Научная статья на тему 'Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности'

Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1843
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинцова С. А., Аксинович Т. В.

3начительную роль в развитии ребенка играет начальная школа, которая закладывает фундамент интеллектуально и духовно развитой личности. Авторы рассматривают процесс формирования исследовательских умений младших школьников, подчеркивают необходимость организации и проведения проектной деятельности в учебном процессе начальной школы, описывают работу над проектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH SKILL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN BASED ON PROJECT ACTIVITY

Primary school plays a significant role in the development of the child, which lays the foundation for the intellectually and spiritually developed personality. The researchers examine the process of research skill development of primary schoolchildren, emphasize the need for organization and conduct of project activity in educational process of primary school and describe the work on the project.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности»

И. С. Маловичко был бы еще выше. Обеспокоенность вызывает и полученный интегративный показатель уровня межэтнической напряженности. В нашем случае он оказался равным 0,6, т. е. тревожным [7, с. 53-54]. Между тем 75 % учителей оценивают состояние межнациональных отношений в своей образовательной организации как «положительное» и 25 % как «нейтральное». Хотя о том, что сталкивались с проявлением неприязни к иноэтничным детям в виде оскорбительных высказываний в их адрес из-за национальной принадлежности говорят 28 % опрошенных.

Итак, определение своего места во взрослом мире, являющееся центральной задачей в подростковом и юношеском возрасте, происходит через формирование внутренней системы ценностей, приобретение гражданской зрелости, принятие и освоение различных социальных ролей, морального сознания и самосознания, этнического самосознания как составной его части. В зависимости от того, какой у молодого человека тип идентичности, можно прогнозировать его принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки, а также стратегии поведения в ситуации межличностного взаимодействия в условиях полиэтничной образовательной среды. Кроме того, развитие этнического самосознания является мощнейшим источником его дальнейшего психического развития.

На формирование этнической идентичности современного подростка оказывает влияние множество факторов: территориальное расселение этнической группы, к которой он принадлежит, семейное воспитание, религиозное сознание, ближайшее окружение, уровень его образованности, в частности, наличие объективных знаний об этнических группах, своей и чужих, их истории и традициях, а также различиях между ними. Полученные в ходе диагностического исследования данные подтверждают необходимость разработки и внедрения в образовательное пространство специальных

программ, направленных на развитие позитивной этнической идентичности, этнической толерантности, готовности к конструктивному межэтническому взаимодействию.

1. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2009. 368 с.

2. Хайруллина Н. Г., Салихова А. Р. Динамика социокультурной ситуации на юге Тюменской области. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2004. 117 с.

3. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.

4. Карпенко О. В. Обучение «национальным» различиям: «народ» в школьных учебниках обществоведения // Расизм в языке образования / под ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. СПб.: Алетейя, 2008. С. 47-87.

5. Приписнова В. В. Этническое самосознание современных студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2016/02/64471 (дата обращения: 25.12.2015).

6. Овчинникова Т. М. Проблемы этнической идентичности современной молодежи // Реальность. Человек. Культура: философия и философствование в современной культуре. VII Ореховские чтения: материалы Всерос. науч. конф., посвященной 50-летию кафедры философии Омского государственного педагогического университета (Омск, 12-13 ноября 2015 г.). Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. С. 253-257.

7. Маловичко И. С. Методика проведения исследования межэтнической напряженности в подростковых сообществах // Школьные службы примирения в регионах России. Профилактика межэтнических конфликтов / под общ. ред. Н. Л. Хананашвили. М.: Изд-во «Юрист», 2014. С. 34-71.

© Овчинникова Т. М., 2016

УДК 373.31

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3начительную роль в развитии ребенка играет начальная школа, которая закладывает фундамент интеллектуально и духовно развитой личности. Авторы рассматривают процесс формирования исследовательских умений младших школьников, подчеркивают необходимость организации и проведения проектной деятельности в учебном процессе начальной школы, описывают работу над проектом.

Ключевые слова: исследовательские умения, формирование, проектная деятельность, проект, учебный процесс, младшие школьники.

С. А. Одинцова, Т. В. Аксинович S. А. Odintsova, T. V. Aksinovich

RESEARCH SKILL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN BASED ON PROJECT ACTIVITY

Primary school plays a significant role in the development of the child, which lays the foundation for the intellectually and spiritually developed personality. The researchers examine the process of research skill development of primary schoolchildren, emphasize the need for organization and conduct of project activity in educational process of primary school and describe the work on the project.

Keywords: research skills, formation, project activity, project, educational process, primary schoolchildren.

В условиях глобальных перемен образовательная поли- ностного смысла образования в целом и его вклада в судь-тика Республики Казахстан направлена на усиление цен- бу каждого человека, на повышение качества всех уровней

системы образования. Реформа 12-летнего образования в стране основывается на мировом опыте, ориентированном на развитие таких качеств личности, которые необходимы каждому учащемуся для успешной работы и обучения на протяжении всей жизни. Это значит, что выпускники должны быть не только функционально грамотными, но и способными проявить духовную и нравственную силу при решении жизненных проблем, при выборе средств, методов и путей достижения поставленных целей.

Общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения [1].

Базовое содержание начального образования установлено на основе интеграции двух подходов: академической подготовки учащихся и развития их самостоятельности в процессе сочетания учебной, проектной и исследовательской деятельностей.

В школе наряду с обязательными учебными предметами проводятся проектные работы, элективные курсы, внеаудиторные занятия. Организация проектной деятельности младших школьников находит все большее применение в учебном процессе образовательного учреждения.

Исследовательские умения и навыки сегодня необходимы каждому человеку в самых разных сферах его деятельности. Творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. В связи с этим обучение учащихся проведению исследования и формирование у них необходимых для этого умений и навыков является важнейшей задачей современного образования. Проектная деятельность ставит ученика в позицию «исследователя» и занимает ведущее место в начальной школе.

Проектная деятельность - это такой вид интегрированной деятельности детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование [2, с. 18]. Проектная деятельность способствует формированию у учащихся критического мышления, исследовательских умений, навыков сотрудничества, позволяет закладывать основы развития думающей, самостоятельной личности. На основе проектной деятельности у учащихся младшего школьного возраста формируются следующие исследовательские умения.

Мыследеятельностные: умение видеть проблему, выдвигать идеи (мозговой штурм), ставить цель и формулировать задачи, задавать вопросы; выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, давать определение понятиям, классифицировать, доказывать и защищать свои идеи, анализировать свои действия.

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

Поисково-информационные: умение находить информацию, структурировать материал, выделять главное, делать выводы и умозаключения.

Проведение инструментального эксперимента: умение наблюдать, проводить эксперименты (организация рабочего места, подбор необходимого оборудования и т. д.) [3].

Для формирования исследовательских умений и навыков младших школьников, по мнению Н. А. Семеновой, необходимо соблюдать следующие условия: целенаправленность и систематичность, мотивированность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога, учет возрастных особенностей [4, с. 45-46].

При организации проектной деятельности учитель должен учитывать и степень самостоятельности учащихся, которая зависит от сложности темы проекта, характера отношений в классе или группе, предыдущего опыта учащихся. Не менее важным является и тот факт, что у учащихся младших классов недостаточно знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У них не очень хорошо развиты навыки письменной речи: не умеют грамотно составлять тексты (научные), допускают орфографические и стилистические ошибки. Но, несмотря на эти недостатки, младшие школьники обладают рядом особенностей, способствующих успешному проведению проектной деятельности, таких как наблюдательность, умение замечать незначительные детали, на которые взрослый не обратил бы внимание; аккуратность и исполнительность; особое трудолюбие, настойчивость и терпение.

Младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность необходимо, так как именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Организовывать проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса, с третьего класса учащиеся могут уже выполнять довольно сложные проекты.

Работа над проектом начинается с выбора темы, которая входит в содержание учебных предметов или близких к ним областей. Для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. В одних случаях учитель может подвести детей к выбору темы, связанной с учебным содержанием предмета, который изучается. В других - темы могут быть предложены самими учащимися. Чаще всего тема проекта - коллективный выбор учителя и учащихся. Тема должна быть интересна учащимся, увлекать их. Важно, чтобы она была выполнима, а ее решение полезно участникам исследования.

Большого внимания от учителя требует процесс осмысления цели и задач проекта, приобретения и применения учащимися знаний, необходимых для выполнения этой работы. Определить цель исследования - значит ответить на вопрос, для чего ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи уточняют цель и описывают основные шаги. Одно из важных умений исследователя - умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Научить выдвигать гипотезы следует с формирования умения задавать вопросы. Делая предположения,

учим школьников использовать следующие слова: предположим..., допустим..., возможно., что, если...

Учитель должен уметь организовать учеников на самостоятельный поиск, поддерживать мотивацию и обеспечить необходимую помощь и поддержку.

Приведем пример работы над проектом «Береги зрение» на уроках познания мира с учащимися 3-Б класса Общеобразовательной школы № 1 г. Сарани Карагандинской области. Учащиеся проявили интерес к причинам ухудшения зрения у школьника. В связи с этим был предложен проект, который предусматривал организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о строении органов зрения и об уходе за глазами.

В реализации проекта участвовали субъекты образовательного процесса - учитель, ученики и родители, которые помогали своим детям советом, информацией, проявляли заинтересованность и понимали значимость проектной деятельности для развития личности ребенка.

В начале работы с учащимися определили структуру проекта - три основных раздела: 1) введение, 2) основная часть и 3) заключение. Далее проводили работу с младшими школьниками по обоснованию актуальности проблемы исследования, формулированию аппарата исследования.

Объект исследования: глаза - орган зрения. Предмет исследования: негативные и положительные факторы, влияющие на зрение. Гипотеза исследования: возможно школьнику сохранить стопроцентное зрение в современных условиях жизни.

Цель проекта: Как сохранить зрение и здоровье глаз.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Определить причины потери зрения.

3. Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.

4. Определить способы сохранения зрения на долгие годы.

5. Сформулировать выводы на основе результатов исследования.

Методы исследования: изучение, анализ, опросные (беседа, анкетирование, интервьюирование), наблюдение, эксперимент.

На подготовительном этапе проекта была проведена беседа, в ходе которой учащиеся ответили на следующие вопросы: Почему глаза называют главным помощником человека? Зачем нам два глаза? Почему мы теряем зрение? Чего лишается человек, потеряв зрение? Что вредно для наших глаз? Можно ли восстановить зрение? Могут ли глаза отдыхать? Как сохранить зрение?

На следующем этапе младшие школьники провели теоретический обзор литературы по данной проблеме. В качестве источников информации использовались книги, журналы, справочная и энциклопедическая литература, интернет-ресурсы и т. д. Оказалось, что выбрать тему и собрать нужный материал при правильной организации несложно, но решить, что делать дальше с полученной информацией, как ее проанализировать, а затем обобщить, выделить главное, исключить второстепенное и как представить - намного сложнее. Учащимся оказывал консультативную помощь

учитель. Дома с родителями ученики проводили опыты, как реагирует зрачок на свет (в полумраке, при сильном свете и др.). Практика показывает, что подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей создает ситуацию успеха, способствует формированию у ребенка положительной самооценки, а это служит стимулом в дальнейшей работе.

На основе исследования учащиеся разработали памятки «Правила бережного отношения к зрению», «Помоги своим глазам», «Гимнастика для глаз».

Одним из главных моментов в процессе обучения начинающего исследователя является защита выполненной исследовательской работы или реализованного проекта. Итоги защиты выступают важным фактором, формирующим мотивацию исследовательского поведения ребенка. Необходимо добиваться, чтобы каждый школьник понял, что о выполненной работе важно не просто рассказать, а защитить как настоящее исследование.

На защиту проекта были приглашены администрация школы, учителя начальных классов, учащиеся параллельного класса и родители. Ученики раскрыли содержание проекта, осветили работу по его выполнению, с чего начинали, как готовились, с какими трудностями сталкивались, а также показали умение отвечать на вопросы оппонентов. Защита предоставила возможность приобщить учащихся к основам ораторского искусства, приобрести опыт публичных выступлений.

Таким образом, на каждом этапе исследования у младших школьников формировали определенные исследовательские умения:

- информационные (1 этап - выбор темы, «погружение в тему» - изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме);

- теоретические (2 этап - определение актуальности, аппарат исследования);

- эмпирические (3 этап - проведение эксперимента);

- речевые устные, письменные (4 этап - оформление результатов исследования, защита проекта).

Эффективность проектной деятельности не сводится лишь к освоению конкретного учебного предмета, а выражается в формировании исследовательских умений младших школьников и положительного опыта.

На основании вышесказанного можно утверждать, что в период осуществления реформ образования актуальность организации проектной деятельности младших школьников значительно возрастает. В ее основе лежит развитие познавательного интереса учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, видеть, формулировать и решать проблему. Проектная деятельность формирует исследовательские умения младших школьников и закладывает основы развития думающей, критически мыслящей, самостоятельной личности.

1. Государственный общеобязательный стандарт начального общего образования Республики Казахстан. ГОСО РК от 23 августа 2012 г. URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/P1500000327 (дата обращения: 25.12.2015).

2. Шишов С. Е. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 2. С. 17-23.

3. Капранова М. Н. К проектной деятельности в школе надо подготовиться. URL: http://vio.uchim.info/Vio_124/cd_ site/articles/art_4_5.htm (дата обращения: 25.12.2016).

УДК 378.6

СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Рассматривается эволюция системы военного образования в Республике Казахстан, начиная с 1992 г., т. е. с обретения независимости. Основное внимание уделено развитию Национального университета обороны. Акцентируется взаимосвязь военного образования и военной науки.

Ключевые слова: военное образование, военная наука, Национальный университет обороны, диссертационные советы, международные связи.

С обретением независимости Казахстаном главой государства Н. А. Назарбаевым 7 мая 1992 г. было принято решение о создании собственных Вооруженных Сил. В эти годы руководство Вооруженными Силами страны столкнулось с проблемой нехватки военных кадров всех специальностей, а научный потенциал военных учебных заведений практически отсутствовал.

Следует отметить, что подготовка военных научных кадров в советский период велась централизованно в основном в вузах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и т. д. На момент создания собственных Вооруженных сил в Республике было всего несколько кандидатов военных наук, а о докторах военных наук оставалось лишь мечтать. Из военных учебных заведений Министерства обороны на территории Казахстана функционировало алматинское высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза И. С. Конева. Решение задачи укрепления обороноспособности государства всецело зависело от подготовки высококвалифицированных военных кадров в военных учебных заведениях, а также в создании и развитии собственной передовой военной науки.

В течение 25 лет существования независимой Республики Казахстан и ее Вооруженных сил была создана система военного образования по подготовке военных специалистов всех уровней, соответствующих современным международным требованиям, налажена подготовка научных и научно-педагогических кадров (рис. 1).

В системе военного образования последовательно реализуются программы среднего, средне-специального, высшего и послевузовского образования, а также программы дополнительного военного образования для подготовки офицерского состава, сержантского корпуса, подготовки и переподготовки военно-обученных резервов.

4. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. 2006. № 2. С. 45-49.

© Одинцова С. А., Аксинович Т. В., 2016

ESTABLISHMENT OF MILITARY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The evolution of the system of military education in the Republic of Kazakhstan from 1992, the period of independence recovering, is considered. The main attention is paid to the development of the National Defense University. The interrelation between military education and military science is emphasized.

Keywords: military education, military science, National Defense University, Thesis Board, international links.

На сегодняшний день высшее военное образование в Республике Казахстан представлено шестью военными вузами, в числе которых Национальный университет обороны им. Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации, флагман военного образования и военной науки, в котором осуществляется послевузовская подготовка по программам магистратуры и докторантуры для выпускников высших военных учебных заведений и воинских формирований Республики Казахстан.

Национальный университет обороны (НУО) свою историю ведет с 1997 г., когда в целях подготовки офицерских кадров и развития военной науки Указом Президента Республики Казахстан 11 февраля 1997 г. № 3353 Алматинское высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза И. С. Конева было преобразовано в Военную академию Вооруженных сил Республики Казахстан [1].

В 2002 г. в целях дальнейшего развития Военная академия Вооруженных сил РК была передислоцирована в г. Щу-чинск Акмолинской области [2]. В последующем в соответствии с Указом Президента РК № 1173 от 21 августа 2003 г. «О мерах по совершенствованию системы военного образования» Военная академия Вооруженных сил РК была преобразована в государственное учреждение «Национальный университет обороны». В этот сложный период руководству Национального университета обороны удалось достичь серьезных результатов в области образования и стать лидером в Центрально-Азиатском регионе осуществляя подготовку военных кадров для государств-участников ОДКБ. Решением данной организации от 30 октября 2005 г. Национальный университет обороны включен в перечень учебных заведений по совместной подготовке военных кадров для Вооруженных сил государств - членов ОДКБ. В настоящее время в университете проходят обучение офицеры из Республики Армения, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан.

А. Н. Рыспаев, С. Ш. Мухамеджанова, М. О. Серкпаев, А. А. Мартынов A. N. Ryspaev, S. Sh. Mukhamedzhanova, М. О. Serkpaev, А. А. Martynov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.