Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в патриотическом воспитании дошкольников'

Здоровьесберегающие технологии в патриотическом воспитании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / здоровьесбережение / здоровьесберегающие технологии / патриотическое воспитание дошкольников / физическое воспитание / физическая рекреация / подвижные игры / health / health-saving / health-saving technologies / patriotic education of preschoolers / physical education / physical recreation / outdoor games

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесов Владимир Иванович, Сабодаш Ольга Александровна, Кузнецова Ирина Александровна

В статье раскрываются такие понятия как: здоровье, здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии в патриотическом воспитании дошкольников. Выявляется связь между патриотическим и физическим воспитанием. Рассматривается подвижная игра, которая является одной из форм здоровьесберегающих технологий и физической рекреации дошкольников, а также выступает эффективным средством патриотического воспитания в детской образовательной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесов Владимир Иванович, Сабодаш Ольга Александровна, Кузнецова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-saving technologies in patriotic education of preschoolers

The article reveals such concepts as: health, health-saving, health-saving technologies in patriotic education of preschoolers. The connection between patriotic and physical education is revealed. The mobile game is considered, which is one of the forms of health-saving technologies and physical recreation of preschoolers, and also acts as an effective means of patriotic education in preschool education

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в патриотическом воспитании дошкольников»

DOI: 10.18572/2686-858X-2023-20-4-21-29

Здоровьесберегающие технологии в патриотическом воспитании дошкольников

Health-saving technologies in patriotic education

of preschoolers

Колесов Владимир Иванович,

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, д.пед.н., к.э.н., профессор межфакультетской кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина E-mail: vi kolesov@mail.ru +79681909870 Сабодаш Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Ломоносовский институт (филиал) Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина E-mail: olg3458@yandex.ru +79216526056 Кузнецова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии, социальной работы и пробации, Академия ФСИН России, E-mail: irinapf62@yandex.ru, +79209841024

Vladimir Kolesov,

Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Economics, Professor of the Interfaculty Department of Humanities and Natural Sciences, Luga Institute (branch) Leningrad State University A.S. Pushkin Olga Sabodash,

senior Lecturer, Department Psychology of Pedagogy, Luga Institute (branch) Leningrad State University A.S. Pushkin Irina Kuznetsova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology, Social Work and Probation, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Аннотация. В статье раскрываются такие понятия как: здоровье, здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии в патриотическом воспитании дошкольников. Выявляется связь между патриотическим и физическим воспитанием. Рассматривается подвижная игра, которая является одной из форм здоровьесберегающих технологий и физической рекреации дошкольников, а также выступает эффективным средством патриотического воспитания в детской образовательной организации.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, патриотическое воспитание дошкольников, физическое воспитание, физическая рекреация, подвижные игры.

JEL codes: Z32

Abstract. The article reveals such concepts as: health, health-saving, health-saving technologies in patriotic education of preschoolers. The connection between patriotic and physical education is revealed. The mobile game is considered, which is one of the forms of health-saving technologies and physical recreation of preschoolers, and also acts as an effective means of patriotic education in preschool education.

Keywords: health, health-saving, health-saving technologies, patriotic education of preschoolers, physical education, physical recreation, outdoor games.

1. ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной действительности в нашей стране наблюдается ярко выраженная тенденция к формированию и развитию здорового образа жизни подрастающего поколения, организации и оптимальному функционированию здоровьесберегающей образовательной среды. Это предполагает обеспечение физического, психического и социального благополучия воспитанников, что имеет важное значение в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1].

В соответствии со стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года [2] приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [3].

Так же документ раскрывает основные направления воспитания. Среди них — патриотическое и физическое воспитание.

Формирование здорового поколения является одной из важнейших стратегических задач развития страны. Это регламентируется рядом нормативно-правовых документов: Федеральный закон 273 «Об образовании в Российской Федерации» [4], «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ» [5], Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» [6], и т.д.

Патриотизм и формирующее его патриотическое воспитание являются теми понятиями и процессами, роль которых трудно переоценить. Данные аспекты можно рассматривать сразу с нескольких позиций — от педагогики до государственной политики, в рамках которой патриотическое воспитание обучающихся является одной из самых важных задач.

Достижение образовательными организациями результата, каковым является, прежде всего, выполнение стандарта образования, а также реализация основных стратегических направлений, которыми

являются патриотическое и физическое воспитание, не могут быть обеспечены без качественного физиолого-психоло-го-гигиенического сопровождения образовательного процесса, направленного на охрану здоровья и безопасность всех его субъектов.

Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы дошкольных образовательных организаций как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. В основу учебно-воспитательного процесса положены три принципа: «Здоровье — развитие — обучение», поэтому педагогическим коллективом должна проводиться большая работа по формированию патриотизма и устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни [7].

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня здоровьесберегающие технологии, здоровьесбережение и другие инновационные понятия стали активно внедряться в научно-исследовательский оборот при осмыслении проблем образования, воспитания, медицинского обеспечения детей образовательных организаций, в том числе и дошкольных.

В Стандарте особое внимание уделяется вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей приоритетной задачей является защита и укрепление физического и психического здоровья, включая их эмоциональное благополучие [1].

Отражение этому можно видеть в распоряжении правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [7], в котором содержится стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Данный документ описывает приоритетную задачу Российской Федерации в сфере воспитания, которая заключается в развитии высоконравственной личности, которая разделяет российские традиционные духовные ценности, обладает актуальными знаниями и умениями, и которая способна реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, а также готова к созидательной деятельности.

Это объясняется тем, что в основе могущества любого государства находятся проживающие в нем граждане. И от того, насколько в них развито чувство привязанности к Отечеству, желание его совершенствовать и при необходимости защищать, чтить традиции и обычаи, зависит существование самого государства. Благополучие любой страны, равно как и благополучие каждого ее представителя, находится в прямой зависимости от того, в какой степени ее жителями осознается ответственность за благополучие своей Родины, насколько они готовы принять участие в общем деле и с какими чувствами они это делают.

Патриотическое воспитание является одним из основных направлений в работе педагогов. В дошкольном возрасте активно накапливаются различные знания о жизни в обществе, взаимодействии друг с другом в процессе общения, происходит определение своего поведения по отношению к окружающему миру. Сформировать духовно развитого человека, который планирует связать свою судьбу с будущим родного края и страны, готового отстаивать интересы государства, выступает одной из основных целей в патриотическом воспитании ребенка [8, с.161—170].

В толковом словаре В. Даля [9] патриотизм определяется как «любовь к Отчизне». Тем самым, выделяется социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность подчинить ее интересам свои личные интересы.

Для реализации образовательных программ в контексте патриотического воспитания с использованием здоровьес-берегающих технологий в практической деятельности педагоги используют технологии и методы воспитания, способствующие: укреплению здоровья детей, усвоению детьми основных понятий о патриотизме; формированию знаний о культуре и традициях своего народа, о праздниках и памятных датах малой Родины.

В соответствии с той или иной Программой, осуществляется целенаправленная систематическая работа в области патриотического воспитания и здоровьес-берегающих технологий.

Русский исследователь С.С. Боткин трактовал здоровье человека в первую очередь как основную функцию адаптации и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. При этом нарушение и недостаточность данной функции он изучал как главную основу патологии [10, с.59-61].

Известный ученый В.М. Бехтерев вложил много сил в борьбу за совершенствование общества. Он связывал большие перспективы развития личности и общества в целом с охраной здоровья населения, улучшением условий его жизни, ростом общего благосостояния и повышением культуры. Особое внимание он уделял сохранению и укреплению здоровья детей. Его статья «Охрана здоровья детей» выражает комплексную систему решения этой проблемы, которая включала в себя целую систему гигиенических, биомедицинских, социальных и психологических мер. Основные проблемы физического и психического здоровья человека были интерпретированы В.М. Бехтеревым в аспекте его антиалкогольной кампании [3].

В то же время следует отметить, что в настоящее время существуют различные подходы к определению «здоровье». Большинство авторов, таких как Ю.А. Александровский, В.Х. Василенко, В.П. Казначеев, В.В. Николаева и др. относительно этого явления мы согласны друг с другом только в одном, что на сегодняшний день не существует единого и общепринятого, научно обоснованного определения здоровья индивида.

Если обратиться к зарубежному опыту в этой области, то следует отметить, что Ф. Перлз анализирует человека в целом, полагая при этом, что психическое здоровье напрямую связано со зрелостью личности, которая проявляется в способности четко понимать и осознавать свои потребности и мотивы, конструктивном поведении, здоровой адаптации к окружающему миру и способности брать на себя полную ответственность за себя. Другими словами,зрелая и здоровая личность является подлинной, спонтанной и внутренне свободной [12, с.6].

Исследователи Г.Л. Билич и Л.В. Назарова, основываясь на определение здоровья ВОЗ, считают важным добавить еще несколько факторов. Согласно исследователям, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а также способность человека адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды и естественному процессу сохранения, и, кроме того, отсутствие заболеваний и каких-либо физических дефектов.

Академик Н.М. Амосов считает в этой связи, что здоровье организма определяется количеством, которое может быть определено максимальной продолжительностью работы органов при сохранении основных качественных пределов их функций [7, с.16].

В.П. Казначеев определяет здоровье как процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной работоспособности, социальной активности с максимальной продолжительностью жизни.

Рассмотрев основные взгляды можно сделать вывод, что почти все исследователи отмечают характерное свойство здоровья, заключающееся в эффективной и оптимальной способности организма адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Далее мы рассмотрим основные характеристики такого понятия, как здоровый образ жизни. Так, российский исследователь Е.В. Касперович обращает внимание на то, что образ жизни включает в себя ведущую деятельность человека, которая включает трудовую деятельность, социальную, психо-интеллектуальную, двигательную активность, общение и разнообразные повседневные отношения [13].

Понятие «образ жизни» можно рассматривать в следующих аспектах, характер активности людей — интеллектуальная, физическая, сфера активности человека — трудовая и внетрудовая, виды активности — производственная, общественная, культурная, бытовая, физическая, медицинская и т.д.

Отсюда естественным образом следует вывод о том, что образ жизни напрямую влияет на здоровье человека, так же как

условия жизни косвенно влияют на состояние здоровья человека.

Обычно сам образ жизни довольно тесно взаимосвязан с образом жизни, уровнем, а также качеством и образом жизни. Эти понятия объединены следующими категориями:

• экономическая,

• социально-культурная — определяющая качество человеческой жизни;

• социально-экономическая — каков регулярный уклад жизни;

• социально-психологическая — каков стиль жизни человека.

Вышеперечисленные категории, по-видимому, являются ведущим каналом определения здорового образа жизни, который наиболее непосредственно влияет на состояние здоровья человека.

В целом здоровый образ жизни (далее — ЗОЖ) можно определить, как активную деятельность людей, которая направлена на улучшение и сохранение здоровья и качества собственной жизни.

В связи с этим отечественный исследователь Л.В. Кузнецова обращает внимание на то, что в нашей стране формирование и внедрение здорового образа жизни происходит очень медленно, и эффект от такого процесса пока минимален.

Из объективных причин такой картины, по ее убеждению, возможно выделить слабо развитую социально-экономическую основу формирования и последующего развития физкультурно-оздоровительного направления, явное несовершенство его структуры, отсутствие у большинства части населения семейных традиций в отношении постулатов здорового образа жизни; среди необъективных причин Л.В. Кузнецова выделяет определенную личностную неорганизованность (это пассивность, отсутствие умения конструктивно организовывать свой активный досуг, материально-бытовую неустроенность большого количества семей), а также недостаточную убежденность и грамотность, нестабильность мотивационно-потребностной сферы в двигательной активности [14, с.102].

Двигательная активность представляет собой необходимый обязательный компонент здорового образа жизни. Верное и регулярное сочетание различных

физических нагрузок в повседневной жизни ребенка тем самым обеспечивает улучшение приспособительных процессов в организме, увеличивает общую работоспособность, качественное и более активное восстановление после умственной и физической деятельности.

Без физического воспитания, которое включает в себя самопознание, формулирование целей и задач, прикладное внедрение личных планов и программ, невозможна реализация самого здорового образа жизни.

Конструктивное воздействие здорового образа жизни на личность детерминировано, с одной стороны, навыком ребенка определить действенную позицию по отношению собственного здоровья, а с другой — соответствовать данной позиции, регулировать и контролировать собственные действия и поступки основным требованиям здорового образа жизни.

При организации занятий по учебной программе «Здоровый образ жизни, жизненные навыки» для дошкольников Л.В. Кузнецова рекомендует брать за основу дидактический принцип сознательности и активности, позволяющий не только добиться систематического и осознанного отношения обучающихся к изучаемым вопросам, но и пробудить у них активный интерес и сформировать устойчивую причастность к своему здоровью и здоровому образу жизни [14, с.118].

Систематическое вовлечение воспитанников в аспектах сохранения и укрепления, и развития собственного здоровья — это, прежде всего, процесс эффективной социализации и воспитания, осознание высокого уровня психологического комфорта и гармонии, который формируется и совершенствуется с детства и на всю оставшуюся жизнь. Для формирования психологического и физического комфорта необходимы практические знания об основных законах собственного функционирования и развития своего тела, его взаимодействии с различными социальными компонентами.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИССКУССИЯ

Образовательная организация в условиях современной реальности обязана и вполне может являться значительным

этапом системной и конструктивной социализации подрастающего поколения нашего общества.

В недавнее время образовательная организация несколько сменила акценты расширить образовательное поле в ущерб воспитанию и здоровью, тем самым сформировав условия, не только разрушающие, но и создающие определенные негативные пороки. В итоге наше общество имеет не совсем здоровое поколение.

По мнению экспертов в данной проблематике, около 90 % современных детей обнаруживают те или иные отклонения в своем физическом либо психическом здоровье; 30—35 % детей, идущих в школу, уже имеют некоторые хронические болезни; за период обучения в образовательной организации в шесть раз увеличивается количество нарушений зрения и осанки, в пять раз возрастает число различных нарушений в области психического здоровья, в четыре раза возрастает количество обучающихся с различными болезнями органов пищеварения; а кроме этого, до 80 % юношей призывного периода именно по состоянию своего здоровья не готовы в службе в Вооруженных Силах РФ [4, с.47].

Принимая во внимание традиционную ориентацию нынешней системы здравоохранения на определение и лечение заболеваний, которая усилилась в связи с прогрессирующим социально экономическим разрушением общества, представляется очевидным, что медицина сегодня не может существенно повлиять на сохранение здоровья подрастающего поколения. И именно этот факт определяет прикладную необходимость поиска более эффективных путей и средств сохранения и развития здоровья.

Основными формами в дошкольной образовательной организации являются следующие направления оздоровительно-развивающей работы:

• приобщение детей к физической культуре и спорту,

• использование развивающих форм оздоровительной работы.

Формами организации здоровьесбере-гающей работы в ДОО:

• ежедневные физкультурные занятия;

• самостоятельная деятельность детей в течение дня;

• различные подвижные игры;

• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);

• двигательно-оздоровительные физкультминутки во время занятий и прогулки;

• физические упражнения и закаливание после дневного сна;

• семейные спортивные праздники;

• оздоровительные процедуры в водной среде.

Актуальные здоровьесберегающие технологии можно выделить в подгруппы:

Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Для создания благоприятных и комфортных условий по сохранению, укреплению, формированию и здоровьесбе-режению детей старшего дошкольного возраста, необходимо правильное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит гармоничное развитие детей.

Рассмотрев роль здоровьесберегающих технологий, можно увидеть, что все они могут быть задействованы в патриотическом воспитании детей, которое, в свою очередь, включает в себя средства для их эффективного развития.

Средства, направленные на повышение эффективности патриотического воспитания, можно подразделить на следующие группы:

• группа художественных средств — сюда относятся занятия музыкой, рисованием, чтение художественных произведений, просмотр видеороликов, которые способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка;

• самостоятельная деятельность воспитанников: трудовая деятельность, игровая деятельность, учебная;

• средства общения, которое выполняет функции формирования представлений о патриотизме. Выделяются методы патриотического воспитания. Методы патриотического воспитания в группе дошкольников можно подразделить на организацию практического опыта и формирование у детей нравственных представлений.

Подвижная игра — универсальная деятельность для патриотического и физического воспитания детей. Она также является одной из форм здоровьесбере-гающих технологий.

Репников П.Н. учитывает, что при проведении подвижных игр дети всегда увлечены, они имеют и наделяют детей эмоциональным зарядом, существует много различных вариантов проведение данных игр [16]. Они предоставляют возможность быстро искать решение двигательных задач, составляют целую систему. Опираясь на сюжет игры, дети сами свободно могут продумывать дальнейшую программу, тем самым развивать игровые действия, создавать различные сюжетные линии, со -временные формы движения. Это способствует исключению обыденных привычек повторения упражнений. Улучшает развитие творческой деятельности ребёнка, ввиду его самостоятельного осмысления и использования уже знакомых движений в различных условиях и обстоятельствах. Со временем общественное творчество ребёнка и воспитателя, ребёнка и педагога, организуемое взрослым, становится независимой деятельностью каждого ребёнка.

Наряду с оздоровительным влиянием игр и упражнений в естественных условиях исследовалось их влияние на совершенствование двигательных функций детей [17]. При проведении подвижных игр среди детей дошкольного возраста происходит формирование и развитие не только физических качеств ребёнка, но и дисциплине, дети обучаются прислушиваться к интересам коллектива или общества, в котором они находятся, нежели к своим.

Главными целями воспитатели или педагога является организация игры, контроль и проверка физического состояния каждого ребёнка, устремление и стимулирование усилий детей, предупреждение утомления. Лайзане С.Я. утверждает, что

игра водилась спутником человека с незапамятных времен. Современные русские ученые — педагоги, гигиенисты выявили значимость игры как деятельности, содействующей лучшим изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей многоплановое воздействие на формирование его личности [18, с. 160].

Маневренная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся четким и своевременным исполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению Марусевой И.В., «подвижная игра прибывает упражнением, путем которого ребенок готовится к жизни» [19, с. 624]. «Подвижная игра — сравнительно независимая деятельность детей, которая удовлетворяет надобность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил» [18, с. 12].

Большое влияние оказывают подвижные игры также и на умственное развитие каждого ребёнка, они учатся действовать по правилам игры, при изменении условий игры, дети учатся ориентировки и познанию окружающего мира. В процессе проведения подвижной игры у детей развиваются такие качества, как память, мышление, воображение, представления. Немалое значение имеют подвижные игры, для нравственного воспитания детей, установленные правила игры для каждого ребёнка как закон, каждый ребёнок безоговорочно выполняет, и следуют правилам игры. Дети стараются контролировать свое поведение, чтобы принести успех всей команде, вырабатывается воля ребёнка, а также его выдержку.

Подвижная игра возникла в древние времена. Различные виды фольклора многих стран свидетельствуют о том, что корни подвижных игр уходят в первобытно — общинный строй. Игры разных народов показывают сходство и разнообразие. Как утверждал Е. А. Покровский в своих исследованиях, подвижные игры были у всех народов на протяжении всего времени их существования. И как считает Н. С. Воловик, цель игры была не развлекательной, а практической. Человек с древних времен тесно связан с природой, поэтому главным предметом изображения в играх был мир растений и животных.

Так же прослеживается воспитательно — трудовая направленность древних игр, дети в игровой форме приобщались к труду взрослых.

Интересно высказывание П. Ф. Кап-терева о происхождении подвижной игры: «Прежде всего нужно помнить, что игра — это явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные» [20].

Подвижная игра также является одной из форм физической рекреации. Рекреация — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека [21]. Для детей дошкольного возраста комплекс подвижных игр составляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Для решения вопросов по развитию патриотических чувств у дошкольников как нельзя лучше подходит народная игра. Ведь через такую игру мы можем познакомить детей с традициями не только своего народа, создать интерес к народному творчеству, оказать влияние на характер отношения к своим друзьям, родственникам, незнакомым людям. В подвижных народных играх дети понимают, что главное не личное достижение, а успех команды. Создается определенный духовный настрой, воспитываются социальные качества. Эти игры основаны на опыте детей, их представлений об окружающем мире, явлениях природы. Во время игр произносятся речевки, считалки, которые рассказывают о культуре, традициях своего народа в них есть фольклорный текст, динамика движений. Знакомя детей с народной игрой, мы получаем всесторонне развитую личность, знающую и понимающую культуру своего народа. Воспитываем патриота своей Родины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Народные игры — это неотъемлемая часть воспитания. В игре дети проживают, проигрывают различные роли, развиваются физически и нравственно. Народные игры имеют многовековую историю: из глубокой старины дошли они до наших дней, хранимые и передаваемые из поколения в поколение, вбиравшие в себя все самое лучшее из национальных традиций.

Принципы введения подвижных игр в процесс воспитания и обучения:

• последовательное применение методов наглядности и демонстрации;

• применение возможности вариативного сочетания элементов игр (например, сначала дети учатся выбирать ведущего с помощью считалочек, а потом это становится неотъемлемой частью начала большинства народных игр);

• обязательное включение детей в анализ наблюдений за теми или иными объектами игры;

• донесение до детей правил проведения игры;

• включение родителей в организацию народных игр с детьми;

Для организации игры важны:

• системность (гармоничное соотношение всех элементов игры между собой, а также игр в целом в общей системе образования);

• универсальность (чтобы вместе со взрослым ребята могли трансформировать пространство для осуществления того или иного замысла);

• коллективное планирование и коллективная рефлексия проведенных мероприятий в сотрудничестве с родителями.

При проведении занятий было установлено, что на успех игровой деятельности влияет ряд факторов:

• чем младше дети, тем проще правила, которые усложняются постепенно за счёт новых элементов;

• первые игры должны быть с песнями, стихотворениями и обязательным примером, который показывает взрослый в роли ведущего, так как малышам ещё сложно полностью координировать все свои движения без наличия модели поведения;

• помещение перед игрой должно быть хорошо убрано и тщательно проветрено.

Народные подвижные игры являются важными формами в дошкольной организации для усиления интереса дошкольников к усвоению патриотических знаний и усилению проявления чувства ответственности за свою семью, детский сад, родной край, Родину (отношение к окружающей среде, забота о близких). В сотрудничестве с родителями и на основе коллективного планирования и коллективной рефлексии происходит повышение эффективности патриотического воспитания детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В комплексном подходе к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать здо-ровьесберегающие технологии. Одной из эффективных форм патриотического воспитания являются народные подвижные игры, которые соответствуют требованиям ФГОС ДО, рекомендованы федеральной образовательной программой и являются средством физической рекреации.

Умение воспитателей ориентировать педагогический процесс на патриотическое воспитание дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности позволит сформировать у воспитанников правильное отношение к здоровью и правилам его сбережения, позволит повысить активность и интерес детей к культуре здоровья, ответственность за собственное здоровье и здоровье других, обеспечит естественное становление здоровьесбе-регающей компетентности у детей дошкольного возраста.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента России № 468 от 20.04.1993 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации». URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/3365 (дата обращения: 28.09.2023).

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. Москва, 2016. 204 с.

3. Алюбаева Г.Н. Краткий обзор нормативной правовой базы современного состо -яния патриотического воспитания в России / Г.Н. Алюбаева // Молодой ученый. 2022. № 23 (418). С. 202-205.

4. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 28.09.2023).

5. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_22481/ (дата обращения: 28.09.2023).

6. Указ Президента России № 468 от 20.04.1993 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации». URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/3365 (дата обращения: 28.09.2023).

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756. pdf (дата обращения: 28.09.2023).

8. Сабодаш О.А. 3.1. Организация патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации / О.А. Сабодаш // Дошкольное и школьное образование и воспитание: опыт и инновации : коллективная монография / Е.В. Майстрович, И.С. Бубнова, М.Ю. Зубачева [и др.] ; ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2021. С. 161—170.

9. Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского словаря языка / В.А. Даль. URL: https://gufo.me/dict/dal (дата обращения: 27.09.2023).

10. Давиденко Д. Основы здорового образа жизни / Д. Давиденко // Основы безопасности жизни. 2003. № 3. С. 59—61.

11. Бехтерев В.М. Психология и педагогика. Избранные труды / В.М. Бехтерев. Москва : Юрайт, 2021. 286 с/

12. Ращупкина Ю.В. Зрелая личность: психологические подходы к исследованию / Ю.В. Ращупкина // Северо-кавказский психологический вестник. 2013. Т. 11. № 3. С. 24—27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zrelaya-lichnost-psihologicheskie-podhody-k-issledovaniyu (дата обращения: 28.09.2023).

13. Касперович Е.В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Е.В. Касперович // Здоровый образ жизни : сборник статей. Вып. 3 / ответственный редактор В.М. Киселев. Минск : БГУ, 2005. С. 5—6.

14. Кузнецова Л.Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки / Л.Ф. Кузнецова. Минск : Национальный институт образования, 2015. 144 с.

15. Высоцкая Т.А. Методологические основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса / Т.А. Высоцкая // Современные тенденции обновления профессиональной подготовки педагогов дошкольного и начального образования : монография / под редакцией Н.Г. Лаврентьевой, А.И. Улзытуевой, Н.М. Шибановой. Москва : Академия Естествознания, 2013. С. 47—60.

16. Репников П.Н. О выносливости / П.Н. Репников // Информационно методический бюллетень. 2015. № 3. С. 10—12.

17. Колесов В.И. Туристическое воспитание в дошкольных образовательных органи-зациях как основной фактор в здоровьесберегающем контексте / В.И. Колесов // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2023. № 2(18). С. 23—26.

18. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей : книга для воспитателя детского сада / С.Я. Лайзане. Москва : Просвещение, 2002. 160 с.

19. Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) : учебное пособие для вузов / И.В. Марусева. Москва ; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 624 с.

20. Каптерев П.Ф. Детская педагогическая психология / П.Ф. Каптерев. Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 1999. 331 с.

21. Козлова Ю.К. Подвижные игры как средство физической рекреации в условиях детского оздоровительного лагеря / Ю.К. Козлова // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России : материалы I Всероссийской с международным участием научной конференции (г. Алушта, 26—27 апреля 2018 г.) : сборник научных статей. Алушта : Ариал, 2018. С. 385-389.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.