveritelnoe-obschenie-prepodavateley-i-studentov-kak-faktor-vzaimodeystviya-v-obrazovatelnom-protsesse-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 05.09.2023).

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (piint)

Опрос был организован посредством google-форм, вопросы предполагали выбор вариантов из готовых ответов (закрытые вопросы), ввод текста (открытые вопросы) и шкалу баллов. Анкетная часть состояла из вопросов о форме и уровне обучения, возрасте, половой принадлежности. В остальном опрос носил анонимный характер с целью получения максимально честных ответов. В опросе принимали участие студенты разных форм обучения (очной и заочной) и курсов (с 1 по 5). Всего в опросе приняли участие 160 респондентов. Большинство студентов, принимавших участие в опросе, обучаются или обучались на направлениях подготовки института педагогики и психологии, а также профилях педагогического образования в других институтах. В связи с этим более 95 % респондентов - девушки, из которых около 80 % в возрасте до 25 лет.

Интервью было организовано и проводилось преподавателями, входящими в авторский коллектив, среди студентов старших курсов института педагогики и психологии Костромского государственного университета. Интервью имело объединенную цель для двух смежных исследований, связанную с воспитанием в рамках высшего образования. Вопросы, включенные в интервью, были направлены не только на выявление мнения студентов относительно референтного взрослого в вузе, но и на изучение взаимоотношений в группе, влияние различных факторов на эти отношения и особенностей коллективообразования в период обучения в вузе. В интервью приняли участие 38 респондентов, студентов очной формы обучения, 25 из которых учились на 5 курсе и 13 на 4 курсе (направление подготовки: Педагогическое образование). Большая часть респондентов (около 90 %) - девушки в возрасте 21-22 года.

Результаты опроса

Ответ на вопрос о необходимости референтного взрослого в вузе предполагал шкалу от 0 до 5, что соответствовало в крайних значениях «точно нет» и «однозначно да» соответственно. Выбрали ответ в диапазоне от 3 до 5 (выше середины шкалы) 143 респондента, что составляет 89 % участников опроса. Они ответили, что значимый взрослый в вузе однозначно нужен (скорее нужен). 0 или 1 балл, что соответствует ответам «точно нет», «скорее нет» выбрали 10 человек, т. е. 6 % респондентов. При этом распределение по курсам оказалось примерно равным: 3 человека (4 курс), 2 человека (3 курс), 2 человека (2 курс), 3 человека (1 курс). Такое условно равное распределение по курсам студентов, ответивших отрицательно на этот вопрос, говорит о том, что наличие референтного взрослого (или его отсутствие) никак не связано с тем, на каком курсе обучается студент.

На вопрос: «Есть ли (или был) в период обучения в университете какой-либо значимый для Вас человек из числа взрослых (не студентов)?», однозначно положительно ответили 28 % опрошенных (45 человек). Еще 55 человек (34 %) ответили «скорее да». Таким образом, большинство респондентов воспринимали кого-то из сотрудников университета как значимого взрослого. На вопрос, кого они воспринимают (воспринимали) как значимого, из 100 человек 70 ответили, что референтным взрослым были: преподаватель или научный руководитель. Другие роли, предложенные для ответа: «куратор», «руководитель практики», «руководитель проекта, в котором я участвовал», «сотрудник дирекции (директор,

138 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

заместитель директора)». Куратора в качестве значимого взрослого назвали 19 респондентов (19 %). Остальные роли в совокупности набрали 11 % примерно с одинаковым распределением. Таким образом, в вузе доминирующее положение в качестве значимых людей занимают преподаватели, на втором месте находятся кураторы.

Опрос включал открытые вопросы, предполагающие свободный ответ респондента. Один из таких вопросов был связан с качествами референтного взрослого: «Назовите три важных личностных качества значимого взрослого из университетской среды». Несмотря на то, что вопрос не был обязательным, участники, за исключением троих, ответили на него. Контент-анализ показывает, что преобладают такие характеристики, как: доброта или доброжелательность (23 % ответов), справедливость (19 % ответов), ответственность (18 % ответов), честность (14 % ответов), мудрость (11 %), открытость (8 %), профессионализм (7 %). Другие характеристики встречаются реже, например, такая характеристика как «опыт» встречается только в 5 % ответов. Учитывая, что «профессионализм» и «опыт» встречаются в 7 и 5 % ответов соответственно, можно сделать предположение, что наиболее важные для успешной работы преподавателя вуза характеристики (например, публикационная активность, наличие исследований, соответствие образования и научного интереса преподаваемым дисциплинам, научная степень, звание) не являются для большинства студентов определяющими, чтобы считать преподавателя значимым.

Ответы на другие вопросы подтверждают это предположение. Так на закрытый вопрос: «Влияет ли на значимость преподавателя для Вас его (ее) должность?» большинство респондентов (83 %) ответило «вообще не важно...» и 11 % «это скорее важно». Должность сотрудника важна для 5,6 % респондентов (9 человек). Из них 5 назвали преподавателя одной или нескольких дисциплин и 3 - куратора группы. Вариант «заведующий кафедрой» не выбрал ни один из респондентов.

Также ответ на вопрос: «Влияет ли научный статус преподавателя (публикационная активность, признание в научном мире) на его значимость для Вас?», подтверждает идею о том, что профессиональные характеристики наименее важны для того, чтобы студенты считали преподавателя референтным взрослым. Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: 74 % ответили «нет», 9 % (14 человек) - «да», 17 % - «я не знаю, кто из преподавателей каким научным статусом обладает». (см. рис. 1).

Отдельный блок вопросов был посвящен качествам значимого взрослого из числа сотрудников вуза. Один из вопросов был связан с возрастом преподавателя. Исходя из предположения, что значимость преподавателя для студента также может определяться возрастом (чем ближе сотрудник по возрасту, тем больше общих интересов и устанавливается менее формальное общение), мы включили вопрос «Влияет ли на значимость преподавателя для Вас его (ее) возраст?». Больше 81 %, 130 человек, ответили «Вообще не важно, сколько ему (ей) лет». Неопределенный ответ «это скорее важно» дали 15 человек (9,4 % респондентов). Достаточно точный возраст назвали всего 15 человек, т. е. около 10 % (см. рис. 2).

Вестник Череповецкого государственного университета • Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

2024 • № 2

ISSN 1994 0637 (print)

139

Таким образом, ответы на этот и другие вопросы показывают, что на значимость сотрудника вуза или преподавателя для большинства студентов не влияет научный статус, наличие научной степени, должность, возраст.

нет

да

я не знаю, кто из преподавателей каким научным статусом обладает

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Влияет ли научный статус преподавателя (публикационная активность, признание в научном мире) на его значимость для Вас?»

Вообще не важно, сколько ему (ей) лет

Это скорее важно

Да. Возраст должен быть от 30 до 50 лет

Да. Возраст должен быть до 30 лет

Другое: От 25-45лет, считаю, что больше энтузиазма, заинтересованности

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Влияет ли на значимость преподавателя для Вас его (ее) возраст?»

Ответы на вопросы, направленные на выявление качеств референтного для обучающихся взрослого из числа сотрудников вуза, позволили определить те личностные характеристики и особенности взаимодействия со студентами, которые формируют представление о преподавателе как о значимом взрослом. На вопрос «Нужны ли доверительные отношения с преподавателем, чтобы его (ее) воспринимать как значимого взрослого?» большинство респондентов, 128 человек (80 %) ответили «да, очень нужны» и «скорее да» (см. рис. 3).

Открытый вопрос «Какие качества преподавателя являются ключевыми для создания доверительных отношений с обучающимися и помощи им в необходимых вопросах?» предполагал свободный ответ. Наиболее часто в ответах встречаются

140 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

следующие характеристики: «открытость» (открытый, искренний, искренность) -28 раз, «доброта» (доброжелательность, добрый) - 20 раз, отзывчивость (отзывчи-(отзывчивый, понимающий, взаимопонимание) - 20 раз. Другие характеристики, схожие по смыслу, но в разных формах (чуткость, чуткий, умеющий слушать, эмпатичный), встречаются реже. При этом если объединить их по схожести смыслов, то получается значительное количество упоминаний - 11 раз.

Да, очень нужны

Скорее да

Скорее нет

Нет, это совершенно не важно

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Нужны ли доверительные отношения с преподавателем, чтобы его (ее) воспринимать как значимого взрослого?»

В целом опрос подтвердил идею А. В. Чулковой о рефентности, основанной на симпатии и на авторитете. При этом очевидно преобладание первого типа, т. е. значимость педагога зависит в первую очередь от личностных качеств.

Результаты интервью

Респондентам было предложено ответить на 6 вопросов, опираясь на собственный опыт взаимоотношений с преподавателями за весь период обучения.

На первый вопрос «Есть ли у Вас референтный взрослый среди преподавателей?» положительный ответ дали 32 человека, что составляет 84,21 % от общего числа участников интервью. Некоторые уточняли, кто именно является для них значимым. Куратора учебной группы в качестве значимого взрослого назвали 10 респондентов; преподавателей, ведущих отдельные дисциплины - 20 человек; также звучали единичные ответы - заместитель директора, заведующий кафедрой, научный руководитель; 6 человек (15,79 %) ответили, что никого из преподавателей не считают значимыми.

Следующий вопрос, который мы задавали респондентам, был «По каким критериям Вы оцениваете референтность взрослого?». В ответах можно отследить несколько направлений.

Во-первых, студентам важно отношение преподавателя к своей непосредственной деятельности - проведению учебных занятий. Большинство участников отмечали, что значимым взрослым чаще всего становится преподаватель, у которого «интересно на парах», «кто часто использует

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

интерактивные, игровые технологии», «к кому стыдно не прийти на пару», «к кому можно без страха подойти и сказать, что ты на паре что-то не понял, и преподава-преподаватель готов потратить свое время, чтобы объяснить еще раз». Кроме того, эти же респонденты отмечали, что с такими преподавателями не всегда складываются доверительные отношения, однако их учебные занятия формируют значимое отношение к профессиональной деятельности, что является важным в период обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, для студентов важно отношение к ним со стороны преподавателя. Респонденты отмечали, что референтными взрослыми для них становятся тактичные, лояльные, объективные, справедливые, комфортные в общении преподаватели, те, кто эмоционально открыты, позитивны, прислушиваются к мнению студентов. Отметим, что один из участников интервью имеет противоположную точку зрения: по его мнению, серьезность, строгость, обсуждение конкретных вопросов без ярких эмоций - особенности общения со значимым преподавателем.

Важно сказать, что большинство респондентов отмечают, что на значимость взрослого не влияют возраст, пол, должность, научные достижения, а только личностные характеристики, доброжелательное отношение к студентам и подход к проведению учебных занятий.

Следующий вопрос, который нас интересовал «Какими личностными характеристиками / качествами должен обладать значимый взрослый?». Перечислим наиболее распространенные качества, которые встречаются в большинстве ответов: профессионализм, любовь к своей работе, дисциплинированность, доброта, отсутствие агрессии и предвзятости к студентам, открытость в общении, доброжелательность, умение выслушать студента и готовность ему помочь, отзывчивость, понимание, заинтересованность в студентах и т. д. Можно сделать вывод, что все характеристики, которые перечисляли респонденты так или иначе связаны с межличностным взаимодействием преподавателя и студента.

На вопрос «Обращался ли (или обратился ли бы) ты за помощью к референтному взрослому, когда возникали трудные жизненные ситуации?» мнения респондентов разделились. Ни при каких обстоятельствах не стали бы обращаться за советом к преподавателям (в этот процент входят, в том числе и те, которые утверждают, что среди преподавателей есть референтный для них взрослый) - 18,42 %. Готовы обратиться (или уже обращались) за помощью к преподавателям, но по вопросам, связанным исключительно с учебным процессом, адаптацией, планированием профессиональной деятельности - 28,95 % респондентов. Остальные 52,63 % готовы обращаться (или уже обращались) за помощью к преподавателям даже по вопросам, выходящим за рамки образовательного процесса. В своих ответах многие респонденты говорили о том, что это важно, поскольку преподаватели имеют больше жизненного и профессионального опыта, более широкий кругозор, поэтому они могут посмотреть на проблему с другой стороны. Однако важно отметить, что студенты готовы обращаться за помощью только в том случае, если с преподавателем установлены доверительные отношения, и преподаватель может вести диалог «на равных».

142 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Следующий вопрос нашего интервью звучал следующим образом: «В рамках какой совместной деятельности (или событий) чаще всего происходит взаимодействие с референтным взрослым?». Рассмотрим наиболее распространенные ответы: учебные занятия, производственная практика, внеаудиторная деятельность, волонтерство, консультации при написании научных работ, проектная деятельность. Кроме того, респонденты называли и неформальное общение: чаепития с группой, разговоры на переменах и после пар. Однако часть студентов отметила, что вид деятельности не так важен, как личностные характеристики преподавателя.

Заключительным вопросом стал «Нужен ли студенту референтный взрослый из числа преподавателей?». Отрицательный ответ дали 4 человека (10,53 %) и аргументировали это тем, что важнее поддержка, мнение семьи и близких друзей. Остальные 34 человека (89,47 %) утверждают, что в период обучения очень важно, чтобы среди преподавателей был значимый человек. Респонденты данной группы говорят о том, что собственного опыта часто недостаточно для решения проблем, также недостаточно помощи только куратора и одногруппников. Референтный преподаватель нужен как образец профессионального развития, демонстрирующий определенную ролевую модель поведения.

Выводы

Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что значимость преподавателя для студента определяется следующими характеристиками: имидж, чувство эмпатии, профессиональное мастерство, стаж работы, научный статус. Однако данные характеристики чаще всего рассматриваются в контексте влияния на становление обучающегося как будущего профессионала, на его культурное развитие, на возможности социальной адаптации, но практически не касаются вопроса установления референтных отношений. При этом для обучающегося является значимой личность преподавателя, те положительные чувства, которые он вызывает. Обучающиеся прислушиваются к советам, оценкам и пожеланиям значимого преподавателя.

Результаты опроса и интервью показали, что для студентов референтный преподаватель необходим. Большинство респондентов встретили таких преподавателей за период обучения. При этом наиболее важную роль играли личностные характеристики.

Для студентов, получающих педагогическое образование, очевидно преобладание типа референтности, основанного на симпатии, т. е. значимость педагога зависит в первую очередь от личностных качеств и от его способности вызвать симпатию. Как следствие, авторитет, основанный на опыте, научных достижениях, профессиональном статусе или занимаемой должности, для большинства студентов не является достаточным условием для того, чтобы преподавателя можно было назвать значимым, референтным.

Условно факторы, влияющие на значимость преподавателя для студентов, можно разделить на две группы: подход к проведению учебных занятий (интересно, весело,

Вестник Череповецкого государственного университета • Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

2024 • № 2

ISSN 1994 0637 (print)

143

полезно, интерактивно) и отношение к студентам (эмпатийное, заинтересованное, честное).

Почти все характеристики, влияющие на референтность преподавателя, связаны с коммуникативной компетентностью и высоким эмоциональным интеллектом. В связи с этим возникает ряд вопросов:

- Какие компетенции или личностные характеристики надо формировать в ходе профессиональной подготовки вузовского преподавателя?

- Как организовать такую подготовку или какие стимулирующие мероприятия позволят влиять на развитие нужных качеств?

Кроме того, в ходе интервью было выявлено, что не все студенты готовы обращаться за помощью к преподавателям, даже при том, что студент нашел референтного преподавателя. Если такая необходимость и возникает, то чаще всего она касается вопросов образовательного процесса. Создается определенное противоречие. С одной стороны, профессиональные характеристики преподавателя не так важны для большинства студентов, но, с другой стороны, студенты готовы обращаться к преподавателю по вопросам образовательного процесса и профессионального становления.

Список источников

Боричевский В. О. От эталона к референтности // Территория науки. 2007. № 2. С. 264269. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ot-etalona-k-referentnosti (дата обращения: 31.05.2023).

Кокорина Д. Н. Влияние личности преподавателя высшей школы на качество полученных знаний у студентов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: материалы III Международной научно-практической конференции творческой молодежи (Красноярск, 1014 апреля 2017 г.). № 13. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева, 2017. С. 795-797. URL: https://disk.sibsau.rU/index.php/s/045KB9PwzJ2eyay (дата обращения: 01.06.2023).

Лапшова А. В., Ваганова О. И., Тюмина Н. С. Ценностная основа профессионализма современного педагога высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 192-195. URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/tsennostnaya-osnova-professionalizma-sovremennogo-pedagoga-vysshey-shkoly (дата обращения: 01.06.2023).

Спирина В. И., Капиева К. Р., Симоненко В. В. Доверительное общение преподавателей и студентов как фактор взаимодействия в образовательном процессе педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 351-353. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doveritelnoe-obschenie-prepodavateley-i-studentov-kak-faktor-vzaimodeystviya-v-obrazovatelnom-protsesse-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 05.09.2023).

Чулкова А. В. Личностная референтность преподавателя как средство целостного педагогического процесса в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 1 (10). С. 59-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnaya-referentnost-prepodavatelya-kak-sredstvo-tselostnogo-pedagogicheskogo-protsessa-v-vuze (дата обращения: 31.05.2023).

Шумакова А. В. Авторитет личности преподавателя высшей школы как детерминанта конструктивного стиля педагогического управления в системе отношений «преподаватель -студент» // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 319-321. URL:

144 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

https://cyberleninka.ru/article/n/avtoritet-lichnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly-kak-determinanta-konstruktivnogo-stilya-pedagogicheskogo-upravleniya-v-sisteme (дата обращения: 31.05.2023).

References

Borichevskii V. O. Ot etalona k referentnosti [From the standard to referentiality]. Territoriia nauki [Territory of Science], 2007, no. 2, pp. 264-269. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/ot-etalona-k-referentnosti (accessed: 31.05.2023).

Kokorina D. N. Vliianie lichnosti prepodavatelia vysshei shkoly na kachestvo poluchennykh znanii u studentov [Influence of a higher school teacher personality on the quality of students' acquired knowledge]. Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki: materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii tvorcheskoi molodezhi (Krasnoiarsk, 10-14 aprelia 2017 g.) [Topical problems of aviation and cosmonautics: Proceedings of the III International research and practice conference of creative youth (Krasnoyarsk, 10-14 April 2017)], no. 13. Krasnoiarsk: Sibirskii gosudarstvennyi universitet nauki i tekhnologii im. M. F. Reshetneva, 2017, pp. 795-797. Available at: https://disk.sibsau.ru/index.php/s/045KB9PwzJ2eyay (accessed: 01.06.2023).

Lapshova A. V., Vaganova O. I., Tiumina N. S. Tsennostnaia osnova professionalizma sovremennogo pedagoga vysshei shkoly [The value basis of the modern teacher's professionalism in high school]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 60-3, pp. 192-195. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnaya-osnova-professionalizma-sovremennogo-pedagoga-vysshey-shkoly (accessed: 01.06.2023).

Spirina V. I., Kapieva K. R., Simonenko V. V. Doveritel'noe obshchenie prepodavatelei i studentov kak faktor vzaimodeistviia v obrazovatel'nom protsesse pedagogicheskogo vuza [Confidential communication of teachers and students as a factor of interaction in the educational process of a pedagogical university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of modern pedagogical education], 2020, no. 66-4, pp. 351-353. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/doveritelnoe-obschenie-prepodavateley-i-studentov-kak-faktor-vzaimodeystviya-v-obrazovatelnom-protsesse-pedagogicheskogo-vuza (accessed: 05.09.2023).

Chulkova A. V. Lichnostnaia referentnost' prepodavatelia kak sredstvo tselostnogo pedagogicheskogo protsessa v vuze [Personal reference of the teacher as a means of holistic pedagogical process in higher education]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Ivzestia of Volgograd State Pedagogical University], 2005, no. 1 (10), pp. 59-62. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnaya-referentnost-prepodavatelya-kak-sredstvo-tselostnogo-pedagogicheskogo-protsessa-v-vuze (accessed:

31.05.2023).

Shumakova A. V. Avtoritet lichnosti prepodavatelia vysshei shkoly kak determinanta konstruktivnogo stilia pedagogicheskogo upravleniia v sisteme otnoshenii "prepodavatel' - student" [The authority of a high school teacher personality as a determinant of the constructive style of pedagogical management in the system of teacher-student relations]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia [The world of science, culture and education], 2021, no. 6 (91), pp. 319-321. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/avtoritet-lichnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly-kak-

determinanta-konstruktivnogo-stilya-pedagogicheskogo-upravleniya-v-sisteme (accessed: 31.05.2023).

Сведения об авторах

Дмитрий Борисович Воронцов - доцент; https://orcid.org/0000-0003-1427-0602; d-vorontsov@ksu.edu.ru; Костромской государственный университет (д. 17/11,

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

ул. Дзержинского, 156005 Кострома, Россия); Dmitry B. Vorontsov - Associate Professor; https://orcid.org/0000-0003-1427-0602; d-vorontsov@ksu.edu.ru Kostroma State University (17/11, ul. Dzerzhinskogo, 156005 Kostroma, Russia).

Светлана Сергеевна Голицина - старший преподаватель; https://orcid.org/0000-0002-1160-6345; s_golicina@ksu.edu.ru; Костромской государственный университет (д. 17/11, ул. Дзержинского, 156005 Кострома, Россия); Svetlana S. Golitsina - Senior Lecturer; https://orcid.org/0000-0002-1160-6345; s_golicina@ksu.edu.ru; Kostroma State University (17/11, ul. Dzerzhinskogo, 156005 Kostroma, Russia).

Мария Валерьевна Ершова - старший преподаватель кафедры педагогики и акмеологии личности; https://orcid.org/0000-0002-6194-8677, maria-120@yandex.ru, Костромской государственный университет (д. 17, ул. Дзержинского, 156005 Кострома, Россия); Maria V. Ershova - Senior Lecturer, the Department of Pedagogy and Acmeology of Personality; https://orcid.org/0000-0002-6194-8677, maria-120@yandex.ru, Kostroma State University (17, ul. Dzerzhinskogo, 156005 Kostroma, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 03.10.2023; одобрена после рецензирования 23.12.2023; принята к публикации 15.01.2024.

The article was submitted 03.10.2023; Approved after reviewing 23.12.2023; Accepted for publication 15.01.2024.

146 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.