_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
появляется у самок в период откладки яиц, этот токсин может принести существенный вред здоровью.
Значительное количество анкетируемых, и студентов, и школьников совершенно не представляют, что в нашей области живёт 7 видов полозов, что водяной уж не имеет светлых пятен, т.е. увидев змею, большинство считают её гадюкой и либо стараются просто уйти, что конечно разумно, но очень многие стараются убить этих очень полезных и малочисленных животных.
Таким образом, преподавание зоологии в школе и преподавание зоологии в вузе недостаточно ориентировано на реальную жизнь. В отношении со студентами это происходит ещё и потому что ещё 10 лет назад у студентов пединститута 1го курса была Зхнедельная полевая практика за пределами города по зоологии беспозвоночных, и на 2ом курсе такая же практика по зоологии позвоночных. В настоящее время эти практики сильно урезаны, финансирование сокращено, поэтому полевые практики нередко проводятся в аудиториях.
Таким образом, мы считаем. Что крайне целесообразно вернуть в школу предмет «Региональная экология», что возможно при сокращении часов на биологию, ОБЖ, удалив избыток сложных терминов, понятий, избыток информации и повторов по отдельным темам. А студентам-биологам вернуть полноценные полевые практики, так как значительную часть информации можно получить из учебников, а умение распознавать животных в природе, приобрести практические навыки можно только во время полевых практик. В школах же учителям биологии и ОБЖ при прохождении соответствующих тем целесообразно обращать внимание на ядовитых животных и на ядовитые растения, возможно проведение внеклассных мероприятий по этим теме, например, викторины, игры «Что, где когда», связанные с особенностями местной флоры и фауны.
Список использованной литературы:
1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс. М.: Просвещение 2012. С. 121-123, 148-149
2. Фролов М.П. , Шолох В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс М.: Астрель, 2013. С.148-154
© Мягкова Ю.Я., Мастафа Ю.В., 2016
УДК 37.026
Мягкова Юлия Яковлевна
канд.биол.наук, доцент ЮФУ г.Ростов-на-Дону, РФ [email protected] Чуваев Александр Юрьевич магистрант ЮФУ г.Ростов-на-Дону, РФ [email protected]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ
Аннотация
Статья посвящена проблемам, с которыми столкнулись авторы при введении относительно новой формы преподавания и воспитании «Школьный исследовательский проект» в 4-5х классах общеобразовательной школы. Недостаточная подготовленность учителей, непонимание этой формы обучения родителями, отсутствие определённых часов на индивидуальную работу с учащимися препятствует внедрению этой прогрессивной формы обучения.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Проектная деятельность учащихся, проектный подход.
Исследовательские проекты постепенно всё больше становятся одной из обязательных форм обучения школьников. Стандарт второго поколения построен на основе системно-деятельностного подхода. Целью проектов является не только формирование знаний, повышения интереса к учёбе, но прежде всего воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности, предприимчивости. Проекты - это принципиально новая форма обучения, при которой инициатива должна исходить от ученика. Учащиеся не получают готовые знания, а добывают новые знания, путём экспериментов, проб и ошибок, они делаю пусть маленькие, пусть личные, но открытия.
Проектный подход - это очень сложно для ученика и ещё сложнее для учителя. Очень сложно научить выдвигать гипотезы, находить методы исследования, обобщать полученные результаты, делать выводы. Проектное обучение имеет очень большой смысл, разумеется, данная технология должна использоваться наряду с другими видами обучения. В различных методических руководствах указывается, что именно в младшем школьном возрасте следует вовлекать школьников в проектную деятельность. Тогда уже в четвертом классе школьники вполне в состоянии выполнить достаточно сложные проекты, как групповые, так и индивидуальные.
Второй год я являюсь консультантом по проектной деятельности среди учащихся четвёртых и пятых классов в одной из школ г. Ростова-на-Дону, мне помогает мой магистрант, соавтор данной статьи. Групповые минипроекты систематически проводятся учителями в классах начальной школы, например, на уроке математики при изучении темы: «Прямоугольник, площадь прямоугольника». Учащиеся вначале в своей тетради проверили стандартную формулу, нарисовав прямоугольник, закрасили каждый квадратик и провели их подсчёт, затем выполнили ту же работу коллективно. Расчертили пол класса мелом на квадраты, подсчитали, убедились, что формула верна. после этого рассчитали площадь обоев, необходимых для оклейки стен класса. Уточнив в Интернете стоимость обоев, написали письмо директору школы, обещав не рисовать на обоях, чтобы не было необходимости переклеивать их во время ежегодного ремонта, а сохранённые деньги использовать на экскурсию. Таким образом, дети к четвёртому классу уже были подготовлены в определённой степени к проектной деятельности.
В нашей школе было решено, что каждый из учащихся в 4ом и в 5ом классе в обязательном порядке выполнит самостоятельный проект. Идея совершенно правильная. Но вместе с тем возникло огромное количество проблем, которые мы пытаемся решить второй год. Прежде всего - это отсутствие определённого времени, в течение которого учитель мог бы подобрать темы, обсудить задачи, провести консультирование по ходу проектов. С целью активизации проектной деятельности, оказания помощи учителям и учащимся, пригласили меня в качестве консультанта. Проблем, с которыми сталкиваются учителя, да и сами школьники при выполнении проектных заданий оказалось крайне много. Пытаясь разобраться в этих проблемах, хотелось бы перечислить основные их них и возможные пути их решения.
Не понимание смысла термина «проектная деятельность». Школа в которой я провожу консультирование - одна из лучших в городе. Вместе с тем более половины учителей воспринимали проекты как рефераты, соответственно рекомендовали темы учащимся, по которым чрезвычайно сложно выполнить исследования. Списки таких тем публикуются на разных сайтах. Например «Государственный флаг России». Провести исследование по этой теме сложно, значительно проще открыть Интернет или Детскую энциклопедию и списать всю информацию, в лучшем случае немного перефразировав книжный текст. Попытки объяснить ситуацию были почти безуспешными. Руководство школы организовало учебно-методическое занятие, на котором в начале было разобрано, что же такое проектная деятельность, а потом проведён мастер-класс. Учителя анализировали работы, которые были представлены на конкурс, затем учились формулировать задачи работы и предполагаемые выводы. Вместе с тем и по прошествии года определённой части учителей очень сложно разобраться в понятии «проектная деятельность»
Таким образом, наиболее сложными проблемами являются ошибки самих учителей, у которых нет соответствующей подготовки, краткосрочные семинары как правило не решают всей проблемы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Родители не понимают значения данного метода обучения. Эта проблема не снята в настоящее время. Многие из родителей, считают, что школьники и так перегружены, что ряд поделок и других творческих домашних заданий они выполняют за детей, и что и проекты будут делать родители, а не учащиеся. Не смотря на многочисленные объяснения, просьбы не мешать учащимся проявить самостоятельность, некоторые родители самостоятельно находили в Интернете готовые работы или, что ещё хуже платили, чтобы работы были выполнены на заказ. К сожалению, целый ряд родителей нам не удалось переубедить - не мешать делать ошибки. Не мешать учиться. На данный момент у нас это самая сложная задача, убедить родителей не мешать детям.
Поиск значимой для ребёнка темы проекта. Беседы со школьниками о выборе темы часто заходит у меня в тупик: «Хочу про моего кота», «я занимаюсь танцами. Хочу про танцы». Объяснить и убедить чрезвычайно сложно. Кота можно исследовать, его врождённые и приобретённые рефлексы, но эти эксперименты сложны в постановке, длительны. Спортом занимается в нашей школе практически каждый второй, но попытки разработать проектные задания, подобрать методику исследований чрезвычайно сложно: тренер не будет ждать пока один из спортсменов померяет у себя и у товарищей пульс после разминки. Большинство подобных тем сводится к тому, что школьник хвастается грамотами и кубками и призывает всех заниматься спортом.
Ученику 4 класса родителями была предложена тема, касающаяся его прадеда - Героя Советского Союза. Но так как прадеда уже нет в живых, а близкие его родственники, которых можно было бы опросить живут далеко, то родители находят простой вариант - Интернет. Возникает конфликт, ребёнку не интересно, не понятно, зачем переписывать готовый текст. После продолжительного конфликта, происходящего в семье, отказа от ряда предлагаемых тем, совершенно случайно, наблюдая совместно с отцом за струями дождя, было решено провести ряд опытов с водой. Мы подобрали простейшие эксперименты. Ученик блестяще выступил на школьной конференции, показал опыты, теперь мечтает о выступлении на городской конференции МАЮИ (Малая Академия Юных исследователей).
В настоящее время мы начали создавать свою базу проектных заданий. Кратко характеризуем темы, показываем отдельные задачи и намечаем пути их решения. Это не лучший вариант, но во время перемены не удаётся обсудить с каждым в деталях цели работы, задачи, методики и прочее, а после уроков многих забирают родители или они идут заниматься к секции, кружки.
Недостаточная компетентность учителя в темах проектов. Разумеется, всё знать невозможно. Поэтому целесообразно предлагать те темы, которые известны самому учителю. Так стандартная тема «Витамины». С одной стороны здесь сложно проведение каких-либо экспериментов, с другой стороны руководитель явно недостаточно знала о витаминах, не предполагала, что передозировка витаминов приводит к онкологическим заболеваниям, соответственно ученик делает выводы, что чем больше ешь витаминов, тем будешь здоровее. Или проект на тему «Городские птицы». Оценивая экологическое значение птиц, школьница пишет, что синицы питаются насекомыми-паразитами, что воробьи считаются вредителями, так как они питаются семенами растений, вороны вредны в городе, так как разносят мусор, а голуби полезны, распространяют семена. Разумеется, подобные ошибочные выводы не допустимы
Формулирование цели и задачи работы. Ряд школьников совместно с кем-либо из взрослых формулирует цель работы и её задачи. Но затем о целях и задачах забывает и вся работа, и выводы не вытекают из проведенных исследований. Стандартные задачи, которые чаще формулируют учащиеся: изучить литературу - не удачно, невозможно изучить всю литературу, потом не понятно что значит «изучить»; «развивать познавательную и творческую компетенцию школьников», «выяснить является ли спорт частью здорового образа жизни», таким образом очень важно обратить внимание на правильность формулирования задач исследования
Отсутствие мониторинга Школьники не умеют распределять время, Многие начинают делать проект за неделю до подведения итогов. Грамотно организованный мониторинг проекта - позволяет успешно управлять процессами подготовки проекта. К сожалению, мы пока не нашли понимания этой необходимости у дирекции школы. Беседа с учащимися на переменах о проблемах, степени готовности проектов не приносит желаемых результатов. Необходимо 2 часа учебного времени, в конце каждого месяца, чтобы заслушать
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х
промежуточный отчёт о ходе исследования. Проекты в нашей школе выполняются с сентября до середины декабря. Разговор на шумной перемене и отчёт перед классом и 2-3мя преподавателями это принципиально разные вещи.
Форма отчёта. В середине декабря на сдвоенном уроке каждый из учащихся используя презентацию рассказывает о своём проекте. Ребята с большим удовольствием докладывают результаты работы, охотно отвечают на вопросы. Но так как они привыкли к оценкам, то они очень разочарованы, что в дневниках и журналах не появляются соответствующие оценки. Мотивация после отчётной конференции резко снижается, не завершённые проекты не доделываются. Авторы лучших работ будут выступать на ДАН ЮИ, но отстающие, не успевшие выпонить проект приобретают нехороший опыт, не доделал и тем лучше.
Оформление работы. Здесь нередко вмешиваются родители, которые считают оформление работы, соблюдение полей, красной строки, определённого размера шрифта и т.д. не обязательным. Как показывает практика учащиеся 4х классов легко воспринимает эти минимальные требования к оформлению работы. А с точки зрения родителей сейчас на ошибки обращать не будем, а в следующем году будем переучиваться. Как известно понятие «динамический стереотип» очень важное понятие. Значительно легче научить, чем потом переучивать.
Таким образом, представляется очень важным разработать единые критерии для проектных работ: время проведения, формы промежуточного контроля и формы отчёта, объем, требования к оформлению, и ряд других показателей
© Мягкова Ю.Я., Чуваев А.Ю., 2016
УДК 378; 800
Нарыкова Ольга Николаевна
канд.пед. наук, доцент каф. иностр. яз. и проф. коммуникации Курского государственного университета
г. Курск
Е-mail: olganarykova@mail. ru
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДЕЛОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО
ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена изучению актуальной проблемы современного языкового образования -определению основных проблем формирования коммуникативной культуры будущих бакалавров профиля подготовки «История международных отношений» (41.03.05). Автор статьи детально останавливается на рассмотрении основной системы методов и условий, оптимизирующих становление навыков делового профессионального общения обучающихся данного профиля подготовки, а также технологической стороне процесса, обеспечивающей высокий уровень результативности языкового образования.
Ключевые слова
Деловое общение, дипломатические кадры, профессиональное образование, профессионально значимые качества, профессиональное взаимодействие.
В связи с вхождением России в Болонский процесс образовательная ситуация в плане подготовки будущих дипломатов изменилась, поскольку возросла потребность государства в высококвалифицированных дипломатических кадрах, готовых активно участвовать в поддержании