Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ XXI ВЕКА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ПРОЕКТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Шевцова Л.А.

В статье представлен опыт кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования по подготовке учителей литературы к проектной деятельности. Приведены примеры эффективных проектов с использованием современных сетевых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Шевцова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN ACTIVITY OF A TEACHER OF LITERATURE IN THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE XXI CENTURY

The article explains the experience of department of information technology of Nizhny Novgorod Institute of Education Development of training of teachers of literature to the project activity. Gives examples of effective projects with use of modern network technologies.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ XXI ВЕКА»

Повышение квалификации педагогических кадров

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ XXI ВЕКА

Т. И. КАНЯНИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий НИРО tkanyanina@gmail.com

Е. П. КРУПОДЕРОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики НГПУ им. К. Минина krupoderova@gmail.com

Л. А. ШЕВЦОВА, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой информационных технологий НИРО kitdo.niro@gmail.com

В статье представлен опыт кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования по подготовке учителей литературы к проектной деятельности. Приведены примеры эффективных проектов с использованием современных сетевых технологий.

The article explains the experience of department of information technology of Nizhny Novgorod Institute of Education Development of training of teachers of literature to the project activity. Gives examples of effective projects with use of modern network technologies.

Ключевые слова: ФГОС, проект, информационная образовательная среда, проектная деятельность, сетевые технологии

Key words: FSES, project, information educational environment, the project activity, networking technologies

Сегодня приоритетным направлением образования школьников становится деятельность познания. Федеральный государственный образовательный

стандарт общего образования [5] нацеливает обучающихся на самостоятельное приобретение и применение полученных знаний.

Современное образование должно ориентироваться на формирование навыков саморазвития и самообразования, коммуникативных умений, системного и критического мышления, ответственности, рефлексии и самооценки. Это требует внедрения современных личностно ориентированных педагогических технологий, для которых характерны сотрудничество участников образовательной деятельности, сотворчество учителя и ученика, продуктивный диалог, индивидуальная поддержка ученика, свобода в принятии самостоятельных решений. Анализ характеристик личностно ориентированных педагогических технологий показывает их тесную связь с информационными технологиями, которые позволяют в значительной степени повысить качество образовательного процесса.

Связь педагогических и информационных технологий рассматривается как основополагающий фактор успешной информатизации образования в работах М. Ю. Бухаркиной, А. В. Могилева, М. В. Моисеевой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, О. Н. Шиловой, Е. Н. Ястребцевой и др. Предлагая множество идей реализации педагогических технологий с использованием компьютерной техники и интернета, большинство авторов согласны с тем, что ведущую роль в данном случае может играть проектный метод обучения, который носит своего рода интегральный характер, объединяет в себе многие идеи других педагогических технологий, рассматриваемых в контексте информатизации образования.

Говоря сегодня о современных подходах в обучении, мы вновь обращаемся к проектной деятельности, поскольку она изначально направлена на развитие ме-тапредметных навыков, формирование которых является одним из основных ре-

Проектная деятельность, как ни одна другая педагогическая технология, ориентирована, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий.

зультатов освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования.

Проектная деятельность, как ни одна другая педагогическая технология, ориентирована, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий. В ходе работы над проектом обучающиеся учатся планировать свою деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; проявлять инициативность и самостоятельность; осуществлять контроль собственной деятельности; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. В ходе проекта мы учим обучающихся оценивать эффективность способов достижения результата, выбирать оптимальный вариант и аргументировать свой выбор.

Проектная деятельность нацелена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, таких как:

3 готовность слушать собеседника и вести диалог;

3 готовность признавать возможность существования различных точек зрения; умение излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

3 умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

3 способность организовывать сотрудничество;

3 готовность конструктивно разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон.

Существует множество путей внедрения проектов в учебную деятельность. Не нужно использовать метод проектов для изучения каждой учебной темы, но когда его применение возможно, это значительно повышает качество обучения. Хорошо разработанный проект вовлекает учеников в решение содержательных, взятых из реальной жизни задач. Выполнение задач приучает учеников самостоятельно принимать решения и вкладывать

свои интересы и желания в создаваемые продукты и их представления [3]. В процессе исследовательской деятельности они в определенной мере контролируют пути достижения целей проекта. Учитель выполняет роль помощника и наставника. Ученики часто работают в группах, выполняя роли, которые наиболее соответствуют их индивидуальным особенностям. Это могут быть роли решающего проблему, принимающего решение, исследователя, документалиста [5].

Сегодня инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии. Они ориентированы на совместную онлайн-деятельность участников проекта, при которой ученики общаются друг с другом, с учителем, обмениваются опытом и создают совместные образовательные материалы в сети. Познавательная, творческая и учебная деятельность приобретает коллективный характер.

Сегодня учителю необходимы проектировочные умения и навыки, связанные с разработкой содержания и методик преподавания различных предметов, основанных на деятельностном подходе. Поэтому у учителей значительно повысилась мотивация в овладении проектной технологией с использованием современных сетевых технологий.

Кафедрой информационных технологий Нижегородского института развития образования реализуется курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века». Перед учителями, осваивающими данный курс, ставится задача разработки портфолио проекта по одной из учебных тем. Разработка проекта осуществляется в несколько этапов:

3 обоснование актуальности использования проектной технологии в данной учебной теме;

3 согласование темы проекта с феде-

ральными государственными образовательными стандартами;

3 формулировка целей проекта;

3 разработка вопросов, направляющих проект;

3 выбор исследовательских тем для групповой работы обучающихся;

3 обоснование использования тех или иных сетевых технологий;

3 подготовка документов формирующего и итогового оценивания;

3 подбор материалов по сопровождению проектной деятельности, осуществлению дифференцированного подхода.

Подчеркнем важнейшие, с нашей точки зрения, особенности обучения проектной деятельности учителей.

Учителя погружаются в среду, в которой на разных этапах разработки проекта по учебной теме они выступают как в привычной роли «учителя», так и в роли «ученика». Педагоги получают практический методический опыт создания учебных материалов и средств оценки на основе использования информационных технологий; практический опыт разработки дидактических заданий, учитывающих связь учебных предметов с внешним миром и включающих развивающие исследовательские задачи. Педагоги приобретают коммуникативный опыт работы в сотрудничестве (в парах, группах) и в обсуждении своих материалов.

Разрабатываются вопросы, направляющие учебный проект: основополагающий, проблемные, учебные. Основополагающий вопрос затрагивает ключевые идеи изучаемой темы, он уходит в глубину учебной дисциплины, на него нельзя ответить одним предложением. Формулирование такого вопроса предполагает наличие проблемных вопросов. Эти вопросы в свою очередь являются предметными и тематическими предпосылками к формирова-

Сегодня учителю необходимы проектировочные умения и навыки, связанные с разработкой содержания и методик преподавания различных предметов, основанных на деятельностном подходе.

нию ответов на основной вопрос темы. Вместе с тем они не имеют однозначного ответа и создают мотивацию учащихся к деятельности. Эти вопросы нацеливают весь проект на результат, направляют размышления учителя, а затем и учащихся на освоение содержания темы учебного предмета, то есть помогают реализовать именно учебный проект во всей его целостности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и программ учебных предметов [2].

Создается план оценивания по проекту, включающий текущее формирующее и итоговое оценивание, в котором субъектом оценочной деятельности является ученик. Оценивание закладывается в проект с самого начала. Формирующее оценивание направлено на оценку опыта и потребности учащихся; поощрения саморегуляции и сотрудничества; осуществления мониторинга прогресса учащихся; проверку понимания и поощрения мета-познания. Формирующее оценивание ученика, которое происходит и до и в ходе изучения учебной темы, предоставляет возможность учащимся показать их знания различными способами, а учителю — внести изменения в педагогический процесс и сохранить мотивацию учеников на выполнение задач проекта. Итоговое оценивание проводится по завершению проекта, демонстрирует знания, понимание и умения учащихся и может представить полезную информацию, если будет проведен анализ оценивания. В этом случае учителя могут определить сильные и слабые стороны проекта, провести его корректировку [2].

Учителя оформляют портфолио своих проектов в виде вики-статей (http:// wiki.iteach.ru), блогов (http://blogspot.ru) или сайтов (http://site.google.com) совместного редактирования.

Проектный метод с использованием современных сетевых технологий активно применяют учителя литературы Нижегородской области.

Кафедра информационных технологий уделяет много внимания послекурсовой поддержке своих слушателей, тому, чтобы авторы реализовали разработанные ими проекты в своих образовательных учреждениях. Для этого проводятся очные и дистанционные консультации, ве-бинары, тренинги, дистанционные мастерские. Темы некоторых мастерских: «Оценивание в проектной деятельности», «Облачные технологии в проектной деятельности», «Технологические приемы активизации познавательной деятельности учащихся в проекте».

Опыт нижегородских педагогов по использованию проектного метода с применением современных сетевых технологий описан в статье Е. П. Круподеро-вой [1], методическом пособии под редакцией Е. Г. Калинкиной [4], коллективной монографии «Чему и как учиться и учить в XXI веке» [6].

Проектный метод с использованием современных сетевых технологий активно применяют учителя литературы Нижегородской области. Приведем примеры некоторых проектов, разработанных учителями литературы.

Учебный проект «И если о любви пою — Она была моей мечтою», посвященный творчеству М. Ю. Лермонтова, учитель литературы школы № 190 Нижнего Новгорода М. И. Цой провела с учениками 10-го класса (адрес проекта: https:// sites.google.com/site/lubovlermontov/). Любовь —один из главных мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтова. Любовь к родным, Родине, женщине, любовь к жизни — эти темы являются традиционными в творчестве разных поэтов, но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особое звучание. Учащиеся искали ответ на основополагающий вопрос «Что такое любовь?». Проблемные вопросы проекта: «Почему М. Ю. Лермонтову в детстве так не хватало родительской любви?»; «Чем объяснить, что любовь к женщине в лирике поэта всегда окрашена в траги-

ческие тона?»; «Что "странного" в лермонтовской любви к Отчизне?»; «Что значит для М. Ю. Лермонтова жить?».

Для поиска ответов на эти проблемные вопросы учащиеся разделились на группы «биографов», «патриотов», «лириков» и «философов». Для представления результатов исследований ученики использовали онлайн-газету, видеоролики, слайд-шоу. Например, участники группы «биографов» создали совместную онлайн-газету с помощью сервиса http://wikiwall.ru/. В газете ученики рассказали о бабушке, матери и отце поэта, привели примеры стихотворных строк, отвечающих на их проблемный вопрос.

Группа «лириков» создала слайд-шоу из портретов любимых женщин М. Ю. Лермонтова, подобрала стихи поэта, наложила музыку (вальс А. Хачатуряна к драме «Маскарад»). Группа «патриотов» использовала для своего видеоролика рисунки поэта и романс «Горные вершины» в исполнении О. Погудина. Группа «философов» исследовала поэму «Демон». Было показано слайд-шоу из картин М. А. Врубеля.

Учителем подготовлены различные материалы в поддержку проектной деятельности: обучающие презентации по работе с различными интернет-сервисами, инструкции по созданию слайд-шоу, обработке звука и видео, большое количество полезных интернет-ресурсов.

Н. Ф. Мартынова провела с учениками 11-го класса школы № 134 Н. Новгорода учебный проект «Такие рукописи не горят» (адрес проекта: http://goo.gl/gRCxDv).

Основополагающий вопрос проекта: «Как отличить добро от зла?». Проблемные вопросы проекта: «М. Булгаков. Какова проблема творчества и судьбы художника?»; «Является ли роман "Мастер и Маргарита" антирелигиозным?»; «Каково значение творчества писателя в литературном процессе XX века?». Были организованы группы «биографов», «исследователей» и «библиографов». Резуль-

таты исследований учащиеся оформили с помощью презентаций, вики-статьи, книжной выставки в школьной библиотеке. Была подготовлена электронная книжная выставка в виде совместной презентации. Каждый слайд был посвящен одному произведению М. А. Булгакова. Также в ходе работы над проектом ученики познакомились с другими произведениями писателя.

Осенью 2014 года состоялся Всероссийский конкурс мультимедийных разработок по русской поэзии XIX—XX веков «Поэзия — моя держава, Я вечный подданный ее» среди педагогов, использующих мультимедийный поэтический контент в учебной работе. Победителем в номинации «Образовательный проект» стала И. А. Борякова, учитель русского языка и литературы школы № 160 Нижнего Новгорода. Она разработала проект «Трагедия народа и поэта в поэме Анны Ахматовой "Реквием"» (адрес проекта: http://goo.gl/8QJ62J). Проект направлен на формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся, воспитание уважения к ценностям демократического общества, формирование чувства патриотизма и гражданской ответственности за свой выбор, умение отстаивать активную жизненную позицию.

Основополагающий вопрос проекта: «Что такое память?». Проблемные вопросы проекта: «Зачем помнить то, что причиняет боль целому народу?»; «Почему трагедия страны стала личной трагедией Анны Ахматовой?»; «Реквием: плач или призыв?»

Знакомство с проектом педагог начала с «мозгового штурма» с помощью вводной презентации. Учащиеся пытались ответить на вопросы: «Почему возникает желание забыть какие-либо события из собственной жизни?»; «Были ли в исто-

Осенью 2014 года состоялся Всероссийский конкурс мультимедийных разработок по русской поэзии XIX—XX веков «Поэзия — моя держава, Я вечный подданный ее» среди педагогов, использующих мультимедийный поэтический контент в учебной работе.

рии нашей страны события, которые хотели бы забыть их непосредственные участники?»; «Что такое память?». Далее ученики рассуждали о том, зачем помнить то, что причиняет боль целому народу, разделились на группы для проведения исследований.

Одна из групп подготовила вики-ста-тью, в которой анализируется жизнь Анны Ахматовой и ее близких в годы «большого террора». Вторая группа выполнила гипертекстовое оформление поэмы. Участники третьей группы представили презентацию, рассказывавшую о годах репрессий. Педагог подготовила материалы по формирующему и итоговому оцениванию: контрольные листы и оценочные формы, а также большое количество материалов по сопровождению и поддержке проектной деятельности.

Среди финалистов и участников Всероссийского конкурса: С. С. Музычук — учитель русского языка и литературы Нижегородского областного училища олимпийского резерва (техникума) имени В. С. Тишина с проектом «Певец русской души» (http://goo.gl/fSsZnV), посвященным творчеству С. Есенина; Л. Ю. Долгуно-ва — учитель школы № 15 Заволжья с проектом «И все мне песня слышится» (http://goo.gl/ZsGJOM), посвященным лирике Н. А. Некрасова; М. Н. Потапова — учитель школы № 98 Нижнего Новгорода с проектом «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (http://goo.gl/cTzZyC), посвященным теме дружбы в лирике А. С. Пушкина.

В Год литературы в России многие педагоги разрабатывают проекты, посвященные литературе и чтению. Например, М. В. Боб-кова и Л. С. Корсукова из Нижегородского техникума отраслевых технологий во время обучения на курсах повышения квалификации в НИРО разработали проект «Год литературы на уроках информа-

Ученикам предлагалось провести социологический опрос среди молодежи и старшего поколения и выяснить, кто в каком возрасте какие книги читает.

тики» (http://goo.gl/Rf4Dl7). Они поставили своей целью повышение интереса школьников к чтению классической и современной литературы с помощью современных информационных технологий. Авторы сформулировали для учеников проблемный вопрос: «Как интернет-технологии могут помочь привлечь внимание к литературе?». Ученикам предлагалось провести социологический опрос среди молодежи и старшего поколения и выяснить, кто в каком возрасте какие книги читает. Результаты были представлены с помощью графиков и диаграмм. Ученики заполнили совместную Google-таб-лицу «Поделись книгой» (своеобразный совместный читательский онлайн-днев-ник).

Нами приведены некоторые примеры учебных проектов по литературе. Продемонстрировано, что проектная деятельность на основе использования информационных технологий для учителя — это возможность применять на практике современные педагогические и технологические разработки; повысить свою ИКТ-компетентность; организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей обучающихся, при котором они ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве, следуют нормам авторского права, используют предоставленные им инструменты информационной деятельности для достижения учебного результата. Также это возможность для профессионального роста, анализа своей педагогической деятельности, в том числе через сетевое сотрудничество с коллегами.

Таким образом, эффективность работы кафедры информационных технологий в формировании проектировочных умений учителя подтверждается активным использованием педагогами проектной деятельности в школах через трансляцию изученной методики; победами в различ-

ных конкурсах проектов; участием большого числа нижегородских учителей и школьников в различных сетевых проектах регионального, общероссийского и

международного уровней; разработками учителями авторских учебных и сетевых проектов самого разного уровня, вплоть до международного.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Круподерова, Е. П. Подготовка педагогов к проектной деятельности в информационной образовательной среде / Е. П. Круподерова // Нижегородское образование. — 2012. — № 3. — С. 78—81.

2. Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века : учебное пособие / авт. адаптации: Л. И. Кобцева, Е. П. Круподерова, С. М. Конюшенко [и др.]. — 10-е изд., перераб. — М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 168 с.

3. Разработка эффективных проектов //URL: http://educate.intel.com/ru/ProjectDesign.

4. Реализация образовательной модели «1 ученик : 1 компьютер» в условиях внедрения ФГОС : методическое пособие / под ред. Е. Г. Калинкиной. — Н. Новгород : НИРО, 2014. — 212 с.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования //URL: минобрнауки. рф/документы/543.

6. Чему и как учиться и учить в XXI веке : из опыта реализации программ Intel в Нижегородской области : коллективная монография / Е. Г. Калинкина, Т. И. Канянина. Е. П. Круподерова [и др.]. — Н. Новгород : НРЛ, 2009. — 120 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н. В. БЕЛИНОВА, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина belinova@mail.ru

Статья посвящена актуализации вопросов литературного образования детей дошкольного возраста. Автор рассматривает это направление работы с детьми как систему, самостоятельное направление обучения и воспитания детей наряду с речевым развитием, экологическим воспитанием и т. д. Определено место и роль художественного слова в системе образования, перечислены задачи, методические принципы, методы и формы ознакомления детей с художественной литературой.

The article is devoted to mainstream literary education of preschool children. It's an attempt to consider this line of work with children as a system, independent direction of children training, along with speech development, environmental education, and so on. The place and role of literature in the education system are the problem , as well as methodological principles , methods and forms of children's introduction to fiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.