Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ-ВОСПИТАТЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ / ГОТОВНОСТЬ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ / ПОДГОТОВКА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Е. В., Гольцова Н. В.

В современных условиях возрастания в обществе роли общечеловеческих ценностей, активизации культуросозидающей функции школы увеличиваются роль и значение учителя-воспитателя, задающего направление духовно-нравственному становлению личности ребенка. В исследовании на основе анализа психолого-педагогической литературы, проведенной диагностики и с помощью метода моделирования определены показатели готовности учителя к воспитательной работе, выявлены педагогические условия и механизмы формирования готовности будущего педагога к воспитательной работе в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Е. В., Гольцова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL WORK WITH YOUNGER STUDENTS

In modern conditions related to a growing role of universal human values in society, activation of the culture-creating function of school, the role and importance of the teacher-educator, guiding the spiritual and moral formation of the child's personality, is increasing. In the study, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, diagnostics and a modeling method, the authors determined indicators of teacher's readiness for educational work, revealed pedagogical conditions and mechanisms to build teacher's readiness for educational work at university.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 6 (105). С. 176-187. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 6 (105), pp. 176-187.

Научная статья УДК 378.147

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-6-105-15

Подготовка будущих педагогов к воспитательной работе с младшими школьниками

Елена Викторовна Яковлева®, Наталья Владимировна Гольцова2

1 2Череповецкий государственный университет,

Череповец, Россия,

'eviakovleva@chsu.ruH, http://orcid.org/0000-0002-9127-5178

2nvgoltcova@chsu.ru

Аннотация. В современных условиях возрастания в обществе роли общечеловеческих ценностей, активизации культуросозидающей функции школы увеличиваются роль и значение учителя-воспитателя, задающего направление духовно-нравственному становлению личности ребенка. В исследовании на основе анализа психолого-педагогической литературы, проведенной диагностики и с помощью метода моделирования определены показатели готовности учителя к воспитательной работе, выявлены педагогические условия и механизмы формирования готовности будущего педагога к воспитательной работе в вузе.

Ключевые слова: учитель-воспитатель, воспитательная работа со школьниками, готовность к воспитательной работе, подготовка к воспитательной работе

Для цитирования: Яковлева Е. В., Гольцова Н. В. Подготовка будущих педагогов к воспитательной работе с младшими школьниками // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 6 (105). С. 176-187. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-6-105-15.

Preparing future teachers for educational work with younger students

Elena V. Yakovleva1H, Natalia V. Goltsova2

1 2Cherepovets State University, Cherepovets, Russia,

'eviakovleva@chsu.ruH, http://orcid.org/0000-0002-9127-5178

2nvgoltcova@chsu.ru

Abstract. In modern conditions related to a growing role of universal human values in society, activation of the culture-creating function of school, the role and importance of the teacher-educator, guiding the spiritual and moral formation of the child's personality, is increasing. In the study, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, diagnostics and a modeling method, the authors determined indicators of teacher's readiness for educational work, revealed pedagogical conditions and mechanisms to build teacher's readiness for educational work at university.

Keywords: teacher-educator, educational work with schoolchildren, readiness for educational work, preparation for educational work

© Яковлева Е. В., Гольцова Н. В., 2021

For citation: Yakovleva E. V., Goltsova N. V. Preparing future teachers for educational work with younger students. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 6 (105), pp. 176-187. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-6-105-15.

Введение

В настоящее время в обществе растет роль общечеловеческих ценностей, происходит активизация культуросозидающей функции школы, по этой причине весьма актуальной становится деятельность педагога-воспитателя, помогающего духовно-нравственному становлению личности ребенка. В Федеральном законе «Об образовании в РФ», федеральных государственных стандартах общего образования подчеркивается необходимость реализации учителями воспитательной функции, которая становится крайне важной в структуре его профессиональной деятельности.

Учитель начальных классов играет особую роль в процессе воспитания детей: младшие школьники ориентируются на педагога, подражают ему. Доказано, что именно учитель, занимающийся с детьми в 1-4 классах, оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Чтобы быть хорошим учителем-воспитателем, требуется иметь определенную систему ценностных ориентаций, обладать рядом личностных качеств, быть готовым к организации воспитательной работы со школьниками (именно последний критерий является важнейшим фактором в становлении профессионализма современного учителя начальных классов).

Все вышесказанное обусловливает необходимость поиска эффективных механизмов формирования способности решать задачи по воспитанию младших школьников у будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки в вузе.

Основная часть

Воспитательному аспекту деятельности учителя посвящены труды многих исследователей. Так, Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова и П. В. Степанов внесли существенный вклад в разработку теории и практики воспитательных систем1.

Вопросы формирования профессиональной позиции воспитателя в системе повышения квалификации педагогических работников, ведущие тенденции, формы и технологии обучения педагога, проблемы его готовности к воспитательной деятельности в современных условиях рассмотрены А. И. Григорьевой2.

И. Д. Демакова и И. Ю. Шустова3 изучают личность педагога в контексте ценностей, приоритетов и принципов его профессиональной воспитательной деятельно-

1 Караковский В. А. Воспитание для всех. Москва: НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.; Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. Москва: УРАО ИТИП, 2010. 168 с.; Селиванова Н. Л., Степанов П. В. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение // Образование и саморазвитие. 2018. Т. 13, № 2. С. 45-52.

2 Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы. Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. 144 с.

3 Демакова И. Д., Шустова И. Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип со-бытийности в воспитании // Педагогическое искус-

ISSN 1994-0637 177 (print)

сти. Базовой ценностью является ребенок и его развитие, требующее от учителя создания условий, обеспечивающих целостность и успешность данного процесса, а также помощи в преодолении жизненных преград. Весьма значимы для современного педагога такие приоритеты воспитательной деятельности, как оптимистический взгляд на ребенка, фасилитаторская деятельность. В основе воспитательной работы лежит система значимых принципов: уважение ребенка, активности и самостоятельности воспитанника; со-бытийный принцип, который подразумевает открытое взаимодействие взрослых и детей и совместное «проживание» образовательных событийных ситуаций. Именно в рамках такой деятельности проявляется позиция педагога-воспитателя.

В исследовании И. А. Колесниковой раскрывается специфика социально -психологического контекста, определяющего профессиональную позицию учителя как воспитателя, приводится перечень методологически значимых компонентов содержания вузовской подготовки, рассматривается логика ее организации1.

Г. Ю. Беляев выделяет основные проблемы формирования профессиональных компетенций педагога и его компетентности именно как воспитателя. Ученым определены показатели, позволяющие провести углубленный анализ содержания профессиональной деятельности педагога как организатора, методиста, исследователя и 2

воспитателя .

В. И. Слободчиков и Г. А. Игнатьева считают необходимым наличие у учителя определенной позиции, поскольку она представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей3. В личностно-профессиональной позиции педагога правомерно выделить две главные субпозиции: преподавателя и воспитателя. В роли воспитателя учитель способствует становлению ребенка как личности, а в качестве преподавателя - взаимодействует с ним главным образом как с субъектом учебной деятельности. Следовательно, под личностно-профессиональной позицией учителя как воспитателя понимается способ реализации педагогом базовых ценностей в ходе создания условий для развития личности ребенка.

Представленные выше взгляды исследователей позволяют рассматривать подготовку будущих педагогов к воспитательной работе как целенаправленный, система-

ство. 2017. № 2. С. 100-108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagog-kak-vospitatel-znachimye-harakteristiki-vospitatelnoy-deyatelnosti-printsip-so-bytiynosti-v-vospitanii-1/viewer (дата обращения: 29.09.2021).

1 Колесникова И. А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания) // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 1 (17). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3404 (дата обращения: 29.09.2021).

2 Беляев Г. Ю. Проблемы формирования профессионально-ориентированной компетентности студентов педагогических вузов в сфере воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 2 (19). С. 13-16.

3 Слободчиков В. И., Игнатьева Г. А. Антропологическая перспектива развития человеческого потенциала образовательных систем // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. 2016. № 1 (5). URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/vpo5-2016.htm (дата обращения: 29.09.2021).

тический, специально организованный процесс, а готовность - как цель и результат этого процесса. Готовность к воспитательной работе предполагает наличие профессиональных педагогических знаний и умений учителя, сформированность устойчивой мотивации, а также ряда качеств, обусловливающих личностно-профессиональ-ную позицию педагога как воспитателя.

Цель исследования состоит в определении компонентов готовности педагога к воспитательной работе, выявлении педагогических условий для ее формирования у будущих педагогов (на основе анализа психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, с учетом проведенной диагностики и с помощью метода моделирования). В исследовании приняли участие 54 студента 2 курса бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование (Начальное образование). Для уточнения понятийного аппарата, определения методологической основы и теоретической базы нашей работы был проведен анализ научных публикаций, посвященных вопросам деятельности педагога-воспитателя. В качестве эмпирического метода применялся опрос студентов - будущих учителей начальных классов с целью выявления их готовности к воспитательной работе со школьниками.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов.

На первом этапе мы определили компоненты готовности педагога к воспитательной работе, установили показатели и подобрали методики для изучения уровня сформированности готовности будущих учителей начальных классов к воспитательной работе со школьниками, провели констатирующий эксперимент.

На втором этапе в рамках формирующего эксперимента нами была разработана и внедрена программа дисциплины «Теория и методика воспитания младших школьников с практикумом».

На третьем этапе мы провели контрольный срез по изучению сформированно-сти готовности будущих учителей к воспитательной работе с младшими школьниками.

В рамках первого этапа эксперимента готовность будущих учителей начальных классов к воспитательной работе мы рассматриваем с позиции сформированности у студентов следующих знаний и умений:

- знания теоретических основ воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников;

- умения определять проблему и формулировать цель и задачи воспитания младших школьников;

- умения рационально выбирать оптимальное содержание, формы, методы и средства воспитания младших школьников; планировать этапы работы;

- умения дифференцированно подбирать воспитательные технологии, определять их соответствие индивидуальным особенностям детей;

- умения соотносить результаты и цели воспитательной деятельности;

- умения оценивать и анализировать результаты воспитания детей;

- умения устанавливать эмоционально положительные взаимоотношения в системе «педагог - учащиеся».

Нами выделены три уровня сформированности готовности будущих учителей начальных классов к воспитательной работе: недостаточный, базовый, повышенный.

Недостаточный уровень характеризуется тем, что студент не знает теоретических основ воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников; не умеет выделять проблему, ставить цели и задачи воспитания детей; не умеет планировать свою деятельность, рационально выбирать оптимальное сочетание содержания, форм, методов и средств воспитания; демонстрирует низкий уровень владения воспитательными технологиями; некритично оценивает результаты своей воспитательной деятельности, затрудняется с их анализом. Для данного уровня свойственно отсутствие у будущего педагога умения устанавливать эмоционально положительные взаимоотношения в системе «педагог - учащиеся».

Находясь на базовом уровне, студент знает теоретические основы воспитания младших школьников; осознает цели и значимость воспитания детей; умеет формулировать цель и задачи воспитания, рационально выбирать содержание, формы, методы и средства воспитания младших школьников; способен организовать деятельность по решению проблем индивидуального развития младшего школьника; умеет устанавливать эмоционально положительные взаимоотношения с детьми; может анализировать и оценивать результаты собственной деятельности по воспитанию и развитию учащихся. Указанный уровень характеризуется наличием способности к организации и осуществлению воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.

На повышенном уровне будущий учитель демонстрирует владение понятийным аппаратом, знание теоретических основ воспитания младших школьников; осознание значимости воспитания детей; умение четко ставить цели воспитания; способность творчески подходить к организации деятельности по решению проблем воспитания и развития ребенка; умение выстраивать позитивные отношения в процессе общения с детьми; способность анализировать, критично и адекватно оценивать свою профессиональную воспитательную деятельность. На данном уровне проявляется способность будущего педагога решать задачи воспитания младших школьников в учебной и внеучебной деятельности с помощью творческого подхода1.

На основе выделенных уровней и отмеченных показателей проводилась диагностика сформированности готовности будущих учителей начальных классов к воспитательной работе. Для ее осуществления был разработан экспертный лист «Оценка сформированности готовности будущих учителей начальных классов к воспитательной работе». Студенты определяли по четырехбалльной шкале степень согласия с утверждениями, а также выражали свое мнение по вопросам организации воспитательной работы с младшими школьниками.

Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что 20 % опрошенных считают себя хорошо подготовленными к организации воспитательной работы с младшими школьниками; 46 % полагают, что они владеют знаниями в вопросах воспитания на базовом уровне; 34 % студентов оценивают имеющиеся у них

1 Яковлева Е. В. Использование метода кейс-стади при формировании у будущих учителей способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников // Бурова Л. И. и др. Деятельностью технологии в формировании практико-ориентированных компетенций бакалавров в образовательной области «Образование и педагогические науки». Череповец: ЧГУ, 2016. С. 69-82.

знания и умения, касающиеся данной сферы, как недостаточные. Кроме того, итоги проведенной работы свидетельствуют об отсутствии у большинства будущих учителей своей позиции в воспитании детей. Так, только 5,5 % опрошенных выразили готовность к открытому транслированию детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов; 33 % студентов выступают за равноправное общение с учениками; 35 % - готовы проявлять эмпатию по отношению к ребенку; 30 % - поддержали бы учащихся как субъектов самоуправления; 35 % - признают значимость воспитательного потенциала уроков; 48 % - считают необходимым постоянный самоанализ собственной воспитательной деятельности; 50 % - уверены в важности проявления доверия к возможностям и способностям ребенка.

В рамках нашего исследования изучалось стремление будущих педагогов к взаимодействию с другими субъектами воспитательного процесса. При этом было выявлено, что только 30 % студентов ориентированы на сотрудничество; 28 % - готовы проявлять интерес к жизни ребенка в семье; 26 % - поддерживают положительную направленность семейного воспитания ребенка; 35 % - рассматривают возможность содействия повышению педагогической культуры родителей учащихся; 46 % - готовы взаимодействовать в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами и проч.; 18 % - заинтересованы во внешкольных делах и занятиях ребенка.

Гуманистическая направленность деятельности педагога подразумевает, что вся его работа подчинена интересам личности ребенка, и выражается в осознании, формулировании и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитаннику в индивидуально-личностном становлении и развитии.

Изучение профессиональной позиции будущих учителей начальных классов по отношению к ученикам показало, что приблизительно у половины студентов обнаруживаются гуманистические установки при взаимодействии со школьниками. Так, 55 % респондентов считают необходимым принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков; 50 % говорят о важности поддержки процесса самопознания ребенка; 53 % указывают на высокую значимость предоставления реальных возможностей для самореализации и самоопределения ученика.

В целом полученные результаты позволили сделать вывод о том, что в системе подготовки учителей начальных классов в вузе следует усилить работу по формированию у них готовности к воспитательной деятельности, наполнить ее ценностно -значимым содержанием, освоить новые способы обучения.

На втором этапе исследования нами была внедрена программа дисциплины «Теория и методика воспитания младших школьников с практикумом» с использованием механизма сетевого взаимодействия (вуз - школа), интерактивных технологий обучения.

Сетевое взаимодействие в системе «вуз - начальная общеобразовательная школа» организовывалось с целью акцентуализации практической составляющей в подготовке будущих учителей начальных классов; усиления связи всех компонентов содержания подготовки с практическими профессиональными задачами педагога; оно предполагало совместную деятельность данных образовательных учреждений по обучению студентов, проектированию, разработке и внедрению учебно-

методических материалов, методик и образовательных технологий на основе равноправного сотрудничества и партнерства.

Учителя школы принимали участие в проведении практических и лабораторных занятий для студентов в рамках освоения дисциплины «Теория и методика воспитания младших школьников с практикумом». Основные формы работы педагогов школы со студентами - проведение открытых занятий с целью демонстрации технологий работы учителя начальных классов с их последующим анализом, выступление перед студентами с представлением собственного обобщенного педагогического опыта, проведение мастер-классов. Особое внимание следует уделять вопросу оценивания уровня полученных профессиональных умений, связанных с осуществлением воспитательной работы. Были разработаны типовые инструменты аттестации для оценки сформированности компетенций. К ним мы относим продукты профессионально-образовательной деятельности (конспекты занятий, внеклассных мероприятий, составленные кейсы и т. д.), а также демонстрацию студентами образовательных результатов на практике (на уровне реализации опыта педагогической деятельности и решения исследовательских задач осуществляется оценка проведения студентами уроков, мероприятий в школе), выполнение заданий кейсового типа (в ходе практических занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине). Совместно с педагогами школы разработаны критерии оценивания, выделены уровни сформированности компетенций у будущих учителей начальных классов. С учетом установленных параметров и планируемых результатов обучения разработан фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации студентов по дисциплине, включающий практико-ориентированные задания. Задания составлялись как для самостоятельного решения студентами во внеаудиторное время, так и для их выполнения в ходе практических и лабораторных занятий. Установленные критерии лежали в основе оценочной деятельности преподавателя на занятиях в рамках дисциплины в вузе. Педагоги школы по тем же критериям оценивали работу студентов на практических занятиях, которые проводились на базе учреждения среднего общего образования. Формой промежуточной аттестации являлся экзамен. Содержание экзамена предполагало знание как теоретического материала по изученной дисциплине (тестовая часть испытания), так и решение практических педагогических ситуаций (кейсов) на основе конспекта занятия, внеклассного мероприятия.

В практике работы со студентами нами использовались интерактивные методы и технологии обучения: дискуссия, метод кейс-стади, метод проектов и др.

Дискуссия предполагает коллективное обсуждение какого-либо вопроса, сопоставление идей, мнений, предложений. Цели дискуссии связаны с ее темой. Если тема достаточно широкая (например, «Реформы в образовании: зло или благо?»; «Что отличает воспитанного человека от невоспитанного?»), содержит большой объем информации, то актуальность получают следующие цели: сбор и упорядочение данных; поиск альтернативных вариантов решения, их теоретическое осмысление и интерпретация, методологическое обоснование. Если тема дискуссии относительно узкая (например, «Компоненты воспитательного потенциала семьи»; «Универсальный метод воспитания в семье и школе: есть ли он?»), то обсуждение могло

завершиться непосредственно принятием решения.

В процессе организации дискуссии на практических занятиях с будущими учителями начальных классов нами применялись следующие приемы:

- фронтальное собеседование;

- проведение дискуссии в микрогруппах (желательное количество студентов -не более 5-6 человек) с дальнейшей реализацией общей дискуссии, в ходе которой мнение своей группы докладывает ее представитель, а затем оно обсуждается всеми участниками;

- индивидуальная работа - каждый студент разрабатывает свой вариант решения, выносит его на суд всех участников дискуссии; обучающиеся комментируют предложенный вариант, задают уточняющие вопросы, после чего оценку ему дают эксперты, выбранные из числа студентов, и преподаватель (по балльной шкале по заранее разработанным критериям либо по системе «принимается - не принимается»);

- выступление «по цепочке», заключающееся в том, что каждый высказывающий свою точку зрения студент или преподаватель (на правах ведущего дискуссию) может передать слово тому, кому считает нужным.

Практика показывает, что эффективность проведения дискуссии во многом зависит от полноты информированности студентов по обсуждаемой педагогической проблеме и наличия у них опыта подобной работы, а также от корректности их поведения по отношению друг к другу.

Для усиления практико-ориентированной составляющей подготовки будущих учителей начальных классов к воспитательной работе мы использовали метод кейс-стади, предполагающий глубокое и детальное исследование реальной или имитированной педагогической ситуации, опору на собственный жизненный опыт. Важными условиями применения данного метода являются создание благоприятной психологической атмосферы для всех участников образовательного процесса, демонстрация уважительного отношения друг к другу; это позволяет будущим педагогам получать новые педагогические знания, формировать профессиональные умения, развивать навыки познавательной деятельности на основе сотрудничества. При изучении таких тем, как «Базовые теории воспитания и развития личности», «Современные подходы к воспитанию», «Современные концепции воспитания», «Формы организации воспитательного процесса в начальных классах», «Современные технологии воспитания младших школьников» и др. , нами был использован метод кейс-стади.

Часть практических занятий мы организовывали в форме подготовки и защиты индивидуальных проектов и проектов, подготовленных микрогруппами. Реализовы-вались проекты нескольких типов: исследовательские, творческие, ролевые, практи-ко-ориентированные. Данный вид обучения позволил развить у студентов умения в сфере воспитания, навыки взаимодействия с различными информационными потоками и носителями информации; приобрести опыт осуществления проектной деятельности; овладеть приемами рефлексии, коммуникации.

Еще одним важным механизмом формирования готовности будущих педагогов к воспитательной работе со школьниками служит интеграция процесса обучения в

вузе и неформального образования (не регламентированного государственными документами), что определяет активные (деятельностные и практико-ориентирован-ные) зоны пространства подготовки будущих педагогов. Мы использовали внеучеб-ную деятельность как совокупность взаимосвязанных, но различных видов активности (от наблюдений за деятельностью педагогов-мастеров до самостоятельного проведения мероприятий по заказу от общеобразовательных учреждений, образовательных и просвещенческих мероприятий для широкой аудитории, а также участие студентов в социально значимой деятельности при взаимодействии вуза с социальными институтами), направленных на развитие личности и формирование профессиональных качеств будущего учителя как воспитателя.

В конце изучения дисциплины был проведен контрольный срез, предполагающий самооценку будущих учителей начальных классов. Согласно его результатам, 35 % студентов стали оценивать свою готовность к организации воспитательной работы с младшими школьниками на повышенном уровне, остальные 65 % отметили, что они обладают достаточными знаниями в вопросах воспитания детей (базовый уровень). Никто из респондентов не указал, что его готовность к организации воспитательной работы находится на недостаточном уровне. Успешно справились с решением предложенных практических заданий, а также выбрали адекватные технологии воспитания на основе поставленных целей 85 % студентов. Испытали затруднения (несмотря на то, что в листе самооценки определили свой уровень как базовый) 15 % опрошенных.

Выводы

Анализ полученных данных и их интерпретация позволили нам отметить положительную динамику формирования готовности будущих учителей к воспитательной работе с младшими школьниками.

Результаты исследования показывают, что готовность учителя к воспитательной работе с младшими школьниками предполагает знание теоретических основ воспитания и духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста; умения определять проблему, цель и задачи воспитания детей, рационально выбирать оптимальное содержание, формы, методы и средства воспитания, планировать этапы работы, дифференцированно подбирать воспитательные технологии и устанавливать их соответствие индивидуальным особенностям детей, соотносить результаты и цели воспитательной деятельности, оценивать и анализировать результаты воспитания; выстраивать эмоционально-положительные взаимоотношения в системе «педагог -учащиеся».

В образовательном процессе вуза существуют механизмы, способные обеспечить эффективность подготовки будущего педагога к воспитательной работе в школе. Среди них отмечаются использование сетевого взаимодействия образовательных организаций (вуз - школа), введение в образовательный процесс интерактивных методов и технологий обучения, создание условий для максимального развития творческого потенциала будущего учителя-воспитателя за счет интеграции обучения и неформального образования.

Список источников

Беляев Г. Ю. Проблемы формирования профессионально-ориентированной компетентности студентов педагогических вузов в сфере воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 2 (19). С. 13-16.

Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы. Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. 144 с.

Демакова И. Д., Шустова И. Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип со-бытийности в воспитании // Педагогическое искусство. 2017. № 2. С. 100-108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagog-kak-vospitatel-znachimye-harakteristiki-vospitatelnoy-deyatelnosti-printsip-so-bytiynosti-v-vospitanii-1/viewer (дата обращения: 29.09.2021).

Караковский В. А. Воспитание для всех. Москва: НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.

Колесникова И. А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания) // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 1 (17). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3404 (дата обращения: 29.09.2021).

Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. Москва: УРАО ИТИП, 2010. 168 с.

Селиванова Н. Л., Степанов П. В. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение // Образование и саморазвитие. 2018. Т. 13, № 2. С. 45-52.

Слободчиков В. И., Игнатьева Г. А. Антропологическая перспектива развития человеческого потенциала образовательных систем // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. 2016. № 1 (5). URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/vpo5-2016.htm (дата обращения: 29.09.2021).

Яковлева Е. В. Использование метода кейс-стади при формировании у будущих учителей способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников // Бурова Л. И. и др. Деятельностные технологии в формировании практико-ориентированных компетенций бакалавров в образовательной области «Образование и педагогические науки». Череповец: ЧГУ, 2016. С. 69-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Beliaev G. Iu. Problemy formirovaniia professional'no-orientirovannoi kompetentnosti studentov pedagogicheskikh vuzov v sfere vospitaniia [The problems of developing students' professional-oriented competence in higher pedagogical institutions in the sphere of upbringing]. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology], 2017, vol. 6, no. 2 (19), pp. 13-16.

Grigor'eva A. I. Pedagog kak professional'nyi vospitatel': teoriia i tekhnologiia podderzhki professional'nogo razvitiia pedagogov shkoly [Teacher as a professional educator: theory and technology to support the professional development of school teachers]. Tula: IPK i PPRO TO, 1999. 144 p.

Demakova I. D., Shustova I. Iu. Pedagog kak vospitatel': znachimye kharakteristiki vospitatel'noi deiatel'nosti, printsip so-bytiinosti v vospitanii [Teacher as an educator: significant characteristics of educational activity, the principle of co-existence in education]. Pedagogicheskoe iskusstvo [Pedagogical art], 2017, no. 2, pp. 100-108. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagog-kak-vospitatel-znachimye-harakteristiki-vospitatelnoy-deyatelnosti-printsip-so-bytiynosti-v-vospitanii-1/viewer (accessed: 29.09.2021).

Karakovskii V. A. Vospitanie dlia vsekh [Education for all]. Moscow: NII shkol'nykh tekhnologii, 2008. 240 p.

Kolesnikova I. A. Smysly i logika podgotovki pedagoga-vospitatelia (otklik na poiavlenie professional'nogo standarta spetsialista v oblasti vospitaniia) [Meaning and logic of training the teacher for upbringing (as a reaction to the emergence of a professional standard of specialist in education)]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong education: the XXI century], 2017, iss. 1 (17). Available at: https://llm.petrsu.ru/journal/article.php?id=3404 (accessed: 29.09.2021).

Selivanova N. L. Vospitanie v sovremennoi shkole: ot teorii k praktike [Education in modern school: from theory to practice]. Moscow: URAO ITIP, 2010. 168 p.

Selivanova N. L., Stepanov P. V. Podgotovka budushchego pedagoga kak vospitatelia: teoreticheskoe obespechenie [Preparation of a future teacher as a social and moral educator: a theoretical underpinning]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development], 2018, vol. 13, no. 2, pp. 45-52.

Slobodchikov V. I., Ignat'eva G. A. Antropologicheskaia perspektiva razvitiia chelovecheskogo potentsiala obrazovatel'nykh sistem [Anthropological perspective on human potential development of educational systems]. Voprosy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia pedagoga [Issues in further vocational education of the teacher], 2016, no. 1 (5). Available at: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/vpo5-2016.htm (accessed: 29.09.2021).

Iakovleva E. V. Ispol'zovanie metoda keis-stadi pri formirovanii u budushchikh uchitelei sposobnosti reshat' zadachi vospitaniia i dukhovno-nravstvennogo razvitiia mladshikh shkol'nikov [Case study method in building future teachers' ability to solve problems of education and spiritual, moral development of younger schoolchildren]. Burova L. I. et al. Deiatel'nostnye tekhnologii v formirovanii praktiko-orientirovannykh kompetentsii bakalavrov v obrazovatel'noi oblasti "Obrazovanie i pedagogicheskie nauki" [Burova L. I. and others. Activity technologies in the development of bachelors' practical-oriented competencies in the educational field "Education and pedagogical sciences"]. Cherepovets: ChGU, 2016, pp. 69-82.

Сведения об авторах

Елена Викторовна Яковлева - доктор педагогических наук, профессор; http://orcid.org/0000-0002-9127-5178, eviakovleva@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Elena V. Yakovleva -Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; http://orcid.org/0000-0002-9127-5178, eviakovleva@chsu.ru, Cherepovets State University (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia).

Наталья Владимировна Гольцова - кандидат педагогических наук, доцент; nvgoltcova@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Natalia V. Goltsova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; nvgoltcova@chsu.ru, Cherepovets State University (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.09.2021; одобрена после рецензирования 18.10.2021; принята к публикации 27.10.2021.

The article was submitted 27.09.2021; Approved after reviewing 18.10.2021; Accepted for publication 27.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.