Список литературы /References
1 Захарова Т.Б., Захаров А.С. Информатика как обязательный учебный предмет в системе общего образования // Наука и школа, 2015. № 5. С. 101-108.
2 Кузнецов А.А., Захарова Т.Б. Школьная информатика: вчера, сегодня, завтра // Информатика и образование, 2014. № 10. С. 3-6.
3 Федеральные государственные стандарты основного общего образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, 2014. № 9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/докумен ты/938/ (дата обращения: 28.12.2017).
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ C ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ Носова Е.А. Email: [email protected]
Носова Елена Алексеевна - магистрант, Институт педагогики и психологии, Череповецкий государственный университет, г. Череповец
Аннотация: статья посвящена проблеме организации проектной деятельности в урочной и неурочной деятельности с целью повышения качества исследовательских умений. Выполнение учебных проектов младшими школьниками закладывает у них основу формирования учебной деятельности, создаёт условия для проявления детской любознательности, познавательной активности, предоставляет возможность осознавать и оценивать собственные мысли и действия. Раскрывается понятие «исследовательские умения», приводится характеристика уровня сформированности данных умений, определяющего умение учиться. Рассматриваются теоретические основы проектной деятельности, а также применение проектной деятельности в учебной практике, как эффективного метода формирования исследовательских умений у младших школьников.
Ключевые слова: исследовательские умения, учебный проект, исследовательские умения, учебный проект, готовность проводить исследование, мотивированность учащихся, проявление креативности и самостоятельности.
ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY FOR YOUNG SCHOOLCHILDREN FOR THE IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF RESEARCH DECISIONS Nosova EA.
Nosova Elena Alexeyevna - Graduate Student, INSTITUTE OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, CHEREPOVETS STATE UNIVERSITY, CHEREPOVETS
Abstract: the article deals with the organization of project activities in the lessons and out of class activities to enhance quality research skills. The implementation of educational projects in primary school lays their basis of formation of educational activity, creates conditions for the manifestation of children's curiosity, cognitive activity, provides the opportunity to understand and evaluate their own thoughts and actions. Explores the concept of "research skills", provides a description of the level of these skills that
determines the ability to learn. Examines the theoretical bases of project activities and use project activities in educational practice, as an effective method of formation of research abilities of Junior schoolchildren.
Keywords: conservative and traditional area, innovations, traditiona, conservatism.
УДК 371.388.6
В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы... творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов. создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий» [3]. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в том числе, овладение ими исследовательскими умениями.
Изучение проблемы развития исследовательских умений школьников в научной литературе не является новой.
Истоки психолого-педагогических подходов к решению проблемы организации исследовательской деятельности школьников можно увидеть в трудах отечественных (И.И. Новиков, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) и зарубежных (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, А.И. Герцен, и др.) педагогов-классиков. Утверждение исследовательского подхода связно с именами Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера. Определение содержания исследовательского подхода представлено в работе Т.А. Файн. Как форму организации образовательной работы исследовательскую деятельность определил А.В. Леонтонович. В контексте исследовательской деятельности - исследовательские умения раскрыл А.И. Савенков [2].
Под исследовательскими умениями понимается сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе, творческих исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность.
Основываясь на работах А.И. Савенкова, под общими исследовательскими умениями мы будем понимать следующие умения и навыки: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; сравнивать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать материал; работать с текстом; доказывать и защищать свои идеи [2].
Представим характеристику высокого уровня сформированности исследовательских умений младшего школьника по трём критериям:
1. Умение видеть проблему.
Ученик способен концентрировать свои мысли на одном предмете, чётко формулировать проблему и изменять собственную точку зрения.
2. Умение выдвигать гипотезу.
Аргументирует положение гипотезы, закрепляя верные представления об изучаемом явлении, активизирует поисково-творческую деятельность. У него развиты логические суждения и умение переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному обобщению.
3. Умение делать выводы и умозаключения
Высокий уровень характерен для ученика, способного выдвигать все критерии оценивания, адекватно ставить себе оценку в соответствии с выдвинутыми критериями.
Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий. И задача учителя довести ребенка именно до этого уровня.
С целью выявления исходного уровня сформированности исследовательских умений младших школьников была использована диагностика исследовательских умений из книги А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». В качестве экспериментальной группы выступали первоклассники сельской школы Череповецкого района в количестве 16 человек, обучающиеся по программе «Перспективная начальная школа».
Для оценивания уровней сформированности компонентов (умение выдвигать гипотезы, умение видеть проблему, умение делать выводы и умозаключения) у группы учеников использовали 3-х балльную систему оценивания: низкий- 1 балл; средний - 2 балла; высокий - 3 балла.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, в целом, преобладание низкого уровня сформированности исследовательских умений (76%). Ученики данного уровня испытывают трудности при формулировке и обнаружении проблемы. С этими детьми необходимо работать над умениями выделять, структурировать гипотезы в соответствие с возникшей проблемной ситуацией, создавать ситуации успеха для развития таких качеств как смелость, решительность [1].
Средний уровень развития исследовательских умений показали 21% обучающихся. Эти ученики могут оценивать свою выполненную работу, но испытывают небольшие трудности. Умеют высказывать и предполагать различные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Развита уверенность в себе (решительность) для доказательства гипотезы. Так же они могут с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации; демонстрируют возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.
Количество учащихся с высоким уровнем развития исследовательских умений по 3-м критериям составляет всего 6%. Эти обучающиеся способны аргументировать выдвинутую гипотезу, четко формулируют проблему, у них развиты логические суждения, высокая концентрация мысли и умение оригинально представить результат деятельности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что наиболее эффективным средством формирования исследовательских умений является проектная деятельность. Основы понятия «проектная деятельность» заложены в труде Джона Дьюи. Сущность категории «проектная деятельность» представлены в работах: Н.Е. Веракса, Т.А. Данилина, Л.С. Киселева, С.В. Митрохиной, А.П. Панфиловой. Методика работы по организации проектной деятельности раскрыта в исследованиях М.В. Кларина, Н.М. Конышевой, М.А. Ступницкой. Роль проектной деятельности в образовательном процессе начальной школы отражена в исследованиях: И.С. Сергеева, Н.Г. Чернилова.
В научной литературе представлены понятия «исследовательские умения» и «учебный проект». Однако недостаточно раскрыто значение учебного проекта для развития исследовательских умений младших школьников. Обозначенное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: «каковы психолого-педагогические условия организации учебного проекта как эффективного средства развития исследовательских умений младших школьников».
Гипотеза нашего исследования: учебный проект будет эффективным средством развития исследовательских умений младших школьников, если:
- будет осуществляться постепенное обучение младших школьников разрабатывать и реализовывать проекты;
- будут использоваться различные формы проектной деятельности;
- организованное взаимодействие педагога, обучающихся и родителей в проектной деятельности.
Программа и тематическое планирование для первого года обучения происходило по следующим проектам: «Здравствуй, Школа!», «Моя семья - моё богатство», «Частичка моего посёлка» [1]. Стоит отметить изменения, поскольку увеличилось количество учащихся, которые могут концентрировать свои мысли на определенном объекте, могут сформулировать проблему, аргументировать положение гипотезы, активизировать поисково-творческую деятельность. Особенно заметны результаты у учащихся по 2 критерию (умение выдвигать гипотезу), т.к. увеличилось количество учащихся, которые умеют высказывать и предполагать различные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Ученики становятся более уверенными в себе при доказательстве гипотезы. Увеличилось количество обучающихся, которые четче стали формулировать проблему, показывают высокую концентрацию мысли (умение видеть проблему).
Таким образом, по результатам работы наблюдается положительная динамика. Следовательно, учебный проект можно назвать эффективным средством развития исследовательских умений младших школьников.
Список литературы /References
1. Захарова Н.П. Групповые и индивидуальные учебные исследования младших школьников / Н.П. Захарова // Начальная школа, 2016. № 3. С. 65.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. / А.И. Савенков. Москва: Изд. дом «Федоров», 2006. 540 с.
3. ФГОС начального общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959/ (дата обращения: 12.01.2018).