Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ВУЗ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова М. В.

Автор рассматривает понятие «единая образовательная среда», выделяет компоненты данной структуры. В статье подробно описана модель процесса формирования единой образовательной среды обучающихся педагогических направлений подготовки в многопрофильном вузе, охарактеризованы ее основные элементы. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Костромского государственного университета, описана авторская методика анализа актуального состояния образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ершова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

А MODEL FOR THE FORMATION OF A UNIFIED EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL AREAS OF TRAINING IN A MULTIDISCIPLINARY UNIVERSITY

The author considers the concept of "unified educational environment" and identifies the components of its structure. The article describes in detail the model of developing a unified educational environment for students of pedagogical training areas in a multidisciplinary university, describes the main elements of the model. The results of experimental work carried out on the basis of Kostroma State University are presented; the author's methodology for analyzing the current state of the educational environment of the university is described.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 4 (115). С. 170-179. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 4 (115), pp. 170-179.

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-4-115-14 EDN: EPJCKS

Модель формирования единой образовательной среды обучающихся педагогических направлений подготовки в многопрофильном вузе

Мария Валерьевна Ершова

Костромской государственный университет Кострома, Россия

maria-120@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6194-8677

Аннотация. Автор рассматривает понятие «единая образовательная среда», выделяет компоненты данной структуры. В статье подробно описана модель процесса формирования единой образовательной среды обучающихся педагогических направлений подготовки в многопрофильном вузе, охарактеризованы ее основные элементы. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Костромского государственного университета, описана авторская методика анализа актуального состояния образовательной среды вуза.

Ключевые слова: педагогическое образование, образовательная среда, единая образовательная среда, компоненты образовательной среды, многопрофильный вуз, модель Для цитирования: Ершова М. В. Модель формирования единой образовательной среды обучающихся педагогических направлений подготовки в многопрофильном вузе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 4 (115). С. 170-179. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-4-115-14.

А model for the formation of a unified educational environment for students of pedagogical areas of training in a multidisciplinary university

Maria V. Ershova

Kostroma State University, Kostroma, Russia

maria-120@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6194-8677

Abstract. The author considers the concept of "unified educational environment" and identifies the components of its structure. The article describes in detail the model of developing a unified educational environment for students of pedagogical training areas in a multidisciplinary university, describes the main elements of the model. The results of experimental work carried out on the basis

Ершова М. В., 2023

©

of Kostroma State University are presented; the author's methodology for analyzing the current state of the educational environment of the university is described.

Keywords: pedagogical education, educational environment, unified educational environment,

components of the educational environment, multidisciplinary university, model

For citation: Ershova M. V. A model for the formation of a unified educational environment for

students of pedagogical areas of training in a multidisciplinary university. Cherepovets State

University Bulletin, 2023, no. 4 (115), pp. 170-179 (In Rus.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-

2023-4-115-14.

Введение

В настоящее время актуальность вопросов обновления и развития педагогического образования в РФ не вызывает сомнений, данные проблемы вызывают дискуссию в среде педагогов-исследователей и практиков. Об интенсивной разработке вопросов модернизации педагогического образования свидетельствует принятие и реализация таких ключевых документов, как: Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников1, Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года2, Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования») и др. Главная цель данных документов - разработка научно-методических и организационных условий для повышения качества профессионального образования педагогов, обеспечение единых подходов к содержанию практической, методической и предметной подготовки будущего учителя и условиям ее реализации в любом вузе страны3. Обновленные ориентиры развития педагогического образования обуславливают возникновение новых требований к подготовке будущих педагогов. Это актуализация структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ, индивидуализация образовательного процесса, ориентированность образовательной программы на практику как системообразующий элемент модуля, внедрение системно-деятельностного подхода как технологической основы образовательного процесса по педагогическим направлениям подготовки, цифровая насыщенность образовательного процесса.

1 Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8) // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/48 (дата обращения 3.02.2023).

2 Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р «О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.» // URL: https://www.garant.ru (дата обращения 3.02.2023).

3 Письмо Министерства Просвещения РФ от 14.12.2021№АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)). URL: https://www.consultant.ru (дата обращения 06.02.2023).

На практике данные требования реализуются через различные организационные форматы образовательной и воспитательной деятельности. Эффективным и комплексным средством, обеспечивающим качество педагогической подготовки, является воздействие образовательной среды. Именно среда оказывает опосредованное, непрямое, но сильное влияние на личность.

Процесс педагогической подготовки в многопрофильном вузе имеет значительные особенности по сравнению с подготовкой в узкоспециализированном вузе. В практике многопрофильных вузов, одним из которых является Костромской государственный университет, педагогическая подготовка часто рассредоточена по подразделениям (институтам, факультетам), созданным по принципу предметности. Образовательная среда таких вузов ценностно, содержательно, структурно не может и не должна быть ориентирована только на педагогические профессии, поэтому, как следствие, бывает недостаточно насыщена педагогическим содержанием, и это влияет на эффективность профессионального становления студента как педагога. Недостаток среды с педагогическим содержанием приводит к постепенному снижению интереса к собственно педагогической деятельности, профессиональному выбору. На наш взгляд, варианты решения данных проблем лежат в плоскости формирования единой образовательной среды педагогических направлений подготовки.

Основная часть

Теоретические основания. Феномен «образовательная среда» рассматривался ведущими педагогами и психологами с разных позиций: в русле теоретического обоснования основных подходов к определению понятия «образовательная среда» (А. Артюхина, Т. Н. Гущина, Т. Ф. Лошакова, Ю. С. Мануйлов, В. А. Ясвин и др.) и в аспекте специфики образовательной среды и средовой проблематики (Ю. С. Мануйлов, С. В. Тарасов, В. И. Слободчиков, А. Н. Ходусова и др.).

Основываясь на анализе имеющихся точек зрения, под единой образовательной средой мы пониманием целостность специально-организованных социальных, культурных, психолого-педагогических условий, воздействующих на профессионально-личностное развитие обучающихся педагогических направлений подготовки. Данная целостность обладает общностью целевого, содержательного, технологического, коммуникативного, событийного и предметно-пространственного компонентов.

Современная образовательная среда имеет многокомпонентную структуру1. В результате анализа разных подходов к пониманию структуры образовательной среды мы выделили следующие ее компоненты: ценностно-целевой, технологический, содержательный, коммуникативный, событийный, предметно-пространственный. В ходе исследования была разработана теоретическая модель рассматриваемого процесса (см. рисунок).

1 Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.

> ^

»¿Г ^

я S

Рисунок. Модель процесса формирования единой образовательной среды педагогических направлений подготовки

Целевой компонент модели предполагает определение ожидаемого результата, декомпозицию цели относительно формирования единой образовательной среды педагогических направлений подготовки. Целью моделируемого нами процесса является формирование единой образовательной среды педагогических направлений подготовки.

Методологический компонент моделируемого процесса включает в себя подходы и принципы формирования единой образовательной среды для педагогических направлений подготовки. В своей работе мы придерживались средового подхода, который предполагает учет и целенаправленное использование возможностей среды в педагогическом процессе. Методологический компонент включает ряд принципов, которые (по мнению С. Ю. Мануйлова) представляют собой систему требований и правил. При их выполнении будет повышаться эффективность процесса при соблюдении принципов системности, вариативности, творческой позиции, партнерского общения, индивидуальной комфортности1.

Содержательный компонент единой образовательной среды педагогических направлений подготовки включает формирование:

- ценностно-целевого компонента образовательной среды;

- технологического компонента образовательной среды;

- содержательного компонента образовательной среды;

- коммуникативного компонента образовательной среды;

- предметно-пространственного компонента;

- единого событийного ряда педагогических направлений подготовки.

Динамический компонент модели процесса формирования единой образовательной среды для педагогических направлений подготовки предполагает этапы процесса формирования единой образовательной среды педагогических направлений подготовки в многопрофильном вузе. Осуществление данного процесса можно представить в следующей логике: диагностический этап, концептуальный этап, подготовительный этап, реализационный этап, стабилизационный этап.

Методический компонент модели включает в себя используемые методы и формы процесса формирования единой образовательной среды педагогических направлений подготовки.

В своей работе мы будем использовать следующие группы методов:

1. Нормативные методы, предполагающие установление единых норм и правил, формализацию целей и ценностей педагогического образования.

2. Диагностический метод (анализ образовательных программ для педагогических направлений подготовки, анкетирование, наблюдение).

3. Метод оценки системы воспитательных мероприятий (анализ программы воспитательной работы, сравнительно-сопоставительный метод, создание единого событийного ряда педагогических направлений подготовки).

1 Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. №4. URL: https://cyberlemnka.ra/article/n/kontseptualnye-osnovy-sredovogo-podhoda-v-vospitanii (дата обращения: 28.12.2021).

4. Деятельностный (формирующий) метод (формирование единого материально -технического, информационного пространства).

Субъектно-социальный компонент включает в себя субъектов, участвующих в процессе формирования единой образовательной среды. К ним относятся: преподаватели - осуществляют профессиональную деятельность на педагогических направлениях; администрация - осуществляет функцию нормативного регулирования в процессе формирования единой образовательной среды для педагогических направлений подготовки; студенты (в том числе старшекурсники); студенты младших курсов (если функционал разный); студенты являются активными участниками всех форм взаимодействия внутри образовательной среды.

В контрольно-оценочный компонент входит комплекс диагностических методик, критериев и показателей сформированности образовательной среды. Необходимо отметить, что именно через контрольно-оценочный компонент модели осуществляется постоянный мониторинг сопровождения развития единой образовательной среды обучающихся педагогических направлений подготовки.

Процесс создания единой образовательной среды педагогических направлений подготовки в многопрофильном вузе будет эффективным при следующих организационно-педагогических условиях:

1) стимулирование субъектности участников среды в процессе ее создания и развития;

2) насыщение всех компонентов среды ценностями педагогической профессии;

3) обеспечение открытости и изменчивости среды, ее соответствия актуальным задачам и потребностям системы образования РФ.

Содержание экспериментальной деятельности. Представленная нами модель была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы, которая была организована в период с мая 2019 г. по май 2022 г. на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Костромской государственный университет». Экспериментальную группу составили студенты педагогических направлений всех форм обучения с 1 по 5 курс (256 человек): 44.03.05 педагогическое образование, профиль «Начальное образование, организатор детского движения», профиль «История, организатор детского движения», профиль «Русский язык и литература», профиль «Иностранные языки», профиль «Математика и физика», профиль «Изобразительное искусство, дополнительное образование в сфере дизайна»; профиль «Музыка, дополнительное образование в сфере искусства», профиль «Физическая культура, безопасность жизнедеятельности»; преподаватели кафедр, ведущие свою профессиональную деятельность на педагогических направлениях подготовки (60 человек). Роль экспертов была отведена ответственным за образовательные программы, заведующим кафедрами (20 человек).

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в пять этапов, которые были выделены нами исходя из особенностей процесса формирования единой образовательной среды, а также на основе анализа работ современных исследователей (Т. В. Менг, Т. Ф. Лошакова, А. Н. Ходусова и др.).

Первый, диагностический, этап предполагал анализ актуального состояния образовательной среды, каждого из ее компонентов, проведение первичной диагно-

стики. Для этого нами была разработана методика анализа образовательной среды вуза, которая представлена в форме опроса и включает в себя 3 анкеты для различных субъектов образовательного процесса.

На втором этапе осуществлялась разработка концепции формирования единой образовательной среды для педагогических направлений подготовки на Совете по педагогическому образованию Костромского государственного университета, в котором приняли участие заведующие кафедрами, обеспечивающие реализацию программ УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, и ответственные за образовательные программы. Итогом 2-го этапа опытно-экспериментальной работы стало проведение форсайт-сессии по теме: «Формирование единой образовательной среды педагогических направлений подготовки».

Третий этап опытно-экспериментальной работы носил организационный характер, предполагал поэтапное планирование субъектами образовательного процесса совместных действий в отношении каждого из выделенных нами компонентов образовательной среды. Полученные результаты стали основой для разработки программы формирования единой образовательной среды обучающихся педагогических направлений подготовки.

Четвертый этап опытно-экспериментальной работы - реализационный. Была реализована программа по формированию единой образовательной среды вуза. План мероприятий данной программы был построен нами с учетом специфики выделенных компонентов образовательной среды и влючал в себя следующее: создание методического совета по педагогическому образованию; проведение мероприятий, направленных на модернизацию структуры и содержания учебных планов педагогических направлений подготовки (в их основу лег модульный принцип построения образовательной программы), унификация содержания образовательного процесса педагогического образования; анализ образовательных программ на соответствие содержания современным тенденциям, происходящим в педагогическом образовании; организация и проведение форсайт-сессий, практико-ориентированных семинаров, направленных на формирование ценностных основ будущих педагогов. Кроме этого, организовывалось участие обучающихся педагогических направлений подготовки в научно-практических конференциях («Шаг в будущее», «Ступени роста», «Педагогическая олимпиада», «Педагогическая конференция»), были созданы творческие объединения для обучающихся педагогических направлений подготовки («Педагогический театр», «Мастерская дошкольной педагогики», «Математический кружок»).

Пятый этап, стабилизационный, предполагал сопровождение развития единой образовательной среды педагогических направлений подготовки. В дальнейшем программные мероприятия должны быть реализованы.

Результаты исследования. На контрольном этапе эксперимента была проведена вторичная диагностика образовательной среды по разработанной нами методике «Анализ актуального состояния образовательной среды вуза». Данная методика была представлена в виде онлайн-опроса для различных субъектов образовательного процесса: студенты педагогических направлений всех форм обучения с 1-го по 5-й курс (256 человек); преподаватели кафедр, ведущие свою профессиональную деятельность на педагогических направлениях подготовки (60 человек); роль экспертов была отведена ответственным за образовательные программы, заведую-

щим кафедрами (20 человек). Всего в опросе приняли участие 336 респондентов. Анкеты для всех групп респондентов состояли из вводной части, обращения к респондентам, паспортной части и 6 основных разделов, выделенных исходя из видения структуры образовательной среды вуза: ценностно-целевой компонент, технологический компонент, содержательный компонент, предметно-пространственный компонент. В анкете были предложены как открытые (предполагающие свободный ответ), так и закрытые вопросы, представленные десятибалльной оценочной шкалой, где 1 балл являлся низшей оценкой, 10 баллов - высшей.

Проведенный опрос показал положительную динамику в оценке различными субъектами образовательного процесса компонентов образовательной среды вуза:

- увеличилось на 23 % (по сравнению с констатирующим этапом) количество обучающихся, которые осознанно размышляют над вопросом о системе ценностей педагогического образования;

- возросло (на 21 %) количество студентов, которые дают более профессионально-ориентированные ответы на вопрос об основной цели получаемого педагогического образования;

- увеличилось количество педагогов (на 16,3 %), отмечающих необходимость формализации системы ценностей и целей педагогического образования;

- возросла вовлеченность обучающихся педагогических направлений подготовки в проектную и исследовательскую деятельность (на 29 %);

- увеличилось число преподавателей, которые используют в своей работе компе-тентностные методы оценивания (составило 57 %);

- увеличилось число преподавателей, ориентированных на использование современных педагогических технологий (составило 74 %);

- повышен уровень актуальности и содержательности образовательных программ для обучающихся педагогических направлений подготовки, что отмечают более 60 % преподавателей;

- наблюдается положительная динамика в показателе, связанном с взаимодействием обучающихся педагогических направлений подготовки друг с другом. Данные изменения показывают повышение (на 16,3 %) их профессионально-ориентированного взаимодействия;

- возросло количество обучающихся, которые активно принимают участие в общих для педагогических направлений подготовки событиях (на 34,3 %);

- увеличилось (на 8 %) количество аудиторий, оборудованных для обучающихся педагогических направлений подготовки.

Значимость изменений, произошедших на контрольном этапе, проверялась нами по %2 - критерию. Так, например, при оценке ценностно-целевого компонента он составил - 23,6, что превысило критические значения %2 - критерия соответствующей степени свободы и подтвердило значимость произошедших изменений с вероятностью ошибки менее 0,001 (или с достоверностью 99 %). В технологическом компоненте %2 - критерий составил ~31,2, в содержательном -25,4, в коммуникативном -23,2, что также подтвердило значимость произошедших изменений с вероятностью ошибки менее 0,001 (или с достоверностью 99 %). Однако при оценке предметно-пространственного компонента %2 - критерий составил -3,52, что ни-

же критического значения. Это указывает на незначительность произошедших изменений и связано со спецификой организации данного компонента.

Выводы

В ходе исследования нами были получены следующие результаты:

- сформировано единство целей и ценностных ориентиров педагогической деятельности;

- унифицировано содержание образовательного процесса обучающихся педагогических направлений подготовки;

- создано единое технологическое ядро в образовательной деятельности обучающихся педагогических направлений подготовки;

- создан единый событийный ряд для обучающихся педагогических направлений подготовки;

- повышен уровень профессионально-ориентированного взаимодействия обучающихся педагогических направлений подготовки.

Анализ и сравнение результатов диагностических процедур, полученных по каждому из компонентов среды, свидетельствуют о значительных изменениях на контрольном этапе. Кроме того, значимость изменений и различий в респондентских группах (преподаватели, студенты, эксперты) подтверждает математическая обработка данных. Следовательно, это позволяет нам утверждать об эффективности представленной модели процесса формирования единой образовательной среды педагогических направлений подготовки в многопрофильном вузе.

Список источников

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8) // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/48 (дата обращения: 3.02.2023).

Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-sredovogo-podhoda-v-vospitanii (дата обращения: 28.12.2021).

Письмо Министерства Просвещения РФ от 14.12.2021№АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)) URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 06.02.2023).

Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р «О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.». URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 3.02.2023).

Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Kompleksnaia programma povysheniia professional'nogo urovnia pedagogicheskikh rabotnikov obshcheobrazovatel'nykh organizatsii (utv. Pravitel'stvom RF 28.05.2014 № 3241p-P8) [A comprehensive program for improving the professional level of teaching staff of general education organizations (approved by the Government of the Russian Federation on 28.05.2014 No. 3241p-P8)]. Portal soprovozhdeniia proektov modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniia [Portal of support for projects of pedagogical education modernization]. Available at: http://pedagogicheskoeobrazovanie.rf/documents/show/48: (accessed: 30.12.2021).

Manuilov Iu.S. Kontseptual'nye osnovy sredovogo podkhoda v vospitanii [Conceptual foundations of the environmental approach in education]. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2008, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-sredovogo-podhoda-v-vospitanii: (accessed: 28.12.2021).

Pis'mo Ministerstva Prosveshcheniia RF ot 14.12.2021№AZ-1100/08 «O napravlenii infor-matsii» (vmeste s «Metodicheskie rekomendatsii po podgotovke kadrov po programmam pedagogicheskogo bakalavriata na osnove edinykh podkhodov k ikh strukture i soderzhaniiu («Iadro vysshego pedagogicheskogo obrazovaniia»)) [Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 12.14.2021 No. AZ-1100/08 "On the direction of information" (together with "Methodological recommendations for training personnel in pedagogical bachelor's degree programs based on unified approaches to their structure and content ("The core of higher pedagogical education"))]. Available at: https://www.consultant.ru (accessed: 06.02.2023).

Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 24 iiunia 2022 g. № 1688-r «O Kontseptsii podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlia sistemy obrazovaniia na period do 2030 g.» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1688-r dated June 24, 2022 "On the concept of teachers' training for the education system for the period up to 2030"]. Available at: https://www.garant.ru (accessed: 3.02.2023).

Yasvin V. A. Obrazovatel'naia sreda: ot modelirovaniia k proektirovaniiu [Educational environment: from modeling to design]. Moscow, 2001, 365 p.

Сведения об авторе

Мария Валерьевна Ершова - старший преподаватель кафедры педагогики и акмеологии личности; https://orcid.org/0000-0002-6194-8677, maria-120@yandex.ru, Костромской государственный университет (д. 17, ул. Дзержинского, 156005 Кострома, Россия); Maria V. Ershova - Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Personality Acmeology; https://orcid.org/0000-0002-6194-8677, maria-120@yandex.ru, Kostroma State University (17, ul. Dzerzhinskogo, 156005 Kostroma, Russia)

Статья поступила в редакцию 09.03.2023; одобрена после рецензирования 06.04.2023; принята к публикации 12.04.2023.

The article was submitted 09.03.2023; Approved after reviewing 06.04.2023; Accepted for publication 12.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.