Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования у будущих учителей умений осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников'

Педагогические условия формирования у будущих учителей умений осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ABILITY TO IMPLEMENT A DIFFERENTIATED APPROACH IN THE TEACHING OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Елена Викторовна

В статье автор раскрывает содержание и технологии формирования у будущих учителей умений осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников. Автором предложена тематика лекций, практических занятий, а также формы и методы обучения студентов для освоения теории и практики дифференцированного обучения в начальной школе. Представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие эффективность выделенных педагогических условий формирования у студентов умений осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM IN FUTURE TEACHERS SKILLS TO IMPLEMENT THE DIFFERENTIAL APPROACH IN EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN

In the article the author reveals the content and technologies of forming the skills of future teachers in implementing a differentiated approach in teaching of younger schoolchildren. The author suggests the subjects for lectures, practical exercises, as well as the forms and methods of teaching students to master the theory and practice of differentiated education in primary school. The results of empirical research confirming the effectiveness of the allocated pedagogical conditions for the formation of students' ability to implement a differentiated approach in the teaching of younger schoolchildren are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования у будущих учителей умений осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-4-85-20 УДК 378.147

© Яковлева Е.В., 2018

Яковлева Елена Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ УМЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Yakovleva ElenaViktorovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM IN FUTURE TEACHERS SKILLS TO IMPLEMENT THE DIFFERENTIAL APPROACH IN EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN

Аннотация. В статье автор раскрывает содержание и технологии формирования у будущих учителей умений осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников. Автором предложена тематика лекций, практических занятий, а также формы и методы обучения студентов для освоения теории и практики дифференцированного обучения в начальной школе. Представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие эффективность выделенных педагогических условий формирования у студентов умений осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников.

Abstract. In the article the author reveals the content and technologies of forming the skills of future teachers in implementing a differentiated approach in teaching of younger schoolchildren. The author suggests the subjects for lectures, practical exercises, as well as the forms and methods of teaching students to master the theory and practice of differentiated education in primary school. The results of empirical research confirming the effectiveness of the allocated pedagogical conditions for the formation of students' ability to implement a differentiated approach in the teaching of younger schoolchildren are presented.

Ключевые слова: умение осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников, педагогические условия

Keywords: ability to implement a differentiated approach in the teaching of junior schoolchildren, pedagogical conditions

Введение

Педагогическая необходимость усиления действенного внимания к реализации дифференцированного подхода в современной начальной школе обусловлена многими факторами:

- потребностью общества в создании оптимальных условий для выявления и развития задатков и способностей младших школьников;

- необходимостью удовлетворения потребности учащихся в творческом самовыражении;

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

163

- явно выраженными различиями в готовности к усвоению учебного материала детьми с различными интеллектуальными особенностями;

- разным уровнем учебно-познавательной активности обучающихся и степени выраженности их интереса к тому или иному предмету;

- необходимостью преодоления негативного отношения части учащихся к обучению и др.;

- известным противоречием между традиционными коллективными формами обучения и индивидуальным характером восприятия и усвоения учебного материала и др. [1, с. 8-9].

Проблема дифференциации приобретает особое значение в связи с многообразием типов образовательных организаций, многовариантностью их учебных планов, необходимостью адресной работы с различным контингентом учащихся.

Организация образовательного процесса в современной школе на основе дифференцированного подхода является одним из перспективных путей повышения эффективности обучения младших школьников, развития их склонностей и способностей, формирования творческой личности.

Основная часть

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия, способствующие наиболее эффективному формированию у будущих учителей умений, связанных с осуществлением дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

Проблема дифференцированного подхода в обучении исследуется достаточно давно, однако лишь в последние десятилетия наметился системный подход к ее решению. Учеными уточнен понятийный аппарат, выявлены возможности дифференцированного обучения, охарактеризованы принципы, формы и методы его реализации (Ю.З. Гильбух, И.Я. Лернер, И.М. Осмоловская, М.Н. Скаткин, И.Э. Унт, Е.В. Яковлева и др. [1], [4], [5], [6]). Результаты данных исследований способствуют накоплению и систематизации знаний по проблеме дифференциации обучения, обобщению эффективного опыта.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» рассматривает вопросы готовности бакалавров осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся как часть профессиональной подготовки педагога. Профессиональный стандарт педагога требует «...использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании...» [3].

Для достижения этих целей в учебные планы по подготовке учителей начальных классов на уровне бакалавриата введена дисциплина «Дифференцированный подход в обучении младших школьников». В рамках дисциплины предполагается чтение лекций, тематика которых отражена в табл. 1.

164 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

Таблица 1

Тематика лекций по дисциплине «Дифференцированный подход в обучении младших школьников»

Тематика лекций Количество часов

Социальные и историко-педагогические аспекты дифференциации обучения 6

Дифференциация обучения как научная проблема в педагогике 4

Общие принципы и формы организации дифференцированного обучения 2

Технологии дифференцированной работы с младшими школьниками 4

Итого 16

При отборе содержания дисциплины выполнялось основное педагогическое условие: использование научных достижений, накопленных отечественной и зарубежной педагогикой по проблеме дифференцированного обучения школьников. Продемонстрируем на примере.

Под дифференцированным подходом в обучении в настоящее время понимают систему управления образовательным процессом, в которую входят цели, задачи, организация, педагогические технологии, учитывающие как индивидуальные различия обучаемых, так и преобладающие особенности их групп [1, с. 73]. Дифференциация обучения должна обеспечивать специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, предполагает создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. В современной педагогике дифференциация выступает и как форма организации обучения, и как средство разделения учащихся по уровням подготовки и развития способностей, и как принцип. Учебно-воспитательный процесс, построенный на основе дифференцированного подхода, предполагает широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Характерной особенностью дифференциации сегодня является проникновение ее во все элементы учебного процесса, начиная от целей обучения, содержания образования и заканчивая результатами [4], [5], [6].

Это требует в обучении будущих учителей начальных классов формировать умения, связанные с использованием различных форм дифференцированного обучения младших школьников, разработкой и реализацией индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом работы с различным контингентом учащихся: одаренные дети, слабоподготовленные и слабоуспевающие обучающиеся, дети с особыми образовательными потребностями, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (личностных и возрастных особенностей обучающихся).

Учитывая отсутствие профессионального опыта у студентов, было введено второе педагогические условие - использование контекстного обучения, которое позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их дальнейшей профессии.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

165

При проведении лекций в основном использовались такие ее нетрадиционные типы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа. В основу проведения лекций мы положили следующие принципы контекстного обучения, выделенные А.А. Вербицким:

• «психолого-педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность;

• проблемности содержания обучения в ходе его развертывания в образовательном процессе;

• адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;

• ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия, диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой)» [2, с. 35-36].

Проблемная лекция использовалась с целью усвоения студентами теоретических знаний по вопросу дифференцированного обучения младших школьников; развития их теоретического мышления; формирования познавательного интереса к различным аспектам дифференциации обучения детей и профессиональной мотивации будущего педагога к работе с разными категориями детей.

Лекция-визуализация с использованием мультимедийных презентаций и интерактивной доски, опирающаяся на принцип наглядности, позволяла студентам более успешно воспринимать и запоминать учебный материал, активизировала умственную деятельность, помогала глубже проникать в сущность изучаемых вопросов. Данный вид лекции использовался при рассмотрении социальных и историко-педагогических аспектов дифференциации обучения, анализе понятийного аппарата проблемы дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Лекция-беседа, предполагающая непосредственное общение преподавателя с аудиторией в ходе занятия, позволяла акцентировать внимание студентов на наиболее значимых вопросах темы, определить содержание и темп изложения учебного материала, с учетом особенностей восприятия будущими учителями начальных классов учебного материала. Использование беседы в ходе лекции позволяло расширить круг мнений, актуализировать имеющийся у бакалавров опыт и знания по данной проблеме, активизировать мышление студентов. Беседа, представляющая собой вопросно-ответный комплекс, который носит личностно-смысловой, эмоциональный характер, способствовала формированию знаний о принципах дифференцированного обучения и дидактических условий их применения в начальной школе, способах дифференцированной работы с разным контингентом учащихся. Так же студентам в ходе лекции предлагалось проанализировать и обсудить конкретные вопросы. Например, каковы цели дифференциации образования в современной школе? основные типы дифференциации содержания образования, через какие формы дифференцированного обучения реализуются его уровни (микроуровень, мезоуровень, макроуровень) в современной отечественной системе образования? Основным средством управления мышлением обучаемых на данных видах лекций являлась система заранее подготовленных преподавателем проблемных и информационных вопросов.

Так, на основе лекционного материала студенты усвоили, что существуют различные точки зрения к определению сущности дифференциации обучения школьни-

166 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

ков, в основе реализации дифференцированного подхода лежит ряд принципов; что выделяют различные формы дифференцированного обучения в современной школе; разные основания для выделения групп учащихся при осуществлении дифференцированного подхода в обучении; технологии дифференцированного обучения младших школьников и др.

Практические занятия предполагали изучение тем, показанных в табл. 2.

Таблица 2

Тематика практических занятий по дисциплине «Дифференцированный подход в обучении младших школьников»

Тематика практических занятий Количество часов

Организация мониторинга учебно-воспитательного процесса при реализации дифференцированного подхода в обучении младших школьников 4

Организация самостоятельной учебной деятельности младших школьников 2

Особенности обучения одаренных детей младшего школьного возраста 4

Особенности обучения слабоподготовленных и слабоуспевающих младших школьников 4

Особенности обучения детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.) 4

Особенности обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 4

Особенности обучения учащихся в начальной школе, для которых русский язык не является родным 4

Итого 26

При организации и проведении практических занятий создавались следующие педагогические условия:

- усиление практико-ориентированной подготовки студентов через использование интерактивных методов обучения;

- поддержка всех видов познавательной деятельности студентов в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений, связанных с реализацией дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

Одним из способов, позволяющих усилить практико-ориентированную составляющую подготовки будущих учителей начальных классов, способствующих формированию профессиональных умений, в том числе и умений адресно работать с различным контингентом младших школьников, развитию творческих способностей, формированию навыков самостоятельной педагогической деятельности, является использование интерактивных методов обучения. В практике работы со студентами в рамках дисциплины, с целью формирования у них вышеперечисленных умений, мы активно использовали дискуссию и метод проектов.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

167

В основе реализации интерактивных методов обучения лежит взаимодействие преподавателя и студентов. Педагогическое взаимодействие на занятиях представляет собой процесс совместной деятельности преподавателя и студентов, характеризующийся наличием общей цели, предвосхищаемого результата деятельности, предполагающий планирование, координацию, контроль действий, сотрудничество, возникновение межличностных отношений.

Дискуссия предполагает коллективное обсуждение на практическом занятии какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Дискуссии проводились с целью формирования у студентов профессиональных знаний и умений по осуществлению дифференцированного подхода в обучении младших школьников, изменения установок на работу с разным контингентом учащихся.

При организации дискуссии использовались следующие приемы: фронтальное собеседование; проведение дискуссии сначала в микрогруппах, далее организация общей дискуссии; индивидуальная работа - каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, представляет его перед всеми участниками дискуссии; выступление «по цепочке», заключающееся в том, что каждый заканчивающий выступление студент или преподаватель (на правах ведущего дискуссию) может передать слово тому, кому считает нужным.

Для организации дискуссионного обсуждения мы использовали следующие темы и утверждения: «Организация процесса обучения на основе дифференцированного подхода предполагает...» ; «Наиболее целесообразными способами дифференциации обучения в педагогическом процессе начальной школы являются.» ; «Какая из форм дифференцированного обучения является универсальной?» и др.

При использовании метода проектов в обучении формирование знаний, умений и навыков происходит в процессе конструирования, планирования и выполнения студентами постепенно усложняющихся заданий-проектов (Э.Ф. Зеер).

Образовательный проект предполагает определение замысла; разработку модели действий; планирование реальных стратегий на уровне задач и условий их реализации, организацию обратной связи; оценку процесса; оценку и анализ результатов, оформление документации.

Часть практических занятий по дисциплине «Дифференцированный подход в обучении младших школьников» была организована в форме подготовки и защиты проектов, подготовленных в микрогруппах и индивидуально. Проекты носили преимущественно краткосрочный характер. Мы использовали несколько типов проектов.

1. Информационные проекты, направленные на сбор информации о способах дифференцированной работы с разным контингентом обучающихся, например: ярко проявивших способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др., с целью анализа, обобщения и представления информации. Такие проекты обычно связаны с обзором педагогической литературы по проблеме, изучением отношения участников образовательного процесса к ней.

168 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

2. Творческие проекты предполагали свободный и нетрадиционный подход к решению проблемы, его выполнению и представлению результатов (создание тематического проспекта, презентации и др.).

3. Практикоориентированные проекты отличались четко обозначенным результатом деятельности, который студенты представляли в виде разработанных дифференцированных заданий различных типов для младших школьников по разным предметным областям; конспектов уроков с использованием разных технологий дифференцированного обучения.

Исследование проходило на базе Череповецкого государственного университета в 2016-2017 уч.г. в рамках реализации дисциплины «Дифференцированный подход в обучении младших школьников» по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». В исследовании принимали участие 23 студента четвертого курса.

Уровни сформированное™ готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению дифференцированного подхода в обучении младших школьников были выявлены по итогам промежуточной аттестации студентов по дисциплине, а также по итогам преддипломной практики. Оценка сформированности умений осуществлялась на основе педагогического наблюдения, выполнения студентами тестовых и практических заданий, самооценки. Проявление отдельных ключевых показателей этого феномена замерялось дважды - на входе, в начале изучения дисциплины, и на выходе, по завершении ее изучения.

Показатели и результаты сформированности умений (на базовом и повышенном уровне) у студентов осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников отражены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты сформированности у будущих учителей умений осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников (в %)

Показатели На входе На выходе

Знание принципов и форм организации дифференцированного обучения и дидактических условий их применения в начальной школе 26 100

Знание технологий обучения, необходимых для дифференцированной работы с различными контингентами младших школьников: одаренные дети, слабоподготовленные и слабоуспевающие обучающиеся, дети с особыми образовательными потребностями, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья 17,4 87

Умение разрабатывать дифференцированные задания разных типов по различным предметным областям для учащихся начальной школы 17,4 100

Умение поддерживать активность и инициативность, самостоятельность учащихся начальных классов при выполнении индивидуальных дифференцированных заданий на уроке 21,7 87

Умение организовать сотрудничество обучающихся при выполнении дифференцированных заданий на уроке 21,7 87

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

169

Результаты исследования свидетельствуют о том, что у 35 % студентов знания и умения, связанные с осуществлением дифференцированного подхода в обучении младших школьников, сформированы на повышенном уровне, у остальных - на достаточном (базовом уровне). При решении практических заданий будущие учителя стали давать более содержательные ответы, 87 % обучающихся справились с предложенным заданием, выбрали адекватные формы и методы дифференцированной работы с младшими школьниками. Однако 3 человека (13 %) испытали затруднения при выполнении практических заданий.

Выводы

Анализ полученных данных и их интерпретация позволили нам сделать вывод о результативности проделанной работы в процессе реализации программы дисциплины «Дифференцированный подход в обучении младших школьников». Видна положительная динамика в формировании у будущих учителей умений осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников. Педагогическими условиями успешного формирования у будущих учителей умений осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников являются использование:

• достижений педагогической науки и практики по проблеме дифференцированного обучения школьников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• контекстного обучения как формы активного обучения студентов;

• диалоговых форм обучения на основе сотрудничества преподавателя и студентов;

• интерактивных методов обучения, способствующих созданию личного опыта, активизации познавательной деятельности студентов в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений, связанных с реализацией дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

Литература

1. Бурова Л.И., Яковлева Е.В. Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников. Череповец: ЧГУ, 2015. 159 с.

2. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. №5. С. 32-37.

3. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) URL: http://law-pravda.ru/zakony/professionalnye-standarty-utverzhdennye-ministerstvom-truda-2016.html#_1_2017

4. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. М.: Сентябрь, 2002.

5. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками // Начальная школа. 2004. №5. С. 69-74.

6. Яковлева Е.В. Система стратовой дифференциации обучения и воспитания младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода. Череповец: ЧГУ, 2004. 296 с.

170 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

References

1. Burova L.I., Iakovleva E.V. Lichnostno-orientirovannyi i differencirovannyi podhody v obuchenii mladshih shkol'nikov [Person-oriented and differentiated approaches in teaching of younger schoolchildren]. Cherepovets, 2015. 159 p.

2. Verbickii A.A. Kontekstno-kompetentnostnyi podhod k modernizacii obrazovaniia [Context-competence approach to modernization of education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2010, no. 5, pp. 32-37.

3. Professional'nyi standart Pedagog (pedagogicheskaia deiatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel') [Professional standard Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, general general, secondary general education) (educator, teacher)]. Available at: http://law-pravda.ru/zakony/professionalnye-standarty-utverzhdennye-ministerstvom-truda-2016.html#_1_2017.

4. Osmolovskaia I.M. Kak organizovat' differencirovannoe obuchenie [How to organize differentiated training]. Moscow, 2002. 160 p.

5. Iakovleva E.V. Organizaciia differencirovannogo podhoda v processe usvoeniia znanii mladshimi shkol'nikami [Organization of a differentiated approach in the process of mastering knowledge by younger schoolchildren]. Nachal'naya shkola [Primary School], 2004, no. 5, pp. 6974.

6. Iakovleva E.V. Sistema stratovoi differenciacii obucheniia i vospitaniia mladshih shkol'nikov na osnove lichnostno-orientirovannogo podhoda [The system of stratified differentiation of education and upbringing of younger schoolchildren on the basis of a person-oriented approach]. Cherepovets, 2004. 296 p.

Для цитирования: Яковлева Е.В. Педагогические условия формирования у будущих учителей умений осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №4(85). С. 163-171. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-4-85-20

For citation: Yakovleva E.V. Pedagogical conditions to form in future teachers skills to implement the differential approach in education of young schoolchildren. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 4 (85), pp. 163-171. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-4-8520

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.